Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Связи с общественностью в структуре государственного учреждения культуры: концептуальная модель, направления, формы, методы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Она включает в себя следующие компоненты: а) концепция РЯ-деятельности — представление государственного учреждения культуры о себе и своем функциональном предназначенииб) направления РЯ-деятельности — ' установление первоначальных коммуникационных контактовукрепление доверия к учреждению культурысоздание и продвижение его позитивного имиджакоррекция репутацииоказание РЯ-услуг сторонним… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы организации связей с общественностью государственного учреждения культуры
    • 1. 1. Функционально-сущностный смысл феномена связей с общественностью
    • 1. 2. Государственное учреждение культуры как субъект PR-деятельности
  • Глава 2. Моделирование организации связей с общественностью государственным учреждением культуры
    • 2. 1. Концептуальная модель PR-деятельности государственного учреждения культуры
    • 2. 2. Средства и формы PR-деятельности государственного учреждения культуры
  • Глава 3. Формирование имиджа учреждения культуры средствами PR
    • 3. 1. Анализ, характеристик имиджа государственного учреждения культуры
    • 3. 2. Методический комплекс формирования имиджа государственного учреждения культуры средствами PR

Связи с общественностью в структуре государственного учреждения культуры: концептуальная модель, направления, формы, методы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Деятельность государственных учреждений культуры охватывает огромный спектр духовной жизни общества и играет основополагающую роль в сохранении и распространении культурных ценностей, развитии и творческой самореализации личности, гуманизации общества в целом.

Качественные перемены, глубокие экономические и социальные преобразования, произошедшие в российском обществе, потребовали принципиального переосмысления социальной роли современных государственных учреждений культуры. В новых условиях их деятельность вынуждена приобретать все более ярко выраженный характер социального лидерства, что связано с расширением круга их социального партнерства^ появлением новых форм взаимодействия с социумом, усилением конкуренции на рынке социальных и культурных услуг, глобализацией культурного и. экономического пространства.

В этой связи актуальными задачами деятельности учреждений культуры становятся повышение своего социального статуса и престижа, формирование в общественном сознании положительного имиджа учреждения культуры, установление прочных и долговременных отношений со своими целевыми аудиториями и социальными партнерами. Один из возможных путей решения этих задач лежит в изменении принципов, форм и методов коммуникации учреждения: культуры с социальным окружением. Весьма перспективным в этом отношении представляется освоение и использование технологии связей с общественностью, под которыми понимаются планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания! между организацией и общественностью.

Формы и методы связей с общественностью (РЫ) такие, как праздничные представления, круглые столы, конференции, выставки и др., традиционно использовались государственными учреждениями культуры для решения стоящих перед ними социальных задач — продвижения социальных идей и оказания социально-культурных услуг. Задачи же установления связей с общественностью, со средствами массовой информации, формирования и поддержания в общественном мнении собственного положительного имиджа обычно не ставились.

Проблема исследования заключается в отсутствии теоретических моделей и практических методик организации системы РЯ-деятельности в практике работы государственных учреждений культуры, позволяющей достигать им эффективной коммуникации с целевыми аудиториями и обществом в целом.

Нуждается также в научном осмыслении проблема оценки, формирования и использования учреждением культуры источников своих долгосрочных отличительных преимуществ — разработка имиджа, поддержание репутации, создание благоприятной известности (паблисити), формирование приверженности потребителей.

Сегодня требуются действенные инструменты, позволяющие учреждениям культуры постоянно отслеживать и прогнозировать изменения во внешнем окружении, гибко и эффективно реагировать на эти изменения, формировать лояльную для себя организационную среду.

Решение этих проблем как в научном так и практическом плане является важной государственной задачей. Ни одно государственное учреждение культуры не может себе позволить игнорировать то, что происходит в его внутренней и внешней среде. Знание и применение РЫ-технологий призвано помочь учреждению культуры адаптироваться к, динамике окружающей социокультурной среды.

Степень научной разработанности проблемы.

Основные положения теории и практики РЫ разработаны в трудах Э. Бернейза, С. Блэка, Г. Брума, С. Вибберта, Д. Доти, С. Катлипа, Р. Крэбла, Дж. Марстона, Е. Робинсона, А. Сентера, Т. Ханта, Р. Хэйвуда и др. В этих работах раскрывается многоаспектность РЯ, приводится множество объясняющих его определений и трактовок.

Становление теориисвязей с общественностью теснейшим образом зависит от разработки проблем коммуникации в целом, осуществляемой в классических трудах Ю. Хабермаса, М. Кастельса, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, У. Шрамма, Дж.Бертона.

Влияние РЯ технологий на формирование общественного мнения изучается в работах российских авторов: Г. Афанасьевой, Е. Блажнова, В. Наумова,. Е. Попова, Т. Парамонова, Г. Почепцова, Г. Тульчинского, А.Чумикова. Такие авторы как, например, В. Королько, В. Моисеев считают, что главная функция связей с общественностью — это «целенаправленное формирование желаемого общественного мнения».

Представляют интерес работы авторов, в которых раскрываются актуальные аспекты развития и анализа новых тенденций в. области РЯ: И. Алешиной, Т. Астаховой, Е. Блажнова, А. Борисова, А. Векслер, В. Моисеевой, Е. Ножина, Е. Пашенцева, И. Синяевой, А. Ситникова, Г. Почепцова.

Рассматриваемой теме посвящены как отечественные, так и зарубежные публикации. Вместе с тем можно с уверенностью констатировать тот факт, что изучение и поиск путей решения проблемиспользования РЯ-технологий государственными учреждениями культуры находится в стадии своего становления.

Впервые всесторонний анализ феномена связей с общественностью в области исполнительских искусств предложен в работеС. Апфельбаум и Е. Игнатьевой «Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств». Приемы и методы РЯ рассмотрены в ней на примере репертуарного театра.

В области музееведения — Т. Абанкина исследует процесс организации РЯ в музее, как в некоммерческой организации, обобщает накопленный эмпирический материал и дает теоретические основы современных РЯ-технологий и моделей коммуникации.

Проблемам использования информационных технологий в библиотечной деятельности посвящены работы И.Сусловой.

В трудах Г. Тульчинского, В. Чижикова, научно проработана проблема менеджмента в общей сфере культуры, но эти пособия лишь частично касаются «коммуникативного менеджмента», не останавливаясь на специфике РЯ-технологий в деятельности государственного учреждения культуры.

Исторический анализ результатов использования выразительных средств клубной работы, ведения пропаганды достижений социалистической культуры в клубных учреждениях и внедрения элементов художественности в массово-политической работе и в устной агитации проведен В.Гагиным.

А.Жарковым исследованы аспекты организации информационно-пропагандистской работы, разработана методика применения технологий культурно-досуговой деятельности при организации культурно-просветительной работы в учреждении клубного типа в дни всенародных праздников:

Основы маркетинга услуг в сфере свободного времени и проблемы формирования и регулирования рыночных отношений в сфере культуры и досуга1 рассматривает Л. Устюжанина, ею же сформулированы основные принципы проектирования в культурной политике.

Общие вопросы имиджелогии раскрывают В. Шепель, В. Бенедиктова, А. Здравомыслов, А. Романов, А.Ходырев. Применительно к сфере культуры наиболее интересны методические материалы С. Чуриловой и Г. Почепцова.

Роли СМИ в реализации государственной и социальной политики посвящена диссертация Ф.Гумбатова.

Значение средств массовой информации в РЫ и технологии медиапланирования раскрыты в работах Р. Мартиросян, М.Сурво.

Необходимость организации связей с общественностью ведет к необходимости овладения технологиями этих взаимодействий. Технологический подход к решению исследуемой проблемы представлен в работах А. Зверинцева, И. Синяевой, В.Гордина.

Количество публикаций, посвященных исследованию проблематики связей с общественностью государственного учреждения культуры, невелико. Представляют несомненный интерес публикации главного редактора журнала «М-Коллекция», эксперта в области РЯ-технологий Е. Лебедевой, статьи А. Минакова, С. Пронина, И. Розиной, в которых авторы предпринимают попытки анализа и систематизации накопленного практического опыта, но, к сожалению, эти публикации единичны и не могут претендовать на уровень серьезных научных исследований.

Настоящее исследование анализирует возможности и специфику преломления общих методов связей с общественностью на сферу деятельности государственного учреждения культуры и предлагает собственную концептуальную идею и модель организации его связей с общественностью.

Объектом исследования являются процессы коммуникации, социального взаимодействия между государственным учреждением культуры, его целевыми аудиториями и обществом в целом.

Предмет исследования: сущность и особенности организации связей с общественностью в деятельности государственного учреждения культуры.

Цель исследования, состоит в поиске и аргументации путей решения важной научной и практической задачи, имеющей существенное значение для достижения социальных целей государственного учреждения культурыразвить методологические основы его связей с общественностью, адаптировать существующие РЯ-технологии к сфере социокультурной деятельности и дать научно-практические рекомендации по их использованию.

Эта общая цель достигается решением следующих исследовательских задач:

1. исследовать коммуникативную природу социокультурной деятельности и теоретически обосновать сущность и особенности организации связей с общественностью в деятельности государственного учреждения культуры;

2. проанализировать практику применения РЯ-технологий российскими государственными учреждениями культуры;

3. построить типологическую модель организации PR-деятельности государственного учреждения культуры;

4. разработать комплекс методических рекомендаций по развитию коммуникационных связей государственного учреждения культуры с общественностью на основе применения PR-технологий;

5. разработать механизм внедрения в практику государственных учреждений культуры единой интегрированной системы PR-деятельности.

Теоретические и методологической основы исследования.

Теоретической базой диссертационной работы послужили* труды отечественных и зарубежных ученых в области культурологи, теории коммуникации, маркетинга, рекламы, связей с общественностью и др. Методологической основой работы явился системный подход к исследованиям взаимосвязанной совокупности коммуникативных отношений между социальными субъектами, инструментарий формальной и диалектической логики.

При обработке фактического материала в диссертации использовались методы научного’познания: анализ, группировка, моделирование, обобщение, сравнение, контент-анализ рекламных и информационных сообщений, экспертный опрос.

Информационной базой исследования послужили статистические материалы Министерства культуры РФ, нормативные регламентирующие документы в области оказания рекламных и социокультурых услуг, информационные ресурсы «Интернет», а также данные, содержащиеся в периодической печати, СМИ, статьях и монографиях. Ряд материалов собран и обработан автором.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании нового методологического подхода к организации коммуникативных отношений между государственными учреждениями культуры и общественностью и создании методической базы и инструментария для построения системы public relations в их деятельности.

Соответствие диссертации: паспорту научной специальности.

Диссертационное, исследование, посвященное рассмотрению связям с общественностью' в структуре государственного учреждения культуры: концептуальная^модель, направления^ формы, методы, соответствует позициям п. 12. Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуреп. 24. Культура и коммуникацияп. 27. Прогностические функции культурып. 29. Культурная политика общества, национальные: и региональные: аспекты: культурной политикип. 31. Организация культурной жизнип.32.Система распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуреп. 33-Институты культуры иих функции в общест ве паспорта специальности 24.00.01 — теория и история культуры (культурология). На защиту, выносятсягнаиболее существенные результаты диссертации^ которые составляют ее научную новизну. Эти результаты заключаются в следующем: .

1. Предложено? авторское определение1 РЯ-деятельности учреждениякультуры, означающее «вид деятельности учреждения» культуры, направленный: на. создание благоприятнойи доброжелательной! среды деловой и творческой активностидеятельность, по? формированию образа учреждения культурыи представляющих его личностейидей, услуг и внедрению этого образа в общественное и/или. групповое сознание для достижения заданных знанийубеждений и действий".

2. Выявлены особенностиорганизации, связей? с общественностью вдеятельности учреждениякультуры, состоящие в том, что:

— реализация коммуникативной функции требует от государственных учреждений культуры постоянного расширениясвоих, коммуникационных связей и контактов, обновленияиспользуемых форм и. средств^ коммуникации^ формирования сети социальных партнеров и добровольных помощников1 и установления" с ними долговременных доброжелательных отношений, что существенно повышает значение использования РЯ-технологий в их деятельности;

— содержание коммуникаций государственных учреждений культуры со своими целевыми потребителями и широкой общественностью преимущественно носит культурно-творческий и воспитательный характер, что обуславливает и специфический для них набор средств и форм РЫ-деятельностидеятельность государственных учреждений культуры носит многопрофильный и инновационно-творческий характер, соответственно при выборе средств коммуникации предпочтительной становится не коммерческая реклама отдельных видов услуг, а РК-технологии, формирующие положительный образ организации в целомгосударственные учреждения культуры, являясь публичными организациями, настоятельно нуждаются в повышении своего социального имиджа, ключевыми характеристиками которого являются социальная ответственность и доступность предлагаемых культурных услуг;

— государственные учреждения культуры обладают стратегическими преимуществами, позволяющими им не только успешно проводить собственную — РЫ-кампанию, но и оказывать РЫ-услуги сторонним организациям. К этим преимуществам относятся, исторически сложившийся^ опыт продвижения социальных идей и формирования общественного мнения, богатый арсенал средств и форм организации социокультурной деятельности, профессиональные компетенции творческих работников, административно-управленческие технологии, устойчивые долговременные связи с социальными партнерами и собственная материально-техническая база.

3. Сформировано представление о коммуникационных ресурсах государственного учреждения культуры: разработка имиджа, поддержание репутации, создание благоприятной известности (паблисити), воспитание лояльного потребителя предлагаемых услуг.

4. Разработана концептуальная модель РИ-деятельности государственного учреждения культуры, позволяющая ему достигать эффективной коммуникации со своей целевой аудиторией и обществом в целом.

Концептуальная модель включает в себяследующие компоненты: а) концепция РК-деятельности — представление государственного учреждения культуры о себе и своем функциональном предназначенииб) направления РИ-деятельности — установление первоначальных коммуникационных контактовукрепление доверия к учреждению культурысоздание и продвижение его позитивного имиджакоррекция репутацииоказание РЫ-услуг сторонним организациямв) функции управления Рк-дентельностыо в единстве функций анализа 1 ситуации, позиционирования учреждения культуры, проектирования РЫ-продукта, планирования РЫ-кампании (акций) и организации РЯ-деятельности учрежденияг) формы и методы РИ-деятельности — передача информационных сообщений-в СМИ (пресс-справка, пресс-релиз, пресс-пакет, пресс-тур, бэкграундер, экспресс-обзор, пресс-дайджест, досье, информационный бюллетень, заявление), через Интернет (сайты, банеры, кнопки ссылкок, WEB-cтpaницa, дневники, форумы, доски объявлений, тематические1 блоги), организация и проведение специальных мероприятий (презентация, пресс-конференция, День открытых дверей, прием, промоушн-акция, лотерея, конкурс, выставка, благотворительный марафон, праздник, юбилей), передача информации через предмет (сувенирная продукция, стакеры, постеры, брошюры, буклеты, логотип, фирменная символика) — д) ресурсы РК-деятельности учреждения культуры — кадровые, правовые, материально-технические, организационные, информационные и финансовыее) результаты РЯ-деятельности — изменения отношения и поведения целевой аудитории, персонала учреждения, добровольных помощников, государственных органов власти, спонсоров, конкурентов, широкой общественности в целом.

5. Предложен методический подход к формированию позитивного имиджа государственного учреждения культуры с учетом следующих параметров его деятельности: квалификация кадров, название, дизайн учреждения, его помещений, наличие ноу-хау, инновационных технологий, качество и доступность предоставляемых услуг, реклама, атмосфера, ответственность за социальные последствия деятельности и т. п.

6. Выявлены и классифицированы формы и методы РЯ-деятельности по формированию позитивного имиджа учреждения культуры. Даны методические рекомендации по проведению специальных РЯ-мероприятий, таких как презентации, конференции, круглые столы, Дни открытых дверей, выставки, приемы, промоушн-акции и др. Предложена система мероприятий пог внедрению РЯ-технологий в практику деятельности государственных учреждений культуры, в том числе разработан и экспериментально, апробирован трени’нговый метод профессиональнойподготовки^ РЯ-менеджеров социально-культурной сферы. Метод основан на вариативном сочетании групповой и индивидуальной работы, междисциплинарном характере содержания обучения с использованием профессиональных ситуаций, моделирующих реальные процессы.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса взаимодополняющих и взаимоконтролирующих методов, адекватных объекту, задачам и логике исследования и сопоставлением результатов исследования с имеющимися данными в практике деятельности учреждений культуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно существенно расширяет и углубляет современные представления о коммуникативных отношениях между субъектами социально-культурной сферы и позволяет составить целостную картину специфических особенностей, структуры и содержания РЯ-деятельности государственных учреждений культуры.

Практическая значимость. Востребованность результатов настоящего исследования обусловлена постоянно наблюдающимся ростом количества отделов и секторов по связям с общественностью, как в государственных, так и коммерческих организациях культуры.

Сформулированные в исследовании теоретические и методические положения могут быть применены в практике работы этих отделов и секторов, в системе повышения квалификации практикующих РЯ-менеджеров, в процессе подготовки специалистов в области связей с общественностью в системе высшего гуманитарного образования.

Материалы диссертации использованы при составлении учебных программ и чтении учебных курсов: «Организация деятельности учреждений культуры», «Технологии социально-культурной деятельности», «Реклама и РЯ» для слушателей Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и могут служить дополнительным научным материалом при разработке смежных проблем в области прикладной культурологии и социологии коммуникаций.

Апробация основных положений и результатов исследования.

Основные положения диссертации" нашли отражение в 31 публикации, в том числе, двух — в журнале «Вопросы культурологии», входящем в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Полученные научные результаты докладывались автором на Московском межвузовском симпозиуме «Духовность и рациональность» (Москва, 2005 г.), Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Московского государственного университета культуры и искусств «Мир культуры — культура мира» (Москва, 2005 г.), Международной научно-практической конференции «Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практики» (Москва, 2007 г.).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и рекомендована к защите.

Разработанные в диссертации рекомендации по внедрению РЯ-технологий в практику деятельности государственных учреждений культуры были использованы при разработке стратегической концепции Отдела культуры г. п.Щелково, в практической РЯ-деятельности ДК «Юность» (п.Березняки, Сергиево-Посадского МО, Московской обл.).

Разработан и внедрен в практику тренинговый метод профессиональной подготовки РЯ-менеджеров социально-культурной сферы.

Основные положения диссертации апробированы в практической работе кафедры социально-культурной деятельности АПРИКТ, при проведении у выездных курсов повышения квалификации работников культуры в различных регионах России.

Структура диссертации определена поставленными целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В учреждениях культуры советской России, как и во всех учреждениях культуры СССР, отдельные приемы PR использовались достаточно широко. Повсеместно практиковались мероприятия: выставки, смотры, конкурсы, празднования, юбилеи, подробно освещавшиеся в СМИ, в которых активно участвовали учреждения культуры. Но эта деятельность не охватывала некоторые другие секторы социальной среды. Например, практически отсутствовала работа с населением как потенциальным потребителем. В условиях распределительной экономики от него ничего не зависело, его оценки и мнения никак не могли сказаться на работе предприятий, учреждений и организаций. Со СМИ контакты устанавливались эпизодически и опосредованно через партийное руководство и носили явно пропагандистский' характер. Такую деятельность хоть и условно, но можно назвать PRв любом случае, эта деятельность не была чужда системе, а поэтому такое новое с виду явление, как PR, так стремительно в последние годы вошло в практический обиход каждого учреждения культуры. Безусловно, в нынешних условиях российские учреждения культуры, пожалуй, наиболее динамично реагируют-на социальные и экономические изменения в обществе и поэтому закономерно, что в сфере культуры, как и в современном предпринимательстве, политике, административной работе, Public Relations все более и чем дальше, тем более явно, выходит на первый план, а владение технологией PR становится одним из основных требований к компетентности современного сотрудника учреждения культуры (управленца, методиста, творческого работника).

В самом общем виде технология PR для учреждения культуры выглядит следующим образом: определить (сформулировать) позицию' учреждения культуры. Определить позицию тех людей или групп, учреждений или организаций, с которыми оно устанавливает связи. Проанализировать интересы (позиции) всех сторон и сформулировать ещё одну позицию, которая может стать единой для всех, т. е. найти компромисс. В итоге — сделать то, ради чего искался компромисс, — реализовать цель, поставленную перед учреждением культуры.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в обосновании нового методологического подхода к организации коммуникативных отношений между государственными учреждениями культуры и общественностью и создании методической базы и инструментария для построения системы паблик рилейшнз в их деятельности.

Наиболее существенные результаты диссертации, которые составляют ее научную новизну, заключаются в следующем:

1. Предложено авторское определение РЯ-деятельности учреждения культуры, означающее «вид деятельности учреждения культуры, направленный на создание благоприятной и доброжелательной среды деловой и творческой активности, деятельность по формированию образа учреждения культуры и, представляющих его личностей, идей, услуг и внедрению этого образа в общественное и/или групповое сознание для достижения заданных знаний, убеждений и действий».

2. Выявлены особенности организации паблик рилейшнз в деятельности учреждения культуры, состоящие в том, что:

— реализация коммуникативной функции требует от государственных учреждений культуры постоянного расширения своих коммуникационных связей и контактов, обновления используемых форм и средств коммуникации, формирования сети социальных партнеров и добровольных помощников и установления с ними долговременных доброжелательных отношений, что существенно повышает значение использования РЛ-технологий в их деятельности;

— содержание коммуникаций государственных учреждений культуры со своими целевыми потребителями и широкой общественностью преимущественно носит культурно-творческий и воспитательный характер, что обуславливает и специфический для них набор средств и форм РИ.-деятельности;

— деятельность государственных учреждений культуры, прежде всего клубного типа, носит многопрофильный и инновационно-творческий характер, соответственно при выборе средств коммуникации предпочтительной становится не коммерческая реклама отдельных видов услуг, а РЯ-технологии, формирующие положительный образ организации в целомгосударственные учреждения культуры, являясь публичными организациями, настоятельно нуждаются в повышении своего социального имиджа, ключевыми характеристиками которого являются социальная ответственность и доступность предлагаемых культурных услуг;

— государственные учреждения культуры обладают стратегическими преимуществами, позволяющими им не только успешно проводить собственную РЯ-кампанию, но и оказывать РЯ-услуги сторонним организациям. К этим преимуществам относятся исторически сложившийся опыт продвижения социальных идей и формирования общественного мнения, богатый арсенал средств и форм организации социокультурной деятельности, профессиональные компетенции творческих работников, административно-управленческие технологии, устойчивые долговременные связи с социальными партнерами и собственная материально-техническая база.

3. Сформировано представление о коммуникационных ресурсах государственного учреждения культуры: разработка имиджа, поддержание репутации, создание благоприятной известности (паблисити), воспитание лояльного потребителя предлагаемых услуг.

4. Разработана концептуальная модель РЯ-деятельности государственного учреждения культуры, позволяющая ему достигать эффективной коммуникации со своей целевой аудиторией и обществом в целом.

Она включает в себя следующие компоненты: а) концепция РЯ-деятельности — представление государственного учреждения культуры о себе и своем функциональном предназначенииб) направления РЯ-деятельности — ' установление первоначальных коммуникационных контактовукрепление доверия к учреждению культурысоздание и продвижение его позитивного имиджакоррекция репутацииоказание РЯ-услуг сторонним организациямв) функции управления РЯ-деятельностью в единстве функций анализа ситуации, позиционирования учреждения культуры, проектирования РЯ-продукта, планирования РЯ-кампании (акций) и организации-РЯ-деятельности учрежденияг) формы и методы РЯ-деятельности — передача информационных сообщений в СМИ (пресс-справка, пресс-релиз, пресс-пакет, пресс-тур, бэкграундер, экспресс-обзор, пресс-дайджест, досье, информационный бюллетень, заявление), через Интернет (сайты, банеры, кнопки ссылкок, УЕВ-страница, дневники, форумы, доски объявлений, тематические блоги), организация и проведение специальных мероприятий (презентация, пресс-конференция, день открытых дверей, прием, промоушн-акция, лотерея, конкурс,' выставка, благотворительный, марафон, праздник, юбилей), передача информации через предмет (сувенирная продукция, стикеры, постеры, брошюры, буклеты, логотип, фирменная символика) — д) ресурсы РЯ-деятельности учреждения культуры — кадровые, правовые, материально-технические, организационные, информационные и финансовыее) результаты РЯ-деятельности — изменения отношения и поведения целевой аудитории, персонала учреждения, добровольных помощников, государственных органов власти, спонсоров, конкурентов, широкой общественности-в целом.

5. Предложен методический подход к формированию позитивного имиджа государственного учреждения культуры с учетом следующих параметров его деятельности: квалификация кадров, название, дизайн учреждения, его помещений, наличие ноу-хау, инновационных технологий, качество и доступность предоставляемых услуг, реклама, атмосфера, ответственность за социальные последствия деятельности и т. п.

6. Выявлены и классифицированы формы и методы PR-деятельности по формированию позитивного, имиджа учреждения культуры. Даны методические рекомендации по проведению специальных PR-мероприятий, таких как презентации, конференции, круглые столы, дни открытых дверей, выставки, приемы, промоушн-акции и др. Предложена система мероприятий по внедрению PR-технологий в практику деятельности государственных учреждений культуры, в том числе разработан и экспериментально апробирован тренинговый метод профессиональной подготовки PR-менеджеров социальнр-культурной сферы. Метод основан на вариативном сочетании групповой и индивидуальной работы, междисциплинарном характере содержания обучения с использованием профессиональных ситуаций, моделирующих реальные процессы.

Перед современным отечественным учреждением культуры стоит сложная-', задача, — выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Нужны, ' действенные инструменты менеджмента экономического развития учреждений культурыреализующие данный процесс наиболее рациональными путями.

Учреждения культуры должны уметь прогнозировать сценарии: развития ситуации на рынке, выбирать адекватные им стратегии экономического развития, гибко и эффективно реагировать на изменения окружающей средыповышая шансы реализации своих планов.

Public Relations как технология взаимодействия с обществом и как способвлияния на общественное мнение очень важны для деятельности учреждений культурыт.к. успешная деятельность и даже само существование большинства из них напрямую зависит от того, насколько их деятельность востребована и признана обществом.

Знание и применение технологий public relations призвано помочь учреждению адаптироваться к динамике окружающей социальной среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации.-2011.-№ 15.-Ст. 2038.
  2. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011): принят Гос. Думой 2 ноября 2011: одобр. Советом Федерац. 9 нояб. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. — № 47. -Ст. 6607.
  3. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федер. закон от 12. 01. 1996 N 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. — N 3. — Ст. 148.
  4. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон от 26. 09. 1997 N 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. -N39.-Ст. 4465.
  5. О средствах массовой информации: федер. закон от 27. 12. 1991 N 2124−1 (с • изм. и доп., вступающими в силу с 10.11.2011) // Ведомости СЕД, и ВС РФ. -1992.-И 7.-Ст. 300.
  6. , Т. В. Влияние информационных технологий на< некоммерческий маркетинг / Т. В. Абанкина // Музей будущего: информационный менеджмент. М: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 115 — 142.
  7. , Т. В. PR некоммерческой организации: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации / Т. В. Абанкина // Музей будущего: информационный менеджмент. М: Дело, 2006: — С. 29−30.
  8. Азбука рекламы, паблисити и паблик релейшанс: информ. указ. менеджерам, маркетерам, релайтерам и рекламистам / автор-сост.: Марсель Муртазин. -2-е изд., доп. и перераб СПб: ATA «БОЛГАР», 1997. — 17 с.
  9. Айзенберг, М- Н. Менеджмент рекламы / М. Н. Айзенберг. М.: ТОО «ИнтелТех», О-во «Знание» России, 1993. — 80 с.
  10. , Д. Рекламный менеджмент / Д. Акер, Р. Батра, Д. Майерс. М.: Вильяме, 2005.-470 с.
  11. , И. В. Паблик рилейншз для менеджеров: учеб. / И. В. Алешина. — М.: ИКФ «ЭКСМОС», 2003. 480 с.
  12. Алешина- И: В. Паблик рилейшнз дня менеджеров и маркетологов / И. В. Алешина. -М.: Гном-пресс, 1997. 255 с.
  13. Андреев, С.!Н. Маркетинг некоммерческих субъектов / С. Н. Андреев. М.: Финпресс, 2002.-312 с.
  14. Андреев, (2.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов / С. Н. Андреев. М.: Финпресс: 2003.-320 с.
  15. Ю.Андреев, G. Н. Основы некоммерческого маркетинга: для политических партий- властных структур, некоммерческих организаций, физических лиц / G. Н. Андреев, Л. Н. Мельниченко. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. 256 с.
  16. , К. В. Паблик рилейшнз для коммерсантов: учебно-практ. пособие .- 3-е изд., перераб: и доп. / К. В. Антипов, Ю. К. Баженов: М-: Дашков и К°, 2000. — 132 с.
  17. , G. Е. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств / С. Апфельбаум, Е. Игнатьева. М.: Классика — XXI, 2003. — 144 с.
  18. , JI. Искусство деловой презентации (Lani Arredonto. Business Presentation) / Л. Аррендондо. Челябинск: Урал LMD, 1998. — 519 с.
  19. , Т. В. Связи с общественностью для третьего сектора / Т. В. Астахова. М.: Знак, 1996. — 30 с.
  20. , Л. Е. Маркетинг: Курс лекций / Л. Е. Басовский. М.: ИНФРА-М, 2003. — 218 с. — (Высшее образование).
  21. , Р. Рекламный менеджмент/ Р. Батра, Д. Майерс, Д. Акер- пер. с англ. М.: Вильяме, 2002. — 784 с.
  22. , Г. Четыре ключа к маркетингу услуг / Г. Беквит- пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 224 с.
  23. Блажнов, Е. A. Public Relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений / Е. А. Блажнов. М.: ИМА-пресс, 1994. — 122 с.
  24. , С. Введение в Паблик Рилейшнз / С. Блэк- пер. с англ. Ростов на Дону: Феникс, 1998. -317 с.
  25. Блэк, С. PR: Международная практика / С. Блэк. М.: Издат. дом «Довгань», 1997.- 180 с.
  26. , С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / С. Блэк. М.: Новости: АСЭС -Москва, 1990.-239 с.
  27. Бодуан, Жан-Пьер. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство / Ж.-П. Бодуан- пер. с фр. М: Имидж — Контакт, 2001. -232 с. — (Современные консалтинговые технологии).
  28. , Б. Л. Технология рекламы и PR: учеб. Пособие / Б. Л. Борисов. -М: Гранд, 2001.-617 с.
  29. , Е. М. Управление связями с общественностью: учеб. пособие / Е. М. Бортник, Э. М. Коротков, А. Ю. Никитаева. М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. -128 с.
  30. , Н. В. О конференции «Культура: от информации к знанию. Роль культуры в обществе, основанном на знании» / Н. В. Бракер, Л. А. Куйбышев //
  31. Сайт Cultivate-Russia Web Magazine URL: http: //www.cultivate.ru/mag /issue3/itogi.asp, 2003.
  32. , JI. Имидж — путь к успеху: практ. пособие для мужчин и женщин / Л. Браун. СПб: Питер Пресс, 2001. — 95 с.
  33. Буари, Филипп А. Паблик рилейшнз или стратегия доверия / Ф. А. Буари- пер. с фр. М: Издат. дом «Инфра-М», 2001. — 176 с.
  34. , С. А. Связи с общественностью: учеб. пособие / А. А. Варкута, Ю. И. Егоров. М: Издат. дом «Инфра-М», 2001. — 244 с.
  35. , А. Ф. Связи с общественностью для некоммерческих организаций: Технология успеха / А. Ф. Векслер. Ниж. Новгород: Биржа плюс Пресс-клуб, 2003.- 45 с.
  36. , В. И. О деловой этике и этикете / В. И. Бенедиктова. М: Фонд «Правовая культура», 1994. — 175с.
  37. , И. Л. Приемы рекламы и Public Relations. 4.1. / И. Л. Викентъев. СПб: «Бизнес — пресса», 2007. — 406 с.
  38. , Ф. Интернет-маркетинг: полн. сб. практ. инструментов / Ф. Вирин. -М: Эксмо, 2010.-200 с.
  39. , В. Н. Выразительные средства клубной работы / В. Н. Гагин. М.: ЭКСМО, 2005.
  40. , В. Н. Элемент художественности в массово-политической работе / В. Н. Гагин. М: Политиздат, 1985. — 127 с.
  41. , Э. Основы PR / Э. Галумов. М.: Летопись XXI, 2004. — 359 с.
  42. , С. В. Специалист в сфере PR: профессиональный статус и специфика деятельности / С. В. Герасимов // Соврем, аспекты экономики. -2005. № 19(86). — С. 230−238.
  43. , Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации / Л. Ю. Гермогенова. М.: Рус Партнер ЛТД, 1999. — 252 с.
  44. , В. Э. Социальная политика и социальный маркетинг / В. Э. Гордин. -СПб: СПбУЭФ, 1993. 137 с.
  45. , Ф. Д. Роль СМИ в реализации государственной и социальной политики: автореферат диссертации / Ф. Д. Гумбатов. — М., 2001. 22 с.
  46. , М. В. Книга руководителя отдела PR: практ. рекомендации / М. В. Гундарин. СПб: Питер, 2009. — 368 с.
  47. Дороти, Доти И. Паблисити и паблик рилейшнз / Д. И. Дороти- пер. с англ. -Изд 2-е. -М.: Филинь, 1998.-288 с:
  48. Драгичевич-Шешич, М. Распространение культуры и менеджмент культурных проектов // Культура: менеджмент, анимация, маркетинг / М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. Новосибирск: Тигра, 2000. — 105 с.
  49. , А. Д. Новые аспекты в организации и методике информационно-пропагандистской работы : лекция / А. Д. Жарков. М.: Моск. гос. ин-т культуры, 1989. -33 с.
  50. , А. Д. Организация культурно-просветительной работы / А. Д. Жарков. М: Просвещение, 1989. — 237 с.
  51. Жизнь сцены и контрактный мир: сб. ст. / сост. Ю. Б. Большакова, Ю. А. Покровская. -М: ГИТИС, 1994. 197 с.
  52. , В. И. Социальная политика и социальная образование в России / | В. И. Жуков. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. — 32 с.
  53. Законодательный процесс в России: граждане и власть: практ. советы / А. С. Автономов и др. М.: АВИА-ПРИНТ, 1996. — 180 с.
  54. , А. Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR / А. Б. Зверинцев. 2-е изд. — СПб: СОЮЗ, 1997. — 153 с.
  55. , А.Г. Социология конфликта / А. Г. Здравомыслов. — М.: Аспект-Пресс, 1996. 317 с.
  56. , А. С. Интернет-сайт как информационный ресурс / А. С. Зонин // Справ, рук. учреждения культуры. 2002. — № 6. — С. 59−63.
  57. , С. Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности) / С. Э. Зуев // Музей будущего: информационный менеджмент. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 230−250.
  58. , В.Н. Социальные технологии в современном мире / В. Н. Иванов. — М.: Славян, диалог, 1996. 230 с.
  59. , Г. В. Реальность Паблик Рилейшнз / Г. В. Иванченко. -М.: Смысл, 2000.- 153 с.
  60. , К. А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов / К. А. Иванова. 2-е изд. — СПб: Питер, 2006. — 160 с.
  61. , Д. Настольная энциклопедия Public Relations / Б. Игнатьев, А. Бекетов, Ф. Сарокваша. М.: Альпина Бизнес Букс, 2003. — 240 с.
  62. , Е. Л. Экономика культуры: учеб. пособие / Е. JI. Игнатьева. — 3-е изд., уточн. и доп. М.: ГИТИС, 2009. — 283 с.
  63. Имидж лидера: психолог, пособие для политиков / под ред. Е. В. Егоровой-Гантман. М.: Смысл, 1994. — 280 с.
  64. , А. Русский театр и коммерция две вещи несовместные / А. Казанцев // Театр, жизнь. — 2001. — № 3. — С. 38−40.
  65. , Э. А. Организация службы связей с общественностью / Э. А. Капитонов. Ростов на Дону: СКАГС, 1997. — 214 с.
  66. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс — под. ред. О. И. Шкаратана- пер. с англ. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. -606 с.
  67. , Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги- пер. с англ. 3. П. Вольской, Ю. В. Семенова. Рыбинск (Ярослав, обл.): Рыбин, дом печати, 1997. — 798 с.
  68. , Г. Эффективная реклама / Г. Картер- пер. с англ. Б. Боброва. М: Прогресс, 1990.-280 с.
  69. , С. Паблик рилейшенз. Теория и практика / С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум- пер. с англ. 8-е изд. — М: Издат. дом «Вильяме», 2001. -624 с.
  70. , Ф. Пабликрилейшнз: принципы и практика: учеб. пособие / Ф. Китчен- пер. с англ. М: ЮНИТИ — ДАНА, 2004. — 454 с.
  71. , Н. Информационное общество и сфера культуры: российский и зарубежный опыт / Н. Князева // Экология культуры: Информац. бюл. — Архангельск, 2001.-№ 1 (21).-С. 163−187.
  72. A.C. Основы имиджелогии и делового общения / Ковальчук A.C. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. 288с.
  73. , Ф. Маркетинг культуры и искусства / Ф. Колбер, Ж. Нантель, С. Билордо- пер. с англ. Л. Г. Мочалова. СПб: АртПресс, 2004. — 256 с.
  74. , Э. В. Связи с общественностью / Э. В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов. -М: Академ, проект, 2007. 432 с.
  75. , В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. М.: ЭКСМО, 2002. 256 с.
  76. , Ю. Г. Служба культуры / Ю. Г. Коробович, С. В. Перминова, Г. Л. Тульчинский. Л: Лениздат, 1988. — 218 с.
  77. , В. Г. Основы паблик рилейшенз / В. Г. Королько. М.: Рефл-бук, 2003.-528 с.
  78. , В. Г. Политическая реклама: уроки выборов, проблемы' / В. Г. Королько // Социология: теория, методы, маркетинг. 1998. — № 6. — С. 26−34.
  79. , В. Г. Феномен политической рекламы: плюсы и минусы / В. Г. Королько // Эффективная реклама. 1998. — № 10. — С. 34−36.
  80. , Н. В. Ценности и символы в массовой коммуникации / Н. В. Костенко. Киев: Наукова думка, 1993. — 128 с.
  81. , Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер- пер. с англ. В. Б. Боброва. — 9-е изд. М.: Прогресс, 1990. — 733 с.
  82. , А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А. Д. Кривоносов. СПб: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 2001.
  83. , И. В. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций / И. В. Крылов. М: Центр, 1998. — 192 с.
  84. , В. Т. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / В. Т. Крысько. Минск: Харвест, 1999.
  85. Культура и власть: Материалы российско-америк. семинара / M.JI. Макальская и др. СПб., 1994. — 280 с.
  86. Культура: организация, управление, экономика: учеб. пособие / A.M. Смолкин и др. М. Высш. шк., 1992. — 240 с.
  87. Культурология. XX век: энцикл. / гл. ред.-сост. С. Я. Левит. Т.1. — М., СПб.: Университет, книга, 1998. — С.57.
  88. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива / Ж.-Ж. Ламбен- пер. с франц. СПб: Наука, 1996. — 589 с.
  89. , Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И. Лапин. М: Социс, 1996.-205 с.
  90. , Е. Стратегия продвижения культурного продукта / Е. Лебедева // 60 параллель. 2003. — № 2 (9). — С. 15−17.
  91. , Е. А. Технология &bdquo-работы учреждений культуры по связям с общественностью/ Е. А. Лебедева // Музей будущего: информационный менеджмент. -М: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 191−211.
  92. , Е. Предисловие к изданию на русском языке // Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусств: пер. с англ. СПб.: Арт Пресс, 2004.-С. 5−11.
  93. , Н. В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий / Н. В. Лопатина. М.: МГУКИ, 2002. — 70 с.
  94. , Ю. А. Идеология и художественная культура / Ю. А. Лукин. М: Искусство, 1982. — 247 с.
  95. Ю.Любашевский, А.Щербаков. Технологии современного спонсорства / -М: ЮНИТИ, 1998. 240 с.
  96. , М. Р. Риторика: учеб. пособие / М. Р. Львов. М.: Academia, 1995. -252 с.
  97. Лэни, Аррендо. Искусство деловой презентации (Lani Arredonto. Business Presentation / А. Лэни- пер. с англ. / Челябинск: Урал LMD, 1998. 450 с.
  98. , Р. М. Значение средств массовой информации в PR. Технологии медиапланирования / Р. М. Мартиросян // Справ, рук. учрежденияскультуры. 2002.-№ 2.
  99. , Т. Д. Маркетинг: учеб. пособие. / Т. Д. Маслова, А. Н. Ковалик, С. Г. Божук. СПб: Питер, 2005. 400 с.
  100. , А. Психология бытия / А. Маслоу- пер. с англ. М.: Мысль, 1997. 438 с.
  101. Массовый праздник как специальное событие // Российская культура глазами молодых ученых. — 2005. —№ 16:
  102. Медиа в выборах: между политикой и культурой (контент-анализ политической прессы)./ Под ред. Н. Костенко: Киев: Ин-т социологии HAH Украины, 1999.-345 с.
  103. , F. Власть и магия PR / Г. Мехлер- пер. с нем. СПб: Питер, 2004. -171 с.. ' .99- Моисеев, В. Паблик рилейшнз — средство социальной коммуникации / В. Моисеев. Киев: Дакор, 2002. — 506 с. '
  104. ЮО.Мокшанцев, Р. И. Психология рекламы: учеб. Пособие / Р. И. Мокшанцев. Mi: Новосибирск: ИНФРА- М — Сибирское соглашение, 2001 -230с.
  105. Морозова^ Е. Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: учеб. пособие / Е. Я. Морозова, Э. Д. Тихонова. СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2002.-318 с.
  106. Мэтт, Хейг. Электронный Public Relation / X. Мэтт- пер. с англ. М.: Фаир Пресс, 2002.-288 с.
  107. ЮЗ.Мюррей, A. PR / А. Мюррей- пер. с англ. В. Новикова. М: Фаир Пресс, 2003. — 192 с. — (Начальная школа бизнеса).
  108. , Л. Б. «Паблик рилейшнз» кому это нужно? / Л. Б. Невзлин. -М: Экономика, 1992. — 127 с.
  109. , Э. В. Маркетинг в сфере культурно-досуговой деятельности / Э. В. Новаторов // Ориентиры культурной политики. 2000. — № 3. — С. 132 138.
  110. , Г. Н. Социально-культурные технологии как открытая инновационная система / Г. Н. Новикова // Вестн. Моск. ун-та культуры и искусств. 2005. — № 2. — С. 82−88.
  111. , Е.А. Основы отношений с общественностью «Паблик рилейшнз». Курс лекций.- Ч. 1. / Е. А. Ножин. — Пермь, 1994. -248 с.
  112. Ю8.Ньюсон, Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз / Д. Ньюсон, Д. Терк, Д. Крукоберг- пер. с англ. — 7-е изд. М.: Имидж контакт: Инфра-М, 2001.-627 с.
  113. , С. Стратегия в паблик рилейшнз / С. Оливер- пер. с англ. СПб: Нева, 2003.- 156 с.
  114. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг- пер. с англ. А. Назаренко и др. М: Вильяме, 2004. — 1200 с.
  115. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса: сб. ст. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», 1999. — 340 с.
  116. , А. П. Маркетинг: учеб. / А. П. Панкрухин. М.: ИКФ Омега-JI, 2002. 656 с.
  117. З.Панфилова, А. Психология переговоров или как общаться, чтобы достичь успеха / А. Панфилова. — Улан-Удэ, 1995.
  118. , Ю. Внутренний PR: элементы успеха / Ю. Пасс // URL: http: //www.hrm.ru/pr/news
  119. , Е. Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики / Е. Н. Пашенцев. 2-е изд. — М.: Финпресс, 2000. — 240 с.
  120. , Е. Н. Связи с общественностью / Е. Н. Пашенцев. М.: Дело, 2000.-271 с.
  121. , Е. В. Маркетинг услуг: учеб. пособие / Е. В. Песоцкая. СПб: «Питер», 2000.-236 с.
  122. , Е. Современная реклама. Теория и практика / Е. Песоцкий. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 314 е.: ил.
  123. , Г. Г., Имиджелогия: инструментарий по управлению будущим / Г. Г. Почепцов. 6-е изд. — М: СмартБук, 2009. — 575 с.
  124. , Г. Г. Имиджелогия: теория и практика / Г. Г. Почепцов- отв. ред. С. JI. Удовик М.: Рефл — бук, 2000. — 766 с. — (Образовательная библиотека).
  125. Г. Г. Профессия: имиджмейкер / Г. Г. Почепцов. СПб.: Алетейя, 2001.-256 с.
  126. , Г. Г. Паблик рилейшенз для профессионалов / Г. Г. Почепцов. — М.: Рефл-бук, 2003. 624 с.
  127. , Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением / Г. Г. Почепцов. — Изд. 2., испр. и доп. М.: Центр, 2000. — 624 с.
  128. , Г. Г. Теория и практика коммуникации (от речей президентов до переговоров с террористами) / Г. Г. Почепцов. — М.: Центр, 1998. 348 с. — (Теория и практика бизнеса в России).
  129. , С. «Идеи, способные зажечь» / С. Пронин // материалы сайта студии ProDesign. URL: http://www.prof3d.ru
  130. Пул, Д. X. Когда менеджмент приносит деньги / Д. X. Пул. СПб: «Контрфорс», 1999. — 197 с.
  131. , Е. И. Принципы и условия применения маркетинговой информации учреждениями культуры / Е. И. Пучкова // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 5. — С. 76−85.
  132. PR. Международная практика: новые подходы и исследования / под ред. С. Блэка- пер. с англ. М.: Довгань, 1997. — 180 с.
  133. , В.Е. Связи с общественностью: история, теория, практика / В. Е. Рева. -М.: Наука, 1997.- 136 с.
  134. В.А. Культура личности (ценностно-мировоззренческий анализ): Моногр. М.: АГЗ МЧС России, 2000. — 217 с.
  135. , И. Я. Реклама: планка для «профи» / И. Я. Рожков .- М.: Юрайт, 1997.-208 с.
  136. , А. А. Управленческая имиджелогия / А. А Романов, А. А. Ходырев. -Тверь: ТГСХА, ТИЭМ, 1998. 244 с.
  137. , Е. В. Реклама. / Е. В. Ромат. СПб: «Питер», 2001. — 496 с.
  138. , Д. Р. и др. Реклама и продвижение товаров / Д. Р. Росситер. -СПб.- М.-Харьков- Минск: Питер, 2001. 651 с.
  139. , Р. Культура предпринимательства / Р. Рюттингер. — М.: Мысль, 1992.-240 с.
  140. Связи с общественностью в политике и государственном управлении: Сб. ст. / под ред. В. С. Комаровского. М: РАГС, 2001. — 519 с.
  141. Связи с общественностью в России. Законодательное регулирование, нормативные акты, практика / сост. и научн. ред. С. А. Болышева. — Екатеринбург: РИО Каменск-Урал, город, тип., 1998.
  142. , Б. Д. Рекламный менеджмент: учеб. пособие / Б. Д. Семенов. — М.: Информационно-внедренч. центр «Маркетинг», 2001. -270 с.
  143. , И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: учеб. / И. М. Синяева- под ред. проф. Г. Васильева. М.: ЮНИТИ, 1998. — 287 с.
  144. , М. К. Паблик рилешнз. Теория и практика: учеб. пособие. 8-е изд. / М. К. Скот, X. А. Сентер, Г. М. Брум, пер. с англ. — М.: Вильяме, 2002.
  145. , В. А. Основы рыночного хозяйства: учеб. пособие / В. А. Соловьев, В. Е. Рыбалкин, Б. Г. Дякин. — М.: Международ, отношения, 1992. 128 с.
  146. , И. М. Маркетинг в сфере культуры: учеб. Пособие / И. М. Суслова. М.: ИПРИКТ, 1998. — 60 с.
  147. , Г. Л. Технология менеджмента в сфере культуры / Г. Л. Тульчинский. СПб: РХГУ, 1996. — 191 с.
  148. , С. М. Связи с общественностью в политических, государственных и муниципальных организациях: учеб. пособие / С. М. Тучков. М: МАКС Пресс, 2001.- 101 с.
  149. JI. В. Основы маркетинга услуг в сфере свободного времени / Л. В. Устюжанина // Ориентиры культурной политики. — 1996. — № 6. — С. 82−95.
  150. , Э. А. Конфликтология. Теория и Практика / Э. А. Уткин. — М.: ЭКСМО, 1998.-370 с.
  151. , Э. А. Маркетинг / Э. А Уткин. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 1998. — 320 с.
  152. , Э. А. Управление связями с общественностью. PR / Э. А. Уткин, В. В. Баяндаев, М. Л. Баяндаева. М: ТЕИС, 2001.-292 с.
  153. Уэллс, Уильям Реклама: теория и практика / У. Уэллс. Спб: Питер, 1999. -735 с.
  154. , О. А. Реклама: новые технологии в России / О. А. Феофанов. -СПб.: Питер, 2000. 476 с.
  155. Фрейд, 3. Массовая психология и анализ человеческого."Я". По ту сторону принципа удовольствия / 3. Фрейд. — М: Прогресс, 1992. — 567 с.
  156. , Н. Л. Смутные времена социальной политики в России / Н. Л. Хананашвили, В. Н. Якимец. М: Фонд НАН, 1999. — 240 с.
  157. , Е. Праздник как инструмент внутреннего PR / Е. Ходак // PR news. 2002. — № 2. — С.45−52.
  158. , Т. И. Протокол и этикет для деловых людей / Т. И. Холопова, М. М. Лебедева- М.: Анкил, 1995. — 366 с.
  159. Хофф, Рон. Я вижу вас голым: Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести / Р. Хофф. М.: Независимая фирма «Класс», 1996. — 340 с.
  160. , С. А. Единая информационная среда: Разработка и внедрение новых коммуникационных проектов в сфере культуры / С. А. Хрусталев // Справ, рук. учреждения культуры.-2003.-№ 8.-С.84−89.
  161. , Г. А. Культурные коды советской культуры: представления о счастливой жизни «поколения победителей» / Г. А. Цветкова // Актуальные проблемы наук о культуре и искусстве: Сб. ст. / Под ред. Ю. А. Лукина. — М.: АПРИКТ, 2010.
  162. , В. В. Управленческая деятельность менеджера. Основы менеджмента / В. В. Черкасов, С. В. Платонов, В. JI. Третьяк. Киев.: Ваклер, Атлант, 1998. — 470с.
  163. , Д. Деловой этикет: Паблик рилейшнз для всех и для каждого / Д. Честара- пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 333с. 162. Чижиков, В. М. Введение в социокультурный менеджмент / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков. — М.: МГУКИ,' 2004. — 384с.
  164. , А. Н. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис: учебно-практ. пособие / А. Н. Чумиков. — М.: Высш. образование, Юрайт-Издат, 2008. 721с.
  165. , А. Н. Креативные технологии «паблик рилейшнз»: учеб. пособие / А. Н. Чумиков. М.: Дело, 1998. — 264с.
  166. , А. Н. Связи с общественностью: теория и практика: учеб. пособие / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. М.: Дело, 2001. — 232с. 166. Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: учеб. пособие / А. Н. Чумиков. -М.: Дело, 2000.-618 с.
  167. , С. В. Имидж учреждения культуры / С. В. Чурилова // Справ, рук. учреждения культуры. 2002. — № 4. — С. 27−34.
  168. , С. В. Имиджелогия: методические материалы / С. В Чурилова. — М.: АПРИКТ, 2001.-21 с.
  169. , Ф. И. Интегрированные PR-коммуникации / Ф. И. Шарков. М.: РИП-Холдинг, 2004. — 272 с.
  170. , X. Личность, карьера, успех / X. Швальбе, Б. Швальбе- пер. с нем. М.: Прогресс, 1993. — 240 с.
  171. , X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий / X. Швальбе. М.: Республика, 1995. — 317 с.
  172. , В. П. Как управлять другими. Как управлять собой. (Искусство менеджера) / В. П. Шейнов Минск: Амалфея, 1996. — 671 с.
  173. , В. П. Пиар «белый» и «черный»: Технологии скрытого управления людьми / В. П. Шейнов. -М: ACT, 2006.
  174. , В. М. Имиджелогия: Как нравиться людям / В. М. Шепель. — М: Народ, образование, 2002. 178 с.
  175. , В. М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния / В. М. Шепель. — М.: ЮНИТИ, 1994. 319 с.
  176. , Ж. Связи с общественностью / Ж. Шомели, Д. Уисман- пер. с фр. 9-е изд. — СПб: Издат. Дом «Нева», 2003. — 128 с.
  177. , Д. Эффективная презентация / Д. Энтони. Минск: Амалфея, 1997.-208 с.
  178. Юнг, К. Психоанализ и искусство / К. Юнг.- Киев: Ваклер, 1996. 249 с.
  179. , Т. В. Некоммерческие организации: экономика и управление / Т. В. Юрьева М.: Рус. делов. лит., 2010. — 248 с.
  180. Ягер, Джен. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Джен Ягер- пер. с англ. М.: ACT, 2004. — 304 с.
  181. , И. П. Паблик рилейшнз в организациях / И. П. Яковлев. СПб: Петрополис, 1995. — 147 с.
Заполнить форму текущей работой