Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Требования к электронному учебнику по иностранному языку и особенности его использования на занятиях

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Казахстане, электронные учебники еще не используются для самостоятельного обучения в классе, а мультимедийные средства обучения применяются в качестве второстепенного помощника бумажному учебнику. Но в то же время, Республика Казахстан не отстает от охватившего весь мир внедрения инновационными технологиями, и согласно новостям в социальной сети Национального инфокоммуникационного холдинга… Читать ещё >

Требования к электронному учебнику по иностранному языку и особенности его использования на занятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ имени АБЫЛАЙ ХАНА Педагогический факультет иностранных языков Курсовая работа Требования к электронному учебнику по иностранному языку и особенности его использования на занятиях Алматы, 2011

Введение

В настоящее время современная наука стремительно развивается и предлагает последние достижения информационно-коммуникационных исследований в повседневную жизнь человека. Главная направленность которых: облегчить жизнь и способствовать ускорению научно-технического прогресса. Современная эпоха развития человечества может быть охарактеризована процессом информатизации. «Процесс информатизацииэто глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена». (Тоискин В.С., Красильников В. В. Теоретические основы разработки электронных образовательных изданий). Процесс информатизации обеспечивает внедрение последних инновационных технологий и в процесс образования. Отличительной особенностью обучения иностранному языку является его искусственная языковая среда т.к. естественная отсутствует. Главным образом происходит обучение условнокоммуникативному или коммуникативному виду речевой деятельности, а также практическому овладению иностранным языком. В этом случае использование компьютерных технологий существенно необходимо в процессе образования. На сегодняшний день одним из доступных и чаще используемых методом обучения иностранному языка является электронный учебник.

В связи с этим, формируется актуальный вопрос об эффективности и значимости использования компьютерных технологий в образовательном процессе и существование определенных требований к электронным средствам обучения. Выбранная тема так же интересна тем, что в настоящее время происходит естественный непосредственный переход от традиционных форм и методов преподавания к современным, созданным на базе научно-технических технологий, которые открывают новую ступень в обучении и образовании. Так, становится очевидным вопрос о возможности в современном мире «полиглотов» изучать иностранный язык с помощью совершенно новых средств обучения. Способны ли эти новые средства в обучении дать успешное и эффективное обучение чем сейчас.

Объектом исследования является выявление требований к электронному учебнику по иностранным языкам и особенностей его использования на занятиях.

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и практическая проверка методики обучения иностранному языку с помощью электронного учебника.

Задачи исследования:

— Разграничить термин электронный учебник" от традиционного бумажного учебника.

— Сформировать основные требования к электронному учебнику

— Описать основные особенности работы электронного учебника и применение его на занятиях по иностранному языку В процессе изучения проблемы применялись следующие методы исследования:

Теоретический (анализ и изучение литературы по методологии иностранного языка, использованию электронных учебников в образовательном процессе, дидактики, психологии, физиологии).

Наблюдение (наблюдение над процессом обучения и изменениями в ходе обучения).

Эксперимент (анализ прогресса в образовательном процессе с помощью технических средств и без них).

1. Процесс информатизации. Внедрение средств инновационных технологий в систему образовательного процесса

1.1 Основное положение термина «электронный учебник». Преимущества применения электронной формы представления информации перед традиционной, бумажной Главная задача преподавателя иностранных языковэто формирование коммуникативных навыков у обучаемых, что всегда достигалось с помощью традиционных методов, таких как использование видеоматериалов на уроке для развитие кругозора и представление культуры народа изучаемого языка, аудиоматериалы, что включают кассеты, диски с различными диалогами на иностранном языке для улучшение аудирования учеников и непосредственно учебные пособия с текстами, проверяющими тестами и заданиями. Но в последнее время научно-техническая революция повергшая использование инновационной технологии в повседневной жизнедеятельности населения достигла и сферы образования. Все чаще на уроках иностранного языка используются совсем иные, новые достижения современной науки, к примеру интерактивные доски, проекторы для показа презентаций и видеоматериалов и электронные учебники.

Первые электронные программы для изучения иностранного языка, содержащие лексические языковые и грамматические упражнения были разработаны в 1960;70-е годы. Начиная с 70-ых годов и по настоящее время происходит активное использование электронных обучающих программ. «Электронный учебник — компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого».

Электронный учебник содержит графическую, текстовую, речевую, музыкальную, фото-, видео и другую информацию представленную в виде электронного пособия (на электронном носителе) или опубликованного непосредственно в компьютерной сети. Под электронными учебниками понимаются локальные электронные учебникизаписываются на электронный носитель (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), сетевые электронные учебникипредставляются в компьютерной сети, отсканированные страницы печатного издания, компьютерные программы комплекс электронного пособия, содержащие аудио-видео-текстовые файлы. Красильников В. В. предлагает следующие определения электронного учебника «это ЭУИ, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области, отличающееся высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения; учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания; это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов». Как становится понятно, существует огромное количества определений термина «электронный учебник». Единой характеристикой которых являетсяэлектронная форма представления. Л. Х Зайнутдинова дает следующее определение электронному учебнику — «это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи» .

Электронный учебник обладает рядом преимуществ, таких как компактность и простота в использовании, возможность самостоятельного изучения выбранного материала и адаптация под индивидуальные запросы учащихся, учащиеся могут выбрать подходящую для него форму для чтения текстового материала, последовательность, темп; дешевизна, электронные учебники инсталлируются на персональный компьютер, планшетный компьютер, мобильный телефон, либо загружаются бесплатно из компьютерной сети; мобильность-материал электронного учебника может храниться на электронных носителях, распространятся по электронной почте, возможность переносить в бумажный вариант учебника; интерактивность, учащиеся находятся непосредственно со средством обучения; возможность самостоятельно анализировать свои работы, широкий спектр дополнительных возможностей электронного учебника (анимационные модели, таблицы, звуковое сопровождение) позволяет всесторонне овладеть материалом; удобный механизм навигации электронного учебника позволяет не листая страниц переходить на другие источники с помощью ссылок, гиперссылок и фреймовых структур или карт-изображения; возможность контроля уровня знаний учащихся, оценки приобретенных знаний; решает проблему индивидуализации, мотивации познавательной деятельности; позволяет проводить эксперименты не подвластные человеческим возможностям, когда моделирование изучаемых процессов и явлений или проведение научных экспериментов занимает огромное количество затрат и времени или попросту невозможно; экономит время преподавателя и учеников, а также облегчает работу; электронный учебник-это комплекс и есть возможность держать материал всех учебных программ на одном носителе, что сильно облегчает обучение ученика: нет необходимости носить тяжелые ранцы, которые в большой степени вредят здоровью детей, искривляют осанку.

Электронные учебники по иностранным языкам главным образом, содержат материал для обучения всех 4 видов речевой деятельности. В особенности, формирует коммуникативные навыки, знакомит с культурой народа изучаемого языка, что очень важно при изучении иностранного языка, т.к. язык в первую очередьэто отражение культур и традиций людей. Главными задачами применения электронного учебника является: повышение качества знаний иностранного языка, повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка, создание иноязычной среды с помощью дополнительных возможностей электронного учебника (аудио-видео материалы, музыкальное сопровождение, ссылки на энциклопедии, база тренировочных заданий), аудио-видео материалы, мультимедиа и сетевые технологии оказывают развитие навыков говорения и аудирования, красочные иллюстрации и анимация способствуют повышению внимания, памяти, воображения во время занятий.

1.2 Психолого-педагогические требования к созданию электронного учебника Для успешного и эффективного использования любого учебного пособия необходимо наличие придерживаемых принципов, которые формируются исходя их психолого-педагогических, индивидуальных, физических особенностей учащихся. Электронный учебник будучи средством обучения в образовательном процессе, является учебником в первую очередь.). Cогласно Я. Коменскому учебник является главным средством обучения. В. П. Беспалько пишет: «Ян Коменский еще не решается полностью отделить книгу от учителя и рассматривает ее лишь как мощный инструмент в его руках, а не как автономное средство ведения учебного процесса». В терминологическом словаре дается следующее определение «Учебник — учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (или ее части, раздела), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта, которые устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала. Содержание учебника должно включать характеристику методов получения и использования знаний в конкретной области, методологические основания базовых законов и закономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой науки». (Термины и определения учебных изданий по ГОСТ 7.60−90).

Действительно, учебник, электронный в том числе должен соответствовать Государственным образовательным стандартам, сочетать в себе педагогические, информационные, инновационные и методические методики и технологии, соблюдать дидактические, личностно-ориентированные принципы и т. д. Существуют следующие требования при создании электронного учебника, как учебного пособия для изучения иностранных языков. В первую очередь электронные учебники должны отвечать дидактическим принципам, как к основным требованиям при практической деятельности учебного процесса. Существуют следующие требования при создании электронного учебника, как учебного пособия для изучения иностранных языков. Во-первых, принцип наглядности. Главным условием изучения иностранных языков является соблюдение коммуникативной методикиформирование мысленного восприятия и понимания иностранной речи, возможность мыслить и говорить на иностранном языке. Электронных учебники отличаются от традиционных книжных, возможностью погружения в языковую среду т.к. используются инновационные материалы, так учащиеся могут видеть, слышать и чувствовать речь носителя языка, в то время как книги дают лишь общую картину, «наглядность». Известный Российский педагог и ученый Бабанский Ю. пишет о принципе наглядности:"Эффективность усвоения знаний закономерно зависит от подключения к процессу познания разнообразных органов чувств человека, основывается на непосредственных ощущениях, восприятии, представлениях о реально существующих предметах и явлениях".

Действительно, психолого-педагогические исследования доказывают, что эффективность обучения напрямую зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств. Проведенные ЮНЕСКО исследования в области психологии и педагогики показали, «что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%». Человек обладает 5 органами чувств: зрительное или визуальное восприятие, слуховое или аудиальное, тактильное или двигательное (прикосновения, ощупывания), обоняние (запах) и вкус, которые взаимосвязаны с памятью и мышлением, так для успешного обучения необходимо задействовать полисенсорное восприятие. Поэтому электронные учебники должны обеспечивать виртуальную реальность, что достигается с помощью яркой, динамичной графики, видео и анимацией. Электронный учебник должен включать обширный комплекс мультимедиа (аудио-видеофайлы), а также интерпретировать «наглядную абстракцию». Следующее требование-принцип научности. По Подласому И. П. принципом научности является: «Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по характеру приближающиеся к методам изучаемой науки». (Подласый И.П. Педагогика). Требование научности обучения в отношении электронных учебников является использование корректной и проверенной информацией учебного материала с включением последних достижениях науки. Для этого электронный учебник должен включать существенное проверенное содержание материала, информация должна содержать правильное представление и точное определение различных терминов, необходимо раскрывать историю изучаемых явлений, данная информация должна учитывать взаимодействие с другими науками и явлениями, необходимо давать представление о научных методах, с помощью которых было открыто явление. Электронный учебник не имеет границ информации и должен содержать ссылки и гиперссылки для перехода к другим электронным источникам, научным статьям и учебникам. 3. Требование доступности подразумевает возможность свободного пользования электронным учебником при наличии компьютера, а также применение степени теоретической сложности материала согласно индивидуальным и возрастным особенностям учащихся. Говоря о требованиях доступности электронных учебников необходимо соблюдать и принципы научности. Электронный учебник не должен содержать сложный и научный материал, в то же время и не чрезмерно простой и легкий. Также, стоит упомянуть об индивидуальных особенностях мыслительной деятельности и памяти учащихся. Для учеников со слабой памятью, замедленным мышлением и с не сконцентрированным вниманием необходим медленный темп обучения с повторением прошедшего материала и контроля знания. Электронный учебник имеет заметное преимущество в данном аспекте перед книжным учебником. В то время, как обычный учебник предоставляет лишь содержание учебного материала, электронный дает возможность выбрать уровень сложности информации (урока), многократное повторение изученного и контроль знаний. 4. Принцип сознательности и активности. Электронный учебник направлен на самостоятельное изучение предмета, поэтому учащиеся должны сознательно использовать материал. Для сознательной и активной деятельности необходим план, представление целей и задач, что возможно благодаря электронным учебникам. Активность обучаемых можно достичь при проведении тестовых заданий, самопроверки, анимационных заданий (обучающих игр). Технология ОLE, применяемая в создании электронных учебников разрешает показ примеров, тестирования и целей. 5. Принцип систематичности и последовательности обеспечивает последовательное и систематичное изучение учебной программы обучаемыми. Тоискин В и Красильников В объясняют этот принцип как: «При разработке ЭУ следует находить оптимальное соотношение между требованием последовательности и систематичности обучения, регламентирующим действия пользователя, и требованием активности обучения, предполагающим предоставление пользователю свободы выбора своих действий (своей траектории обучения)». (Тоискин В, Красильников В, Теоретические основы разработки ЭУ). Материал электронного учебника должен быть систематизирован и последователен при изучения учебной программы. Ссылки и гиперссылки находятся в удобной и логически правильной последовательности, также возможна и самопроверка после каждого пройденного материала. 6. Принцип прочности. Подразумевается прочность усвоения знаний, осмысленное понимание и запоминание. Это достигается путем многократных повторений, тестовых итоговых заданий, возможностью перехода к прошлым занятиям, оценка и проверка полученных знаний. Тестирующие программы должны содержать не только информацию отдельной темы, но и общие разделы. 7. Принцип связи теории с практикой. Любая учебная программа начитается с ознакомлением теоретического материала, для более успешного запоминания теории необходимо применение практических заданий. Электронный учебник должен содержать практическую направленность изученной теоретической информации для применения полученных знаний в конкретных ситуациях. В настоящее время компьютерные технологии позволяют создавать модели изучаемых ситуаций для закрепления новой информации.

Таким образом, электронный учебник должен соответствовать психолого-педагогическим требованиям, таким как доступность, наглядность, научность, активность и сознательность в процессе обучения, прочность усвоения знаний, систематичность и последовательность обучения, и связь теории с практикой.

1.3 Технологические требования к применению электронного учебника, как инновационное средство обучения Так как электронный учебник это не только учебное средство обучения, но и продукт инновационной технологии, электронный учебник должен соответствовать техническим аспектам, что непосредственно влияет на обучения. Поэтому для создания электронного учебника недостаточно только взять готовую информацию, создать ссылки и гипертексты, графические изображения и таблицы. Электронный учебник должен облегчить запоминание и усвоение информации, используя не только зрительную, что используется бумажным текстом, но и слуховую, тактильную, эмоциональную память. Для реализации этого ЭУ должен содержать графические задания, анимации, различные игры, которые прочно сохраняются в памяти обучаемого. Электронный учебник должен содержать минимум текста, так как, прежде всего электронный учебник негативно сказывается на здоровье обучаемых для этого используются ссылки на различные энциклопедии, учебные пособия. Видео и т. д. для последующего глубокого изучения материала. Но минимум текста не рассматривается как уменьшение объема всей информации, текст должен содержать точный и нужный материал. Для того чтобы прочно закрепить изученный материал ЭУ обязательно должен содержать упражнения, вопросники и тесты. Здесь, материал для закрепления и повторения может быть представлен не только в текстовом виде, а также в форме игровых заданий, пазлов, рисунков для того чтобы задействовать все виды восприятия ученика. Электронный учебник должен адаптировать материал под возможности учеников, это возможно достичь путем проведения определяющих уровень знания тестов, заданий. Как известно, результат отличного усвоения и понимания материала приводит к появлению положительных эмоций человека, электронный учебник должен содержать проверочные тесты и задания, после проведения которых ученик будет знать методы и приемы лучшего запоминания и понимания информации, так развиваются умения к самостоятельному изучению предмета. Отличительной особенностью электронного учебника от традиционного является его относительно свободная система подачи материала, представления. Так, электронный учебник должен содержать красочный и интересный материал чтобы заинтересовать обучаемого и дать мотивацию для последующего изучения. Компьютерные девайсы вредят гигиене глаз и общему здоровью, поэтому важно, чтобы электронный учебник относительно не приносил вреда, так шрифт текста должен быть крупным и легко читаем, графические изображения четкого и высоко качества, не напрягающие яркость глаз обучаемых; пользовательский интерфейс не осложнен в применении и не содержащий дополнительных операций при которых ученик не сможет сконцентрироваться. Также, как уже отмечалось электронный учебник не должен содержать отвлекающих элементов (реклама, предложенные книги, и т. д) все внимание обучаемых должно сосредотачиваться только на изучении предмета. Электронный учебник должен иметь ссылки, терминологический словарь, глоссарий, различные вкладки, пояснения к таблицам и графическим рисункам, не осложненные навигацией и содержащие точную информацию. Мазитова Ф. Л. также отмечает, что электронный учебник должен иметь: «возможность доступа по разделам, темам и подтемам электронного учебника, что часто применяется для повторного обращения к любой информации (основной и дополнительной) и при пользовании справочными материалами (словарями, грамматическими справочниками и т. д.); возможность нахождения по ключевому слову или словосочетанию методом гиперссылок требуемых сведений по нужным понятиям, перевода слов и другой информации».

В этом заключаются дидактические и технологические требования для электронных учебников.

Электронный учебникэто мультифункциональная система, отличающаяся от традиционного учебника структурой своего содержания, презентацией материала, дополнительными возможностями. Поэтому очень важны требования к электронному учебнику. Данные требования должны быть рассмотрены при создании и непосредственно применении для электронных учебников на занятиях.

педагогический электронный учебник иностранный

2. Практическое применение электронного учебника на занятиях по иностранному языку

2.1 Специализированный электронный учебник в системе образовательного процесса мира Как уже отмечалось, существует несколько теорий объяснения определения «электронный учебник». С развитие инновационной науки в школах всего мира уже используются достижения современной электроники, применяющиеся как дополнительное средство обучения после бумажного учебника. Рассмотрим специализированный электронный учебник, использующийся непосредственно на занятиях в школах и разработанный согласно Государственным требованиям министерств образования. Уже сейчас специализированные электронные учебники в обязательном порядке используются в школах южной Кореи. И успешно оправдывают свою эффективность. Как передает «Комсомольская правда» «В Российской Федерации уже готовы 6 электронных учебников по основным школьным предметам. Выпущенный электронный учебник включает PDFкопию отсканированной бумажной книги, фотогалерею, словарь терминов и понятий, открывающийся поверх текста, есть возможность работать в оффлайне, все задания электронный учебник проверяет сам, показывая ученику ошибки, но не ставит оценок. Непосредственная оценка производится преподавателем. Это значительно облегчает проверочную работу учителя. При сложных развернутых ответах ученик посылает задания учителю. Российские издатели электронных учебников предлагают заниматься по электронному учебнику в режиме 3 скоростях. Первая скорость равна 5 минутам, здесь дается базовая информация и факты. Первые 5 минут направлены на подготовку обучаемых к уроку: повторение пройденного материала, презентация самой главной информации. Российские педагоги уверены, что пред подготовка учеников к работе увеличивает эффективность обучения на 60%. Вторая скоростьэто сам текст, параграфы и задания. И третья скорость — это углубленное изучение со ссылками на энциклопедию и дополнительными материалами».

В Казахстане, электронные учебники еще не используются для самостоятельного обучения в классе, а мультимедийные средства обучения применяются в качестве второстепенного помощника бумажному учебнику. Но в то же время, Республика Казахстан не отстает от охватившего весь мир внедрения инновационными технологиями, и согласно новостям в социальной сети Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» «В Казахстане к 2015 году электронным обучением планируется охватить 50% организаций образования, а к 2020 году довести этот показатель до 90%, причем в организациях всех уровней образования. В школах и колледжах рабочие места учителей планируется оснастить компьютерами современной модификации, мультимедийными проекторами и интерактивными досками. Кроме учительских мест, компьютерами будут оснащены библиотеки, кабинеты медицинских работников, учительские комнаты. Новинками станут планшетные компьютеры для школьников. Школьные компьютеры будут подключены к Интернету с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек». А это значит, что методика преподавания, созданная Яном Амосом Каменским и применяемая уже три века не будет полностью соответствовать новому электронному обучению. Здесь, мнения политиков об эффективности и надобности внедрения электронных учебников в казахстанские школы расходятся. Так, необходимы затраты для реализации проекта, непосредственно создание электронных учебников, закупка электронных девайсов; преподавательские кадры вынуждены будут освоить и проходить сложные курсы повышения квалификации; полностью изменится система образования, электронный учебник соединяющийся с сетью интернет будет постоянно под рукой учеников, вред или польза которого еще широко не изучена, в конце концов, в высших учебных заведениях должны будут сформированы новые специальностиучитель E-learning. На эти вопросы Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» отвечает следующим образом: «Разработкой платформы „Системы электронного обучения (e-learning)“ и поставкой оборудования занимается АО „Новые информационные технологии“, подготовкой учителей к использованию Системы — Национальный центр повышения квалификации педагогических работников „?рлеу“. Национальный центр информатизации (НЦИ), дочернее предприятие Национального научно-технологического холдинга „Парасат“, занимается разработкой цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)».

Несмотря на все возможные проблемы, возможные осуществиться при внедрении электронных учебников в систему образования, современные преподаватели и ученики пользуются электронными сайтами для обучения. Электронный учебник имеет свои особенности при применении его на занятиях. Как было сказано раннее, электронный учебник существует в виде отсканированного книжного издания загруженного в компьютерную сеть или на персональные девайсы, сложность использования которых не высока, а также в понятие «электронный учебник» входит и учебная электронная программа, направленная на самостоятельное изучения предмета.

2.2 Особенности применения электронного учебника на занятиях по иностранному язык на примере электронных программ, направленных на самостоятельное и групповое обучение в классе В настоящее время в сети интернет существует огромное количество подобных программ. Особенно сильно они помогают при изучении иностранных языков, так как известно, что для успешного изучения иностранных языков необходима практика иностранной речи. Эффективность в обучении достигается благодаря использованию во время обучения одновременно всех типов памяти: слуховой (аудирование), артикуляционной (проговаривание) и зрительной (чтение). Электронный учебник решает следующие лингводидактические задачи. При обучении фонетики электронный учебник формирует и визуализирует произношение, обучение основано на сравнении собственного произношения обучаемых с образцом не только устно, но также и визуально. Электронный учебник на примере программы «Professor Higgins. English without accent!» дает объективную оценку точности произношения, которые позволяют обнаружить и устранить ошибки в произношении в процессе обучения. Также в программе предлагается язык интерфейса, что отлично для обучаемых с начальным уровнем английского языка. Программа составлена на принципе «от простого к трудному» (звуки, слова, фразы, диктовка, тематические диалоги, пословицы, скороговорки, стихи и истории), имеет теоретический материал (правила, схемы, объясняя примеры), словари (генеральный словарь и словарь омонимов) и руководство пользователя. Электронный учебник позволяет записывать произношение обучаемых для дальнейшего воспроизведения и исправления собственных ошибок в нем. Для младших учеников электронный учебник предоставляет анимационные картинки с объяснением правильного фонетического произношения. На занятиях преподаватель может представить видео-аудио материалы через интерактивную доску.

Обучение грамматики основано на интерактивных упражнениях. При обучении грамматики формируются аудирование и рецептивных грамматических навыков чтения. Для развития продуктивных грамматических навыков используются письменные задания. Для проверки письменных заданий преподаватель может проектировать страницу с правильными ответами из электронного учебника через интерактивную доску, так ученики смогут самостоятельно исправить и понять сделанные ими ошибки.

