Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы «Жизнь и творчество Владимира Набокова»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опытно-экспериментальная работа по изучению монографической темы «Жизнь и творчество В. Набокова» в выпускном классе проводилась в течение 2000;2004 годов. В процессе этой работы уточнялся подбор художественных текстов, обосновывалась целесообразность их использования на уроках, а также их доступность с учетом возрастных психологических и интеллектуальных особенностей для учеников 1 1 класса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Место и роль монографической темы в курсе литературы старших классов средней школы
    • 1. 1. Отражение своеобразия изучения монографической темы в современной методической науке и практике
    • 1. 2. Специфика монографической темы в системе работы над изучением литературы русского зарубежья
    • 1. 3. Использование достижений современного литературоведения и методики при создании вариантов структуры изучения монографической темы «Жизнь и творчество В. Набокова»
    • 1. 4. Выводы
  • Глава вторая. Пропедевтика изучения монографической темы «Жизнь и творчество В. Набокова» (5−10 классы)
    • 2. 1. Этапы подготовки к изучению монографической темы «Жизнь и творчество В. Набокова» в 5−10 классах
    • 2. 2. Изучение рассказа «Гроза» (9 класс) — первый этап знакомства с творчеством В. Набокова в старших классах
      • 2. 2. 1. Развитие навыков анализа художественного текста
      • 2. 2. 2. Практика углубленного понимания жанровой специфики художественного текста
    • 2. 3. Знакомство с творчеством В. Набокова в 10 классе
      • 2. 3. 1. Раскрытие нравственного потенциала рассказа «Рождество»
      • 2. 3. 2. Анализ рассказа «Сказка» как пример интегративного подхода к изучению литературного текста
    • 2. 4. Выводы
  • Глава третья. Практическое воплощение форм активизации познавательной деятельности при изучении монографической темы «Жизнь и творчество В. Набокова» в выпускном классе
    • 3. 1. Особенности завершающего этапа знакомства с биографией и творчеством писателя
    • 3. 2. Разработка концепции анализа романа «Защита Лужина». Теория игры и вариативность анализа игрового пространства текста
    • 3. 3. Шахматы и музыка в жизни и судьбе героев романа как воплощение од ной из теорий игры
    • 3. 4. Личность Лужина в «шахматной структуре» романа
    • 3. 5. Использование принципов барьерной педагогики во время урока на тему «Лужин — шахматная фигура»
    • 3. 6. Исследование роли актерской игры героев в процессе анализа романа
    • 3. 7. Выводы

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы «Жизнь и творчество Владимира Набокова» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Концепции модернизации российского образования до 2010 года в качестве основного результата образования декларируется достижение определенного уровня образованности школьников, под которым понимается способность к решению ими проблем различной степени сложности и значимости. Поэтому современный процесс обновления филологического образования нацелен прежде всего на «формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности».

Новое содержание школьного литературного образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к структуре уроков литературы. Ведущие российские методисты (Т.Ф.Курдюмова, В. Я. Коровина, О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Г. Маранцман, А. Г. Кутузов и другие) считают, что литературу следует изучать в широком культурном аспекте и при установке на формирование личности, способной к самоопределению.

Наиболее эффективно, на наш взгляд, эта задача может быть решена при изучении монографической темы. Проанализировав монографии, школьные программы и методические рекомендации по изучению монографической темы в старших классах, мы пришли к выводу о том, что данная проблема актуальна, достаточно хорошо разработана теоретически и активно внедряется в практику современной школы. Традиционные и новаторские подходы к изучению монографической темы дают учителю широкие возможности для их внедрения в практику в процессе личностно-ориентированного обучения старшеклассников. Однако тема данной диссертации связана с изучением конкретной монографической темы «Жизнь и творчество В. Набокова», и это требует отдельного исследования. Особое внимания при этом должно уделяться знакомству не только с личностью и творчеством писателя, но и с контекстом времени, в котором создавались его произведения. А это значит, что мы должны в курсе 11 класса открыть для учащихся практически неизвестную для них ранее страницу русской литературы — русское зарубежье, составляющее одну из ветвей истории русской литературы XX века.

Актуальность темы

данного исследования объясняется именно стремлением помочь учителю расширить и углубить знания учащихся о многомерном и противоречивом периоде развития отечественной словесности, с позиции XXI века дать возможность нашим ученикам увидеть уходящее столетие в исторической перспективе, открыть загадочные страницы русской культуры XX века.

Современные социологические и педагогические исследования, к сожалению, констатируют резкий спад интереса к классической литературе, к чтению вообще. Созвучно этому и высказывание старейшины русской литературы Вениамина Каверина: «Роль писателя резко изменилась. Может, это связано с тем, что роль книги стала другой. Говорят, время бумажной книги закончилось — есть интернет. Нет времени читать — слишком велика борьба за существование"/99/. Поэтому школе приходится учитывать и преодолевать и этот, создаваемый социальными условиями нашего общества, барьер, а методистам и учителям, естественно, продолжать искать и реализовывать новые формы пробуждения интереса к художественному слову в процессе получения школьного литературного образования. Именно актуальность этой проблемы послужила стимулом к поиску необычной писательской судьбы для монографического изучения в старших классах, открывающей более широкие возможности для эксперимента и реализации задач активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся. Результатом поиска стало обращение к творчеству Владимира Набокова, писателя-эмигранта, неоднозначно воспринимаемого его современниками, в течение долгих лет официально не признаваемого в нашей стране и только в последние десятилетия вернувшегося в своих произведениях на родину.

В отечественной методической науке накоплен огромный опыт изучения монографической темы (работы В. Я. Стоюнина, В. И. Водовозова, В. П. Острогорского, М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова, Т. Ф. Курдюмовой, О. Ю. Богдановой, Г. И. Беленького, В. Я. Коровиной, П. Г. Воробьева, Е. С. Добычиной, И. Е. Каплана, Н. О. Корста, Е. Н. Колокольцева, К. П. Лахосского, З. Я. Рез, В. Г. Маранцмана, В. В. Агеносова, Т. Г. Браже и других). Однако поиск подходов к изучению темы «Жизнь и творчество В. Набокова» потребовал выработки новых форм, нестандартных подходов к анализу произведения, к разработке системы пропедевтической подготовки учащихся к изучению монографической темы в выпускном классе. Попытка заинтересовать, увлечь творчеством истинно талантливого, представляющего достойно русскую литературу писателя, прожившего большую часть жизни вдали от родины, сумевшего стать в результате классиком двух литератур — американской и русской, — требует от учителя широкой осведомленности в области изучения проблем русского зарубежья и творчества Набокова, а также стремления к созданию особой системы изучения монографической темы.

Анализ современного состояния теории и практики изучения монографической темы в процессе знакомства с «.великой, единой и неделимой русской литературой XX столетия, объединившей как произведения подцензурной метрополии, так и эмиграции», и, в частности, с произведениями В. Набокова, на уроках литературы в старших классах школы позволил выявить следующие противоречия:

— между возможностью введения в круг интересов подростков новых имён «возвращенной литературы» и общим снижением уровня читательского интереса учащихсямежду насыщенностью программы информационно-аналитическим материалом и ограниченным числом часов литературы в старших классах;

— между высоким уровнем разработки проблемы изучения творчества В. Набокова в литературоведении и недостаточным методическим оснащением учителей-практиков;

— между попыткой литературоведения создать целостную картину историко-литературного развития России XX века и отсутствием единого подхода к изучению литературы русского зарубежья в школьной методике;

— между стремлением понять как можно лучше особенности личности и творческого пути талантливого писателя и предлагаемой программами фрагментарностью его встреч со школьниками;

— между требованиями современной программы, готовностью учебников и методических пособий помочь учителю и консервативностью большинства учителей в отношении изучения в школе литературы русского зарубежья.

Поиск способов разрешения данных противоречий и определил направление дальнейшего исследования, его цели и задачи.

Цель исследования — разработать и внедрить в школьную практику новые методы и формы преподавания монографической темы в процессе изучения творчества В. Набокова.

Предмет исследования — система изучения монографической темы в старших классах общеобразовательной школы и гимназии.

Объект исследования — условия и формы активизации познавательной деятельности учащихся.

На основе анализа трудов современных ученых и наблюдений за процессом изучения монографических тем в старших классах школы и гимназии была сформулирована концепция исследования, которая заключается в следующем: изучение монографической темы в курсе литературы XX века выпускного класса требует системного подхода и обязательной пропедевтической работы в предыдущих классах, что позволит активизировать познавательную деятельность учащихся и полнее раскрыть их интеллектуальные и творческие способности. Особое внимание при этом следует уделять тому, что активизация познавательной деятельности должна осуществляться не только непосредственно в процессе изучения монографической темы, но и в процессе подготовки к ее изучению в предыдущих классах. В связи с этим был сформулирован основной принцип организации пропедевтической работы: она должна быть построена таким образом, чтобы изучение монографической темы в выпускном классе явилось результатом активизированной на предыдущих этапах деятельности учащихся. Следовательно, сама пропедевтика способствует активизации, является стимулом пробуждения интереса к неизвестному и необычному в литературе.

Эти общие принципы пропедевтической подготовки к изучению монографической темы в 11 классе были реализованы на материале произведений В. Набокова.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: эффективность процесса активизации познавательной деятельности старшеклассников в процессе изучения монографической темы возрастет, если:

1) в процессе обучения учащихся 9−10 классов будет организована пропедевтическая подготовка как освоения сложных художественных текстов, так и творчества В. Набокова в целом, что должно способствовать более эффективному восприятию учениками особенностей стиля, композиции и языка художественных произведений, изучаемых в выпускном классе;

2) при построении структуры изучения монографической темы будут учитываться возрастные особенности подростков и круг их интересов;

3) полноценное изучение монографической темы будет обеспечено такой структурой организации материала, в которой возможно использование наиболее эффективных форм и методов, активизирующих познавательную деятельность старшеклассников;

4) процесс освоения монографической темы будет представлять собой определенную систему, учитывающую полученные ранее знания и позволяющую учащимся проявить свои интеллектуальные и творческие способности.

В соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать степень разработанности проблемы изучения монографической темы в методической литературе.

2) Теоретически обосновать и практически разработать систему пропедевтической подготовки в 9−10 классах к изучению монографической темы в выпускном классе.

3) Осуществить опытно-экспериментальную апробацию системы урочных и внеурочных занятий по произведениям В. Набокова с опорой на «игровую поэтику» художественного текста.

4) Создать благоприятные условия для повышения эффективности познавательного процесса путем раскрытия творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы: метод взаимосвязи педагогического явления и сущностиметод актуализации, позволяющий акцентировать внимание на тех вопросах прошлого педагогического опыта, которые имеют особо важное значение для современностиобщенаучные методы: анализа и синтеза, классификации, метод теоретических и эмпирических исследований (ретроспективный анализ, систематизация, моделирование, обобщение и сравнение), эмпирический (изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдения, беседы, анкетирование) — диагностический метод.

Методологическую основу исследования составили научно-концептуальные положения, подходы и принципы философии, педагогики, психологии, принцип развитияидеи развития личности в деятельностисистемный подход к изучению явлений и процессовличностно-ориентированный и деятельный подходы к изучению и построению воспитательного процесса,.

В работе проанализированы принципы и механизмы повышения качества и активизации познавательной деятельности учащихся, предложенные в трудах JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева. Принципиальное значение для выполнения этой работы имели труды известных отечественных педагогов и психологов А. В. Запорожца, А. Р. Лурии, ПЛ. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Ю. Б. Гиппенрейтер, И. В. Вачкова, Дружинина, Ильина.

Изучены и проанализированы существующие на сегодняшний день школьные Программы по русской литературе. Исследовалась специфика изучения монографической темы в системе работы по изучению русской классики XIX века и литературы советского периода.

С целью выработки и определения своей позиции по отношению к изучению литературы русского зарубежья и непосредственно к творчеству и личности Владимира Набокова проанализированы работы русских и зарубежных литературоведов, посвященные анализу творчества писателя и особенностей эмигрантской литературы в целом (В.Е.Александров, Н. А. Анастасьев, Ж. Бло, Б. Бойд, Н. Букс, А. М. Зверев, А. М. Люксембург, Б. Носик, К. Проффер, Г. Ф. Рахимкулова, Э. Филд, З. А. Шаховская, С. Шифф).

В.Набоков — один из самых блестящих стилистов XX века, это художник слова, тонкий наблюдатель, не просто умеющий раскрыть характер стихии, а делающий это при помощи звукописи, цветописи и светописи. Внимательное изучение идеальных с точки зрения стилистики русского языка произведений, вероятно, будет способствовать пробуждению творческого начала у гимназистов, поможет развитию некоторых составляющих познавательного процесса, а именно: избирательного внимания, гибкого мышления и творческого воображения.

Классик русской и американской литературы может выступать в роли своеобразного катализатора мыслительных процессов.

Активизация познавательной деятельность старшеклассников при изучении монографической темы на уроках литературы возможна при следующих условиях:

— информация учителя и тексты художественных произведений смогут заинтересовать учеников и стимулировать самостоятельную работу со справочным и критическим материалом;

— анализ художественных текстов вызовет у старшеклассников потребность в расширении круга чтения;

— личностно-ориентированное обучение будет реализовываться с учетом возрастных психологических особенностей и круга интересов подростков;

— использование принципов барьерной педагогики обеспечит развитие внешней и внутренней мотивации, при этом преодоление барьеров стимулирует развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также расширение их кругозора;

— различные типы и форматы уроков обеспечат преемственность в интеллектуальном развитии подростков;

— содержание литературного произведения будет восприниматься на уровне эмпатии (сопереживания) героям произведений, а знакомство с биографией писателя — на уровне восприятия особенностей Личности талантливого человека, а не простого набора фактов и дат.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнены и детально разработаны на материале монографической темы «Жизнь и творчество В. Набокова» основные принципы и условия построения системы уроков по изучению монографической темы в старших классах;

— разработана методическая структура пропедевтической подготовки к восприятию монографической темы в выпускном классе;

— предложены и практически апробированы форматы уроков и типы заданий, стимулирующие активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении монографической темы и при работе с материалами, которые учащиеся используют для более глубокого знакомства с творчеством писателя;

— разработана система изучения монографических тем, посвященных жизни и творчеству авторов русского зарубежья, на материале творчества Владимира Набокова;

— предложен вариант системы изучения творчества В. Набокова в структуре школьного литературного образования;

— научно обосновано и практически доказано влияние на активизацию познавательных процессов и творческих способностей учащихся изучение художественных текстов, интересных с точки зрения стилистики, написанных блистательным метафорическим языком.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что доказана необходимость и раскрыты педагогические возможности более глубокого изучения произведений русского зарубежья в 11 классевыдвинуто и реализовано теоретическое положение о необходимости пропедевтической подготовки к восприятию монографической темы в выпускном классетеоретически разработаны форматы уроков, основанных на игровой концепции В. Набоковатеоретически обоснована возможность изучения монографической темы с максимальной опорой на автобиографическую прозу писателя и глубокое постижение стилистической манеры автораположения диссертации послужат теоретической основой для дальнейших исследований в области методики преподавания литературы в старших классах учебных заведений разных типов.

Практическая значимость исследования. Научно-методические материалы (сценарии уроков и внеурочных мероприятий, методические разработки для учителей, методика проведения семинаров и практических занятий) широко апробированы и могут быть использованы в процессе изучения любых монографических тем в системе школьного литературного образованияметодические рекомендации и сценарии уроков различных форматов могут быть реализованы в урочной и внеурочной деятельности учащихся как общеобразовательных школ, так и специализированных гимназий и лицеев.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на всех этапах обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях Ученого совета и лаборатории русской словесности Института общего образования Минобразования и науки Российской Федерации. Содержащиеся в диссертации положения и выводы нашли отражение в выступлениях автора на первой и второй Международных конференциях «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (секция методики преподавания литературы) МГОПУ им. М. А. Шолохова (г. Москва) в 2002 и 2003 годахна IV Международной конференции «Восток-Запад. Диалог языков и культур в контексте глобализации» (секция методики преподавания иностранных языков) Поморской педагогической академии (г. Слупск, Польша) в сентябре 2003 годана межвузовской конференции «Кирилло-Мефодьевские чтения» (секция методики преподавания литературы) в Институте русского языка им. А. С. Пушкина (г. Москва) в мае 2004 года.

Теоретические разработки и практическая реализация их на уроках, во внеклассной и исследовательской работе учащихся, а также апробация положений рабочей гипотезы исследования систематически обсуждались на методических объединениях в гимназии № 1 Великого Новгорода и в Новгородском Региональном центре развития образования. Давались открытые уроки с последующим их обсуждением в 2002;04гг., проводились семинары для учителей Великого Новгорода и Новгородской области. Материалы исследования были внедрены в сценарии проведения уроков и внеклассных мероприятий, проводимых учителями старших классов учебных заведений разных типов. Теоретические и методические разработки по теме исследования обсуждались в 2002 г. на кафедре славистики Поморской Педагогической Академии (г. Слупск, Польша).

В Педагогическом лицее г. Железноводска (Ставропольский край) в работе учителей литературы старших классов были частично реализованы предложения и методические разработки уроков по изучению монографической темы «Жизнь и творчество В. Набокова». По результатам анкетирования учителей, методистов и учащихся старших классов внесены коррективы в методические разработки, составлена программа дальнейшего перспективного сотрудничества с методистами и учителями-практиками.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1999;2000гг.). Изучение литературоведческих, педагогических, психологических источниковформулирование научной гипотезыразработка методики исследованияпроведение сравнительного анализа школьных программ и учебников по литературе с точки зрения методики изучения монографической темы на материале литературы XX века.

Второй этап (2001;2003гг.). Составление и апробация опытно-экспериментальной работы в условиях учебных заведений разных типовразработка и внедрение системы пропедевтической подготовки в 9−10 классах и изучения монографической темы в выпускном классепроведение анкетирования учителей, методистов и учащихся с целью корректировки предложенной методической системы.

Третий этап (2003;2004гг.). Проведение анализа, систематизации и обобщения данных опытно-экспериментальной работыкорректировка программытрансляция опытаоформление диссертационной работы.

Основные положения, выносимые на защиту: изучение монографической темы в курсе литературы XX века выпускного класса требует системного подхода и обязательной пропедевтической подготовки в предыдущих классах, что позволит активизировать познавательную деятельность учащихся и полнее раскрыть их интеллектуальные и творческие способностиосновной принцип организации пропедевтической работы при подготовке к изучению монографической темы в выпускном классе заключается в следующем: эта работа должна быть построена таким образом, чтобы изучение монографической темы в 11 классе явилось результатом активизированной на предыдущих этапах деятельности учащихся и опиралось на ранее полученные знания и умения;

— методика изучения монографической темы предполагает поэтапное формирование литературоведческих и методических знаний и умений. Обучение наиболее эффективно на основе реализации методической модели, включающей теоретическую подготовку и практические занятия. Наиболее оптимальной формой обучения является сочетание лекций и практической работы с текстом, включение в систему анализа внеклассных мероприятий и индивидуальной научно-исследовательской и поисковой работыметодика пропедевтической подготовки к полноценному восприятию монографической темы и непосредственное изучение этой темы строится с учётом возрастных особенностей и круга интересов старшеклассниковопирается прежде всего на эвристический и исследовательский методыпредполагает совместную деятельность учителя и учащихсяиспользует приёмы обучения, обеспечивающие активизацию творческой и познавательной деятельности подростков, формирующие умения самостоятельной работы с текстом;

— изучение монографической темы «Жизнь и творчество В. Набокова» в 11 классе предполагает построение системы пропедевтической работы в 9−10 классах, основанной на знании возрастных психологических особенностей, интеллектуальных способностей и интересов учащихся, спроецированной на активизацию творческих потенциалов старшеклассников и вовлечение их в серьёзную литературоведческую и исследовательскую работу;

— эффективность изучения монографической темы «Жизнь и творчество В. Набокова» в 11 классе достигается за счет реализации системы уроков и внеурочных мероприятий, основанной на анализе игровой концепции построения Владимиром Набоковым романа «Защита Лужина» и постоянного пристального внимания к поэтике художественного слова и авторской стилистике.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

выводы.

В третьей главе представлен один из вариантов завершающего этапа изучения монографической темы «Жизнь и творчество В. Набокова». Этот этап включает в себя знакомство выпускников с новыми фактами из жизни и творчества писателя Сирина-Nabokova и анализ романа «Защита Лужина».

Опытно-экспериментальная работа по изучению монографической темы «Жизнь и творчество В. Набокова» в выпускном классе проводилась в течение 2000;2004 годов. В процессе этой работы уточнялся подбор художественных текстов, обосновывалась целесообразность их использования на уроках, а также их доступность с учетом возрастных психологических и интеллектуальных особенностей для учеников 1 1 класса. В ходе ОЭР были созданы и апробированы сценарии уроков по поэзии В. Набокова, драматургии и романам «Дар» и «Другие берега». Результаты анкетирования учащихся и учителей, участвовавших в ОЭР, позволили сделать выводы о нецелесообразности текстового изучения данных романов, а также проведения отдельных уроков, посвященных стихотворениям и пьесам, в 11 классе. Оптимальным в условиях нашего эксперимента явилось фрагментарное включение стихотворений и эпизодов из романов «Дар» и «Другие берега» в структуру монографической темы. Роман «Защита Лужина» оказался доступен и интересен большему количеству (73%) опрошенных учащихся.

