На следующем этапе эксперимента была проведена оценка эффективности применения коррекционной работы с использованием устного народного творчества в тренировочных комплексах по коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.
Для уровня сформированности звукопроизношения мы провели итоговое обследование. Детям предлагали задания:
- 1. Произнести звук изолированно.
- 2. В словах.
- 3. Продемонстрировать умение пользоваться во фразовой речи и самостоятельной.
Обследование показало, что количество детей с нарушением звукопроизношения сократилось.
Правильное произношение свистящих звуков отмечено у 3 детей: Чуприна А; Аббасов Д.; Нестяк А.
Правильное произношение шипящих звуков сформировалось у 2 детей с ОНР и 1 без ОНР: Кати О., Оля Г., Лиза Х.
Правильное произношение сонорных звуков отмечается у 2 детей: у Алеши П.; у Миши И.
Результаты проведенного эксперимента представлены на рисунках 3.
Рисунок 3 — Диаграмма распределения нарушений звукопроизношения в группах детей с ОНР и контрольной группе на этапе контрольного эксперимента (%).
Таким образом, можно утверждать, что звукопроизношение детей с общим недоразвитием речи и без нарушений речи улучшилось при применении устного народного творчества в тренировочных комплексах.
Характер изменений в группе детей с ОНР представлен в диаграмме (см. рисунок 4).
Рисунок 4 — Диаграмма изменений звукопроизношения до и после коррекционных мероприятий. Линии тренда показывают направление изменений в сторону снижения нарушений звукопроизношения (%).
То есть в группе детей с общим недоразвитием речи был выявлен рост уровня сформированности звукопроизношений с низкого до среднего у 20−40% детей. У детей контрольной группы уровень сформированности звукопроизношения вырос со среднего, до высокого.
Таким образом, в ходе эксперимента было определено, что использование устного народного творчества в тренировочных комплексах в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи способствует улучшению звукопроизношения, усвоению языка, расширению возможностей к высказыванию, логическому обоснованию мыслей.
В процессе работы было отмечено повышение уровня сформированности звукопроизношения, интереса к устному народному творчеству, дети стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, в играх — потешки, считалки, родители проявили интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.
Использование устного народного творчества в тренировочных комплексах в коррекционно-логопедической работе по развитию речи и нарушений звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи вполне оправданно. Полноценная работа возможна только при совместном участии педагогов дошкольного образования, логопедов и родителей.