Для обучения лексики при использовании электронных учебников формируются рецептивные лексические навыки аудирования и чтения и продуктивные лексические навыки письменной речи; осуществляется контроль уровня знания лексики на основе игровых и тестовых электронных программ с соблюдением использования визуального принципа. Электронный словарь способствует формированию потенциального и пассивного словарей учеников, а также оказывает справочно-информационную поддержку (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).

При обучении чтению с использованием электронного учебника сформировывается навык звукобуквенного соответствия, электронный учебник обучает технике чтения вслух. Совершенствуются навыки техники чтения и закрепляются рецептивные лексические и грамматические навыки чтения. С помощью электронного учебника обучаемые овладевают умениями извлечения основной, уточняющей смысловой информации из текста. Электронный учебник обучает навыкам анализа текста. Так как электронный учебник направлен на самостоятельное изучение, обучаемый получает умение самостоятельно преодолевать языковые трудности; контролирует правильность и глубину понимания изученного текста.

При обучении аудированию использование электронного учебника на занятиях по иностранному языку, способствует формированию фонетических навыков аудирования, контролирует правильность понимания прослушанного текста. Для развития непосредственно разговорных навыков, применение электронного учебника формирует фонетические навыки говорения; дает возможность организовывать общение в небольших группах или в парах используя симулятивно-моделирующие ролевые игры. При обучении переводу формирует лексические и грамматические навыки перевода; осуществляет контроль правильности перевода;(Приложение 1).

Методы обучения по электронному учебнику зависят от возраста учеников, размера учебного кабинета, компетенции преподавателя, технической обеспеченности и т. д. Электронный учебник на уроке иностранного языка должен применяться для осуществления основных деятельностей (говорение, письменная часть, грамматика, чтение, аудирование).

В настоящее время на занятиях по иностранному языку используются известные электронные учебники (программы), как Профессор Хиггинс", ««Репетитор», «Привет Америка!». Часто используемой педагогами программой преподавания английского языка является мультимедийная образовательная программа «Professor Higgins». Программа состоит из нескольких разделов, в разделе «Grammar» включено 130 уроков, каждый из которых соответствует теме грамматики. Уроки состоят из нескольких упражнений, выполнив которые учебник автоматически проверяет и указывает на сделанные учеником ошибки в разделе

«Statistics». Упражнения состоят из нескольких типов, распределенных по уровням сложности. Ученик выполняет задания от простого к сложному. Перед выполнением заданий обучаемые могут ознакомиться с теорией темы, нажав на соответствующие кнопки. На занятиях иностранного языка, преподаватель может дать грамматические задания как на самостоятельное выполнение, так и непосредственно на уроке. Предполагается разъяснение материала учителем и презентация примеров заданий, одновременно ученики могут изучать материал из раздела «theory'. Обучение фонетике происходит в аудировании и сравнении собственного произношения, записанного на микрофон с произношением носителя. Обучаемые занимаются по принципу последовательности. В начале представляются звуки, слова к диктантам и диалогам. Также в программе существует проверка и оценка выполненного задания. Есть возможность ознакомиться с темой через видео-аудио материалы. Таким образом, обучение по электронным учебникам по иностранному языку не является сложным в применении и достаточно эффективно по сравнению с бумажными книгами.

Заключение

Учебный класс выглядит уже не так как 10 лет назад: большинство учителе имеют электронные учебники, интерактивные доски вместо традиционной с мелом. На сегодняшний день уже становится невозможным представить учителя без средств инновационной технологии. Становится очевидным, что использование электронных учебников в значительной мере изменит и сам процесс обучения. Все чаще мы становимся свидетелями самостоятельного изучения обучаемыми учебного предмета. Учитель приобретает роль не наставника и представителя всего знания, а уже как помощника, направляющего. Внедрение электронных средств обучения вызывает разнообразные мнения, действительно, сейчас совершенно сложно говорить о достаточно правильном решении использования электронных учебников в образовательном процессе. В силу того, что это совершенно новая ступень, эпоха в системе образования, как в целом. Но как уже стало очевидно, традиционные методы преподавания во многом уступают инновационным.

В настоящее время электронный учебникэто мультифункциональный комплекс, содержащий в себе различные методы и средства обучения. По сравнению с бумажным изданием электронный вариант позволяет шире ознакомить обучающих с материалом, что осуществляется при помощи дополнительных возможностей (видео ролики, аудио вложения, ссылки и гиперссылки на энциклопедии, учебники и различные научные статьи, таблицы, графические изображения и т. д.). Обладая удобной навигацией нет необходимости искать нужную главу или страницу в источнике. Электронный учебник самостоятельно проверяет задания учеников, что значительно облегчает работу учителя, в то же время обучаемые видят и анализируют сделанные ими ошибки. Предоставляемый выбор режима работы отлично подходит для учеников с медлительным темпом работы и со слабой памятью. Воздействует на слуховую, зрительную память, работает со всеми видами восприятия, что позволяет лучше запоминать материал. Электронный учебник значительно легче транспортировать, не нарушая осанку школьников, а современные возможности передачи электронной формы информации относительно не вредят здоровью глаз учеников. Позволяет проводить сложные математические эксперименты, интерпретирует в простой модели. К недостаткам электронных учебников можно отнести непривычность электронной формы представления, при долгой работе с компьютером вызывает утомляемость. Необходимость в специальной, качественной дорогостоящей электронной технике. Технически, электронный учебник. В ходе урока, электронный учебник не позволяет создать активную работу учеников, каждый обучаемый работает самостоятельно, не происходит обмена информации между учащимися.

Исследования проводимые создателями электронных учебников показали, что обучаемые вовлечены в ход урока более сознательно используя электронный учебники, чем бумажный. Огромные успехи достигаются при обучении иностранному языку по электронному учебнику. Бумажные учебники не способны создать языковую среду, что с легкостью восполняется электронным учебником. Ученики погружаются в искусственно созданную электронной программой языковую среду, формируя коммуникативные навыки. Современные учебники позволяют тренировать произношение, дают возможность регулярно слышать иностранную речь, что способствует привыканию к иностранной речи.

При создании электронного учебника должны соблюдаться психолого-педагогические и технические требования. Являясь учебным средством обучения, электронный учебник должен соответствовать дидактическим принципам, таким как доступность, наглядность, научность, активность и сознательность в процессе обучения, прочность усвоения знаний, систематичность и последовательность обучения, и связь теории с практикой. Электронный учебник должен соответствовать государственным стандартам образования.

Использованная литература

1. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В., Макаров С. И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. // Научное издание. — Самара.: Издательство Самарской государственной экономической академии. — 2002. — 110с.

2. Демкин В. П., Вымятнин В. М. Принципы и технологии создания электронных учебников. — Томск., — 2002

3. Зимина О. В. Печатные и электронные учебные издания в высшем образовании: Теория, методика, практика. — М.: МЭИ, 2003. — 200 с.

4. Конышева А. В. Английский язык. Современные методы обучения Минск: ТетраСистемс, 2007. — 352 с.

5. Изюмова С. А. Индивидуальная память и процессы обучения. Психология и социология образования. — 1997. — № 4.

6. А. И. Орлов Теория принятия решений Учебное пособие. — М.: Издательство «Март», 2004.

7. Полякова Т. Н. «Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ) в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации» .

8. Тыщенко О. Б. Новое средство компьютерного обучения-электронный учебник// компьютеры в учебном процессе, 1999, № 10.

Приложение Рис 1

Рис 2

Обучение по электронному учебнику грамматике иностранного языка и произношению. Задание на заполнение пропусков. (Рис 1). Удобная навигация позволяет ученикам легко переходить из разделов, представляется варианты ответа, что очень удобно. Автоматическая проверка анализирует ошибки и выводит правило для повторного повторения в целях закрепления упражнения.

Обучаемые слышат речь носителя, повторяют за ним и записывают свое произношение через микрофон. Электронный учебник воспроизводит произношения носителя и обучаемого и проверяет на правильность. Особенность состоит в том что, таким образом ученики самостоятельно видят и слышат свои пробелы и устраняют их.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой