Эстетический идеал в системе формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку
В ходе опытно-экспериментального обучения была доказана целесообразность трех составляющих учебной работы формирования у школьников представлений о языковом эстетическом идеале: эстетическое познание русского языка, организация эстетической речевой деятельности и формирование эстетического отношения к русскому языку. Эти составляющие реализованы в следующих направлениях учебной работы: во-первых… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ИДЕАЛЕ
- 1. 1. Аксиологический потенциал философской, педагогической и лингвистической наук в осмыслении категории эстетического идеала
- 1. 1. 1. Проблема понимания эстетического идеала в философии и теории ценностей
- 1. 1. 2. Языковой эстетический идеал как объект лингвистических исследований
- 1. 2. Психолого-педагогические факторы развития у школьников представлений об эстетическом идеале
- 1. 2. 1. Эстетический идеал в структуре эстетического сознания личности
- 1. 2. 2. Эстетическая речевая деятельность — средство формирования у школьников языкового эстетического идеала
- 1. 1. Аксиологический потенциал философской, педагогической и лингвистической наук в осмыслении категории эстетического идеала
- 2. 1. Лингвистическая база для формирования представлений учащихся о языковом эстетическом идеале
- 2. 1. 1. Язык как потенциальный эстетический объект
- 2. 1. 2. Эстетическая ценность художественного текста
- 2. 1. 3. Лингвистический анализ художественного текста — метод исследования его эстетической речевой системы
- 2. 2. Эстетический идеал в теории и практике преподавания русского языка
- 2. 2. 1. Традиции формирования у учащихся представлений о языковом эстетическом идеале в отечественной методике русского языка и словесности
- 2. 2. 2. Реализация идеи формирования у школьников представлений о языковом эстетическом идеале в контексте современных подходов в обучении русскому языку
- 3. 1. Критерии и нормативы оценки сформированное&trade- у школьников представлений о языковом эстетическом идеале, методы диагностики
- 3. 2. Представления учащихся об эстетических свойствах русского языка
- 3. 3. Эстетический идеал как критерий выбора языковых средств и оценки результатов речевой деятельности
- 3. 4. Эстетическое отношение учащихся к русскому языку и речи
- 3. 4. 1. Сформированность у школьников эстетических суждений о русском языке
- 3. 4. 2. Восприятие и сохранение учащимися языковых средств, создающих эстетический образ
- 3. 4. 3. Самоопределение учащихся в отношении эстетического идеала при создании собственных высказываний
- 3. 5. Готовность учителей к работе над формированием у школьников языкового эстетического идеала как компонента их ценностного отношения к русскому языку
- 4. 1. Концептуальные положения системы формирования у школьников представлений о языковом эстетическом идеале
- 4. 1. 1. Цель, ведущие идеи, принципы, модель концепции
- 4. 1. 2. Содержание структурных компонентов концепции
- 4. 2. Методический инструментарий формирования представлений учащихся о языковом эстетическом идеале в ценностном аспекте
- 4. 2. 1. Программа-проспект: принципы, структурные элементы и содержание
- 4. 2. 2. Программа элективного курса «Эстетика языка и речи»: 10−11 классы
- 4. 2. 3. Познавательные методы и средства обучения
- 4. 3. Типология упражнений и заданий
- 4. 3. 1. Упражнения, направленные на формирование у школьников представлений об эстетических свойствах русского языка и эстетических оценках языка и речи
- 4. 3. 2. Упражнения, направленные на эстетическое познание учащимися русского языка и русской речи
- 4. 3. 3. Упражнения, стимулирующие потребность учащихся совершенствовать речь с эстетических позиций
- 5. 1. Начальный (сенсорно-ценностный) этап обучающего эксперимента
- 5. 2. Основной (ценностно-смысловой) этап обучающего эксперимента
- 5. 3. Завершающий (ценностно — ориентированный) этап обучения
- 5. 4. Эстетическое познание учащимися языка и речи в аспекте формирования у них ценностных представлений о русском языке
- 5. 4. 1. Ознакомление учащихся с обобщенным понятием «эстетические свойства русского языка»
- 5. 4. 2. Развитие у школьников представлений об эстетических свойствах русского языка и речи
- 5. 4. 3. Формирование представлений учащихся о понятии языкового эстетического идеала
- 5. 5. Воспитание у школьников личностной позиции в отношении эстетического идеала как критерия языкового эстетического вкуса и показателя их эстетического отношения к русскому языку
- 5. 6. Результаты обучающего эксперимента
Эстетический идеал в системе формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диссертационное исследование посвящено актуальной для современного российского образования и социальных запросов общества проблеме формирования у школьников представлений о языковом эстетическом идеале, который определяется нами как важная составляющая ценностного отношения учащихся к русскому языку.
На современном этапе развития российского общества и педагогической науки целью развития личности признаются гармония и духовное совершенство (М.Н. Берулава, Н. Д. Никандров, Н. Б. Крылова, Л. П. Печко, В. И. Загвязинский, Ш. А. Амонашвили, Л. Ф. Закирова, Б. Т. Лихачев, Е. В. Бондаревская и др.). Очевидно, что поступательность движения социума к духовности и гармонии невозможна без высшего ориентира, абсолютной нормы, иначе говоря, без идеала, в котором собраны, сфокусированы и выражены национальные, гражданские, нравственные, эстетические ценности общества и которым измеряются и оцениваются явления жизни, сам человек, его мысли и чувства, его познавательная и практико-преобразующая деятельность.
Идеи гуманизации, выдвинутые в качестве приоритетных в российском образовании, придают особую остроту процессу установления гармонических отношений личности с окружающим миром и обществом. Аксиологическая ориентация педагогической мысли связывает гармонизацию личности в окружающем мире с формированием у нее ценностных ориентаций, механизмами которых являются поиск, оценка, выбор и проекция (А.Г. Здраво-мыслов, Л. М. Архангельский, Н. Д. Никандров, Г. П. Щедровицкий, A.B. Кирьякова, P.M. Рогова, E.H. Шиянов, В. В. Сериков, Н. Е. Щуркова и др.). Интегратором ценностных ориентаций, т. е. установок, склонностей, убеждений, является понятие идеала, который определяется в философских работах как представление о желаемом, должном, совершенном и как высшая цель деятельности и ориентир самоопределения личности в области ценностей и смыслов сегодняшней жизни (Ильенков 2002, с. 323).
В трудах педагогов-аксиологов Т. К. Ахаян, A.B. Кирьяновой, E.H. Шиянова значимыми в становлении ценностных ориентаций личности признаются мировоззренческие идеалы: гражданский, социальный, нравственный, эстетический, функциями которых являются целевая, т. е. создание интенсивной системы устремлений (ценностных ориентиров), и оценочная, т. е. определение критериев действий личности в различных жизненных ситуациях.
Включение в систему ценностных ориентаций личности представлений об эстетическом идеале мотивировано тем, что именно эстетическому идеалу принадлежит ведущая роль в формировании и преобразовании аксиологической сферы, в самореализации, самоопределении и развитии самосознания личности. Эстетический идеал понимается как интеллектуально-эмоциональное представление личности о совершенной, желаемой и должной эстетической ценности (Столович 1983; Крутоус 1987; Бодрилин 1996).
Современная социокультурная ситуация и гуманистическая направленность стратегии российского образования объективно усиливают роль тех предметов, которые способствуют, с одной стороны, процессу познания личностью национальных и гуманистических ценностей русского народа и, с другой стороны, развитию личности, ее творческой самореализации, успешной социализации и самоопределению в жизни и деятельности. Родной язык как воплощение национальных и гуманистических идеалов, являющихся по сути идеалами культуры и определяющих, по мысли Д. С. Лихачева, «культурное осознание» мира, есть средство и стимул постижения высших духовных ценностей своего народа (Лихачев 2000, с. 14). В этом смысле особое место принадлежит предмету русский язык, поскольку сам язык как предмет изучения «органически входит в наиболее общие фенолоны бытия как важнейшее хранилище коллективного опыта и является составной частью культуры» (Карасик 2001, с. 16).
Поворот вектора образования на постижение школьниками системы духовных ценностей русского народа и самоопределения в них обусловил акб туальность аксиологического подхода в обучении русскому языку. Разработанная А. Д. Дейкиной методическая теория формирования у школьников взгляда на родной язык как национально-культурный феномен усилила значимость целей обучения русскому языку в аксиологическом ключе и предвосхитила приоритетность задач формирования ценностного отношения учащихся к родному русскому языку в современной школе (Дейкина 1994 а). Ценностный подход в обучении русскому языку получил отражение в «Концепции образования по русскому (родному) языку» при определении целей, как-то: воспитание гражданственности и патриотизма, осознанного отношения к русскому языку как духовной ценности, формирования любви и уважения к русскому языку (Концепция образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе. 2000, с. 7). Закономерным и необходимым условием становления языковой личности с ценностным взглядом на родной язык является включение в цели и прогнозируемые результаты обучения категории отношения к русскому языку как духовной ценности. Пути формирования позитивного отношения к родному языку изложены в трудах ученых-методистов М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Т. К. Донской, Р.Б. Сабаткое-ва и их последователей.
Система формирования ценностного отношения к русскому языку в средней школе базируется на следующих представлениях о русском языке: русский язык — самобытное уникальное полифункциональное средство общения, русский язык — родной язык русского народа, русский язык — средство межнационального и межэтнического общения, русский язык — развивающееся явление, русский язык — один из славянских языков, русский язык — первооснова русской художественной литературы.
Полнота формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку, на наш взгляд, определяется вниманием ко всем его сторонам, в том числе и эстетической. Эстетическая сторона как одна из составляющих процесса формирования гуманистического мировоззрения пронизывает все его аспекты, придает ему эмоциональную насыщенность и убедительность, и в то же время эстетические представления, чувства и знания пронизывают все основные ценностные категории: взгляды, идеалы, суждения, убеждения, оценки, потребности.
Эстетические свойства русского языка и русской речи, как-то: звучность, благозвучие, мелодичность, напевность, выразительность, образность, экспрессивность языковых средств, гибкость, пластичность, стройность синтаксических конструкций, уместность употребления языковых средств — позволяют «освоить представления о языке как более широкие, то есть охватить язык в масштабности его системы и всех его проявлений» (Дейкина 2002) и дают возможность постигать родной язык по законам логики и красоты.
Формирование у школьников представления об эстетическом идеале, на наш взгляд, правомерно связано с преподаванием русского языка в силу того, что представление об эстетическом в окружающем мире находит отражение в словесных формах и сам язык обладает чертами, способными вызвать языковое эстетическое чувство. Осознание воплощенных в родном языке представлений о красоте как духовной ценности благотворно скажется на формировании у школьников бережного уважительного действенного отношения к русскому языку и на развитии их личности.
Характер и специфика обучения русскому языку определяются необходимостью реализации социального заказа российского общества в подготовке сегодняшнего выпускника средней школы: свободное владение русским языком в разных сферах коммуникации (Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений). Русский язык. 5−9 классы, 2007, с. 3). В то же время прагматика обучения требует достижения и других целей: учета потребности и желания учащихся совершенствоваться в русском языке, владеть не только правильной русской речью, но и такой, которая может быть оценена как выразительная, богатая, красивая, образная, точная, уместная и др. Иными словами, речь идет о стремлении к языковому эстетическому идеалу, воплощенному в языковом сознании личности и социума как представление об эталонной, совершенной, желаемой и эстетически приемлемой речи. Однако, как указывал М. Т. Баранов в статье «Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка в IV — VIII классах», без целенаправленной и систематической работы над эстетикой языка и речи русский язык не постигается учащимися как первооснова художественной литературы. Без внимания к эстетике языка и речи не происходит полноценное формирование культуроведческой компетенции учащихся, одним из компонентов которой является осознание красоты, выразительности, эстетических возможностей родной речи (Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе 2000, с. 13). В то же время, как отмечает Е. А. Быстрова, долгое время работа над эстетической функцией русского языка занимала маргинальные позиции в школьной практике преподавания русского языка (Обучение русскому языку в школе 2004, с. 156). Поэтому эстетический аспект в изучении русского языка представлен все еще недостаточно, что приводит, по выражению Н. М. Шанского, к эстетической глухоте выпускников школ и низкому уровню их эстетической компетенции (Шанский 1994, с. 39).
На решение многих вопросов, связанных с необходимостью формирования у школьников эстетического идеала, оказывает существенное воздействие целый ряд социокультурных, педагогических, методических факторов.
Во-первых, социокультурным фактором следует признать характер современной социокультурной и языковой ситуации, в которой наблюдаются как положительные, так и отрицательные тенденции: интеллектуализация русской речи, с одной стороны, и ее демократизация, снижение уровня речевой культуры носителей языка, изменение языкового эстетического вкуса и в известном смысле утрата эстетического идеала, сложившегося в предшествующие эпохи развития общества, с другой стороны (Л.И. Скворцов, В. Г. Костомаров, Ю. Н. Караулов, Л. П. Крысин, В. М. Лейчик, О. Б. Сиротинина, E.H. Ширяев и др.). Поэтому целесообразно связывать решение проблем повышения уровня речевой культуры учащихся с решением вопросов формирования у них представлений о наличии критерии, которым выступает представление о совершенной (идеальной) речи.
Во-вторых, педагогическая наука выдвигает одним из подходов к воспитанию — аксиологический, определяющий в качестве первоочередной задачи формирование и проектирование ценностно-смысловой сферы личности, установку на преобразование личностью собственной аксиосферы и на самоопределение в области ценностей и смыслов (Н.Д. Никандров, В.А. Ка-раковский, В. В. Сериков, A.B. Кирьякова, E.H. Шиянов, Н.Е. ГЦуркова, Е. А. Ямбург и др.). Ценностные ориентации личности отражают отношение личности к миру и к себе, поэтому и ценностное отношение к русскому языку требует выработки ценностных ориентаций, в круг которых входят и представление о языковом эстетическом идеале.
В-третьих, методическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность народа и основу для формирования у школьников ценностного отношения к миру, человеку, родной природе, искусству и к самому языку (М.Т. Баранов, М. Р. Львов, Е. А. Быстрова, Т. К. Донская, Р.Б. Сабатко-ев, А. Д. Дейкина, Л. А. Ходякова, Т. Н. Волкова, Н. Д. Десяева и др.). Как справедливо замечает А. Д. Дейкина, воспитание личности и формирование представлений о национальных идеалах происходит наиболее активно и плодотворно при изучении языков, особенно родного (Дейкина 1990, с. 3).
В-четвертых, разработка в методике русского языка аксиологического и культуроведческого подходов обучения русскому языку усиливает внимание к тем аспектам, которые позволяют углубить представление школьников о русском языке как национально-культурном феномене, о красоте русского языка и способствуют достижению выработки положительного бережного отношения учащихся к родному языку (Н.М. Шанский, Е. А. Быстрова, М. Р. Львов, Т. К. Донская, А. Д. Дейкина, Л. А. Ходякова, Т. М. Пахнова, С. И. Львова, Т. Н. Волкова, Н. Д. Десяева, H.A. Сметнева, О. В. Гордиенко, и др.).
В-пятых, в школьном преподавании русского языка становится приоритетным обращение к тексту как средству и предмету обучения, особенно к художественному, в котором реализуется использование языковых средств в соответствии с эстетическими ресурсами языка (Н.М. Шанский, М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Е. А. Быстрова, Т. М. Балыхина, H.A. Ипполитова,.
А.Д. Дейкина, А. П. Еремеева, Т. М. Пахнова, А. Ю. Купалова, С. И. Львова и др.).
В-шестых, введение русского языка как обязательного учебного предмета в старших классах открывает широкие возможности для усиления эстетической направленности изучения русского языка и обучения речи в процессе осуществления анализа художественного текста, организации речевой деятельности старшеклассников, а также подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку (В.В. Бабайцева, А. И. Власенков, Е. А. Быстрова, А. Д. Дейкина, А. П. Еремеева, H.A. Ипполитова, З. С. Смелкова, Л. А. Ходякова, Т. М. Пахнова, С. И. Львова, В. И. Капинос, С. А. Арефьева, С. Н. Молодцова, В. В. Лолуа и др.).
Наконец, существенным фактором следует признать разработку и создание интегративных курсов «Русская словесность», «Стилистика», «Культура речи», «Риторика», получивших в ряде средних учебных заведений статус учебного предмета или элективного курса (А.И. Власенков, А. И. Горшков, Т. А. Ладыженская, H.A. Ипполитова, З. С. Смелкова, З. И. Курцева, Ю. С. Пичугов, Т. М. Пахнова, Т. А. Костяева, С. Н. Молодцова и др.). В курсе этих дисциплин уделяется немалое внимание разным аспектам проблемы эстетической функции национального русского языка и языку художественной литературы.
Наряду с выявленными факторами, определяющими необходимость решения вопроса формирования у учащихся представлений о языковом эстетическом идеале и его самого, в реальной практике преподавания русского языка сложились следующие противоречия:
— между выдвижением одной из современных целей обучения русскому языку повышение речевой культуры учащихся и уровнем современной социокультурной и речевой среды, характеризующейся систематическим нарушением правильности речи в разных социальных группах, активным поиском новых выразительных средств, ведущих к доминированию в употреблении жаргонизмов, вульгаризмов, стилистически сниженной лексики, являющихся по сути эстетически неприемлемыми средствами;
— между установлением в качестве основополагающей цели обучения воспитание у школьников ценностного отношения к русскому языку, осознания его как национально-культурного феномена и недооценкой формирования у них представлений о русском языке как эстетически ценностном объекте;
— между задачей формирования у школьников культуроведческой компетенции и недооценкой ее компонента, определяемого как осознание учащимися красоты, выразительности, эстетических возможностей родной русской речи;
— между заявленной в школьных программах по русскому языку познавательной задачей формирования у школьников представлений о прекрасном в языке и речи и слабой ориентированностью на ее реализацию учебно-воспитательного процесса в средней школе, а также неразработанностью контрольных измерителей (индикаторов) для определения оценки уровня их сформированности.
Необходимость разрешения выявленных противоречий подтверждает актуальность настоящего исследования.
Нерезультативность формирования представлений учащихся о красоте, гармонии и совершенстве русского языка обусловлена также причинами, вызывающими объективные затруднения в осуществлении эстетической языковой подготовки учащихся средней школы. В их числе:
— невыявленность степени сформированности у школьников представлений о русском языке как эстетическом феномене;
— отсутствие ряда понятий в школьном курсе русского языка, необходимых для характеристики эстетических свойств русского языка и русской речи;
— неразработанность методики формирования у школьников конкретных представлений о языковом эстетическом идеале в процессе изучения языка и обучения речи;
— отсутствие типологии упражнений, и заданий для формирования представлений учащихся об эстетических свойствах русского языка и их самоопределения в отношении эстетического идеала;
— неразработанность для школьной практике контрольных измерителей оценки сформированности у учащихся языкового эстетического идеала;
— отсутствие теоретической подготовки учителей-словесников к организации работы по формированию у учащихся представлений о языковом эстетическом идеале.
В то же время важным условием успешности учебной деятельности следует признать развитие сензитивной сферы учащихся: способности к выражению эстетических чувств и эмоций, сформированности эстетического чувства, чувства ритма, гармонии, меры, речевого слуха и т. д. Развитость эмоциональной сферы учащегося благотворно сказывается на возникновении у него эстетических эмоций и переживаний в ситуации речевого общения, в процессе наблюдений за эстетическим потенциалом языковых явлений в речи (тексте) и при создании собственных высказываний. Психологической основой, определяющей логику формирования у школьников представлений о языковом эстетическом идеале, является ряд личностных факторов, находящихся во взаимообусловленности и взаимодействии: «сознание — потребность — переживание — отношение — действие» (Эстетическое сознание и процесс его формирования, с. 256). Очевидно, что последовательность работы по формированию представлений о языковом эстетическом идеале необходимо определять в движении от осознания учащимися ценностного, эмоционального, оценочного плана речи к собственно творческому характеру эстетической речевой деятельности.
Одной из стержневых линий учебной работы на уроках русского языка, реализующих аксиологический и культуроведческий подходы в обучении русскому языку, по нашему убеждению, становится идея формирования у школьников представления о языковом эстетическом идеале. Под языковым эстетическим идеалом мы понимаем совокупность представлений языковой личности о свойствах русского языка, вызывающих эстетическое наслаждение, о совершенной (идеальной) речи и совокупность критериев (требований к речи), с позиций которых оценивается степень совершенства /несовершенства речевого высказывания.
На основании проведенного анализа содержательной характеристики эстетического идеала и его функций в философских работах были выведены структурные компоненты категории эстетического идеала. Формирующими центрами, вокруг которых складываются представления, являются знания (интеллектуальный компонент), переживания и эмоции (эмоциональный компонент), специфические умения, связанные с эстетическим восприятием, эстетическим оцениванием, созданием эстетических ценностей и осуществлением эстетического контроля (практический компонент).
Представление о языковом эстетическом идеале может формироваться в процессе овладения учащимися знаниями об эстетике русского языка и речи, специфическими умениями, связанными с эстетическим восприятием речи, ее эстетической оценкой, созданием эстетических ценностей в речевой форме, и проявления у школьников особого эмоционального отношения к языковым и речевым явлениям.
В нашем исследовании учебная работа по выработке у школьников представлений о языковом эстетическом идеале рассматривается как взаимосвязанный процесс эстетического познания учащимися русского языка и русской речи в их речевой деятельности и формирования у них эстетического отношения к русскому (родному) языку.
Объект исследования — процесс формирования у учащихся средней школы языкового эстетического идеала.
Предмет исследования — методическая система формирования у школьников представления о языковом эстетическом идеале как важной составляющей аксиологического подхода в обучении русскому языку.
Цель диссертационного исследования — создание теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методической системы развития у школьников представлений о языковом эстетическом идеале на основе знаний и сведений об эстетических свойствах русского языка и речи, формирования у них специфических умений, эстетического отношения к языковым и речевым явлениям и расширения языковой, культуроведческой и эстетической компетенций учащихся.
Для реализации цели исследования потребовалось решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и содержание ключевых понятий по проблеме исследования: эстетический идеал, ценностное отношение, эстетическое отношение, эстетическая ценность, представление, эстетическая оценка, эстетические закономерности (принципы), эстетическая ком-петенг{ия, ценностное отношение к языку, языковой идеал, риторический идеал, хорошая речь, языковой эстетический идеал, эстетический языковой вкус, эстетическая речевая деятельность.
2. Установить научно-теоретические основы методической концепции развития представления учащихся об эстетическом идеале как составляющей системы формирования ценностного отношения к русскому языку.
3. Выявить критерии для определения сформированное&tradeу школьников представления о языковом эстетическом идеале и разработать диагностические задания, позволяющие установить их успешность /неуспешность в эстетическом освоении языка и речи.
4. Определить концептуальные положения разрабатываемой методической системы: цели, задачи, закономерности, принципы учебной деятельности, технологическую модель, содержательные доминанты обучения и оптимальные методические модели, методы и приемы учебной деятельности, средства обучения.
5. Определить содержательную основу разрабатываемой методической системы: установить совокупность представлений о языковом эстетическом идеале, которые будут формироваться у учащихся, отобрать понятия и сведения об эстетике русского языка и речи, определить специфические учебно-языковые, коммуникативно-речевые, аргументативные и рефлексивные умения.
6. На основе разработанных положений методической системы и экспериментальных диагностических данных создать Программу-проспект, перспективно отражающую содержательные линии обучения с 5 по 11 классы, программу элективного курса для старших классов «Эстетика языка и речи», модели уроков ознакомления учащихся с эстетическими свойствами русского языка и типологию упражнений и заданий, ориентированную на формирование учебно-языковых, коммуникативно-речевых, аргументативных умений и стимулирующих потребность учащихся в совершенствовании собственной речи с эстетических позиций.
7. Провести обучающий эксперимент с целью апробации и верификации предложенной методики и осуществить ее внедрение в школьную практику преподавания русского языка в средних учебных заведениях разного типа.
Гипотеза исследования заключается в следующем:
Успешное формирование ценностного отношения учащихся к русскому языку эффективно при условии развития у них представлений о языковом эстетическом идеале путем реализации аксиологического подхода, а именно:
— стимулирование потребности учащихся в совершенствовании собственной речи с эстетических позиций;
— создание условий для выработки личностной позиции учащихся в отношении языкового эстетического идеала как критерия их языкового эстетического вкуса и творческой самореализации;
— сочетание разных видов эстетической деятельности учащихся на уроках русского языка, реализованной в типологии упражнений и заданий;
— осуществление межпредметных связей и учета интегрированных процессов, связанных с эстетической речевой деятельностью учащихся;
— создание культурной речевой среды на основе использования образцовых текстов и осуществления их лингвоэстетического анализа и выразительного чтения на уроках русского языка;
— обогащение содержания базового лингвистического курса понятиями из области эстетики языка и речи, стилистики художественной речи: звуковая и речевая гармония, благозвучие, выразительность, уместность употребления языковых средств, речевая эстетика тексталингвоэстетичеасий анализ худоэюественного текста и др.;
— введение понятий языковой эстетический идеал, эстетические свойства русского языка, эстетические оценки языка и речи, и ключевых тем: красота языка как часть духовного богатства русского народа, эстетические свойства речирусский язык — эстетическое наследие русского народа и др., ориентированные на расширение культуроведческой компетенции учащихся;
— формирование у школьников специфических учебно-языковых, коммуникативно-речевых, аргументативных и рефлексивных умений, связанных с эстетическим восприятием речи, оцениванием выбора языковых средств с учетом эстетических критериев и коммуникативной целесообразности, созданием продукта речевой деятельности и осуществлением эстетического контроля.
Методы исследования.
Анализ теоретических источников, изучение опыта обращения к проблеме эстетического идеала в отечественной методике преподавания русского языка и словесности, анализ учебников и учебных пособий по русскому языку, диагностические срезы, их статистическая обработка, анализ авторского и личного опыта преподавания, анкетирование учителей, консультирование участников эксперимента, описание материалов исследования.
Методологической основой исследования стали: философские концепции сущности идеала и его разновидности — эстетического идеала (А.Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Н. О. Лосский, Ю. Б. Борев, Э.В.
Ильенков, В. П. Крутоус, JI.H. Столович, М. Ф. Овсянников, Е. Г. Яковлев, A.C. Мигунов, Б. Г. Лукьянов, Ф. С. Худушин, К. З. Акопян, В. И. Горынь, В. М. Радугин, М. Ю. Билаонова, А. П. Иванчук и др.) — теория ценностей (М.С. Каган, Л. Н. Столович, Д. А. Леонтьев, А. Г. Здравомыслов, Л. М. Архангельский, Е.В. Золотухина-Аболина, А.П. Бодри-лин, И. А. Сурина и др.) — аксиологические теории воспитания и ориентации личности в мире ценностей (Н.Д. Никандров, Т. К. Ахаян, A.B. Кирьякова, P.M. Рогова, Н. Е. Щуркова, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская, Л. П. Печко, E.H. Шиянов, Н. Б. Крылова, В. В. Караковский, Е. А. Ямбург, З. И. Васильева, Т. Н. Пухова, Л. П. Разбегаева, М. В. Сокольская и др.) — теории развития личности, в том числе концепции эстетического развития личности (Л.И. Божо-вич, А. Н. Леонтьев, Г. Г. Квасов, Е. В. Квятковский, Н. С. Лейтес и др.) — педагогические и психологические концепции формирования у школьников эстетического идеала, эстетического отношения и эстетической культуры личности (Б.Т. Лихачев, Е. В. Квятковский, Г. П. Шевченко, И.А. Лисов-ская, И. Ф. Гончаров, Л. П. Печко, Н. Б. Крылова, А. Б. Щербо, Н. И. Колесник, А. Ю. Гончарук, В. Л. Брылина, С. Т. Погорелов, М. А. Верб, А. И. Комарова, Г. И. Ратгауз, И. Г. Ревес, А. Ф. Лобова, И. М. Осмоловская, H.A. Волкова, З. Н. Новлянская, A.A. Адаскин, Е. Л. Яковлева, O.A. Голянская и др.) — лингводидактические и психолингвистические теории эстетической деятельности и эстетической речевой деятельности личности (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев, Л. Н. Столович, A.A. Мелик-Пашаев, A.M. Шахнарович, Н. И. Жинкин, Л. И. Божович, Г. И. Богин, Л. П. Печко, А. Б. Щербо, Я. С. Сысоева и др.), психологические и психолингвистические положения об особенностях художественного творчества и восприятия личностью художественного текста (П.М. Якобсон, В. В. Блок, Б. С. Мейлах, В. Н. Самохин, Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров, О. И. Никифорова, Г. А. Емельянов, Н. Т. Ерчак, В. Я. Задорнова, Ю. А. Сорокин, В. П. Белянин, О. Н. Органова, Г. С. Илиева, Е. П. Крупник, A.C. Мамонтов), психологические принципы и концептуальные идеи приобщения детей к эстетической деятельности (A.A. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др-) — психологическая теория формирования компонентов эстетического сознания личности, их взаимодействия (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Е. И. Игнатьев, Н. И. Жинкин, Л. В. Благонадежней, С. С. Гольдентрихт, М. П. Гальперин и др.) — положения о роли рефлексии и самооценки личности в процессе ее деятельности (Б.З. Вульфов, А. Я. Пономарев, В. В. Давыдов, Л. П. Печко, Г. И. Ратзауз и др.) — лингвоаксиологические трактовки понятий языкового идеала, риторического идеала, языкового эстетического идеала, хорошей речи, языковых эстетических оценок, языкового вкуса и концепта (Н.Д. Арутюнова, Д. С. Лихачев, Ю. Н. Караулов, A.A. Леонтьев, В. Г. Костомаров, В. В. Красных, Б. М. Гаспаров, А. Д. Шмелев, Н. Б. Мечковская, В. А. Маслова, И. А. Стернин, ИЛ. Чернухина, Л.В. МиллярС.С. Аверинцев, А. П. Сковородников, И. А. Стернин, А. К. Михальская, H.A. Ипполитова, Б. Н. Головин, Л. И. Скворцов, К. С. Горбачевич, О. Б. Сиротинина, С. А. Крылов и др.) — идеи симметрии в языкознании, лингвосинергетические теории организации текста (В.Г. Гак, С. Карцевский, Ю. М. Лотман, В. А. Пищальникова, А. Ю. Корбут, С. И. Гиндин, В. Я. Голуб, В. А. Мальцев, И. Я. Чернухина и др.) — теории эстетического функционирования языковых средств в языке и речи (тексте) (М.М. Бахтин, Б. А. Ларин, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, P.A. Будагов, Д. Н. Шмелев, Н. М. Шанский, В. П. Григорьев, Н.В. Че-ремисина, Л. Г. Барлас, В. Н. Телия, О. В. Загоровская, Л. И. Донецких, Г. С. Бояринцева, В. В. Николаева, H.A. Николина, Н. Б. Мечковская, В. А. Пищальникова, Н. С. Болотнова и др.) — концепции лингвистического и филологического анализа художественного текста (Л.В. Щерба, Л. А. Новиков, Н. М. Шанский, Н. В. Черемисина, Л. Ю. Максимов, H.A. Николина, H.A. Купина, H.A. Кожевникова, М. Л. Гаспаров, В. И. Кодухов, В. А. Пищальникова, Ю. В. Казарин, Н. С. Болотнова, А. О. Липгарт и др.) — методические теории формирования лингвистического мировоззрения учащихся и взгляда на родной язык как национально-культурный феномен (М.Т. Баранов, А. Д. Дейкина, JI.A. Тростенцова, Т. К. Донская, Р.Б. Сабатко-ев, Н. Д. Десяева, H.A. Сметнева и др.) — методические концепции воспитания и обучения учащихся на уроках русского языка (М.Т. Баранов, A.B. Дудников, М. Р. Львов, Е. А. Быстрова, Т. К. Донская, Л. А. Тростенцова, А. Д. Дейкина, Л. А. Ходякова, С. И. Львова, М. Б. Успенский, Е. Г. Шатова и др.) — положения о совершенствовании речи учащихся и лингвометодические концепции речевой деятельности учащихся (М.Т. Баранов, Л. П. Федоренко, М. Р. Львов,.
A.Д. Дейкина, А. П. Еремеева, H.A. Ипполитова, Е. П. Суворова, В.Е. Маму-шин, Т. Н. Волкова, В. Я. Булохов и др.) — структурно-содержательные модели реализации ценностного, культуроведческого, коммуникативного и тексто-ориентированного подходов (Н.М. Шанский, Е. А. Быстрова, А. Д. Дейкина, Т. С. Кудрявцева, H.A. Ипполитова, Т. М. Пахнова, Л. А. Ходякова, А.Ю. Ку-палова, Т. Н. Волкова, Л. И. Новикова, О. В. Гордиенко и др.) — методики лингвистического анализа художественного текста, комплексного анализа текста, комплексной работы с текстом на уроках русского языка (Н.М. Шанский, Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. П. Федоренко, В. В. Бабайцева, Т. К. Донская, А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова, H.A. Ипполитова, А. П. Еремеева, Л. А. Ходякова, З. С. Смелкова, Ф. А. Новожилова, С. Н. Молодцова, Т. П. Соколова,.
B.В. Лолуа, В. Я. Гурова и др.).
Особый интерес для создания оригинальной концепции с учетом межпредметных связей и интегрированных процессов представляют исследования художественного слова в методическом аспекте уроков литературы (В.В. Голубков, О. Ю. Богданова, М. Г. Качурин, Т. Ф. Курдюмова, E.H. Колокольцев, Л. В. Тодоров, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов, С. А. Зинин, И. А. Подругина, И. А. Кочергина и др.).
Проблемы исследования, которые были рассмотрены в диссертации: 1. Эстетический идеал как философская и аксиологическая категория и психолого-педагогический феномен.
2. Эстетическая речевая деятельность — средство формирования у учащихся языкового эстетического идеала и критерий творческой самореализации личности.
3. Языковой эстетический идеал, его сущностные признаки и характеристика в лингвистической науке.
4. Определение круга представлений, которые необходимо сформировать у школьников.
5. Традиции и новации в решении проблемы формирования эстетического идеала в отечественной и российской методике преподавания русского языка на современном этапе.
6. Критерии и показатели (индикаторы) оценки уровня сформированно-сти представлений у школьников о языковом эстетическом идеале.
7. Методическая система формирования представлений учащихся о языковом эстетическом идеале в контексте ценностного и культуроведче-ского подходов в обучении русского языка.
Проблема формирования представлений у школьников о языковом эстетическом идеале в аспекте ценностного отношения к русскому языку рассматривается впервые, что позволяет считать ее решение инновационным и перспективным в методической науке.
Научная новизна исследования определяется тем, что:
1) предложена методическая концепция развития у школьников языкового эстетического идеала, реализующая в ценностном аспекте три взаимосвязанные содержательные доминанты: эстетическое познание учащимися русского языка и русской речи, их эстетическую речевую деятельность и эстетическое отношение к русскому языку;
2) обоснованы необходимость и педагогическая целесообразность этапов учебной работы по формированию у учащихся представлений о русском языке как духовно-эстетической ценности русского народа через концепт красоты русского языка;
3) определены цели, содержание, методы обучения и этапы учебной работы по овладению учащимися суммой знаний об эстетике языка и речи и по формированию у них специфических учебно-языковых, коммуникативно-речевых, аргументативных умений, которые являются основой для осознания учащимися языкового эстетического идеала как критерия их языкового эстетического вкуса, критерия эстетической оценки продукта речевой деятельности;
4) реализованы две модели формирования у школьников представления о языковом эстетическом идеале в средней школе: «от наблюдений учащихся над эстетическим потенциалом языковых единиц в речи (тексте) — к представлению о языковом эстетическом идеале», «от представления о языковом эстетическом идеале — к эстетической речевой деятельности учащихся»;
5) определены’виды специфических учебно-языковых, коммуникативно-речевых, аргументативных и рефлексивных умений и методы и приемы, направленные на реализацию содержательных линий методической системы;
6) разработана типология упражнений и заданий, базирующаяся на использовании образцовых текстов публицистического и художественного стилей, в-том числе культуроведческиХ'¦текстов'- (об эстетике русского языка и русской речи, языка писателей и поэтов) — а также детских текстов-сочинений и изложений- - «' ^.
7) определены модели уроков русского языка, ориентированные на овладение школьниками знаниями об эстетических свойствах русского языка, на развитие умений-выявлять эстетические’качества языковых* явлений в речи^ (тексте), эстетически оценивать выбор языковых средств в тексте-образце и собственных речевых высказываниях, а также на выработку у них ценностной позиции в отношении языкового эстетического идеала:
Теоретическая’значимость исследования заключается в том, что: — У'-' '1) .осуществленоинтегрирование нового понятийного содержания в Школьный: лингвистический курс русского языка: введено понятие языковой.
• • ¦ > 22 эстетический идеалэстетические свойства русского языкарусский языкэстетическое наследие русского народа и др.;
2) внесен вклад в разработку понятийного аппарата теории и методики преподавания русского языка: дана методическая интерпретация понятия языковой эстетический идеал, введено понятие лингвоэстетический анализ как метод формирования представлений о языковом эстетическом идеале;
3) выявлены закономерности формирования у учащихся представлений о языковом эстетическом идеале;
4) определены ведущие идеи и общие и частно-методические принципы учебной работы по формированию у школьников языкового эстетического идеала как критерия их речевой деятельности;
5) разработаны контрольные измерители (индикаторы) оценки сфор-мированности у школьников языкового эстетического идеала, знаний об эстетических свойствах русского языка, сформированности у них специфических умений и эстетического отношения учащихся к русскому языку;
6) определены этапы развития у учащихся представлений и знаний о языковом эстетическом идеале как критерии их познания русского языка и речи и специфических умений в соответствии с возрастными и сензитивными особенностями развития языковой личности, разными этапами эстетической деятельности и с учетом изучаемого программного материала.
Практическая значимость исследования состоит в том, что.
1) смоделирована Программа-проспект, синтезирующая знания об эстетике русского языка и речи, умения, связанные с эстетическим познанием учащимися русского языка и их эстетической деятельностью, и типы упражнений, ориентированных на формирование ценностных представлений учащихся об эстетике русского языка и умений употреблять языковые средства с учетом эстетических критериев и стимулирующих стремление учащихся к совершенствованию собственной речи;
2) спроектированы на основе Программы-проспекта программы обучения для каждого класса с учетом действующей программы изучения русского языка по стабильным учебникам (под ред. Н.М. Шанского), включающие темы уроков, вводимые понятия и результаты обучения;
3) разработаны диагностические комплексы для 5 — 9 и 10−11 классов, позволяющие оценивать степень сформированности языкового эстетического идеала, представлений о нем, знаний об эстетических свойствах русского языка;
4) апробированы конкретные модели уроков, ориентированные на реализацию эстетического познания учащимися русского языка и формирования у них ценностной позиции и их самоопределения в отношении языкового эстетического идеала;
5) отобран мировоззренчески ценностный, лингвистически ориентированный дидактический материал, содержащий эстетические суждения о русском языке, эстетические оценки русских писателей, критиков, ученых-филологов и расширяющий представления учащихся о критериях образцовой (совершенной) речи, о совокупности эстетических свойств русского языка и русской речи, и текстовый дидактический материал, основанный на использовании образцовых текстов и текстов детских творческих работ;
6) разработаны методические рекомендации для учителей-филологов, отраженные в публикациях: монографии «Языковой эстетический идеал и пути его формирования в процессе обучения и воспитания в средней школе» и учебно-методическом пособии «Языковой эстетический идеал в аспекте формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку», а также в статьях.
Материалы исследования внедрены в теорию и практику преподавания через учебно-методические пособия для учителей и студентов филологического факультета педвузов, дидактические материалы для учащихся средних школ, через лекционный курс «Теория и методика обучения русскому языку», спецкурсы и спецсеминары в педвузе, а также могут быть использованы в образовательных стандартах, программах и учебниках по русскому языку.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Предложенная в исследовании научная концепция развития у школьников языкового эстетического идеала как важной составляющей аксиологического подхода направлена на достижение одной из целей обучения русскому языку в средней школе — формирование ценностного отношения к русскому языку и осознание его как духовной ценности и национально-культурного феномена.
2. Методическая система формирования представлений о языковом эстетическом идеале базируется на трех составляющих учебной работы: эстетическом познании учащимися русского языка и речи, эстетической речевой деятельности и формирования у них эстетического отношения к русскому языку, которые создают ценностно ориентированное пространство уроков русского языка.
3. Результативность учебной работы достигается реализацией двух оптимальных моделей обучения: «от наблюдений учащихся за реализацией эстетического потенциала языковых единиц в речи (тексте) — к представлению о языковом эстетическом идеале», «от представления о языковом эстетическом идеале — к эстетической речевой деятельности учащихся». Эти модели задают две методические траектории и конкретные тактические решения на разных этапах обучения в5−9и10−11 классах.
4. Основным средством формирования у школьников представления о языковом эстетическом идеале является образцовый художественный текст как продукт эстетической речевой деятельности русских писателей и поэтов, использование которого создает на уроке русского языка совершенную речевую культурную среду.
5. Типология упражнений, направленных на формирование представления о языковом эстетическом идеале, обеспечивает действенность формирования эстетических представлений учащихся в процессе познания ими русского языка и совершенствования их речевой деятельности.
6. Обращение к эстетическим ресурсам русского языка и внимание к проблемам языкового эстетического вкуса усиливает воспитательную направленность обучения русскому языку, способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся и выработке у них осознанной потребности в совершенствовании собственной речи с позиции языкового эстетического идеала.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждаются анализом научной литературы в области философии, психологии, педагогики, лингвистики, методики обучения русскому языкуосуществлением констатирующего эксперимента, реализующего диагностические задания для учащихся 5−11 классованкетированием учителей, студентов педвузов, результатами опытного обучения, личным опытом преподавания.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Разработанная методика и методические выводы проведенного диссертационного исследования внедрены в практику преподавания русского языка в средних учебных заведениях г. Оренбурга и Оренбургской области, получили отражение в выступлениях перед учителями-словесниками школ Оренбургской области на методических семинарах, перед учительскими коллективами школ, в лекциях и практических занятиях по курсу «Теория и методика обучения русскому языку» в Оренбургском госпедуниверситете, в курсовых и выпускных квалификационных работах студентов.
Концепция исследования и его основные результаты излагались в сообщениях и докладах на заседаниях кафедры методики преподавания русского языка MILL У и в выступлениях на научно-практических конференциях:
Всероссийская конференция «Современная образовательная парадигма и школьные учебники по русскому языку» (ноябрь 2000, Оренбург, ОГ-ПУ), Всероссийская конференция «Научно-методическое обеспечение процесса обучения русскому языку в школе и вузе» (март 2001, Москва, МП ГУ), межвузовская «Интеллектуальный потенциал высшего педагогического образования» (апрель 2001, Оренбург, ОГПУ), Всероссийская конференция «Русский язык и литература: вопросы истории современного состояния и методики их преподавания в вузе и школе» (май 2001, Самара, СамПГУ), региональная конференция «Вклад Южного Урала в победу над фашизмом» (май 2001, Оренбург), Международная конференция «Вторые Международные Измайловские чтения, посвященные 200-летию В.И. Даля» (октябрь 2001, Оренбург, ОГПУ), межвузовская конференция «Наука XXI века: Проблемы и перспективы» (апрель 2002, Оренбург, ОГПУ), Всероссийская конференция, посвященная 100 — летию со дня рождения A.B. Текучева «Куль-туроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка» (март 2003, Москва, МПГУ), Всероссийская конференция, посвященная 80-летию со дня рождения М. Т. Баранова «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования» (март 2004, Москва, МПГУ), межвузовская конференция «Качество профессионального образования: новые приоритеты, система оценки» (апрель 2004, Оренбург, ОГПУ), Всероссийская конференция «Проблемы этнокультурного развития русского народа» (сентябрь 2004, Оренбург), «Третьи Международные Измайловские чтения, посвященные 175 — летию пребыванию A.C. Пушкина в Оренбурге» (октябрь 2003, Оренбург, ОГПУ), межвузовская конференция «Актуальные проблемы гуманитарных наук и методики преподавания в вузе и школе» (апрель 2005, Оренбург, ОГПУ), Всероссийская конференция «Русский язык в профильном обучении» (март 2005, Москва, МГПУ), Всероссийская конференция «Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы» (март 2006, Москва, МПГУ), межвузовская конференция «Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса» (апрель 2006, Оренбург, ОГПУ), региональная конференция «Человек в системе коммуникации» (нюнь 2006, Н.-Новгород, НГЛУ im. H.A. Добролюбова), Всероссийская конференция «Проблемы классического образования и духовные ценности современной России» (январь 2007, Челябинск,.
ЧелГУ), Международный литературно-образовательный форум «Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе» {май 2007, Киров, ВятГ-ГУ), Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики (К 190-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева) {март 2008 г, Москва, МПГУ).
Апробация проводилась в средних учебных заведениях с 2000 по 2008 гг. в школах г. Оренбурга: МОУ СОШ № 40, МОУ «Гимназия № 7» (полного дня), НОУ «Средняя общеобразовательная школа» «Ор-Авнер» — и Оренбургской области: МОУ «Аксаковская средняя общеобразовательная школа» с. Аксаково и МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» с. Михаиловка Бугурусланского района, МОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» с. Березовка Бузулукского района, МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа п. Первомайский Первомайского района, МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа № 2» п. Новосергиевка Новосергиевского района, МОУ «Зубаревская средняя общеобразовательная школа» п. Зубаревка Оренбургского района, а также в МОУ «Лицей № 22» г. Иванова. Результаты исследования отражены в 60 работах общим объемом 69,9 п.л.: из них 1 монография, 7 учебных пособий, 10 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов и охватывало период с 2000 г. по 2008 г.
На первом этапе (2000 — 2005) осуществлялось изучение литературы по теме диссертационного исследования, разрабатывались теоретические основы будущего исследования, определялась база для экспериментального обучения, составлялась программа опытного обучения, велась подготовительная работа к его проведению в школах г. Оренбурга и Оренбургской области: анкетирование учителей, наблюдение за опытом учителей разных школ в ходе педагогической практики студентов-филологов, анализ личного опыта преподавания русского языка в НОУ «Средняя общеобразовательная школа» «Ор-Авнер» г. Оренбурга и осуществление разведывательного эксперимента в средних общеобразовательных школах. Результатом данного этапа явилось создание и публикации монографии «Языковой эстетический идеал и пути его формирования в процессе обучения и воспитания русскому языку в средней школе» (Оренбург, 2005) и статьи: «Воспитание языкового эстетического идеала в процессе обучения русскому языку» (Русский язык в школе. — 2004. — № 6).
На втором этапе (2005 — 2007 гг.) была сформулирована гипотеза исследования, уточнен его понятийный аппарат, проведены диагностические срезовые работы в рамках констатирующего эксперимента, их обработка, велось опытное обучение в школах г. Оренбурга и Оренбургской области. Результаты исследовательской работы представлены в пособии для учителей «Языковой эстетический идеал в контексте формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку» (Оренбург, 2007) и в статьях: «Развитие представлений старшеклассников о языковом эстетическом идеале: коммуникативно-речевые упражнения (Русский язык в школе. — 2007. — № 1), «Формирование представлений об эстетическом идеале в процессе обучения русскому языку как иностранному» (ВЕСТНИК РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». — 2007. — № 2), «О формировании у учащихся ценностного отношения к русскому языку» (Русский язык в школе. -2007, — № 8).
На третьем этапе (2008 г.) завершалась апробация разработанной методической системы формирования представлений о языковом эстетическом идеале, велась обработка результатов опытного обучения, оформлялся окончательный текст диссертации. Результаты завершающего этапа исследования получили отражение в следующих публикациях: «Языковой эстетический идеал в системе ценностных представлений учащихся о русском языке» (ВЕСТНИК РУДН. Серия «Русский и иностранный языки и методика их преподавания. — 2007. — № 4.), «Формирование у школьников мировоззренческих представлений о языковом эстетическом идеале на уроках русского языка» (Наука и школа. — 2008. — № 4.) и других.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 484 источника. Общий объем диссертации 462 стр. В диссертации помещены 18 графических рисунков и 41 таблица.
ВЫВОДЫ ПО V ГЛАВЕ.
Целью проведения экспериментального обучения была проверка выдвинутой гипотезы и основных положений разработанной концепции формирования представлений о языковом эстетическом идеале.
Выдвижение цели диссертационного исследования определило конкретные задачи обучающего эксперимента, в которые входило разработка варианта обучения применительно к конкретной программе изучения русского языка по стабильным учебникам (под ред. Н.М. Шанского), на основе Программы-проспекта составление технологических программ обучения для каждого класса (с 5−11 классы), а также программы элективного курса для 1011 классов гуманитарного профиля, описание этапов обучения, их содержания, а также методики формирования представлений об эстетических свойствах русского языка.
Для старших классов была составлена программа элективного курса «Эстетика языка и речи» для гуманитарного профиля, которая была апробирована в классах, где проводилось опытное обучение.
Экспериментально доказана эффективность выбранных направлений работы по формированию представлений учащихся о языковом эстетическом идеале: 1) эстетическое познание языка и речи- 2) организация эстетической речевой деятельности- 3) формирование эстетического отношения к русскому языку.
В рамках обучающего эксперимента была доказана эффективность методических факторов, выдвинутых в гипотезе исследования, обусловливающих изменения в развитии представлений учащихся о языковом эстетическом идеале:
— создание условий для выработки личностной позиции учащихся в отношении языкового эстетического идеала как критерия их языкового эстетического вкуса и творческой самореализации;
— сочетание разных видов эстетической деятельности учащихся на уроках русского языка, реализованной в типологии упражнений и заданий;
— осуществление межпредметных связей и учета интегрированных процессов, связанных с эстетической речевой деятельностью учащихся;
— создание культурной речевой среды на основе использования образцовых текстов и осуществления их лингвоэстетического анализа и выразительного чтения на уроках русского языка;
— обогащение содержания базового лингвистического курса понятиями из области эстетики языка и речи, стилистики художественной речи;
— введение понятий языковой эстетический идеал, эстетические свойства русского языка, эстетические оценки языка и речи, и ключевых тем: красота языка как часть духовного богатства русского народа, эстетические свойства речирусский язык — эстетическое наследие русского народа и др., ориентированные на расширение культуроведческой компетенции учащихся;
— формирование у школьников специфических учебно-языковых, коммуникативно-речевых, аргументативных и рефлексивных умений, связанных с эстетическим восприятием речи, оцениванием выбора языковых средств с учетом эстетических критериев и коммуникативной целесообразности, созданием продукта речевой деятельности и осуществлением эстетического контроля.
В ходе опытного обучения подтверждена целесообразность и необходимость поэтапного формирования у школьников учебно-языковых, коммуникативных, аргументированных, рефлексивных умений, связанных с эстетическим познанием русского языка, организацией эстетической речевой деятельностью и формированием эстетического отношения к русскому языку.
Подтверждена результативность формирования представлений о язы— ковом эстетическом идеале на основе обобщенного понятия эстетические свойства русского языка, методика ознакомления учащихся с эстетическими свойствами русского языка в 5- 9 классах, уроков взаимосвязанного формирования у школьников эстетического отношения к русскому языку и осуществления эстетической речевой деятельности. Проведенное обучение подтверждает, что результативность реализации коммуникативно ориентированных заданий и упражнений обеспечивается работой с текстом и созданием на его основе творческих работ.
Сравнение количественных и качественных результатов срезовой контрольной работы учащихся 7−9, 11 классов свидетельствует, что уровень знаний учащихся экспериментальных классов об эстетических свойствах русского языка значительно повысился: более 80% учащихся правильно назвали эстетические свойства, средства выразительности и приемы ее созданияболее 70% учащихся овладели умениями, связанными с определением эстетических возможностей языковых средств в художественном текстеболее 60% учащихся объяснили образный смысл слова с учетом его эстетических приращений в тексте- 80% учащихся заметили и устранили нарушения эстетики речи в собственных текстах.
Анализ промежуточных и контрольных срезов дает основание утверждать, что предложенная методическая система работы, реализуемая в двух методических моделях для 5 — 9 и 10 — 11 классов, способствует повышению представлений у школьников о языковом эстетическом идеале, а также развитию всех сторон языкового эстетического чувства и в целом положительно влияет на формирование у школьников эстетического отношения к русскому языку. В экспериментальных классах учащиеся стали с большим интересом откликаться на творческие работы, связанные с описанием собственных впечатлений о слове, с составлением устных и письменных высказываний об эстетических свойствах языковых явлений, оценкой собственной речи, ее эстетической стороны. Высказывания детей об эстетических качествах русского языка и языка художественного текста отличают осознанность и понимание связи эстетических свойств с конкретным языковым и лингвистическим фактом. Отмечается также стремление детей к осознанному использованию в своей речи приемов создания выразительности, экспрессивности и образности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Настоящая диссертация посвящена решению актуальной методической проблемы, связанной с формированием у школьников представлений о языковом эстетическом идеале в контексте системы формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку. Исследование позволяет сделать ряд выводов.
Формирование у школьников представлений о языковом эстетическом идеале следует признать приоритетной задачей современной методической науки и практики преподавания русского языка.
Актуальность и острота данной задачи обусловлена многими факторами, во-первых, значимостью формирования ценностных представлений об эстетическом идеале в творческой самореализации и самоопределении личности в жизни и ее многообразной деятельностиво-вторых, ролью представлений об эстетически приемлемой речи в повышении языковой, коммуникативной, культуроведческой и эстетической компетенций учащихсяв-третьих, недооценкой эстетического познания русского языка и русской речи в практике преподавания русского языка, а также воспитания у школьников потребности в эстетическом совершенствовании собственных высказываний.
В ходе анализа научных трудов в области теории ценностей, лингвистических дисциплин определено содержание, сущностные признаки, структура базового понятия языковой эстетический идеал как разновидности эстетического идеала, дана его методическая интерпретация.
Выявлены критерии (измерители) оценки у школьников сформированное&tradeэстетического идеала в педагогических исследованиях и определены критерии применительно к оценке сформированности языкового эстетического идеала и. представления о нем, выделены и описаны их уровни.
Изучение теоретических источников, опрос учителей русского языка, результаты анализа диагностических срезовых работ, проведенных среди учащихся 5−11 классов, позволили констатировать, что недооценка формирования представлений учащихся о языковом эстетическом идеале и речи и нерезультативность работы над эстетическими качествами русского языка обусловлена сложностью самого феномена языкового эстетического идеалаотсутствием ряда понятий в школьном курсе русского языка, необходимых для характеристики эстетических свойств русского языкане-выявленностью типов затруднений, возникающих у школьников при определении и оценке эстетических свойств языковых единиц и неразработанностью методической системы работы применительно к урокам русского языка в 5 — 11 классах.
Это обусловило необходимость создания концептуальной модели формирования у школьников представлений о языковом эстетическом идеале применительно к средней школе. Концептуальная модель была разработана как многоуровневая структура, в которую входят целевой, содержательный, процессуальный и технологический, результативный блоки и которая базируется на современных подходах к обучению русскому языку, выработанных ведущих идей, принципов и закономерностей.
Разработана методическая система формирования у школьников представления о языковом эстетическом идеале как критерии познания ими русского языка и эстетической речевой деятельности в контексте идей аксиологического подхода к обучению русскому языку. В исследовании теоретически обоснованы и экспериментально проверены все составляющие компоненты методической системы: цели, содержание, принципы учебной работы, программа обучения, методический инструментарий и технология обучения.
Определены и методически обоснованы этапы учебной работы в средней школе, оптимальные методические две модели применительно к 5−9 и.
10−11 классам. Результативно апробирована Программа-проспект, отражающая в перспективе содержание обучения с 5 по 11 классы, программы обучения применительно к каждому конкретному классу с учетом лингвистической подготовки учащихся, профилизации классов (гуманитарный или негуманитарный профиль) и программа элективного курса.
В ходе опытно-экспериментального обучения была доказана целесообразность трех составляющих учебной работы формирования у школьников представлений о языковом эстетическом идеале: эстетическое познание русского языка, организация эстетической речевой деятельности и формирование эстетического отношения к русскому языку. Эти составляющие реализованы в следующих направлениях учебной работы: во-первых, сообщение школьникам сведений об эстетических качествах русского языка, эстетических оценках языка и речи, об эстетических возможностях языковых единиц в речи (тексте) — во-вторых, формирование у школьников 5−11 классов специфических учебно-языковых и коммуникативно-речевых умений, в-третьих, творческие задания и коммуникативные задачами, побуждающие учащихся к использованию языковых средств с учетом их эстетических качеств, к оценке эстетики образцового текста и собственных высказываниях, к выражению своей личностной позиции в вопросах языкового эстетического идеала и к осуществлению эстетического речевого контроля над создаваемыми творческими работами.
Анализ результатов промежуточных и контрольных срезов позволяет отметить положительную динамику формирования ценностных представлений о языковом эстетическом идеале. У школьников складывается представление о русском языке как эстетическом феномене, обладающим чертами, вызывающими эстетическое чувство, о критериях эстетических оценок языка и речи, сформированы учебно-языковые, коммуникативные, аргументативные умений, связанные с оцениванием потенциала языковых единиц в образцовом тексте и с самоопределением в выборе языковых средств в собственной речи с учетом эстетических критериев и коммуникативной целесообразности, с нахождением и устранением нарушений эстетики речи, с проявлением осознанной личностной позиции учащихся по вопросам современного состояния языкового эстетического вкуса носителей языка.
Таким образом, положительные результаты исследования доказывают эффективность предложенной системы формирования у школьников представлений о языковом эстетическом идеале, способствующей эстетическому познанию учащимися русского языка и речи и формированию эстетического отношения к родному русскому языку и стремлению совершенствоваться в нем.
Проведенное исследование благотворно сказалось на развитии у школьников учебно-языковых, коммуникативных, аргументативных и рефлексивных умений использовать в творческих работах языковые средства с учетом их эстетических возможностей, устранять нарушения эстетики речи в собственных высказываниях, осуществляя тем самым эстетический контроль над собственной речью. Обращение к раскрытию эстетических ресурсов русского языка на уроках русского языка и литературы способствовало осознанию учащимися экспериментальных классов не только благозвучия, выразительности и красоты русского языка, но и выработке личностной позиции в отношении явлений, характеризующих современное состояние вопроса языкового эстетического вкуса, языковой моды, отношения к родному языку.
Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем, связанных с развитием у школьников ценностных представлений об эстетическом идеале: требует рассмотрения вопросы проведения элементарного лингвоэстетиче-ского анализа в среднем звене (6−7 классы), развития у школьников умений эстетического речевого самоконтроля, умений определять неуместность употребления языковых средств в научной и публицистической речи, определять способы устранения нарушений уместности употребления языковых средств. Перспективы исследования связаны в первую очередь с разработкой и адаптацией Программы-проспекта применительно к изучению русского языка по другим федеральным программам изучения русского языка: по параллельному учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой, учебному комплекту под ред. М. М. Разумовской и учебному комплекту С. И. Львовой, по которым ведется обучение в Оренбургском регионе.
Перспективной задачей является разработка элективных мини — курсов в предпрофильных классах (8−9 классы) для школ углубленного изучения языков, гимназий, лицеев.
Проведенное исследование показало, что дальнейшего специального изучения требует проблема подготовки учителей к организации и проведению работы по формированию языкового эстетического идеала в средней школе. С этой целью необходимо разработать содержание спецкурса в рамках вузовского преподавания для студентов-филологов и чтения лекций для слушателей институтов переподготовки учительских кадров.
Список литературы
- Энциклопедии, энциклопедические словари, словари
- Бачинин В.А. Эстетика. Энциклопедический словарь. СПб., 2005.-421 с.
- Большой психологический словарь / Состав, и науч. ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. СПб., 2003. — 540 с.
- Большой Российский энциклопедический словарь.- М., 2005. -1888 с.
- Ильенков Э.В. Идеал // Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. М., СПб., 2002. — 1628 с. (с. 323).
- Краткий словарь по эстетике. М., 1998. — 343 с.
- Лосев А.Ф. Эстетика. Эстетическое как предмет эстетики // Философская энциклопедия. М., 1970. — Т.5. — С. 570 — 577.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов ш колледжей. M., 1999. — 272 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1980. — С. 106.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. Сост. A.A. Князьков. М., 1998.
- Словарь русского языка в 4 томах. М., 1981 — 1985. — Т. 1.
- Философия: Энциклопедический словарь. М., 2006. — 456 с.
- Философская энциклопедия. Т.2. — М., 1962. — С. 195.
- Философский словарь /под ред. И. Т. Фролова. М., 2001. — 719 с.
- Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. М., 2007. — 746 с.
- Энциклопедический словарь справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты /Под ред. А. П. Сковородникова. — М., 2005. — 480 с.
- Эстетика. Словарь / под общ. ред. A.A. Беляева и др. М., 1989.
- Монографии, пособия, учебники, статьи
- Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения //Античное наследие в культуре Возрождения. М.,-1984.-С. 3- 26.19.