Профессиональное художественно — словесное творчество лезгин, занимающее ведущее место в их духовной культуре, сложилось не на голом месте. Оно опирается, прежде всего, на богатейшие традиции родного фольклора. Как и у других народов Дагестана, в лезгинском народнопоэтическом творчестве встречаются почти все жанры, известные в фольклористике. В прекрасных образцах художественной словесности ярко отражена жизнь народа на протяжении многих веков во всей ее полноте и многообразии.
Заметную роль в лезгинской художественной литературе играет поэзия, которая прошла за длительный путь своего развития «. несколько этапов, связанных напрямую с историей народа и, в первую очередь, с геополитическими факторами, оказавшими непосредственное влияние на все стороны общественнополитической и культурной жизни, в том числе и на поэзию"1.
Лезгинская поэзия дореволюционного периода, преимущественно опиравшаяся на фольклор и традиции восточной, арабо-мусульманской культуры, достигла своих вершин в лучших творениях замечательных мастеров художественного слова. В их числе: Мелик Кюринский (1340−1410), Кемер Микрахская (1425−1456), Лезги Салих (XYII век), Магарам Ахтынский (XYIII век), Сайд Кочхюрский (1767−1812), Мирза Али Ахтынский (17 701 859), Гасан Алкадарский (1834−1910), Етим Эмин (1838−1885), Гаджи Ахтынский (1868−1918), Саяд Стальская (1880−1900) и многие другие*.
Рашидов A.A. Жанр эпиграммы в лезгинской поэзии // Вестник кафедры литератур народов Дагестана и Востока: сб. ст. Выпуск 2. Махачкала, 2002 — С. 126.
Краткие сведения обо всех известных на сегодняшний день лезгинских поэтах можно почерпнуть из содержательной книги К. Х. Акимова «Лезгинские писатели: справочник» (Махачкала, 2001), изданной на лезгинском языке.
Этот многовековой этап развития лезгинской поэзии заканчивается во втором десятилетии XX века, когда в Дагестане, как и во всей стране, после гражданской войны победила Советская власть. В связи с ее установлением национальная поэзия делает резкий переход на западный путь развития. При этом она не порывает связи с восточными поэтическими традициями. В первые и последующие годы Советской власти ведущее место в лезгинской поэзии заняло творчество художников, одни из которых стояли у истоков лезгинской советской литературы, как Сулейман Стальский (1869−1937), Тагир Хурюгский (1893−1958) — другие начинали свой творческий путь в 3040-е годы: Алибег Фатахов (1910;1935), Шах-Эмир Мурадов (1913;1996), Шихнесир Кафланов (1923;1995) — третьи влились в общий поток в 50−60-е годы: Забит Ризванов (1926;1992), Алирза Саидов (1932;1978), Лезги Нямет (1932;1986).
Очередной этап в развитии национальной поэзии связан с переходом страны в восьмидесятых годах XX века на рыночную экономику, к демократии. Новые реалии 80−90-х годов требовали от художников слова адекватного отображения действительности. Лезгинская поэзия этого периода представляет собой развитую эстетическую систему, в которой сосуществуют и взаимодействуют традиции и новаторство, история и современность, национально — особенное и инонациональное.
В лезгинской литературе последних двух десятилетий двадцатого столетия работает большая плеяда поэтов, большинство из которых является выпускниками Московского Литературного института имени A.M. Горького и филологических факультетов высших учебных заведений страны. Благодаря дару художественного творчества и специальным литературоведческим знаниям им удается обогатить родную поэзию достижениями как близких, так и отдаленных эстетических систем.
Поэзию названного периода создавали писатели разных поколений, приверженцы традиций и новаторы, обладатели различных творческих манер и стилей. Некоторых из них мы уже назвали выше. Наряду с перечисленными авторами рука об руку трудились Байрам Салимов (1929), Асеф Мехман (1930), Жамидин (1934;2003), Ибрагим Гусейнов (1936), Кичибег Мусаев.
1937), Азиз Ал ем (1938), Ханбиче Хаметова (1938), Шихзада Юсуфов.
1938), которые относятся к поколению 60-х годов. Чуть позже к ним присоединились Сажидин Саидгасанов (1933), Мурсал Алпан (1938), Тажидин Ахмедханов (1939), Мердали Джалилов (1943), Абдуселим Исмаилов (1947), Музеффер Меликмамедов (1948), Пакизат Фатуллаева (1948). В 80-е годы в литературу пришла большая когорта талантливых поэтов в лице Абдула Фатаха (1948), Фейзудина Нагиева (1951), Зульфикара Кафланова (1957), Майрудина Бабаханова (1958), Азиза Мирзабегова (1959), Шахбалы Шахбалаева (1960), Арбена Кардаша (1961).
Представители всех этих поколений при тесном сотрудничестве и взаимодействии, как бы дополняя друг друга, создавали свои поэтические произведения, которые отмечены тематическим многообразием, идейным богатством, жанровой спецификой. Характерными особенностями лезгинской поэзии 1980;1990;х годов являются напряженное внимание к микромиру человека, глубокое проникновение в его эмоционально-чувственную сферу, повышенный интерес к высоким нравственным идеалам, осмысление проблем глобального характера. Другими словами, ей присущи те же качества, которые свойственны современному поэтическому творчеству других народов Дагестана.
В течение названного двадцатилетия в лезгинской художественной словесности создавалось множество замечательных произведений, которые свидетельствуют не только о проблемно-тематическом, жанрово-стилевом, ритмико-интонационном, технико-творческом обновлении поэзии, но и демонстрируют качественный сдвиг в ее развитии.
Одной из самых больших завоеваний национальной поэзии XX века вообще, последнего двадцатилетия в частности, явилось обогащение ее жанровой системы. Исследованию названного аспекта лезгинской поэзии 80−90-х годов посвящается настоящая диссертационная работа.
Актуальность темы
Для России 80−90-е годы XX века связаны с грандиозными изменениями практически во всех сферах жизни общества. Переход страны от монополии государственных структур в экономике к рыночным отношениям радикально изменил порядок существования и функционирования многих социальных институтов. Вполне понятно, что утверждающиеся реалии поставили и литературу перед новыми проблемами. Изменились также критерии оценки художественных произведений, качественно иным стал подход к пониманию сути литературы. В современных литературно-критических исследованиях в первую очередь учитываются л эстетическая значимость и общечеловеческая ценность" произведений, их художественно-образная и идейно-содержательная стороны.
Закономерно, что в течение двух обозначенных нами десятилетий шел активный литературный процесс. Лезгинская поэзия, имеющая многовековую традицию, в 80−90-х годах XX столетия обогатилась многими произведениями, достойно отражающими действительность во всем многообразии. Разумеется, что данный этап развития лезгинской поэзии нуждается в самом пристальном внимании и тщательном анализе критиков и литературоведов.
Однако пока еще отсутствуют серьезные исследования, касающиеся как современной лезгинской поэзии в целом, так и отдельных ее аспектов. Исходя из этого, в настоящей работе мы предпринимаем попытку рассмотреть движение лезгинской поэзии 80−90-х годов в жанровых проявлениях и проанализировать литературные категории, связанные с природой жанра. 7.
Кельбеханов P.M.
Литература
и время // Вестник кафедры литератур народов Дагестана и Востока ДГУ: сб. ст. Выпуск 2. — Махачкала, 2002. — С.53.
Избранный в исследовании подход дает возможность проследить процесс развития поэзии в целом, уловить закономерности этого процесса, позволяет отразить важные ценностные ориентации лезгинской поэзии, ее национальное своеобразие.
Степень разработанности темы. Отечественное литературоведение располагает значительным количеством работ, посвященных как общей теории жанров, так и изучению того или иного конкретного поэтического жанра. Вероятно в данном исследовании нецелесообразно останавливаться на всех этих работах, да и нет такой необходимости. Назовем лишь некоторые из них, на которые мы опирались в той или иной степени.
Статьи, собранные в книге М. Я. Полякова «В мире идей и образов: Историческая поэтика и теория жанров» (М.: Сов. писатель, 1983), объединены сходством проблематики. Эти работы посвящены анализу обширного жанрового комплекса и на разнообразном материале ставят многие центральные вопросы поэтики исследуемого периода. Общая теория жанров, вопросы классификации жанровых комплексов рассматриваются в непосредственной связи с историей литературы.
Известный филолог, член-корреспондент АН СССР Н. Т. Федоренко и Л. И. Сокольская в своей монографии рассматривают основные проблемы афоризмов: их главные признаки, разновидности, жанровые границы, терминологию.3 Как известно, поэтические миниатюры высокого художественного достоинства основываются на емких мыслях афористической выразительности.
В книге «Афористика» пишется: «. афоризм — это глубокая, стремящаяся к истине и полученная обобщением, законченная мысль.
3 Федоренко Н. Т., Сокольская Л. И. Афористика. — М.: Наука, 1990. определенного автора в предельно краткой, отточенной и высокохудожественной форме".4.
Выражение емких поэтических мыслей афористического содержания характерно и для произведений газельного жанра, эволюции которого в классической лирике на фарси с X по XIV век посвящена книга М. Л. Рейснер.5 Автор выделяет основные этапы становления газели в персоязычной литературе, прослеживая важнейшие вехи ее развития в творчестве таких корифеев поэзии, как Рудаки, Анвари, Саади, Хафиз и другие. Подробно рассматриваются газели выдающихся творцов суфийской лирики: Баба Кухи Ширази, Ансари, Санаи, Аттара.
В книге Л. Г. Фризмана «Жизнь лирического жанра» прослеживаются пути развития одного из самых значительных и интересных лирических жанров.
— элегии.6 Автор знакомит читателя не только с лучшими образцами элегической лирики, которые создали Сумароков, Жуковский, Батюшков, Пушкин, Баратынский, Лермонтов и Некрасов, но и с малоизвестными, порой забытыми стихами. Книга повествует о месте элегии в литературной борьбе разных эпох.
Перефразируя известное выражение А. Н. Веселовского, можно сказать,.
— пишет Л. Г. Фризман, — что история элегии — это история лирики в сокращенном издании".7.
Ученый обоснованно приходит к выводу, что «. факты жизни жанра не только раскрывают нам его характер и своеобразие его эволюции, но и дают возможность по-новому взглянуть, порой глубже, всестороннее понять и оценить важнейшие историко-литературные явления: связь литературы с.
4 Федоренко Н. Т., Сокольская Л. И. Афористика.- С.: 183−184.
5 Рейснер М. Л. Эволюция классической газели на фарси (Х-Х1У века). — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.
6 Фризман Л. Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова.- М.: Наука, 1973.
7 Там же. — С.20. жизнью на разных этапах художественного развития, диалектику взаимодействия потребностей «духа» с отвечающими на них поэтическими «формами».8.
Кроме того, Л. Г. Фризман справедливо отмечает: «Изучение истории литературы, не включающее исследований отдельных жанров и их взаимоотношений, создает неполное, обедненное и даже искаженное 9 представление о реальности художественного развития».
Во вступительной статье к книге о русском сонете конца XIX — начала XX века, рассуждая об исторической жизни жанра, О. И. Федотов утверждает: «Исключительно твердая форма сонета диалектически взаимодействует с необычайно гибким, текучим и многообразным содержанием, которое на протяжении нескольких веков впитал в себя этот поистине универсальный жанр-протей». 10.
В дагестанском литературоведении тоже имеются работы, посвященные исследованию тех или иных поэтических жанров.
Коллективная монография, анализирующая историко-литературный процесс 1965;1985;х годов в Дагестане, состоит из нескольких разделов.11 В свете происшедших историко-социальных, культурных и духовно-нравственных перемен, в ней рассмотрены и переосмыслены идейно-тематическое богатство, жанрово-видовое многообразие и стилевой состав дагестанской литературы, и в частности, поэзии.
Относительно последней в книге имеется следующее суждение: «Традиционно ведущим родом в дагестанской литературе остается поэзия.
8 Фризман Л. Г. Жизнь лирического жанра.- С.: 157−158.
9 Там же. — С.158.
10 Федотов О. И. Историческая жизнь жанра: приключения во времени и пространстве // Сонет серебряного века. Русский сонет конца XIX — начала XX века.-М.: Правда, 1990. С. 8.
11 Дагестанская литература: Закономерности развития (1965;1985).-Махачкала: ДНЦ РАН, 1999.
Рассматриваемый период характеризуется процессами, свидетельствующими об энергичном освоении идей, расширении тематики, обогащении художественно-стилистическими жанровыми образованиями, а также углубленном прочтении многих проблемно-тематических направлений".12.
Анализу сложного и длительного процесса становления жанра поэмы в литературах народов Дагестана с дореволюционных времен до восьмидесятых.
1 3 годов XX века посвящена монография Ч. С. Юсуповой. В ней на большом фактическом материале выявляются особенности поэмы, связанные с национальными художественными традициями и исторической эпохой, раскрывается взаимодействие жанра с иноязычными традициями.
Об истоках национальной поэмы исследователь справедливо сообщает: «Дагестанская поэма, вобравшая в себя исторический, духовный и эстетический опыт более тридцати народов, имеет почти полуторавековую историю — создание первого ее образца относится к 50-м годам XIX столетия. Однако, и это весьма существенно, реальная жизнь жанра, представленная на широком фактическом материале, свидетельствует о наличии более глубоких и древних традиций, более длительной и основательной истории .», 14.
Изучению жанровой системы дагестанской поэзии 1960;1980;х годов посвящена книга С. М. Хайбуллаева.15 В ней рассматриваются истоки, динамика развития и современное состояние таких жанров, как миниатюра, элегия, баллада, сонет и венок сонетов.
О поэзии исследуемого периода автор пишет: «Опыт современного развития литератур народов Дагестана, особенно поэзии, говорит о стремлении художников слова воспользоваться всеми видами жанровой системы,.
Дагестанская литература: Закономерности развития (1965;1985).- С. 412.
13 Юсупова Ч. С. Дагестанская поэма: Становление и развитие жанра — М.: Наука, 1989.
14 Там же. — С.З.
15 Хайбуллаев С. М. Современная дагестанская поэзия (система жанров).-Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. интенсивно использовать опыт мирового литературного развития. Этот процесс объясняется необходимостью все шире и глубже отражать действительность всеми доступными художественными средствами, сделать их емкими, соответствующими современному поэтическому мышлению. Этим объясняется утверждение в дагестанской поэзии таких жанров и видов как миниатюра, элегия, сонет, венок сонетов, сказание".16.
Монография A.M. Вагидова тоже посвящена малоисследованному периоду в развитии многонациональной дагестанской поэзии 60−90-х годов XX.
17 века. В ней анализируются произведения, изданные вплоть до 1998 года.
Исследователь приходит к обоснованному выводу: «Анализ современной дагестанской поэзии (1960;1990;е годы) показывает, что во всех литературах народов Дагестана работают творческие лица, способные художественными средствами на своем и своего времени ценностном уровне оценить человека и окружающую действительность. Такая творческая активность поэтов способствовала проблемно-тематическому и жанрово-стилевому обогащению поэзии, ее функционированию в культурном, поэтическом пространстве всей страны».18.
Дагестанские литературоведы также активно занимаются изучением конкретных литератур народов республики. Среди множества работ, посвященных исследованию поэзии того или иного народа, заметное место занимают научные изыскания, касающиеся как отдельных жанров, так и жанровой системы в целом.19.
16 Хайбуллаев С. М. Современная дагестанская поэзия (система жанров).- С. 17.
17 Вагидов A.M. Современная дагестанская поэзия — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000.
18 Там же. — С.209.
19 Юсупова Ч. С. Три десятилетия аварской поэзии — Махачкала: ДНЦ РАН, 1998; Гаджиева 3.3. Аварская элегическая лирикаВ 2-х частях- 4.1.— Махачкала, 1997; - Ч.И.- Махачкала, 1999; Алиханова A.A. Даргинская лирика (Становление и развитие жанров): Автореф. дис.. канд. филол. наук.- М., 1969; Османова З. М. Жанры современной даргинской поэзии: Дис.. канд.
Что касается лезгинской литературы, то, продолжая дело, начатое основателями национальной литературно-художественной критики и литературоведения — Г. Гаджибековым, А. Фатаховым, М. Гаджиевым, Н. Ахмедовым, литературоведы следующих поколений: А. Агаев, Ф. Вагабова, Г. Гашаров, М. Садыки, Р. Кельбеханов, К. Мусаев, А. Ганиева, Г. Темирханова, М. Мифталиев, А. Рашидов, Т. Гаджимурадова, С. Бедирханов, М. Кельбеханова — исследуют историю лезгинской литературы и современный историко-литературный процесс.20.
Жанровый аспект лезгинской поэзии на разных этапах ее развития освещается в книге Г. Г. Гашарова «Лезгинская литература: История и современность», в которой систематизированы литературоведческие труды ученого, посвященные различным аспектам дагестанской, главным образом лезгинской, литературы. филол. наукМахачкала, 1986; Багомедов P.P. Тенденции развития современной даргинской поэзии (жанрово-стилевые, композиционно-строфические и ритмико-интонационные новации): Дис.. канд. филол. наук-Махачкала, 1998; и другие.
20 Агаев А. Г. Лезгинская литература — Махачкала: Даггиз, 1959; Вагабова Ф. И. Формирование лезгинской национальной литературы — Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1970; Гашаров Г. Г. Лезгинская литература: История и современность — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998; Садыки М. М. Творчество лезгинских поэтов XIX века на арабском и азербайджанском языках: Автореф. дис.. канд. филол. наук-Махачкала, 1969; Кельбеханов P.M. Традиции и новаторство лезгинской поэзии первой половины XX века: Автореф. дис.. д-ра филол. наук.- Махачкала, 1996; Мусаев К. Путем сближения и единстваБаку, 1966; Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгинМахачкала: Дагкнигоиздат, 1976; Темирханова Г. Современная лезгинская поэзияМахачкала: Дагкнигоиздат, 1988; Мифталиев М. М. Современная лезгинская поэзия: Дис.. канд. филол. наукМ., 1982; Рашидов A.A. Жанр эпиграммы в лезгинской поэзииГаджимурадова Т. Э. Основные мотивы поэзии Етима Эмина: Автореф. дис. канд. филол. наукМахачкала, 1998; Бедирханов С. А. Азербайджаноязычная лезгинская поэзия XVII—XIX вв.еков: Автореф. дис.. канд. филол. наук — Махачкала, 1999; Кельбеханова М. Р. Лирика Ибрагима Гусейнова (мотивы и формы строфической композиции): Автореф. дис.. канд. филол. наук-Махачкала, 1999.
О поэзии 60−70-х годов XX века исследователь пишет: «Характерной особенностью современной лезгинской поэзии является жанровое многообразие, поиски новых художественных средств изображения действительности, стремление к проникновению в психологию человека,.
21 углубленное раскрытие отражаемых событий и фактов". Эту справедливую характеристику можно отнести и к сегодняшней художественно-поэтической словесности лезгин.
Состояние лезгинской поэзии 60−70-х годов, ее жанровое и идейно-тематическое разнообразие исследуется и в книге Г. Темирхановой, где автор, в частности, отмечает: «Ее (лезгинской поэзии 60−70-х годов XX века — Х.Э.) богатство заключено в соцветие жанров, многообразие идей, проблем, тем. Говоря о возмужании, художественном росте лезгинской поэзии, следует.
УУ отметить умножившееся разнообразие литературных жанров".
В статье A.A. Рашидова «Жанр эпиграммы в лезгинской поэзии» на примерах множества жанровых образцов из поэзии второй половины XX века рассматриваются особенности лезгинских эпиграмм. Статья завершается обоснованным выводом: «Таким образом, эпиграмма уже занимает прочное место в лезгинской поэзии и нет сомнений в том, что она получит в ее жанровой системе свое дальнейшее развитие. Свидетельством чего является все большее число поэтов, обращающихся к данному жанру в своем творчестве».23 Исследованию основных мотивов лирики Ибрагима Гусейнова, выявлению в ней традиций и новаторства не только в проблемном отношении, но и в использовании поэтом различных форм строфической композиции, характерных как восточной, так и западной поэзии, посвящена диссертация М. Р. Кельбехановой на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Автор исследования, в частности, пишет: «Газель, рубай и туйук в лирике.
Гашаров Г. Г. Лезгинская литература: История и современность.- С. 417.
22 Темирханова Г. Современная лезгинская поэзия — С.З.
23 Рашидов A.A. Жанр эпиграммы в лезгинской поэзии — С. 132.
Ибрагима Гусейнова подтверждают, что он продолжает восточные традиции, обновляя их содержание с высоты своего времени".24.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению национальной словесности, неразработанным или малоразработанным остался жанровый аспект лезгинской поэзии 80−90-х годов XX столетия. Данная проблема пока еще не стала объектом дифференцированного и целенаправленного исследования.
Цель и задачи исследования
Создание целостной картины современной лезгинской поэзии через анализ ее жанровой системы — главная цель настоящей диссертации.
Цель работы достигается посредством решения ряда взаимосвязанных задач:
— общая литературно-критическая оценка современной лезгинской поэзии, ее состояния и специфики;
— характеристика проблемно-жанровых, композиционно-строфических, стиховедческих составляющих современной лирики и объяснение причин их функционирования в национально-художественной словесности;
— осмысление творческого почерка и новаторства каждого из рассматриваемых поэтов, определение их вклада в родную поэзию;
— выявление влияния традиций как восточной, так и западной классической поэзии на творчество отдельных поэтов и национальную поэзию в целом;
— обнаружение позитивных и негативных тенденций на современном этапе развития лезгинской поэзии.
Научная новизна работы состоит как в выборе актуальной темы, введении в научный оборот большого пласта лезгинской поэзии (1980;1990;е.
24 Кельбеханова М. Р. Лирика Ибрагима Гусейнова (мотивы и формы строфической композиции).- С. 21. годы), остававшегося вне поля зрения ученых, так и в полученных выводах и положениях.
Не претендуя на исчерпывающую полноту охвата современной лезгинской лирики, основываясь на собственных наблюдениях и учитывая выводы, сделанные исследователями предшествующих этапов развития национальной литературы, мы попытались выделить и обобщить те поэтические жанры, которые органично вошли в состав лезгинской поэзии и стали прецедентом именно данного этапа ее развития. При этом акцентировалось внимание на исследовании новаторских образцов.
Разумеется, в современной лезгинской лирике, помимо рассматриваемых нами миниатюры, газели, элегии, сонета, венка сонетов, существуют и другие жанры, виды и разновидности. В их числе можно назвать балладу, сказание, пародию, эпиграмму, стихотворение в прозе, эпитафию и другие. Однако их мы оставляем за рамками нашего исследования, так как объем настоящей работы не позволяет хотя бы обзорно рассмотреть все жанры. По этой причине мы выбрали те из них, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают движение литературы и чаще остальных пользуются современными художниками слова.
Лезгинская поэзия 80−90-х годов XX столетия, ее жанровая система рассматривается с высоты достижений современной литературоведческой науки, которая не признает стереотипы, готовые схемы, идеологические клише.
Методологическая и теоретическая база исследования. Диссертация построена по проблемно-жанровому принципу анализа. Она включает следующие разделы: миниатюра, газель, элегия, сонет и венок сонетов, в каждом из которых рассматривается многосложное единство таких понятий, как форма, содержание, проблематика, образная структура, поэтика, традиция и новаторство.
Основной метод изучения современной лирики — аналитический и связанная с ним объективность оценки произведений в контексте времени. В работе сочетается конкретный историко-литературный анализ избранной проблемы с ее теоретическим осмыслением.
В процессе исследования мы ориентировались на труды известных теоретиков и историков литературы: В. Г. Белинского, Н. И. Конрада, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, И. С. Брагинского, И. М. Филыптинского, M.JI. Рейснер, А. Н. Веселовского, В. М. Жирмунского, М. Я. Полякова, М. Б. Храпченко и других.
В ходе работы нами также использованы выводы и обобщения, содержащиеся в исследованиях дагестанских ученых: Г. Г. Гамзатова, К. К. Султанова, К. Д. Султанова, С. М. Хайбуллаева, Г. Г. Гашарова, С. Х. Ахмедова, P.M. Кельбеханова, A.M. Вагидова, А-К.Ю. Абдуллатипова, М-З.А. Аминова, Ф. И. Вагабовой, Ч. С. Юсуповой, 3.3. Гаджиевой и других.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Изучение жанров, композиционно-строфических форм позволяет охарактеризовать основные тенденции развития лезгинской поэзии. Исследование этих аспектов современного литературного процесса будет способствовать созданию объективной картины движения национальной поэзии.
Материал диссертации может быть широко использован при создании истории лезгинской литературы, учебников, учебных пособий по лезгинской и дагестанской литературе для вузов, средних специальных учебных заведений и школ республики.
Основные положения исследования могут быть плодотворно применены при составлении программы и курса лекций по лезгинской и дагестанской литературе XX века, а также для чтения факультативного и специального курсов в педагогических училищах и на филологических факультетах высших учебных заведений Республики Дагестан.
Объект исследования. Литературной основой данной работы является лирика (в оригинале, на лезгинском языке) поэтов, активно работавших в поэзии исследуемого периода — 1980;1990;х годов: Ш. Кафланова,.
Б. Салимова, А. Мехмана, Жамидина, И. Гусейнова, А. Алема, М. Алпана, X. Хаметовой, М. Джалилова, А. Исмаилова, А. Фатаха, Ф. Нагиева, 3. Кафланова, М. Бабаханова, Ш. Шахбалаева, А. Кардаша.
Апробация диссертации. Работа обсуждалась на заседании отдела литературы Института ЯЛИ имени Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук.
Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования изложены в докладах и сообщениях на научных конференциях, а также отражены в статьях и тезисах, опубликованных в сборниках научных трудов и в периодической печати. По теме диссертации имеется семь публикаций.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Подобное расположение определено объектом исследования, состоянием разработанности темы, целью и задачами диссертационной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В данном исследовании мы рассмотрели многие избранные произведения лезгинских поэтов, относящиеся к 80−90-м годам XX столетия, которые наиболее ярко иллюстрируют типологические черты жанров миниатюры, газели, элегии, сонета и венка сонетов. Анализ этих жанров, каждый из которых обладает спецификой, свойственной только ему, позволяет сделать некоторые обобщения результатов наблюдений.
Эволюция поэтического творчества лезгин, его динамика на протяжении многих веков свидетельствует о том, что во все времена малые поэтические формы являлись объектом внимания различных авторов — безымянных сочинителей, ашугов, профессиональных поэтов. Миниатюры привлекали их своими художественными и эстетическими возможностями. Такие качества жанра, как емкость и лаконичность, умение вызывать обширные ассоциации при минимальном расходе слов и поэтических средств, притягивают к себе и современных поэтов.
Рассмотренный в первой главе материал позволяет говорить о том, что нынешний этап развития лезгинской поэзии характеризуется повышенным интересом к миниатюрным произведениям со стороны практически всех поэтов. Тенденция современного художественного процесса такова, что 80 -90-е годы XX века — полный событий, напряженный и бурно развивающийся период в истории российского народа — удобнее всего изобразить емкими и подвижными поэтическими средствами, присущими жанру миниатюры.
Многие миниатюрные произведения современных поэтов выстроены таким образом, что в них высокие художественные качества мастерски совмещаются с различными поэтическими средствами и приемами. К примеру, результатом свободного творческого процесса является использование в миниатюрах, особенно в двустишиях, такого художественного приема, как словесно-звуковое соотношение смежных частей текста. Встречаются также словесно-образное, ритмическое, композиционное проявления параллелизма, которые органически сочетаются с емкостью фраз и афористичностью содержания. Убедиться в этом нам помогли образцы малых поэтических произведений многих авторов, и в частности, двустишия Фейзудина Нагиева и Майрудина Бабаханова.
Логичен и закономерен тот факт, что в миниатюрах современных авторов слышны отголоски мотивов стихотворений поэтов прошлых эпох. Созвучность и соизмеримость произведений художников прошлого и современности мы продемонстрировали на сопоставлении стихов классика дагестанской литературы Етима Эмина с миниатюрами нынешних лезгинских поэтов — Ибрагима Гусейнова и Зульфикара Кафланова.
Схожесть проблематики и способов ее раскрытия показана также на примере сравнения восьмистишия И. Гусейнова со стихотворением Алирзы Саидова, творчество которого приходится на 60−70-е годы XX века.
Вместе с этим, множество рассмотренных миниатюр различных авторов позволяет утвердить, что в «новолезгинской» поэзии внедряются нетрадиционные темы, новые идеи, образы, проблемы. Примечательно, что названные процессы совмещаются с культивированием глубоко национальных идей, пристальным вниманием к утвердившимся нормам народной этики и эстетики.
Одним из новшеств лезгинской поэзии 80−90-х годов является обращение поэтов к новой, редко применяемой во всей дагестанской поэзии форме, называемой туйук. Анализируя произведения И. Гусейнова, написанные в форме туйука, мы пришли к выводу, что присущие ей формальные особенности мешают мысли свободно развиваться, прижимают и сковывают ее в своих узких рамках необходимостью подбора омонимических рифм. Хотя с другой стороны, туйук демонстрирует возможности языка в подборе рифм-омонимов.
Особое место среди произведений малых поэтических форм принадлежит сатирическим миниатюрам. Особенности стихосложения сатирических и юмористических произведений, многообразие приемов композиционного оформления, поэтические средства и способы их применения мы пытались раскрыть на примерах стихотворений таких авторов сатиры, как Жамидин, Байрам Салимов, Ибрагим Гусейнов, Азиз Алем, Мердали Джалилов, Шахбала Шахбалаев.
Активно функционирует в современной поэзии и жанр газели, которого во второй половине двадцатого века лезгинские поэты словно вернули из небытия. Дело в том, что заимствованный лезгинской поэзией несколько веков назад, закономерно развивавшийся в ней газельный жанр почти прекратил свое существование в начале двадцатого столетия.
В пятидесятые годы, с возрождением жанра, в области газели творили такие мастера слова, как Шах-Эмир Мурадов, Алирза Саидов, Ибрагим Гусейнов, Асеф Мехман. Наряду с последними двумя авторами в 80−90-х годах к газелям обращаются Азиз Алем, Абдуселим Исмаилов, Фейзудин Нагиев, Зульфикар Кафланов, Азиз Мирзабегов, Арбен Кардаш и другие поэты. Произведения многих из них явились объектом исследования второй главы нашей диссертации.
Анализ образцов газельного жанра позволяет констатировать, что тематика современных лезгинских газелей универсальна, она охватывает все многообразие действительности. Но при этом доминируют любовные мотивы, унаследованные жанром как основные.
Что касается образной системы лезгинских газелей, то современные поэты, опираясь на традиции родной поэзии, привлекают также образы, характерные для восточной поэтики. В этом убеждают приведенные нами параллели произведений таких лезгинских поэтов, как Лезги Салих (первая половина XVII века), Етим Эмин (XIX век), Абдулгамид Чилихский (конец XIX — начало XX в.), Асеф Мехман (поколение 60-х годов XX века) со стихотворением Фейзудина Нагиева, являющегося представителем поколения 80-х годов XX века. С его же газелью сопоставлено произведение любовного содержания почти тысячелетней давности суфийского автора конца X — начала XI вв., творившего на фарси, Баба Кухи Ширази (ум. ок. 1050 г.).
Отмечая проблемно-тематические горизонты лезгинской газели и широту диапазона, в которой вмещается неограниченное количество всевозможных мотивов, мы подчеркиваем благоприятную свежесть, которой веет от образной системы некоторых ведущих поэтов. Это наглядно подкрепляется примерами из газельного творчества А. Мехмана, А. Алема, Ф.Нагиева.
Прогрессивные качественные тенденции намечены не только в образной системе, но и в поэтике и художественной структуре лезгинских газелей конца века. Основываясь на довольно обширном материале, можно отметить, что газель прижилась в национальной поэзии в содружестве многих исконных и заимствованных жанров. И вполне обоснованно можно предположить, что при своем дальнейшем развитии она станет еще качественнее во всех отношениях и ближе к классическим образцам.
В современной лезгинской поэзии, как и во всей дагестанской, значительное место принадлежит элегии. Произведения элегического содержания в той или иной мере встречаются в творчестве многих лезгинских поэтов.
Опираясь на многообразные традиции предшествующей литературы, воспользовавшись многими предоставленными ему средствами, жанр элегии на современном этапе развивается в тесном взаимодействии с другими жанрами и видами, художественно совершенствует и обогащает собственные конструкции. Современная лезгинская элегия имеет такие формы, как исповедальные, камерные, философские, гражданские, которые имеют свои разновидности и присущие им характерологические особенности.
Исследование проблемно-тематической основы ряда жанровых образцов из поэтического творчества Арбена Кардаша и Майрудина Бабаханова позволяет констатировать, что лезгинская элегия 80−90-х годов XX века пользуется большим многообразием тем и мотивов. Элегический жанр, казалось бы столь ограниченный, на самом деле способен освоить практически все многообразие действительности.
Касаясь художественного состава, образной системы современных лезгинских элегий, можно отметить тенденции к использованию свежих и оригинальных образов. Талантливые поэты манипулируют ритмико-интонационным строем стихов в угоду подчинения его содержанию и характеру того или иного произведения. Обо всем этом свидетельствуют анализированные нами элегии, в частности, вызывающее особый интерес произведение А. Кардаша «Опилки».
В современной лезгинской поэзии происходят плодотворные процессы, которые тесно взаимодействуют и сопряжены друг с другом. Если одни жанры издавна существуют в национальной литературе и непрерывно функционируют в ней по сей день, то многие жанры (как исконные, так и ранее заимствованные из других литератур), когда-то действовавшие в лезгинской поэзии, но затем выпавшие или угасшие, вновь возрождаются.
Наряду с вышеназванными процессами происходит обогащение художественной системы новыми жанрами, видами и формами, ранее не бытовавшими в поэтической практике лезгин. Одним из сравнительно недавно заимствованных жанров является сонет, который перешел в лезгинскую поэзию посредством русской литературы во второй половине XX века.
Наблюдения над образцами сонета позволяют обнаружить, что произведения этого жанра стали неотъемлемой частью творческой биографии таких поэтов, как И. Гусейнов, А. Алем, X. Хаметова, М. Алпан, А. Фатах, А. Кардаш, 3. Кафланов, Ш. Шахбалаев. Они представляют разные поколения и обладают различными поэтическими вкусами, манерами, стилями. Однако, всеобщий их интерес к европейскому жанру косвенно свидетельствует о том, что в современной лезгинской поэзии сонет функционирует активно.
Как известно, этому жанру прежде всего близка тематика любовной, философской и пейзажной лирики. Лезгинским сонетам тоже свойственно частое воплощение названной тематики, хотя они вмещают в себя самые разнообразные мотивы.
Рассмотренный в последней главе материал дает возможность отметить, что в лезгинской поэзии 80−90-х годов разрабатываются все основные типы европейского сонета, а также различные аномальные варианты, среди которых есть опрокинутый, хвостатый, двойной, сонеты-акростихи и другие. Активно разрабатывается также сложная поэтическая форма венка сонетов.
Анализ стиховедческого аспекта лезгинских сонетов показывает, в частности, многообразие эксплуатируемых ими размеров. Это, в основном, одиннадцатисложник и восьмисложник. Встречаются также десяти-, семи-, тринадцати-, двенадцати-, пятнадцатисложные силлабические размеры. Есть сонеты, написанные разносложными в пределах одного и того же произведения размерами.
На конкретных примерах из сонетного творчества X. Хаметовой, А. Фатаха, А. Кардаша можно было наблюдать не только за удачными образцами произведений этого жанра, но и видеть негативные моменты, касающиеся как содержания, так и формы, имеющие место в современных лезгинских сонетах. Где-то они подвергнуты анализу, а кое-где, в силу ограниченности объема настоящей работы, мы перечисляли эти «погрешности» и ссылались на те или иные источники с указанием страниц.
В числе часто встречающихся отступлений от предъявляемых правил можно назвать, к примеру, несоблюдение принципа развития мысли сонета по заданной схеме, использование слабых рифм, нарушение принципа рифмовки во всех канонизированных типах, частое употребление слов в усеченной форме, превышающее норму количество созвучий в катренах сонетов итальянского типа. Перечисленные недостатки присущи как отдельным сонетам, так и венкам сонетов.
Вместе с рассмотрением вышеперечисленных недочетов в тех или иных произведениях современных лезгинских сонетистов, нами также замечен позитивный формальный сдвиг, намеченный в лезгинских сонетах с начала 80-х годов. Он выражается в способах рифмовки, а вернее, в количестве созвучий в конечных рифмах итальянского типа сонетов, соответствующем классическим образцам. Это частный пример перехода лезгинских сонетов на качественно новый уровень развития.
Таким образом, анализ выделенных нами путем сочетания проблемных и жанровых типологий миниатюры, газели, элегии, сонета и венка сонетов, принадлежащих современным лезгинским поэтам, позволяет проследить динамику процесса развития, аспекты осмысления тематики, пути формирования художественных структур. Лезгинская поэзия 80−90-х годов XX столетия характеризуется процессами, свидетельствующими об обогащении художественно-стилистическими жанровыми образованиями, расширении тематики, освоении новых идей, свежих образов, углубленном прочтении многих проблемно-тематических направлений. Рассмотренные жанры отражают сложность динамики всего литературного процесса лезгинской поэзии.