Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Многонациональный цирк России XX столетия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит в том, что история российского цирка прошедшего столетия в ракурсе заявленной темы диссертации до сих пор не изучена. Отдельным национальным коллективам, номерам, артистам посвящено достаточно много материалов. Но тенденция и история взаимовлияния и взаимопроникновения национальных культур, столь характерные для российского цирка, практически не исследованы… Читать ещё >

Содержание

  • Первая глава
  • Цирковые номера: основа репертуара многонационального цирка России
  • 1. Народные истоки цирковых жанров
  • 2. Периодизация Российского цирка XX столетия
  • 3. Элементы художественной структуры цирковых номеров, основанные на народном Искусстве
  • 4. Номера национальных коллективов российского и советского цирка
  • Вторая глава
  • Аттракционы отечественного цирка, построенные на основе национальных культур народов России
  • 1. История и специфика основного жанра аттракционов с дрессированными животными
  • 2. Аттракционы с дрессированными животными, использующие сюжетную народную тематику
  • 3. Народные традиции основного жанра конно-акробатического аттракциона — джигитовки
  • 4. Специфика введения народной тематики в художественную структуру конно-акробатических аттракционов
  • Третья глава
  • Цирковые программы
  • 1. Режиссура цирковых представлений
  • 2. Цирковая пантомима. Этапы становления
  • 3. Пантомимы с народной тематикой
  • 4. Национальные цирки

Многонациональный цирк России XX столетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История отечественного цирка неотрывна от многонациональной культуры России. Речь пойдет не только о сугубо национальных цирковых коллективах, которые существовали и (правда, в меньшей степени) существуют сегодня в национальных республиках и автономиях нашей страны. Репертуар российского цирка всегда вбирал в себя элементы этой многонациональной культуры. Более того, он не ограничивался пределами России, но очень часто и разнообразно привлекал для создания цирковых номеров, пантомим и представлений многие традиции других стран.

Сегодня назрела настоятельная потребность в том, чтобы определить, исследовать и сформулировать основные закономерности влияния национальных культур на репертуар российского цирка XX и начала XXI века. Надо признать, что с этой точки зрения история Российского цирка систематически не рассматривалась ни одной из гуманитарных наук.

Российский цирк представляет собой уникальное явление: цирки других стран в большинстве случаев несут на себе отпечаток четко выраженной мононациональной культуры. Разумеется, в ряде стран существуют цирки с многонациональным репертуаром, как например, Cirque du Soleil (Цирк дю Солей). Но в отличие от российского цирка, они привлекают в свой антерпризный репертуар готовые номера из цирковых программ разных стран. Уникальность многонационального российского цирка состоит в том, что он не только прокатывает, но и создает такой цирковой репертуар.

С этой точки зрения идеология многонационального государства оказалась плодотворной. Одной из самых важных тенденций развития отечественного цирка в советскую эпоху стало обращение к национальным культурам России, имеющее яркое воплощение в цирковом искусстве. При этом оно уверенно и существенно продвинулось вперед в профессиональном смысле по отношению к своим фольклорно-этнографическим корням, одновременно сохраняя национальную оригинальность и самобытность. «Действительно, — писал известный теоретик советского цирка Евг. Кузнецов, — сравнивая стилистическое направление и жанровое состояние европейского цирка с нашим, можно смело утверждать, что цирк в тех его классических формах, которые культивируются у нас, — в нашей совокупности и наших пропорциях на Западе не существует!"1.

Цирковое искусство сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. «Цирк, как и театр, — полагает историк театра Ю. А. Дмитриев, — родился на площади. На ярмарках и гуляньях много сотен лет тому назад можно было встретить акробатов, гимнастов, жонглеров, наездников, фокусников, клоунов. Цирк вобрал в себя разные виды народного искусства"2. Поэтому народное искусство во всех его разновидностях было и остается самой плодотворной питательной средой для создания циркового репертуара.

Как известно, основными формами существования циркового искусства являются номер, аттракцион, цирковое представление. Исследование проблем создания художественного образа в этих трех основных формах циркового искусства не может быть осуществлено без серьезного изучения влияния на цирк искусства многонациональной России — его тематизма, стилистики, специфической образности.

В данной диссертации исследуется влияние, которое оказали на отечественный цирк национальные культуры народов России, учитывая масштаб этого воздействия. Многообразие национальных культур, существующее именно в России, представляет широкое поле для аргументированного анализа темы, помимо использования народных культур других стран. В данном контексте анализ практики уникального российского цирка, несомненно, должен быть выполнен в отечественном искусствоведении, как один из самых важных малоисследованных аспектов своеобразной художественной структуры российского цирка.

Объект исследования — цирковое искусство России XX столетия.

Предмет исследования — проблематика создания художественной структуры цирковых номеров, аттракционов, пантомим, тематическая, образная, стилистическая тектоника которых опирается на народное искусство или испытывает его влияние.

Основной структурной единицей циркового материала является отдельный номер: законченное произведение циркового искусства, представляющий собою совокупность трюков, чередующихся в известной композиционной закономерности, выполняемых группой людей или животных в определенный промежуток времени и конкретизирующих ту или иную идею, выявляемую в определенно воздействующем образе в специфических условиях циркового манежа. Подобно тому, как разные инструменты в оркестре создают единый музыкальный образ, так и творчески смонтированные цирковые номера рождают многоголосную мелодию циркового представления. Созданию художественного образа помогают костюм, грим, музыка, аксессуары. Эти компоненты очень часто несут в себе стилистику того или иного национального искусства, оказывают существенное влияние на структуру художественного образа в цирке и потому требуют отдельного и тщательного рассмотрения.

Цель исследования — изучение истории отечественного цирка XX века, определение его уникальности в ракурсе использования народного искусства в структуре его репертуара.

Задачи исследования:

— рассмотреть в исторической ретроспективе воздействие отдельных видов национальных искусств (литература, музыка, танец, театр, изобразительные искусства) на основные формы циркового искусства;

— проанализировать специфику введения фольклорно-этнографического материала в художественную структуру циркового зрелища российского цирка;

— 6- выявить историческую периодизацию развития Российского цирка XX столетия в ракурсе темы исследования;

— исследовать творчество мастеров цирка (актеров, режиссеров, художников, авторов, композиторов), внесших наиболее заметный вклад в создание циркового репертуара на национальной основе.

Российский цирк всегда был многонационален. Лучшие мастера и коллективы России, ближнего и дальнего зарубежья и раньше, и сейчас привносят в свое творчество элементы народных зрелищ, национальных игр и спортивных состязаний, танцевального и музыкального фольклора. Не ограничиваясь только этнографическим «раскрашиванием» номеров и аттракционов, они творчески воссоединяют национальные формы зрелищ с наивысшими достижениями современного циркового искусства, в результате чего из разноцветных камешков — самоцветов складывается большое мозаичное панно отечественного цирка.

Сложность классификации циркового зрелища, несущего в себе элементы народного искусства, заключается в огромном многообразии цирковых жанров. Более того, некоторые виды основных жанров, например, таких как «джигитовка», «высшая школа верховой езды», «дрессировка экзотических животных», исторически и традиционно связаны с определенными этносами. Вместе с тем нельзя не отметить и тенденцию взаимопроникновения национальных искусств, а в более широком плане — и культур в целом, что отчетливо и характерно заметно именно в цирковом искусстве России XX столетия. Понимание диалектики этого процесса особенно важно в определении перспектив развития российского цирка, в котором, с одной стороны, важно сохранить национальную самобытность, а с другой, — не растерять традиций взаимообогащения.

Научная новизна исследования состоит в том, что история российского цирка прошедшего столетия в ракурсе заявленной темы диссертации до сих пор не изучена. Отдельным национальным коллективам, номерам, артистам посвящено достаточно много материалов. Но тенденция и история взаимовлияния и взаимопроникновения национальных культур, столь характерные для российского цирка, практически не исследованы. В работе впервые представлено российское цирковое искусство на многонациональной основе как театроведческая проблема. В диссертации впервые прослежен процесс интеграции различных видов народных искусств в пределах развития отечественного циркового искусства столетнего периода. В научный обиход вводятся неопубликованные материалы по истории циркового искусства, анализируется неизвестная ранее фактология российского цирка.

