Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогические условия развития языковой личности студента технического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако специальных исследований по изучению развития языковой личности студентов технического вуза в процессе профессионально-ориентированного краеведения не было проведено. Между тем современное состояние иноязычного образования в высшей технической школе является недостаточно эффективным: не существует единой разработанной системы обучения иностранному языку, отсутствуют учебные пособия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования развития языковой личности студента технического вуза
    • 1. 1. Теоретико-методологический статус проблемы языковой личности в философской, культурологической, психологической и лингвистической науке
      • 1. 1. 1. Ретроспектива исследования концепции языковой личности в философии и культурологи
      • 1. 1. 2. Концептуальные подходы к исследованию языковой личности в психологической и лингвистической парадигме
      • 1. 1. 3. Современное состояние проблемы языковой личности в педагогической теории и практике образования
    • 1. 2. Основные подходы к развитию языковой личности студента в условиях технического вуза
    • 1. 3. Профессионально-ориентированная краеведческая направленность иноязычного образования как важное условие развития языковой личности студента в техническом вузе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию языковой личности студента технического вуза
    • 2. 1. Диагностика сформированности компонентов языковой личности студентов технического вуза
    • 2. 2. Содержание и условия развития языковой личности студентов в процессе иноязычного образования
    • 2. 3. Динамика развития языковой личности студентов в техническом вузе

Педагогические условия развития языковой личности студента технического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последнее время культурные, научные и экономические контакты стран и их народов с неизбежностью выдвигают темы «язык и культура» и «языковая личность» в число важнейших языковедческих, социолингвистических, психолингвистических и педагогических проблем, что объясняется возросшим интересом к феномену культуры и проблемам языковой личности.

Развитие культуры немыслимо без обращения к языку. Он обладает способностью воздействовать на формирование и развитие личности и ее культуры.

Носитель системы естественного языка выступал предметом изучения философии и был представлен в следующих понятиях: активный субъект языковой деятельности, носитель системы языка как средства философствования и как предмета конструирования в сознании определенной концептуальной картины окружающей действительности (А.А. Потебня, М. К. Мамардашвили, Э. Кассирер, А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Р.И. Павеленис).

В рамках психологической парадигмы проблема межличностного общения и языкового взаимодействия освещена в трудах Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, А. А. Брудного. JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурии, В. Н. Мясищева, Н. Н. Обозова, Т. С. Яценко и многих других.

Отдельными исследователями изучались вопросы проявления языка в человеке и человека в языке: психологические роли коммуникантов (Г.Г. Матвеева, К. Ф. Седов, В. П. Тимофеев, М. В. Семенова, Е.А. Земская), индивидуальные способы организации речевого поведения (Е.Ю. Чеботарева, Н. А. Фомина, Э.Л. Носенко), обусловленность коммуникативных интенций языковым сознанием (С.Е. Никитина, П. Я. Гальперин, А. А. Брудный, Т. Н. Ушакова, З. С. Бартенева, Т.Н. Астафурова).

Большое внимание в работах отечественных исследователей отводится изучению социализации языковой личности, которое перестает пониматься как формирование коммуникативной компетенции в результате педагогических воздействий и связывается с активностью субъекта в общении, с возможностями рефлексии речевых поступков, творческой самореализации в сложноорганизованном высказывании (М.И. Лисина, А. В. Брушлинский, Д. Б. Годовикова, J1.A. Вяткина, Г. Ф. Крылова, О. С. Ушакова, О. М. Дьяченко, О. В. Солнцева, А. А. Леонтьев, З. В. Емельянова и др.).

Работы других исследователей посвящены изучению педагогических основ воспитания языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин (Г.И. Быкова, Г. А. Иванова, Н. Е Лысенко).

Однако вопросы о специфике проявления и педагогических условиях развития языковой личности студента технического вуза остаются недостаточно разработанными. Одним из эффективных средств дальнейшего развития языковой личности в процессе получения высшего образования является профессионально-ориентированное краеведение, которое составляет уникальное педагогическое явление, объединяющее в один процесс обучение, воспитание, практическую деятельность получения профессии, научно-исследовательское творчество и реализуется в интегративном подходе к обучению. Анализ образовательной практики и результаты педагогических исследований свидетельствуют, что интегрирование элементов профессионально-ориентированного краеведения в содержание иноязычного образования высшей технической школы является одной из актуальных проблем педагогики и методики профессионального образования.

Однако специальных исследований по изучению развития языковой личности студентов технического вуза в процессе профессионально-ориентированного краеведения не было проведено. Между тем современное состояние иноязычного образования в высшей технической школе является недостаточно эффективным: не существует единой разработанной системы обучения иностранному языку, отсутствуют учебные пособия и методические рекомендации, раскрывающие особенности развития языковой личности в процессе профессионально-ориентированного краеведенияпрактические занятия по иностранному языку в вузах в основном сводятся к изучению грамматических явлений и «тренировочным упражнениям по переводу со словарем». У значительной части выпускников технических вузов сохраняется низкий уровень языковой подготовки, что непосредственно влияет на эффективность профессиональной деятельности.

Изложенное выше позволило выявить ряд противоречий: между потребностью общества в высококвалифицированных специалистах, владеющих не только совокупностью профессиональных знаний и умений, но и определенным уровнем развития культуры, способных к межкультурному общению в условиях диалога культур, и сложившейся системой иноязычного образования в техническом вуземежду уровнем развития языковой личности студентов и реальными возможностями ее формирования в условиях технического вузамежду необходимым уровнем языковой компетенции будущих специалистов и затрудненностью его формирования при сложившихся в технических вузах традиционных моделях и технологиях обучения иностранному языкумежду существованием новейших технологий в области иноязычного образования, предполагающих обращение к личности студента, и недостаточно высоким уровнем овладения имимежду социальной потребностью в специалистах с активной гражданской и жизненной позицией, творческим и самостоятельным мышлением и низкой эффективностью организации их учебно-познавательной деятельности.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития языковой личности студентов технического вуза?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — процесс формирования языковой личности студента технического вуза.

Предмет исследования — педагогические условия развития языковой личности студента технического вуза.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи:

— выявить сущность, структуру, содержание языковой личности студентов, критерии и уровни ее сформированности;

— определить особенности и основные подходы к развитию языковой личности студента в техническом вузе;

— исследовать состояние проблемы развития языковой личности студентов в практике подготовки специалистов в техническом вузе;

— осуществить моделирование процесса развития языковой личности студентов в процессе иноязычного образования в техническом вузе;

— разработать и апробировать педагогические условия развития языковой личности студентов в системе технического вуза, определить их эффективность.

Гипотеза исследования основана на предположении, что одним из основных педагогических условий развития языковой личности студентов технического вуза выступает профессионально-ориентированная краеведческая направленность иноязычного образования, которая обеспечивает:

— формирование структуры мотивов и иерархии ценностных смыслов языковой личности студентов, релевантных осуществлению будущей профессиональной деятельности, а именно: мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности и к пространству, в котором происходит процесс социализации и профессионального самоопределения данной личности;

— организацию познавательной деятельности студентов на основе изучения и исследования истории и современного состояния материальной культуры своего края с целью формирования прочных профессиональных знаний, имеющих языковую основу;

— развитие языковой компетенции и коммуникативных навыков языковой личности студента, способствующих ее успешному функционированию в рамках диалога культур;

— осознание студентами себя в качестве культурно-исторических субъектов родного края и одновременно поликультурных субъектов в спектре различных культур (через соизучение языков и культур).

В основе иноязычного образования используется личностно значимая коммуникативная деятельность и проблемно-коммуникативные методы обучения, игровые технологии (ценностно-ориентированные и профессионально-ориентированные ролевые игры и дискуссии), предполагающие обращение к личности студента и направленные на реализацию ее языкового поведенияприменяется алгоритм мониторинга развития языковой личности в системе профессиональной подготовки студентов технического вуза, основанный на оценке кросс-культурного поведения будущего специалиста, профессионально-ориентированной лексики, отношения к технологическим достижениям своего края и умения оценивать себя как представителя профессиональной культуры.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные философские положения о целостности и взаимосвязи элементов человеческой культуры, о сущности личности, языка и образования (А.А. Потебня, М. К. Мамардашвили, А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Р.И. Павеленис). В основу построения научной концепции положены психологические теории К. А. Альбухановой, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, С. А. Рубинштейна и др.- исследования о сущности общения и отношения личности (А.А. Бодалев, В.А. Канн-Калик, Б. Ф. Ломов, В.И.

Мясищев и др.).

В теоретическом плане исследование опирается на современные подходы к развитию языковой личности (И.А. Зимняя, В. В. Сафонова, В. П. Фурманова, И. И. Халеева, П. В. Сысоев, П. Ур, Т. Н. Ушакова и др.) — теории профессионально-личностного развития и саморазвития человека как субъекта образовательного процесса (О.А. Абдулина, М. Я. Виленский, Е. А. Леванова, М. М. Левина, А. К. Маркова, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин, О.Д. Смирнов).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован ряд исследовательских методов: теоретические (анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы, нормативно-программной документации, методических и учебных пособий) — эмпирические (эксперимент, наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование) — статистические — качественный и количественный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: Старооскольский технологический институт (филиал) Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета).

Основные этапы исследования:

I этап (2004;2005). Изучение отечественных и зарубежных источников по теории и практике формирования и развития языковой личностипроведение теоретического анализа философской, психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической, культурологической и социологической литературы по исследуемой проблемеанализ и уточнение понятийного аппаратавыявление проблемы и противоречия в существующей системе образования как среде эффективного формирования языковой личностиформулирование рабочей гипотезы исследования.

II этап (2005;2006). Проведение констатирующего эксперимента, определяющего исходный уровень развития языковой личности студентов технического вузаразработка специализированного курса и методики его проведения по интеграции профессионально-ориентированного краеведения и иноязычного образования в техническом вузе, направленного на эффективное развитие языковой личности студентов.

III этап (2006;2007). Реализация опытно-экспериментальной работы по созданию педагогических условий и проведение обучающего эксперимента, количественный и качественный анализ полученных данныхобобщение и оформление результатов исследования и материалов диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— уточнено понятие «языковая личность» в контексте социально-психологических и педагогических характеристик и особенностей ментально-языковой образовательной среды;

— выявлены критерии развитой языковой личности студента технического вуза, представляющие собой интегративный комплекс структуры мотивов и иерархии ценностных смыслов языковой личности студента, релевантных осуществлению будущей профессиональной деятельности, языковой компетенции и коммуникативных навыков и личностных качеств, определяющих универсальную реализацию речевого поведения;

— определены основные педагогические условия и средства развития языковой личности студента технического вуза, представляющие собой активизацию ресурсных возможностей профессионально-ориентированного краеведения через включение студентов в проектную и поисковую деятельность с целью изучения и исследования истории и современного состояния материальной культуры своего края.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в разработке модели развития языковой личности студента технического вуза, которая представлена как система компонентов, раскрывающих цели, принципы осуществления, функции и условия включения профессионально-ориентированного краеведческого материала в содержание иноязычного образования;

— в создании алгоритма мониторинга развития языковой личности в системе профессиональной подготовки студентов технического вуза, основанного на оценке умения будущего специалиста выбирать варианты кросс-культурного поведения с зарубежными партнерами, на знании профессионально-ориентированной лексики и материальной культуры края, особенностей промышленности, отношения к технологическим достижениям своего края и умении оценивать себя как представителя профессиональной и родной культуры.

Практическая значимость исследования. Разработанные в исследовании теоретические положения и выводы могут быть применимы при разработке учебных планов, учебных курсов, содержания рабочих программ обучения иностранному языку в технических вузах. Материалы исследования, методические рекомендации по использованию комплекса апробированных образовательных технологий для развития языковой личности, спецкурс обучения иностранному языку, основанный на профессионально-ориентированном краеведческом материале, авторские экспериментальные программы, а также теоретические задания, тесты, практические упражнения, игровые и профессионально-ориентированные ситуации, могут быть востребованы преподавателями, работающими в системе высшего технического образования, переподготовки и повышении квалификации работников высшего и среднего специального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической базой исследования, адекватностью методов целям, задачам и логике исследования, комплексным характером поэтапного педагогического исследования, использованием статистических методов обработки полученных результатов, положительной динамикой опытно-экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Языковая личность представляет собой совокупность социально-психологических и педагогических свойств человека, определяющих ее способность к творческой текстовой деятельности и отображению специфической национально-языковой картины мира, конструктивное взаимодействие с окружающей средой, открытость для восприятия и адаптации в иной ментально-языковой среде с целью приобщения к иноязычной культуре и определения своего места в спектре различных культур.

2. В основу определения развитой языковой личности студента положены следующие критерии: наличие 2-х видов компетенции: языковой и коммуникативноймотивационно-ценностное отношение к родному и иностранным языкам, к родной и иноязычным культурам, а также к будущей профессиональной деятельности и пространству, в котором происходит процесс социализации и профессионального самоопределения данной личности.

3. Модель процесса развития языковой личности студентов включает в себя четыре компонента: мотивационно-целевой компонент, обеспечивающий присвоение ценностей родной и иноязычной культуры, формирование активной гражданской позиции, определение языковой личностью своего места в мировой культуресодержательный компонент, детерминирующий отбор профессионально-ориентированного краеведческого материала, способствующего контрастивно-сопоставительному изучению родной и иноязычной культур в контексте их взаимовлиянияпроцессуальный компонент, определяющий место профессионально-ориентированного краеведения в иноязычном образовании, его методы и приемырефлексивный, включающий осознание личностью себя в качестве культурно-исторического субъекта родного края и одновременно поликультурного субъекта через соизучение языков и сравнение различных культур.

4. Основными педагогическими условиями развития языковой личности студента технического вуза являются: активизация ресурсных возможностей профессионально-ориентированного краеведения, выступающего в качестве содержательной основы иноязычного образованияорганизация познавательной деятельности студентов, изучение и исследование истории и современного состояния материальной культуры своего края с целью формирования прочных профессиональных знаний, имеющих языковую основуформирование мотивационно-ценностного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности и пространству, в котором происходит процесс социализации и профессионального самоопределения личностиразвитие языковой компетенции и коммуникативных навыков языковой личности студента, способствующих ее успешному функционированию в рамках диалога культуросознание студентами себя в качестве культурно-исторических субъектов родного края и одновременно поликультурных субъектов в спектре различных культур и на этой основе формирование мотивационно-ценностного отношения к родному и иностранному языкам, как эффективному средству дальнейшего личностно-языкового развитияиспользование в образовательном процессе проблемно-коммуникативных методов обучения, игровых технологий (ценностно-ориентированных и профессионально-ориентированных ролевых игр и дискуссий), предполагающих обращение к личности студента и направленных на реализацию ее языкового поведения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством обсуждения на заседаниях кафедры гуманитарных наук Старооскольского технологического института, а также на заседаниях кафедры педагогики и психологии развития Курского государственного университета. Материалы исследования докладывались на международных, региональных научно-практических конференциях (Москва, Пенза, Старый Оскол) и нашли отражение в статьях научных сборников. Апробация.

Выводы по второй главе.

1. Констатирующий эксперимент обнаружил ряд проблем: а) в существующей иерархии смыслов и ценностей языковой личности студентов технического вуза, выраженных:

— в недостаточной сформированности мотивационно-ценностного отношения студентов к избранной профессии и к будущей профессиональной деятельности, к пространству, в котором происходит процесс социализации их личности (в частности к Старому Осколу и Старооскольскому краю), к своей стране и государству;

— в недостаточной сформированности мотивационно-ценностного отношения студентов к иностранному языку, как эффективному средству профессиональной подготовки и дальнейшего личностно-языкового развития. б) в недостаточности знаний и практических умений в области иностранного языка.

2. Исходя из результатов констатирующего эксперимента основными задачами развития языковой личности студентов в техническом вузе явились:

— усвоение языковой личностью системы ценностей будущего специалиста-профессионала и гражданина своей Родины.

— овладение системой знаний и умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности на иностранном языке.

— развитие способностей к иноязычной творческой текстовой деятельности.

— формирование способности языковой личности взаимодействовать с окружающим миром в условиях иной ментально-языковой среды: воспринимать, понимать, интерпретировать, усваивать другую культуру, то есть формирование интеркультурного понимания и мировидения.

3. Для решения поставленных задач было разработано содержание иноязычного образования в техническом вузе с привлечением в него профессионально-ориентированного краеведения, целью которого было повлиять на структуру мотивов и иерархию ценностей языковой личности студентов.

Содержание иноязычного образования, имеющего профессионально-ориентированную краеведческую направленность в техническом вузе с реализовывалось в форме:

— дополнительных учебных занятий по иностранному языку;

— спецкурса, основанного на профессионально-ориентированном краеведческом материале и направленного на изучение профессионально-ориентированной лексики и овладение системой знаний и умений, позволяющих в процессе обучения овладеть способами и средствами иноязычной профессионально-ориентированной коммуникации;

— аудиторных и внеаудиторных занятий по практическому применению полученных знанийорганизации научно-исследовательской и внеаудиторной профессионально-ориентированной краеведческой деятельности студентов;

— создании и организации работы Клуба общения на иностранном языке (English Communication Club).

4. Результаты опытно-экспериментального обучения позволили получить достаточно достоверную информацию о положительных.

158 изменениях, произошедших в ходе проведения обучающего эксперимента в структуре мотивов и ценностей языковой личности студентов, и как следствие, о повышении уровня владения иностранным языком, и, таким образом, подтвердили правильность выдвинутой теории.

Проведенный эксперимент подтвердил достаточную эффективность и целесообразность включения профессионально-ориентированного краеведения в содержание иноязычного образования с целью развития языковой личности студентов технического вуза.

Заключение

.

Развитие системы высшего образования требует постоянного обновления форм и методов, способствующих всестороннему развитию личности, ее гражданскому и нравственному воспитанию, более активному культурному и профессиональному становлению. В достижении данной дели важное значение имеет развитие языковой личности студентов в процессе получения высшего образования. Определение эффективных способов и нахождение новых форм развития языковой личности студента потребовало детального изучения самого феномена языковой личности.

В ходе теоретической части нашего исследования был сделан обзор научной литературы по следующим взаимосвязанным и отчасти взаимообусловленным вопросам: изучение человека как носителя системы языка (философский аспект) — функционирование феномена языковой личности в рамках лингвистической парадигмы (традиционный филологический ракурс) — обоснование теоретико-методологического статуса проблемы языковой личности в психологической наукеизучение интеллектуального и духовного развития личности в контексте развития языка, ее эмоциональные аспекты (культурологический ракурс) — исследование современного состояния проблемы развития языковой личности в педагогической науке.

Структура интересующего нас феномена содержит в себе три уровня (вербально-семантический, тезаурусный и мотивационно-прагматический), на каждом из которых языковая личность имеет специфические характеристики и аспекты функционирования.

Изучение феномена языковой личности в парадигме психологической дисциплины представляется важным, так как языкознание и психология имеют общие предметы изучения и аспекты, области функционирования (психолингвистика, психосемантика, психолингвистические проблемы семантики и понимания текста, психолингвистические проблемы массовой коммуникации и диалогического общения).

Для парадигмы философского знания характерны некоторые общие с психологией точки рассмотрения интересующего нас феномена: субъект познания окружающего мира, обладающий способностью к абстрактному мышлениюноситель системы языка как инструмента конструирования человеком в собственном сознании концептуальной картины окружающей его действительности, или, другими словами, обобщенной модели (образа) мираучастник диалога, или субъект языкового взаимодействияи, наконец, субъект воздействия посредством языка на концептуализации в сознании других людей.

Изучение языковой личности в культурологическом аспекте представлялось необходимым потому, что понятие «культура» рассматривается применительно к аспектам взаимодействия с языком и языковой личностью. Культура как коррелят языка и личности имеет всепроникающий характер и понимается в ее исторической ценности как единство национального (специфического) и интернационального (общего). Культура как мера развития личности представляет органическое единство с цивилизацией, являющейся, в свою очередь, мерой развития общества.

По нашему мнению, раздельные исследования этих аспектов языковой личности (или преимущественное — одного из них) большого эффекта для изучения данного феномена не дают.

На основании теоретического исследования было уточнено определение языковой личности, представляющей собой совокупность социально-психологических и педагогических свойств человека, определяющих ее способность к творческой текстовой деятельности и отображению специфической национально-языковой картины мира, конструктивное взаимодействие с окружающей средой, открытость для восприятия и адаптации в иной ментально-языковой среде с целью приобщения к иноязычной культуре и определения своего места в спектре различных культур.

Иностранный язык как учебный предмет является одним из главных и самых мощных средств становления и развития языковой личности, так как в процессе соизучение языков и культур происходит понимание и принятие чужой культуры через более глубокое осмысление родной.

Рассматривая языковую личность в единстве познавательной и коммуникативной сфер деятельности, были выделены основные подходы к эффективному развитию языковой личности студентов в условиях технического вуза: лингвокультурологический, коммуникативно-когнитивный, деятельностный и профессионально-ориентированный краеведческий.

Выявленная сущность языковой личности и основные подходы к ее развитию в условиях вуза позволили определить ее критерии: (а) наличие 2-х видов компетенции: языковой и коммуникативной', (б) наличие мотивационно-ценностного отношения к родному и иностранным языкам, к родной и иноязычным культурам- (в) наличие мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности и к пространству, в котором происходит процесс социализации и профессионального самоопределения данной личности.

Изучение и описание языковой личности студентов в процессе получения высшего технического образования, не позволяет оставить в стороне те задачи, которые современное общество ставит перед системой профессионального образования: в широком смысле, (1) формирование всесторонне развитой творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию и самообразованиюв узком смысле, (2) формирование личности будущего специалиста-профессионала.

Необходимость дальнейшего развития языковой личности в процессе ее профессионализации побудила нас к пересмотру содержания образования и воспитания в техническом вузе. Исходя из поставленных целей, оно должно способствовать развитию языковых и коммуникативных способностей языковой личности, накоплению энциклопедического знания (о мире), формированию мотивационно-ценностного отношения языковой личности к избранной профессии и своей будущей профессиональной деятельности, к родному краю, к его духовной и материальной культуре. В решении данной проблемы важное значение имеет профессионально-ориентированный краеведческий подход к развитию языковой личности студента технического вуза. Так как именно аксиологический аспект краеведения позволяет достичь те образовательно-воспитательные цели, которые способствуют формированию структуры мотивов и иерархии ценностных смыслов языковой личности будущих специалистов.

Результаты констатирующего эксперимента обнаружили ряд проблем: 1) в существующей иерархии смыслов и ценностей языковой личности студентов технического вуза, выраженных:

— в недостаточной сформированности мотивационно-ценностного отношения студентов к избранной профессии и к будущей профессиональной деятельности, к пространству, в котором происходит процесс социализации их личности (родной город, край, область), к своей стране и государству;

— в недостаточной сформированности мотивационно-ценностного отношения студентов к иностранному языку, как эффективному средству профессиональной подготовки и дальнейшего личностно-языкового развития.

2) в недостаточности знаний и несформированности умений в письменной и устной коммуникации, в неумении достаточно логично и связно выражать свои мысли на иностранном языке, в незнании профессионально-ориентированной лексики, необходимой для будущей работы.

Итак, идея развития языковой личности студентов технического вуза средствами профессионально-ориентированного краеведения и результаты констатирующего эксперимента привели к интеграции профессиональноориентированного краеведения и иноязычного образования, а именно: к наполнению содержания иноязычного образования профессионально-ориентированным краеведческим материалом и разработке практических занятий по иностранному языку на основе исследовательской краеведческой деятельности.

Разработанное содержание прошло апробацию в ходе опытно-экспериментального обучения. Результаты экспериментального обучения дали достаточно достоверную информацию о положительных изменениях в структуре мотивов и иерархии ценностных смыслов в языковой картине мира личности студентов, будущих профессионалов, а также о повышении уровня владения иностранным языком, дающего языковой личности возможность успешного функционирования в условиях иной ментально-языковой среды.

Проделанная работа, однако, не исчерпывает всего многообразия проблем, связанных с развитием языковой личности студентов технического вуза. За пределами данного исследования остались, например, вопросы поиска путей развития профессионально-педагогической культуры преподавателей технического вуза, способных положительно влиять на развитие языковой личности своих студентовдальнейшего поиска активных форм и методов организации образовательного процесса с учетом профессионально-краеведческой направленности, имеющих своей целью дальнейшее эффективное развитие языковой личности студента и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 336с.
  2. Г. М. Социальная психология. М., 1980. — 416с.
  3. А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. — 288с.
  4. Аннотирование и реферирование. Пособие по английскому языку. / Г. И. Славина, З. С. Харьковский, Е. А. Антонова, М. А. Рыбакина. М.: Высш. шк., 1991.- 156с.
  5. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Психология формирования и развития личности // Под. ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981, С. 3−19.
  6. А.Х. Развитие творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения: Дис. .канд. пед. наук. -Оренбург, 2004. 167с.
  7. О.А. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации: монография / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева, Р.П. Мильруд- М-во образования и науки Рос. Федерации. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. -402с.
  8. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416с.
  9. Н.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. -М.: МЭЛИ, 2004.-384с.
  10. Ю.Барков А. С. Вопросы методики и истории географии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-180с.
  11. А.Л. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности // Иностр. языки в школе. 2004. -№ 2.-С. 17−20.
  12. З.Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 502с. (Б-ка эстетической мысли).
  13. Бим И.Л., Радченко О. А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка // Иностр. языки в школе. 1999. -№ 6 -С. 13−17.
  14. Л.В. Страноведение как форма привития интереса к изучению иностранного языка // Иностр. языки в школе. 2006. -№ 5 — С. 5−10.
  15. Г. И. Уровни и компоненты речевой способности: Учеб. пособие. -Калинин: Изд-воКГУ, 1975.- 106с.
  16. Г. И. Современная лингводидактика. Калинин: Изд-во КГУ, 1980.-61с.
  17. А.А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983. -271с.
  18. А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. — № 1. с. 122−127.
  19. А.А. Понимание и общение. -М., 1989. 63с.
  20. Ф.И. Преподавание отечественного языка. М., 1992, — 512с.
  21. А.А. Методика обучения истории в школе. М.: Педагогика, 1972.-298с.
  22. Вайсбурд M. JL, Блохина С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Иностр. языки в школе. 1997. — № 2. — С. 33−39.
  23. А.А. Что нового в Старом Осколе? М.: Металлургия, 1979.-120с.
  24. А.П. Нужна ли России высшая педагогическая школа? // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 3−8.
  25. А.А. Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006 -278с.
  26. Е.Н., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. — 246с.
  27. С.Г. Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании: Учеб. пособие. СПб.: АППО, 2005. — 173с.
  28. В.В. О художественной прозе. М.-Л., 1930. — 478с.
  29. Л. Логико-философский трактат. М., 1958. — 352с.
  30. В.В. Лингвокультурология: Теория и методы. М.: Изд. РУДН, 1997.-331с.
  31. Л.С. Собрание сочинений: 6 т. М., 1982.
  32. Х.Г. Истина и метод. М., 1998. — 704с.
  33. П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы психологии. 1977. -№ 4.-С. 95−101.
  34. Н.Д. Практические и общеобразовательные аспекты обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. 1995. — № 3. -С. 8−13.
  35. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. — 165с.
  36. Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранного языков // Иностр. языки в школе. 2000. — № 5. — С. 6−11.
  37. Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. -2004.-№ 1.-С. 3−8.
  38. Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. 2006. — № 7. — С. 8−15.
  39. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977. 136с.
  40. Григорьева-Голубева В. А. Становление гуманистических ценностей педагога: В аспекте языковой личности: Дис. .д-ра пед. наук. СПб, 2002.-493с.
  41. А.Ф. Язык и деятельность. М., 1991. — 142с.
  42. А.Я. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990. — 270с.
  43. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.- 146с.
  44. М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам. М., 1990. — 250с.
  45. Н.Г. Историческое краеведение // Народное образование. 1959.- № 2. С.47−56.
  46. М.А. Лингвистический словарь: Нар. Образование в СССР. -М.: Русс, яз., 1978.-277с.
  47. У. Психология. М., 1991.- 536с.
  48. Дзенс-Литовский А. И. Краеведение в сельской школе // Новая школа в деревне. Л., 1924. — С. 23−25.
  49. Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // Иностр. языки в школе. 2002. — № 3. — С. 9−13.
  50. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -160с.
  51. К.К. Язык как практическое сознание (Философский анализ). К.- 1990.-238с.54.3акирова Г. Ш. Формирование языковой личности школьника в процессе развития иноязычной речевой деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Казань, 2005. — 196с.
  52. З.А. Аксиологические основы краеведения в разностороннем развитии учащихся: Дис. .канд. пед. наук. -Вологда, 2005. 181с.
  53. Е.А. Локализация учебного материала // Народная жизнь в школе. Вып. 1.-М., 1915.-С. 15−25.
  54. Е.А. Родиноведение и локализация в школе. М.: Просвещение, 1919.-30с.
  55. И.А. Психологические основы лекционной пропаганды. М., 1981.-64с.
  56. И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов. -М.: Логос, 2005.-384с.бО.Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994. -304с.
  57. Н.Н., Чудилова А. И., Вилкова Н. Д. Использование краеведческого материала в обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. 2006. — № 4. — С. 23−29.
  58. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.: Белгород, 1993.-219с.
  59. З.И. Педагогика гуманизма / З. И. Калмыкова, М.: Знание, 1990.-79с.
  60. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.2 М.: Педагогика, 1982.
  61. Я.А. Панпедия: искусство обучения мудрости. М.: УРАО, 2002.
  62. Н.М. Письма русского путешественника. М., 1982. — 318с.
  63. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: УРСС, 2007. -216с.
  64. Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. Сост. и вступ. ст. С. С. Хоружего. М.: «Ренессанс», 1992. — LXXIII. — 325с. («памятники религиозно-философской мысли»).
  65. Л.П. Восток, запад и русская идея // Русская идея / Сост. М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. — С.313−324.
  66. В.Н. Формирование лингвогуманитарной культуры в процессе подготовки учителя к раннему иноязычному образовнию: Дис.. .д-ра пед. наук. Елец, 2003. — 490с.
  67. Э. Эссе о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Вестник МГУ. Серия 7: философия. 1993. — № 1. — С. 3−27.
  68. А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика, 1998. № 2. — С. 17−22.
  69. Е.И. Нравственная активность как сущностная характеристика толерантности: монография. М.: Компания Спутник +, 2007. — 398с.
  70. К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. — 367с.
  71. О.М. Невостребованный потенциал дедуктивного метода //Иностр. языки в школе. -2003. -№ 5.-С. 33−39.
  72. О.М. Соотношение сознательного и бессознательного при обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. 2004. — № 7. -С. 24−30.
  73. Краеведение // Большая Советская Энциклопедия / Глав. ред. Б. А. Введенский. Т. 23. 2-е изд. — М.: «Большая Советская Энциклопедия», 1952.
  74. В.В., Гудков Д. В. и др. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 1997. С. 62 — 65.
  75. В.В. От концепта к тексту и обратно (к вопросу о психолингвистики текста) // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 1998.-№ 1.-С. 53−71.
  76. С.Б. Контуры духовности: новые контексты, идентификации // Вопросы философии. 1992. -№ 12. — С. 21−28.
  77. Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.- 149с.
  78. Е.С. Об актуальных задачах теории словообразования на рубеже веков // Материалы международной конференции, посвященной научному наследию профессора М. Д. Степановой. М., МГЛУ, институт языкознания РАН., 2001. — С. 11−18.
  79. B.C. Рассказы металлурга. Старый Оскол, 1997. — 327с.
  80. Г. И., Мартиневский В. И. Страноведческие реалии немецкого языка. Минск. — 1986. — 237с.
  81. Р. Лингвистика поверх границ культур // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 25. — М., 1989. — С. 32−63.
  82. B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. -360с.
  83. А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 219с.
  84. А.А. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи // Вопросы психологии. 1974. — № 5. — С. 53−63.
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  86. А.Н. Психологическое исследование речи // А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения: 2 т. М., 1983. — Т.1. — С. 65−76.91 .Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993.
  87. К.Н. Избранное. М.: «Рарогъ», «Московский рабочий», 1993.-400с.
  88. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.
  89. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М, 1984.-448с.
  90. М.В. Полное собрание сочинений. — М.-Л., 1952. Т.6. -689с.
  91. Т.Н. Языковая личность в современной парадигме лингвистического образования: материалы 47 научно-методической конференции «Университетская наука региону» / Под. ред. Т. Н. Ломтевой. — Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2004. -194с.
  92. А.Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.-С. 613−802с.
  93. Н.О. Характер русского народа. Книга 1, 2. М.: «Ключ», 1990 (репринтное издание «Посев», 1957). -300с.
  94. Н.О. Бог и мировое зло / Сост. А. П. Поляков, П. В. Алексеев, А. А. Яковлев. М.: Республика, 1994. — 432с.
  95. А.Р. Речь и мышление. М., 1975. — 120с.
  96. А.Р. Язык и сознание. М., 1979. — 320с.
  97. М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. — 368с.
  98. ЮЗ.Маслова В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студентов вуза. М.: Академия, 2001. — 201с.
  99. Р. Структура личности / Экспериментальная психология // Под. ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. Т.5. — М., 1975. — С. 196−283.
  100. Методика историко-краеведческой работы в школе: пособие для учителей / Под. ред. Н. С. Борисова.- М.: Просвещение, 1982. — 223с.
  101. Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке // Иностр. языки в школе. 1996. — № 6. — С. 6−12.
  102. Р.П. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению инстранным языкам в России // Иностр. языки в школе. -1997.- № 6.-С. 7−12.
  103. В.Н. Психология отношений. Воронеж, 1995. — 356с.
  104. Е.И., Шахнарович A.M. Языки и дети. М., 1981. — 89с.
  105. Т.И. Личностно-ориентированный подход при изучении географии родного края (на примере Псковской области): Учеб. пособие для высших педагогических учебных заведений. Псков: ПГПУ им. С. М. Кирова, 2006. — 305с.
  106. В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Сборник научных трудов: Язык. Поэтика. Перевод. Вып. 426. — М.: МГЛУ, 1996. — С. 112−116.
  107. З.Н., Осиянова О. М. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе // Иностр. языки в школе. 1993. — № 3. — С. 5−11.
  108. З.Н., Осиянова О. М. О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку младших школьников // Иностр. языки в школе. 1994. — № 5. — С. 4−10.
  109. А.П. Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края.) Курск: ГУ ИЛИ «Курск». 1997. — 576с.
  110. Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67с.
  111. Основы теории речевой деятельности / Ред. А. А. Леонтьев. М., 1974.-368с.
  112. Отечество: Краеведческий альманах / Сост. Ю. А. Попович. Вып.1. -М.: ЦДЮТ РФ, 1995. -603 с.
  113. Р.И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. — 435с.
  114. Л.И. Формирование гражданского самосознания специалиста социальной сферы в процессе его профессионализации:
  115. На материалах исторического краеведения: Дис. .канд. пед. наук. -М., 2002. 208с.
  116. И.Г. Белгородская губерния (Социально-экономический и историко-культурологический очерк). Белгород, 2002. — 309с.
  117. Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк, 1998. -159с.
  118. Педагогика: Учебное пособие для студентов учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512с.
  119. Педагогика: Учебное пособие для студентов педвузов и педколеджей / Под ред. П. И. Пидкосистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640с.
  120. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С. И. Самыгина. -Ростов-на Дону, 1998. 544с.
  121. Г. П. Краеведение: Учебное пособие. 4.1. Введение в краеведение. История краеведения. Томбов, 1996. — 134с.
  122. И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый. Кн. 2. — М.: Владос, 2002. — 255с.
  123. А.А. Из записок по русской грамматике: в 4-х т. М., 1958 -1977.-649с.
  124. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие / Под ред. проф. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 1999. — 416с.
  125. Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в преподавании русского языка как иностранного: Дис.. д-ра. пед. наук. М.: 1996. — 450с.
  126. А. Д. Национально-культурный аспект интеркоммуникации // Иностр. языки в школе. 1986. — № 5. — С. 1014.
  127. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. 1992. — № 10. — С. 14.
  128. П. Конфликт интерпретаций. М., 1995. — 416с.
  129. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 486с.
  130. В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам как специальности. Дисс.докт. пед. наук. -М., 1992. 528с.
  131. В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностр. языки в школе. 2001. — № 1. — С. 17−23.
  132. В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностр. языки в школе. 2001. — № 3. — С. 17−24.
  133. В.В., Сысоев П. В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностр. языки в школе. 2005. — № 2. — С. 7−16.
  134. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии : Пер. с англ. / Общ. ред. и вст. ст. А. Е. Кибрика, М., Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. — 656с. (Филологи мира).
  135. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2006. — 477с.
  136. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. 224с.
  137. В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Академия, 2003. — 187с.
  138. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271с.
  139. И. Дух народа // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: в 2-х т. Т.2. М.: Искусство, 1994. -С. 297−340.
  140. П.А. Существенно важные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. — С. 464−472
  141. П.А. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса. Изд. второе испр. и доп. М., 1994. — 111с.
  142. Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.: Наука, 1985. -159с.
  143. Ю.С., Проскурин С. Г. Константы мировой культуры. М.: Наука, 1993.- 156с.
  144. П.Б. Индивидуализм и социализм // Вопросы философии. -1992.-№ 12.-С.85−90.
  145. П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материалах культуроведения США): Монография. Москва: Изд-во «Еврошкола», 2003. — 401с.
  146. П.В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного и родного языков // Иностр. языки в школе. 2003. — № 1. — С. 42−47.
  147. П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностр. языки в школе. -2004. -№ 4.-С. 14−21.
  148. Э.Б. Первобытная культура. -М.: Политиздат, 1989. 130с.
  149. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Изд. Московского университета, 1975. — 344с.
  150. Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. М., 1981. -64с.
  151. В.Н. О методологических основаниях лингвокультурологии // XI Международная конференция «Логика, методология, философия науки». -М., Обнинск, 1995. С. 56−60.
  152. В.Н. Культурно-маркированная коннотация языковых знаков как понятие лингвокультурологии // Семантика языковых единиц:
  153. Доклады 4-й международной конференции. Ч. И. Фразеологическая семантика. Словообразовательная семантика. М., 1984. — С. 83−90.
  154. С.Г. Язык и культурная коммуникация. М.: Слово, 2000. — 624с.
  155. Г. Д. Теоретические основы лингвострановедения (на материале лексических американизмов английского языка): Автореф. дисс. .д-ра филол. наук. М., 1984. — 35с.
  156. Т.Д. Лингвострановедение: что это такое // Иностр. языки в школе. 1996. — № 6. — С. 22−30.
  157. Н.В. Слово и культура // Когнитивная семантика. Материалы второй международной школы- семинара по когнитивной лингвистики 11−14 сентября 2000 года. 4.1. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.-С. 90−91.
  158. К.Д. Педагогические сочинения. Т. З М.: АНН РСФСР, 1966.-349с.
  159. В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прогматика в теории и практики преподавания иностранных языков (яз. вуз): Дис.. .д-ра пед. наук. М., 1994. — 475с.
  160. М. Время и бытие. М., 1993. — 447с.
  161. И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык система. Язык — текст. Язык -способность. — М., 1995. — 403с.
  162. Т.Д. Принцип активности в обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. 1994. — № 5. — С. 16−19.
  163. Т.В. Профессионально-ориентированное краеведение в системе подготовки студентов медицинского колледжа: Дис. .канд. пед. наук. Белгород, 2001. — 253с.
  164. Т.Н. Реализация лингвострановедческого аспекта при создании учебника русс, языка // Русс, язык за рубежом. 1989. — № 3. — С. 59−64.
  165. А.А. Из трудов по современному русскому языку. М., 1952.-271с.
  166. С.А., Скворцова М. В. 1000 фраз. Деловая переписка на английском языке. -М.: ФИЛОЛОГИЯ, 1998. 160с.
  167. С.О. Слово о пользе краеведения / С. О. Шмидт // Учитель. -1997. -№ 2. С.13−19.
  168. О.А. Концепция развития языковой личности. Курск: КГПУ, 2006. — 190с.
  169. О. Закат Европы. Образы и действительность. М. — Пг.: Изд. Л. Д. Френкель, 1923. — 288с.
  170. В.А. География своей области как региональный курс // География в школе. 2001. — № 5. — С. 44−53.
  171. А.В. Когнитивный принцип в обучении иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании // Иностр. языки в школе. 2003.- № 2. — С. 4−12.
  172. Язык и интеллект / Ред. В. И. Герасимов, В. П. Нерознак. М., Прогресс, 1995. — 416с.
  173. Язык и личность / Ред. Д. Н. Шмелев. М., 1989. — 213с.
  174. Язык и образование: Сб. науч. тр.: В 2ч. ЧЛТ. Образовательное пространство и языковая личность. Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2004. — 75с.
  175. Языковая личность специалиста XXI века: материалы II Межвузовской конференции / Под. ред. Н. И. Павловой. Тверь: Тверской гос. технический университет, 2007. -250с.
  176. Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. К., 1993. — 207с.
  177. Ellis R. Study of the second language acquisition. Oxford: Oxford University Press, 1994. — 103pp.
  178. Ellis R. SLA research and language teaching. Oxford University Press, 1997.-181pp.
  179. Evans V. and James M. FCE. Listening & speaking skills: for the Revised Cambridge FCE Examination 2. Express Publishing, 2002. — 131pp.
  180. Eysenk H.J. Dimensions of Personality. London, 1948. — 255pp.
  181. Gardner R. Social psychology and second language learning. The role of attitudes and motivation. London: Edward Arnold, 1985. — 402pp.
  182. Gardner R. Attitudes and motivation // Annual Review of Linguistics. -1988- 1989.-№ 9.-P. 16−20.
  183. Gardner R., Tremblay P. On motivation, research agendas and theoretical frameworks // The Modern Language Journal. 1994. — № 78 (3). — P. 2830.
  184. Hammerley H. Synthesis in language teaching. Blaine, W.A.: Second Language Publication, 1982. — 194pp.
  185. Hammerley H. The immersion approach: litmus test of second language acquisition through classroom communication // The Modern Language Journal.-1987.-№ 71.-P. 11−15.
  186. Hirsh E.D., Kett J.F. The Dictionary of Cultural Literacy. What Every American Needs to Know. Boston, 1988. — 586pp.
  187. Ingram D.E. Assessing proficiency: An overview on some aspects of testing // Hyltenstam K.& Pienemann M. (Eds.). Modeling and assessing second language acquisition. Clevedon: Multilingual Matters, 1985. -256 pp.
  188. Kardiner A. The Concept of Basic Personality Structure as an Operational Tool in the Social Sciences // The science of man in the world crisis. N. Y., 1967. -P.107−122.
  189. Klippel F. Keep Talking: communicative fluency activities for language teachers // Cambridge handbooks for language teachers / Ed. by P. Ur. -University Press, Cambridge, 2003. 202pp.
  190. Madariaga de S. Englishmen, Frenchmen, Spanishmen. London, 1932. -590pp.174
  191. Personality and Intelligence / Ed. by R. Sternberg & P. Ruzgis. N.Y., 1994.-302pp.
  192. Nuttin J. La structure de la personalite. Paris, 1968. — 437pp.
  193. Ryan B. An open door: the history of the society of St. Vincent de Paul in Limerick. Limerick, 1996. — 157pp.
  194. Swain M. Communicative competence: some role of comprehensible input and comprehensible output in its development // Input in second language acquisition / Ed. By S. Gass & S. Madden. Rowley, Mass: Newbury House, 1985.-208pp.
  195. Ushakova T.N. Inner speech and second language acquisition: An experimental-theoretical approach // Vygotskian approaches to second language research / Ed. by J.P. Landtolf, G. Appel. Norwood, NJ: Ablex, 1994.-530pp.
  196. Ur P. Teaching Listening Comprehension / Ed. by Michael Swan. -University Press, Cambridge, 1997. 173 pp.
  197. Ur P. and Wright A. Five-minute activities: a resource book of short activities // Cambridge handbooks for language teachers / Ed. by P. Ur. -University Press, Cambridge, 2004. 105pp.
  198. Wallwork A. Discussions A-Z: a resource book of speaking activities. University Press, Cambridge, 1997. 113pp.
Заполнить форму текущей работой