Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Природа в «Дневниках» М.М. Пришвина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй период. Первая монография о творчестве М. М. Пришвина появилась в 1959;ом году. Ее автор Т. Ю. Хмельницкая предложила последовательную характеристику развития биографического и художественного пути Пришвина. В рассмотрении главных тем творчества литературовед обращает внимание и на изображение природы. Т. Ю. Хмельницкой отмечены умение автора создать индивидуальный неповторимый портрет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Повествование о природе в жанре дневника
  • Дневник" - главное в наследии M. М. Пришвина
  • Пейзаж в дневниковых записях XIX—XX вв.еков 33 Изображение естественной среды в контексте
  • Дневников" M. М. Пришвина
  • Глава II. Портрет природы России — художественное единство на документальной основе
  • Переход географического «прототипа» в художественный образ
  • Жанр миниатюры и образ «самостоятельной» природы
  • Натурфилософские и эстетические искания M. М. Пришвина
  • Глава III. Своеобразие художественного воплощения природы
  • Детальность описания натурального мира
  • Движение
  • Время
  • Пространство
  • Свет и цвет
  • Музыка бытия

Природа в «Дневниках» М.М. Пришвина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Публикация «Дневников» М. М. Пришвина в полном объеме, без купюр, — заметное явление в культурной жизни России. На протяжении полувека (с 1905 по 1954 год) мастер слова вел «тетрадки», где отражены, помимо творческих размышлений и фактов его биографии, многие важные события истории государства: революция 1917 года, Первая мировая и Гражданская войны, становление индустриальной страны, трагическая и героическая Великая Отечественная, Победа и период восстановления из руин. Дни за днями запечатлены такими, как они виделись неординарному человеку, сочетающему в себе дар ученого, художника и мыслителя. Бытовой материал встречается редкопоток сиюминутных хлопот Пришвин корректно оставлял по другую сторону жизни, вне искусства.

Сегодня дневники изданы в 11 -ти книгах: это — «Ранний дневник», «Дневники. 1914;1917», «Дневники. 1918;1919», «Дневники. 1920;1922», «Дневники. 1923;1925», «Дневники. 1926;1927», «Дневники. 1928;1929», «Дневники. 1930;1931», «Дневники. 1932;1935», «Дневники. 1936;1937» и «Дневники. 1938;1939». Материалы из двух последних томов не рассматриваются в данной работе, так как книги изданы позже завершения исследования. Проанализированы записи с 1905 по 1935 год включительно. Выход в свет текстов продолжается, но и 30 лет — достаточный период для того, чтобы можно было судить об оригинальности жанра под пером Пришвина.

Среди многотемных свидетельств текущих дней одной из обусловивших самобытность «Дневников» М. М. Пришвина стала тема природы. В «Дневниках», документальном повествовании по жанровой сути, она разрастается до весьма заметного объема-более 1700 включений: от беглого впечатления о погоде в 3−4 строки до завершенных пейзажных миниатюр протяженностью в 2−3 страницы. Писатель активно развивает образ естественной среды. Картины мощных «спелых» лесов, неохватных глазом степей, многоводных рек и озер, а также истории их обитателей располагаются мотивированно и вольно. Писатель много ездил и имел возможность изучить разные стороны Родины: Крайний Север, Средняя Азия, Крым, центральная часть страны, Урал, Дальний Восток. В результате в «Дневниках» появился достоверный живописный портрет многоликой отечественной природы.

В теме натуральной среды, на наш взгляд, объединен широкий круг интересов Пришвина, который в молодости пробовал себя в качестве естествоиспытателя, этнографа, географа, публиковал статьи на злободневные социальные темы в газетах и журналах. И только после этого автор определился с выбором жизненного пути — стал писателем, создавшим, по мнению многих исследователей, собственную художественную философию.

Степень изученности темы.

В науке накоплено значительное количество материалов о прозе Пришвина, однако изучение наследия автора до сих пор остается одним из самых перспективных в литературоведении, чему в немалой степени способствует новая публикация «Дневников».

Рассмотрим основные суждения о наследии Пришвина, которые содержатся в известных исследованиях. На наш взгляд, историю изучения творчества писателя можно разделить на три периода: 1) от первых дореволюционных откликов по 1959 год — время критического освоения- 2) с 1959, с момента выхода первой монографии о наследии писателя (ее автор Т. Ю. Хмельницкая), по 1991 год- 3) с 1991 года, с начала публикации «Дневников» в полном объеме и по настоящее время.

Первый период. Внимание рецензентов привлекли к себе уже первые рассказы и очерки писателя, появившиеся до революции («В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1909), «Черный араб» (1910) и другие). Стремление автора к решению вечных вопросов бытия с помощью картин природы отметил Р. В. Иванов-Разумник в статье «Великий Пан» (1911) [171]. Идея о языческих основах природоведческой тематики в произведениях Пришвина проходит сквозной линией через отклики Ю. Айхенвальда [86−87], С. Адрианова [85], А. Бурна-ки [109], В. Л. Львова-Рогачевского [197]. На фоне доброжелательных оценок были и негативные: в частности, 3. Гиппиус, не отрицая красоты пейзажей в очерках Пришвина, заметила, что для них характерна «бессодержательность», они — безличностны [129, 28−29].

В 1920;1940;х годах произведения М. М. Пришвина часто становились объектом полемики о необходимости пейзажа в литературе. Тон большинства рецензий был негативным. Г. Горбачев, признавая мастерство автора в изображении природы и универсальность идей художника, укоряет его в пассивной мечтательности [132, 130]. Из-за приверженности писателя к теме натуральной среды другой критик, М. Гельфанд, пишет: «Ему (Пришвину. -М.К.), конечно, не приходит в голову, что бывают также времена, когда к черту летит органическая гармония бытия <.>» [123, 72]. М. Григорьев упрекает писателя в асоциальное&tradeи аполитичности. А. Грушкин, разглядевший в финале очерков «За волшебным колобком» «буржуазно опоэтизированный» уют Норвегии, советует Пришвину рисовать поморов, объединенных в колхозы [144, 263−266].

Резкие «антиприродные» настроения критиков, тем не менее, исторически понятны и объяснимы: после революции в литературе закладываются основы социалистического реализма, в котором немалое место занимает пропаганда строительства индустриального государства. В этой связи произведения М. М. Пришвина, одна из основных тем которых — человек и природа, относили к второстепенной беллетристике. Причины критики пейзажа кроются не только в отсутствии у рецензентов объективности, дальновидности или в желании соответствовать требованиям политической ситуации. Ценности, раскрываемые в теме природы, в то непростое время для большинства людей отступили на второй план.

В середине 1930;х годов тема природы в литературе с ее вечными жизненными и духовными мотивами «поднимается» до нужд социализма и классовой борьбы. М. Горький на Первом съезде советских писателей поставил вопрос о гармонии мысли и чувства в литературе [134, 733]. Право пейзажа на существование в словесном искусстве защищали А. В. Луначарский [196], Вяч. Полонский [225, 13−14], которые говорили об актуальности всех тем.

Возможно, как следствие, становится терпимее тон рецензий на произведения Пришвина. Именно в 1930;ые- 1940;ые годы наиболее наблюдательными рецензентами выявлены и частично объяснены (насколько позволяли объемы статей) основные черты природоведческой проблематики произведений мастера слова. Широко известна оценка М. Горького, назвавшего приверженность писателя к описанию натурального мира «геооптимизмом» [133]. Н. И. Замошкин одним из первых заговорил о громадном общечеловеческом содержании прозы Пришвина [163−165]. Критик попытался раскрыть истоки и смысл родственного внимания автора к естественному миру [164, 28] [163, 208−217]- особо подчеркнул материалистичность взглядов писателя, выражаемых в реалистически достоверных и полных описаниях природы [163, 203−204]. М. Григорьев, один из наиболее последовательных критиков Пришвина, положительно оценил укрепление автором чувства единства человека с натуральной средой [137, 447].

Тем не менее, далее нет однозначной реакции на тему природы у Пришвина. Стоит отметить статью А. Платонова «Неодетая весна» (1940). Рецензент негативно отзывается о «философии ухода в страну непуганых птиц» [223, 98], называет ее лживой «ребяческой игрой в мысль» [223, 103]. При этом автор подчеркивает, что нападает не на Пришвина, а на его идеи. Но в чем разница, если вспомнить волну репрессий 1937;го года? Автор другой статьи, В. Гоффеншефер, жалеет, что «знаток природы и превосходный художник» не проявляет глубоких чувств к человеку [135, 181−182]. Позднее, по окончании Великой Отечественной войны (время восстановления страны и период возрождения темы природы в патриотическом значении), на основную причину «многих досадных недоразумений в суждениях критики» указывает Г. Левин [189]. Он пишет о непонимании большинством рецензентов смысла природных включений в прозе мастера слова.

Второй период. Первая монография о творчестве М. М. Пришвина появилась в 1959;ом году. Ее автор Т. Ю. Хмельницкая предложила последовательную характеристику развития биографического и художественного пути Пришвина [276]. В рассмотрении главных тем творчества литературовед обращает внимание и на изображение природы. Т. Ю. Хмельницкой отмечены умение автора создать индивидуальный неповторимый портрет природного существа, географического края [276, 141]- приверженность писателя к живописанию прекрасных и добрых явлений [276, 271]. Исследователь обращает внимание и на структуру жанра миниатюры, в которой происходит слияние пейзажа с чувствами и идеями писателя [276, 7]. Далее, в трудах 1960;ых годов, С. Б. Зархин [166−167], А. Н. Хайлова [273], Г. А. Ершова [157−158], И. П. Мотяшова [205] дан детальный, существенный в объективных оценках, обзор наследия писателя, в частности, темы природы. Отмечена оригинальность в изображении натурального мира, глубокий смысл пейзажей, особое внимание к тесной практической и вечной взаимосвязи человека и природы.

Г. П. Трефилова в монографической статье о Пришвине отметила прочную связь писателя с реалистичным искусством [264, 221], охарактеризовала его прозу как «лирико-философскую» [264, 219], подробно остановилась на особенностях метафоры, которая, по ее мнению, является основным «зерном» в создании образов под пером автора: «Аналогия, взятая из жизни природы и приобретающая переносный, метафорический смысл, оказывается в произведениях писателя инструментом познания и объяснения мыслей автора или душевных движений героя» [264, 221].

Далее Л. М. Шаталова добавляет, что в сопоставлении чувств художника с жизнью натурального мира раскрывается «источник гармонии и поэзии» [285, 115]. Основное внимание исследователя сосредоточено на понимании Пришвиным прекрасных явлений — «биологических» в природе, «нравственных» поступках человека и «эстетических» в искусстве [285, 117]. При этом все три разновидности прекрасного, по мнению J1. М. Шаталовой, сливаются воедино в произведениях автора, в которых природа облагораживающе влияет на душу и самого писателя, и на его читателей [285, 119].

Т. Я. Гринфельд-Зингурс в монографии [139] и статьях [138, 140−141, 142] отстаивает идею обновления пейзажа в русской литературе. Изображение натурального мира в художественных произведениях исследователем проанализировано подробно как в плане развития натурфилософских идей автора, так и в плане своеобразия поэтики и конкретной стилистики (движение, пространство, время, материальность пейзажа, цвет и свет). Значительный вклад Т. Я. Гринфельд-Зингурс внесла в утверждение образа природы, отделенной от сюжета человека.

Еще раз подчеркнем, что выводы ученых об идейном содержании темы и о принципах изображения природы сделаны по художественным произведениям Пришвина, в том числе и по циклам миниатюр, которые, как указывал сам автор, были составлены на основе ежедневных записей: «Календарь природы» (1935), «Фацелия» (1940), «Лесная капель» (1943).

В 1957 году в шестом томе Собраний сочинений писателя были опубликованы фрагменты из поздних «Дневников» (1951;1954 гг.). Одним из первых на издание откликнулся А. Н. Хайлов, увидев в регулярных заметках способ познания жизни [273, 137]. С. Б. Зархин отметила стилистическое совершенство записей, умение автора сжато и ёмко передать мысль, рассказать об увиденной картине или сюжете. И что для нас особо важно, литературовед в первых опубликованных выдержках разглядела талант Пришвина открывать в природе «стороны души человеческой» [166, 23].

Значительным событием в «судьбе» «Дневников» стало издание записей о путешествии по Киргизии в журнале «Простор» в 1975 году [42].

Н. Реформатская сопоставила дорожные заметки с созданным на их основе очерком «Черный араб». Литературовед отметила высокие живописные качества пейзажей: точность в описании примет местности, ритмичность изображения, красочность — все это прочитано как «художественные наброски нового для автора мира» [42, 139−140].

Третий период. Широкая тематическая разработка наследия писателя начинается в 1990;х годах. Это во многом связано с выходом в свет «Дневников» как цельного повествования. Ценный вклад в изучение записей Пришвина внесли обстоятельные комментарии JI. А. Рязановой, В. Ю. Гришина и Я. 3. Гришиной. В. А. Фатеев называет «Дневники» самостоятельным произведением, в контексте которого еще предстоит переосмыслить всё наследие автора [300. И: 226−230]. Г. П. Климова [177], Н. П. Дворцова [147−149], 3. Я. Холодова [274], С. Г. Семенова [248] обращают внимание на философские, религиозные мотивы в творчестве Пришвина. Материалы из «Дневников» позволили А. Н. Варламову значительно дополнить выводы предшественников о биографии писателя [112].

Н. П. Дворцова считает Пришвина глубоким религиозным мыслителем, доказывая, что в его произведениях открывается познание божественной сущности бытия [147, 25].

3. Я. Холодова в капитальном труде о художественном мышлении Пришвина представляет тему человек и природа в наследии автора через призму философских и эстетических идей начала XX века [277]. В частности, ключевые натурфилософские мотивы в наследии писателя — единство всего живого и родственное внимание — исследователь соотносит с теорией Н. О. Лосского. Также проведены параллели между художественными исканиями Пришвина и учением Вл. Соловьева о всеединстве и красоте в природе. Интересны выводы 3. Я. Холодовой о своеобразии пейзажной миниатюры под пером Пришвина. По мнению исследователя, жанр появляется под влиянием импрессионистов [277, 153].

Далее И. Г. Новоселовой на материале новых публикаций «Дневников» исследован «духовный космос» автора. Под этим понятием подразумевается необъятность взаимосвязей писателя с огромным внешним миром, в соприкосновении с которым «реализуется потребность личности в гармонии», «концептуально осмысляется положение человека и его связь с идеей бессмертия жизни» [209, 4]. На наш взгляд, без учета особенностей темы природы, которая находит воплощение во множестве описаний реальных ландшафтов и явлений, характеристика образа автора выглядит незавершенной.

А. М. Подоксенов проанализировал философско-художественные идеи М. М. Пришвина в их эволюции от народничества и марксизма до постулатов «большевизма» [224]. Автор исследования определяет понимание личности мастера слова в ее общении с миром как персонализм, во многом соответствующий теории Н. О. Лосского.

Особо отметим диссертационные исследования, проведенные на материале дневников данного писателя. В работе Н. Ю. Донченко [151], выполненной на стыке литературоведения и лингвистики, сделан ряд ценных замечаний об особенностях предметно-изобразительного воплощения мира природы в «Дневниках» Пришвина. А. М. Колядиной изучено своеобразие жанра дневника под пером автора [183]- в частности, подробно и конкретно сопоставлены записи разных лет, описаны принципы их организации, выявлены разные жанровые потенции, содержащиеся в общем потоке повествования (записные книжки, мемуары, фрагменты писем, путевые заметки, анекдоты). Исследование А. М. Колядиной дополняет работа Ю. И. Ольховской [211], посвященная анализу конкретного жанра, появляющегося в «Дневниках», миниатюре. Ю. И. Ольховская доказывает, что почвой для формирования миниатюры стал именно дневник писателя.

В общем итоге изучения наследия Пришвина художественный образ природы, его высокие поэтические и стилистические достоинства, как правии ло, остаются за рамками исследования. В них авторы интересуются прежде всего планом философских идей писателя вне конкретики пейзажа.

Актуальность работы обусловлена несколькими причинами.

Системного анализа темы природы в «Дневниках» Пришвина в литературоведении еще не предпринималось. Они — новый материал для исследователей, так как публикация их в полном объеме началась в 1991;ом году и продолжается по настоящее время. Анализ «Дневников» способствует прояснению проблемы взаимодействия документального и художественного в современном развитии жанра подневных записей, уточняет понимание процесса перехода документа в художественный образ.

Издание книг обострило внимание ученых к творчеству Пришвина. Характеристика образа природы в «Дневниках» способствует более глубокому пониманию творческой индивидуальности автора, содействует аргументированному изучению его представлений о философии личности и творчества, личности и общества, личности и истории.

Тема природы не только в «Дневниках», но и во всем наследии Пришвина нуждается в дополнительном изучении. В монографиях и статьях высказывания о включении образа натуральной среды в повествование имеют достаточно фрагментарный характер, сводясь, как правило, к общим наблюдениям о своеобразии стиля художника или к характеристике его философских взглядов. «Дневники» позволяют увидеть влияние на изображение естественной среды биографического и общекультурного контекстов, раскрыть особенности становления малых жанров, в частности миниатюры. Ежедневные записи дают возможность прочитать натурфилософские представления Пришвина непосредственно с его прямыми комментариями.

Объектом исследования является рассмотрение специфики мировосприятия М. М. Пришвина.

Предмет исследования — анализ портрета природы России во всем ее своеобразии в «Дневниках» М. М. Пришвина.

В качестве материала исследования привлекаются «Дневники» Пришвина 1905;1935;го годов, опубликованные в полном объеме с 1991 года по 2009 год1: «Ранний дневник», «Дневники. 1914;1917», «Дневники. 1918— 1919», «Дневники. 1920;1922», «Дневники. 1923;1925», «Дневники. 19 261 927», «Дневники. 1928;1929», «Дневники. 1930;1931», «Дневники. 19 321 935». Объем анализируемого — более четырех с половиной тысяч страниц.

В дополнение привлекаются более поздние ежедневные записи, опубликованные в Собраниях сочинений автора и журналах, а также художественные произведения писателя, которые позволяют проследить «судьбу» текстов из «Дневников».

Для объективной историко-литературной оценки дневникового стиля Пришвина берутся выборочно ежедневные записи 26-ти русских писателей Х1Х-ХХ столетий. Это документальные тексты В. А. Жуковского, В. К. Кюхельбекера, А. С. Пушкина, А. И. Герцена, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого, Н. А. Добролюбова, Ф. М. Решетникова, В. Г. Короленко, 3. Гиппиус, И. А. Бунина, Л. Андреева, М. Кузмина, В. Брюсова, М. А. Волошина, К. И. Чуковского, Дм. Фурманова, М. А. Булгакова, Б. Пильняка, Вс. Иванова, Е. Шварца, Ю. Олеши (общий объем — около десяти тысяч страниц).

Цель исследования: представить записи о природе в «Дневниках» (1905;1935 гг.) Пришвина как документально-художественное единство, в котором достоверные «портреты» естественной среды жизни человека являют собой средоточие эстетических, натурфилософских идей и соответствующих живописных качеств.

Достижению этой цели подчинены конкретные задачи:

1) показать зависимость изображения натуральной среды в «Дневниках» М. М. Пришвина от биографического и общекультурного контекстов;

1 Прежде «Дневники» публиковались в отрывках, часто непоследовательно в Собраниях сочинений М. М. Пришвина и в журналах, перечень которых приводится в разделе «Литература».

2) выявить особенности трансформации природных явлений в художественные образы в «Дневниках» М. М. Пришвинапроанализировать появление в «Дневниках» жанра миниатюры и оригинальность образа так называемой «самостоятельной» природы в ней;

3) изучить особенности поэтики и стилистики изображения природы в «Дневниках» М. М. Пришвина: материальность описания (вещественность), движение, время, пространство, свет, цвета и звуки.

Теоретическую и методологическую основу исследования составил историко-литературный тип анализа, предполагающий изучение явлений литературы в их временной последовательности, а также в контексте имеющихся подобных феноменов, намечена перспектива для дальнейших исследований. Автор данной работы опирается на теоретико-литературный тип анализа, на положения, высказанные академической наукой о литературном процессе, о жанрах (дневник и миниатюра), о единстве формы и содержания, об условиях изучения стиля произведения.

Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач были использованы специальные научные методы и приемы: описательный метод с использованием приемов наблюдения, обобщения, классификации и систематизации материала, метод компонентного и аспектного анализа, а также элементы статистического анализа в сочетании с функциональным.

По мере необходимости диссертант обращается к описательным структурам и некоторым количественным показателям, необходимым в первом системном исследовании темы природы в «Дневниках» М. М. Пришвина.

Автор данной работы полагается на теоретические суждения о сути и формах пейзажа, которые высказаны классиками отечественного литературоведения. О роли изображения природы в романах М. Шолохова писал А. Ф. Бритиков [107], [108, 134−180]. История отношения к натуральной среде в первой половине XIX века отражена Е. Н. Купреяновой в монографии об эстетике Л. Н. Толстого: в главе о природе ею проанализирована роль фенологических включений в «Дневниках» классика [188]. Значение пейзажей в произведениях писателей XIX столетия рассмотрено В. А. Никольским [208]. Тему природы и человека в рамках сентиментализма рассматривает И. О. Шайтанов [283]. Анализ пейзажных образов в русской поэзии предлагает M. Н. Эпштейн [292]. Взгляды И. С. Тургенева на устройство мироздания и своеобразие его описаний натуральной среды подробно освещены Г. Б. Курляндской [190]. Историю развития эстетических, социально-философских представлений русских писателей о природе (преимущественно XX века) раскрывают Т. Ф. Волкова, Т. Я. Гринфельд-Зингурс, JI. В. Гурлё-нова, Н. В. Кожуховская, M. М. Мелихов, J1. Н. Юркина в коллективной монографии [281]. Этот труд дополняет исследование прозы XIX века, проведенное Н. В. Кожуховской [182], а также работа JI. В. Гурленовой, посвященная «чувству природы» в литературе 1920;1930;х гг. [146].

В анализе «видов» природы у M. М. Пришвина мы опираемся на исследования искусствоведов: К. Пигарева [221], В. Н. Стасевича [255]. Отметим также содержательные труды А. А. Федорова-Давыдова об истории русского и советского пейзажа [268−270].

Из названных исследований в работе привлекаются следующие ключевые понятия: пейзаж, самостоятельная природа, миниатюра, «чувство природы». Традиционно в теории литературы под пейзажем понимается описание природы, которое складывается в зрительно представляемый образ (картину). В практике исследователей натурфилософской проблематики в литературе сложились понятия: повествование о природе (сюжетная картина) и рассуждение о природе. «Самостоятельная» природа — образ натуральной среды, воспроизведенный конкретно и полно, образующий независимый сюжет или картину, представляющую законченное целое. Подобный текст может существовать в виде миниатюры. Миниатюра — произведение малой прозы, объемом не более 2−3 страницее регулярными признаками литературоведы считают ослабленный сюжетпреобладание лирического «я" — стремящийся к неопределенности и универсальности хронотоп. В миниатюре действительность изображается обобщенно и концентрированно. Еще одно ключевое понятие для данного исследования — это чувство природы, под которым подразумевается комплекс идей и эмоций, обусловленный контактами человека с естественной средой и определяющий художественные качества воплощения натурального мира в произведении искусства.

Научная новизна данной работы заключается в том, что впервые предложен обзор мотивов природы в дневниках XIX — начале XX веков (выборочно), впервые исследована тема природы в новом литературном материале «Дневниках» (1905;1935) М. М. Пришвина. В ежедневных записях автором исследования выявлена зависимость количества фрагментов о природе и характера изображения естественного мира от биографического и общекультурного контекста. Кроме того, на документальном материале «Дневников» диссертантом раскрыт процесс становления образа природы на основе географического прототипа, а также прокомментирован жанр миниатюры в документальном повествовании и систематизированы основные черты поэтики пейзажа.

Научно-практическая значимость обусловлена возможностью применения результатов исследования в изучении дальнейших текстов «Дневников», в подготовке академического издания художественного и художественно-документального наследия М. М. Пришвина. Положения и выводы диссертации расширяют представления литературоведов о своеобразии творчества писателя. Результаты анализа темы природы в «Дневниках» Пришвина можно включить в курс истории русской литературы XX века, спецкурсы вузов, в факультативы школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля, средних специальных учреждений. Работа полезна всюду, где обращаются к экологическому воспитанию нашего современника.

Положения, выносимые на защиту:

1. М. М. Пришвин обогатил традиции жанра дневника в русской литературе обширным включением темы природы, которая дает возможность показать личность в многосторонней соотнесенности с окружающей естественной средой. Анализ «Дневников» автора позволяет уточнить академическое определение жанра.

2. Образ природы представлен как художественное единство документального и эстетического начал. Из многообразных композиционных вариантов перехода географического «прототипа» в эстетически ценное явление выделены три: «сиюминутные», «спонтанные» и «долговременные». В них в разной мере факты из жизни природы, впечатления автора о ней наполняются предшествующим опытом, рассуждениями писателя. Существенное влияние на создание образа природы в «Дневниках» оказывает разработанное М. М. Пришвиным понятие «родственного внимания» человека к окружающему миру.

3. М. М. Пришвин наряду с повествованием, традиционным для жанра дневника, активно развивает жанр миниатюры, главными признаками которого являются небольшой объем, лаконичный сюжет, смысловая завершенность. В малом жанре появляется особый «персонаж» — «самостоятельная» природа, который свидетельствует о поисках писателем новых форм изображения натурального мира.

4. Вопреки устоявшимся представлениям о жанре дневника как о литературно необработанном повествовании поэтика и стиль воплощения образа природы свидетельствуют об эстетической ценности пейзажей и миниатюр в «Дневниках» М. М. Пришвина.

Структура работы определена последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, составляющего 304 наименования. Общий объем работы — 215 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В завершение исследования темы природы в «Дневниках» (1905;1935) М. М. Пришвина мы пришли к следующим результатам.

Изображения натурального мира занимают значительный объем записей автора. В период их ведения с 1905 по 1935;й год включительно в опубликованных 9-ти книгах (более четырех тысяч страниц) органично существуют примерно 1700 зарисовок из жизни естественной среды: от беглого впечатления о погоде в 3−4 строки до завершенных миниатюр в 2−3 страницы.

Знакомство с дневниками 26-ти русских писателей Х1Х-ХХ столетий позволяет утверждать, что среди изученных текстов «Дневники» М. М. Пришвина — на первом месте по включению природы, мало пейзажей в ежедневных записях А. С. Пушкина, В. К. Кюхельбекера. В дневниках Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, Ф. М. Решетникова — ограниченный круг картин естественной среды. В этом жанре в первую половину XX века о натуральном мире редко вспоминают М. Волошин, А. Блок, К. Чуковский, М. Булгаков, Б. Пильняк, Вс. Иванов. Более щедрые изображения природы, развернутые пейзажиу В. А. Жуковского, А. Н. Островского, В. Г. Короленко, Л. Андреева. Классические образцы живописи словом оставили Л. Н. Толстой, И. А. Бунин. По мере развития жанра изменяются принципы изображения природы. Авторы ранних записей расширяют кругозор читателя, как правило, европейскими видами. Судя по просмотренным текстам, российские просторы привлекли заметное внимание в записях примерно с середины XIX века. Наблюдается движение от пейзажей, содержащих возвышенные сентиментальные и романтические образы (В. А. Жуковский), к реалистическим описаниям (Л. Н. Толстой, И. А. Бунин). В картинах природы все более отражаются чувства и идеи авторов.

Дневники" М. М. Пришвина показали: под влиянием биографических, историко-литературных условий тема натуральной среды развивается неравномерно. Революции, становление новой социальной системы, колебания Пришвина в оценках народа, власти, литературы — все это драматизирует изображение природы. На переломах истории в период с 1917 по 1922 год естественная жизнь лугов и лесов рисуется автором лаконично, без подробностей. Но и краткие этюды красноречивы: унылые просторы, снежные поля, упоминания о буйных метелях предупреждают о грозных последствиях разрыва между человеком и кормящей его природой. В мирное время (особенно четко это прослеживается с 1926 по 1929 год) натуральный мир уверенно утверждается на страницах «Дневников». По мере развития повествования и установления хозяйственной жизни в стране изображение природы под пером Пришвина все более укрепляется в качестве источника гармонии, красоты, вечного обновления. Понимание и приятие живительной мощи природы помогает автору восстановить физическое и душевное равновесие. Жанр дневника обогащается.

Дневник в своих установившихся жанровых признаках определяется повествованием от первого лица, датировкой, периодичностью, связью с настоящим, тематическим разнообразием, спонтанностью записей, литературной необработанностью и безадресностью [296. И: 707−708], [298, 232−234]. Возможно, что со временем, когда наследие М. М. Пришвина будет прочитано в полном объеме («Дневники»), теоретики дополнят определение еще одним развитым (или отсутствующим) признаком: насыщенностью (или бедностью) отражения натуры, выходом автора за пределы своего «я» не только в историко-культурные проблемы, но и в мир природы. Ее изображение, как правило, с философским и нравственным смыслом позволяет выразить писателю свои представления о взаимоотношениях личности с огромным натуральным миром.

В плане эстетики щедрое включение в классическую форму дневника темы природы можно рассматривать и как следствие взаимопритяжения документального и художественного повествования. В русской литературе этот процесс особенно заметен с начала XX века. Все наследие М. М. Пришвина, в первую очередь его «Дневники», свидетельствует о слиянии документального и художественного.

На всем протяжении «Дневников» (1905;1935) природный облик России развивается в живописный поток портретов географических «прототипов». Автор запечатлел Крайний Север, места в Орловской, Новгородской и Смоленской губерниях, Подмосковье, Дальний Восток, Среднюю Азию, Крым, Урал. В описании этого Пришвин демонстрирует уважение к великой и малой жизни натуры. В каждой местности запечатлены типичные общие и конкретные виды: моховое болотце Чистик на Смоленщине, Журавлиная родина и водоросль Клавдофора в Подмосковье, исцеляющий тело и душу жень-шень в Уссурийской тайге. «Виды» и «характеры» далеких и близких, больших и малых мест, «существ» в документальном повествовании пересоздаются в широкий натуральный портрет России. Пейзажи в «Дневниках» М. М. Пришвина, если говорить о них как обобщенном образе, являют собой философское, эстетическое и живописное единство.

Из многообразных композиционных вариантов перехода географического прототипа в эстетически ценное явление в данной работе выделены три: «сиюминутные», «спонтанные» и «долговременные». В каждом в разной мере факты из жизни природы, впечатления автора о ней наполняются предшествующим опытом, эмоциями и рассуждениями писателя. Все варианты свидетельствуют о документальной основе художественного мира у Пришвина, которая и определяет достоверность художественного образа под его пером.

Говорить о пейзажах как обобщенном образе позволяют единые эстетические принципы — убежденность автора в точности факта, в объективности красоты натуральной среды. Все, что связано с жизнью натуры — прорастание, развитие, цветение, плоды, смена сезонов, — все это возможность и реальность проявления красоты. М. М. Пришвин своим богатым наследием предоставил неопровержимые аргументы для «природников», которые в дискуссии о сущности прекрасного, развернувшейся в середине XX столетия, отстаивали объективность красоты натурального мира. Правильность форм, симметрию, пропорциональность они рассматривали как результат эволюции жизнеспособной материи.

Переход повседневной информации из сиюминутных фактов в образ прослеживается и в появлении в жанре дневника жанра миниатюры. Малый жанр, по нашим наблюдениям, представлен в ежедневных записях, начиная с 1914;го года. Систематизация, выполненная по типу художественной речи, преимущественно развитой в этих новообразованиях, позволяет определить миниатюры-рассуждения, миниатюры-описания, миниатюры-повествования. В них взаимоотражение состояний природы и настроений автора наиболее очевидны. Малый жанр развивается от «социального» пейзажа через изображение натурального мира в портретных, сюжетных характеристиках, в мотивах судьбы естественных существ — к образу «самостоятельной» природы. По мере развития повествования в малом жанре утверждается способность таких действующих «лиц» быть полноценным персонажем. Тем самым реализуется в эстетике (и поэтике) одна из основных творческих идей автора о равенстве и единстве человека и природы.

Пришвин неоднократно объясняет смысл корневого в его натурфилософии и эстетике понятия родственного внимания к окружающей среде. Это понятие он разрабатывал многосторонне — по отношению к природе, к человеку. В результате понимание «кровной» близости всех живых существ на земле из области естественнонаучных представлений автор перевел в область искусства, превратил натурфилософское понятие в эстетическое, которое во многом определяет под его пером характер и качества живописания натурального мира.

Идеи «кровного» единства мира и бытия всего сущего, родственного внимания к естественной среде жизни человека выражаются в системе живописного оформления прототипа.

Обстоятельные естественнонаучные и антропоморфные характеристики «персонажа», детальная прописанность материального вида, наличие портрета и судьбы, движение героя во времени и пространстве, умение автора при этом передать свет, цвет и музыку бытия являют полноту изображения. Воплощение образа природы в достоверных материальных качествах и свойствах выражает уважение автора к реальности бытия натурального мира, прекрасного и потому достойного быть увековеченным в искусстве. Но и сам живой мир в восприятии Пришвина обладает творческим потенциалом, природа — живая материя — эта идея наиболее яркое выражение получает в мотивах движения мира, в повествовании об изменчивости всего сущего. Художник существенно обогатил русскую прозу рассказом об органическом развитии растительного мира.

Внимание к естественным реалиям соотносится с определением точного времени и близкого пространства. Но ощущения замкнутости не возникает, так как в «малые» земные сюжеты вовлекаются космические герои: солнце, луна, звезды. Укрепляется суждение о приобщенности человека к всемирному потоку жизни.

В изображении света и тени, по сути диалектичных явлений, также реализуются представления автора о единстве мира. Солнце, по мнению Пришвина, — это «художник» органической жизни на земле, но и в тени мириады организмов рождаются, отдыхают, набираются сил.

Объемность характеристики естественного существа, живописность детального материального вида, идеи, развитые в процессе взаимоотражения человека и природы, — все это обеспечивает эстетическую ценность натуры.

