Введение.
Музыкальная культура общества и школьника
С позиции системного подхода процесс развития музыкальной культуры во взаимодействии с художественной культурой рассматривают в своих работах М. С. Каган, К. И. Тиященко, Ю. А. Лукин и др. Одни исследователи представляют музыкальную культуру как «подсистему» духовной культуры. Другие — как слой, расположенный в деятельностной структуре между материальным и духовным слоем. Психологические аспекты… Читать ещё >
Введение. Музыкальная культура общества и школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современном обществе, переживающем преобразования в политической, экономической, социальной и культурной сферах, существенное обновление претерпевает система среднего образования. Данный процесс реформирования школы, прежде всего, связан с гуманизацией и демократизацией образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культурой. При этом одной из актуальных задач в школе становится формирование развития музыкальной культуры учащегося, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явится залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности.
Таким образом, представляется возможным подчеркнуть, что система музыкально — эстетического воспитания школьников, как и всякая другая, отвечает определенной социально обусловленной потребности, у нее есть свое назначение в конкретно — исторических условиях.
Опираясь на многолетний опыт деятельности педагогов, в плане воспитания музыкальной культуры школьников и учитывая перспективы его развития, хочется отметить, что сегодня педагогов-практиков интересуют такие вопросы, как понятие и сущность школьной музыкально — воспитательной работы, ее психологические аспекты, а также задачи и принципы формирования музыкальной культуры детей. Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования музыкальной культуры находится в поле зрения философов, культурологов, социологов, психологов и педагогов.
Возрастание роли искусства, музыкальной культуры в жизни общества и конкретного человека — факт очевидный и общепринятый. Это подтверждают работы Б. В. Асафьева, К. Д. Ушинского, В.Н. и СТ. Шацких, Н. Л. Гродзенской, М. С. Кагана и многих других.
Психологические аспекты развития и формирования музыкальной культуры у школьников рассматривались в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Г. С. Тарасова и др. Внимание психологов при исследовании данной проблемы направлено, прежде всего, на исследование внутренних механизмов данного процесса.
С позиции системного подхода процесс развития музыкальной культуры во взаимодействии с художественной культурой рассматривают в своих работах М. С. Каган, К. И. Тиященко, Ю. А. Лукин и др. Одни исследователи представляют музыкальную культуру как «подсистему» духовной культуры. Другие — как слой, расположенный в деятельностной структуре между материальным и духовным слоем.
Отдельные аспекты музыкальной культуры в рамках уроков музыки и мировой художественной культуры изложены в трудах A.Б. Абдулина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Л. В. Горюновой, Д. Б. Кабалевского. Н. А. Терентьевой, Л. М. Предтеченской и др.
Объект исследования — процесс изучения учебной литературы по теории преподавания музыкальной культуры.
Предмет исследования — развитие музыкальной культуры школьников на уроках музыки.
Цель исследования: определение сущности музыкальной культуры школьников, научное обоснование и разработка технологии ее развития в рамках урока музыки.
Указанные объект, предмет и цель исследования позволили определить основную гипотезу исследования. Развитие музыкальной культуры школьников будет эффективным, если:
- 1) она является одним из приоритетных направлений процесса обучения в начальной школе;
- 2) обоснована специфическая природа музыкальной культуры школьника как целостного образования, имеющего личностный и деятельностный аспекты;
- 3) разработана методика диагностики уровней развития музыкальной культуры школьника.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
- 1. Выявить сущность и дать определение понятия «культура»;
- 2. Изучить особенности понятия «музыкальная культура» и определить из чего она складывается;
- 3. Теоретически обосновать технологию развития музыкальной культуры учеников на уроках музыки.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны методические рекомендации в помощь учителю музыки по формированию музыкальной культуры школьников.
Контрольная работа структурирована согласно логике поставленной цели и состоит из: введения, трех глав, заключения, библиографии.