Коррекционно — педагогическая работа по развитию навыков самоконтроля у детей с комплексными нарушениями
Обобщая теоретический материал по данной проблеме, необходимо отметить, что для успешного формирования и в дальнейшем развития навыка самоконтроля необходимо наличие сформированных внешних и внутренних видов контроля (контроль во внешнем двигательном плане, контроль во внешнем рече-двигательном плане, контроль во внутреннем плане). А так же важно устойчивое внимание, опора на сохранные… Читать ещё >
Коррекционно — педагогическая работа по развитию навыков самоконтроля у детей с комплексными нарушениями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Успех учебно-воспитательного процесса во многом зависит от разнообразия приемов, составляющих методику. Такими приемами могут быть — использование слухового восприятия, двигательных, зрительных опор, тактильно-вибрационных ощущений. Формирование навыков самоконтроля у детей с комплексными нарушениями развития происходит достаточно медленно, постепенно, требует четкого алгоритма действий, определенных условий. Основой развития самоконтроля служит внешний контроль, производимый на начальном этапе обучения педагогом, который дает инструкции, демонстрирует правильное выполнение действия, оценивает побуждения детей повторить, указывает ошибки и способы их устранения. На основе внешнего контроля впоследствии будут развиваться навыки самоконтроля.
Осуществляя внешний контроль за произношением, необходимо использовать такие приемы, как: оценивание действия, указывание на ошибку, демонстрацию способа устранения ошибки. Для обучения приемам самоконтроля следует использовать различные виды опор: зрительные, предметные, двигательные, изобразительные, музыкальные, речевые.
Для проверки умений детей пользоваться приемами самоконтроля при произнесении речевого материала даётся установка: «Посмотри, я покажу, как надо проверять звук „У“», «Проверяй рукой, говори сам, смотри в зеркало». Затем педагог оценивает правильность выполнения задания. Если ребенок не справляется самостоятельно, то задание выполняется сопряженно с педагогом. Очень важно не говорить лишних слов, инструкции должны быть четкими, понятными для каждого ребенка.
Восприятию речи на слух способствует выработка слуховых дифференцировок, которые, также, служат укреплению слухокинестезических связей. Необходимо большое внимание уделять развитию навыков самоконтроля над произношением. Коррекционные педагоги, воспитатели и родители должны часто обращаться к детям устно, смотреть на лицо ребенка и побуждать их выражать свои мысли, желания в устной форме (обращая при этом внимание на действия самоконтроля, используемые ребенком при произношении).
В работе необходимо использовать как комплексные, так и индивидуальные приемы самоконтроля над произношением, например, гласных и согласных звуков. Важно учитывать сущность артикуляции того или иного звука, возможность использования остаточного слуха, зрения, интеллектуальные возможности и индивидуальные особенности дошкольников с комплексными нарушениями развития.
Формирование навыков самоконтроля над речевой интонацией у детей с комплексными нарушениями предполагает выработку дифференцированного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур (темпа, слитности, речевого дыхания, ударения, голоса).
Воспроизводя речевой материал, детей необходимо побуждать опираться на сохранные анализаторы, на двигательные опоры, зрительные опоры, следить за произношением со стороны педагога.
Для развития навыков самоконтроля над речевым дыханием и слитностью следует уделять внимание использованию двигательных опор. Дыхательные упражнения можно проводить под музыку и без нее. Постепенно включать в них речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги, словосочетания). В ходе этого использовать приемы, которые будут являться опорами для развития навыков самоконтроля (отхлопывание, дирижирование, зарисовывание, графические схемы и другие).
Для развития навыков самоконтроля над голосом значительное внимание необходимо уделять использованию двигательных опор, тактильновибрационных ощущений от работы голосовых связок, повышение и понижение голоса [24].
Задание: «Послушай, как я сказала? Громко или тихо? Скажи громко.
Скажи тихо. Проверь себя, как ты сказал?".
Задание на изменение высоты голоса: «Скажи звук „О“ тихо… громко…шепотом…нормально».
Для развития навыков самоконтроля над словесным ударением можно применять дирижирование, отработку ритмического рисунка слова, выработку слуховых дифференцировок.
Для развития навыков самоконтроля над темпом речи необходимо опираться на остаточный слух ребенка и двигательные опоры (ходьба в быстром и медленном темпе, прыжки, взмахи руками, отхлопывание, подскоки и т. д.); зрительные опоры (используется в графической записи интервал, который обозначает темп произнесения).
Обобщая теоретический материал по данной проблеме, необходимо отметить, что для успешного формирования и в дальнейшем развития навыка самоконтроля необходимо наличие сформированных внешних и внутренних видов контроля (контроль во внешнем двигательном плане, контроль во внешнем рече-двигательном плане, контроль во внутреннем плане). А так же важно устойчивое внимание, опора на сохранные анализаторы, раскрытие смысловой стороны контроля ребенку, последовательное обучение действиям. Необходимо учитывать структуру нарушения, его степень выраженности. Мы отметили, что в специальной литературе нет единого определения понятия «самоконтроль», так как разные авторы берут в основу самоконтроля различные его стороны. И многие педагоги, работающие с такой категорией детей, видят необходимость в разработке как теоретического, так и практического материала для коррекционноразвивающей работы.