Теоретические основы освоения естественнонаучных понятий на уроках окружающего мира средствами игровой технологии
В послевоенные годы в 1 и 2 классах был введен новый предмет «Ознакомление с окружающим миром». Этот интегрированный курс ставил целью формирование у детей целостного представления о природной и социальной среде, навыков поведения в коллективе. Специфика предмета заключалась в том, что занятия проводились не только в классе, но и в лесу, на пришкольном участке, библиотеке, на почте и т. д. В свои… Читать ещё >
Теоретические основы освоения естественнонаучных понятий на уроках окружающего мира средствами игровой технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
История развития естествознания
Если обратиться к истории, то можно обнаружить, что в школах Древней Руси детей обучали письму, чтению священных книг и пению в церкви. Предметов о природе не было. Первая школа, в которой преподавались сведения из географии, была открыта в Москве при Петре I в 1701 г. Это была «школа математических и навигационных наук».
С середины XVIII в. в русской педагогике стали появляться высказывания о необходимости естественнонаучного образования детей.
В 1761 г. у М. В. Ломоносова возникла идея привлечь крестьянских детей к поискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней. Великий ученый считал, что детская любознательность поможет в обследовании минеральных богатств России. По уставу 1804 г. преподавание естествознания было введено во 2 классах малых народных училищ. В гимназиях этот предмет преподавался как во 2, так и в 4 классах. Каждая гимназия была обязана иметь комплект натуральной наглядности по трем царствам природы (минералы, растения, животные). Учителям рекомендовалось опираться на интерес детей, «…чтобы сделать учение… легким, приятным и более забавным, чем тягостным».
При Николае I в российском обществе стали популярными республиканские идеи. В этой связи школьное естествознание обвинили как несущее «гибельный материализм». Школьным уставом 1828 г. естествознание было исключено из программ учебных заведений.
Предмет был вновь введен только через 20 лет.
Огромное влияние на развитие «природоведческого» направления в обучении младших школьников оказал прогрессивный педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824−1870).
К. Д. Ушинский считал природу одним из «могущественных агентов воспитания человека», а естественную историю — предметом, самым «удобным для приучения детского ума к логичности». Великий педагог писал: «У детей есть общее безотчетное и естественное стремление к природе, и они с любовью занимаются наблюдениями над окружающими их предметами, вследствие этого у них появляется множество вопросов, которые могут быть решены только на основании начал наук». Это доказывает, что «первоначальное умственное образование должно начинаться с изучения естественных наук».
В свои книги «Родное слово» (1864) и «Детский мир» (1868) он включил богатый материал о живой природе, предполагающий проведение наблюдений и опытов. Знакомство детей с природой К. Д. Ушинский предлагал начинать с изучения своей местности и наблюдений за временами года, чтобы впечатления от чтения книг или сообщений учителя ребенок мог проверить личным опытом.
Развитие методики естествознания связано с именами Александра Яковлевича Герда (1841−1888), им обоснована система изучения природы в начальной школе, от неорганического мира к растениям, животным и человеку, и знаменитым натуралистом Д. Н. Кайгородовым, который задачу школы видел в том, чтобы «…научить своих питомцев ведать природу, а ведать природу — это значит: уметь сознательно воспринимать впечатления от предметов и явлений окружающей природы.
В 1931 г. было принято постановление ЦК ВКП (б), по которому Наркомпросу предлагалось создать стабильные программы, «обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний».
Главными задачами изучения естествознания были следующие:
- 1. Исходя из имеющихся у детей представлений о жизни природы, о природных явлениях, расширить кругозор учащихся знаниями новых фактов из живой и неорганической природы.
- 2. Раскрыть учащимся простейшие закономерности развития в природе в форме, доступной и понятной детям, на базе конкретного материала.
- 3. Разбудить у детей интерес к изучению природы и вооружить их элементарными навыками исследования природных явлений".
В послевоенные годы в 1 и 2 классах был введен новый предмет «Ознакомление с окружающим миром». Этот интегрированный курс ставил целью формирование у детей целостного представления о природной и социальной среде, навыков поведения в коллективе. Специфика предмета заключалась в том, что занятия проводились не только в классе, но и в лесу, на пришкольном участке, библиотеке, на почте и т. д.
В основу программы был положен краеведческий принцип. После знакомства с ближайшим природным и социальным окружением (в темах: «Наш дом», «Наша школа», «Наш город (село)») дети изучали тему «Родной край».