а) социализацияусвоение человеком духовных ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе.
Пример: поступая в Вуз, будущие студенты, попадают в определённую группу (группу студентов), тем самым они проходят социализацию. В этой группе формируется определённый стиль поведения, появляется лидер группы и т. д. Получив определённые знания, и поступив на практику, студент вновь попадает в определённую группу людей и социализацию уже будет проходить в трудовом коллективе.
Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Наследник трона готовится к роли монарха многие годы; его воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применимо не слово «обучение», а слово «освоение». Оно шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.
б) образование — процесс освоения в специально созданных учреждениях или в результате самосовершенствования системы знаний, умений и навыков, творческого опыта, эмоционально — ценностных ориентаций на основе совокупности образовательных программ, а также итог, результат этого процесса.
Пример: среднее образование, полученное выпускниками учебных учреждений различных видов: школ, лицеев, гимназий, позволяет учащимся овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками. Они позволяют в дальнейшем определить направление последующего образования среднего специального или высшего.
В последнее время говорят о компетентностном подходе в образовании. Это предполагает формирование у учащихся в процессе образования коммуникативной, проблемной, культурологической и других компетентностей.