Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Гоголевская традиция в русской фантастической прозе начала XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то время как Сологуб, ограничил сферу действия фантастических персонажей /но не фантастики в целом/ рамками безумного сознания Передонова, Белый распространил мотив безумия на всю окружающую жизнь: безумен Дудкин, но безумен и Петербург, а значит разрушены границы, заключающие в себе фантастическое пространство. Принцип подвижности границ, намеченный у Ремизова, становится основой фантастики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Структура фантастического образа в русской прозе начала XX века
  • Глава II. Гоголевская традиция организации пространственно-временного .континуума в русской фантастической прозе начала XX века

Гоголевская традиция в русской фантастической прозе начала XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русская проза начала X века отличалась значительным оживX лением романтических, точнее, неоромантических тенденций, проявившихся, в частности, в резком возрастании интереса ряда писателей к фантастической литературе, сочетавшегося с их стремлением аккумулировать в своем творчестве достижения литературных предшественников. Литературная традиция сознательно оценивалась неоромантиками и прежде всего, символистами/ как исходный «материал», перерабатываемый художником в соответствии с его собственными задачами, что породило особую литературную ситуацию, вызвавшую новую волну обращения к богатому фантастикой творчеству Гоголя, которое стало восприниматься как «начало начал», Это привело, во-первых, к существенной переоценке сущности и значения Гоголя и, во-вторых, к появлению целого комплекса явлений в литературе начала X века, которые при всем своем мноX гообразии объединяются несомненной принадлежностью к гоголевской традиции, Говоря об истории изучения гоголевской традиции в литературе начала X века, следует отметить работы Б.В.МихайловX ского, Г. П. Бердникова, З. Г. Минц, В. М. Паперного, для которых характерно стремление сочетать анализ фактов с изучением их историко-литературного контекста /Наперный В. М. Гоголевская традиция в русской литературе начала X века /А.А.Блок и X А. Белый истолкователи Н.В.Гоголя/: Дис. канд. филол. наук. Тарту, 1982. 224 с Михайловский Б. В. Горький и Гоголь. В кн.: Михайловский Б. В. Избранные статьи о литературе и искусстве. М-, 1969, с.132−174- Минц З. Г. Блок и Гоголь. Блоковский сборник II. Тарту, 1972, с.122−205- Бердников Г. П. Гоголь и Чехов: К вопросу об исторических судьбах творческого наследия Н.В.Гоголя* Вопр.лит., I98I, 8, c, IE4-I63/. К этой теме не раз обращались литературоведы, изучавшие творчество отдельных писателей начала XX века, не акцентируя на ней пристального внимания. Ей посвящен ряд глав в монографии А. Белого «Мастерство Гоголя». Изучение вопроса шло по таким основным направлениям: I. Выявление отдельных тем, мотивов и образов, заимствованных писателями начала XX века из произведений Гоголя и получивших в их творчестве дальнейшее развитиеЕ. Изучение соотнесенности ряда произведений начала XX века с различными традициями русской классической литературы /пушкинской, гоголевской и др./. /Минц З.Т. О некоторых «неомифолЬгических» текстах в творчестве русских символистов. Учен.зап.Тарт.ун-та, 1979, вып.459, Блоковский сборник 3, с.76 120- Пустыгина Н. Цитатность в романе Андрея Белого «Петербург». Учен.зап.Тарт.ун-та, 1977, вьш.414, Труды по русской и славянской филологии, й ZS, с, 8и-97/- 8. Изучение гоголевской традиции в литературе начала XX века как целостного комплекса явлений. Наиболее цельным исследованием сущности гоголевской традиции и ее места в литературе начала XX века является, на наш взгляд, диссертационная работа В. М. Даперного. В ней рассмотрены этапы формирования марксистской теории традиции, понимаемой в качестве определенного аспекта историко-литературного процесса, охарактеризована эволюция восприятия творчества Гоголя в России на протяжении ряда десятилетий /от Белинского до Горького/, сформулированы основные признаки гоголевской традиции в понимании писателей XX века. Вместе с тем, проблема гоголевской традиции по-прежнему остается актуальной, что определяется рядом факторов: 1. Не было предпринято целостное сопоставление структурных особенностей гоголевской поэтики с различными трансформациями этой структуры в произведениях писателей начала XX века, не определены пути и направления такой трансформации- 2. Мало изучена фантастическая линия гоголевской традиции, имевшая принципиально важное значение для литературы начала XX века" Одна из причин этого кроется в теоретической неразработанности понятий «фантастическое повествование» и «структура фантастического образа». Попытки теоретического изучения фантастики сделаны в следующих работах: Кагарлицкий Ю. И, Что такое фантастика? М-: Худож. лит, 1974, 352 с Левин А. Е. Англоамериканская фантастика как социокультурный феномен. Вопр, философии, 1976, 3, 0,146−154- Чумаков В, М, О разновидностях фантастики в литературе. В кн.: Литературные направления и стили. М, 1976, с.365−370- Todorov Т. Introduction, а 1а litterature fantastique.- Paris: Edition du Seuil, 1970, P.28−62. 3. Недостаточно изучено творчество таких видных представителей гоголевской традиции в литературе начала X века, как X Ф. Сологуо, А. Ремизов, А. Белый /Келдыш В. А. Приобретения и задачи: О некоторых проблемах русского литературного процесса конца XIX начала X столетия и их изучении. Вопр. лит., 1983, Ш 2, X с.136−155- Кулешов В. Нерешенные вопросы изучения русской литературы рубежа XIX—XX вв.еков. Вопр. лит., 1982, Ш 8, с.50−74/- 4. Слабая изученность фантастической прозы начала X века X затрудняет понимание путей зарождения советской фантастической прозы, также опирающейся на гоголевскую традицию от Булгакова до наших дней /Фролова Т. О. Повести М.А.Булгакова /" Дьяволиада", «Роковые яйца» / и гоголевская литературная традиция. В сб.: Художественное творчество и литературный процесс, Томск, 1982, с.28−40- Чудакова М. О. Булгаков и Гоголь. Русская речь, 1979, № 2, с.38−48, № 3, с.55−59/. Гоголь в литературе Л в. изучался в связи с проблемами литературных направлений реалистической или неоромантической /в том числе символистской/ традиций. Поэтому жанровые законы фантастики, как явления более общего и способного проявляться в рамках любого художественного метода, остались в тени. Это и есть задача данной диссертации. Исходя из сказанного, в диссертации предпринята попытка дать теоретическое определение таких понятий, как «фантастическая проза» и «структура фантастического образа», определить особенности структуры гоголевской фантастики и пути ее трансформации в русской фантастической прозе начала X века. КонкX ретное и неформальное определение предмета исследования в данном случае является производным от соответствующих методологических установок и, прежде всего, от методологического определения термина «фантастическая проза». В отечественном литературоведении наметилось несколько основных подходов к проблеме фантастики: I Фантастика понимается как художественный метод, противоположный реализму /Творческие пути пролетарской литературы: Сб. статей. М.-Л.: Гос. изд-во, 1928. 141 с Масленников П. Реализм или условность? Сов. культура, 1958, 12 августаОсипов Д. Ошибочная концепция. Сов. культура, 1959, 16 апреляМолчанов В. Комплексная мистификация. Вопр. литературы, 1979, 1й 8, c, II0−2I0 и др./- Е. Фантастика признается одним из способов типизации, не противоречащим реалистическому отражению в литературе жизненных явлений /Дмитриев В. А. Реализм и художественная условность. М: Сов. писатель, 1974. 278 е.- Михайлова А, А. О художественной условности. М: Мысль, 1966. 318 с Оганов А. А. Логика художественного отражения. М: Искусство, 1972. 120 с Панченко И. Г. Вопрошая прошлое заглянуть в будущее: Заметки о мифо-фольклорной традиции в современной советской литературе. Вопр. литературы, 1983, Ш 6, с.83−108- Чернышева Т. Потребность в удивительном и природа фантастики. Вопр. литературы, 1979, 5, 0,211−231/. Проанализировав различные типы фантастических произведений, мы пришли к признанию необходимости третьего подхода к проблемам фантастики: 3. Фантастика не является неотъемлемой принадлежностью того или иного конкретного художественного метода /романтизма, сентиментализма, критического или социалистического реализма/, а следовательно, наличие или отсутствие фантастики не может служить основой для противопоставления произведений как созданных в рамках различных художественных методов. Фантастика может быть материалом и для фольклорной и для романтической, и для реалистической поэтики. Относясь к более общим законам словесного искусства, фантастика в то же время получает конкретное содержание уже в рамках определенного художественного метода и в то же время придает ему дополнительную 01фаску. Этот вывод находится в полном соответствии с ленинской трактовкой фантастики: «Фантастические представления взяты из действительности, а самые верные представления о действительности по необходимости оживляются дыханием фантазии» /Ленин В. И, Поли, собр.соч., т. ЕЭ, с, 441/, Под фантастическим мы понимаем любое произведение, представляющее собой сознательное нарушение нормы условности, принятой в данном обществе для художественной литературы, вне зависимости от способа и художественной функции этого нарушения. Под фантастическими произведениями, созданными в рамках гоголевской традиции, мы понимаем лишь те произведения, в которых получили дальнейшее развитие структурные элементы гоголевской фантастики, то есть значимыми становятся способы и задачи нарушения нормы условности. Следовательно, предметом нашего исследования не могут быть как нефантастические произведения, созданные в духе гоголевской традиции /например, «Городок Окуров» М. Горького или «На куличках» Е. Замятина/, так и фантастические произведения, развивающие иные, чем у Гоголя, структурные принципы фантастики /например, «Огненный ангел» В. Брюсова, «Дневник Сатаны» Л. Андреева/. В основу диссертации положено изучение развития гоголевской традиции в творчестве Ф. Сологуба, А. Ремизова, А. Белого, так как во-первых, принадлежность ряда их фантастических произведений к некоему комплексу явлений, преемственно соотнесенному с Гоголем, была полностью осознана самими писателями, во-вторых, этот материал позволяет показать, сколь различные результаты дает одна и та же традиция в произведениях разных авторов /в пределах одного художественного метода/, в-третьих, становится возможным глубже проникнуть в особенности поэтики символистов, творчество которых все еще остается недостаточно изученным. Анализируя поэтику фантастической прозы, мы исходим из признания того, что любое художественное произведение представляет собой определенный образ мира, а в данном случае еще и отличный от бытового. Следовательно, все нарушения условной бытовой нормы, встречающиеся в текстах, являются элементами единой системы. «Ясно, что мир представляет собой единую систему, т. е. связное целое, но познание этой системы предполагает познание ВСЕЙ пр1фОды и истории, чего люди НИК01У1А не достигают. Поэтому тот, кто строит системы, вынужден заполнять бесчисленное множество пробелов СОБСТВЕННЫМИ ИЗМЫШЛЕНИЯМИ, т. е. ИРРАЦИОНАЛЬНО фантазировать, заниматься ддеологизированием. Рациональная фантазия „alias комбинация!“ /Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.631/. Изучение законов и идейно-художественных задач комбинации элементов в пределах индивидуальной художественной модели мира и представляет собой исследование структурных особенностей фантастической прозы. Подобно тому, как реальный мир существует во времени и пространстве, которые являются формами существования материи, художественный мщ) литературных произведений существует в художественном пространстве и времени, а значит, структура художественной модели мира определяется прежде всего спецификой организации в нем художественного пространства и времени. В современной теории искусства сложилось два основных подхода к проблемам художественного пространства и времени: I. Первый идет от идей физики /теории относительности/ и рассматривает пространство и время как явления одного ряда /хронотоп время как четвертое измерение пространства/. Его основателем является М. М. Бахтин /Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975, с.234−407/» Второй восходит к математическому /топологическому/ пониманию пространства. Пространством в этом смысле называется мнокество объектов /точек/, между которыми существует отношение непрерывности. В таком смысле можно говорить о семантическом пространстве, пространстве окрашенности, этическом пространстве, временном пространстве, то есть пространство осознается как универсальный язык моделирования. Основателями такого подхода являются Ю. М. Лотман и Ю. Неклюдов /Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры. Учен.зап.Тарт. ун-та, ВЫП.236. Труды по знаковым системам, 4. Тарту, 1969, 0,460−477- Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. 137 с Лотман Ю. М. Семиотика сцены. Театр, 1980, Ш I, с.89−99- Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970, с.265−279- Неклюдов С Ю Статистические и динамические начала в пространственно-временной организации повествовательного фольклора. В кн.: Типологические исследования по фольклору. М, 1975, с.182 190/. Мы исходим из признания того, что о решении этой проблемы можно судить только с учетом определенных этапов развития общества и, соответственно, литературного процесса. Так, по отношению к древней и средневековой литературе /и, шире, культуре/ более адекватной представляется позиция Лотмана Неклюдова, а по отношению к литературе XX века позиция Бахтина. А следовательно, важнейшим требованием к исследователю является историзм при применении даже самых общих литературоведческих категорий. Поэтому в диссертации особое внимание уделено таким проблемам, как соотношение научной, бытовой и художественной II картин мира на разных этапах развития человеческого общества, эволюции пространственно-временных представлений, специфике организации художественного пространства и времени и ее роли в создании целостной художественной системы, определяющей формирование художественного образа /в том числе и структуру фантастического образа/. Как в советском, так и в зарубежном литературоведении накоплен определенный опыт изучения пространственно-временной организации художественных произведений, который учтен в настоящей работе /Бахтин М. М. Время и пространство произведениях Гете. В кн#: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с.204−236- Беззубов В. И., Карлик Л. С. Художественное пространство в прозе Л. Андреева I898-I904 гг. Учен.зап.Тарт.ун-та, вып.491. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение, 31, 1979, с.59−83- Волошин Г. Пространство и время у Достоевского. Slavia ron XII Sesit, 1933, с.162−172- Гречнев В. Я. Категория времени в литературном произведении. В сб.: Анализ литературного произведения. Л., 1976, C. I26-I44- Ивашова В. В. Категория время пространство в литературах мира. Вестник Московского университета. Филология, 1978, Ш 2, C.3-I3- Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского. В сб.: Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1978, C.4I-53- Клейман Р. Я. Вселенная и человек в художественном мире Достоевского. В сб.: Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1978, C.2I-40- Козьмина М. А. Пространственно-временные категории в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». В сб.: Методы и приемы научного анализа в филологических исследованиях. Воронеж, 1978, с.143−148- Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя. Учен.зап.Тарт.ун-та, вып.209. в Труды по русской и славянской филологии, 1 II, 1968, с.5−50- й Макогоненко Г. П. О художественном пространстве в реалистической литературе. В сб.: Культурное наследие Древней Руси. М., 1976, с.237−245- Пресняков О. П. А. А. Потвбня о времени и пространстве в художественном произведении. Вопр. русской литературы: Республиканский межведомственный научный сборник, вып"1, 1977, Cil0-I6- Путилов Б. Н. Застава богатырская /к структуре былинного пространства/. Учен.зап.Тарт.ун-та, вып.365. Труды по знаковым системам, 7. Тарту, 1975, с, 52−64- Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сб.статей. Л.: Наука, 1974. 299 с Свербилова Т. Г. Формы организации времени и пространства в комедии «Ревизор». В сб.: Гоголь и современность. К., 1983, C. II4-I23- Федоров Ф. П. Время и вечность в сказках и каприччио Гофмана. В сб": Художественный мир Э.Т. А. Гофмана. М", 1982, с.81−106- Шкловский В. Б. Время в романе. В кн*: Шкловский В*Б* Художественная проза. Размышления и разборы. М., 1959, с.305−318 и др"/. Таким образом, тема диссертационной работы находится на пересечении ряда проблем: специфики фантастической литературы, гоголевской традиции, художественного пространства и времени, места прозы в литературе начала XX века по отношению к классической традиции. Каждая из этих проблем в разное время становилась в той или иной мере объектом литературоведческого исследования, но комплексное их изучение предпринято впервые. Учитывая специфику диссертации, мы отказались от традиционной композиции работы «по авторам» и остановились на освещении темы по проблемам. Характер исследования конкретно-исторический* Методологической основой работы является марксистско-ленинская теория фантастики, важнейшие принципы которой были охарактеризованы выше" Специальные литературоведческие методы, используемые в работе, методы историко-сравнительного анализа, широко применяемые в современном советском литературоведении, На основе анализа большого фактического материала в работе предпринята попытка показать специфику художественного освоения действительности, присущую русской фантастической прозе начала XX века, развивающей традиции гоголевской фантастики и представляющей собой целостную составную часть литературного процесса. Этим определяется научная новизна работы в целом. Вместе с тем, в ней содержатся новые важные наблюдения над особенностями фантастики Гоголя и спецификой ее истолкования в творчестве Ф. Сологуба, А. Ремизова, А.Белого. Результаты исследования могут быть использованы при построении вузовских курсов и спецкурсов, а некоторые элементы применимы даже в школьном изучении литературы, что определяет практическую ценность работы, СТРУКТУРА ФАНТАСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА В РУССКОЙ ПРОЗЕ НАЧАЛА XX ВЕКА Понятия «вымысел» и «фантастика» отнюдь не тождественны, хотя и взаимосвязаны. Они соотносятся как общее и частное, обязательное и факультативное. Вымысел есть в каждом произведении художественной литературы, фантастика присуща лишь некоторым из них, «Вымысел это необходимое условие символического представления фантастического характера по той простой причине, что вся фантастика помещается в границах вымысла* Без вымысла может существовать аналогичное представление, например, дневник или литературный репортаж. Но вымысел, как правило, фактор, позволяющий сделать это представление особенно значимым, благодаря вымыслу свойства и функции элементов представленного мира могут стать более выразительными, причинные и функциональные зависимости между ними формируются правильнее и последовательнее, чем в действительности. Следует также помнить, что вымысел является условием психологического анализа героя третьего лица, отображение его изнутри как переживающего субъекта» Ч Наличие вымысла, а значит, и условности, является неотъемлемым признаком художественной литературы, как, впрочем, и всей системы искусства. Отметим, что искусству реалистическому тоже присуща своя мера условности, например, в живописи трехмерный предмет переносится на 2-х мерное полотно, что вызывает требование перспективы, т*е. проекции. Следовательно, можно говорить Маркевич Г. Вымысел в литературном произведении и его познавательное содержание. В кн.: Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. М, 1980, с, 162. о противопоставлении вымышленного и фантастического бытовому, правдоподобному, а не реальному, В отличие от аналогичных /по терминологии Г. Маркевича/ персонажей и, добавим, ситуаций, которые характеризуются свойствами и функциями, подобными свойствам и функциям реальных людей и событий, фантастические персонажи и фантастические сюжеты представляют собой прямое нарушение привычной бытовой нормы В различных формах нарушения бытовой нормы и заключен сам по себе нейтральный /т"е* возможный в пределах любого типа искусства/ механизм фантастики Определенное художественное содержание он получает лишь в связи с конкретными историно-литературными задачами /функциями/, которые обусловливают его действие в каждом отдельном произведении. Функция это, прежде всего, включение жанрового пространства, указание на тот художественный ключ, в котором мир должен восприниматься. Понятие жанрового пространства является принципиально важным, поскольку разным жанрам свойственно разное понятие о законах нормальной организации жанрового мира. Вместе с тем, нередко встречается одновременное существование в произведении нескольких функций, одна из которых как бы мистифицирует читателя, См.: Лотман Ю. М. Заметки о структуре художественного текста. Учен.зап.Тарт.ун-та, вып.284. Труды по знаковым системам, 5, I97I, 287. в качестве примеров нарушения бытовой нормы приведем следующие: каламбур /на уровне языка/, поведение героев в неправдоподобных ситуациях /на уровне сюжета/ и др. направляя его на заведоио ложный путь, а другая, ведущая, исподволь входит в столкновение с первой. Этот приеы особенно часто встречается в пародийных произведениях, когда читателя увлекают в знакомое пространство пародируемого канра, а потом обнаруживается «подлог». В качестве примера приведем «Рукопись, найденную в Сарагосе» Я. Потоцкого, пародирующую «ужасные» тайны и волшебные ситуации готического романа. От уровня читательской культуры зависит в таких случаях способность верного подхода к произведению, к верному выбору художественного ключа для его восприятия. Художественное пространство может быть «топическим» и конвенциональным. В первом случае его условность строится на подобии, на аналогии, а во втором на кодовой конвенции. «Топическое» пространство воспринимается как аналогичное бытовому миру, а конвенциональное лишь как в определенном смысле соотносимое с бытовым миром. Немаловажно, что в рамках художественного мира произведения фантастический локус может по-разному соотноситься с «аналогичным» пространством, что вызывает потребность во введении показателя характера границы. Граница фантастического локуса может быть внешней и внутренней, статичной и подвижной. Например, внешней и статичной является граница в большинстве сказок Гофмана, где сказочное пространство заключено в пределы дома или, шире, усадьбы фантастического персонажа. Иное у Гоголя: одна и та же территория представляет собой попеременно то фантастическое, то «аналогичное» пространство, а граница, следовательно, имеет внутренний и подвижный характер. Причем, важную роль приобретает фактор времени. В прямой зависшюсти от особенностей организации пространственно-временного континуума произведения находится структура фантастического образа Разрабатывая теорию фантастической литературы, французский исследователь Цветан Тодоров отграничивает фантастическое от смежных явлений странного /etrange и чудесного /meiveilleu-/ по принципу соответствия-несоответствия естественным законам и действительно происшедшего-почудившегося, выдуманного с точки зрения героя и читателя. Как «странное» при этом определяется событие или явление непривычное для окружающих, но в принципе вполне возможное. Чудесное, напротив приближается к сказочному, снимающему любые ограничения, и не вызывает удивления. Собственно фантастику, по Тодорову, отличает обязательно возникающий у читателя и героев элемент сомнения, неуверенности в том, происходило ли все на самом деле, наличие одновременно реального и ирреального объяснения Разграничение границы во времени и в пространстве свойственно, прежде всего, фольклору и обряду. Например, в пространстве: «нечистые места»: баня, мельница, кладбище, пере1фесток, брошенная церковь и пр.- во времени: ночь до петухов, полдень, определенные дни календаря /святки и др./. Подробнее см. об этом в главе «Гоголевская традиция в организации пространственно-временного континуума в русской фантастической прозе начала XX века». 2 Todorov Т. Introduction, а 1а litterature fantastique.- Parisр Edition du Seuii 1970, .28−62. Аналогичную точку зрения высказал Ю. Кагарлицкий без ссылки на Тодорова. /В кн. Что такое фантастика? М.: Худок. лит., 1974, 0.44.Не принимая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Творчество Гоголя оказало большое влийние на формирование структуры фантастического образа в произведениях ряда писателей начала XX века и, прежде всего, Ф. Сологуба, А. Ремизова, А. Белого, а также Л^Андреева, А. Н. Толстого и заложило основы фантастической структуры в ранней советской литературе.

Продолжая традицию «Вечеров на хуторе близ Диканыси» и «Миргорода», Ф. Сологуб и А. Реиизов обратились к народной демонологии, но использовали ее совершенно по-разному. Отталкиваясь от Гоголя, романтически преображавшего светлые и темные начала в образах фольклорной «нечисти», и Сологуб, и Ремизов дероман-тизировали традиционные образы. При этом Сологуб акцентировал внимание на их враждебной, а Ремизов — на положительной, жизнеутверждающей сущности* Сологуб и Ремизов выбрали разные способы мотивации введения фантастических персонажей: от бытовой /галлюцинации, бред — Сологуб «Мелкий бес», Ремизов — «В плену» / до игровой /Ремизов «Посолонь» /.

Особо продуктивной в начале века оказалась традиция гоголевской «завуалированной» и «нефантастической» фантастики, коренящейся в иррационально воспринимаемом быте и проявляющейся в различных нарушениях бытовой нормы. Быт, и прежде всего городской, одинаково враждебный для Сологуба, Ремизова, Белого, является источником иррационального начала, которое представляет собой персонифицированную /или как правило персонифицированную/ пошлость и бездуховность.

В сологубовском «Мелком бесе» преобладает установка на объективность изображения событий, а фантастика не только сочетается с крайним натурализмом, но и вырастает из него. Натуралистичность как основа фантастики характерна и для многих произведений Ремизова /" Эмалиоль", «Новый год» и др./. Белый также не чужд натурализму, который однако не является источником фантастики «Петербурга». Его задача — деромантизировать традиционные романтические образы".

В то время как Сологуб, ограничил сферу действия фантастических персонажей /но не фантастики в целом/ рамками безумного сознания Передонова, Белый распространил мотив безумия на всю окружающую жизнь: безумен Дудкин, но безумен и Петербург, а значит разрушены границы, заключающие в себе фантастическое пространство. Принцип подвижности границ, намеченный у Ремизова, становится основой фантастики Белого. Он восходит к «завуалированной» фантастике «Петербургских повестей» Гоголя и может быть назван метафорическим в своей основе, ибо главное в немНЕРАСЧЛЕНЕННОСТЬ. Эволюция гоголевской демонологии от глупого черта к антихристу оборачивается у Сологуба и Ремизова «мелким бесом», правящим мертвыми душами и получившим над ними неограниченную властьалогичная действительность «Петербургских повестей» трансформируется в морок «Петербурга», доступный различным типам «нечистой силы». Дальнейшее развитие получил и гоголевский «беспризнаковый» черт, трансформировавшийся в серую недотыкомку Сологуба и в черта — фикцию Белого.

Общей чертой фантастики Сологуба, Ремизова и Белого является полицитатность, характерная для символистов вообще. Наибольшей усложненностью отличается цитатность «Петербурга», сопрягающая разные линии демонологической и литературной традиций.

По-разному познавая и объясняя мир, искусство и наука создают определенные модели мира, находящиеся в непрямой связи друг с другом. Ведущими характеристиками этих моделей мира являются категории пространства и времени, особенности структуры и взаимодействия которых определяют специфику /структуру/ данной модели*.

Главная особенность организации художественного пространства и времени в литературе начала XX века состоит в том, что они стали предметом рефлектирования. Широко используя пластичность пространства, характерную для сказки в несказочных жанрах, Гоголь превысил выработанную этими жанрами норму условности и открыл тем самым субъективность художественного пространства, показал себе и другим факт его существования. Именно в этом писатели XX века, начавшие сознательные эксперименты с моделированием, т. е. смешением пространственно-временных категорий, видели новаторство Гоголя, к которому обращались как к предтече. Идя вслед за Гоголем, сдвинувшим с места пространство, они, в свою очередь, сдвинули с места время*.

Пространство было для Гоголя, ориентированного прежде всего на средневековую культуру, универсальным языком моделирования. В творчестве писателей XX века /в эпоху теории относительности/ в один ряд с ним ставится и время.

Опираясь на устное народное творчество, Гоголь переносил в свои произведения элементы фолыслорно-мифологической картины мира, которые, сливаясь с элементами христианского мировоззрения, образовывали саыостоятельное художественное единство. Основной тенденцией, свойственной этому единству, был перевод ряда структурообразующих элементов исходных представлений /в том числе и пространственно-временных/ с мировоззренческого уровня на сюжетный, сопровождавшийся их десакрализацией. У Белого и Сологуба /в меньшей степени это характерно для Ремизова/ наблюдается осознанное стремление создать новый мир /сотворить легенду/ на основе текстов-неомифов, совместив в нем различные философские концепции возникновения и развития мира. При этом на мировоззренческий уровень переводятся дане чисто фабульные элементы исходных произведений, что вызывает их сакрализацию*.

Особое развитие получили в начале XX века такие элементы гоголевской фантастики как пластичность пространства, его динамическая структура и гротескный анимизм /некоторым произведениям Ремизова свойственен и анимизм фольклорный, а точнее игра в анимизм/, ставшие признаками псевдобытового, внутренне иррационального мира, что уже было у Гоголя.

Оифыв субъективность художественного пространства и сделав его средством характеристики героев /" Мертвые души" /, Гоголь наметил путь, по которому пошли Сологуб и Белый, для которых пространство из зеркала, отражающего внутреннюю сущность героев, становится порождением этой внутренней сущности, утрачивая одновременно свою «бытийность». У Сологуба подобная трактовка проявляется в создании внутренне подвивного динамичного пространства Передонова, у Белого — в пространственно-временной полифонии и в «мозговой игре». До предела доводится Белым гоголевская динамичность пространства, перерастающая в его творчестве в структурообразующий принцип подвижности границ, которым определяются и временная организация произведения, и структура фантастического образа в целом.

Молодая советская проза приняла эстафету гоголевской традиции еще в 20-е — 30-е годы. Об этом можно судить по произведенияы В. Каверина /" Воробьиная ночь", «Скандалист» или «Вечера на Васильевском острове11/» И. Ильфа и Е. Петрова /" Двенадцать стульев", «Золотой теленок» /, С. Заяицкого /" Баклажаны", «Женитьба Мечтателева» / и, конечноt М.Булгакова.

Булгаков называл Гоголя Учителем с большой буквы. Его перу принадлежат рассказ «Похоадения Чичикова», в котором гоголевский герой переносится в Россию периода НЭПа, инсценировка «Мертвых душ», киносценарии по «Мертвым душам» /совместно с И.А.Пырьевым/ и «Ревизору» /совместно с М.С.Коростиным/. Гоголевские мотивы пронизывают все творчество Булгакова от «Дьяво-лиады» до «Мастера и Маргариты» .

С публикацией романа «Мастер и Маргарита» хронологически совпадает начало нового этапа развития гоголевской фантастической традиции в советской литературе. Его отличительной чертой является прежде всего ориентация на поэтику «Вечеров на хуторе близ Диканьки», для которой характерны фольклорно-бытовые образы нечистой силы, сельская тематика, народный юмор, сказовость. Источником традиции становятся не мрачво-романтические «Вечер накануне Ивана Купала» или «Страшная месть», а предисловия Рудого Панька, «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь». От знаменитой Диканьки тянутся нити к столь близким друг другу и в то не время к столь разным мифическим городкам и поселкам как Ярополь /ШЩербак «Из хроники города Ярополя» /, Вавилону /В.Земляк «Лебединая стая», «Зеленые ылыны» /, Ирию /В.Дрозд «Ирий» /*.

Мистификация, юмор, полуироническое отношение к чудесам характерны для произведений многих советских писателей. Но фантастика — это прежде всего способ отражения мира, один из путей философского осмысления бытия. И именно так понимается она нашими современниками, осознающими свою связь с Гоголем.

Мне определенно известно, — писал Ю. Щербак, — что Николай Васильевич Гоголь был самым любимым писателем автора «Хроники» • Именно у Н. В. Гоголя — человека, который вывел на всеземную арену фантастический мир украинских чудес, безустанно учился неизвестный яропольский составитель «Хроники», пытаясь создать собственную литературную модель современной жизни" .

Литературная традиция всегда по-разному преломляется в творчестве писателей. И именно в динамичности, способности к обновлению залог жизненности Литературной традиции.

1 Щербак Ю. Их хроники города Ярополя с. 68. Перевод с ущ>. мой — Л.Ф.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Из подготовительных работ к «Анти-Дюрингу. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.629−654.
  2. В.И. Замечания на книгу Дицгена „Мелкие философские работы. ~ Полн.собр.соч., т.29, с.365−454.
  3. Г. Алексей Ремизов. В кн.: Алексеев Г. Живые встречи. — Берлин, 1923, с-5-Ю.
  4. Андреев Л-Н. Анатэма: Пьеса. В кн.: Андреев Л. Н. Пьесы. — М., 1959, с.225−317*
  5. Л.Н. Дневник саганы. В кн.: Андреев Л. Н. Повести и рассказы: В 2-х т. М., 1971, т.2, с.271−410.
  6. Андреев М. Л- Время и вечность в „Божественной комедии“.- В кн.: Дантовские чтения, 1979. М., 1979, с.156−212.
  7. Ю. О писателе Алексее Ремизове. В кн.: Ремизов A.M. Избранное. М., 1978, с.3−33.
  8. Ю. Пути и перепутья Алексея Ремизова. Вопр. лит., 1977, № 5, с.216−243.
  9. Д.Х. Кентавр: Роман /Пер. с англ. В.Хинкиса. -М.: Прогресс, 1966. 287 с.
  10. Э. Мимесис. М.: Прогресс, 1976. — 555 с.
  11. М.М. Формы времени и хромотопа в романе: Очерки по исторической поэтике. В кн.: Вопр.лит. и эстетики. М., 1975, с.234−407.
  12. М.М. Время и пространство в произведениях Гете.- В кн.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с.204−236.
  13. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. -М.: Сов"Россия, 1979. — 317 с.
  14. Бахтин М. М“ Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. „М.: Худож. лит., 1965. -527 с.
  15. А. Воспоминания. Лит. наследство, Т.27/28. М., 1937, с.413−456.
  16. А. Котик Летаев. Петербург: Эпоха, 1922. -292 с.
  17. А. Маски. М.: ГИХЛ, 1932. — 441 с.
  18. А. Мастерство Гоголя: Исследование. М.: Гослитиздат, 1934. — 320 с.
  19. А. Москва под ударом: Вторая ч. романа „Москва“. М“: Круг, 1926. — 248 с-
  20. А. Московский чудак. Первая ч. романа „Москва“. М.: Круг, 1926. — 256 с.
  21. А. Петербург: Роман в восьми гл. с прологом и эпилогом. Л.: Наука, 1981. — 693 с.
  22. А. Серебряный голубь. Mi: Скорпион, 1910. -321 с.
  23. А. Стихотворения и поэмы. 2-е изд. — М.-Л.: Сов. писатель, 1966. — 646 с. — /Б-ка поэта. Большая сер./.
  24. Г. Гоголь и Чехов: К вопросу об историчес-еих судьбах творческого наследия Н-В.Гоголя. Вопр.лит., 1981, № 8, с.124−162.
  25. А.А. Ирония. Собр. соч-: В 8-ми т. М., 1962, т.5″ с.345−348.
  26. А.А. Творчество Федора Сологуба. Блок А. А. Собр.соч.: В 8-ми т. М.-Л., 1962, т.5, с.160−163.
  27. Д. Декамерон. Кишинев: Штиинца, 1977. -599 с.
  28. В. О Сологубе, Недотыконке, Гоголе, Грозном и пр.: /критико-психологический этюд/. В кн.: О Федоре Сологубе: Ст. и заметки /Сост. А.Чеботаревской. Спб, I9II, с.142−183.
  29. В. Огненный ангел. Собр.соч.: В 7-ми т. М.: Худон. лит., 1974. — т.4. 349 с.
  30. К.Н. Воспоминания о Белом. Berkeley: Berkeley Slavic Specialities, 1981. — 390 С.
  31. М.А. Избр. проза. М.: Худоа. лит., 1966. -642 с.
  32. М.А. Избранное: Роман „Мастер и Маргарита" — Рассказы. М.: Худож. лит., 1980. — 400 с.
  33. М.А. Пьесы. М.: Искусство, 1962. — 481 с.
  34. В.Э. Из наблюдений над поэтикой „Вия“ Гоголя.- В кн.: Культурное наследие древней Руси. М., 1976, с.307−311.
  35. В.В. Этюды о стиле Гоголя. Л-: 1926. — 227 с.
  36. Г. Пространство и щремя у Достоевского. -Slavia ro&a XII Sesiti-z, 1933, С.162−172.
  37. Д. К поэтике повествовательной и драматической модели мира в романе и пьесе Ф.Сологуба „Мелкий бес“. -studia Russica / Будапештский ун-т, 1979, № 2, с.171−191.
  38. Гете И.-В. Фауст. Собр.соч.: В 10-ти т. М.: Худож. лит., 1976. — т.2. 509 с.
  39. В. Гоголь. Л.: Мысль, 1924. — 237 с.
  40. Гиппиус 3. Иван Иванович и чорт. betcimorth. Herts England — Prideaux press, 1980. — 46 С.
  41. В. Элементы фантастического в творчестве А.Бе-лого: Дис.канд.филол.наук. М., 1967. — 251 с.
  42. Т.Е. Воланд и пятимерная теория поля. Природа, 1978, № I, с.159−160.
  43. A.M. Городок Окуров. Полн.собр.соч.: В 30-ти т. М., 1950, т.9, с.7−116.
  44. Гофман Э.-Т.-А. Избранные произведения: В 3-х т. М.: Худон. лит., 1962.1. T.I. 589 с. 1. T.2. 518 с.
  45. Гофман Э.-Т.-А. Собр.соч.: В -ти т. T.I. Спб: Изд. Г. Ф. Пантелеева, 1896. — 344 с.
  46. Г. А. Реализм Гоголя. М.-Л.: Гослитиздат, 1959. — 230 с“
  47. А.Я. Категории средневековой культуры. Ы.: Искусство, 1972. — 318 с-
  48. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1955, т.4, с.636−637.
  49. А. Божественная комедия /Пер. М.Лозинского. М.: Наука, 1968. — 628 с.
  50. Т. Из истории постановки фильма „Ревизор“. -Искусство кино, 1983, te9, C. I09-III.
  51. А. Задачи изучения жизни и творчества Гоголя. + В кн.: Н. В. Гоголь. Материалы и исслед. /Под ред. В. В. Гиппиуса. Л., 1936, с#1−105.
  52. М.И. Поэтическое творчество Федора Сологуба. -Б кн.: Сологуб Ф. Стихотворения. Л», 1975, с.5−74.
  53. Дилакторская 0. О «Шинели» Н. В. Гоголя. Лит. учеба, 1982, № 3, C. I49-I54.
  54. О.Г. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя: Автореф. дис. канд. филол. наук. JUt 1983. — 22 с.
  55. В.А. Реализм и художественная условность. -Н.: Сов. писатель, 1974. 278 с.
  56. Л.К. Андрей Белый в работе над «Петербургом» /эпизод из истории создания романа/. Рус. лит., 1972, fe I, с.157−167.
  57. Л.К. В поисках самого себя /К 100-летию со дня рождения Андрея Белого/. Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1980, т.39, № 6, с.499−511.
  58. Долгополов Л"К. Неизведанный материк: /Заметки об Андрее Белом/. Вопр.лит., 1982, № 3, сЛ00−138.
  59. Л.К. Образ города в романе А.Белого «Петербург». Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз." 1975, т.34, № I, с.46−59.
  60. Л.К. Символика личных имен в произведениях Андрея Белого. В кн.: Культурное наследие Древней Руси: Сборник. М., 1976, с.348−354.
  61. Достоевский Ф"М. Братья Карамазовы. Полн.собр.соч.: В 30-ти т. — Л.: Наука, 1976.1. T. I4. 508 с. Т.15. 622 с.
  62. Ф.Ы. Двойник. Полнёсобр.соч.: В 30-ти т. — Л., 1972, т.1, с.109−229.
  63. Ф.М. Идиот. Полы.собр.соч.: В 30-ти т. Т.8. — Л.: Наука, 1973. — 509 с.
  64. Ф.М. Подросток. Поли.собр.соч.: В 30-ти т. T. I3. — Л.: Наука, 1975. — 455 с.
  65. В. Ирий: Рассказы, повесть. К.: Рад. письмен-ник, 1974. — 245 с. /на укр.яз./.
  66. .Ф. М.А.Булгаков «переводчик» Гоголя /инсценировка и киносценарий «Мертвых душ», киносценарий «Ревизора"/. -В сб.: Баегодник рукоп. отдела Пушкинского дома на 1976. Л.» 1978, с.57−84.
  67. И.И. Три романтических мотива в произведениях Гоголя. Варшава, 1902. — 24 с.
  68. Е.И. На куличках: Повесть. Круг: Альманах, М.-Пг, 1923, № I, с.57−133.
  69. С.С. Женитьба Мечтателева. В кн.: Заяицкий С. С. Баклажаны. М., 1927, с.203−242.
  70. В. Лебединая стая. Зеленые Млыны: Романы. К.: Днипро, 1981. — 623 с. /на укр.яз./.
  71. Н.Б. Об эволюции пространственно-временных представлений в художественной картине мира. В кн.: Художественное творчество: Вопр. комплексного изучения /1983/. Л., 1983, с.25−37.
  72. В. Вдохновение ужаса: /0 романе Андрея Белого «Петербург"/. В кн.: Иванов В. Родное и вселенское: Статьи /1914−1916/. М-, 1917, с-89−100.
  73. Иванов Вяч. В. Категория „видимого“ и „невидимого“ в тексте. Еще раз о восточнославянских фольклорных параллелях к ГОГОЛевскОМу „Вию“. В кн.: structure of Texts and Semioticsof Culture. The Hague — Paris, 1973, C. I5I-I76.
  74. Иванов Вяч. В. Категория времени в искусстве и культуре XX века. В Сб.: Structure of Texts and Semiotics of Culture.- The Hague — Paris, 1973, C. I03-I50.
  75. Иванов-Разумник Р.В. 0 смысле аизни. Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов. Спб, 1908, с.86−161.
  76. И., Петров Е. Двенадцать стульев. Собр.соч.: В 5-ти т. T.I. — М.: Гослитиздат, I96I. — 563 с.
  77. В. Воробьиная ночь. М*: Круг, 1927. — 224 с.
  78. В. Скандалист или вечера на Васильевском острове. Л.: Прибой, 1929. — 297 с.
  79. Ю.И. Что такое фантастика? М.: Худок. лит., 1974. — 352 Ci
  80. Е. Пространство и время в романах Достоевского. В кн.: Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1978, с"41−53.
  81. В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975. — 279 с.
  82. Р.Я. Вселенная и человек в художественном мире Достоевского. В кн.: Достоевский: Материалы и исследования. Л-, 1978, с.21−40.
  83. Н.В. Алексей Ремизов. Парик, 1959, -329 с.
  84. Н.В. Ремизов в своих письмах. Париж, 1977. 416 с.
  85. Н.А. Заметки о собственных именах в прозе Андрея Белого. В кн.: Ономастика и грамматика: Сборник. Mi, 1981, с.222−259.
  86. М.В. Мир и герой Алексея Ремизова /к проблеме взаимосвязи мировоззрения и поэтики писателя/. Филол. науки, 1982, № I, с.24−30.
  87. М.А. Пространственно-временные категории в поэме М.Ю.Лермонтова „Мцыри“. В кн.- Методы и приемы научного анализа в филологических исследованиях: Сборник. Воронеж, 1978, с.143−148.
  88. Л.А. Человек и его мир в художественной системе Андрея Белого. Филол. науки, 1980, № 5, с.12−20.
  89. Е.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Соцэкгиз, 1936. — 264 с.
  90. И.Т. Блок и ГЬголь. Рус. лит., 1961, № I, с.85'103.
  91. А.В. Материалы Андрея Белого в рукописном отделе Пушкинского Дома. В кн.: Ежегодник рукоп. отд. Пушкинского Дома на 1979 год. Л., 1981, с.29−79.
  92. А.В. Рукописный архив Андрея Белого в Пушкинском Доме. В кн.: Ежегодник рукоп. отд. Пушкинского Дома на 1978 год. Л., 1980, с.23−63.
  93. Ю. Выигрыши и проигрыши инженера Гермакна, майора Ковалева и художника Чарткова. Лит. учеба- I, с.136−144.
  94. Левин А"Е. Англо-американская фантастика как социокультурный феномен. Вопр. философии, 1976, № 3, с.146−154.
  95. Д.С. Ахматова и Гоголь. В кн.: Традиция в истории культуры. М., 1978, с.223−227.
  96. Лихачев Д"С., Панченко A.M. „Смеховой мир“ Древней
  97. Руси. Л.: Наука, 1976. — 201 с»
  98. НО. Лотман Ю. М. Заметки о структуре художественного текста. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1971, вып.284. Труды по знаковым системам, fe 5, с.281−287.
  99. Ю.М. «Звонячи в прад днюю славу». Учен. зап. Тарт. ун-та, 1977, вып.414. Труды по русской и славянской филологии, № 28, с.98−101.
  100. Ю.М. Из наблюдений над структурными принципами раннего творчества Гоголя. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1970, вып.251, с.17−45.
  101. ИЗ. Лотман Ю"М. О метаязыке типологических описаний культуры. Учен. эап. Тарт. ун-та, 1969, вып.236. Труды по знаковым системам, № 4, с.460−477.
  102. Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах. Учен. эап. Тарт. ун-та, 1965, вып"181. Труды по знаковым системам, с.210−216.
  103. Ю.М. проблема художественного пространства в прозе Гоголя. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1968, вып.209. Труды по русской и славянской филологии, № II, с.5−50.
  104. Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. — 137 с.
  105. Ю.М. Семиотика сцены. Театр, 1980, № I, с.89−99.
  106. Лотман Ю-М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. — 384 с.
  107. Ю., Успенский Б. Условность в искусстве. В кн.: Филос. энцикл., 1970, т.5, с.287−288.
  108. И. О характере гоголевского стиля. Спб -Гелесинг-форс, 1902. — 405 с.
  109. Т. Доктор Фаустус. ~ Собр.соч.: В 10^ти т. Т.5. Mi: Худож. лит-, 1980. 694 с.
  110. Т. Иосиф и его братья: Роман /Пер. с нем. С. Ап-та. М-: Худож. лит., 1968.1. T.I. 759 с. 1. Т.2. 918 с-
  111. Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Худож. лит., 1978. -396 с.
  112. Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. — 372 с.
  113. Маргарита Наваррская. Гептаыерон /Пер. с фр. А. М. Шадрина. Ст. и примеч. З. В. Гуковской. Л.: Наука, 1967. — 420 с.
  114. П. Реализм или условность? Сов.культура, 1958, 12 авг.
  115. В.В. Мистерия-буфф. Полн*собр.соч.: В 13-ти т. М", 1966, т. З, с.167−241.
  116. Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. -407 с.
  117. Д.С. Гоголь. Творчество, жизнь и религия. Спб: Пантеон, 1909. — 231 с.
  118. П. Венера Ильская. Собр.соч.: В 6-ти т. М., 1963, т"2, с.128−157.
  119. Ч.Р. Мелыют Скиталец. Л.: Наука, 1977. -740 с.
  120. Л. Загадка Прометея. В кн.: Мештерхази Л. Избранное. М., 1977, с.23−404.
  121. З.Г. Блок и Гоголь. В кн.: Блоковский сб.2. Тарту, 1972, с.122−205.
  122. З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов. Учен. зап. Тарт. ун^та, 1979, вып.459. Творчество АД. Блока и русская культура XX века: Блоковский сб. З, с.76−120.
  123. Михайлова А*А. О художественной условности. Ы.: Мысль, 1966. — 318 с.
  124. .В. Горький и Гоголь. В кн.: Михайловский Б. В. Избр. статьи о лит. и искусстве: Сборник. М.9 1969, с.132−174.
  125. .В. О романе А.Белого «Петербург». В кн.: Михайловский Б. В. Избр. ст. о лит. и искусстве. М., 1969, с.448−462.
  126. В. Комплексная мистификация. Вопр. лит., 1979, № 8, с.110−210.
  127. Образы сатанизма. ~ М.: Заря, 1913. 130 с.
  128. А.А. Логика художественного отражения. М.: Искусство, 1972. — 120 с.
  129. В.Ф. Город без имени. В кн.: Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л-, 1975, с.61−79.
  130. Д. Ошибочная концепция. Сов. культура, 1959, 16 апр.
  131. В.Ф. Гоголь. Достоевский: Исслед. М.: Сов. писатель, 1982. — 509 с"
  132. Писатель или списыватель? Биржевые ведомости, Спб, 1909, 16 июня, вечерн.вып., с. 6.
  133. Плагиат Алекоея Ремизова. Киев. мысль, 1909, 19 июня.
  134. А.П. Город Градов. В кн.: Платонов А. П. Избранное. М., 1977, с.52−84.
  135. По Э. Овальный портрет. В кн.: По Э.-А. Полн.собр. рассказов. М., 1970, с.352−354.
  136. Погорельский Антоний. Двойник или мои вечера в Малороссии- Монастырка. М.: Гослитиздат, I960. — 352 с.
  137. Я. Рукопись, найденная в Сарагосе. М-: Наука, 1968. — 624 с.
  138. М. Плагиатор ли А.Ремизов. Слово /Спб/, 1909, 21 июня*
  139. Пространство и коммуникация: Подборка статей. Культуры, 1983, Ш I, с.5−164. ~
  140. Н. Дитатность в романе Андрея Белого «Петербург» /статья первая/. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1977, вып. 414. Труды по русской и славянской филологии № 28, с.80−97.
  141. Н. Дитатность в романе Андрея Белого «Петербург» /статья вторая/. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1981, вып. 513. Труды по русской и славянской филологии № 32, с.86−114.
  142. .Н. Застава богатырская /К структуре былинного пространства. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1975, вып.365. Труды по знаковым системам, № 7, с.52−64.
  143. А.С. Медный всадник: Петербургская повесть. -Полн.собр.соч.: В 10-ти т. м., 1963, т.4, с.377−397.
  144. А.С. Пиковая дама. Полн.собр.соч.: В 10-ти т. Mi, 1964, т.6, с.314−356.
  145. Н.В. Огненная память: Воспоминания о Алексее РеМИЗОВе. Berkeley $ Berkeley Slavic Specialities, 1980. 147 С.
  146. A.M. Повесть петербургская. Берлин- Петербург- Москва: Изд-во З. П. Гржебина, 1922. — 51 с.
  147. A.M. Весеннее порошье. Спб: Сирин, 1915. -323 с.
  148. A.M. В поле блакитном. Берлин: Огоньки, 1922. — 134 с.
  149. A.M. Докука и балагурье. Народные сказки. ~ Спб.: Сирин, 1914. 273 с.
  150. A.M. За святую Русь. Думы о родной Земле. -Издание журнала «Отечество Б.г. ~ 53 с®-
  151. A.M. Зга: Волшебные рассказы. Прага: Пламя, 1925. 279 с.
  152. Ремизов А-М. Избранное /Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Ю. А. Андреева. М.: Худож. лит., 1978. — 510 с»
  153. A.M. Книга. В кн.: Очарованные книгой: Сборник. М., 1982, C.254−26I.
  154. A.M. Мара: Книга расскагов. Берлин: Эпоха, 1922. — 149 с.
  155. A.M. Николины притчи. Пг.: Тип. гл. упр. погран. охраны, Б.г. — 124 с.
  156. A.M. Письмо в редакцию. Рус. ведомости, М", 1909, 6 сент., с. 5.
  157. A.M. Пятая язва. betehv/orth, Hertfordshire, 1970. — 99 С.
  158. A.M. Рассказы. В кн.: Соч. Т.2. Спб, Б.г.. — 212 с.
  159. A.M. Сказки обезьяньего царя Асыки. Берлин: Рус. творчество, 1922. — 78 с.
  160. A.M. Собр.соч. В 8-ми т. Т.8. Русальные действа. Спб: Шиповник, Б-г. • - 285 с-
  161. A.M. Укрепа. Слово к русской земле о земле родной, тайностях земных и судьбе. Пг-: Тип. Сириус, 1916. -135 с.
  162. A.M. Часы. Соч. В 8**ми т. Т-2. Спб: Шиповник, Б.г., с.15−147.
  163. A.M. Чортов лог и полунощное солнце: Рассказы и поэмы. Спб: Изд-во EOS, 1908. — 3X5 с.
  164. А.В. Заметки о сочинениях Алексея Ремизова. Одесса: «Экономическая тип., X9I3. — 114 с.
  165. Сахаров В. И» Молодой Гоголь и романтическая традиция. Лит. учеба, 1982, № 5, с.160−169.
  166. Т.Г. Формы организации времени и пространства в комедии «Ревизор». В кн.: Гоголь и современность: Сборник. К., 1983, с.114−123.
  167. Д. Сказка бочки. Путешествия Гулливера. М.: Худоя. лит", 1976. — 424 с. — /Б-ка всемирной лит./.
  168. Серафимович А, С. Город в степи. Полы.собр.соч. В -ми т. Т.7. — М.-Л.: Гослитиздат, 1928. — В95 с.
  169. И.П. Формирование смысла в ранних текстах Гоголя /"Вечера на хуторе близ Диканыш1'/. -Eussian literature, т 1979, vol. 7, № 6, с.585−600.
  170. Ф. Истлевающие личины: Книга рассказов. -М.: Изд"во Гриф, 1907. 108 с.
  171. Ф. Книга превращений. Рассказы. Собр.соч. В -ми т. Т.Н. — Спб: Изд-во Сирин, 1914. — 274 с.
  172. Ф. Мелкий бес. Собр.соч. В -ми т. Т.6. -Спб.: Шиповник, Б.г.. — 409 с.
  173. Ф. Навьи чары. 4.2. Капли щюви. В кн.: Лит. худ. альманах изд-ва «Шиповник». Спб, 1908, кн.7, с.155−242.
  174. Ф. Навьи чары. Ч. З. Королева Ортруда. Там не. 1909, кн. Ю, с. II5−272.
  175. Ф. Стихотворения. 2-е изд. — Л.: Сов. писатель, 1978. — 679 с. — /Б-ка поэта. Большая сер./.
  176. Ф. Творимая легенда: Роман. Ч. З. Дым и пепел. Собр.соч. В -ти т. Т.20. — Спб.: Изд-во Сщшн, 1913.- 221 с.
  177. Сомов 0. Кикимора: /Рассказ рус. на большой дороге/, — В кн.: Северные цветы на 1830 год, Спб., 1829, с.181−215.
  178. Р.Л. Остров сокровищ. Черная стрела. Владетель Баллантра. Алмаз Раджи. Необычайная история доктора Джекила и мистера Хайда. Л.: Лениздат, 1977. — 718 с.
  179. Н.Ф. Параллели к повести Н.В.Гоголя «Вий». -Киев, старина, 1892, № 3, с.472−477.
  180. А.Н. Аэлита. Полн.собр.соч.: В 15-ти т. М.: Гослитиздат, 1948, т.4, с.105−246.
  181. А.Н. Золотой ключик. Полн.собр.соч": В 15-ти т. М.: Гослитиздат, 1948, т., с.59−136.
  182. А.Н. Фавн. Портрет. Дьявольский случай. -Поли.собр.соч. М., 1949, т.2, с.283−290- 298−304- 441−446.
  183. В.Н. Пространство и текст. В кн.: Текст: семантика и структура" М." 1983, с.227−284.
  184. В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. — 274 с.
  185. Уайльд 0. Портрет Дориана Грея. Избр. произведения: В 2-х т. М., Гослитиздат, I960, т.1, с.29−235.
  186. Г. «В манере Гоголя.» Искусство кино, 1983, № 9, с.106−109.
  187. М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. М.: Прогресс, 1973, т.4, с.444−445.
  188. Ф.П. Время и вечность в сказках и каприччио Гофмана. В кн.: Художественный мир Э.Т. А. Гофмана: Сборник. М., 1982, Ce8I-I06.
  189. Л.Л. До уровня профессионального. Молодая гвардия, Киев, 1983, 14 июня. — На укр.яз.
  190. Л.Л. К генеалогии романа М.А.Булгакова «Маем тер и Маргарита». Известия АН СССР, Сер. лит. и яз-, 1981, т.40, й 6, с.532−537.
  191. П.А. Мнимости в геометрии. М.: Поморье, 1922. — 70 с.
  192. Фразеологический словарь русского языка. М.: Рус.1. ЯЗ., 1978, с.502−503.
  193. М. «Homo РаЪег» : Роман /Пер. с нем. Л*Лунчиной.- М.: Мол. гвардия, 1967. 240 с.
  194. Т. Поэзия Андрея Белого. В кн.: Белый А. Стихотворения и поэмы. — 2-е изд* М.-Л", 1966, с.5−66.
  195. В.Ф. Некрополь: Воспоминания. Paris- Ymca-Press, 1976. — 276 CW
  196. М.И. Дон у Старого Пимена. В кн.: Цветаева М. И. Соч.: В 2-х т. М., 1980, т.2, с.38−76.
  197. М.И. Черт. В кн.: Цветаева М. И. Соч.: В 2-х т. M"f 1980, т.2, с.127−156.
  198. Цехновицер 0. Предисловие. В кн.: Сологуб Ф- Мелкий бес. М.-Л6, 1933, с.3−28.
  199. С.М. Фабриканты нации. История уездной глуши.- Пг., изд. М. Семенова, 1916. 237 с"
  200. Т.А. Потребность в удивительном и природа фантастики. Вопр. лит., 1979, № 5, с.211−231.
  201. Т.А. Фантастика и современное натурфилософское мифотворчество. В кн.: Художественное творчество: Вопр. комплексного изучения /1983/. Л., 1983, с.58−76.
  202. А.П. Человек в футляре. Полн.собр.соч.- В 30-ти т. М., 1948, т.9, с.253−265.
  203. Э.И. О символизме Андрея Белого. Вестн. Моск. ун-та, 1983, № 3, е.39−48.
  204. Ф.И. Отражение мотивов народной словесности в произведениях Н.В.Гоголя. К.: Киев, ун-т, 1906.1. Отд. отт.
  205. М.О. Булгаков и Гоголь. Рус. речь, 1979, № 2, с.38−48.
  206. М.О. Гоголь и Булгаков. Там же, 1979, № 3, с. 55−59.
  207. К.И. Путеводитель по Сологубу. Чуковский К. И. Собр.соч.: В 6-ти т. М., 1969, т.6, с.332−367.
  208. А. Необычные приключения Петера Шлемиля: Повесть. М.: Гослитиздат, 1955. — 72 с.
  209. М. Франкенштейн. М.: Худож. лит., 1965. -245 с.
  210. В.Б. Время в романе. В кн.: Шкловский В. Б- Художественная проза. Размышления и разборы. М&bdquo-, 1959, с.305−318.
  211. Шкловский В.Б. zoo или письма не о любви. — Л.: Атенест, 1924, с. 26.
  212. В.М. До третьих петухов. В кн.: Шукшин В. М. Рассказы и повести. Кишинев, 1978, с.533−573.
  213. Ю. 3 хрон i ки Mi ста Ярополя. ВИчизна, 1968, № 7, с.16−68.-182 256. Эйзенштейн С. М. Монтаж 1938.- Собр. соч.: Б 6-ти т.-M.f 1964, т.2, с.156−188.
  214. И.Г. Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников.- Собр. соч.: Б 9-ти т.- М., 1962, т.1,с.9−232.
  215. Andrey Bely. A critical review.- Laxington: The Univer-siti press of Kentucky, 1978.- 222p.
  216. Andrej Belyj: tra mito e realta. Teoria e pratica lette-raria.- Milano: Edizioni unicopli, 1984.- 91p.
  217. A.Blok A.Belij. 100 (kerekasztal-konf erencia) .- Debrecen, -174р.
  218. J. " A propos de la litterature fantastique: Andre Belyj heritier de Gogol et de Dostodevski".- Cahiers du Honde Susse et Sovietique, 1962, nj.
  219. Moehulsky K. Andrey Bely: His life and works.- Ann Arbor: Ardis, 1977.- 23--p.
  220. G. Портрет в творчестве Андрея Белого.- В кн.:
  221. Междунар. съезд славистов. Киев, сент., 1983.- М.:Наука, 1983, с. 272.
  222. Todorov Т. Introduction a la litterature fantastique.-Paris: Edition du Seuil, 197б, P- 28−62.
Заполнить форму текущей работой