Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Проза А.К. Толстого

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С другой стороны, уже в ранней прозе Толстого проявляется чувство истории. Писатель точно определяет время действия в своих произведенияхв текст повествования включаются «исторические документы»: послание короля Карла Седьмого к баронам в Арденнах, запись в городском архиве города Комо, письмо заключенных под стражу Виктора и Леонии. Но гораздо важнее стремление Толстого передать колорит… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. РАННЯЯ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПРОЗА А.К. ТОЛСТОГО
    • 1. 1. Романтическая концепция фантастического и творчество
  • А.К. Толстого
    • 1. 2. Жанровые особенности рассказов А. К. Толстого «Семья Вурдалака» и «Встреча через триста лет»
    • 1. 3. Система образов в рассказах «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет»
  • Глава 2. «УПЫРЬ» И «АМЕНА» В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ А.К. ТОЛСТОГО
    • 2. 1. «Упырь» как романтическая фантастическая повесть
    • 2. 2. Фантастическое как жанровая основа повести «Упырь»
    • 2. 3. Система образов повести «Упырь»
    • 2. 4. Жанр и проблематика романного отрывка «Амена»
  • Глава 3. «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ» КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
    • 3. 1. О некоторых закономерностях развития русской исторической про- 116 зы
    • 3. 2. Принципы романтического историзма А.К. Толстого
    • 3. 3. Нравственный конфликт и проблематика романа «Князь Серебряный»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166 БИБЛИОГРАФИЯ

Проза А.К. Толстого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество классика русской литературы графа А. К. Толстого нельзя назвать неизученным. Универсальный литературный талант, сочетавшийся с неординарной точкой зрения на искусство и принципиальной независимостью мнения по общественно-политическим вопросам, вызывал и поддерживал интерес к произведениям писателя в течение многих лет. Отношение к творческому наследию Толстого изначально было противоречивым, но значимость его для развития русской литературы признавалась уже современниками. «Он оставил в наследство своим соотечественникам — писал И. С. Тургенев, — прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые в течение долгих лет — стыдно будет не знать всякому образованному русскому."1.

В сознании массового читателя А. К. Толстой — это прежде всего поэт, чьему перу принадлежат слова легко узнаваемых и любимых романсов, и только потом — автор монументальной драматической трилогии, рисующей картины смутного времени на Руси. Но и проза Толстого (ранние фантастические произведения и роман «Князь Серебряный») — значительное явление в русской литературе. Она не раз привлекала внимание исследователей, особенно в последнее время, но все же в изучении прозы Толстого остается еще немало неясных и открытых вопросов. Ранняя фантастическая и историческая проза традиционно рассматривается как два изолированных и самостоятельных этапа в творчестве писателясвязи ранней прозы Толстого с его романом не становились предметом специального исследования. До сих пор ввиду своей сложности наименее освещенными остаются вопросы о жанровой природе произведений Толстого и творческой эволюции писателя. Хотя о.

1 Тургенев И. С. Собр. соч.: В 12 т. — М.: Гослитиздат, 1956. — Т. 11, с. 259. фантастической прозе Толстого существуют специальные работы2, она еще не вполне раскрыта как художественное единство.

Проза Толстого представляет большое разнообразие жанровых форм и художественных решений. В ней раскрывается осмысление писателем современной российской действительности и национально-исторического прошлого, поднимаются вечные вопросы любви, добра, справедливости, веры, творчества. В то же время, являя жанровое разнообразие, проза Толстого отличается внутренним единством. У писателя не было намеренного отказа в зрелый период от фантастики и перехода к историческим произведениям, эта динамика представляется вполне естественной. Предпосылки исторического романа закладываются в ранней фантастике, а фантастические элементы органично вписываются в исторический роман. Обращаясь к художественным произведениям, созданным Толстым в тот или иной период его творчества, представляется необходимым более подробно исследовать их жанровые особенности, а также проследить становление образов героев и развитие различных тем, идей, мотивов, заявленных в них. Все это непосредственно отражает творческую эволюцию Толстого. Особенный интерес для исследования в этом свете приобретает ранняя фантастическая проза, в которой закладываются основы художественных образов и характеров, развиваемых Толстым в дальнейшем, а кроме этого формируется авторская манера и вырабатывается основные художественные принципы творчества, реализованные в последующих произведениях разных жанров.

Долгое время ранняя фантастическая проза Толстого находилась за рамками глубокого историко-литературного исследования. Повесть «Упырь», два рассказа «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет», а так же романный фрагмент «Амена» определялись как проба пера и вызывали несколько небрежное отношение исследователей. Причиной такого отношения послужили факты публикации: при жизни автора увидели свет только.

2 Федоров A.B. Ранняя фантастическая проза А. К. Толстого и традиции романтизма в русской прозе 40-х гг. Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. — М., 2000. — 33 с.

Упырь" (под псевдонимом Краснорогский) и «Амена». Ранние рассказы, написанные на французском языке, были переведены и опубликованы только после смерти Толстого. Сыграло свою роль и авторское отношение к своим раним произведениям. Толстой очень строго подходил к своему творчеству: он ни разу не пытался переиздать эти произведения и не включил их в список для полного собрания сочинений. Самим автором они расценивались как незрелые, ученические работы и не были включены в список для издания собрания сочинений. Все это привело к тому, что ранняя фантастическая проза Толстого не воспринималась ни его современниками, ни более поздними исследователями как целостное явление и не изучалась как самостоятельный этап творческой биографии писателя. Не становились предметом специального литературоведческого исследования и связи ранней фантастической прозы Толстого с его историческим романом «Князь Серебряный», вызвавшим жаркую журнальную полемику в годы первой публикации и до сих пор оцениваемым исследователями неоднозначно.

Так как объектом данного диссертационного исследования является проза Толстого, подробнее остановимся на истории освещения ее в критике и последующего изучения учеными-специалистами. Из ранних заметок по поводу творчества Толстого мы располагаем рецензией на первое издание «Упыря», принадлежащей перу В. Г. Белинского. По мнению критика, эта книга «носит на себе все признаки еще слишком молодого, но тем не менее занимательного дарования, которое нечто обещает в будущем». Белинский отмечает «силу фантазии» Толстого, «способность охватить дух страны и времени», «прекрасный язык», но тем не менее указывает на формальность использования фантастического в ее сюжете: повесть «Упырь» — «произведение фантастическое, но фантастическое внешним образом: незаметно, чтобы.

3 Белинский В. Г. Упырь. Сочинение Краснорогского // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. -Т.5: Статьи, рецензии и заметки. Март 1841-март 1842. — М.: Худ.

литература

1979. С. 473. оно скрывало в себе какую-нибудь мысль <.> однако ж оно может насытить прелестью ужасного всякое молодое воображение"4.

Позиция критика, во многом формировавшего читательские вкусы эпохи, в дальнейшем закрепила в сознании современников за Толстым статус поэта, эпика, драматурга — но не фантаста-беллетриста. В обширном труде Н. М. Соколова, посвященном творчеству Толстого, об «Упыре» говорится только как о юношеском литературном дебюте писателя, остальные прозаические произведения раннего периода не упомянуты5. Н. И. Дюнькин и А. И. Новиков в работе «А. К. Толстой. Биография и разбор его главных произведений» ограничиваются замечанием о том, что «первое произведение Толстого, появившееся в печати, это фантастическая повесть „Упырь“, написанная под влиянием Гофмана». Упоминаний о прочих ранних прозаических опытах писателя, опять-таки, нет6.

К роману «Князь Серебряный», увидевшему свет в 1862 г. («Русский вестник», № 8−10), критика в целом отнеслась достаточно строго, если не казать предвзято. Наиболее резкой стала рецензия М.Е.Салтыкова-Щедрина7, о отрицательной была рецензия и В.Поречникова. Основные претензии критиков относились к механическому воспроизведению событий, описанных в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзиным, к нагромождению реалий, которые нельзя соотнести с определенным столетием, к отсутствию истинного национального колорита9. Однако реакция общественности не была однозначной. Не соглашаясь с мнением передовых на тот период русских Там же. С. 474.

3 Соколов Н. М. Иллюзии поэтического творчества: Эпос и лирика гр. А. К. Толстого. Критич. исслед. Н. М. Соколова. — Санкт-Петербург: тип. И. Н. Скороходова, 1890. — 299 с.

6 Дюнькин Н. И., Новиков А. И. А. К. Толстой. Биография и разбор его главных произведений. — СПб.: И. Загряжский, 1909. — 64 с. С. 10 и далее.

7 Салтыков-Щедрин М.Е. «Князь Серебряный». Рецензия // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. — Т.5. — М.: Гослитиздат, 1966. С. 352−362.

8 Поречников В. (Хвощинская М.Д.) Провинциальные письма о нашей литературе // Отечественные записки. Февраль. 1863. С. 174.

9 См.: В. Б-на. Новая литературная реакция. — «Русское слово», 1863, № 2, с. 21. журналов, в защиту романа Толстого выступил И. А. Гончаров, высоко оценивший также и драматическую трилогию Толстого10. ^.

Первым литературоведческим исследованием творчества Толстого можно считать работу Н. М. Соколова «Иллюзии поэтического творчества. Эпос и лирика графа А.К.Толстого», увидевшую свет в 1890 г11. Несмотря на то, что в указанной работе исследование художественного творчества писателя прерывается абстрактными философскими размышлениями, для нас эта работа имеет значение. В ней не только анализируется изображение исторических событий в произведениях Толстого с позиции их достоверности, но и впервые делается попытка осмыслить характер самого обращения писателя к истории. Рассматривая поэмы «Грешница» и «Садко», Н. М. Соколов затрагивает проблему исторической правды в понимании Толстогоименно к этой проблеме обращается большинство толстоведов ХХ-го столетия.

Полемическим ответом на исследование Н. М. Соколова стала статья с.

12 идентичным названием Владимира Соловьева, в которой указывается ряд неточностей, допущенных Н. М. Соколовым, и больше внимания уделяется непосредственно творчеству Толстого. Литературная деятельность графа Толстого глубоко волновала Вл. Соловьева, во многом разделявшего эстетические взгляды писателя. Он делает ряд любопытных наблюдений над повестью «Упырь», которая рассматривается им как художественное, глубоко поэтичное произведение, а не как сатира или критика на современное Толстому общество.

Авторству Вл. Соловьева принадлежит статья «Поэзия гр. А.К.Толстого», где он уделяет много внимания общественной позиции Толстого, отразившейся в его поэтических манифестах, а также о религиозности сознания пи.

10 См. об этом: Жуков Д. А. А. К. Толстой. — М.: Мол. гвардия. 1982, с. 372. Об оценке Гончаровым его произведний Толстой пишет супруге: «Я читал Гончарову „Смерть Иоанна“. Он восхитился <.> Про „Серебряного“ он говорит, что это — подвиг и что меня только тогда оценят, когда я умру» (Письмо к С. А. Толстой, 15(27) июня 1864 г., Карсбад // Толстой А. К. Собр. соч.: В 4 т. — М. 1980, — Т.4. С. 369).

11 Соколов Н. М. Иллюзии поэтического творчества. Эпос и лирика графа А. К. Толстого.

12 Соловьев B.C. Иллюзии поэтического творчества. Эпос и лирика гр. А. К. Толстого // Соловьев B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. — М., 1990. сателя. Философичность произведений Толстого дала основание В. С. Соловьеву отнести его поэзию наряду с поэзией Ф. И. Тютчева к «поэзии гармонической мысли"14. Но если Тютчев, как считает Соловьев, был преимущественно поэтом созерцательной мысли, то Толстой, по его мнению, был поэтом мысли воинствующей, поэтом-борцом. Соловьев находит у Толстого высшую степень патриотического сознания, того сознания, которое не удовлетворяется только внешней силой, могуществом государства, но желает для него наибольшего достоинства, наибольшего стремления к достижению нравственного совершенства и справедливости. Точка зрения, сформулированная и высказанная Вл. Соловьевым, оказывается принципиально важной для понимания не только поэтических произведений, но и всего творчества Толстого, так как непосредственно связана с основными отразившимися в нем идеалами и конфликтами.

В конце XIX — первой половине XX века актуализируется поэтическое наследие Толстого. Романтическое мироощущение и тираноборческие мотивы его произведений как нельзя лучше соответствовали прогрессивным умонастроениям в среде русской интеллигенции рубежа веков. «Все творчество графа А. К. Толстого проникнуто мыслью высокою философского подъема» -пишет критик и литературовед И.А.Ильин15. Всплеск популярности емкой, ясной и поистине народной лирики Толстого, а точнее, романсов и песней на его стихи, заставляет исследователей и критиков обратить на его творчество более пристально внимание16.

13 Соловьев. B.C. Поэзия графа А. К. Толстого // Соловьев B.C. Указ. соч. С. 315.

14 Там же. ь Ильин И. А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М, 1993. С. 110−111. См. также другие работы И. А. Ильина, посвященные творчеству А. К. Толстого: «Россия в русской поэзии» (1941), «Искусство и вкус толпы» (1933) // Ильин, И. А. Собр. соч., т. 6, кн. 2. — М., 1996.

16 Об этом см. подробнее: Вельский J1. П. Основные мотивы поэзии графа А. К. Толстого. — М.: Русское обозрение, 1894- Вельский. Поэтическая летопись душевных настроений в произведениях А. К. Толстого // А. К. Толстой. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. — М., 1904; Дюнькин Н. И., Новиков А. И. А. К. Толстой. Биография и разбор его главных произведений. СПб., 1909; Котляревский Н. А. Гр. А. К. Толстой как сатирик // Вестник Европы, 1906, июль. Т. 4- Покровский К, В. Период расцвета по.

В последующие годы интерес к художественному наследию и личности графа Толстого заметно стихает, однако ведется работа по реконструкции биографии писателя и составлению библиографии. Наиболее подробное изучение биографии писателя содержится в исследовании А. А. Кондратьева «Граф А. К. Толстой. Материалы по истории жизни и творчества», вышедшем.

17 еще в 1912 г. Опираясь именно на это исследование, книги о жизни и творчестве Толстого в последствии пишут Г. И.Стафеев18 и Д.А.Жуков19.

Библиография о жизни и творчестве Толстого, составленная Г. И. Стафеевым, пока является наиболее полной, несмотря на то, что не охватывает издания последних десятилетий. В своих книгах Г. И. Стафеев подробно описывает семейную родословную и ближайшее окружение писателя. Значительное место в книге занимает история создания художественный произведений Толстого, а также довольно подробный анализ исторического романа «Князь Серебряный». Несмотря на то, что Г. И. Стафеев склонен видеть в творчестве Толстого в большей степени выражение критического отношения автора к современной ему действительности, деспотичной власти, социальному неблагополучию и разобщенности, его исследование заслуживает внимания.

Книга Д. А. Жукова «А.К.Толстой» вышла в серии ЖЗЛ. Как и Г. И. Стафеев, Д. А. Жуков подробно описывает происхождение Толстого, его семью и ее быт, а также социальную среду, родственников, ближайших друзей и знакомых Толстого, оказавших наиболее заметное влияние на формирование его убеждений, в том числе и касающихся литературного творчества. По сравнению с указанным выше исследованием книга Д. А. Жукова обогаэтической деятельности А. Толстого. М., 1908; Цертелев Д. Н. Юмористические и шуточные произведения гр. А. К. Толстого. СПб., 1907.

17 Кондратьев A.A. Граф А. К. Толстой: Материалы для истории жизни и творчества. -СПб.: Огни, 1912. — 118 с.

18 Стафеев Г. И. «Сердце полно вдохновения .» Жизнь и творчество А. К. Толстого. — Тула: Приок. кн. изд., 1973; он же — А. К. Толстой. Очерк жизни и творчества. — Тула, Приок. кн. изд., 1967; он же — «В отчизне пламени и слова.» — Тула: Приок. кн. изд., 1983.

19 Жуков Д. А. Указ.соч. щена рядом ранее не предававшихся широкой огласке фактов о жизни и творчестве писателя.

Новым этапом в изучении наследия Толстого становятся монографические исследования И. Г. Ямпольского и В. И. Кулешова. Литературовед И. Г. Ямпольский является составителем и редактором собраний сочинений Толстого 1964 г. и (сокращенное по сравнению с предыдущим изданием) 1980 г., его перу принадлежат вступительные статьи и комментарии. Исходя из эстетических воззрений писателя, И. Г. Ямпольский предпринимает попытку охватить и охарактеризовать не только творческие манифесты писателя, статьи, письма, но и собственно художественные произведения разных родов и жанров20. Исследователь отмечает, что исторической теме как в лирике, так и в прозе Толстого предшествовали темы фантастические21. И. Г. Ямпольский указывает на историко-литературные источники первых художественных опытов писателя: «Сюжеты и мотивы, лежащие в основе ранней прозы Толстого, имели широкое хождение в западноевропейской литературе конца XVIII — первых десятилетий XIX века, прежде всего в литературе романтического направления. Отчасти отразились они и в русской литературе. Сгущение тайн и ужасов, которые окружают героев, восходит к английскому так называемому „готическому“, или „страшному“, роману. <.> Характерное для прозы молодого Толстого переплетение обыденного и фантастического, яви и сна, игра этими двумя планами, так что читатель все время колеблется между бытовым и сверхъестественным объяснением непонятных и таинственных событий, получило наиболее яркое воплощение в творчестве Э.-Т.-А.Гофмана, пользовавшегося большой популярностью в России в 2030;е годы». Проводятся и более детальные сравнения отдельных тем и образов начинающего автора с явлениями мировой и русской литературы. Тут.

20 Ямпольский И. Г. А. К. Толстой // Ямпольский И. Г. Середина века. Очерки о русской поэзии 1840−1870 г. Л, 1974. С. 83−170. См. также предисловия к изданиям собраний сочинений А. К. Толстого: Ямпольский И. Г. А. К. Толстой // Толстой А. К. Собр. Соч.: В 4 т. -М.&bdquo- 1964; Ямпольский И. Г. А. К. Толстой // Толстой А. К. Собр. Соч.: В 4 т. — М., 1980.

21 Там же. С. 150.

22 Там же. С. 150−151. же И. Г. Ямпольский уточняет: «Речь идет не о прямых заимствованиях, а о следовании молодого писателя литературной, преимущественно романтической, традиции. Именно литературный характер некоторых сюжетных приемов подчеркивается иронией, которой перемежается в «Упыре» (и отчасти во.

Встрече через триста лет") напряженная манера повествования". Таким образом, ранние прозаические опыты впервые вписываются в контекст творчества писателя и соотносятся с направлениями и тенденциями в литературе первой трети XIX в.

Что касается поздней прозы писателя, И. Г. Ямпольский уделяет ей очень мало внимания. Он пишет, что «все же Толстой как исторический романист не оставил в литературе столь существенного следа, как Толстой — поэт и драматург». Однако далее исследователь указывает на значимость этого романа для творческой эволюции Толстого: «Нельзя вместе с тем не отметить, что его драматическая трилогия во многом выросла из «Князя Серебряного"24. Добавим, что многие стихотворения и баллады также тесно связаны с «Князем Серебряным» гражданскими, философскими, фольклорными, фантастическими и историческими мотивами. Таким образом, роман «Князь Серебряный» органически вписывается в художественное наследие Толстого и является безусловно значимым произведением для его творческого становления и развития. Однако связь между художественными находками ранней фантастической прозы Толстого и образной системой его последующих произведений по-прежнему остается невыясненной, не освещается динамика творческого развития писателя.

Определенный интерес представляют исследования профессора В. И. Кулешова, с предисловием которого роман «Князь Серебряный» выходил отдельным изданием25. В работе, посвященной этому роману и драме Толстого «Царь Федор Иоаннович», В. И. Кулешов обращается к комплексно.

23 Там же. С. 151.

24 Ямпольский И. Г. А. К. Толстой // Толстой А. К. Собр. Соч.: В 4 т. — М., 1980. С. 39. ь Кулешов В. И. А. К. Толстой //Толстой А. К. Князь Серебряный. — М.: Детская литература, 1992.-357 с. му анализу этих произведений и отмечает прежде всего их этическую и воспитательную значимость. Рассматривая роман, исследователь пишет: «Произведение сделалось одной из любимейших книг, особенно для юношества, когда сердце впервые отзывается на внушаемые ему идеи добра, справедливости, верности законам совести и чести, достоинству человеческой личности"26. Указывая на некоторые несущественные художественно-изобразительные недостатки, В. И. Кулешов все же признает, что по значительности своей проблематики «Князь Серебряный» уступает, пожалуй,.

97 только «Капитанской дочке» А. С. Пушкина." .

В последние десятилетия XX в. исследовательский интерес возвращается к художественному наследию Толстого с новой силой. Формируются различные подходы к творчеству писателя, к оценке его эстетической позиции, места и значимости его произведений в литературном процессе XIX в.

Один из важнейших подходов заключается в сопоставительном анализе романа «Князь Серебряный» с русскими историческими романами первой трети XIX в. Основоположником этого подхода можно назвать М. Г. Альт.

28 шуллера, в монографии которого с опорой на исследование Ст. Куняева роман «Князь Серебряный» рассматривается в литературном контексте «Юрия.

Милославского" М. Н. Загоскина и «Айвенго» Вальтера Скотта. Исследование М. Г. Альтшуллера во многом перекликается с диссертацией С. В. Васильева, который также рассматривает «Князя Серебряного» в литературном контексте. С. Ф. Васильев последовательно сравнивает роман Толстого с «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина и «Юрием Милославским» М. Н. Загоскина и приходит к выводу, что «главные особенности исторических романов вальтерскоттовского типа в значительной мере обусловлены особенно.

26 Там же. С. 3.

27 Кулешов В. И. «Князь Серебряный» и «Царь Федор Иоаннович» в ценностном ряду // Кулешов В. И. В поисках точности и истины. — М, 1986. С. 64.

28 Куняев Ст. Рыцарь российской словесности // Куняев Ст. Свободная стихия. — М., 1979.

29 Альтшуллер М. Г. Эпоха В. Скотта в России (Современная западная русистика). — СПб.: Акад. проект, — 1996. — 336 с. стями их глубинной универсальной подосновы, которой является сюжетная схема волшебной сказки"30.

В то же время С. Ф. Васильев положил начало еще одной тенденции в изучении творчества Толстого. В своей диссертации он впервые подробно рассматривает ранние прозаические опыты писателя в контексте общеевропейского литературного движения от готической литературы к историческому роману. Сегодня не вызывает сомнений то, что ранняя фантастическая проза Толстого тесно связана с готической традицией. Но освоение этого литературного направления Толстым было опосредовано романтизмом. Писатели-романтики питали живой интерес к готической литературе, и многие ее сюжеты, мотивы, идеи нашли оригинальное преломление в их произведениях. В широком понимании романтизм наследует традиции готической литературы, которую также называют предромантической. Творчество Толстого вбирает в себя многие мотивы и тенденции готического направления в литературе, но при этом Толстой остается убежденным писателем-романтиком. Тем не менее, романтическая составляющая его повести и рассказов.

3 1.

С.Ф.Васильевым практически игнорируется .

Эту исследовательскую линию продолжает А. А. Полякова, в диссертации которой поднимается вопрос о жанровой специфике ранних произведений Толстого и соотнесении их с инвариантной структурой готического романа32. Романтическая природа творчества Толстого, не вызывающая в настоящий момент сомнения, здесь также не вполне учитывается. Кроме того, оба ис.

30 Васильев С. Ф. Проза А.К.Толстого (направление эволюции): автореф. дис. канд. филол. наук. — Л., 1987. -С. 12.

31 Васильев С. Ф. Проза А.К.Толстого (направление эволюции): автореф. дис. канд. филол. Наук. Л., 1987. См. также: Васильев С. Ф. Проза А.К.Толстого: направление эволюции и контекст. Ижевск, 1989.

32 Полякова A.A. Готический канон и его трансформация в русской литературе второй половины XIX века: на материале произведений А. К. Толстого, И. С. Тургенева и А. П. Чехова. Диссертация. кандидата филологических наук. — М., 2006. — 189 с. См. также: Полякова A.A. От романа к новелле («Семья вурдалака», «Встреча через триста лет») // Готическая традиция в русской литературе. М., 2008. С. 115−136- Полякова A.A. От романа к повести («Упырь», «Амена») // Готическая традиция в русской литературе. М., 2008. С. 136−163. следователя в недостаточной мере оговаривают связь между ранними произведениями Толстого и его зрелым творчеством.

Не вполне можно согласиться с тем подходом к творчеству Толстого, который представлен в трудах В^А. Коше лева. Обращаясь к основам эстетики Толстого исследователь пишет: «.Алексей Константинович никогда не увлекался ни нравственно-философскими исканиями, ни политическими «играми» с властями предержащими. Он просто жил, как жилось, и писал, как пи.

33 салось — чем проще, тем глубже". Такой взгляд на творческую деятельность Толстого свидетельствует о некоторой невнимательности исследователя, о поверхностном изучении художественного наследия. Напряженные фило-софско-нравственные искания Толстого, отраженные и в художественных произведениях, и в эпистолярном и публицистическом наследии, были хорошо известны уже его современникам. Кроме того, Толстой был идеалистом, последователем античной философии и сторонником направления чистого искусства. Политическая отстраненность, нежелание участвовать в придворных интригах и отмежевание художественного творчества от своей общественной деятельности являлись сознательными жизненными установками Толстого. Однако и В. А. Кошелев отмечает узость и недостаточность предшествующих исследований творчества Толстого34.

Рубеж веков и начало XXI столетия связаны с мощным всплеском разностороннего изучения наследия графа Толстого. Его произведения становятся предметом не только литературоведческого, но и лингвистического33, фольк.

33 Кошелев В. А. Мудрость неуместного. Жизнь и творчество Алексея Константиновича Толстого // Литература в школе. 1995.-№ 1. — С. 26.

34"Да, признают учебники, А. К. Толстой, конечно, сыграл важную роль в становлении отечественной словесности, но. После этого «но» следуют упреки, сформулированные еще модным и бойким критиком начала XX столетия Ю. И. Айхенвальдом: «ограниченное дарование», «поэт эффекта», «более обращен к старому, чем к становящемуся», «отсутствие художественного обобщения», «поверхностная стилизация», «дробность вдохновения» и т. д. и т. п. Позднейшие исследователи более корректны в такого рода упреках, но и они часто напирают на отсутствие «истинной поэтической глубины и точности», на «явную сентиментальность» (В. В. Кожинов), но «социальную и историческую ограниченность» (И. Г. Ямпольский, «Середина века.»). Там же. С. 26.

3-> Шнайдерман Л. А. Устаревшая лексика и ее стилистическое использование в произведениях А. К. Толстого: диссертация. кандидата филологических наук. — Воронеж, 1996.

36 37 лористического и аксиологического анализа, активно исследуются зарубежные связи Толстого38. Но по-прежнему ввиду своей сложности наименее освещенными остаются вопросы о жанровой природе произведений Толстого и творческой эволюции писателя.

Уверенную попытку объединить повесть «Упырь», рассказы «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» и отрывок «Амена» в отдельный, обладающий своими специфическими чертами этап становления Толстого как писателя — так называемый «ранний» этап — предпринял А. В. Федоров. В качестве знаковой особенности этого этапа исследователь выделяет обращение Толстого к фантастике как к способу «постижения духовных основ реальности», имеющее «глубокую внутреннюю закономерность и причинность, связанную с особенностями его духовной биографии». А. В. Федоровым подробно’рассматриваются ранние фантастические произведения Толстого с точки зрения гносеологической функции романтической фантастики, а также много внимания уделяется ее нравственному аспекту, который настойчиво, неоднократно и, на наш взгляд, не вполне, справедливо сводится исследова.

364 е.: Хабарова-М.С. Особенности функционирования фразеологии в русском историческом романе (на материале романов И. И. Лажечникова «Ледяной дом», А. К. Толстого «Князь Серебряный» и В. М. Шукшина «Я пришел дать вам волю»). Автореферат диссертации.. кандидата филологических наук. — Ярославль, 2008. — 22 с.

36 Иванова Т. В. Фольклор в творчестве А. К. Толстого: монография / Т. В. Иванова — М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Карел, гос. пед. ун-т». — Петрозаводск: ГОУ ВПО «КГПУ», 2004. — 219 е.- Иванова Т. В. Фольклор в творчестве А. К. Толстого: монография. Петрозаводск: КГПУ, 2004. -219 е.- Савельева Т. В. Фольклоризм как стилевая черта творчества А. К. Толстого: диссертация. кандидата филологических наук. — Челябинск, 2006. — 179 с.

37 Дмитриева М. А. Проблема идеала в творчестве А. К. Толстого: диссертация. кандидата филологических наук. — Великий Новгород, 2006. — 164 е.- Копытцева Н. М. Драматургическая трилогия А. К. Толстого: опыт аксиологического прочтения: учебное пособие. -Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2006. — 208 е.- Бараш-кова Е. В. Проблема русского национального характера в исторических произведениях А. К. Толстого: Автореферат диссертации. канд. флол. нук. М., 2009. 21 с.

38 Шешнева Т. Н. А. К. Толстой и Германия: из истории международных литературных связей. — Москва: Флинта: Наука, 2008. — 295 е.- Шешнева Т. Н. Творчество А.К. Толстого в контексте русско-немецких литературных и историко-культурных связей: автореферат дис.. кандидата филологических наук. — Саратов, 2007. — 23 с.

39 Федоров A.B. Ранняя фантастическая проза А. К. Толстого и традиции романтизма в русской прозе 40-х гг. Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. М., 2000. с. 4. телем к нарочитому дидактизму писателя. В статье, посвященной раннему творчеству Толстого, И. В. Карташова пишет: «.сведение фантастики Толстого только к социально-историческому или нравственному смыслу было бы, думается, сужением авторских установок. Фантастика ужасного выступает в ранней прозе Толстого в своем мистическом значении, а также в эстетическом качестве. Как и многие романтики, Толстой стремился воспитать и активизировать воображение читателя, обогатить его новыми переживаниями, приобщить его к мрачной поэзии фольклорных преданий, и через них — к переживанию запредельного"40.

Из всего вышесказанного мы видим, что за ранней фантастической прозой Толстого наконец-то признано достойное место и в творческой биографии писателя, и в русской романтической прозе конца 30-х — 40-х гг. Однако ее жанровая специфика и тенденции творческой эволюции писателя нуждаются в более пристальном изучении.

Как уже говорилось, являя жанровое разнообразие, проза Толстого отличается внутренним художественным и философско-эстетическим единством. У Толстого не было намеренного движения от фантастической прозы к историческим произведениям, эта динамика представляется вполне естественной. Так, предпосылки исторического романа закладываются в ранней фантастике, а фантастические элементы органично вписываются в исторический роман. Обращаясь к художественным произведениям, созданным Толстым в тот или иной период его творчества, необходимо более подробно исследовать их жанровые особенности, а также проследить становление образов героев и развитие различных тем, идей, мотивов, заявленных в его произведениях. Все это непосредственно отражает творческую эволюцию Толстого, отражает становление его как писателя. Особенный интерес для исследования в этом свете приобретает именно ранняя фантастическая проза, в которой закладываются основы художественных образов и характеров, развиваемых Толстым.

40 Карташова И. В. Своеобразие фантастики в романтических произведениях А. К. Толстого сороковых годов. // Мир романтизма, — 8(32). Тверь: ТвГУ, 2003. с. 88−89. в дальнейшем, а кроме этого формируется авторская манера и вырабатывается основные художественные принципы творчества, реализованные в последующих произведениях (не только в историческом романе «Князь Серебряный», но и в драматической трилогии «Смерть Иоанна Грознрого», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис» и драматической поэме Дон Жуан").

Объектом данного диссертационного исследования являются прозаические произведения А. К. Толстого, а именно ранняя фантастическая проза («Упырь», «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет», «Амена») и роман «Князь Серебряный».

Предмет исследования — жанровая специфика произведений А. К. Толстого, особенности творческой эволюции писателя, а также взаимодействие различных литературных традиций и художественное новаторство А. К. Толстого в прозе.

Актуальность работы обусловлена тем, что в последнее время интерес к творчеству А. К. Толстого весьма усилился, но еще далеко не все связанные с ним проблемы могут считаться достаточно освещенными. Необходимо исследовать весь комплекс художественной прозы А. К. Толстого с позиции становления его творческого метода, уточнить формы и характер взаимодействия готической и романтической литературных традиций и реалистических тенденций в прозе Толсто.

Цель исследования — проследить формирование и развитие жанровой системы в прозаическом творчестве А. К. Толстого.

Достижение поставленной цели требует решения ряда исследовательских задач.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть жанровую специфику прозаических произведений А. К. Толстого.

2. Внести ряд уточнений в имеющиеся представления о жанровой природе прозаических произведений Толстого.

3. Определить направления жанровых трансформаций, связанных с творческой эволюцией Толстого.

Методологическая основа исследования:

В диссертации использованы историко-литературный, сравнительно-генетический и сравнительно-типологический методы исследования. Ценными в изучении данной темы оказались труды по истории отечественной литературы и проблемам романтизма Н. Я. Берковского, В. М. Жирмунского,.

A.С.Дмитриева, Б. И. Колесникова, Н. Н. Новиковой, И. Д. Волкова, Е. А. Маймина, Ф. П. Федорова, Н. А. Гуляева, И. В. Карташовой и др., а также работы вышеуказанных авторов по творчеству А. К. Толстого. Теоретической основой исследования являются труды по поэтике М. М. Бахтина,.

B.Е.Хализева, Ю. М. Лотмана, Ю. В. Манна. В вопросах жанра мы опирались на исследования Б. Г. Реизова и М. Б. Ладыгина.

Положения, выносимые на защиту:

1. Жанровая природа произведений Толстого тесно связана с характером художественного вымысла, который в свою очередь обуславливается творческим методом писателя.

2. Ранняя фантастическая проза Толстого представляет собой комплекс произведений, в котором формируются романтические принципы его творчества, а также находят свое отражение готическая литературная традиция и некоторые реалистические тенденции.

3. В творчестве Толстого не было резкого перехода от фантастической прозы к исторической. Интерес к истории и элементы исторического художественного мышления явно просматриваются в его ранних произведениях, а фантастические элементы ранней прозы, сохраняясь в позднем творчестве Толстого, органически сливаются с романтическим историзмом.

4. «Князь Серебряный» — закономерное продолжение и развитие тенденций, сформировавшихся в ранней фантастической прозе Толстого. Художественный метод Толстого-прозаика получает в романе наиболее полное воплощение.

5. «Князь Серебряный» — романтический исторический роман. Определение «романтический» является принципиально важным, так как в романе находит отражение характерное именно для романтизма понимание истории.

6. Проза Толстого, несмотря на жанровое многообразие, представляет собой динамическое художественное единство.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка осмыслить прозу Толстого в ее единстве и проследить жанровую эволюцию на протяжении всего художественного прозаического творчества Толстого, а также показать соотношение фантастического и исторического в его произведениях, закономерность движения от фантастического изображения жизни к романтическому историзму.

Теоретическая значимость обусловлена тем, что данное исследование вносит дополнения к сложившемуся в литературоведении пониманию взаимосвязи художественного вымысла и жанра произведения.

Практическая значимость: материалы диссертации могут быть использованы в практике вузовского преподавания истории русской литературы XIX в. и спецкурсов, посвященных фантастической и исторической прозе XIX в. и творчеству А. К. Толстого, а также для дальнейшей разработки проблем романтизма и его взаимодействия с другими литературными методологиями и направлениями.

Апробация исследования проведена на Ежегодных студенческих научных конференциях (Тверь, ТвГУ, 2008;2011 г.), Международных научных конференциях «Мир романтизма» (Тверь, 21−23 мая 2009 г.- Тверь, 13−15 мая 2010 г.), Международной научной конференции «V Ахматовские чтения. A.A. Ахматова, Н. С. Гумилев, JI.H. Гумилев: Книга. Художественное произведение. Документ» (Тверь — Бежецк 21−23 мая 2009 г.), региональной научной конференции «Тверская книга: древнерусское наследие и современность» (Тверь, 19 февраля 2010 г.), учебно-научном семинаре «Тема ночи в романтической литературе» (Тверь, ТвГУ, 17 апреля 2010 г.), учебно-научном семинаре «Пейзаж в романтической литературе» (Тверь, ТвГУ, 9 апреля 2011 г.) II Международной научной конференции «Москва в русской и мировой литературе» (Москва, РАН ИМЛИ им. М. А. Горького. 2−3 ноября 2010 г.).

Основные положения диссертации освещены в 11 статьях, опубликованных в региональных и центральных профильных изданиях.

Специфика поставленной цели, исследовательских задач и особенности исследуемого материала определили следующую структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении представлена история изучения художественного наследия Толстого, характеризуется степень исследованности проблем, связанных с его творчеством, определяются предмет и цели данной работы, ее актуальность, теоретическая и практическая значимость. Первая глава посвящена прозаической дилогии Толстого «Семья вурдалака и «Встреча через триста лет» как его первым фантастическим произведениям. Исследованию предшествует обзор романтических воззрений на фантазию и воображение, необходимый для понимания отношения Толстого к фантастическому в художественной литературе. Во второй главе анализируется повесть «Упырь» и романный отрывок «Аме-на» в контексте творческих поисков Толстого. Третью главу составляет исследование художественного мира и жанровой природы романа «Князь Серебряный».

Заключение

.

Проза Толстого, как это было характерно для романтической литературы, являет собой многообразие и специфику жанровых модификаций и вместе с тем художественное единство, которое проявляется на многих уровнях произведений. В ранней фантастической прозе просматриваются элементы, которые в дальнейшем развиваются в историческом романе. Так, рассказы «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет», имеют рамочную композицию. Благодаря сюжетно-композиционной близости два ранних рассказа замыкаются в самостоятельный цикл, внутри которого развертывается единое содержание. Повесть «Упырь» включает объемный вставной элемент, который имеет относительно самостоятельный сюжет и обрамляется основным повествованием. Романный фрагмент «Амена» также имеет рамочную композицию. Многоуровневая структура небольшого произведения позволяет писателю раздвинуть жанровые рамки, расширить изобразительно-выразительные возможности малых жанров и повести. Нельзя сказать, что роман «Князь Серебряный» заключен в рамку, но авторское повествовательное начало особенно мощно проявляется в предисловии и в конце романа. С помощью образа эпического повествователя писатель создает художественное единство, в котором все поставленные вопросы освещаются полно и всесторонне.

Еще одной структурной особенностью ранней фантастической прозы Толстого является наличие мощного, графически и стилистически маркированного узлового элемента. В «Семье вурдалака» это песня Зденки, во «Встрече.» и «Упыре» семейные предания. В «Амене» узловой элемент расширяется до пределов вставного фрагмента, который с точки зрения жанра является притчей. В романе эта особенность прозы Толстого проявилась в сцене колдовства на мельнице, во время которой Вяземский видит в воде под мельничным колесом знаки, а колдун-мельник их разъясняет. Мельница пророчит Вяземскому богатство, удачу в ратном деле и мучительную смерть, а также показывает истинного возлюбленного Елены Морозовой и предвещает трагическую развязку романа, в целом отражая его сюжет. Таким образом, узловой элемент в произведениях Толстого — это та точка в развитии сюжета, из которой просматривается дальнейший ход событий и судьбы героев. Наличие узловых элементов является важным принципом организации прозаических произведений Толстого.

Фабулой в ранней прозе Толстого становятся путешествия героев. В первых рассказах это буквальное перемещение в пространстве. В повести «Упырь» поездка героя (Рыбаренко) в Италию оборачивается путешествием в потусторонний мир, в которое вовлекаются и его друзья. Сходный опыт погружения в иное пространство получает и главный герой повести Руневский. В «Амене» мы можем наблюдать путешествие только в потусторонний мир. Путешествия героев соотносятся с их духовным развитием, и приобщение к фантастическому становится очень важным этапом этого пути. «Князь Серебряный» построен как роман-странствие. Роман начинается с возвращения героя в Москву — казалось бы, цель пути достигнута. Однако Серебряный активно передвигается на протяжении всего действиямы и знакомимся с ним, и расстаемся на дороге.

Странствие Серебряного, не имеющее видимой конечной пространственной цели, не является бессмысленным. На каждом этапе пути герой совершает то, что диктует ему нравственный долг, верность царю, преданность отчизне: он предстает перед царем, спасает царевича, защищает русскую землю от татар и т. д. Серебряный — герой-энтузиаст, и активное движение оказывается необходимым ему. Таким образом, фабулой романа Толстого становится передвижение героя в пространстве, но уже не путешествие, а странствие, то есть такое движение, цель которого лежит не в конкретно-географической, а в аксиологической плоскости. Всякий раз, поступая так, как велят ему совесть и честь, Серебряный начинает новый этап своего странствия, своими действиями в каждой ситуации неосознанно способствуя утверждению добра и справедливости.

Ряд мотивов, заявленных в ранней прозе, развиваются в романе. Прежде всего это мотивы пути, любви, семьи и дома, мотивы греха, наказания и покаяния, фантастические мотивы. Романтическая фантастика, определяющая основное содержание ранней прозы Толстого, в его романе так же занимает важное место. Для исторического романа фантастические вкрапления являются в целом характерными: они обусловлены стремлением автора полнее воссоздать колорит эпохи, неотъемлемой частью которого являются народные верования, суеверия. Однако сознание героев, их представления о социальной, государственной, исторической справедливости более свойственны культурно и интеллектуально развитому человеку XIX века, а фантастика в романе в большей мере отражает мистическое мироощущение самого автора.

С другой стороны, уже в ранней прозе Толстого проявляется чувство истории. Писатель точно определяет время действия в своих произведенияхв текст повествования включаются «исторические документы»: послание короля Карла Седьмого к баронам в Арденнах, запись в городском архиве города Комо, письмо заключенных под стражу Виктора и Леонии. Но гораздо важнее стремление Толстого передать колорит изображаемой эпохи, раскрыть ее через индивидуальные судьбы и духовный облик героев. Так, в рассказах «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» воссоздается колорит ХУШ-го столетия. Галантная эпоха выражается через характеры и манеру повествования, ведущегося от лица главных героев. Но, несмотря на формальное соответствие тона повествования историческому времени (постоянные галантные обращения к аудитории, отступления, комментарии, светские остроты и т. д.), оба рассказа — явления романтического искусства. Галантная стилистика и атмосфера эпохи изыскано обрамляют увлекательные любовно-фантастические приключения, на которых сосредоточено внимание автора.

В повести «Упырь» события разворачиваются в более близкое автору время. Толстой, оставаясь романтиком, учитывает опыт уже достаточно развитого реализма в литературе и создает колоритные образы старомодной московской бригадирши Сугробиной, честного и благородного светского молодого человека Руневского, Рыбаренко, в образе которого явно слышны отзвуки высокого романтического безумия. И, хотя характеры ранних произведений Толстого отличаются известной литературностью, авторское чувство истории, стремление раскрыть противоречивый характер эпохи через человеческую индивидуальность проявляется в них очень ярко.

Историческое время, отраженное в «Амене», не утрачивая своих конкретных черт, приобретает мифологический характер. Мотивы нравственного упадка Рима, тягот ранних христиан причудливо сочетаются с фантастическими мотивамиизображенные в отрывке события отличаются особым колоритом. Мифологический характер времени в «Амене», а также затрагиваемые в отрывке извечные проблемы дружбы, любви, предательства и раскаяния обуславливают универсальность тематики. В частном эпизоде прослеживаются общие закономерности исторического развития, история предстает в своем движении и проявляется в жизни конкретных людей.

Интерес к национальной истории и культуре соблюдается у Толстого на протяжении всего его творчества. История предоставляла Толстому широкие возможности как для художественного творчества, так и для выражения своей позиции. Однако важнейшими в произведениях Толстого являются нравственные конфликты. История в своей динамике становится воплощением и развитием этих конфликтов, обнажающих тесную связь минувших эпох и настоящего времени. В романе «Князь Серебряный» Толстой в художественной форме исследует нравственный смысл эпохи Ивана Грозного и приходит к выводу, что уроки истории не проходят бесследно.

В романе Толстого исторический колорит воссоздается более тщательно, чем в ранней прозе. Но по-прежнему чувство истории выражается посредством создания ярких художественных образов. Через характеры деспотичного и богобоязненного Грозного, мужественного и волевого Серебряного, рассудительного, по-своему мудрого Годунова и других героев раскрывается сложный и противоречивый характер переходной эпохи в истории России.

Несмотря на то, что при создании своих произведений Толстой работал со множеством источников и настаивал на соблюдении исторической орфографии, с самой историей писатель обращается довольно свободно. Для Толстого как писателя-романтика первостепенной важностью обладал высокий нравственный смысл истории, ее движения, а отнюдь не внешнее историческое правдоподобие. В романтическом искусстве (и особенно это заметно в русских исторических романах) наиболее важной является не правда факта, а правда идеала, судьбоносное стремление истории, ее закономерность и высший смысл. Толстой прозревает этот смысл в преодолении зла добром, любовью, прощением.

Проза Толстого, как это было характерно для романтической литературы, являет собой многообразие и специфику жанровых модификаций и вместе с тем художественное единство, которое проявляется на многих уровнях произведений. Развитие и трансформация композиционных структур, тем, идей, мотивов отражает становление художественного метода Толстого и творческую эволюцию писателя.