В качестве важных перспектив видится следующее: выявление новых черт самобытности текстов Пришвина через их аналитическое сопоставление с близкими по тематическому пафосу (И. С. Тургенев, С. Т. Аксаков) — сосредоточенность исследовательского внимания на синтетическом характере двуединой природы в художественном мире М. М. Пришвина — как природы человеческой и окружающей, внутренней и внешней.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Исследуемые тексты
  2. , М. М. Дневник ранних лет. 1907−1909 годы / М. М. Пришвин // Человек. 1995. — Вып. 5. — С. 168−181.
  3. , М. М. Дневник ранних лет (1907−1909 годы) / М. М. Пришвин // Человек. 1995. — Вып. 6. — С. 139−153.
  4. , М. М. Дневник 1923 года/ М.М.Пришвин// Октябрь.-1999.-№ 8.-С. 121−135.
  5. , М. М. Дневник 1927 года/ М.М.Пришвин// Россия. -1997.-№ 7.-С. 80−84.
  6. , М. М. Дневник 1930 год/ М.М.Пришвин// Октябрь.-1989.-№ 7.-с. 140−182.
  7. , М. М. Дневник 1931−1932 годы / М.М.Пришвин// Октябрь. 1990. — № 1.-С. 146−180.
  8. , М. М. Дневник 1937 года / М. М. Пришвин // Октябрь. -1994. -№ 11.-С. 144−171.
  9. , М. М. Дневник 1937 года/ М.М.Пришвин// Октябрь. -1995.-№ 9. -С. 155−171.
  10. , М. М. Дневник 1938 года / М. М. Пришвин // Октябрь.1997. -№ 1.-С. 107−136.
  11. , М. М. Дневник 1939 года. Июль-декабрь / М. М. Пришвин // Октябрь. 1998.-№ 11.-С. 126−146.
  12. , М. М. Дневник 1939 года / М. М. Пришвин // Октябрь.1998.-№ 2.-С. 144−158.
  13. , М. М. Дневник 1942 года/ М.М.Пришвин// Человек. -1990.-Вып. 2.-С. 125−139.
  14. , М. М. Дневник 1942 года/ М.М.Пришвин// Человек. -1990.-Вып. 4.-С. 125−139.
  15. , М. М. Дневник 1942 года / М. М. Пришвин // Человек. -1990.-Вып. 5.-С. 134−147.
  16. , М. М. Дневники. 1914−1917 / М. М. Пришвин. М.: Моск. рабочий, 1991.-432 с.
  17. , М. М. Дневники. 1914−1917 / М. М. Пришвин. СПб.: Росток, 2007. — 608 с.
  18. , М. М. Дневники. 1918−1919 / М. М. Пришвин. М.: Моск. рабочий, 1994.-383 с.
  19. , М. М. Дневники. 1920−1922 / М. М. Пришвин. М.: Моск. рабочий, 1995. — 334 с.
  20. , М. М. Дневники. 1923−1925/ М. М. Пришвин.- М.: Рус. кн., 1999.-416 с.
  21. , М. М. Дневники. 1926−1927/ М. М. Пришвин.- М.: Рус. кн., 2003.-592 с.
  22. , М. М. Дневники. 1928−1929/ М. М. Пришвин. М.: Рус. кн., 2004. — 544 с.
  23. , М. М. Дневники. 1930−1931 / М. М. Пришвин. СПб.: Росток, 2006. — 704 с.
  24. , М. М. Дневники. 1932−1935 / М. М. Пришвин. СПб.: Росток, 2009.- 1008 с.
  25. , М. М. Дневники. 1936−1937 / М. М. Пришвин. СПб.: Росток, 2010.-992 с.
  26. , М. М. «Жизнь стала веселей.»: из дневника 1936 года/ М. М. Пришвин // Октябрь. 1993. — № 10. — С. 3−21.
  27. , М. М. Из дневника 1947−1948/ М.М.Пришвин// Север.-1982.-№ 8. -С. 100−115.
  28. , М. М. Из дневника 1945 года/ М.М.Пришвин// Образ.-1995.-№ 2.-С. 33−47.
  29. , М. М. Из дневников 1930 года / М. М. Пришвин // Отечественные записки. 2005. -№ 6. — С. 316−333.
  30. , М. М. Когда били колокола: (из дневников 19 261 932 годов) / М. М. Пришвин // Прометей. 1990. — Т. 16. — С. 411122.
  31. , М. М. Музыкальная кружка. Из дневников 1905—1912 гг. / М. М. Пришвин // Север. 1974. — № 2. — С. 109−114.
  32. , M. M. Незабудки: отрывки из дневниковых записей 1914— 1954 гг. / M. М. Пришвин. Вологда: б. и., 1960. — 343 с.
  33. , M. М. Путешествие из Павлодара в Каркаралинск / M. М. Пришвин // Простор. 1975. — № 1. — С. 92−100.
  34. , M. М. Ранний дневник. 1905−1913 / M. М. Пришвин. СПб.: Росток, 2007. — 800 с.
  35. , M. М. Силой родственного внимания : из дневников. / M. М. Пришвин. М.: Искусство в шк., 1996. — 111 с. — (Б-ка журн. «Искусство в шк.» — вып. 2).
  36. , M. М. Сказка о правде / M. М. Пришвин. М.: Молодая гвардия, 1973. -495 с.
  37. , M. М. Сказки. / M. М. Пришвин // Северные сказки / H. Е. Ончуков. СПб.: [б. и.], 1909. — С. 40968.
  38. , M. М. Собрание сочинений : в 6 т. / M. М. Пришвин. М.: Гослитиздат., 1956−1957.
  39. , M. М. Собрание сочинений : в 8 т. / M. М. Пришвин. М.: Худож. лит., 1982−1986.
  40. , M. М. Цвет и крест / M. М. Пришвин. СПб.: Росток, 2004. — 608 с.
  41. , С. Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии / С. Т. Аксаков. М.: Сов. Россия, 1987. — 528 с.
  42. , Л. Дневник/ Л. Андреев// S.O.S. Дневник (1914−1919) — Письма (1917−1919) — Статьи и интервью (1919) — Воспоминания современников (1918−1919) / Л. Андреев. М. — СПб.: Atheneum — Феникс, 1994. — С. 19 192.
  43. , А. Дневник / А. Блок. М.: Сов. Россия, 1989. — 508 с.
  44. , А. Т. Жизни и приключениях Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков / А. Т. Болотов. М.: Современник, 1986. — 766 с.
  45. , В. Дневники 1891−1910/ В.Брюсов. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых- Типо-Литогр. В.Т.У. им. тов. Дунаева, 1927. — 203 с.
  46. , М. А. Под пятой. Дневник/ М.А.Булгаков// Собр. соч.: в 8 т. СПб.: Азбука-классика, 2002. — Т. 8. — С. 61−108.
  47. , И. А. Дневники / И. А. Бунин // Собр. соч.: в 6 т. М.: Худож. лит., 1988. — Т. 6. — С. 309−540.
  48. , М. А. История моей души / М. А. Волошин // Автобиографическая проза. Дневники / М. А. Волошин. М.: Книга, 1991. — С. 187−316.
  49. , П. А. Записные книжки / П. А. Вяземский. М.: Рус. кн., 1992.-384 с.
  50. , А. И. Дневник 1842−1845 / А. И. Герцен // Собр. соч.: в 30 т. -М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. Т. 2 — С. 199−413.
  51. Гиппиус, 3. Дневники / 3. Гиппиус. М.: Захаров, 2002. — 364 с.
  52. , Н. А. Дневник / Н. А. Добролюбов // Собр. соч.: в 9 т. -М. — Л.: Худож. лит., 1964. Т. 8. — С. 413−570.
  53. , В. А. Дневники / В. А. Жуковский // Полн. собр. соч.: в 20 т. М.: Яз. слав, культуры, 2004. — Т. 13. — С. 9−394.
  54. , Вс. Дневники/ Вс. Иванов. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001.-492 с.
  55. , В. В. Путешествие в полуденную Россию : в письмах, изданных Владимиром Измайловым / В. В. Измайлов. М.: в Унив. тип., у Ридигера и Клаудия, 1800. — Ч. I. — 442 с.
  56. , Н. М. Письма русского путешественника. Повести/ Н. М. Карамзин. М.: Правда, 1980. — 608 с.
  57. , В. Г. Полное посмертное собрание сочинений. Дневник. 1881−1903 / В. Г. Короленко. Харьков: Гос. изд-во Украины, 1925−1928. -Т. 1−4.
  58. , М. Дневник. 1905−1907/ М. Кузмин. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000. — 608 с.
  59. , М. Дневник. 1908−1915 / М. Кузмин. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005. — 864 с.
  60. , В. К. Дневник (1831−1845) / В. К. Кюхельбекер // Путешествие. Дневник. Статьи / В. К. Кюхельбекер. Л.: Наука, 1979. — С. 64 433.
  61. , Ю. Книга прощания / Ю. Олеша. М.: Вагриус, 1999. — 477 с.
  62. , А. Н. Дневники / А. Н. Островский // Полн. собр. соч.: в 12 т. М.: Искусство, 1978. — Т. 10. — С. 348−444.
  63. , Б. Отрывки из дневника / Б. Пильняк // Соч.: в 3 т. М.: Лада, 1994.-Т. 1.-С. 478−487.
  64. , А. С. Дневники и автобиографические записи / А. С. Пушкин // Собр. соч.: в 10 т. М.: Худож. лит., 1976. — Т. 7. — С. 254 298.
  65. , Ф. М. Отрывки из дневника / Ф.М.Решетников// Полн. собр. соч: в 6 т. Свердловск: Свердлгиз, 1948. — Т. 6. — С. 259−329.
  66. , Л. Н. Дневники, 1847−1910/ Л.Н.Толстой// Полн. собр. соч.: в 90 т. Репр. воспр. изд. 1928−1958 гг. — М.: Терра, 1992. — Т. 46−58.
  67. , И. С. Дневник. Ноябрь 1882- январь 1883 г./ И. С. Тургенев//Соч.: в 12 т. -М.: Наука, 1983.-Т. 11.-С. 205−210.
  68. , И. С. Записки охотника / И. С. Тургенев. Киев: Худож. лит., 1955.-352 с.
  69. , Н. Г. Дневники / Н. Г. Чернышевский // Полн. собр. соч: в 15 т.-М.: Худож. лит., 1939.-Т. 1.-860 с.
  70. , К. И. Дневник 1901−1969: в 2 т. / К. И. Чуковский. М.: Олма-Пресс Звездный мир, 2003.
  71. , С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры / С. С. Аверинцев // Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа / С. С. Аверинцев. М.: Наука, 1973. — С. 43−52.
  72. , В. В. Творчество М. Пришвина и советский философский роман : пособие по спецкурсу / В. В. Агеносов. М.: Прометей, 1998. — 126 с.
  73. , С. Критические наброски/ С. Адрианов// Вестник Европы. 1912.-№ 4. — С. 354−364.
  74. , М. В. Народное искусство / М. В. Алпатов // Всеобщая история искусств: в 3 т. / М. В. Алпатов. М.: Искусство, 1955. — Т. III. — С. 340 364.
  75. , И. В. Стилистико-синтаксические особенности художественной публицистики М. М. Пришвина: автореф. дис.. канд. филол. наук / И. В. Анненкова. -М.: Моск. гос. ун-т, 1997. 28 с.
  76. , А. Н. Поэтические воззрения славян на природу : в 3 т. / А. Н. Афанасьев. -М.: Соврем, писатель, 1995.
  77. , Ю. И. Миниатюра как «корневой» жанр прозы М. М. Пришвина / Ю. И. Балакина // Пушкинские чтения-2007. СПб.: Ленингр. гос. ун-т, 2007.-С. 194−198.
  78. , Н. Б. Нить времени : дневники и записные книжки советских писателей / Н. Б. Банк. Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1978. — 247 с.
  79. , М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 424 с.
  80. , Б. Пейзаж в очерке / Б. Бейгак// Наши достижения. 1936.-№ 4.-С. 144−148.
  81. , В. Г. Статья пятая / В. Г. Белинский // Сочинения Александра Пушкина / В. Г. Белинский. М.: Худож. лит., 1985. — С. 220−278.
  82. , А. М. К. Клодт, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи / А. Бенуа // История русской живописи в XIX веке / А. Бенуа. М.: Республика, 1998.-С. 307−318.
  83. , А. Направления эволюции- оцепенение, интеллект, инстинкт / А. Бергсон // Творческая эволюция / А. Бергсон. М.: Канон-Пресс, Кучково поле, 1998.-С. 120−193.
  84. , А. Историческое развитие чувства природы / А. Бизе- пер. с нем. Д. Коробчевского. СПб.: Изд. журн. «Рус. богатство» (Типо-литогр. Мес-ника и Римана), 1890. — 391 с.
  85. , А. Краски и слова / А. Блок // Собр. соч: в 8 т. М.- Л.: Худож. лит., 1962.-Т. 5.-С. 19−24.
  86. , Ю. Эстетика / Ю. Борев. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  87. , Н. В. Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина / Н. В. Борисова. Елец: Елец. гос. ун-т, 2004. — 227 с.
  88. , А. Ф. Поэтика и смысловая роль пейзажа. Шолоховское чувство природы / А. Ф. Бритиков // Мастерство Михаила Шолохова / А. Ф. Бритиков. М. — Л.: Наука, 1964. — С. 138−180.
  89. , В. В. Проблема прекрасного / В. В. Ванслов. М.: Госполитиздат, 1957. — 263 с.
  90. , В. В. Эстетика романтизма / В. В. Ванслов. М.: Искусство, 1966.-404 с.
  91. , А. Н. Пришвин/ А. Н. Варламов. М.: Молодая гвардия, 2003.-547 с.
  92. , В. И. Труды по философии естествознания/ В. И. Вернадский. М.: Наука, 2000. — 504 с.
  93. , А. Н. Историческая поэтика/ А. Н. Веселовский. М.: Высш. шк., 1989. — 406 с.
  94. , Г. Самое заветное. Записные книжки писателей / Г. Волгин. -Воронеж: Центр.-чернозем, кн. изд-во, 1974. 112 с.
  95. , А. А. Путь художника. (М.Горький до Октября) / А. А. Волков. М.: Худож. лит., 1969. — 407 с.
  96. , С. Рецензия на «Родники Берендея» / С. Вржосек // Звезда. -1928.-№ 8. -С. 163−164.
  97. , Б. Е. Живопись словом / Б. Е. Галанов. М.: Сов. писатель, 1972.- 184 с.
  98. , Г. Д. Пришвин / Г. Д. Гачев // Русская Дума. Портреты русских мыслителей / Г. Д. Гачев. М.: Новости, 1991. — С. 98−104.
  99. , В. А. А. Чехов и Ив. Бунин / В. А. Гейдеко. М.: Сов. писатель, 1987.-368 с.
  100. , М. Журнальное обозрение / М. Гельфанд// Печать и революция. 1929. — № 8. — С. 71−72.
  101. , А. И. Крещенная собственность/ А.И.Герцен// Избр. философские произведения: в 2 т. / А. И. Герцен. М.: Госполитиздат, 1946.Т. 2.-С. 236−237.
  102. , И. В. К учению о цвете / И. В. Гете // Избр. соч. по естествознанию / И. В. Гете. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957. — С. 259−342.
  103. , JI. Я. О лирике / JI. Я. Гинзбург. JI.: Сов. писатель, 1974. -408 с.
  104. Гинзбург, J1. Я. О психологической прозе / J1. Я. Гинзбург. JI.: Худож. лит., 1977.-443 с.
  105. , Н. В. Несколько слов о Пушкине / Н. В. Гоголь// Собр. соч.: в 7 т. М.: Худож. лит., 1978. — Т. 6. — С. 63−68.
  106. , М. О М. М. Пришвине / М. Горький // Собр. соч.: в 30 т. М.: Гослитиздат, 1953. — Т. 24. — С. 264−269.
  107. , В. Заметки о художественной прозе 1940 года / В. Гоф-феншефер // Новый мир. 1941. — № 2. — С. 178−203.
  108. , М. Пришвин и Берендеево царство / М. Григорьев// Собр. соч.: в 7 т. / М. М. Пришвин. М. — Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1931.Т. II.-С. 397−447.
  109. Гринфельд-Зингурс, Т. Я. Изображение как вид художественной речи в миниатюрах / Т. Я. Гринфельд-Зингурс // Поэтика русской советской прозы: межвуз. науч. сб. Уфа: Башк. гос. ун-т, 1987. — С. 45−53.
  110. Гринфельд-Зингурс, Т. Я. Природа в художественном мире М. М. Пришвина. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1989. — 194 с.
  111. Гринфельд-Зингурс, Т. Я. И. С. Соколов-Микитов и М.М.Пришвин/ Т. Я. Гринфельд-Зингурс. // Творчество И. С. Соколова-Микитова / Т. Я. Гринфельд-Зингурс. Л.: Наука, 1983. — С. 104−119.
  112. Гринфельд-Зингурс, Т. Я. «Чувство природы» и цвет в пейзажах М. М. Пришвина / Т. Я. Гринфельд-Зингурс // Личность писателя и его творчество: межвуз. сб. науч. тр. Волгоград: Волгогр. гос. ун-т, 1990. — С. 3143.
  113. , Я., Гришин, В. Дневник как форма самопознания художника / Я. Гришина, В. Гришин // Человек. 1995. — № 5. — С. 162−167.
  114. , А. От «творимой легенды» к легендарной действительности / А. Грушкин // Звезда. 1935. -№ 6. — С. 263−266.
  115. , С. Е. Цвет как эстетическое и художественное явление/ С. Е. Гудина // Философские науки. 1986. — № 3. — С. 83−90.
  116. , Л. В. Чувство природы в русской прозе 1920- 1930-х гг./ Л. В. Гурленова. Сыктывкар: Сыктывкар, гос. ун-т, 1998. — 179 с.
  117. , Н. П. М. Пришвин и его «вечные спутники» (Д. Мережковский, В. Розанов, А. Ремизов): учеб. пособие / Н. П. Дворцова. Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 1995. — 125 с.
  118. , Н. П. М. М. Пришвин и В. В. Розанов: к истории творческого диалога / Н. П. Дворцова // Русская словесность. 1996. — № 2. — С. 29−34.
  119. , Н. Ю. Поэтика антонимии в «Дневниках» М. Пришвина: ав-тореф. дис.. канд. филол. наук / Н. Ю. Донченко. М.: Моск. гос. открытый ун-т, 1999. — 19 с.
  120. , Н. В. Воплощение времени/ Н. В. Драгомирецкая // Проблемы художественной формы социалистического реализма: в 2 т. М.: Наука, 1971.-Т. 1. — С. 263−300.
  121. , В. Михаил Пришвин. Собрание сочинений. Т. I и II/ В. Дынник // Новый мир. 1928. — № 3. — С. 266−268.
  122. , О. Г. Дневники русских писателей XIX века / О. Г. Егоров. -М.: Флинта: Наука, 2002. 286 с.
  123. , Е. А. Цветовая палитра миниатюр М.М.Пришвина/ Е. А. Ерофеева // Проблемы языковой картины мира на современном этапе: сб. ст. по материалам Всерос. науч. конф. молодых учен. Н. Новгород: Ни-жегород. гос. пед. ун-т, 2007. — С. 119−122.
  124. , Г. А. Михаил Пришвин. Жизнь и творчество / Г. А. Ершов.-М.: Худож. лит., 1973.- 189 с.
  125. , Г. А. Михаил Пришвин. Очерк жизни и творчества/ Г. А. Ершов. М.: Гослитиздат, 1963. — 192 с.
  126. , А. Михаил Пришвин / А. Ефремин // Красная новь. 1930. — № 9/10.-С. 219−232.
  127. , А. О М. М. Пришвине / А. Ефремин // Красная новь. 1926. -№ 12.-С. 230−233.
  128. B. М. Жирмунский — под ред. 3. И. Плавскина, В. В. Жирмунской. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 1996. — 440 с.
  129. , Н. И. Земля показалась! (М.М.Пришвин)/ Н. И. Замошкин // Красная новь. 1940. — № 1. — С. 203−217.
  130. , Н. И. Писатель-берендей/ Н. И. Замошкин// Собр. соч.: в 7 т. / М. М. Пришвин. М.- Л.: Огиз-Госиздат, 1927. — Т. I. — С. 17−36.
  131. , Н. И Творчество Михаила Пришвина (к вопросу о генезисе попутничества)/ Н. И. Замошкин// Печать и революция.- 1925.- Кн. 8.1. C. 124−130.
  132. , С. Б. Михаил Михайлович Пришвин / С. Б. Зархин. Липецк: б. и., 1960.-24 с.
  133. , С. Б. Творчество М.М.Пришвина (1907−1928): автореф. дис.. канд. филол. наук / С. Б. Зархин. М.: Моск. гос. пед. ин-т, 1957. — 14 с.
  134. , И. А. Природа прекрасного / И. А. Зотов. М.: Просвещение, 1965.-236 с.
  135. , И. А. Человек и природа в творчестве М. Пришвина / И. А. Зотов. М.: Просвещение, 1982. — 80 с.
  136. , Н. Н. Мир Михаила Пришвина: учеб. пособие/ Н. Н. Иванов. Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т, 2001. — 119 с.
  137. Иванов-Разумник, Р. В. Великий Пан / Р. В. Иванов-Разумник // Речь. -1911.-24 янв.
  138. , А. П. Поэтика современного лирического рассказа : проблема автора: автореф. дис.. канд. филол. наук / А. П. Казаркин. Томск: Том. гос. ун-т, 1974. — 21 с.
  139. , Н. JI. Голубое цвет жизни / Н. Л. Касимов // Русская речь. -1983.-№ 1,-С. 50−54.
  140. , В. А. Новое в критическом реализме и в его эстетике/
  141. , А. Л. Пришвин художник / А. Л. Киселев. — Хабаровск: б. и., 1978.- 128 с.
  142. , А. Л. М.Пришвин и русские писатели XX века: учеб. пособие по спецкурсу / А. Л. Киселев. Куйбышев: Куйбышев, гос. пед. ин-т, 1985.-68 с.
  143. , Е. П. Сила родственного внимания/ Е.П.Клепикова// Звезда. 1973. — № 2. — С. 202−206.
  144. , Г. П. Творчество И. А. Бунина и М. М. Пришвина в контексте христианской культуры: автореф. дис.. д-ра филол. наук / Г. П. Климова. -М.: Моск. гос. ун-т, 1993.-51 с.
  145. , Н. В. Эволюция чувства природы в русской прозе XIX века / Н. В. Кожуховская. Сыктывкар: Сыктывкар, гос. ун-т, 1995. — 148 с.
  146. , A. M. Специфика дневниковой формы повествования в прозе M. М. Пришвина: дис.. канд. филол. наук / А. М. Колядина. Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2006. — 215 с.
  147. , Т. М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра/ Т. М. Колядич. М.: Мегатрон, 1998. — 276 с.
  148. , В. С. О законах красоты. К вопросу о сущности эстетических явлений в действительности и в искусстве / В. С. Корниенко. Харьков: Харьк. гос. ун-т, 1970. — 224 с.
  149. , И. К. Лада, или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота стала есть : эстетика Киевской Руси) / И. К. Кузьмичев. М.: Молодая гвардия, 1990. — 301 с.
  150. , Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого / Е. Н. Купреянова. М.- Л.: Наука, 1966.-324 с.
  151. , В. Я. Михаил Пришвин : очерк творчества / В. Я. Курбатов. -М.: Сов. писатель, 1986. 222 с.
  152. , Г. Б. Эстетический мир И.С.Тургенева / Г. Б. Курлянд-ская. Орел: Изд-во гос. телерадиовещат. компании, 1994. — 341 с.
  153. , Г. Человек в природе / Г. Левин // Новый мир. 1945. — № 9. -С. 120−123.
  154. , В. Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И. Бунина/ В. Я. Линков. М.: Моск. гос. ун-т, 1989. — 174 с.
  155. , Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст / Д. С. Лихачев. СПб.: Наука, 1991. — 370 с.
  156. , В. Д., Лихачев, Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность/ В. Д. Лихачева, Д. С. Лихачев.- Л.: Наука, 1971. — 121 с.
  157. , А. В. Тезисы и -задачи марксистской критики/
  158. A. В. Луначарский // Новый мир. 1928. — № 6. — С. 188−196.
  159. Львов-Рогачевский, В. Л. Михаил Пришвин. Рассказы. Т. 1 /
  160. B. Л. Львов-Рогачевский // Современный мир. 1912. — № 2. — С. 335.
  161. , Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа / Ф. С. Мальцева. М.: Изд-во Гос. Третьяковской галереи, 1953.- Вып. 1 -178 с.
  162. , Ф. С. Пейзаж / Ф. С. Мальцева // История русского искусства. М.: Наука, 1959. — Т. IX, кн. 1. — С. 362144.
  163. , О. А. Контекст и интерпретация текста (проза русского космизма): моногр. / О. А. Машкина. Уфа- Новокузнецк: Вост. ун-т, 2004. -143 с.
  164. , Е. И. Свет как эстетический феномен / Е. И. Мостапенко // Философские науки. 1982. — № 6. — С. 90−98.
  165. , И. П. Михаил Пришвин. Критико-биографический очерк / И. П. Мотяшов. М.: Сов. писатель, 1965. — 248 с.
  166. , И. Г. «Дневники» М. М. Пришвина: духовный космос: моногр. / И. Г. Новоселова. Владивосток: Дальневост. гос. ун-т, 2004. -216 с.
  167. , В. А. По горам и пустыням Средней Азии / В. А. Обручев. -М. — Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1948. 244 с.
  168. , Ю. И. Жанровые процессы в прозе М.М.Пришвина: от миниатюры к контекстовым лирическим формам: автореф. дис.. канд. фи-лол. наук / Ю. И. Ольховская. Омск: Ом. гос. ун-т, 2006. — 19 с.
  169. , К. Г. Книга скитаний / К.Г.Паустовский// Собр. соч.: в 8 т. -М.: Худож. лит., 1968. Т. 5 — С. 405−575.
  170. , М. Ф. Михаил Михайлович Пришвин/ М. Ф. Пахомова. -Л.: Просвещение, 1970. 128 с.
  171. , М. Ф. Пришвин и Карелия: критический очерк/ М. Ф. Пахомова. Петрозаводск: Госиздат. Карел. АССР, 1960. — 72 с.
  172. , В. Какая была погода в эпоху Гражданской войны / В. Перцов // Новый Леф. 1927. — № 7. — С. 36-^5.
  173. , И. Иван Иванович Шишкин / И. Пикулев. М.: Искусство, 1955.-276 с.
  174. , А. «Неодетая весна» / А. Платонов// Размышления читателя / А. Платонов. М.: Современник, 1980. — С. 97−104.
  175. , А. М. Михаил Пришвин : философско-мировоззренческие контексты творчества: моногр. / А. М. Подоксенов. Белгород: Белгород, гос. ун-т- Елец: Елец. гос. ун-т, 2009. — 348 с.
  176. , В. П. Сознание и творчество / В. П. Полонский. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. — 211 с.
  177. Михаил Михайлович Пришвин. К 130-летию со дня рождения: материалы для библиогр. указ. лит. о жизни и творчестве М. М. Пришвина / сост. 3. Я. Холодова. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002. — 115 с.
  178. М. М. Пришвин в вузе и школе: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Воронеж. гос. пед. ин-т, 1986. — 165 с.
  179. Михаил Пришвин и русская культура XX века: сб. ст. / под ред. Н. П. Дворцовой, Л. А. Рязановой. Тюмень: Вектор Бук, 1998. — 189 с.
  180. Пришвин и современность: сборник / сост. П. С. Выходцев. М.: Современник, 1978. — 334 с.
  181. , В. Д. Круг жизни : очерки о М. М. Пришвине / В. Д. Пришвина. М.: Худож. лит., 1981. — 239 с.
  182. , В. Д. Мы с тобой. Дневник любви / В. Д. Пришвина. М.: Худож. лит., 1996. — 351 с.
  183. , В. Д. Наш дом / В. Д. Пришвина. М.: Молодая гвардия, 1980.-334 с.
  184. , В. Д. Пришвин в Дунине / В. Д. Пришвина. М.: Моск. рабочий, 1978.- 159 с.
  185. , В. Д. Путь к слову / В. Д. Пришвина. М.: Молодая гвардия, 1984.-262 с.
  186. , В. К. Певец родной земли (М. М. Пришвин) / В. К. Пу-дожгорский. Вологда: б. и., 1960. — 63 с.
  187. , И. Е. Далекое и близкое / И. Е. Репин. Л.: Художник РСФСР, 1986.-488 с.
  188. , Дж. Лекции об искусстве / Дж. Рескин. М.: БСГ-Пресс, 2006.-319 с.
  189. , В. В. Красота в природе и ее смысл / В. В. Розанов // Природа и история / В. В. Розанов. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1900. — С. 38−105.
  190. , Л. М. Творческие дневники Достоевского/ Л. М. Розенб-люм.-М.: Наука, 1981.-368 с.
  191. , С. В. Дневник писателя в контексте культуры XX века/ С. В. Рудзиевская // Филологические науки. 2002. — № 2. — С. 12−19.
  192. , Т. В поисках правды и красоты : очерк о художниках-передвижниках / Т. В. Савицкая. М.: Изобраз. искусство, 1972. — 107 с.
  193. , В. Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева/ В. Ф. Саводник. М.: Т-во «Печатня С.П.Яковлева», 1911.211 с.
  194. , В. И. Человек и мир: проблема антропоцентризма / В. И. Самохвалова // Философские науки. 1992. -№ 3. — С. 161−167.
  195. , С. Г. Русская поэзия и проза 1920 1930-х годов. Поэтика-видение мира — философия / С. Г. Семенова. — М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001.-590 с.
  196. , А. И. «Не то, что мните вы, природа.»: русская натурфилософская проза 1960−1980-х гг. / А. И. Смирнова. Волгоград: Волгогр. гос. ун-т, 1995.- 191 с.
  197. , Р. А. Философские аспекты изображения природы в прозе М. М. Пришвина 1900−1910 гг. XX века: автореф. дис.. канд. филол. наук / Р. А. Соколова. М.: Моск. пед. ун-т, 1997. — 18 с.
  198. , В. Н. Пейзаж. Картина и действительность / В. Н. Стасевич. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
  199. , В. В. Искусство XIX века. Живопись / В. В. Стасов // Избр. соч.: вЗ т.-М.: Искусство, 1952.-Т. З.-С. 531−673.
  200. , Ф. А. Иван Бунин / Ф. А. Степун // Портреты / Ф. А. Степун. -СПб.: РХГИ, 1999. С. 216−230.
  201. , В. В. Творческий метод М. М. Пришвина (к вопросу об идейных и эстетических позициях писателя): автореф. дис.. канд. филол. наук / В. В. Столярова. Горький: Горьк. гос. ун-т, 1969. — 18 с.
  202. , К. А. Жизнь растения / К. А. Тимирязев // Соч.: в 10 т.- М.: Сельхозгиз, 1938. Т. IV. — 380 с.
  203. , К. А. Фотография и чувство природы / К. А. Тимирязев // Соч.: в 10 т.- М.: Сельхозгиз, 1938. Т. V. — С. 227−239.
  204. , Л. Н. Что такое искусство? / Л. Н. Толстой // Полн. собр. соч.: в 90 т. Репр. воспр. изд. 1928−1958 гг. — М.: Терра, 1992. — Т. 30- С. 27−203.
  205. , В. Пейзаж эпохи романтизма / В. Турчин // Эпоха романтизма в России / В. Турчин. М.: Искусство, 1981. — С. 419−471.
  206. , В. А. Возвращаясь к замыслу Пришвина / В. А. Фатеев // Цвет и крест / М. М. Пришвин. СПб.: Росток, 2004. — С. 7−28.
  207. Федоров-Давыдов, А. А. Исаак Ильич Левитан / А. А. Федоров-Давыдов. М.: Искусство, 1966. — 404 с.
  208. Федоров-Давыдов, А. А. Русский пейзаж XVIII начала XX века: история, проблемы, художники: исследования, очерки / А. А. Федоров-Давыдов. — М.: Сов. художник, 1986. — 300 с.
  209. Федоров-Давыдов, А. А. Советский пейзаж / А. А. Федоров-Давыдов. -М.: Искусство, 1958. 120 с.
  210. , Г. М. Поэтика русского реализма / Г. М. Фридлендер. -Л.: Наука, 1971.-293 с.
  211. , А. И. Михаил Пришвин. Творческий путь / А. И. Хайлов. М. — Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. — 162 с.
  212. , Т. Творец радости (о Михаиле Пришвине) / Т. Хмельницкая // Звезда. 1956. -№ 3. — С. 165−175.
  213. , Т. Ю. Творчество Михаила Пришвина / Т. Ю. Хмельницкая. Л.: Сов. писатель, 1959. — 283 с.
  214. Холодова, 3. Я. Художественное мышление М. М. Пришвина: содержание, структура, контекст: учеб. пособие / 3. Я. Холодова. Иваново: Иван, гос. ун-т, 2000. — 295 с.
  215. Художественное мышление И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого в изображении пейзажей: метод, разраб. в помощь студ. / Сарат. гос. пед. ин-т им. К. А. Федина- подгот. И. В. Страховым. Саратов: СГПИ, 1980. — 80 с.
  216. Цвет и свет в художественном произведении: межвуз. сб. науч. тр. / Сыктывкар, гос. ун-т им. 50-летия СССР — отв. ред. Т. Я. Гринфельд. Сыктывкар: СГУ, 1990. — 125 с.
  217. , И. О. Мыслящая муза. «Открытие природы» в поэзии XVIII века / И. О. Шайтанов. М.: Прометей, 1989. — 260 с.
  218. , С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева / С. Е. Шаталов. -М.: Наука, 1979−312 с.
  219. , Л. М. Певец добра и красоты (о М.М.Пришвине)/ Л. М. Шаталова. Кишинев: Штиинца, 1974. — 123 с.
  220. , Ф. О наивной и сентиментальной поэзии / Ф. Шиллер // Собр. соч.: в 7 т. М.: Худож. лит., 1957. — Т. 6. — С. 385−477.
  221. , В. Б. О пейзаже / В. Б. Шкловский // Художественная проза / В. Б. Шкловский. М.: Сов. писатель, 1959. — С. 34−46.
  222. , У. Жанр миниатюры в творчестве М.М.Пришвина (19 301 940-е гг.): автореф. дис.. канд. филол. наук / У. Шольц. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т, 1986. — 15 с.
  223. , Э. А. Современный русский рассказ / Э. А. Шубин. Л.: Наука, 1974.- 182 с.
  224. , М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: система пейзажных образов в русской поэзии / М. Н. Эпштейн. М.: Высш. шк., 1990. -303 с.
  225. , Л. В. Творческий метод и индивидуальность писателя в дневниковых книгах М. М. Пришвина: автореф. дис.. канд. филол. наук / Л. В. Юлдашева. М.: Моск. гос. ун-т, 1979. — 22 с.
  226. А. Техника иконы / А. Яковлева // История иконописи: Истоки. Традиции. Современность: VI—XX вв.ека. М.: Арт-БМБ, 2002. — С. 3139.1.I. Словари, энциклопедии
  227. , В. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. / В. Власов. СПб.: Азбука-классика, 2007.
  228. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Сов. художник, 1965. — 191 с.
  229. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2000−2001.
  230. Русские писатели, XX век: биобиблиографический словарь: в 2 ч. / под ред. Н. Н. Скатова. М.: Просвещение, 1998.
  231. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. М.: Акад. проект, 2004. — 864 с.
  232. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. -М.: Рус. яз. Медиа, 2003.
  233. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-559 с.
Заполнить форму текущей работой