Методико-теоретические аспекты внедрения инновационных технологий в системе образования
Готовность к инновационной педагогической деятельности — особое личностное состояние, что предполагает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии Даниленко Л. И. Теория и практика инновационной деятельности в общей средней школе… Читать ещё >
Методико-теоретические аспекты внедрения инновационных технологий в системе образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психолого-педагогические аспекты готовности учителя к инновационной деятельности
Термин «инновация» заимствован из латинского (novatio — новое, нововведения). Со временем он модифицировался в «инновацию», принятый во всем мире. Педагогические инновации — это общее название нового педагогического продукта (теоретического, практического), что воплощается в учебно-воспитательный процесс — концепции, теории, системы, модели, методики, технологии, методы, приемы и тому подобное Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. — 4-е изд., Перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2003. — 607 с.
Образовательная инновация — это новизна, что существенно меняет результаты образовательного процесса. Образовательная инновация является структурной единицей «инновации», которая в свою очередь включает педагогическую, научно-производственную и социально-экономическую составляющие. Педагогические инновации — это нововведения в учебном и воспитательном процессах. Научно-производственные — это нововведение в области разработки современных материально-технических устройств для заведений и учреждений образования (например компьютеры, мультимедийные устройства и т. п.). Социально-экономические — это нововведение в правовом и экономическом обеспечении системы образования и т. д.
Образовательные инновации — это усовершенствованные или новые образовательные, дидактические, воспитательные, управленческие системы или их компоненты; образовательные технологии, что существенно улучшают результаты образовательной деятельности.
По основным компонентам образовательного процесса они делятся на педагогические (т.е. учебные и воспитательные) и организационные (собственно управленческие); по масштабности преобразований образовательного процесса — масштабные и локальные Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
Ядром, основой любой инновации является новая идея; ее источником — исследовательская деятельность ученого или поисковая практика учителя, руководителя, коллектива школы; носителем инновации — творческая личность, экспериментатор-исследователь.
На современном этапе образовательные инновации могут быть классифицированы как осуществляемые: 1) в содержании обучения и воспитания учащихся; 2) в формах, методах и технологиях обучения и воспитания учащихся; 3) содержании, структуре, формах и методах управления учебным заведением Триус Ю. В. Инновационные технологии обучения в высшей школе [Электронный ресурс] / Триус Ю. В.; Черкасский государственный технологический университет // Современные педагогические технологии в образовании: Х Межвузовская школа-семинар. — Харьков, 2012. — 52 с. — Режим доступа: http://www.slideshare.net/kvntkf/tryus-innovacai-iktvnz.
Успешность инновационной деятельности предполагает, что педагог осознает практическую значимость различных инноваций в системе образования не только на профессиональном, но и на личностном уровне. Однако введение педагога в инновационный процесс часто происходит спонтанно, без учета его профессиональной и личностной готовности к инновационной деятельности.
Готовность к инновационной педагогической деятельности — особое личностное состояние, что предполагает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии Даниленко Л. И. Теория и практика инновационной деятельности в общей средней школе // Управление образованием. — 2001. — № 3. — С. 18−24. Она является основой активной общественной и профессионально-педагогической позиции субъекта, что побуждает к инновационной деятельности и способствует его производительности.
Многие проблемы, возникающие перед педагогами, которые работают в инновационном режиме, связаны также с низкой инновационной компетентностью. Инновационная компетентность педагога — система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, что обеспечивает эффективность использования новых педагогических технологий в работе с детьми Даниленко Л. И. Теория и практика инновационной деятельности в общей средней школе // Управление образованием. — 2001. — № 3. — С. 18−24.
Компонентами инновационной компетентности педагога является осведомленность о инновационных педагогических технологиях, надлежащее владение их содержанием и методикой, высокая культура использования инноваций в учебно-воспитательной работе, личная убежденность в необходимости применения инновационных педагогических технологий.
В инновационных образовательных преобразованиях особенно высоки требования к уровню теоретических знаний и практической подготовке учителя. Он должен уметь направлять учебно-воспитательный процесс на личность воспитанника, выстраивать свою профессиональную деятельность так, чтобы каждый ученик имел неограниченные возможности для самостоятельного высокоэффективного развития. А это в принципиально иных измерениях определяет проблематику и содержание профессиональной и личностной подготовки педагога, актуализирует необходимость создания педагогических систем, ориентированных на инновационную деятельность, и соответственно, на поиск новых подходов к подготовке будущего педагога Мельникова Н. Готовим педагога-инноватора // Народное образование. — 1996. — № 4,5. -56−58:
В современных условиях инновационная деятельность педагога должна соответствовать основным принципам [1]:
- 1. Принцип интеграции образования. Предусматривает усиленное внимание к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, ориентацию на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными, физическими качествами.
- 2. Принцип дифференциации и индивидуализации образования. Настраивает на обеспечение условий для полноценного проявления и развития способностей каждого воспитанника.
- 3. Принцип демократизации образования. Соблюдение его обязывает к созданию предпосылок для развития активности, инициативы, творчества учащихся и учителей, их заинтересованного взаимодействия, широкого участия общественности в управлении образованием.
Реализация этих принципов требует перехода от нормативной к инновационной, творческой деятельности, предусматривает изменение характера образовательной системы, содержания, методов, форм, технологий обучения и воспитания. Целью образования в таких условиях является свободное развитие индивидуальных способностей, мотивов, личностных ценностей разносторонней, творческой личности.
Итак, в структуре профессионально направленной личности педагога готовность к инновационной деятельности является показателем его способности нетрадиционно решать актуальные для личностно ориентированного образования проблемы.
Готовность педагога к инновационной деятельности определяют по следующим показателям Онищук Л. В. Гуманистическая направленность инновационной деятельности // Образование и управления. — 2003. — № 2.-С.92−96:
- — осознание потребности внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике;
- — информированность о новейшие педагогические технологии, знания новаторских методик работы;
- — ориентированность на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность;
- — готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности;
- — владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых.
Анализируя инновационный процесс, необходимо определить такие виды готовности к инновационной педагогической деятельности Дичковская И. М. Инновационные педагогические технологии. — М., 2004. — 352с:
- · ситуативная;
- · творческая;
- · авторская.
Эти виды деятельности должны прогностически предотвратить инновационную инертности в будущей практике, а также создать базу для подготовки учителя к решению разнообразных и многогранных педагогических проблем.
Ситуативная готовность охватывает умение оперативно и целесообразно выполнять нестандартные задачи, возникающие в воспитательном процессе по инициативе других участников (родителей, учеников, педагогов, администрации), когда педагог является субъектом инновации. Стоит отметить, что эти задачи опытные педагоги решают постоянно, опираясь при этом на собственный практический опыт, педагогическую интуицию, знания Остапчук А. Е. Инновационное развитие педагогических систем в условиях модернизации образования // Директор школы, лицея, гимназии. — 2003. — № 5−6- С. 153−161.
Творческая инновационная готовность учителей является базой педагогического процесса, основанного на современных концепциях, парадигмах обучения и соответствующих нетрадиционных формах и методах.
Готовность к авторским инновациям, что является сугубо индивидуальным качеством личности, требует развитого педагогического мышления, направленного на поиск, определение, разработку и адаптацию новых педагогических проблем, задач и технологий.
Внедрение инновационных технологий при преподавании определенных учебных предметов на современном этапе развития образования — это, прежде всего, применение активных методов обучения:
- · деловые и предметные игры;
- · мотивационные игры, связанные с моделированием вероятного поведения учащихся и направленности их интеллектуальной деятельности;
- · функциональные игры, что являются механизмом для систематизации и обобщения знаний, формирование необходимых навыков;
- · организационно-деятельностные игры (охватывают моменты дискуссии, столкновения мнений, несовпадение интересов, элементы авторства).
К новым технологиям обучения относится и применение различных тренингов, компьютерных технологий, аудиои видеокурсов как форм активизации интеллектуальной деятельности учащихся.
Инновационной деятельностью занимаются многие педагоги, которых можно условно разделить на три группы Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики. — М., 1991:
- — педагоги-изобретатели, которые приходят к новому в результате собственных поисков;
- — педагоги-модернизаторы, совершенствующие и по-новому использующие элементы созданных систем для положительного результата;
- — педагоги-мастера — быстро воспринимают и совершенстве используют как традиционные, так и новые подходы и методы.
Инновационная педагогическая деятельность — это творческая деятельность. Поскольку это педагогическая деятельность (ученики и учитель — субъекты), то это сотворчество. Ведущим методом инновационной деятельности педагога является педагогический эксперимент — метод, который предполагает изучение эффективности новых форм и методов педагогической деятельности. Для педагогов, работающих в инновационном режиме, большое значение имеет изучение передового педагогического опыта, особенно такого его вида, как новаторский. Главными особенностями инновационной педагогической деятельности является личностный (или личностно ориентированный) подход (направленный на развитие личности), гуманистическая природа, творческий, опытно-экспериментальный характер, устойчивая мотивированность на поиск нового в организации педагогического процесса Дичковская И. М. Инновационные педагогические технологии. — М .: Академия, 2004. — С. 247−295.
Инновационная педагогическая деятельность является основой обновления учебных заведений, фактором развития образовательных систем. Ее результаты — структурные и содержательные изменения в работе заведения, образовательной системы, а также создание качественно новой педагогической практики — авторского заведения или радикального реформирования всей образовательной системы. Внедрение новой идеи, проекта или технологии часто наталкивается на различные препятствия или барьеры. Они могут быть внешними и внутренними Подласый И. П., Подласый А. И. Педагогические инновации // Начальная школа. — 1998. — № 12.
Внешние:
- — социальные (несовместимость нового с ценностями, принятыми в обществе);
- — организационные (противодействие руководящих органов воплощению нововведений);
- — методические (недостаток методического обеспечения);
- — материально-технические (уровень заработной платы, отсутствие необходимой техники).
Внутренние барьеры — личностные, психологические. Они разные в разных организациях, на разных этапах нововведения.
Готовность к инновационной деятельности — это особое личностное состояние, которое предполагает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владения эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии. Готовность к инновационной педагогической деятельности — важный компонент профессиональной готовности, предпосылка эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытию творческого потенциала. В процессе подготовки (формирование готовности) к практической педагогической деятельности будущий педагог должен приобрести Ангеловский К. Учителя и инновициы. — М., 1991:
- — развитое творческое воображение;
- — устойчивую систему знаний, раскрывающих суть, структуру и виды инновационной педагогической деятельности;
- — умение целенаправленно генерировать новые нестандартные идеи с использованием интеллектуальных инструментов и механизмов самореализации;
- — психолого-педагогические знания об освоении и внедрении инновационных процессов в системе образования;
- — специальные психолого-педагогические методы, приемы и средства, использование которых позволяет активно включаться в инновационную педагогическую деятельность.
Необходимо взять на вооружение то, что во время учебно-воспитательного процесса предстоит уметь реализовывать:
- — педагогический гуманизм;
- — эмпатийное понимание воспитанников;
- — сотрудничество;
- — диалогизм (способность к диалогу с ребенком);
- — личностную позицию.
Учеными выделяются следующие структурные компоненты готовности Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.:
- — мотивационный (осознанное отношение педагога к инновационным технологиям и их роли в решении проблем педагогического образования);
- — когнитивный (совокупность знаний педагога о сущности и специфике инновационных педагогических технологий и умений применять их в собственной профессиональной деятельности);
- — волевой (способность завершать начатое дело, преодолевать трудности, которые возникают при применении нововведений);
- — креативный (способность к оригинальному решению педагогических задач);
- — рефлексивный (познание и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности).
Итак, в основе инновационной деятельности — умение выстраивать концептуальные основы педагогических новшеств, охватывающих диагностику, прогнозирование, разработку программы эксперимента, деятельностная реализация инновационной программы, педагогическая экспертиза инновационной программы и хода ее реализации, коррекция и рефлексия инновационных действий.
Одним из важных факторов инновационной деятельности является творчество учителя, которое необходимо для формирования новых взглядов, создания программ, учебников, а также модификации всего нового на уровне внедрения. Это служит творческому освоению инноваций и подготовке учителя не только как специалистов, но и как носителей высокой духовной культуры.