Рассмотрение жанровой эволюции привело нас к выводу, что проза Толстого представляет собой целостное явление, она обнаруживает постоянство его эстетических принципов и писательских интересов. Резкого перехода между этапами творчества Толстого не было: то, что проявилось в его романе, был заложено в ранних прозаических произведениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.К. Собр. соч.: В 4 т. М.: Правда, 1964−1969.
  2. А.К. Собр. соч.: В 4 т. М.: Правда, 1980.
  3. А.К. Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного (Библиотечная серия). Предисл. Г. Богуславского. — М.: Худ. лит., 1976. — 349 с.
  4. А.К. Против течения (Серия «Русский Парнас»). Предисл. В. Г. Кабанова. М.: Книжная палата. 1997. — 472 с.
  5. А. Мемуары графа де Грамона. М.: Худ. лит, 1993. 223 с.
  6. Н.В. Избранные сочинения: В 2 т. М.: Гослитиздат, 1984.
  7. Гофман Э.Т. А. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Худ. литра, 1991−1997.
  8. Избранная проза немецких романтиков: В 2 т. М: Худ лит, 1979.
  9. Н. История государства Российского. В 9-ти томах // Новый мир, 1989, № 2−5.
  10. Н.М. История государства Российского Текст.: В 4-х кн. / Н. М. Карамзин. Книга третья (Т. VII IX). — Ростов: Изд-во «Феникс», 1997.-554 с.
  11. М.Ю. Собрание сочинений: В 4 т. Л., 1981.
  12. Н. Блаженство безумия // Библиотека русской фантастики. М.: Русская книга, 1997. Т. 7. С. 155−156.
  13. Русская фантастическая повесть эпохи романтизма. М.: Сов. Россия, 1987. — 368 с.
  14. Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820−1840 гг.): сб. пр-ий. Л.: Искусство, 1991. — 668 с.
  15. Ф. Эстетика. Философия. Критика (История эстетики в памятниках и документах): В 2 т. М., 1983.1. Исследования:
  16. Ю. Силуэты русских писателей. М.: Худ. лит., 1993. — 302 с.
  17. Г. В. Некоторые черты жизни, личности и мировоззрения графа А.К. Толстого: Лит. очерк. Киев: тип. И. И. Чоколова, 1901. -15 с.
  18. М.Г. Эпоха В.Скотта в России (Современная западная русистика). СПб.: Акад. проект, — 1996. — 336 с.
  19. П.К. Романтические рассказы А. К. Толстого // Ученые записки Азербайджанского государственного Университета. Серия «Общественные науки». 1961. — № 6. — С. 31−37.
  20. Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2004.- 464 с.
  21. Банников Н. В сердцевине столетия//Русская поэзия середины 19 века. Сборник статей. М.: Моск. рабочий, 1985. — С.5−12.
  22. В.Г. Полное собрание сочинений. В 10 т. (АН СССР). М.: Инт мировой лит-ры, 1954—1956.
  23. JI.П. Основные мотивы поэзии графа А.К.Толстого. М.: Русское обозрение, 1894. — 16 с.
  24. С. Н. Поэтика А.К. Толстого-сатирика // Филологические науки. 1982.-№ 5.-С. 18−24.
  25. Е.П. Романтизм и ценностная типология // Романтизм: грани и судьбы. В. 2 ч. Тверь: Тверской го. университет, 1998. Ч. 1. С. 31−39.
  26. Н.Я. О романтизме и его первоосновах // Проблемы романтизма: Сб. статей. Вып. 2. М.: Искусство, 1971. — С. 2−28.
  27. В.В. Творчество А.Погорельского. К истории русской романтической прозы: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1990. — 26 с.
  28. Е.Р. Книга В.Ф.Одоевского «Русские ночи» и интеллектуальная культура его времени: Автореф. дис.. канд. филол. наук. СПб., 1998, — 17 с.
  29. Е.И. Фольклорные жанры в художественном повествовании А.К. Толстого «Князь Серебряный»: Автореф. дис. канд. филол. наук. -Саратов, 1998.- 26 с.
  30. Ф.И. Народный эпос и мифология. М.: Высшая школа, 2003. -400 с.
  31. В.В. Гармонический человек в мечтах романтиков // Гармонический человек: Сб-к статей. М.: Искусство, 1965. — С. 170−204.
  32. B.B. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. — 401 с.
  33. С.Ф. Проза А.К.Толстого: направление эволюции и контекст. -Ижевск: Изд-во УдГУ, 1989. 96 с.
  34. В.Э. «Полночный колокол» (Из истории массового чтения в России в первой трети XIX в.) // Чтение в дореволюционной России. Сб. науч. трудов. М.: Новое лит. обозрение, 1995. 168 с. С. 5−28.
  35. H.JI. Русская беллетристика 1830-х 1840-х годов (Проблемы жанра и стиля). Псков: 111 ПИ, 1997. — 179 с.
  36. М. Н. Драматургия А.К. Толстого // История русской драматургии (Вторая половина XIX начало XX века до 1917 г.). JL: Искусство, 1987.-С. 336−360.
  37. Во имя красоты: К 190-летию Алексея Константиновича Толстого // Человек без границ (Москва), 2007, № 9. С. 30−37.
  38. И.Д. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. 264 с.
  39. И.Ф. Романтизм как творческий метод // Проблемы ром-ма: Сб. ст. Вып. 2.-М.: Искусство, 1971. — С. 52−64.
  40. Вопросы романтического миропонимания, метода, жанра и стиля. Калинин: Калининский гос. университет, 1986. — 281 с.
  41. A.A. Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения. М.: Флинта, Наука, 2002. 177 с.
  42. А.И. // Русские эстетические трактаты первой трети XIX в. М.: Искусство, 1974. — Т. 2.
  43. П.А. «Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье.» Заметки о лирике А. К. Толстого // Русская речь. 1992.-№ 4. С. 1618.
  44. Ю.Я. Проблемы русской псевдоготики XVIII века // Русский классицизм второй половины XVIII начала XIX века. — М.: Изобразительное искусство, 1994. — С. 147−157.
  45. Е.В. «Готический» роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1989. — 17 с.
  46. Н.Г. Принципы характерологии в творчестве А.К. Толстого: «Князь Серебряный», драматическая трилогия: дис.. канд. филол. наук. -Нижний Новгород, 2005. 216 с.
  47. H.A. О формах романтической типологии // Романтизм: грани и судьбы. Тверь: Тверской гос. университет, 1998. С. 10−15.
  48. H.A., Карташова И. В. Введение в теорию романтизма. Пособие по спецкурсу. Тверь: Твер.гос.ун-т, 1991.-91 с.
  49. В.И. О довериях, суевериях и предрассудках русского народа: Материалы по русской демонологии. СПб.: Литера, 1994. — 477 с.
  50. Н. Ф. Граф А.К. Толстой, его время, жизнь и сочинения. М.: Изд-во A.C. Панафидиной, 1907. — 112 с.
  51. Диалектика и теория творчества. / Под ред. С. С. Гольденрихта, A.M. Коршунова. М.: МГУ, 1987. — 198 С.
  52. A.C. Проблемы иенского романтизма. М.: МГУ, 1975. 264 с.
  53. М.А. Проблема идеала в творчестве А.К. Толстого: диссертация. канд. филол. н. Великий Новгород, 2006. — 164 с.
  54. М.Н. К творческой перекличке А.К. Толстого и A.C. Пушкина // Христианская культура. Пушкинская эпоха. Вып. 24. СПб.: Омега, 2003.- С. 41−53.
  55. М.Н. Проблема идеала в творчестве А.К. Толстого: Автореферат дисс.. канд. филолог, наук. Великий Новгород, 2006. — 19 с.
  56. С. Н. Творчество А. К. Толстого. М.: ACT, Олимп. 1999. -279 с.
  57. Н. И., Новиков А.И. А.К. Толстой. Биография и разбор его главных произведений. СПб.: И. Загряжский, 1909. — 64 с.
  58. Европейский романтизм: Сб. ст. М.: Наука, 1973. — 507 с.
  59. Л.И. Исторические песни // Русская историческая песня. Сборник. Л.: Сов. писатель, 1990. — с. 5−40.
  60. Т.П. Тип личности эпохи романтизма: взгляд с позиций исторической психологии // Романтизм: грани и судьбы. Тверь: Тверской гос. университет, 1998. — С. 108−117.
  61. В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Ахюма, 1996. — 232 С.
  62. Д.А. Алексей Константинович Толстой (Жизнь замечательных людей). М.: Молодая гвардия, 1982. — 384 с.
  63. О.Г. Народная поэзия в песенной лирике А.К. Толстого. -Брянск: Брянский рабочий, 1963. 264 с.
  64. Т.В. Фольклор в творчестве А. К. Толстого: монография. Петрозаводск: ГОУ ВПО «КГПУ», 2004. — 219 с.
  65. И. А. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции (История эстетики в памятниках и документах). М.: Искусство, 1993. — 347 с.
  66. A.A. Стихотворения и поэмы А.К. Толстого: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.-87 с.
  67. В.В. Гротеск в русской прозе 30−40-х гг. XIX века: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Воронеж, 1995. — 20 с.
  68. С.М. Эволюция прозы И.И. Лажечникова: проблемы метода и жанра. Диссертация. канд. филол. н. Тверь, 1999.- 184 с.
  69. Ю.М. Что такое фантастика? -М.: Худож. лит., 1974. 352 с.
  70. Е.В. Немецкая романтическая волшебно-фантастическая повесть и ее развитие от йенских романтиков к Гофману: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1984. — 24 с.
  71. Л.М. Сон и сновидение в пространстве основных гносеологических моделей // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Вып. 11. Межвузовский сборник научных трудов. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. -С. 153−154.
  72. И.В. Своеобразие фантастики в романтических произведениях А.К.Толстого сороковых годов // Мир романтизма, 8(32). Тверь: Тверской гос. университет, 2003. — С. 87−93.
  73. И.В. Этюды о романтизме. Тверь: тверской гос. университет, 2002. — 189 с.
  74. Ю.Г. Отшельник Красного Рога. М.: Армада. 1999. — 473 с.
  75. B.B. Книга о русской исторической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. М.: Современник. 1978. — 303 с.
  76. Н.П. «Я встретил Вас.» М.: Моск. Рабочий, 1983. — 207 с.
  77. Н.П. А.К. Толстой. М.: Мол. Гвардия, 1984. — 447 с.
  78. A.A. Граф А. К. Толстой: Материалы для истории жизни и творчества. СПб.: Огни, 1912. — 118 с.
  79. Н.М. Воскресная песня моя. Жизнь и поэзия А. К. Толстого: Учеб. Пособие. Великий Новгород: (ИПЦ НовГУ), 2003. — 192 с.
  80. Н.М. Драматургическая трилогия А.К. Толстого: опыт аксиологического прочтения: учебное пособие. Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2006. — 208 с.
  81. Н. М. Роман А. К. Толстого «Князь Серебряный». Опыт аксиологического прочтения: учебное пособие. Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2006. — 157 с.
  82. H.A. Гр. А. К. Толстой как сатирик // Вестник Европы. -1906, июль. Т. 4.
  83. Ла-Барт Ф. Г. Критические очерки по истории романтизма. Киев: Печатный дом, 1908. — 57 с.
  84. Ла-Барт Ф. Г. Разыскания в области романтической поэтики и стиля. -Киев: Печатный дом, 1908. Т. 1. — 520 С.
  85. Ла-Барт Ф. Г. Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции в конце XVIII- начале XIX столетия. Киев: Печатный дом, 1905. — 482 С.
  86. E.H. Стихотворения А. К. Толстого. М.: Сов. Россия. 1977. -333 с.
  87. Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). — М., СПб.: Искусство-СПб, 1994. — 758 с.
  88. , Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха // О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство, 1996. С. 203−210.
  89. Н.М. Благородный поклонник музы. М.: Худ. лит. 1989. -218 с.
  90. Н.М. Несгораемые слова: Очерки. М.: Худ. лит. 1988. — 334 с.
  91. Е.А. О русском романтизме. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1775. — 240 с.
  92. Ю.В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект-Пресс, 1995. -384 с.
  93. Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Худож. лит., 1988.- 413 с.
  94. Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Д.: Изд-во ЛГУ, 1986.- 198 с.
  95. М.Н. Стиль исторического романа А.К. Толстого // Русская речь, 1975. -№ 12.-С. 57−62.
  96. М.В. Вымысел и воображение в древнегреческой философии. // Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 5. СПб.: изд-во СПбГУ, 2003. С. 48−73.
  97. С.Ю. О романтической интерпретации «горя-злочастия» в поэзии А.К. Толстого // Вестник Российского гуманитарного научного фонда.-М., 2001.-№ 4. -С. 119−124.
  98. В.И. А.К. Толстой: Разбор произведений, характеристика действующих лиц, содерж. и подроб. план. Одесса: М. С. Козман, 1911. — 46 с.
  99. Ф. Е. Граф А.К. Толстой и его поэтическое творчество: К 25-летию со дня смерти поэта. Казань: типо-лит. Ун-та, 1900. — 37 с.
  100. В.И. А.К. Толстой. Его жизнь и сочинения: Сб. ист.-лит. ст. -М., 1912.-326 с.
  101. Покровский K.B. Период расцвета поэтической деятельности
  102. A.Толстого // А. К. Толстой. Его жизнь и сочинения. Сборник статей
  103. B. Покровского. M., 1912. — С. 13−20.
  104. A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
  105. Г. Алексей Константинович Толстой: История русской фантастики от Геннадия Прашкевича // Реальность фантастики, 2004, № 4 с. 187−194.
  106. Проблемы романтизма: Сб. науч. ст. Вып. 2. / Сост. A.M. Гуревич. М.: Искусство, 1971. — 302 с.
  107. .Г. Между классицизмом и романтизмом. JL: ЛГУ, 1962. — 256 с.
  108. Романтизм (Теория, история, критика): сб. ст. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976. — 184 с.
  109. Романтизм: грани и судьбы. Ч. 1. Тверь: Тверской гос. университет, 1998. — 85 с.
  110. Е.А. «Князь Серебряный», роман А.К. Толстого: Пособие для учащих и учащихся. Варшава: С. Г. Стракун, 1913 (тип. Каневского и Вацлавовича). — 64 с.
  111. Т.В. Фольклоризм как стилевая черта творчества А.К. Толстого: диссертация. кандидата филологических наук. Челябинск, 2006. — 179 с.
  112. З.Н. Жанр и тематический аспект в произведениях А.К. Толстого об эпохе Иоанна Грозного: баллады, роман, трагедия: диссертация. канд. филол. н. Владимир, 2006. — 131 с.
  113. В.И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили: Очерки В. И. Сахарова. М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 256 с.
  114. В.М. Талант русский, самобытный. М.: Сов. Россия. 1989. -336 с.
  115. Л.Е. Любовь в эстетике раннего романтизма: романтический идеал в контексте культурно-исторического развития // Романтизм: грани и судьбы. Тверь: Тверской гос. университет, 1998. С. 127−137.
  116. И.В. Типология фантастики в русской прозе 30-х 40-х гг. XIX века. Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. -М., 1972. 1973.-20 с.
  117. Современники об А. К. Толстом: Сб. материалов. Сост., примеч., родо-слов. табл. В. Г. Деханова. Брянск: Фонд им. Св. благовер. князя О. Брянского: Кириллица, 2002. — 127 с.
  118. Н.М. Иллюзии поэтического творчества: Эпос и лирика гр. А. К. Толстого. Критич. исслед. Н. М. Соколова. Санкт-Петербург: тип. И. Н. Скороходова, 1890. — 299 с.
  119. Ал. А.К. Толстой: Биография и подроб. разбор важнейших произведений для учащихся. СПб.: тип. Р. Каневский и В. Вацлавович, 1911. — 132 с.
  120. Г. И. А.К. Толстой. Очерк жизни и творчества: К 150-летию со дня рождения. Тула: Приок. кн. изд., 1967. — 128 с.
  121. Г. И. В Отчизне пламени и слова: A.A. Перовский и А. К. Толстой в Красном Роге: Лит.- краевед, очерки. Тула: Приок. кн. изд., 1983.- 188 с.
  122. B.C. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006.- 384с.
  123. Теоретическая культурология. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2005. — 368 с.
  124. В.М. От романтизма к романтизму. М.: Прогресс, 1997. — 355 с.
  125. В.Ю. А.К. Толстой. Духовные начала творчества и художественный мир писателя // Филологические науки. 1994. — № 5. — С. 6−8.
  126. В.Ю. Русская романтическая проза 20−30-х годов XIX века: (Истоки. Проблематика. Поэтика): Автореф. дис.. д-ра филол. наук. M., 1987.-40 с.
  127. C.B. От Просвещения к романтизму. М.: Наука, 1983. — 255 с.
  128. A.B. Ранняя фантастическая проза А.К. Толстого и традиции романтизма в русской прозе 40-х гг. Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. М., 2000. — 21 с.
  129. A.B. Романтическая дилогия А.К. Толстого: («Семья вурдалака», «Встреча через триста лет») // Начало. 2002. — Вып. 5. С. 98 — 109.
  130. Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатне, 1988. — 454 с.
  131. A.B. Ранняя фантастическая проза А.К.Толстого и традиции романтизма в русской прозе 40-х гг. XIX века: Автореф. дис. канд. филол. наук. M., 2000. — 18 с.
  132. И.Н. Алексей Константинович Толстой (1817 1875) // Сильфида. — М.: Современник, 1988. — с. 711−714 .
  133. О. В. Роман А.К. Толстого «Князь Серебряный» (вопросы поэтики): Учеб.-метод, пособие для студентов филол. фак. вузов и учителей общеобразоват. шк. Пенза: Изд-во Педуниверситета, 1999. — 27 с.
  134. Художественный мир Э. Т. Гофмана: Сб. ст. М.: Наука, 1982. — 292 с.
  135. Д.Н. Юмористические и шуточные произведения гр. А. К. Толстого. СПб.: тип. С.-Петерб. вед., 1907. — 16 с.
  136. Н.С. Стихотворения и баллады А. К. Толстого. М.: Просвещение, 1993.-375 с.
  137. Е. Г. Проблемы поэтики русской фантастической прозы 2040-х годов 19 в. М. Прометей, 2000. 247 с.
  138. Е.Г. Мифопоэтические мотивы в русской фантастической прозе 20−40-х годов XIX века: Автореф.дис. д-ра филол.наук. М., 2001. -33 с.
  139. О.В. Гротеск и его разновидности: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1978. — 24 с.
  140. И. Романтизм. Предыстория и периодизация. // Европейский романтизм. М.: Наука, 1973. — С. 51−90.
  141. Т.В. Эволюция жанра оды от классицизма к романтизму. М.: МОПИ, 1981.- 190 с.
  142. JI.A. Устаревшая лексика и ее стилистическое использование в произведениях А. К. Толстого: диссертация. кандидата филологических наук. Воронеж, 1996. — 364 с.
  143. А.Л. Критический реализм и русская драма 19 века. М.: Ху-дож. лит., 1962. — 398 с.
  144. А. Граф Алексей Константинович Толстой. М.: Флора. 1999. -403 с.
  145. Юдкин-Рипун И. Н. Культура романтики. Киев: Наука-сервис, 2001. -481 с.
  146. Д. Д. Граф А.К. Толстой. М.: Унив. тип., 1901. — 36 с.
  147. И.Г. А.К. Толстой // Ямпольский И. Г. Середина века. Очерки о русской поэзии 1840−1870 г. Л.: Худож. лит., 1974. С. 83−170.
  148. Новейший философский словарь. Сост. A.A. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  149. Словарь культуры XX века. Сост.: Руднев В. П. М.: Аграф, 1997. — 384 с.
  150. Е.И. Толки и слухи как отражение эпохи Иоанна Грозного: «История государства Российского Н. М. Карамзина и «Князь Серебряный» А. К. Толстого Электронный ресурс. Режим доступа: http://vestnik.rsuh.ru /56 / hr56. htm, свободный. — Загл. с экрана.
  151. . «Возможные миры» текстуального пространства Электронный ресурс. Режим доступа: http://vianetta.narod.ru/tekst.htmL свободный. — Загл. с экрана.
  152. Кастанеда Г.-Н. Художественный вымысел и действительность: их фундаментальные связи. Очерк онтологии совокупного опыта Электронный ресурс. Режим доступа: http://Hbrary303.narod.ru/eso/yoga50.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  153. Происхождение и значение фамилий Электронный ресурс. // Электрон. дан. — 2011. — режим доступа: http://www.luck.ru/fam, свободный. — Загл. с экрана.
Заполнить форму текущей работой