Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие учебных и социальных компетенций в процессе игры «Дебаты»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время в отечественном образовании четко и конкретно определена следующая цель — развитие личности учащегося на основе компетентностного подхода. Именно учебные и социальные компетенции обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. В этой связи игра «Дебаты» является одной из мощнейших технологий, обеспечивающих формирование целого ряда общеучебных умений… Читать ещё >

Развитие учебных и социальных компетенций в процессе игры «Дебаты» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время в отечественном образовании четко и конкретно определена следующая цель — развитие личности учащегося на основе компетентностного подхода. Именно учебные и социальные компетенции обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. В этой связи игра «Дебаты» является одной из мощнейших технологий, обеспечивающих формирование целого ряда общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые составляют основу учебных и социальных компетенций. Сама по себе игра «Дебаты» представляет собой строго регламентированный и четко структурированный процесс, в котором игроки выполняют свою роль по определенным заранее правилам. Это способствует формированию, прежде всего, организационных компетенций, а именно:

  • • работать в определенном темпе (мысленно рассчитать время, необходимое для контраргументации и изложения собственного кейса);
  • • осуществлять самоконтроль (сличать действия и их результат с правилом, нормой, с поставленной целью);
  • • осуществлять самоанализ деятельности (согласно цели и плану с учетом принципов и правил применения знаний, умений и навыков);
  • • осуществлять самокоррекцию деятельности на основе данных (информации) самоанализа и самоконтроля, рефлексию деятельности.

Три последние компетенции максимально отрабатываются в процессе обучения судейству и участия в нем. Постижение критериев оценивания, изложенных в судейском протоколе, способствует тому, что дебатер начинает анализировать свою игру и игру своей команды с позиции объективного восприятия.

Помимо организационных компетенций, «Дебаты» развивают информационные, интеллектуальные и коммуникативные компетенции.

Информационные компетенции определяют возможность самостоятельного поиска и осмысления информации. Темы, заявляемые для игры, как правило, интересны, неоднозначны. Они затрагивают значимые в социуме проблемы, т. е. являются актуальными («Волонтерство — это престижно», «Попадание в субкультуру вредит молодому человеку» и т. д.). Погружаясь в разработку предложенной темы, дебатеры пополняют свои знания и развивают следующие умения:

  • • читать и ставить цель чтения;
  • • выделять главное слово, мысль;
  • • составлять конспекты;
  • • работать с таблицами, статистическими данными и т. п.;
  • • пополнять знания из Интернета;
  • • формулировать тезисы при конструировании собственного текста (кейса);
  • • накапливать информационный банк.

Владение этими умениями позволит в дальнейшем дебатеру усматривать противоречия в имеющихся знаниях, их неполноту в отношении какого-либо вопроса и пополнять свои знания. Однако существует опасность приучения ребят к поверхностной работе с темой. Порой дебатеры ограничиваются отработкой структурной части игры, убедившись в том, что достаточно научиться хорошо критиковать (не контраргументировать!) кейс оппонентов, чтобы побеждать. Мало того, некоторые игроки ограничиваются обработкой небольшой по формату информации, а свой кейс пополняют информационной собственностью других команд. Такой поверхностный подход вредит дебатерскому движению и развивает в ребятах негативные качества. В подобных ситуациях необходимо тьюторское вмешательство.

Неразрывно с информационными компетенциями связаны интеллектуальные компетенции:

  • • сопоставлять, сравнивать информацию, данные социологов, психологов и т. д.;
  • • анализировать найденную для создания собственного кейса информацию и предложенную в кейсе оппонентов;
  • • обобщать и классифицировать информацию, чему способствует аспектное рассмотрение темы;
  • • оценивать степень важности той или иной информации.

Эти компетенции являются инструментарием исследовательской деятельности и развития критического мышления.

Кроме того, в процессе игры непроизвольно развивается оперативность и гибкость ума.

Показателем умственного и языкового развития человека, его грамотности и культуры мышления, демонстрацией сформированное™ всех трех компетенций, рассмотренных выше (организаторских, информационных, интеллектуальных), являются коммуникативные компетенции. Игровая технология «Дебаты», как ни одна из ныне практикуемых технологий, направлена в конечном итоге на развитие и совершенствование именно коммуникативных компетенций. Они позволяют дебатеру устно и письменно оформлять результаты личной деятельности и свои достижения, а также результаты деятельности команды и достижения команды.

Следующие умения способствуют, с одной стороны, индивидуальному самовыражению, с другой стороны — успешной работе в команде:

  • • вести командную дискуссию, спор, диалог;
  • • работать с вопросами (отвечать на вопросы оппонентов и задавать свои по кейсу соперников);
  • • рецензировать кейсы (свой и оппонентов) самостоятельно и командно, оценивать игру в целом (роль третьего спикера);
  • • составлять публицистические тексты (речи первого и второго спикеров) самостоятельно и командно.

Дебатеры в процессе игры приобретают опыт публичных выступлений, осваивают универсальные способы действия, что, бесспорно, положительно сказывается на успешной социализации дебатеров в учебной и общественной сферах жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой