Педагогические условия формирования основ категориального видения картины мира у старших дошкольников
Диссертация
Учебно — познавательная деятельность детей дошкольного возраста в целом и содержание обучения, в частности, стали предметом изучения таких ученых как Е. А. Бугрименко, Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Л. Е. Журова, Р. И. Говорова, А. В. Запорожец, М. Г. Копытина, Е.Е. и Г. Г. Кравцовы, С. Н. Николаева, В. А. Петровский, Н. Н. Поддъяков, Е. И. Тихеева, А. П. Усова и др. Анализ… Читать ещё >
Содержание
- Гпава I. Теоретические основы проблемы формирования 14 категориального видения картины мира
- 1. 1. Познавательное развитие дошкольников как предмет психолого- 14 педагогических исследований
- 1. 2. Категориальное видение картины мира в научных теориях
- Глава. TI. Категориальное видение картины мира ребенком и 85 среда его развития
- II. 1 .Задачи и методика констатирующего этапа исследования
- II. 2. Особенности проявления категориального видения картины мира 97 ребенком старшего дошкольного возраста
- II. 1 .Задачи и методика констатирующего этапа исследования
- III. 1. Задачи и методика формирующего этапа исследования. 109 III.2. Пути и средства формирования основ категориального видения 125 картины мира у старших дошкольников
Список литературы
- Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. Дис. .канд.пед.н. Ростов — на — Дону, 1989.- 180с.
- Аксенова Ю.А. Картина мироустройства в рисунках детей и взрослых /Модели мира. М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1997. -С.181 -194.
- Аксенова Ю.А. Символика мироустройства и перспективы ее психологического изучения //Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИПИ РАО за 1994 г. Сб. Научн. Тр. Ин-т педагогич. Инноваций РАО. -М. 1995. -257с.
- Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб.науч.тр. -М.: АПН СССР, 1985.-84с.
- Алексеев М.Н. Диалектическая логика. М., 1960.
- Алямовская В., Касьян А. Мировоззрение и. дети! //Обруч. 1995, № 6.
- Андерсон Джил. Думай, пытайся, развивайся. Санкт-Петербург. Азбука, 1996.-92с.
- Аншценко О.А. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Дис.. канд.пед.наук. Москва, 1979.
- Аристотель. Сочинения. В 4-х т. М., 1981. Т.З. С. 61.
- Ю.Арсеньев А. С., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. М., 1967.
- П.Аршавский В. В. Различные модели мира в свете полиморфизма типов полушарного реагирования /Модели мира. М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1997. — С. 125 — 136.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды /Сост. М. Ю. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Батгацев Г. С. Противоречие как категория диалектической логики. М., 1963.
- М.Библер B.C. О системе категорий диалектической логики. Сталинабад, 1958- 157с.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка.- М.: Роспедагенство, 1994. 68с.
- Богоявленская Д.Б. Деятельность, активность, целеполагание //Проблема деятельности в советской психологии: Тез. Докл. К V Всесоюз. Съезду о-ва психологов. М., 1977. 4.1. С. 112−120.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества /Отв. Ред. Б. М. Кедров. Ростов — на — Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983. — 173с.
- Бугрименко Е.А. Переходные формы знакового опосредствования в обучении шестилетних детей //Вопросы психологии. 1994, № 1. С.54−61.
- Будякова Т.П. Развитие знаково символической деятельности в дошкольном возрасте. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1989. — 16с.
- Бурдина Т.Г. Структура и качество. Там же, с.47−55.//Категория структуры в системе философских категорий. Свердловск: Свердловский гос. ун-т, 1973. -С.47 55.
- Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети: Пер. с англ. М/.Прогресс, 1991.-64с.
- Венгер Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа М.: Знание, 1994. — 238с.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 1993. — 336с.
- Веракса Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников. Дис. д-ра.псих.наук. М., 1990. — 332с.
- Вернадский В. И. Биосфера М., 1967, с.279
- Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно методические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром: Дис. .д-рапед.наук.-М., 1994.-50с.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1982. — 112с.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993. — 128с.
- Возможность и действительность. Киев: Наук. Думка, 1989. — 287с.31 .Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве: Сб.науч.тр. М.: АПН СССР, 1986. — 150с.
- Вопросы превращений в природе. Концентрация и рассеяние. Ереван: Айастан, 1971. — 172с.
- Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. Межвуз. сб. науч.тр. М.: МГПИ, 1983. — 179с.
- Вундеркинд? Это очень просто! Рига: Авотс, 1991. — 159с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М: Педагогика, 1991. — 479с.
- Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики /Под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1983. -368с.
- Галимов О.Р. Развитие диалектического мышления детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с физическими явлениями: Дис. .канд.психол.наук. -М., 1992. 211с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка, М.: МГПУ, 1985.-45с.
- Гносеологическое обоснование методов начального обучения: Межвуз. Сб.науч.тр. -М.: МГПИ, 1984. 122с.
- Голота А.И. Основные законы и категории материалистической диалектики. -М., 1963.
- Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения /Педагогика, 1995, № 1. -С.29 39.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240с.
- Давыдова Г. А. Мировоззренческое и методологическое содержание принципа развития //Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. Киев, 1981. С. 36 — 53.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. 480с.
- Джиоев О.И. Диалектика и культура // Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. Киев, 1981. С. 53 — 66.
- Диалектика в науках о природе и человеке. М.: Наука, 1983. — 21с.
- Дмитриев Е.В. Диалектика содержания и формы в информационных процессах. М.: Наука, 1973. 222с.
- Друянов J1.A. Закон в системе философских категорий.-М.Знание, 1973.-63с.
- Друянов JI.A. Место закона в системе категорий материалистической диалектики. М.: В.шк., 1981. — 144с.
- Душшнская Ю.М. Специфика логической необходимости и генезис категориальных форм мышления: Дис.. канд.филос.наук. Саратов, 1993. -158с.
- Ениколопов С.Н. Три образующие картины мира /Модели мира. М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1997. — С.35 — 46.
- Живая этика: Избранное. М.: Республика, 1992. — 414 с.
- Жданов Ю.А. Закон единства и борьбы противоположностей как суть, как ядро диалектики. М., 1967.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика (Очерки истории и теории). М.: Политиздат, 1984 320с.
- Ильенков Э.В. Проблема противоречия в логике. В кн.: Диалектическое противоречие. М., 1979.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 462с.
- Ильченко В.Р. Формирование естественно-научного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993. — 190с.
- Информатика и культура. Новосибирск: Наука, 1990. — 133с.
- Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971.-391с.
- Категории диалектики в естественно-научном познании. Ульяновск, 1984. -133с.71 .Категории диалектики как ступени познания. М.: Наука, 1971. 72. Кедров Б. М. Единство диалектики, логики и теории познания. М., 1963.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, НИЦ «Эксперимент», 1995. — 176с.
- Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе. Дис.. канд.пед.наук. Ростов на — Дону, 1995. — 197с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика //Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. С. 11 — 106.
- Компанцева JT.B. Влияние поэтического образа природы на выразительность детского рисунка. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М, 1969. 20 с.
- Конев А.Н. Изучение познавательных процессов у школьников первого класса. Волгоград: ВГПИ, 1980. — 72с.
- Конкин М.И. Проблема формирования и развития философских категорий: Монография. М.:Высш. Школа, 1980. — 245с.
- Копнин П.В. Развитие познания как изменение категорий. /Вопр. философии, № 11, 1965.
- Копнин П.В. Философские идеи В.И.Ленина и логика. М.: Наука, 1969, с. 108.
- Копнин П.В. Диалектика как логика. Киев, 1961.
- Копытина М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению на занятиях в детском саду. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993. -20с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.:Педагогика, 1991. — 152с.
- Красиков С.П. Легенды о цветах. М.: Мол. гвардия, 1990. — 303 с.
- Крымский С.Б., Кузнецов В. И. Мировоззренческие категории в современном естествознание. Киев: Наук. Думка, 1983. — 222с.
- Куликова Т.В. Феномен понимания в контексте целостного отношения «человек мир»: Дис. .канд.филос.наук. -М., 1995. — 121с.
- Кузнецова JI.M. От познавательного интереса к созиданию знаний //Педагогика. 1993. № 4. С. 35−39.
- Культурология. Ростов — на — Дону: Феникс, 1995. — 576с.
- Левин Г. Д. Диалектико-материалистическая теория всеобщего/ Отв. Ред. А. П. Шептулин. М.: Наука, 1987. — 170с.1 90. Лежебоков П. А. Диалектическое противоречие как закон познания: Моногр.-М.: Высш. Школа, 1981. 175с.
- Лекторский В.А. Принципы воспроизведения объекта в знании. Вопр. Философии, 1967, № 4.
- Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций /Педагогика 1996. № 2.-С. 7−11.
- Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия * //Вопросы философии. 1995, № 2.
- Личностно ориентированный образовательный процесс: сущность, Iсодержание, технологии. Ростов на-Дону: Изд-во Рост.пед.ун-та, 1995- 288с.
- Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста. Дис.. д-рапед. наук. Ленинград, 1984.
- Лойфман И.Я. Системность и элементарность. С. 14−19. //Категория структуры в системе философских категорий. Свердловск: Свердловский гос. ун-т, 1973.-С. 14−19.
- Лопацкая К.Ф. Проблема категорий как ступеней познания и умственное развитие ребенка. Дис. .канд.филос.наук. М., 1981. — 155с.
- Лосев А.Ф. Логическая теория числа. В/псих., № 11, 1994. С. 81 -134.j 99. Макаров М. Г. Сложность и вариативность категорий диалектики. Л.:1. Наука, 1988.-181с.
- ЮО.Мамардашвили М. К. Философия и личность /Ж. Человек, № 5,1994. С.5−20. Ю1. Мамзин А. С. «Категории „содержание“ и „форма“ в биологии» /Вопросы философии, 1960, № 7.
- Марголис А.А. Новый учебный предмет «Философия для детей» //Психологическая наука и образование, 1996, № 1. С. 65 72. ЮЗ. Марутаев М. А. О гармонии мира. В/ псих. № 6, 1994. С. 71 — 81.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. -240с.
- Минасян A.M. Категории содержания и формы. Ростов-на-Дону, РГУ, 1962.-312с.
- Юб.Минкина М. В. Развитие дошкольника в процессе ознакомления с окружающим. Минск: Нар. Асвета, 1970. — 126с.
- Мир человека /Малышевский А.Ф., Ерунов Б. А., Карпунин В. А. и др. 4.1. М.: Интерпракс, 1993. — 192с.
- Назарова Н. Развитие знаний о системе растительного мира //Дис. .канд.пед.наук. М., 1992.
- Некоторые проблемы детской психологии. Тезисы докл. к конфер. по вопросам подготовки детей к школе в сельском детском саду. 14−16 ноября 1972 г.-М" 1972. 108с.
- О.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995. — 160с.
- I .Николаева С. Н. Использование моделей при ознакомлении с природой //Дошкольное воспитание, 1982, № 4, С.34−38.
- Николаева С.Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе, как средство умственного воспитания //Авторферат дис. .канд.пед.наук. М. 1979.
- Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995. — 216с.114,Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов /Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд. — М.: Рус.яз., 1991. — 917с. 115.0руджев З. М. Диалектика как система. М., 1973.
- Пб.Панова В А. Дидактические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе: Дис.. канд.пед.наук. Ростов на — Дону, 1996. — 176с.
- Папуш М.П. Нереальная действительность, в которой живут люди /Модели мира. М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1997. — С.139 -145.
- Педагогика /Под ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
- Петренко В.Ф. Личность человека основа его картины мира /Модели мира. — М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1997. — С.9 — 24.
- Петров Ю.А. Логическая функция категорий диалектики. М.: Высшая школа, 1972. 272с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов на — Дону: «Феникс», 1996. — 512с.
- Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.- 102с.
- Петровский В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно развивающее взаимодействие. Ростов — на — Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995 — 88с.
- Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Автореф. Дис. .канд.психол.наук. -М., 1991. 16с.
- Печко Л.П. Эстетическое освоение природы в процессе формирования личности: Дис. .д-ра филос. Наук. -М., 1994. 400с.
- Ж.Пиаже, Б. Инельдер. Генезис сериации. М., 1963.
- Плохий З.П. Экологическое воспитание дошкольников //Образование в области окружающей среды. Казань. 1990. — Т.2. — с.11−13.
- Подготовка детей в детском саду к школе /Под ред. АП.Усовой. М.: Изд. АПН РСФСР, 1955.-276с.
- Поддъяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников /Вопр. психологии. 1985. — № 2. — С. 105 -117.
- Поддьяков Н.Н. Развитие допонятийных форм мышления в дошкольном детстве. Дис.. докт. психол. наук. -М, 1974.
- Поддъяков Н.Н. Развитие ребенка дошкольника /Педагогика, № 5, 1996. -С. 15−19.
- Покровский Н.Е. Генри Торо. М., 1983. С. 93−94.
- Попова Е.В. Психолого педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры. Автореферат, дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996, 17 с.
- Природа моделей и модели природы /Под ред. Д. М. Гвиашиани, И. Б. Новика, С. А. Пегова. М.: Мысль, 1986.
- Противоречия в развитии естествознания /Под ред. Б. М. Кедрова. М., 1965.
- Психология. Словарь /Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
- Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение, 1964. — 352с.
- Психология познания в процессе обучения. Л.: ЛГГТИ, 1981. — 123с.
- Пути активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Сб.науч.тр. Горький: Горьков. ГПИ, 1981. — 99с.
- Радовель М.Р. Категориальные детерминанты эффективности мышления. Автореферат дис. док.фил.наук. Ростов-на-Дону, 1993.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. /Л.А. Венгер, Е. А. Агаева и др. М., 1986.
- Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте. Сб.науч.тр. М.: АПН СССР, 1990. — 138с.
- Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. М., 1960.
- Роль категорий диалектики в изучении биологических явлений. Минск, 1967. 249с.
- Рубинштейн C.JI. История создания книги «Человек и мир» //С.Л.Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 1989. — С. 413 -423.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2. М.: Педагогика, 1976. 276с.
- Руткевич М.Н. Структура как философская категория//Категория структуры в системе философских категорий. Свердловск: Свердловский гос. ун-т, 1973. -81с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1988.-288с.
- Самбуров Э.А. Взаимосвязь категорий диалектики/ Отв. Ред. В. И. Болдырев, АН СССР, Сиб. отд-ние. М.: Наука, 1987. — 89с.
- Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково символической деятельности дошкольника //Вопросы психологии. 1992, № 5−6.
- Сапогова Е.Е. Развитие знаково символической деятельности у детей дошкольного возраста. Дис. .д-ра психол.наук. -М., 1994. — 418с.
- Семенов И.Н. Эволюция живой природы как диалектический процесс. М.: Мысль, 1975.
- Свасьян К.А. Философия символических форм Э.Кассирера. Ер.: Изд-во АНАрм ССР, 1989. -238с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. — 96с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М.: Школа — пресс, 1995. — 384с.
- Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под ред. Л. А. Венгера. М.: ИНТОР, 1996. — 128с.
- Смирнов И.Н. Философский анализ теории эволюции. М.: Знание, 1979. -64с.
- Смирнов И.Н. Эволюция живой природы как диалектический процесс. М., 1975. — 160с.
- Соколов Ю.Н. Диалектика как теория цикла реального мира Автореферат дис. канд.фил.наук. Ростов-на-Дону, 1992.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону. Логос, 1995. 646с.
- Столяров В.И. Диалектика как логика и методология науки. М., 1975.
- Столяров В.И. Наука о развитии. М., 1965. — 143с.
- Субботский Е.В. Развитие у ребенка представлений о причинности //Вопр. Психологии, 1989, № 3, с. 158−166.
- Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост. С.Соловейчик. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1985. — 270с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад.-Шк., 1988. — 272с.
- Терентьева Е.Ф. Формирование у детей 6-ти лет первоначальных знаний о единстве организма и среды //Автореферат дис.. канд.пед.наук. Л. — 1980.
- Тимофеев И.С. Методологическое значение категорий «качество» и «количество». М.: Наука, 1972. — 215с.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения /Сост. Н. В. Вейкшан. М.: Педагогика, 1989. — 544с.
- Тузов Н.В. Единичное и всеобщее. Ростов-на-Дону, 1970. — 48с.
- Туленов Ж.Т. Система законов и категорий диалектики. Ташкент: Узбекистан, 1974. 342с.
- Тютюнник О.Ю. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Дис. .канд.пед.наук. М., 1994. — 169с.
- Удачина Л.В. Структура и отношение. С. 30−37 //Категория структуры в системе философских категорий. Свердловск: Сверд. гос. ун-т, 1973. -81с.
- Умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н. Н. Подцъякова. М.: Педагогика, 1972 — 288с.
- Усова А.П. Обучение в детском саду: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, докт. пед.наук. МС., 1957.
- Усова А.П. Обучение в детском саду /Под ред. А. В. Запорожца. 3-е изд. -М.:Просвещение, 1981. — 176с.
- Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М., 1968. С. 164.
- Фатхулина Г. Г. Научно педагогические основы жизнедеятельности детей в школе раннего развития. Дис. .канд.пед.наук, Ростов-на-Дону, 1995. -204с.
- Философия, естествознание, социальное развитие. М.: Наука, 1989. — 245с.
- Философия и развитие естественнонаучной картины мира: Межвуз. сб. Л.: ЛГУ, 1981. -222с.
- Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова, М., Политиздат, 1991.
- Философско-психологические проблемы развития образования. М.: ТОО «Центр инновации в науке, технике, образовании», 1994. — 127с.
- Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече ACT, 1996. — 432с.
- Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. Дис.. д-ра пед. наук в виде науч. доклада. Ростов на — Дону, 1994.
- Хайдаров И.М., Калачина Б. Д. Диалектика развития системности качества. Ташкент: Фан, 1990. 108с.
- Хайдурова И.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста (56 лет) системы первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире. Автореферат дис. .канд.пед.наук. 1975.
- Холличер В. Природа в научной картине мира. Л.: Изд. Иностр. Лит., 1960. — 470с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. Ун-та. Москва: Изд-во «Барс». 1997. — 392с.
- Цветов В.П. Реальность как описание /Модели мира. М.: Российская
- Ассоциация искусственного интеллекта, 1997. С. 159 — 178.
- Червина Е. Философия с младых ногтей //Обруч, 1995, № 5.
- Чижевский A.JI. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976. С. 33.
- Чудова Н.В. Модели мира авторских сказок /Модели мира. М.:
- Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1997. С. 147 — 157.
- Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личностистаршего дошкольника. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1995. — 272с.
- Швец Л .Г. Категориальное содержание сущего. Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1985. -24с.
- Шептулин А.П. Диалектика единичного, особенного и общего. М.: В.шк., 1973. -271с.
- Шептулин А.П. Категории диалектики как отражение закономерностей развития. М.:3нание, 1980. — 84с.
- Шептулин А.П. Природа и специфика философских категорий. М.: Знание, 1973. — 64с.
- Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М., 1967.
- Широканов Д.И. Взаимосвязь категорий диалектики. Минск, 1969.
- Шиян И.Б. Предвосхищающий образ как средство диалектического мышления у дошкольников. Дис. .канд.психол.наук. М., 1995. — 168с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов — на — Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995. — 314с.201 .Шубинский B.C. Формирование диалектического мышления школьников. -М.: Знание, 1979.-48с.
- Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. — 415с.
- Югай Г. А. Диалектика части и целого в живой природе. М., 1966. — 31с.
- Югай Г. А. Общая теория жизни: Диалектика формирования. М.: Мысль, 1985. -256с.
- Юлина Н.С. Введение в философию: два подхода //Философские исследования. 1993. № 2.
- Юлина Н.С. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия «Философии для детей» //Вопросы философии, 1996, № 10. С. 32 45.
- О.Якиманская И. С. Личностно развивающее обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Growing Up with Philosophy. Ed by M. Lipman and A.Sharp. Philadelphia, 1978.
- Lipman M., Sharp A., Oscanyan F. Philosophy in the Classroom. Philadelphia, 1980.
- Lipman M. Philosophy Goes to School. Philadelphia, 1988.
- Matthews G. Philosophy and the Yong Child. Cambridge, 1980.
- Matthews G. Dialogues with Children. Cambridge, 1984.
- Philosophy for children. Vol. 1−7. Institute for Advancement of Philosophy for children. Montclair State University. Upper Montclair. N.J., 1978 1993.
- Pritchard M. Philosophical Adventures with Children, 1985.
- Reed R. Talking with Children. 1983.
- Studies in Philosophy for Children: Harry Stottlemier*s Discovery. Ed. by A. Sharp and Reed R. Philadelphia, 1991.
- The Strong-Willed Child. Birth Through Adolescence. /Dr. J.Dobson. Tyndale Hause Publishers. Inc. Wheaton, Illinois. — 1978. — 205p.