В обзорной лекции, посвященной литературе русского зарубежья, было обозначено место В. Набокова в мировой литературе, показана уникальность его судьбы как классика русской и американской литературы, а также дана панорама неоднозначного отношения критиков к его творчеству как в 20, так и в 21 веке.

Монографическая тема включала в себя, помимо исследования романа «Защита Лужина», более подробное знакомство с заключительными.

этапами жизни и творчества В. Набокова — Сирина — Nabokova, с философской и социальной позицией писателя по отношению к его эпохе.

Анализ романа «Защита Лужина» позволил нам продолжить отработку навыков литературоведческого и стилистического анализа художественного текста. Система анализа романа была выстроена с опорой на игровую концепцию В.Набокова. Теория игры и исследования литературоведов помогали нам проникнуть в тайны игрового пространства романа.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами были апробированы различные форматы уроков. Наиболее интересными и эффективными с точки зрения совершенствования системы литературного образования оказались именно уроки, связанные с игрой как основой структуры художественного произведения. Они позволяли не только отгадывать загадки Набокова-мистификатора, но и учиться быть очень внимательными к деталям, читать текст между строк. Помимо этого, роман дал нам прекрасную возможность для инсценирования эпизодов и проведения научно-исследовательской работы, то есть наши ученики смогли проявить свои интеллектуальные и творческие способности в полном объеме на уроках и во внеурочное время.

Однако нельзя сказать, что мы ограничили анализ романа лишь рамками игрового пространства. Своеобразие композиции произведения дало нам возможность попытаться раскрыть причины противостояния творческой личности и общества, гения и толпы. Особый разговор велся практически на всех уроках о художественных приемах, использованных автором при создании игрового пространства произведения, о взаимодействии игры и композиции романа, об особых композиционных приемах (как, например, передвижения Лужина-шахматного коня). Наблюдая за тем, как В. Набоков свободно владеет материалом, сам играет на страницах романа вольно, увлеченно, но при этом очень продуманно,.

мы старались оценить и понять тайны столь виртуозного владения стилистическими и композиционными приемами.

Ученики самостоятельно или под руководством учителя делали очень важные выводы о том, что, несмотря на увлекательность загадок, игровых ситуаций, необычность композиции, обилие (иногда чрезмерное) деталей, основу романа все-таки составляет стремление писателя к постижению сути человеческого характера, уникальности человеческой личности. Очень важным для нас было понимание детьми того, что игра, детализированность предметного мира — всего лишь способы постижения философской глубины существования человека. В. Набоков, как талантливый писатель, обладал умением передать сложный и противоречивый внутренний мир человеческой личности. Герой романа «Зажита Лужина» не схема, не кукла, не шахматная фигура. Это живой человек, гениальный, отличающийся от остальных людей, но при этом глубоко несчастный, обладающий всеми достоинствами и недостатками обычного человека. Именно поэтому, хотя после уроков многие наши ученики и изменили свое отношение к шахматам в лучшую сторону, все отдавали себе отчет в том, что игра — это ни в коем случае не синоним жизни.

Форматы наших уроков позволили говорить о романе как о произведении огромной философской глубины. В. Набоков поставил перед своими читателями очень серьезные вопросы, заставил задуматься над вечными философскими проблемами. И особенно это важно для наших учеников, готовящихся к «выходу» в мир взрослых, где они должны уметь адаптироваться в любой ситуации и бережно относиться к личности каждого человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях модернизации современного школьного образования тема данного диссертационного исследования оказалась актуальна, теоретически и практически значима.

Диссертация выполнена в период с 1999 по 2004 год. Проведен ретроспективный анализ отечественных и зарубежных подходов к решению проблемы активизации познавательной деятельности учащихсяпроанализированы научные разработки по изучению монографических тем в старших классах средней школы. На основе анализа степени разработанности проблемы изучения монографической темы в методической науке последних десятилетий создана общая модель пропедевтической подготовки к изучению монографической темы и структура пропедевтики в 9−10 классах конкретной монографической темы «Жизнь и творчество В. Набокова», изучаемой в выпускном классе.

Выдвинутая в начале исследования гипотеза о возможности повышения эффективности процесса активизации познавательной деятельности старшеклассников в процессе изучения монографической темы в условиях средней школы нашла свое подтверждение.

Опытно-экспериментальным путем проверена эффективность разработанной модели, раскрыт механизм научно-методической подготовки учителей к активизации познавательной деятельности старшеклассников при изучении русской литературы XX века, сделан вывод о том, что эффективность решения поставленной проблемы во многом определяется сложившимся в литературоведении и методике неоднозначным, полярным отношением к творчеству Владимира Набокова, уровнем интеллектуальной и психологической готовности старшеклассников к восприятию стилистики и философии художественных текстов писателя, методической оснащенностью школьного учителя литературы.

Разработанные и апробированные форматы и сценарии уроков и внеурочных мероприятий способствовали обеспечению оптимального режима активизации познавательной деятельности и реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Наиболее эффективной в 11 классе оказалась система анализа романа «Защита Лужина», основанная на игровой концепции Владимира Набокова и позволившая выделить в тексте несколько видов игры не только для анализа структуры романа, но и для серьезной внеурочной работы;

Методические рекомендации, разработанные в ходе диссертационного исследования и апробированные во время обучающего эксперимента, способствовали качественному изменению уровня сформированности литературоведческих умений и навыков учащихся старших классов, предусмотренных системой школьного литературного образования.

Достоверность и обоснованность выводов обеспечивается непротиворечивостью исходных методологических позицийприменением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, наличием достаточного массива экспериментальных материалов и его научным анализом, апробацией результатов исследования в практике работы учебных заведений разных типов, внедрением результатов исследования в практику работы школ и систему курсовой подготовки учителей.

Данное исследование раскрывает лишь часть вопросов, связанных с многоаспектным процессом активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках литературы и не претендует на раскрытие всей многогранности проблемы, а предложенная методическая система — на полноту и исключительность.

Исследование может служить основой для дальнейших методических поисков и творческих решений в сфере школьного литературного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Звукопись и цветопись в романе «Защита Лужина».
  2. Как могла сложиться судьба Лужина-музыканта, а не шахматиста?
  3. Г. В. Вклад русской эмиграции в мировую культуру. М., 1996.
  4. Г. В. Владимир Набоков// Адамович Г. В. Одиночество и свобода.- СПб., 1993.С.113−124. (Статья 1955 года).
  5. Д.А. Натуралист Набоков// Вопросы истории естествознания и техники. № 2- 1988.
  6. В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб., Алетейя, 1999.
  7. Н.А. Башня и вокруг: Взгляд на В. Набокова // Набоков В.Избранное.-М.: 1990
  8. Н.А. Владимир Набоков. Одинокий король. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002.
  9. Н.А. Феномен Набокова.- М.: Советский писатель, 1992.
  10. Ю. Набоков и Гоголь (Мастер и Гений): Заметки на полях книги В. Набокова «Николай Гоголь"//Москва.1989.№ 1.
  11. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Ренессанса.-М., 1990.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979, 422с.
  13. Г. И. О сущности и видах межпредметных связей // Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. М., Просвещение, 1982.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989, 192с.
  15. П.М. В.Сирин.//Русская речь. М, 1994 № 2.
  16. Бло Ж. Набоков. СПб, 2000.
  17. Букс Нора. Роман-оборотень: О „Даре“ B. Ha6oKOBa//CMRS (Paris), 1990, №XXXI (4).
  18. М.А. Цветопись как художественный прием в романе Набокова „Подвиг“//Семантика языковых единиц: Материалы 3 международной межвузовской научно-исследовательской конференции.
  19. А. Действующий айсберг: В. Набоков и споры о нем//Полярная звезда, № 2−1991.
  20. Е.А., Черкезова М. В. О филологическом образовании в школе. М.:"Педагогика», 1997.
  21. П. Смерть за любовь: «Волшебник» В. Набокова//Независимая газета. Зоктября 1991 г.
  22. П. «В.Набоков. Избранные письма»: О книге, вышедшей в Нью-Йорке//Эхо планеты. № 48−1989.
  23. В. Незамеченное поколение. М., ИНЭКС, 1991.
  24. В. О словесных играх Владимира Набокова // Дон, 1997.
  25. В. Рецензия//Возрождение (Париж), 12 мая 1930 г. («Защита Лужина»).
  26. М. Дальние берега: Портреты писателей эмиграции. М., 1994.
  27. А. Геометридка, или нимфа Набокова//Октябрь, № 111 986.
  28. А. Три бабочки культуры//Красная книга культуры.- М., 1989.
  29. Л.С. Лекции по психологии. Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997.
  30. Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991, 480с.
  31. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986, 379с.
  32. А.А., Гагаев П. А. Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения. Учебное пособие. М.: Флинта, 2002, 184с.
  33. Л. Художник в зоне мрака: «Bend Sinister» Набокова// Геллер Л. Слово мера мира.- М., 1994.
  34. И.В. Годы изгнания. Париж, 1979.
  35. А.С. Теоретические основы обучения и воспитания одаренных детей в парадигме барьерной педагогики. Великий Новгород, 2002.
  36. А.С. Психологические основы барьерной педагогики. Теория развивающего образования одаренных подростков. Великий Новгород, 2003.
  37. В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985, 451с.
  38. О.А. Тайна Владимира Набокова. Процесс осмысления. М., 1995.
  39. С.А. Организация чтения учащихся старших классов (Из опыта работы). Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984, 206с.
  40. О. Загадка Сирина: Примечания//Набоков В. Собр. соч. В 4-х томах. М, 1990.
  41. С.Б. Становление и развитие культуры русского зарубежья.// Диссертация. М., 1991.
  42. Н.М. Алиса на других берегах//Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес. Набоков В. Аня в стране чудес. Повесть-сказка.-М.:Радуга, 1992.
  43. О. Восхождение к Набокову. СПб., фирма «Глагол», 1998, 134с.
  44. А. «Двойное время» у Набокова (От «Дара» к «Лолите"//Пути и миражи). С.-Пб.: Симпозиум, 2000.
  45. А. Истинная жизнь писателя Сирина: первые романы // Набоков В. Собрание сочинений русского периода в 5-ти томах. СПб.: Симпозиум, 1999−2000. Т.2.
  46. А. Цветная спираль Набокова//Набоков В. Рассказы. Приглашение на казнь. Роман. Эссе, интервью, рецензии.-М.: Книга, 1989.
  47. Е. Владимир Набоков. 1899−1977.// Огонек. № 37−1987.
  48. В. Русская проза Владимира Набокова// Набоков В. Собр. соч. В 4 Т. М.: Правда, 1990. Т.1.
  49. С. Набоков и Гоголь//Залыгин С.П. В пределах искусства. М., 1988.
  50. С. Театральный Набоков: Предисловие//Новый мир. № 2−1989. 89.3барский И. С. Активные формы руководства чтением старшеклассников. Поиск новых путей. Из опыта работы. СоставительC.Н.Громцева. М., 1990.
  51. Г. Рецензия//Числа. Париж.№ 1−1930. (Романы «Машенька" — «Король, дама, валет" — «Защита Лужина" — сб. рассказов «Возвращение Чорба»).
  52. Изучение творчества писателя в старших классах. Сборник научных трудов. АПН СССР. Под редакцией Квятковского Е. В., Кушаева Н. А., М.: НИИ общей педагогики, 1981, 156с.
  53. Интегративно-интенсивное обучение как путь развития сознания. Уч. пособие, Н. Новгород: НГПУ, 1993, 144с.
  54. В. Огонёк: № 37- 2004 г.
  55. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1986.
  56. К. Вещие сны Набокова//Известия, 18 марта 1992 г.
  57. К. Защита Набокова//Московский вестник, № 2−1990.
  58. Книга для ученика и учителя. В.Набоков. Избранное. Критика и комментарии, материалы для подготовки к уроку. Москва:"Олимп», 2002 г.
  59. А.Г. «Двоемирие» В.Набокова//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Филология, журналистика», № 11 994.
  60. В. Не будем проклинать изгнанье. .Пути и судьбы русской эмиграции. М., 1990.
  61. Н.А., Николина Н. А. Филологический анализ художественного текста. Практикум. М.: Флинта. Наука, 2003, 406с.
  62. Культурное наследие российской эмиграции. 1917−1940: В 2 кн./ Под общей редакцией академика Е. П. Челышева и профессора Д. М. Шаховского. М., 1994.
  63. Е.В. Аспект комического в изображении двойника в русской прозе В.В.Набокова. М., МПГУ, 2001, 36 стр.
  64. Ю.И. Об особенностях повествовательной структуры и образного строя романа Владимира Набокова «Дар»// Russian Literature (Amsterdam). 1981. №IX (2).
  65. В. «Анти-Бахтин» лучшая книга о Владимире Набокове. СПб., 1994.
  66. В. Набоков, или Портрет автора в зеркале//Даугава. Рига/ № 4−1993.
  67. Лотман Мих. Некоторые замечания о поэзии и поэтике Ф.К.Годунова-Чердынцева//Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979.
  68. A.M. Лабиринт как категория набоковской игровой поэтики. М., «Правда», «Огонек», 1990.
  69. A.M., Рахимкулова Г. Ф. Магистр игры Вивиан Ван Бок: (Игра слов в прозе Владимира Набокова в свете теории каламбура). Ростов-на-Дону, 1996.
  70. А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла, 10−11 кл., М.:"Сфера», 2003.
  71. Ю. О понятии игры как художественном образе // Диалектика художественного образа. М., 1987.
  72. .Н. Проблемы билингвизма и англоязычное влияние в поэзии И.Бродского и В.Набокова. Автореферат диссертации, М., 2001, 18стр.
  73. М. Владимир Набоков и роман XX столетия.// В книге «Владимир Набоков, pro et contra» СПб.: РХГИ, 1997.
  74. И. Игра ума. Игра воображенья // Октябрь. № 1 -1972.
  75. Е.М. Культурный герой. // Мифы народов мира. Энциклопедия. -М.: БСЭ, 2000.Т.2.
  76. О.Н. Разрушение дара: О Владимире Набокове//Москва. № 12−1986.
  77. А.В. Пародия как элемент поэтики романов В.В.Набокова. Диссертация, Волгоград, 1998.
  78. А.С. Постигая Набокова//Набоков В. Романы. М.: Современник, 1990.
  79. А.С. Следуя за Набоковым//Набоков В. Рассказы- Воспоминания. М.: Современник, 1991.
  80. А.С. Русская проза Владимира Набокова. М.: Издательство МГУ, 1997.
  81. В.В. Беседа с Пьером Домергом //Журнал «Октябрь» -№ 111 996.
  82. В.В. Истребление тиранов: Избранная проза. Минск, 1989.
  83. В.В. Писатели, цензура и читатели в России, 1958.
  84. В.В. Предисловие к английскому переводу романа «Защита Лужина» // В. В. Набоков. Pro et contra. СПб.: РХГИ, 1997.
  85. В.В. Предисловие к роману «Защита Лужина»//В.В.Набоков.Рго et contra. СПб.: РХГИ, 1997.
  86. В.В. Собрание сочинений американского периода в 5-ти томах. СПб.: Симпозиум, 1997−1999. Т.2.
  87. В.В. Стихотворения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998, 470с.
  88. В.В. Из книги интервью «Strong Opinions’V/Набоков В.В. Pro et contra. СПб.: РХГИ, 1997.
  89. Набоков В. В. Защита Лужина. Романы. Рассказы. М.: Фолио, 2001.
  90. В.В. Круг. Сборник рассказов. М., Советская Россия, 1998.
  91. Е. Любимая сестра любимого брата/Беседу записала М. Румянцева//Столица. № 15−1992.
  92. Набоковский вестник. Выпуски 1−5.СПб., 1997−2000.
  93. Набоковский сборник: Мастерство писателя. Калининград, 2001.
  94. М.В. Миссия русской эмиграции. Ставрополь, 1992.
  95. Н.Е. Лейтмотивы в произведениях В.В.Набокова («Машенька», «Лолита», «Ада, или Страсть»). Автореферат диссертации, М., 1999,16 стр.
  96. Х.В. Набоков и Гоголь создание образа автора в художественном.произведении. Диссертация, Самара, 2000.
  97. . Мир и дар В.Набокова: первая русская биография писателя. Л.: Совм. изд. «Пенаты» и фирма «РиД», 1995.
  98. . Мир и дар Владимира Набокова: Первая русская биография писателя.- М.: Пенаты, 1995.
  99. Р. От тиранов до бабочек размышления о Набокове//Америка (Вашингтон). № 419−1991.
  100. А.И. К характеристике автобиографической прозы русского зарубежья. М., 1997.
  101. Перечитывая классику. Е. Замятин, А. Н. Толстой, В. Набоков (в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам). Издательство Московского университета, 2000.
  102. Пехал 3. Эмигрант как «черный человек»: О прозе В.Набокова.// М.: Русский язык, 1998.
  103. А. А. Принцип игры в творчестве В.В.Набокова. Диссертация, М., 1999.
  104. В. Цветовые сны В.Набокова//Кодры. № 2−1989.
  105. Н.Л. Игровое начало в художественном мире Чарльза Диккенса. Диссертация. М., 1999.
  106. В. «Колыбель качается над бездной», или Тайна Владимира Набокова//Набоков В. Круг: Стихотворения, повесть, рассказы. М.: Советская Россия, 1991.
  107. Программа для общеобразовательных учреждений. 5−11 (12) кл. Под редакцией А. Г. Кутузова, М.: Дрофа, 2002.
  108. И.И. «Несказанно нежный мир» (Стихи и рассказы В. Набокова 20-х годов). Вологда, 1997.
  109. И.И. Образ-миф России в романах В.В.Набокова (20−30 годы XX века) // Диссертация, Вологда, 1996.
  110. Репатриация культуры: словесность и философия русской эмиграции в отечественных изданиях 1986−1990гг. (краткий библиографический указатель). Томск, ТГУ, 1992.
  111. Г. И. Русские писатели XX века. Словарь-справочник. М.: Флинта. Наука, 2003, 252с.
  112. C.JI. Основы общей психологии. С-Пб., Питер, 1999, 705 с.
  113. С.В. «Шахматный секрет романа В.В.Набокова «Защита Лужина»» (Набоковский сборник: Мастерство писателя /Под ред. М. А. Дмитровской. Калининград: Изд-во КГУ, 2001.
  114. В. Блеск холода: Полемические заметки о творчестве В. Набокова//Сов.Россия, 19 июля 1989.
  115. А.В. Набоков-энтомолог//Природа.1988.№ 10.С.126−128.
  116. Д.Я., Лейкинд О. Л. Художники русской эмиграции 19 171 941гг. Биографический словарь. СПб., 1994.
  117. О.Ю. Традиции русского символизма в прозе В.Набокова 20−30-х годов.//Диссертация, М., 1994.
  118. И. Построение простоты: Опыт прочтения романа В. Набокова «Защита Лужина"//Подъем. № 3 1988.
  119. В. Стихи Набокова//Набоков В. Стихотворения. М.: Молодая гвардия, 1991.
  120. В. Поэт В.Набоков: Предисловие//Москва. № 6−1989.
  121. И.В. Тема творчества, эстетическая позиция В.Набокова и ее художественная реализация в произведениях русскоязычного цикла. Автореферат диссетации, Владивосток, 1999, 26 стр.
  122. Н.И., Несис Г. Тема Набокова // Аврора № 7- 1988.
  123. И. Набоков и его театральное наследие//Набоков В.Пьесы.-М.: Искусство, 1990.
  124. И. Роман с продолжением Владимира Набокова//Аврора. № 6−1988.
  125. В. Отчаянье и надежда Владимира Набокова//Набоков В. Соглядатай- Отчаянье: романы. М.: Издательство ВЗПИ, 1991.
  126. В. Скромный, но пламенный поклонник Каисы//Приключения на шахматных полях. Л., 1992.
  127. Федякин С.Р. ."Защита Лужина» и набоковское зазеркалье //Перечитывая классику. Е. Замятин, А. Н. Толстой, В. Набоков (в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам). Издательство Московского университета, 2000 г.
  128. Г. Театр личной тайны. Русские романы В.Набокова. М., СПб., «Летний сад», 2001.
  129. В.Ф. Колеблемый треножник. Избранное. М., 1991.
  130. Е.Ю. Проблема художественного психологизма в русскоязычных романах Набокова, МГУ, 2001.
  131. Т.В., Юркевич В. Одаренный ребенок нуждается в. .диcкoмфopтe//http://www. 11 524.narod.ru/statia/ttm
  132. JI.H. В.В.Набоков в жизни и творчестве. Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. М.: Русское слово, 2002,126с.
  133. О. Пушкин, Набоков, Ахматова. Метаморфизм русского лирического романа. Черновцы, 1999.
  134. Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. № 1−2001.
  135. Шаховская 3. В поисках Набокова: Фрагменты из книги, изданной в Париже в 1979 г./Подгот. П. Алешковского//Юность. № 11- 1988.
  136. Шаховская 3.А. В поисках Набокова. Отражения. М., 1991.
  137. С. Вера (Госпожа Набокова), М., 2002.
  138. М.Д. Набоков : Темы и вариации. С.-Пб., 2000.
  139. А.П. О лексическом мастерстве Владимира Набокова//Текст: проблемы изучения и обучения. Алма-Ата, 1989.
Заполнить форму текущей работой