Сегодня уже начат переход на качественно новое содержание профессионального образования, основные черты которого — многоуровневость, гибкость, вариативность, универсальность, преемственность — должны обеспечить профессиональную мобильность, социальную защищенность и конкурентоспособность на внутреннем и международном рынках выпускников профессиональных учебных заведений.
Переход на новое содержание профессионального образования оказался возможным благодаря начавшимся разработкам Государственного стандарта профессионального образования.
Стандарт — документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Реализация требований Государственного стандарта, введение его в образовательный процесс, необходимость научно-методического обеспечения нового содержания профессионального образования ставит перед методической службой задачи по повышению качества профессионального образования.
Педагогические работники становятся непосредственными участниками разработки концепции начального профессионального образования, развития конкретного образовательного учреждения в новых социально-педагогических условиях, принимают активное участие в создании образовательных стандартов и их научно-методического обеспечения, проводят опытно-экспериментальную работу по основным проблемам реформирования профессиональной школы, повышения качества профессионального образования.
В наше время определяющими тенденциями развития системы профессионального образования выступают непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация и плюрализация образования и др.
Все эти тенденции обладают свойством взаимосвязи и взаимопроникновения. При этом доминирование каждой из них обусловлено конкретными задачами, стоящими перед каждым из звеньев системы образования, их уровнем развития и адаптации к процессу непрерывного развития социально-экономической структуры общества.