Баллады Э. По в переводе В. Брюсова
В творчестве В. Брюсова баллады тоже составляют значительный, но недостаточно выявленный и исследованный пластбалладная концепция, русского поэта, отличавшегося склонностью к теоретическому осмыслению, также не изучена. Проведенное нами исследование многочисленных образцов баллады в оригинальном творчестве Брюсова показало прежде всего разносторонность его жанровых представлений о балладе…
ДиссертацияДиалектика преемственности в северокавказской поэзии: На примере балкарской поэзии
Типологические сближения, конвенгенции между литературами разных народов, эпох, международные литературные связи изучены, конкретизированы влияния и заимствования. Преломление жанрово-стилевых особенностей пушкинских, лермонтовских, тютчевских, фетовских, некрасовских, блоковских, есенинских, цветаевских, ахматовских поэтических текстов в творчестве балкарских поэтов. Использован при этом…
ДиссертацияКарачаево-балкарская поэзия 1940-1980-х гг. в историко-культурном контексте северокавказской литературы
Искусство, в каких бы формах оно не проявлялось, всегда влияло и влияет на все сферы социально-культурной и общественной жизни, на бытие человека и его сознание. Художественная литература как одна из форм искусства вполне может выступать онтологическим аргументом, одним из моментов связи категорий бытия и творческого мышления карачаевских и балкарских писателей и поэтов, которые художественно…
ДиссертацияИсториософский текст русской революции в художественной литературе и публицистике ХХ века
Между тем, это вовсе не означает, что сами историки полностью свободны от «априорных» историософских представлений, довлеющих им: «По-видимому, в каждом историческом описании реальности действительно существует нередуцируемый идеологический компонент». Так или иначе, историк должен иметь представление о том, как движется история, кто или что является субъектом исторического процесса, что именно…
ДиссертацияГоголевская традиция в русской фантастической прозе начала XX века
С публикацией романа «Мастер и Маргарита» хронологически совпадает начало нового этапа развития гоголевской фантастической традиции в советской литературе. Его отличительной чертой является прежде всего ориентация на поэтику «Вечеров на хуторе близ Диканьки», для которой характерны фольклорно-бытовые образы нечистой силы, сельская тематика, народный юмор, сказовость. Источником традиции…
ДиссертацияХристианские основы мировосприятия и изображения героя в произведениях Ф.М. Достоевского
Не все было неверно в том, что говорили о Достоевском при его жизни, но все было неизменно мелко, частично, ничтожно" (Горнфелъд А. Г. Два сорокалетия // Горнфельд А. Г. Боевые отклики на мирные темы. Л., 1924. С. 249). Мережковский писал о людях из окружения Достоевского: «<.> это люди в высшей степени вежливые, почтительные к памяти покойного, даже слишком почтительные, и всего менее способные…
ДиссертацияХудожественное творчество А.С. Суворина в контексте историко-литературного процесса второй половины XIX — начала XX века
Не предназначенный Сувориным для публикации дневник представляет собой ценное для истории России, ее политики, литературы, журналистики и театра собрание свидетельств журналиста. Кроме поденных записей, дневник A.C. Суворина (он вел его не постоянно) включает воспоминания автора, фрагменты писем, статьи и наброски к литературным произведениям. Первое издание дневника относится к 1923 году…
ДиссертацияЛезгинская поэзия 80-90-х годов XX столетия: Система лирических жанров
Этот многовековой этап развития лезгинской поэзии заканчивается во втором десятилетии XX века, когда в Дагестане, как и во всей стране, после гражданской войны победила Советская власть. В связи с ее установлением национальная поэзия делает резкий переход на западный путь развития. При этом она не порывает связи с восточными поэтическими традициями. В первые и последующие годы Советской власти…
ДиссертацияМотив зеркала в художественной системе В. Набокова: На материале русской прозы
И в заключение нашего обзора обратимся к работе Г. Хасина «Театр личной тайны». Особый интерес представляет обращение автора к проблеме взгляда в набоковских текстах. Ощущение взгляда испытывают, по мысли, Г. Хасина, практически все герои В. Набокова, писатель выстраивает мир, в котором все находится под пристальным наблюдением: «Мир у Набокова наблюдает. Описание не просто представляет…
ДиссертацияМузыкальные образы в русской лирике начала XX века
С эпохой Ренессанса русский Серебряный век роднит ещё и особая многогранность талантов художников (М.Кузмин — поэт и музыкант, В. Маяковский — поэт и художник, Б. Пастернак — поэт, прозаик, музыкант и художник и др.). Это также явилось воплощением общего для той эпохи стремления к художественному синтезу. Так, внутренняя связь музыки с другими видами искусства проявилась в творчестве художника…
ДиссертацияМифология личности Сергея Есенина: Миф поэта и миф о поэте
Определение объекта (материала) исследования в нашей работе является проблематичным, так как существует заведомое несоответствие между предметом исследования — мифологическим содержанием личности и «немифологическим» материалом, на основе которого происходит реконструкция. В зависимости от уровней исследования мифологии личности С. Есенина: 1) изучения мифологической картины мира на материале…
ДиссертацияПроблемы детской литературы в азербайджанской советской поэзии (на основе творчества Мехти Сеидзаде)
Диссертация имеет как теоретическое, так и практическое значение. Она имеет определенное значение в аспекте изучения истории азербайджанской советской литературы и современных процессов, дополняет новыми фактами и аспектами историю азербайджанской детской литературы. Тем более, что проблемы детской советской литературы в Азербайджане еще недостаточно изучены, а творчество М. Сеидзаде до сих пор…
ДиссертацияОбновление эпической традиции в адыгейском историческом романе двух последних десятилетий XX века
Роман в новеллах Н. Куёка «Вино мертвых» опирается на фольклорно-эпическую традицию, присущую новеллам И. Цея, Ю. Тлюстена, А. Евтыха, Т. Керашева. Вместе с тем, «Вино мертвых» по структуре и жанровым признакам — исторический роман нового типа, включающий в художественный синтез на повествовательнойоснове разножанровые образования сказового, стихотворного и драматургического строя…
ДиссертацияПроза А.К. Толстого
Проза Толстого представляет большое разнообразие жанровых форм и художественных решений. В ней раскрывается осмысление писателем современной российской действительности и национально-исторического прошлого, поднимаются вечные вопросы любви, добра, справедливости, веры, творчества. В то же время, являя жанровое разнообразие, проза Толстого отличается внутренним единством. У писателя не было…
ДиссертацияРоль литературного перевода в модернизации культуры: На материале сефардской беллетристики в Османской империи на рубеже XIX — XX вв
Итак, если исключил, из рассмотрения очень немногочисленные переводы в узком смысле эюг-: олова, становится понятным, что отделить «переводы» от «оригинальных» текстов не только невозможно, но, что еще важнее, сама попытка установи и. подобное разграничение методологически неоправданна и не может дать г нкаких результатол. В сущности, уже сам по себе вопрос свидетельствует, что р. большинстве…
ДиссертацияСпецифика пространственно-временной организации русскоязычных романов В.В.Набокова («Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь»)
Особое пространство и особое чувство времени связаны у В. Набокова не только с ощущением времени и его переживанием. Так возникают в творчестве В. Набокова символы иного пространственно-временного континуума — суть трансцендентального мира: «всевидящее око», «сверхсознание» («сверхчувственное прозрение мира»), тень и зеркало. Зеркало у В. Набокова — окно в другой мир — мир потусторонний…
ДиссертацияРусская поэма конца XIX-начала XX века: Проблема жанра
Поэты рубежа веков смело экспериментировали на всех уровнях художественной системы, создавая своеобразный разножанровый язык эпохи. Внимательно приглядевшись к окружающему миру и глубинам человеческого духа, они отыскали и открыли будущим эпохам необычайные возможности лирического рода, обогатив его эпическим размахом и драматизмом конфликтов. Пройдя определенный путь, В. Брюсов, А. Блок, С…
ДиссертацияСтановление и развитие карачаево-балкарской авторской поэзии второй половины XIX — начала XX века
Брагинский И. С. Проблемы типологии средневековых литератур Востока: Очерки культурологического изучения литератур. М.: Наука, 1961.-386 с. Народов Дагестана дооктябрьского периода: Типология и своеобразие художественного опыта. М.: Наука, 1982.-527 с. Биттирова Т. Ш. Религиозная культура и литература карачаево-балкарцев. Карачаевск: Изд.-во КГЧПУ, 1999. — 66 с. Гацак В. М. Устная эпическая…
ДиссертацияСтратегии чтения в контексте художественного повествования
Чтение романа К. Вагинова «по именам», т. е. с ориентацией в потоках имен, возникающих на страницах романа в аллюзиях, через мотивную структуру, с попыткой разобраться в их метаморфозах и сочетаниях, приводит к мысли, что имя здесь является способом художественного мышления и организует игру смыслопорождения в дискурсе. А особенности поэтики имени у К. Вагинова позволяют сделать вывод о том, что…
Диссертация«Свое» и «Чужое» в прозе А.И. Куприна
Однако концептуально-культурологическое направление в литературоведении сегодня является поводом и для острых дискуссий. Например, в работах Л. В. Поляковой отмечается «некая назойливость термина, <.> бесцеремонность в его употреблении молодыми исследователями». Проблема целесообразности применения термина «концепт» при анализе художественного произведения была вынесена на заседание…
ДиссертацияПрирода в «Дневниках» М.М. Пришвина
Автор данной работы полагается на теоретические суждения о сути и формах пейзажа, которые высказаны классиками отечественного литературоведения. О роли изображения природы в романах М. Шолохова писал А. Ф. Бритиков,. История отношения к натуральной среде в первой половине XIX века отражена Е. Н. Купреяновой в монографии об эстетике Л. Н. Толстого: в главе о природе ею проанализирована роль…
ДиссертацияТрадиции поэтики И.С. Тургенева в русской литературе XX в. (Б.К. Зайцев, К.Г. Паустовский, Ю.П. Казаков)
В статье «Современное литературоведение о соотношении реализма и романтизма в русской литературе» (1975) Н. А. Гуляев и И. В. Карташова указали на два аспекта изучения соотношения реализма и романтизма: на гносеологический, о котором речь шла выше, и на исторический. Исторический аспект появляется при изучении возникновения реализма. Процесс рождения реализма связан с преодолением «отвлечённого…
ДиссертацияЖанровое своеобразие литературной сказки рубежа XIX-XX веков: «Посолонь» А.М. Ремизова — «Пак с Волшебных Холмов» Р. Киплинга
Исследования вопроса ю своеобразии жанра сказки и ее места в системе эпических жанров явились одним из звеньев общей теории А. Н. Веселовского о сравнительно-историческом методе анализа, в отличие от принципов мифологической школы. Сказка рассматривается им и под углом зрения ее соотношения с мифом, и в единой системе эпических жанров, «народной поэзии», которая «обнимает и сказку, и песню…
ДиссертацияТворчество Катрин Колом в контексте европейских литератур
Целая группа писателей франкоязычной Швейцарии сознательно ориентирована на бытописание. Их героями становятся благочестивые крестьяне, простые люди, навсегда привязанные к маленькому клочку земли. Заблудшую, мятущуюся душу способны спасти лишь трудолюбие, верность обычаям прошлого, созерцание красоты родного края. Природа будто становится защитницей нравственности мира, источником жизненных сил…
Диссертация«Малый дворец удовольствий» Джорджа Петти и проблема становления пышного риторического стиля в английской художественной прозе эпохи Возрождения
Canby H. S. The Short Story in English. New York: Hott and Co., 1926. P. 347. не менее, являет некое единство как свой основной принцип. Хороший рассказ представляет персонажа (или группу персонажей) в определенной обстановке, физически или духовно вовлеченного (или вовлеченных) в действие. Драматический конфликт — противоборство противостоящих друг другу сил — в центре любого рассказа" 1. Ему…
ДиссертацияРецепция немецкой музыкальной классики в русской литературе XIX века
В статье «Бетховен в русской литературе» М. П. Алексеев рассматривает проблему взаимоотношений немецкого композитора с российской действительностью в ином ракурсе. Здесь на первый план выходит анализ влияния (как прямого, так и косвенного) самой личности композитора и его творческого наследия на русский литературный процесс. Впервые в этом контексте упоминаются имена Н. В. Гоголя, В. А…
ДиссертацияКризисное состояние мира в художественном осмыслении А. П. Чехова
См. работы Вялого Г. А., Гурвича И. А., Камянова В. И., Катаева В. Б., Колобаевой Л. А., Линкова В. Я., Сухих И. Н., Полоцкой Э. А., Тюпы В. И., Червинскене Е. П., Чудакова А. П. и др. рядка, дающим представление о действительном масштабе и глубине постижения кризисных процессов в творчестве писателя. В числе таких случаев — высказанное и развитое в книге В. Линкова положение о том, что «Чехов…
ДиссертацияХудожественное воплощение народно-поэтического миропонимания в творчестве Е.И. Носова
Методологической основой работы стали труды, посвященные феномену «деревенской прозы» в целом и творчеству Е. И. Носова в частности (Белая Г. А., Большакова А. Ю., Вильчек Л. Ш., Недзведский В. А., Сурганов В. А., Цветов Г. А. Чалмаев В.А. и др.) — исследования, посвященные анализу особенностей взаимодействия языческой и православной составляющих в русской духовной культуре (Аничков Е. В…
ДиссертацияНравственно-философская позиция А. С. Пушкина в художественном целом «Маленьких трагедий»
Нельзя забывать и о том, что «Маленькие трагедии» — цикл, поэтому правомерно рассматривать их название и как определение, тематически и формально (с точки зрения жанрового оформления) объединяющее законченные произведения. Однако важно выделить философский и эстетический фактор, организующий смысловой центр названия. Вспомним «Человеческую комедию» Оноре де Бальзака, которая включала в себя…
ДиссертацияРоман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: аспекты художественной онтологии
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: «Сов. писатель», 1963. С. 62−63. действие сознаний героев еще не означает полифонии. Например, роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» также имеет тенденцию к полифонии: автор отказывается от «плоскостного» психологического изображения своего героя в одном заранее определенном ракурсе и переходит к объемному полифоническому изображению, причем…
Диссертация