Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Заключение. 
Методика формирования патриотических качеств личности учащихся на основе этнопедагогических традиций народов Кубани в образовательной области "Технология"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В практической части выпускного квалификационного исследования представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию по патриотическому воспитанию школьников с использованием этно-педагогических традиций. В качестве инструмента воспитания было избрано народное декоративно-прикладное искусство, основы которого изучались в рамках образовательной области «Технология». В качестве… Читать ещё >

Заключение. Методика формирования патриотических качеств личности учащихся на основе этнопедагогических традиций народов Кубани в образовательной области "Технология" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проведенная работа позволила сделать следующие выводы.

Патриотизм представляет собой моральный принцип и интегративное нравственное качество в состав структуры которого входят несколько компонентов: интеллектуальный, потребностно-мотивационный, волевой, деятельностный, эмоциональный. Такое понимание патриотизма дает основание определить патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения воспитанников.

Патриотизм как моральная ценность является отражением нравственного отношения к отечеству (стране), родине (месту рождения). Так как всякому отечеству свойственны пространство (территория) и время (история), то любое отечество — это политическая, социальная и культурная среда. Оно предстает перед личностью, как нечто данное в сложившихся нормах поведения, которые ему предстоит перенять, в языке и богатстве культуры, которые необходимо впитать". Обычаи, традиции, события накладывают свой отпечаток на чувства. Поэтому формирование патриотизма можно рассматривать как сложный процесс, предполагающий изучение истории, традиций, культуры своей страны и населяющих ее народов.

Широкие возможности для формирования патриотизма предоставляет и образовательная область «Технология», позволяющая не только глубже изучать народную культуру, но и приобщиться к ней посредством творческой деятельности.

В практической части выпускного квалификационного исследования представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию по патриотическому воспитанию школьников с использованием этно-педагогических традиций. В качестве инструмента воспитания было избрано народное декоративно-прикладное искусство, основы которого изучались в рамках образовательной области «Технология». В качестве базы исследования выступила МБОУ СОШ № 44 ст. Северской Краснодарского края. Участниками эксперимента стали ученики параллели 7-х классов. Экспериментальная группа — девочки 26 человека и контрольная группа — мальчики — 24 человека.

Для оценки уровня патриотизма использовались анкета, включавшая вопросы о понимании учащимися сущности патриотизма и направлении патриотического воспитания и специально разработанный на основе методики С. Н. Томилиной и адаптированный в целях проводимого исследования опросник для оценки развитости патриотизма.

Первая волна анкетирования была проведена в феврале 2015 г.

Затем, на протяжении двух месяцев на уроках технологии в рамках проекта: «Народное творчество в изделиях декоративно-прикладного искусства (на примере кубанских рушников)» дети изучали особенности народного творчества, технологию изготовления рушников. Использовался проектный метод, позволивший школьникам самостоятельно выбирали понравившийся орнамент и исполнять готовое изделие. Готовые изделия приняли участие в школьной выставке.

В рамках проекта был предусмотрен целый ряд мероприятий, позволивший рассказать детям об истории Кубани, южно-славянских традициях, дети приняли участие в конференции, посвященной декоративно-прикладному искусству Кубани, посетили Северский историко-краеведческий музей. Лучшие работы получили не только заслуженно высокие оценки, но и грамоты от руководства школы.

На завершающем этапе работы было проведено повторное исследование уровня патриотического воспитания школьников. Сопоставление результатов тестирования до и после формирующего эксперимента показало, что в экспериментальной группе понимание патриотизма стало более глубоким, осознанным, значительно вырос интерес к истории и культуре Кубани. 42% школьников из экспериментальной группы осознали важность коллективного творчества в развитии патриотического воспитания, а 58% увидели потенциал патриотического развития в занятии художественно-прикладным творчеством.

Если до начала проведения эксперимента у 11,5% школьников из экспериментальной группы диагностировался низкий уровень развития патриотизма, то к концу эксперимента низкий уровень в группе не диагностировался. Высокий уровень сформированности патриотизма в экспериментальной группе вырос с 23,1 до 42,4%, тогда как у мальчиков аналогичный показатель составил 25,0 и 29,1% соответственно.

До начала исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что формирование патриотических качеств личности школьника будет успешным, если выявить и реализовать педагогические условия, применяя этнопедагогические традиции на уроках технологии. Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу. Методы этно-педагогики и их применение на уроках «Технологии» обладают мощным потенциалом патриотического воспитания, способствуя росту интереса школьников к культуре народного края, его истории, осознания роли каждого региона в построении великой российской государственности, а следовательно и развития чувств уважения, любви и сопричастности по отношению к Родине, что собственно и составляет фундамент патриотизма.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой