Педагогические условия развития языковой личности студента технического вуза
Диссертация
Однако специальных исследований по изучению развития языковой личности студентов технического вуза в процессе профессионально-ориентированного краеведения не было проведено. Между тем современное состояние иноязычного образования в высшей технической школе является недостаточно эффективным: не существует единой разработанной системы обучения иностранному языку, отсутствуют учебные пособия… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы исследования развития языковой личности студента технического вуза
- 1. 1. Теоретико-методологический статус проблемы языковой личности в философской, культурологической, психологической и лингвистической науке
- 1. 1. 1. Ретроспектива исследования концепции языковой личности в философии и культурологи
- 1. 1. 2. Концептуальные подходы к исследованию языковой личности в психологической и лингвистической парадигме
- 1. 1. 3. Современное состояние проблемы языковой личности в педагогической теории и практике образования
- 1. 2. Основные подходы к развитию языковой личности студента в условиях технического вуза
- 1. 3. Профессионально-ориентированная краеведческая направленность иноязычного образования как важное условие развития языковой личности студента в техническом вузе
- 1. 1. Теоретико-методологический статус проблемы языковой личности в философской, культурологической, психологической и лингвистической науке
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию языковой личности студента технического вуза
- 2. 1. Диагностика сформированности компонентов языковой личности студентов технического вуза
- 2. 2. Содержание и условия развития языковой личности студентов в процессе иноязычного образования
- 2. 3. Динамика развития языковой личности студентов в техническом вузе
Список литературы
- Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 336с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. — 416с.
- А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. — 288с.
- Аннотирование и реферирование. Пособие по английскому языку. / Г. И. Славина, З. С. Харьковский, Е. А. Антонова, М. А. Рыбакина. М.: Высш. шк., 1991.- 156с.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Психология формирования и развития личности // Под. ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981, С. 3−19.
- Аптикиев А.Х. Развитие творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения: Дис. .канд. пед. наук. -Оренбург, 2004. 167с.
- Артемьева О.А. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации: монография / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева, Р.П. Мильруд- М-во образования и науки Рос. Федерации. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. -402с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416с.
- Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. -М.: МЭЛИ, 2004.-384с.
- Ю.Барков А. С. Вопросы методики и истории географии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-180с.
- Бердичевский А.Л. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности // Иностр. языки в школе. 2004. -№ 2.-С. 17−20.
- З.Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 502с. (Б-ка эстетической мысли).
- Бим И.Л., Радченко О. А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка // Иностр. языки в школе. 1999. -№ 6 -С. 13−17.
- Бобкова Л.В. Страноведение как форма привития интереса к изучению иностранного языка // Иностр. языки в школе. 2006. -№ 5 — С. 5−10.
- Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности: Учеб. пособие. -Калинин: Изд-воКГУ, 1975.- 106с.
- Богин Г. И. Современная лингводидактика. Калинин: Изд-во КГУ, 1980.-61с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983. -271с.
- Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. — № 1. с. 122−127.
- Брудный А.А. Понимание и общение. -М., 1989. 63с.
- Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М., 1992, — 512с.
- Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М.: Педагогика, 1972.-298с.
- Вайсбурд M. JL, Блохина С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Иностр. языки в школе. 1997. — № 2. — С. 33−39.
- Валентинов А.А. Что нового в Старом Осколе? М.: Металлургия, 1979.-120с.
- Валицкая А.П. Нужна ли России высшая педагогическая школа? // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 3−8.
- Вербицкий А.А. Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006 -278с.
- Верещагин Е.Н., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. — 246с.
- Вершловский С.Г. Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании: Учеб. пособие. СПб.: АППО, 2005. — 173с.
- Виноградов В.В. О художественной прозе. М.-Л., 1930. — 478с.
- Виттенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. — 352с.
- Воробьев В.В. Лингвокультурология: Теория и методы. М.: Изд. РУДН, 1997.-331с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: 6 т. М., 1982.
- Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1998. — 704с.
- Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы психологии. 1977. -№ 4.-С. 95−101.
- Гальскова Н.Д. Практические и общеобразовательные аспекты обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. 1995. — № 3. -С. 8−13.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. — 165с.
- Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранного языков // Иностр. языки в школе. 2000. — № 5. — С. 6−11.
- Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. -2004.-№ 1.-С. 3−8.
- Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. 2006. — № 7. — С. 8−15.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977. 136с.
- Григорьева-Голубева В. А. Становление гуманистических ценностей педагога: В аспекте языковой личности: Дис. .д-ра пед. наук. СПб, 2002.-493с.
- Грязнов А.Ф. Язык и деятельность. М., 1991. — 142с.
- Гуревич А.Я. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990. — 270с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.- 146с.
- Давыдова М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам. М., 1990. — 250с.
- Дайри Н.Г. Историческое краеведение // Народное образование. 1959.- № 2. С.47−56.
- Денисова М.А. Лингвистический словарь: Нар. Образование в СССР. -М.: Русс, яз., 1978.-277с.
- Джеймс У. Психология. М., 1991.- 536с.
- Дзенс-Литовский А. И. Краеведение в сельской школе // Новая школа в деревне. Л., 1924. — С. 23−25.
- Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // Иностр. языки в школе. 2002. — № 3. — С. 9−13.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -160с.
- Жоль К.К. Язык как практическое сознание (Философский анализ). К.- 1990.-238с.54.3акирова Г. Ш. Формирование языковой личности школьника в процессе развития иноязычной речевой деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Казань, 2005. — 196с.
- Зверева З.А. Аксиологические основы краеведения в разностороннем развитии учащихся: Дис. .канд. пед. наук. -Вологда, 2005. 181с.
- Звягинцев Е.А. Локализация учебного материала // Народная жизнь в школе. Вып. 1.-М., 1915.-С. 15−25.
- Звягинцев Е.А. Родиноведение и локализация в школе. М.: Просвещение, 1919.-30с.
- Зимняя И.А. Психологические основы лекционной пропаганды. М., 1981.-64с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов. -М.: Логос, 2005.-384с.бО.Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994. -304с.
- Иванова Н.Н., Чудилова А. И., Вилкова Н. Д. Использование краеведческого материала в обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. 2006. — № 4. — С. 23−29.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.: Белгород, 1993.-219с.
- Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма / З. И. Калмыкова, М.: Знание, 1990.-79с.
- Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.2 М.: Педагогика, 1982.
- Каменский Я.А. Панпедия: искусство обучения мудрости. М.: УРАО, 2002.
- Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. М., 1982. — 318с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: УРСС, 2007. -216с.
- Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. Сост. и вступ. ст. С. С. Хоружего. М.: «Ренессанс», 1992. — LXXIII. — 325с. («памятники религиозно-философской мысли»).
- Карсавин Л.П. Восток, запад и русская идея // Русская идея / Сост. М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. — С.313−324.
- Карташова В.Н. Формирование лингвогуманитарной культуры в процессе подготовки учителя к раннему иноязычному образовнию: Дис.. .д-ра пед. наук. Елец, 2003. — 490с.
- Кассирер Э. Эссе о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Вестник МГУ. Серия 7: философия. 1993. — № 1. — С. 3−27.
- Касьян А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика, 1998. № 2. — С. 17−22.
- Касьянова Е.И. Нравственная активность как сущностная характеристика толерантности: монография. М.: Компания Спутник +, 2007. — 398с.
- Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. — 367с.
- Корчажкина О.М. Невостребованный потенциал дедуктивного метода //Иностр. языки в школе. -2003. -№ 5.-С. 33−39.
- Корчажкина О.М. Соотношение сознательного и бессознательного при обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. 2004. — № 7. -С. 24−30.
- Краеведение // Большая Советская Энциклопедия / Глав. ред. Б. А. Введенский. Т. 23. 2-е изд. — М.: «Большая Советская Энциклопедия», 1952.
- Красных В.В., Гудков Д. В. и др. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 1997. С. 62 — 65.
- Красных В.В. От концепта к тексту и обратно (к вопросу о психолингвистики текста) // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 1998.-№ 1.-С. 53−71.
- Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты, идентификации // Вопросы философии. 1992. -№ 12. — С. 21−28.
- Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.- 149с.
- Кубрякова Е.С. Об актуальных задачах теории словообразования на рубеже веков // Материалы международной конференции, посвященной научному наследию профессора М. Д. Степановой. М., МГЛУ, институт языкознания РАН., 2001. — С. 11−18.
- Кудрявцев B.C. Рассказы металлурга. Старый Оскол, 1997. — 327с.
- Куликов Г. И., Мартиневский В. И. Страноведческие реалии немецкого языка. Минск. — 1986. — 237с.
- Ладо Р. Лингвистика поверх границ культур // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 25. — М., 1989. — С. 32−63.
- Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. -360с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 219с.
- Леонтьев А.А. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи // Вопросы психологии. 1974. — № 5. — С. 53−63.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Леонтьев А.Н. Психологическое исследование речи // А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения: 2 т. М., 1983. — Т.1. — С. 65−76.91 .Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993.
- Леонтьев К.Н. Избранное. М.: «Рарогъ», «Московский рабочий», 1993.-400с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М, 1984.-448с.
- Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. — М.-Л., 1952. Т.6. -689с.
- Ломтева Т.Н. Языковая личность в современной парадигме лингвистического образования: материалы 47 научно-методической конференции «Университетская наука региону» / Под. ред. Т. Н. Ломтевой. — Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2004. -194с.
- Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.-С. 613−802с.
- Лосский Н.О. Характер русского народа. Книга 1, 2. М.: «Ключ», 1990 (репринтное издание «Посев», 1957). -300с.
- Лосский Н.О. Бог и мировое зло / Сост. А. П. Поляков, П. В. Алексеев, А. А. Яковлев. М.: Республика, 1994. — 432с.
- Лурия А.Р. Речь и мышление. М., 1975. — 120с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. — 320с.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. — 368с.
- ЮЗ.Маслова В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студентов вуза. М.: Академия, 2001. — 201с.
- Мейли Р. Структура личности / Экспериментальная психология // Под. ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. Т.5. — М., 1975. — С. 196−283.
- Методика историко-краеведческой работы в школе: пособие для учителей / Под. ред. Н. С. Борисова.- М.: Просвещение, 1982. — 223с.
- Мильруд Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке // Иностр. языки в школе. 1996. — № 6. — С. 6−12.
- Мильруд Р.П. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению инстранным языкам в России // Иностр. языки в школе. -1997.- № 6.-С. 7−12.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж, 1995. — 356с.
- Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Языки и дети. М., 1981. — 89с.
- Немцева Т.И. Личностно-ориентированный подход при изучении географии родного края (на примере Псковской области): Учеб. пособие для высших педагогических учебных заведений. Псков: ПГПУ им. С. М. Кирова, 2006. — 305с.
- Нерознак В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Сборник научных трудов: Язык. Поэтика. Перевод. Вып. 426. — М.: МГЛУ, 1996. — С. 112−116.
- Никитенко З.Н., Осиянова О. М. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе // Иностр. языки в школе. 1993. — № 3. — С. 5−11.
- Никитенко З.Н., Осиянова О. М. О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку младших школьников // Иностр. языки в школе. 1994. — № 5. — С. 4−10.
- Никулов А.П. Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края.) Курск: ГУ ИЛИ «Курск». 1997. — 576с.
- Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67с.
- Основы теории речевой деятельности / Ред. А. А. Леонтьев. М., 1974.-368с.
- Отечество: Краеведческий альманах / Сост. Ю. А. Попович. Вып.1. -М.: ЦДЮТ РФ, 1995. -603 с.
- Павиленис Р.И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. — 435с.
- Павленко Л.И. Формирование гражданского самосознания специалиста социальной сферы в процессе его профессионализации:
- На материалах исторического краеведения: Дис. .канд. пед. наук. -М., 2002. 208с.
- Пархоменко И.Г. Белгородская губерния (Социально-экономический и историко-культурологический очерк). Белгород, 2002. — 309с.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк, 1998. -159с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педвузов и педколеджей / Под ред. П. И. Пидкосистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640с.
- Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С. И. Самыгина. -Ростов-на Дону, 1998. 544с.
- Пирожков Г. П. Краеведение: Учебное пособие. 4.1. Введение в краеведение. История краеведения. Томбов, 1996. — 134с.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый. Кн. 2. — М.: Владос, 2002. — 255с.
- Потебня А.А. Из записок по русской грамматике: в 4-х т. М., 1958 -1977.-649с.
- Практикум по теории статистики: Учеб. пособие / Под ред. проф. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 1999. — 416с.
- Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в преподавании русского языка как иностранного: Дис.. д-ра. пед. наук. М.: 1996. — 450с.
- Райхштейн А. Д. Национально-культурный аспект интеркоммуникации // Иностр. языки в школе. 1986. — № 5. — С. 1014.
- Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. 1992. — № 10. — С. 14.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995. — 416с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 486с.
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам как специальности. Дисс.докт. пед. наук. -М., 1992. 528с.
- Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностр. языки в школе. 2001. — № 1. — С. 17−23.
- Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностр. языки в школе. 2001. — № 3. — С. 17−24.
- Сафонова В.В., Сысоев П. В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностр. языки в школе. 2005. — № 2. — С. 7−16.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии : Пер. с англ. / Общ. ред. и вст. ст. А. Е. Кибрика, М., Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. — 656с. (Филологи мира).
- Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2006. — 477с.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. 224с.
- Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Академия, 2003. — 187с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271с.
- Солоневич И. Дух народа // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: в 2-х т. Т.2. М.: Искусство, 1994. -С. 297−340.
- Сорокин П.А. Существенно важные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. — С. 464−472
- Сорокин П.А. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса. Изд. второе испр. и доп. М., 1994. — 111с.
- Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.: Наука, 1985. -159с.
- Степанов Ю.С., Проскурин С. Г. Константы мировой культуры. М.: Наука, 1993.- 156с.
- Струве П.Б. Индивидуализм и социализм // Вопросы философии. -1992.-№ 12.-С.85−90.
- Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материалах культуроведения США): Монография. Москва: Изд-во «Еврошкола», 2003. — 401с.
- Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного и родного языков // Иностр. языки в школе. 2003. — № 1. — С. 42−47.
- Сысоев П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностр. языки в школе. -2004. -№ 4.-С. 14−21.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. -М.: Политиздат, 1989. 130с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Изд. Московского университета, 1975. — 344с.
- Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. М., 1981. -64с.
- Телия В.Н. О методологических основаниях лингвокультурологии // XI Международная конференция «Логика, методология, философия науки». -М., Обнинск, 1995. С. 56−60.
- Телия В.Н. Культурно-маркированная коннотация языковых знаков как понятие лингвокультурологии // Семантика языковых единиц:
- Доклады 4-й международной конференции. Ч. И. Фразеологическая семантика. Словообразовательная семантика. М., 1984. — С. 83−90.
- Терминасова С.Г. Язык и культурная коммуникация. М.: Слово, 2000. — 624с.
- Томахин Г. Д. Теоретические основы лингвострановедения (на материале лексических американизмов английского языка): Автореф. дисс. .д-ра филол. наук. М., 1984. — 35с.
- Томахин Т.Д. Лингвострановедение: что это такое // Иностр. языки в школе. 1996. — № 6. — С. 22−30.
- Уфимцева Н.В. Слово и культура // Когнитивная семантика. Материалы второй международной школы- семинара по когнитивной лингвистики 11−14 сентября 2000 года. 4.1. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.-С. 90−91.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. З М.: АНН РСФСР, 1966.-349с.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прогматика в теории и практики преподавания иностранных языков (яз. вуз): Дис.. .д-ра пед. наук. М., 1994. — 475с.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. — 447с.
- Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык система. Язык — текст. Язык -способность. — М., 1995. — 403с.
- Хлыбова Т.Д. Принцип активности в обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. 1994. — № 5. — С. 16−19.
- Хорходина Т.В. Профессионально-ориентированное краеведение в системе подготовки студентов медицинского колледжа: Дис. .канд. пед. наук. Белгород, 2001. — 253с.
- Чернявская Т.Н. Реализация лингвострановедческого аспекта при создании учебника русс, языка // Русс, язык за рубежом. 1989. — № 3. — С. 59−64.
- Шахматов А.А. Из трудов по современному русскому языку. М., 1952.-271с.
- Шевелева С.А., Скворцова М. В. 1000 фраз. Деловая переписка на английском языке. -М.: ФИЛОЛОГИЯ, 1998. 160с.
- Шмидт С.О. Слово о пользе краеведения / С. О. Шмидт // Учитель. -1997. -№ 2. С.13−19.
- Шорохова О.А. Концепция развития языковой личности. Курск: КГПУ, 2006. — 190с.
- Шпенглер О. Закат Европы. Образы и действительность. М. — Пг.: Изд. Л. Д. Френкель, 1923. — 288с.
- Щенёв В.А. География своей области как региональный курс // География в школе. 2001. — № 5. — С. 44−53.
- Щепилова А.В. Когнитивный принцип в обучении иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании // Иностр. языки в школе. 2003.- № 2. — С. 4−12.
- Язык и интеллект / Ред. В. И. Герасимов, В. П. Нерознак. М., Прогресс, 1995. — 416с.
- Язык и личность / Ред. Д. Н. Шмелев. М., 1989. — 213с.
- Язык и образование: Сб. науч. тр.: В 2ч. ЧЛТ. Образовательное пространство и языковая личность. Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2004. — 75с.
- Языковая личность специалиста XXI века: материалы II Межвузовской конференции / Под. ред. Н. И. Павловой. Тверь: Тверской гос. технический университет, 2007. -250с.
- Яценко Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. К., 1993. — 207с.
- Ellis R. Study of the second language acquisition. Oxford: Oxford University Press, 1994. — 103pp.
- Ellis R. SLA research and language teaching. Oxford University Press, 1997.-181pp.
- Evans V. and James M. FCE. Listening & speaking skills: for the Revised Cambridge FCE Examination 2. Express Publishing, 2002. — 131pp.
- Eysenk H.J. Dimensions of Personality. London, 1948. — 255pp.
- Gardner R. Social psychology and second language learning. The role of attitudes and motivation. London: Edward Arnold, 1985. — 402pp.
- Gardner R. Attitudes and motivation // Annual Review of Linguistics. -1988- 1989.-№ 9.-P. 16−20.
- Gardner R., Tremblay P. On motivation, research agendas and theoretical frameworks // The Modern Language Journal. 1994. — № 78 (3). — P. 2830.
- Hammerley H. Synthesis in language teaching. Blaine, W.A.: Second Language Publication, 1982. — 194pp.
- Hammerley H. The immersion approach: litmus test of second language acquisition through classroom communication // The Modern Language Journal.-1987.-№ 71.-P. 11−15.
- Hirsh E.D., Kett J.F. The Dictionary of Cultural Literacy. What Every American Needs to Know. Boston, 1988. — 586pp.
- Ingram D.E. Assessing proficiency: An overview on some aspects of testing // Hyltenstam K.& Pienemann M. (Eds.). Modeling and assessing second language acquisition. Clevedon: Multilingual Matters, 1985. -256 pp.
- Kardiner A. The Concept of Basic Personality Structure as an Operational Tool in the Social Sciences // The science of man in the world crisis. N. Y., 1967. -P.107−122.
- Klippel F. Keep Talking: communicative fluency activities for language teachers // Cambridge handbooks for language teachers / Ed. by P. Ur. -University Press, Cambridge, 2003. 202pp.
- Madariaga de S. Englishmen, Frenchmen, Spanishmen. London, 1932. -590pp.174
- Personality and Intelligence / Ed. by R. Sternberg & P. Ruzgis. N.Y., 1994.-302pp.
- Nuttin J. La structure de la personalite. Paris, 1968. — 437pp.
- Ryan B. An open door: the history of the society of St. Vincent de Paul in Limerick. Limerick, 1996. — 157pp.
- Swain M. Communicative competence: some role of comprehensible input and comprehensible output in its development // Input in second language acquisition / Ed. By S. Gass & S. Madden. Rowley, Mass: Newbury House, 1985.-208pp.
- Ushakova T.N. Inner speech and second language acquisition: An experimental-theoretical approach // Vygotskian approaches to second language research / Ed. by J.P. Landtolf, G. Appel. Norwood, NJ: Ablex, 1994.-530pp.
- Ur P. Teaching Listening Comprehension / Ed. by Michael Swan. -University Press, Cambridge, 1997. 173 pp.
- Ur P. and Wright A. Five-minute activities: a resource book of short activities // Cambridge handbooks for language teachers / Ed. by P. Ur. -University Press, Cambridge, 2004. 105pp.
- Wallwork A. Discussions A-Z: a resource book of speaking activities. University Press, Cambridge, 1997. 113pp.