Большую роль в формировании познавательных интересов играет использование в практике работы интерактивных методов обучения.
Условием, а также результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность к коллективной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с педагогом.
Один из интерактивных методов, используемых в практике работы, является метод конкретных ситуаций, который позволяет учащемуся научиться: объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять профессиональную проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность.
Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:
- · Подготовительный этап;
- · Ознакомительный этап;
- · Аналитический этап;
- · Итоговый этап.
На первом этапе учитель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:
- · Пример должен логично продолжать содержание теоретического материала;
- · Сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учащихся;
- · Содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации;
- · Учащимся, должны быть даны, четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.
На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации. Развитие познавательных способностей повышается во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий.
Учащиеся:
- · выявляют проблему;
- · предлагают различные способы действия;
- · альтернативы и их обоснование;
- · возможный результат.
На третьем этапе учащиеся развивают умение анализировать производственные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения.
В результате использование данного интерактивного метода учащиеся повысили познавательные способности. Они научились: оперативно мыслить, анализировать производственные ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и четко излагать свои мысли. Повысилась активность и заинтересованность на уроке. [12].