При том, что приоритетом исследования является история циркового искусства, в нем нельзя не коснуться и отдельных важных теоретических проблем, на которые выводит исследователя исторический анализ. Например, вопрос о жанровой классификации разбираемых номеров, аттракционов, пантомим. Рассмотрение его требует дробления на такие отдельные составляющие художественной структуры циркового зрелища, как музыкальное сопровождение, перенесение на манеж, трактовка в условиях манежа и избранного жанра национального костюма, реквизита, танца, введение фолыслорно-этнографической тематики. Только проанализировав все элементы по отдельности, можно прийти к выводам о закономерностях их синтеза в цирковом искусстве.

Исследование, в котором основное внимание сосредоточено на значении многонационального искусства в развитии отечественного цирка, сегодня представляется особенно актуальным. Это обусловлено всем контекстом социально-культурных условий существования современного российского общества. 90-е годы прошлого века внесли не самую лучшую лепту, как в развитие национального искусства, так и отечественного цирка. Поэтому, несомненно, актуальной задачей является стремление обратить внимание политиков, общественных деятелей, творческих и научных работников на необходимость воссоздания во многом утраченных традиций многонационального искусства народов России в перспективах развития отечественного цирка. В более широком контексте не будет преувеличением сказать, что привлечение внимания к этой частной теме может внести определенный вклад в решение более общих проблем культурной многоукладное&tradeнашей страны.

Материалом исследования стали:

1. Репертуар отечественного цирка XX столетия, проанализированный диссертантом (более 100 архивных видеозаписей Санкт-Петербургского музея циркового искусства).

2. Анализ форм циркового искусства разных исторических этапов, содержащийся в периодике и научной литературе первой половины XX векаисследования, касающиеся принципов использования народного искусства в цирковом репертуаре.

3. Тексты сценариев и либретто, режиссерские разработки, на основе которых поставлены анализируемые в работе номера, аттракционы, пантомимы.

4. Многочисленные труды — монографии, сборники, статьи, журнальные и газетные рецензии, посвященные как цирковому искусству, так и искусству народов России.

5. Материалы архивов: музея циркового искусства, Российского этнографического музея, Большого Санкт-Петербургского цирка*- документы и материалы, хранящиеся в Российской Национальной библиотеке, Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке, библиотеке Государственного института искусствознания и материалы сектора массовых жанров этого института, библиотеки Российского Института истории искусств. Официальное название. На афишах и в обиходе употребляется редко. Как правило, пишется СПб цирк или СПб цирк на Фонтанке.

— 96. Архив автора диссертации, состоящий из интервью с ведущими деятелями циркового искусства России: С. М. Макаровым, В.Н.

Сергуниным, А. А. Сониным.

Методологически диссертационное исследование основано на принципах историзма, выработанных отечественной театроведческой школой в сочетании с утвердившимися традициями жанрового подхода к анализу циркового искусства, который присутствует в трудах ведущих исследователей Российского цирка:

Т.Абидова1, Е. Альперова2, Ф. Бар диана3, Ю. Дмитриева4, Евг. Кузнецова5,.

С.Макарова6. Диссертационное исследование базируется также на статьях и монографиях практиков циркового искусства — И. Бугримовой7, Б. Вяткина8,.

Л.Енгибарова9, В. Запашного10, М. Румянцева (Карандаша)11, В. Филатова12.

Второй частью научного базиса диссертации стали работы, касающиеся искусства народов России. Это книги А. Андреевой13, К. Богданова14,.

Ю.Бромлея15, Г. Вейса16, Л. Гумилева17, А. Некрыловой18, В. Петрухина19,.

Н.Чебоксарова. Научная мысль смежных областей — эстетики, философии, культурологии А. Зися21, М. Кагана22, Ю. Лотмана1, А. Лука2, В. Проппа3,.

1 Абидов Т. Мастера узбекского цирка. Ташкент, 1973.

2 Альперов Д. На арене старого цирка. М., 1936.

3 Бардиан Ф. Г. Советский цирк на пяти континентах. М., 1977.

4 Дмитриев Ю. А.: Искусство цирка. М., 1964. Мой старый цирк, бульвар цветной. M., 2000. Русский цирк. М., 1953. Советский цирк. М., 1963. Советский цирк сегодня. M., 1968. Цирк в России. M., 1977. Цирк в России. От истоков до 2000 года, M., 2004. Эстрада и цирк глазами влюбленного. М., 1977.

5 Кузнецов Евг.: Арена и люди советского цирка. M., 1947. Цирк. M., 1971.

6 Макаров C.M.: Клоунада мирового цирка. История и репертуар. М., 2001. Советская клоунада. M., 1986. Шаманы, масоны, цирк. Сакральные истоки циркового искусства. М., 2006.

7 Бугримова И. Н. На арене и вокруг нее. М., 1986.

8 Вяткин Б. П. Жизнь Клоуна. М&bdquo- 1975.

9 Енгибаров Л. Клоун с Осенью в Сердце.Миниатюры. М., 2002.

10 Запашный В. Риск, борьба, любовь. M., 2002.

11 Румянцев M.H.: На арене советского цирка. M., 1977. Над чем смеется клоун. M., 1987.

12 Филатов В. И. Медвежий цирк. М., 1962.

13 Андреева А. Русский народный костюм: Путешествие с севера на юг. СПб., 2004.,.

14 Богданов К. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2001.

15 Бромлей Ю. Очерки теории этноса. М., 1983.

16 Вейс Г. История культуры: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы. М., 2002,.

17 Гумилев Л. Конец и вновь начало. M., 2003.,.

18 Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984.

19 Петрухин В. Славяне. M., 1999.,.

20 Чебоксаров Н. Народы. Расы. Культуры. M., 1985.,.

21 Зись А. Теоретические предпосылки синтеза искусств Л., 1972.

22 Каган M.C. Морфология искусства. Л., 1972.

Я.Ратнера4, Ю. Шора5 ориентировала автора на широкий гуманитарный контекст в исследовании темы диссертации.

Литература

вопроса. Как уже отмечалось, ни научных трудов, ни даже попыток поставить проблему народных корней искусства многонациональной России в отечественном цирке не имеется. Однако отдельные детали исследования вопроса встречаются в различных трудах, книгах, мемуаристке. Так, в книгах Евг. Кузнецова6 содержится ставший хрестоматийным материал об истоках возникновения как цирка, так и эстрадно-цирковых жанров в России. Еще п более глубоко в историю заглядывает С. Макаров, анализируя вопросы зарождения цирка со времен древнеегипетской цивилизации. Существенными для избранной темы стали работы, посвященные отечественному периоду истории о циркового искусства исследования Ю. А. Дмитриева. Уникальные по масштабности географических и временных параметров, они раскрывают огромный пласт материала, связанного с цирком — архивы, прессу, воспоминания современников, богатые личные наблюдения. В книгах формулируются основные особенности циркового искусства, его своеобразие.

Обширный информационный материал, на который во многом опирается данное исследование, содержится в «Маленькой энциклопедии «Цирк"9 и энциклопедии «Цирковое искусство России».10 В текстах, опубликованных в ней, затрагивается биография артистов, краткое содержание номеров, история создания национальных цирков.

1 Лотман Ю. М. Об искусстве. М., 1980.

2 Лук А. Юмор. Остроумие. Творчество. М, 1976.

3 Пропп В. Проблемы комизма и смеха. М., 1980.

4 Ратнер Я. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1980.

5 Шор Ю. М. Культура как переживание (Гуманитарность культуры). СПб., 2003.

6 Кузнецов Евг.: Арена и люди советского цирка. М., 1947. Цирк. М., 1971.

7 Макаров С. М.: Клоунада мирового цирка. История и репертуар. М., 2001. Советская клоунада. М., 1986. Шаманы, масоны, цирк. Сакральные истоки циркового искусства. М., 2006.,.

8 Дмитриев Ю. А.:.: Искусство цирка. М., 1964. Мой старый цирк, бульвар цветной. М., 2000. Русский цирк. М., 1953. Советский цирк. М., 1963. Советский цирк сегодня. М., 1968. Цирк в России. М., 1977. Цирк в России. От истоков до 2000 года. М., 2004. Эстрада и цирк глазами влюбленного. М., 1977.,.

9 Цирк. Маленькая энциклопедия. Авторы-составители А. Шнеер, Р. Славский. Под ред. доктора искусствоведения, профессора Ю. Дмитриева. М., 1973.

Цирковое искусство России: Энциклопедия. Авторы-составители В. Кошкин, М. Рудина, Р. Славский. М., 2001.

I 2 3.

В книгах режиссеров — А. Конникова, М. Местечкина, И. Шароева рассматриваются отдельные вопросы, касающиеся специфики цирковой и эстрадной режиссуры. Несмотря на то, что основное внимание в этих изданиях обращено на особенности режиссуры циркового представления, авторы не могут обойти проблемы создания основной формы циркового репертуара — номера. Большое значение для исследования темы имела книга выдающегося педагога, режиссера, эквилибриста З. Гуревича4, в которой не только описано множество номеров, связанных с использованием народного искусства, но и подробно рассказано об особенностях и классификации цирковых жанров.

Важным для раскрытия темы диссертации являются теоретические работы исследователей циркового искусства: это книги и статьи Н. Кривенко5,.

А 7 Я О 1Л.

Ю.Георгиевой, Г. Агаджанова, Р. Славского, М. Немчинского, В.Савиной.

С целью расширения аргументационной базы темы исследования привлечена литература, хотя и смежная, но рассматривающая интересующие автора проблемы. Это книги, касающиеся эстрадного искусства — трехтомник очерков истории «Русская советская эстрада», 11 а также в энциклопедии под редакцией Е. Уваровой «Эстрада России. XX век"12, С. Клитина13, JI.Тихвинской.14 В этом же смысле представляются полезными труды И. Богданова15, где рассматриваются отдельные вопросы оригинальных жанров эстрады, а именно такого явления, как «цирк на сцене».

1 Конников А. Мир эстрады. М., 1980.

2 Местечкин М. С. В театре и в цирке. М., 1976.

3 Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986.

4 Гуревич З. Б. О жанрах советского цирка. М., 1984.

5 Кривенко Н. Арена как солнечный диск. М., 1970.

6 Геогриева Ю. Этнография, как средство образного обогащения номера// Театр.Эстрада.Цирк / отв. ред. Макаров С. М. М., 2006.

7 Агаджанов Г. Советский цирк // Огни манежа. М., 1958.

8 Славский Р. О днях минувших и немного сегодняшних// Театр.Эстрада.Цирк / отв. ред. Макаров С. М. М., 2006.

9 Немчинский М. Мифы легендарного времени// Театр.Эстрада.Цирк / отв. ред. Макаров С. М. М., 2006.

10 Савина В. Музыка в цирке// Театр.Эстрада.Цирк / отв. ред. Макаров С. М. М., 2006.,.

11 Русская советская эстрада// Очерки истории. Отв. ред. докт. иск., проф. Е.Уварова. В 3-х Т. М. 12Эстрада России. XX век. Энциклопедия// Под ред. Е.Уваровой. М., 2004.

13 Клитин С.: История искусства эстрады. СПб., 2008, Проблемы теории, истории и методики. Л., 1973, Режиссер на концертной эстраде. М., 1971, Эстрадные заведения. М., 2003.

14 Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908;1917. М., 2004.

15 Богданов И. О режиссуре оригинальных жанров эстрады. СПб., 2003. Постановка эстрадного номера// Учебное пособие. СПб., 2004.

Для исследования большое значение имеет артистическая мемуаристика. Книги А. Акопяна1, Н. Дуровой2, В. Дурова3, А. Кисса4, Ю. Никулина5, Б. Эдера6 содержат яркие и достаточно полные описания тех или иных цирковых номеров, аттракционов и пантомим, что важно для понимания введения народной тематики в канву циркового представления. Огромный интерес в этом смысле представляют и статьи ведущих мастеров и теоретиков циркового искусства, опубликованные в разные годы в журнале «Советская эстрада и цирк"7.

Практическая значимость работы заключается в том, что она может помочь режиссерам и артистам цирка найти пути к расширению палитры выразительности в произведениях циркового искусства, использовать выявленные в диссертации закономерности введения фольклорно-этнографического материала в художественную структуру циркового зрелища. Практические выводы диссертации имеют прямое отношение к постановочному процессу в современном российском цирке, к созданию нового репертуара. Также результаты исследования могут быть использованы при обучении молодых творческих кадров — артистов и режиссеров цирка и эстрады, как в процессе актерского и режиссерского творчества, так и при чтении курсов лекций по истории российского цирка, где возможно возникновение целого нового раздела, относящегося к национальному цирку народов России.

Структура диссертационного исследования продиктована его логикой. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. В конце работы приводится список использованных источников (251 название) и впервые вводимые в научный обиход видеоматериалы из архива музея циркового искусства при Санкт-Петербургском цирке (более 100 названий).

— 173 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Влияние тематики, стилистики, специфической образности искусства многонациональной России — оказало несомненное воздействие на формирование репертуара отечественного цирка. История цирка неопровержимо доказывает, что его симбиоз с народным искусством является глубоко органичным. Выявился и обратный процесс, когда, с одной стороны, народная культура определяла художественную структуру зрелища, а с другой, осталась зафиксированной в цирковом репертуаре, сохраняя для зрителей национальные традиции и обычаи, истинная сущность которых порой забывается и уходит из быта и уклада народов.

В работе приведено и проанализировано значительное число примеров циркового репертуара на национальной основе. Общие закономерности введения фольклорно-этнографического материала в художественную структуру циркового репертуара являются фундаментальными, неизменными. Об этом говорят и современные процессы, происходящие в цирке. Но новизна форм не означает сущность структуры и специфики той или иной единицы циркового репертуара, методологических принципов его создания, что имеет важный практический вывод для построения циркового номера, аттракциона или целого тематического представления.

Важный принцип введения элементов народного искусства средствами костюма, снаряда, реквизита, музыки, танца, исторически проявился также в тенденциях отбора выразительных средств с учетом характера трюковой работы в том или ином цирковом жанре. Артист цирка разговаривает со зрителем на специфическом языке. Трюковой язык и стиль трюковой работы определяет общую стилевую окраску номера. Особенно важным это является для бессюжетного циркового номера, в котором резко возрастает роль выразительных средств, вспомогательных к трюку. А именно:

— Музыкальное оформление, основанное на самобытном национальном строе, создает эмоциональный характер, утверждает нужную атмосферу и в значительной мере раскрывает образ артиста.

— 174- Костюм, как правило, становится не просто заявкой на создаваемый артистом манежный образ на национальной основе, а, фактически, как бы зримой сутью этого образа.

— Реквизит оказывается особым средством выявления и выражения мастерства артиста и создаваемого им образа. Национальная стилизация реквизита непременно основана на обращении к предметам культуры, труда и быта того или иного этноса.

— Снаряд или аппарат позволяет исполнять трюки, характерные для народного искусства и, в частности, национальных игр различных этносов. В художественном оформлении аппарата часто используются национальные мотивы.

— Пластическое решение или танец, которое подчеркивает, а зачастую и формирует национальную принадлежность зрелища. Народные танцы могут составлять и эмоционально-содержательную, и трюковую суть циркового номера.

Все эти приемы использования национальной основы в структурных элементах циркового номера равноправно сочетаются и воздействуют на зрителя в пределах художественного образа, особенно показательно это в тематических цирковых номерах, основанных на народной тематике. Трюки и репризы, объединенные единой темой, делают номер не просто показом профессионального мастерства, а своего рода небольшим цирковым представлением.

Специфика применения общих закономерностей введения фольклорно-этнографического материала в такую цирковую форму, как аттракцион, анализируется в исследовании за счет конкретных способов и приемов создания художественно образа в зависимости от жанровой специфики аттракциона. Поэтому так много внимания в настоящем исследовании уделено анализу взаимодействия общего и частного в проблемах постановки циркового аттракциона на национальной основе.

Введение

народной тематики в аттракционы с дрессированными животными и конно-акробатические аттракционы несколько отличается в связи характером исполнительского мастерства. Ведь в аттракционах с дрессированными животными, где четвероногие артисты поражают своей естественностью и органичностью, задача дрессировщика и постановщика состоит в том, чтобы природными возможностями животных, неординарным подходом к сюжетной линии, характерными и красочными элементами народной тематики создать неповторимый образ циркового действа. Зачастую такие аттракционы являются яркой народной стилизацией, ведь, как правило, разные животные заранее диктуют возможную национальную основу.

Конно-акробатические аттракционы изначально связаны с национальным конноспортивным искусством. Преемственность национальных традиций конного жанра, которые из поколения в поколение передавались от отцов к детям, сохранение подлинной школы верховой езды являются главной составляющей конно-акробатических аттракционов на национальной основе. Техническое мастерство артистов органично сочетается с национальными традициями и обычаями. Составляющие единого художественного образа такого аттракциона — это и музыка, и костюм, и танец, и реквизит, и сюжет, и конечно же трюк, новаторское введение народной тематики в его основу. Своеобразное искусство цирка в национальных конно-акробатических аттракционах раскрывается с помощью приемов актерского исполнения, ведь яркий, эмоциональный характер, присущей тому или иному народу, захватывает своей подлинностью и самобытностью.

Такие аттракционы пропагандируют с манежа истинную красоту народного искусства, в художественной форме пропагандируют все лучшее, что возникает в результате взаимопроникновения культур различных народов.

Крупные формы цирковых произведений, такие, как пантомима и цирковое представление, объединены одной идеей, темой, сюжетом и стилем. Все составляющие элементы народного искусства подчинены единому художественному замыслу. За прошедшие десятилетия существенно выросла постановочная культура манежа, изменились требования к актерскому перевоплощению цирковых артистов, к художественному композиционному построению. Свет, музыка, оформление — общий замысел спектаклей с народной тематикой заставил режиссеров находить новые и неожиданные постановочные ходы и решения.

Цирковая пантомима, основанная на народной тематике, заведомо предполагает яркую драматургическую основу, образный и осмысленный язык технического циркового мастерства. Здесь невозможно отделить компоненты — костюм или музыка, ведь в спектакле-пантомиме — элементы народного искусства воздействовали на зрителя вкупе.

В диссертации проанализированы, а в отдельных случаях впервые сформулированы такие теоретические понятия, как специфика предлагаемых обстоятельств в цирковой пантомиме, адаптированная драматургия тематического циркового представления. Обоснована существенная особенность определения постановщиком фольклорно-этнографической тематики пантомимы в соответствии с выразительными средствами жанра, в единстве национального, идейного и технологического компонентов. Эти вопросы до настоящего времени не были достаточно исследованы, тогда как ответы на них научно обосновывают основополагающие принципы методологии создания цирковой пантомимы на национальной основе.

Удачи сопровождали те постановки, в которых главенствовал цирковой язык воплощения. К тому же, как правило, народная тематика заранее была обречена на успех из-за своей узнаваемости и красочности. К сожалению, в наше время жанр пантомима практически исчез с манежа. Его отголоски сохранились лишь в тематических елочных спектаклях.

Традиция художественно-образного воплощения особенностей циркового национального мастерства сформировалась фактически на манеже советских государственных цирков. Создание союза равноправных национальных республик подразумевало равно уважительный интерес к деятельности всех, вошедших в этот союз. Поэтому программы национальных цирков несли в себе самобытность, многогранность, красочность и познавательность. У каждого национального цирка был своя манера преподнесения народного искусства, свои особенности и свой неповторимый колорит. Режиссеры-постановщики шли разными путями стилизации национального материала, добиваясь тотальности зрелища. Неординарный подход к введению материала на фольклорно-этнографической основе в пользу целостного постановочного хода, игровая стихия зрелища, организация музыкальной и световой партитуры, способствовавшая образной атмосфере представления, ввод сквозных персонажей — все было подчинено созданию подлинного национального колорита.

С распадом СССР цирковые программы претерпели некое обезличивание, резко обозначив традиционные жанровые штампы с использованием национальных мотивов. Конечно, постепенно снова стали рождаться интересные цирковые представления, в которых народная тематика охватывала различные элементы этнографии той или иной страны. Но все же былая тяга к перенесению на манеж национальных традиций и обычаев практически канула в лету.

Конечно, постановщик цирковых номеров, аттракционов и представлений должен понимать специфику работы с материалом, связанным с народным искусством. Дабы при помощи особых цирковых выразительных средств раскрыть перед зрителем яркую национальную самобытность в рамках художественно-образной структуры. Обращение к классическому наследию выдающихся мастеров цирка — хорошая школа для цирковых режиссеров и актеров. Подлинный новатор может сказать новое слово, только хорошо изучив классическое наследие. Именно поэтому большинство примеров, приведенных в диссертации, относится к «золотому фонду» российского цирка.

Современный молодой зритель, рожденный и воспитанный в атмосфере европеизированной России, несколько иначе относится к народному началу в цирковом искусстве. Но в том-то и состоит познавательная, самобытная и красочная сила воздействия национальных обычаев и традиций, которые раскрываются на цирковом манеже, чтобы увлечь зрителя своей неповторимостью, заставить взглянуть на свои корни, тем самым, устремив сознание в сторону постижения прекрасного, истинного лица многонациональной России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Книги, монографии
  2. Т. Мастера узбекского цирка. Ташкент: Знание. 1973. 156 с.
  3. Д.Н. Валентин Филатов. М.: Искусство. 1970. 40 с.
  4. А. Происхождение театра. Л.-М.: Искусство 1959. 273 с.
  5. Г. С. На аренах Брюсселя, Парижа, Лондона. М.: Искусство. 1958. 198 с.
  6. А.Н. Ты покоришься мне, тигр! М.: Искусство. 1969. 278 с.
  7. М. Армяне: путешествие в их страну и историю. М.: Юни Пресс СК. 1990.208 с.
  8. А. Серьезное и смешное. М.: Искусство. 1973. 309 с.
  9. М.Ф. Буддизм. СПб.: Питер. 2006. 208 с.
  10. Д. На арене старого цирка. М.: Худ. Лит. 1936. 404 с.
  11. В.М. Олег Попов. М.: Искусство. 1964. 176 с.
  12. П.Андреева А. Русский народный костюм: путешествие с севера на юг. СПб.: Паритет. 2004. 136 с.
  13. М. Дрессировка лошадей в цирке. М.: Искусство. 1979. 231 с.
  14. А. 50 занимательных фокусов. М.: Искусство. 1964. 56 с.
  15. А. Профессия обезьяний папа. М.: Ридинг. 2008. 220 с.
  16. Babinski Tony. Cirque du Soleil: 20 Ans sous le soleil. Monreal (Quebec): Editions Hurtubise HMH itee 1815. 2004. 352 p.
  17. Ю.М. К теории театра: Учебное пособие. СПб.: СПбГАТИ. 2008. 238 с.
  18. Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМИК. 1988. 202 с.
  19. Ф.Г. Советский цирк на пяти континентах. М.: Искусство. 1977. 206 с.
  20. БариновВ.А. Основы циркового творчества. М.: Ридинг. 2004. 180 с.
  21. В.А. Трюк в цирке. Семиотика трюка: трюк-знак, трюк-код, трюк-символ. М.: Редегир. 2006. 265 с.- 18 021. Баринов В. А. Феноменология цирка. М.: МГУКИ. 2005. 188 с.
  22. Beaunoyer Jean. Dans les coulisses du Cirque du Soleil. Monr6al (Quebec): Editions Hurtubise HMH itee 1815. 2005. 402 p.
  23. А. Сабли остры, кони быстры. М.: Молодая гвардия. 1992. 256 с.
  24. .Н. Вольтижная акробатика. М.: Искусство. 2008. 117 с.
  25. Ю.Н. Чудеса на манеже. М.: Искусство. 1984. 231 с.
  26. Ю.Н. Степан Исакян. М.: Искусство. 1970. 40 с.
  27. И.А. О режиссуре оригинальных жанров эстрады. СПб.: СПбГАТИ. 2003. 108 с.
  28. И.А. Постановка эстрадного номера: Учебное пособие. СПб.: СПбГАТИ. 2004. 304 с.
  29. И.А. «Художественная структура эстрадного номера и основные методологические принципы его создания» // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. СПб., 2005.
  30. К. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Искусство. 2001. 438 с.
  31. Ю. Очерки теории этноса. М.: ЛКИ. 1983. 412 с.
  32. И.Н. На арене и вокруг нее. М.: Искусство. 1986. 254 с.
  33. А.Н. Записки укротителя львов. М.: Искусство. 1965. 136 с.
  34. А. Искусство фокуса. М.: Искусство. 1959. 212 с.
  35. А.А., Тривас М. А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: Искусство. 1979. 271 с.
  36. Г. История культуры: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы. М.: Эксмо. 2002. 980 с.
  37. В. Владимир и Анатолий Дуровы. М.: Искусство. 1964. 32 с.
  38. Вяткин Б. П. Жизнь Клоуна. М.: Искусство. 1975. 136 с.
  39. А. Героический эпос. Нарты адыгских (черкесских) народов. Майкоп: ККИ. 1987. 407 с.
  40. ГанинаМ.А. Канатоходцы Волжанские. М.: Искусство. 1969. 48 с.
  41. Е. Заметки о музыкальной эстраде. М.: Искусство. 1963. 255 с.
  42. А.А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. JL: Музгиз. 1959. 780 с.
  43. Я. Русский богатырь Иван Поддубный. М.: Искусство. 1949. 110 с.
  44. П. Ансамбль и стиль спектакля. JI.: Советский писатель. 1961. 114 с.
  45. JI. Конец и вновь начало. М.: ДИ-ДИК. 1994. 544 с.
  46. З.Б. О жанрах советского цирка. М.: Искусство. 1984. 304 с.
  47. З.Б. Эквилибристика. М.: Искусство. 1982. 168 с.
  48. А.Б. Венедикт Беляков. М.: Искусство. 1982. 208 с.
  49. . Юность Анатолия Дурова. Воронеж: Сов. Книга. 1953. 112 с.
  50. С. К столетию Ленинградского цирка. Л.: Искусство. 1928. 234 с.
  51. Ю.А. Искусство цирка. М.: Знание. 1964. 205 с.
  52. Ю.А. Мой старый цирк, бульвар цветной. М.: Лазурь. 2000. 239 с.
  53. ЮА. Русский цирк. М.: Искусство. 1953. 254 с.
  54. Ю.А. Советский цирк. М.: Искусство. 1963. 400 с.
  55. Ю.А. Советский цирк сегодня. М.: Искусство. 1968. 144 с.
  56. Ю.А. Цирк в России. М.: Искусство. 1977. 415 с.
  57. Ю.А. Цирк в России. От истоков до 2000 года. М.: Российская политическая энциклопедия. 2004. 656 с.
  58. Ю.А. Эстрада и цирк глазами влюбленного. М.: Искусство. 1977. 208 с.
  59. М. Последний факир России. М.: Искусство. 1972. 110 с.
  60. М. Тайны загадочного жанра. М.: Искусство. 1990. 158 с.
  61. Е., Гесслер А. Цыгане. М.: Советский писатель. 1990. 336 с.
  62. Н. Я с жизнью в прятки не играю. В 2-х т. М.: Московские учебники и Картолитография. 2001.
  63. А.Л. В жизни и на арене. М.: Искусство. 1984. 198 с.
  64. В.Л. Мои артисты. Киев: Советский писатель. 1953. 56 с.- 18 265. Енгибаров JI. Клоун с Осенью в Сердце.Миниатюры. М.: Триада. 2002. 160с.
  65. Jacob Pascal. Le Cirque: Un art a la croisee des chemins. Paris: Glossaire. 2001. 159 p.
  66. Д. История мирового цирка. М.: Искусство. 1984. 192 с.
  67. И.М. В воздухе и на арене. Куйбышев: Академ. Книга. 1963. 156 с.
  68. Е. Режиссер на арене цирка М.: Искусство. 1971. 78 с.
  69. В. Риск, борьба, любовь. М.: Вагриус. 2002. 304 с.
  70. М. Контакты на разных уровнях. М.: Центрполиграф. 1988. 410 с.
  71. .Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение. 1988. 320 с.
  72. А. Теоретические предпосылки синтеза искусств Л.: Наука. 1972. 156 с.
  73. М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство. 1972. 245 с.
  74. Кио-Ренард Э. Ф. Фокусы и фокусники. М.: Искусство. 1958. 111 с.
  75. А.Н. Если ты-жонглер. М.: Искусство. 1971. 70 с.
  76. С. История искусства эстрады. СПб.: Чистый лист. 2008. 448 с.
  77. С. Режиссер на концертной эстраде. М.: Искусство. 1971. 118 с.
  78. С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л.: Искусство. 1973. 190 с.
  79. С. Эстрадные заведения. М.: ГИТИС 2003. 352 с.
  80. К. Жизнь на манеже. М.: Искусство. 1981. 232 с.
  81. С.В. Акробатика. М.: Искусство. 1984. 222 с.
  82. Ф.С. Полвека под куполом цирка. М.: Искусство. 1961. 160 с.
  83. А. Мир эстрады. М.: Искусство. 1980. 272 с.
  84. Кох З. Б. Вся жизнь в цирке. М.: Искусство. 1963. 104 с.
  85. В. Конный цирк. М.: МИК. 2004. 352 с.
  86. Н. Арена как солнечный диск. М.: Искусство. 1970. 98 с.
  87. Н. Лед и пламень. М.: Искусство. 1968. 40 с.
  88. В. История русского балета. Л.: Искусство. 1978. 231 с.
  89. Е.М. Арена и люди советского цирка. М.: Искусство. 1947. 228 с.- 183
  90. Е.М. Цирк. М.: Искусство. 1971. 416 с.
  91. Е. Эти странные поляки. М.: Эгмонт Рос. 2001. 72 с.
  92. М.П. Евгений Милаев. М.: Искусство. 1984. 104 с.
  93. М.П. Маргарита Назарова. М.: Искусство. 1962. 116 с.
  94. Лот А. Туареги Ахаггара. М.: Знание. 1985. 135 с.
  95. Ю.М. Об искусстве. М.: Искусство. 1980. 704 с.
  96. А. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М.: Искусство. 1981 г. 617 с.
  97. Лук А. Юмор. Остроумие. Творчество. М.: Знание. 1976. 112 с.
  98. М. Ленинградский цирк. Л.: Лениздат. 1975. 60 с.
  99. С.М. Клоунада мирового цирка. История и репертуар. М.: Российская политическая энциклопедия. 2001. 368 с.
  100. С.М. Советская клоунада. М.: Искусство. 1986.272 с.
  101. С.М. Шаманы, масоны, цирк. Сакральные истоки циркового искусства. М.: КомКнига, 2006. 280 с.
  102. С.М. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин М.: Искусство. 1981. 208 с.
  103. Е. Марсель Марсо Л.: Искусство. 1975. 144 с.
  104. Е. Современная зарубежная пантомима. М.: Искусство. 1985. 200 с.
  105. О.Ф. Цирк это праздник. Донецк: Советский писатель. 1991. 150 с.
  106. В.А. Кантемировы. М.: Искусство. 1978. 102 с.
  107. В.А. Кио. Отец и сыновья. М.: Искусство. 1984. 196 с.
  108. Н. Борис Манжелли. М.: Искусство. 1983.128 с.
  109. М. Ленинградский цирк. Л.: Лениздат. 1965. 60 с.
  110. М. Ленинградский цирк. Л.: Лениздат. 1975. 144 с.
  111. Р. Мифология в древнем и современном искусстве. М.: Харвест, 2000. 799 с.- 184 113. Местечкин М. С. В театре и в цирке. М.: Искусство. 1976. 303 с.
  112. А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л.: Искусство. 1984. 191 с.
  113. А. Пластическая выразительность актера. М.: Искусство. 1976. 129 с.
  114. М.И. Раиса Немчинская. М.: Искусство. 1979. 136.
  115. М.И. Цирк в зеркале сцены. М.: Сов. Россия. 1983. 136 с.
  116. М.И. Цирк России на перегонки со временем. М.: ГИТИС 2001. 463.
  117. М.И. «Опыт анализа постановочной работы советского цирка. (Модели циркового спектакля. 1920−1984 гг.)» // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1991.
  118. И. Звезды русской эстрады. М.: Институт истории искусств Министерства культуры СССР. 1982. 224 с.
  119. Ю. Почти серьезно. М.: Искусство. 1987. 576 с.
  120. Noel Danie. The Circus, 1870−1950. Paris: Glossaire. 2008. 251 p.
  121. В.А. Искусство смелых, сильных, ловких. Минск: Академ. Книга. 1976. 96 с.
  122. Ф. Композиция костюма. М.: Легпромбытиздат. 1985.318 с.
  123. В., Представление у подножия Фудзиямы. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2003. 315 с.
  124. В. Славяне. М.: Росмэн. 1999. 112 с.
  125. В. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт. 2002. 192 с.
  126. .А. Цирк «Гладиатор». Киров: Искусство. 1958. 304 с.
  127. И.С. Записки старого клоуна. М.: Искусство. 1954. 160 с.
  128. А.И. Воспоминания. СПб.: Культ-информ-пресс. 1995. 443 с.
  129. Я. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М.: Искусство. 1980. 123 с.
  130. К. Белый клоун. Рига: Советский писатель. 1961. 248 с.- 185 133. Росин A.M. Волшебный круг манежа. Минск: Советский писатель. 1985. 143с.
  131. М. Леонид Енгибаров. Клоун глазами поэта. М.: Гео. 2008. 216 с.
  132. А. О пантомиме. Театр. Кино. М.: Искусство. 1964. 231 с.
  133. М.Н. На арене советского цирка. М.: Искусство. 1977. 133 с.
  134. М.Н. Над чем смеется клоун. М.: Искусство. 1987. 173 с.
  135. Н.М. Клоун и время. М.: Искусство. 1985. 112 с.
  136. В.М. «Художественно-творческая подготовка артистов цирка и эстрады в средних специальных учебных заведениях» // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М. 2001.
  137. Селезнева-Редер И.А. «Формирование эстетики циркового представления. Цирк в Санкт-Петербурге первой половины XIX века» // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2006.
  138. А. Циркизация театра. От традиционализма к футуризму: Учебное пособие. СПб.: СПбГАТИ. 2008. 157 с.
  139. М. Жизнь Древнего Рима. СПб.: Летний Сад. 2000. 368 с.
  140. В.Н. «Актуальные проблемы создания образа на манеже советского цирка» // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1987.
  141. Г. Звезды советской эстрады. М.: Искусство. 1981. 251 с.
  142. Р.Е. Братья Никитины. М.: Искусство. 1987. 272 с.
  143. Р.Е. Виталий Лазаренко. М.: Искусство. 1980. 428 с.
  144. Р.Е. Искусство пантомимы. М.: Искусство. 1962. 177 с.
  145. Р.Е. Леонид Енгибаров. М.: Искусство. 1989. 303 с.
  146. Р.Е. Цирк нашего двора. М.: Молодая гвардия. 1961. 184 с.
  147. А. Классика и современность. М.: Наука. 1987. 155 с.-186 151. Соловьева И. Ветви и корни. М.: Московский Художественный театр. 1998.134 с.
  148. А. Книга о русской опере. М.: Молодая Гвардия. 1960. 222 с.
  149. А.И. Люди-мячики. М.: Искусство. 1960. 184 с.
  150. Н.А. Владимир Дуров. М.: Знание. 1963. 32 с.
  151. А.В. Братья Дуровы. М.: Искусство. 1971. 208 с.
  152. П.Г. Жизнь, отданная цирку. Крым: Крымиздат. 1976. 208 с.
  153. П.Г. Жизнь, отданная цирку. М.: Искусство. 1976. 214 с.
  154. Н. Музыка спектакля. Л.: Искусство. 1978. 128 с.
  155. Г. В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб.: СПАТИ. 1995. 255 с.
  156. Л. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908−1917. М.: Мол. Гвардия. 2004.528 с.
  157. Г. Зеркало сцены // В 2-х кн. Л.: Искусство. 1980.
  158. Л. Мир наизнанку. М.: Искусство. 1983. 301 с.
  159. И. Факиры. М.: Знание. 1928. 56 с.
  160. А.П. Художник в цирке. М.: Искусство. 1978. 143 с.
  161. В. 200 лет на манеже. Мемуары. М.: Стайл-А. 2001. 448 с.
  162. В.И. Медвежий цирк. М.: Искусство. 1962. 206 с.
  163. Н. Народы. Расы. Культуры. М.: Наука. 1985. 272 с.
  164. И.М. Здравствуй, цирк! М.: Молодая Гвардия. 1968. 160 с.
  165. Е.П. «Проблемы создания художественного образа на примере советской клоунады» // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1989.
  166. Шаг-Новожилов А., Цирк, война и любовь. М.: Эксмо. 2003. 246 с.
  167. А.Н. Цирк на сцене. М.: Искусство. 1974.191 с.
  168. Л.Ф. Гимнастика. М.: Искусство. 1978. 151 с.
  169. Шор Ю. М. Культура как переживание (Гуманитарность культуры). СПб.: СПбГУП. 2003. 220 с.
  170. P.M. Перед третьим звонком. Казань: Знание. 1986. 128 с.
  171. .А. Мои питомцы. М.: Искусство. 1955. 151 с. 1. Тематические сборники178. .Все движется любовью / отв. ред. В. Кузнецов. М.: Знак. 2003. 168 с.
  172. Ленинградский балет сегодня // Сборник искусство в 2-х кн. Л.-М.: Искусство. 1967 .
  173. Русская советская эстрада. 1917−1929. Очерки истории. М.: Искусство. 1976. 407 с.
  174. Русская советская эстрада. 1930−1945. Очерки истории. М.: Искусство. 1977. 413 с.
  175. Русская советская эстрада. 1946−1977. Очерки истории. М.: Искусство. 1981. 527 с.
  176. Театр, Эстрада, Цирк. / отв. ред. С. М. Макаров. М.: КомКнига. 2006. 272 с. Статьи в периодике
  177. А.В. Задача обновленного цирка // Вестник театра М., 1919. № 3. С. 14−21
  178. Кузнецов Евг. На водяной пантомиме «Красная газета» (вечерний выпуск), 1932, 18 апреля.- 188 186. Арнольд А. Акрам Юсупов // Советская эстрада и цирк. 1957. № 2. С. 26−27
  179. Г. Цирк «Вильнюс» // Советская эстрада и цирк. 1957. № 2. С. 2830
  180. Н. Валентин Филатов // Советская эстрада и цирк. 1957. № 3. С. 14−19
  181. Г. Советский цирк // Огни манежа. 1958. С. 43−49
  182. В. Под цыганским шатром // Советская эстрада и цирк. 1958. № 2. С.20−21
  183. Г. Национальные традиции армянского цирка // Советская эстрада и цирк. 1958. № 4. С. 16−19
  184. П. Прошло два года // Советская эстрада и цирк. 1958. № 6. С. 5−8
  185. В. Грузинский цирк // Советская эстрада и цирк. 1958. № 8. С. 6−8
  186. JI. Случай в джунглях // Советская эстрада и цирк. 1959. № 2. С. 6
  187. А. О чем звенят клинки // Советская эстрада и цирк. 1959. № 2. С. 8
  188. . Цирковое искусство Узбекистана // Советская эстрада и цирк. 1959. № 3. С. 10−11
  189. М. Нази Ширай // Советская эстрада и цирк. 1959. № 3. С. 5
  190. Е. Эльвина Подчерникова // Советская эстрада и цирк. 1959. № 3. С. 5−6
  191. М. Женщины цирка // Советская эстрада и цирк. 1959. № 3. С. 3
  192. А. Первая программа // Советская эстрада и цирк. 1959. № 4. С. 1−3
  193. Серж-Александров А. Классический конный цирк должен жить! // Советская эстрада и цирк. 1959. № 5. С. 10−11
  194. Е. О народности искусства цирка // Советская эстрада и цирк. 1959. № 6. С. 7−9
  195. Е. Цирк Гаджикурбанова // Советская эстрада и цирк. 1959. № 6. С. 1−2- 189 204. Георгиев Ю. Больше внимания развитию национальных цирков // Советскаяэстрада и цирк. 1959. № 7. С. 7
  196. Т. Мы из Баку // Советская эстрада и цирк. 1959. № 7. С. 6−7
  197. А. Кадыр-Гулям // Советская эстрада и цирк. 1959. № 8. С.28−29
  198. Ю. Лиго // Советская эстрада и цирк. 1959. № 10. С. 10−11
  199. А. Владимир Довейко // Советская эстрада и цирк. 1960. № 2. С. 1415
  200. А. Заметки о цирковой пантомиме // Советская эстрада и цирк. 1960. № 6.С. 8−9
  201. В. Старик Хотабыч у воды // Советская эстрада и цирк. 1960. № 8. С. 6−7
  202. Н. Режиссер в цирке // Советская эстрада и цирк. 1960. № 2. С. 1618
  203. Е. Али-Бек // Советская эстрада и цирк. 1960. № 10. С. 4−5
  204. Дмитриев 10. Высокое искусство цирка // Огни манежа. 1961. С. 15−22
  205. Э., Ленник Е. Серж-Александров // Советская эстрада и цирк. 1961. № 8. С. 10−11
  206. Т. Н. Музыка должна улыбаться // Советская эстрада и цирк. 1962. № 1. С 4−5
  207. Л. Раздумья клоуна-мима // Искусство клоунады. М., 1969. С. 2328
  208. С. Право на эксперимент // Советская эстрада и цирк. 1969. № 1. С. 13−14
  209. Ю. Живые родники творчества // Советская эстрада и цирк. 1972. № 12. С. 23−25
  210. Е. Занавес поднимается (О семантике скифского искусства) // Знание. 1985. № 11 (701)
  211. И. Скажите, цирк это театр? // Советская эстрада и цирк. 1985. № 4. С. 5−6
  212. Н. Шесть вечеров // Советская эстрада и цирк. 1986. № 8. С. 1−2
  213. Г. Драгоценная порода // Коневодство и спорт. 1996. № 8.
  214. Е. Принцесса Цирка // Биржа труда. 1999. № 9(160)
  215. А. В Америке конюху платят намного больше // Вечерняя Казань //Культура 2001 № 132 (2239)
  216. М. Люди и кони шапито // Новая Тамбовщина. 2002. № 15 (2815)
  217. О. Легенды востока в жизни и на арене // Костромская областная газета. 2002. № 18 (2518).
  218. Вардугина А. Танцы в воздухе // Удмуртская правда. 2003 № 63 (23 993)
  219. М. Цирковое шоу «На слонах вокруг света» // Волга. 2005 № 105 (25 258).
  220. А. Неожиданный цирк // Удмуртская правда. 2006 № 15 (23 945)
  221. Ю. Этнография, как средство образного обогащения номера // Театр, Эстрада, Цирк. / отв. редактор С. М. Макаров. М., 2006. С. 203−219
  222. М. Мифы легендарного времени // Театр, Эстрада, Цирк. / отв. редактор С. М. Макаров. М., 2006. С. 182−193
  223. Г. Цирки и водные зрелища в России // Театр, Эстрада, Цирк. / отв. редактор С. М. Макаров. М., 2006. С. 241−270
  224. С.М. Влияние китайских артистов на развитие Российского цирка. //Театр, Эстрада, Цирк. / отв. редактор С. М. Макаров. М., 2006. С. 232−240
  225. В. Музыка в цирке // Театр, Эстрада, Цирк. / отв. редактор С. М. Макаров. М., 2006. С. 194−201
  226. Р. О днях минувших и немного сегодняшних // Театр, Эстрада, Цирк. / отв. редактор С. М. Макаров. М., 2006. С. 170−191
  227. В. Вокруг света на коне // Парад-Алле. 2006. № 24 (99 224)
  228. В. Кубанские казаки. // Парад-Алле. 2006. № 24 (99 224)
  229. И. Горские трюки меж балетных па // Неделя области. 2007. № 48 (328)1. Словари, энциклопедии
  230. М., Фокусы и трюки. Большая иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо. 2005. 480 с.
  231. Мир цирка. Энциклопедия. Том I. Клоуны. Автор-составитель С. Макаров М., 1995.
  232. Pierron A. Dictionnaire de la langue du cirque. Paris: Vil la Gardiole. 2003. 214 P
  233. В. Лучшая книга знаменитых фокусов. Практическая энциклопедия. М.: ACT. 2007. 432 с.
  234. В. Словарь культуры XX века. М.: Аграф. 1999. 384 с.
  235. Цирковое искусство России: Энциклопедия. Авторы-составители В. Кошкин, М. Рудина, Р. Славский. М.: Большая Российская энциклопедия. 2001. 480 с.
  236. Цирк. Маленькая энциклопедия. Авторы-составители А. Шнеер, Р. Славский. Под ред. Доктора искусствоведения, профессора Ю. Дмитриева. М.: Советская энциклопедия. 1973. 448 с.
  237. Эстрада России. XX век. Энциклопедия // Под ред. Е.Уваровой. М.: Олма-Пресс. 2004. 864 с. 1. Архивы
  238. Архив музея циркового искусства при Большом Санкт-Петербургском цирке 191 011, Санкт-Петербург, наб. Фонтанки, 3.
  239. Архив Российского этнографического музея 191 011, Санкт-Петербург, Инженерная, 4/1.
  240. С.М. Беседа с автором // Запись автора. 17.07.2008. Архив автора.
  241. В.Н. Кантемировы. Беседа с автором // Запись автора. 12.12. 2007. Архив автора.
  242. А. А. Беседа с автором // Запись автора. 20.04.2007. Архив автора.
  243. Александровы-Серж «Казаки» (конно-акробатический аттракцион). СПб., 2000. // шифр d. Р. / Пб-27
  244. Александровы-Серж «Конница Рима» (конно-акробатический аттракцион). СПб., 2004. // v. р /Пб-53
  245. Али-Бек (джигитовка), 1965. // d. Р. /Раз-1
  246. Алиевы (акробатика на русской палке), 2004. //. v. Р. / ж-59
  247. Алиевы (джигитовка), фестиваль циркового искусства в Монте-Карло, 1999. // v. 3. / ф-9
  248. Анаевы (джигитовка). СПб., 1999. // v. Р. / Пб-24
  249. Т. (дрессура обезьян). III Всемирный фестиваль циркового искусства в Москве, 2007. // d. Р. / ф-8
  250. Ю., Семенов А. (крафт-акробатика). Италия, 2003. // d. 3. / Пр-30
  251. С. «Будда» (воздушная гимнастика на ремнях). СПб., 2006. // d. Р. / Пб-30
  252. Ю.Аскарян А. «Забавный шимпанзе» (дрессура обезьян). СПб., 2005. // d. Р. / Пб-54
  253. Т. «Кармен» (воздушная гимнастика на трапеции), 2001/2002. // v. Р. / ж-11
  254. Багдасаровы Артур и Карина (эксцентрика с лошадью). — I Всероссийский фестиваль клоунады. Саратов, 2002. // d. Р. / ф-14
  255. Н. «Mysteries of old Egypt» (каучук), 2000. // v. P. / ж-125
  256. H. (игра с хула-хупами). СПб., 2000. // v. Р. / ж-125
  257. А. «Римские игры» (конно-акробатический аттракцион), б/г. // v. 3. / ж-6
  258. Барон JL (высшая школа верховой езды). СПб., 2003. // d. Р. / Пб-42
  259. О. (воздушная гимнастика на трапеции). СПб., 2003. // d. Р. / Пб-43
  260. А. (дрессура медведей). СПб., 2001. // d. Р. / Пб-35
  261. Р., Ташкенбаевы (акробаты на верблюдах), 1992. // v. Р. / ж-26
  262. О. «Аравийская фантазия» (дрессура змей). Всероссийский фестиваль циркового искусства. Саратов, 2005. // v. Р. / ф-15
  263. Быстраковы (иллюзия). гастроли в Италии, 2003. // d. Р. / Раз-24
  264. О. (высшая школа верховой езды), б/г. // d. Р. / ж-30
  265. Виситаевы Адам и Айна (канатоходцы). СПб., 1998. // d. Р. / Пб-14
  266. Ю. (высшая школа верховой езды). — СПб., 2005. // d. Р. / Пб-55
  267. А., Гуляев Ю. (ручной эквилибр). VI-й европейский фестиваль циркового искусства. Франция Сан-Поль Ле Дакс, 2004. // v. 3. / ф-24
  268. Гаджикурбановы (эквилибр на канате), б/г.// v. Р. /фу-21
  269. А. «Чудеса для принцессы» (аттракцион с дрессированными животными). -СПб., 1997.//d. Р. /Пб-12
  270. Г. «Кристалл» (ручной эквилибр), б/г. // v. Р. / ж-8
  271. Гоменюк (акробатика с подкидными досками). СПб., 2005. // d. Р. / Пб-54
  272. Джанибековы (акробатика на мачтах), 1965. // d. Р. / Раз-5
  273. Днепровские (эквилибр на канате). СПб., 1997. // d. Р. / Пб-11
  274. Ю., Котова Л. «Русская березка» (Свобода), 1970. // v. Р. / tv-38
  275. К. (каучук), 2004. // v. Р. / tv-25
  276. Ивановы Марина и Андрей (па-де-де на верблюдах), М., 2005. // d. Р. / Пр-2
  277. О. (воздушная гимнастика на ремнях), Днепропетровск, 2000. // v. Р. / Пр-10
  278. С., Пшибыш И. (ручной эквилибр), б/г. // v. Р. / ж-11
  279. Калинины (акробаты со скакалками). СПб., 2001. // d. Р. / Пб-32
  280. В. (дрессура экзотических животных). СПб., 2005. // d. Р. / Пб-54
  281. Кантемировы (джигитовка), 2007, США // d. 3. / Пб-55
  282. Кантемировы «Скифы» (конно-акробатический аттракцион). СПб., 2001. // d. Р. / Пб-32
  283. А. «Посол» (ручной эквилибр), 2006. // d. Р. / ж-57
  284. Ким (акробатика на мачтах). СПб., 1999/2000. // d. Р. / Пб-24
  285. Киселевы (художественно-акробатическая группа). СПб., 2006. // d. Р. / Пб-57- 19 444. Ковалевы «Персия» (акробаты-вольтижеры на качающейся платформе). II фестиваль циркового искусства на Поклонной горе. М., 2005. // d. Р. / ф-1
  286. Т. «На слонах вокруг света» (аттракцион с дрессированными слонами). СПб., 2006. // d. Р. / Пб-59
  287. Кравченко С.(ручной эквилибр), б/г. // v. Р. / ж-35
  288. Г. (жонглирование). М., 2005. // d. Р./ Пр-1
  289. Кузнецовы (акробатика на лошадях). СПб., 2004. // d. Р. / Пб-48
  290. Кулик (акробаты-эксцентрики), б/г. // d. Р. / ж-50
  291. В. «Амазонки» (конно-акробатический аттракцион). СПб., 2003. // d. Р. /Пб-18
  292. К. (эквилибр на канате), 1966. // d. Р. / Раз-5
  293. А. «Исповедь самурая» (воздушная гимнастика на кольцах). — Саратов, 2003.// d. Р. / ж-53
  294. Лазаровы (джигитовка). Минск, 2005. // v. 3. / Пр-26
  295. Е. (игра с хула-хупами). фестиваль Золотого цирка. Италия, 1994. // v. 3. /ж-5
  296. Леонтьевы Ирина, Наталья (дрессура оленей и лаек). СПб., 1994. // d. Р. / Пб-9
  297. Лозгачевы. (акробаты с подкидными досками). СПб., 2003. // d. Р. / Пб-44
  298. А. (акробатика), б/г. // v. Р. / ж-110
  299. Ю. «Кубанские казаки» (конно-акробатический аттракцион). М., 2005 // d. Р. / ф-1
  300. С. (оригинальный баланс). СПб., 2001. // d. Р. / Пб-35
  301. A. «Golden boy of the East» (игра с хула-хупами), 2005. // d. 3. / Пр-30
  302. Назировы (художественно-акробатическая группа), б/г. // d. Р. / ж-86
  303. Т. «Цыганская сюита» (высшая школа верховой езды), б/г. // v. Р. / ж-24
  304. Т. «Моя Россия» (конно-акробатический аттракцион). Краснодар, 2006. //d. Р./ПП-З
  305. Е. (высшая школа верховой езды). СПб., 2006. // d. Р. / Пб-59
  306. Папазовы (эквилибр на стреле). СПб., 2003/2004. // d. Р. / Пб-44
  307. Е. (воздушная гимнастика на корд-де-пареле). СПб., 2001. // <�± Р. / Пб-34
  308. Ю. (жонглирование), б/г. // v. Р. / ж-134
  309. Д. (эквилибристика). фестиваль циркового искусства. Будапешт, 2004. // v. 3. / ф-20
  310. Пузановы (акробаты со скакалками). — цирк «Massimo». Италия. 2003 // d. 3. / Пр-30
  311. Пузановы (акробаты с подкидными досками). 27 фестиваль циркового искусства в Монте-Карло, 2003.// v. 3. /ф-10
  312. Д. (воздушная гимнастика на кольцах). международный фестиваль. Саратов, 2003. // v. 3. / ф-16
  313. Расторгуевы (эквилибр на канате). Саратов, 1999. // v. Р. / ж-11
  314. Р., Табиева М., (эквилибристика), М., 1997. // d. Р. / ж-102
  315. Э. (дрессура собак), б/г. // v. Р. / ж-37
  316. Рубцовы (акробатика). XVII фестиваль циркового искусства в Монте-Карло, 1993.// v.P. / ж-26
  317. О. (игра с хула-хупами). СПб., 1996. // d. Р. / Пб-11
  318. М. (эквилибр на катушках). СПб., 2002. // d. Р. / Пб-36
  319. Сударчиковы Любовь и Андрей (трансформация). СПб., 2000. // d. Р. / Пб-43
  320. М. «Джигиты Башкирии» (конно-акробатический аттракцион). -Саратов, 1999. // v. Р. / ф-12
  321. Г. (ручной эквилибр). М., 2004. // v. Р. / Раз-27
  322. Сунгуровы (акробатика). гастроли в Голландии, 1983. // d. Р. / Пр-382. «Shindu love» (воздушные полотна), 1998. // v 3 / ф-4
  323. Ташкенбаевы (акробаты на верблюдах). СПб., 2002. // d. Р. / Пб-36
  324. Ташкенбаевы (эквилибр на канате), 1953. // v. Р. / Раз-36
  325. Тимошкины (акробатика). СПб., 1999/2000. // d. Р. / Пб-24
  326. Трушины (акробатика с подкидными досками). СПб., 1999, // d. Р. / Пб-18
  327. А. (жонгляж на лошади). СПб., 1999. // d. Р. / Пб-21
  328. Д. (высшая школа верховой езды), 1978. // v. Р. / ж-37
  329. Тугановы (джигитовка). 27 фестиваль циркового искусства в Монте-Карло, 2003. //v. З./ф-Ю
  330. Тугановы «Иристон» (конно-акробатический аттракцион), 1978. // v. р / ж-1
  331. Туйчи-хан (иллюзия), 2005. // d. Р. / ж-34
  332. Турдиевы (джигитовка), 1998. // v. Р. / ж-81
  333. С. (дрессура смешанной группы животных), б/г. // d. Р. / ж-28
  334. Freiburgh Топу (жонглер дияболо). цирк «Massimo». Италия, 2000. // v. 3. / Пр-30
  335. Fumagalli (клоунада), б/г. // v. 3. / Пр-21
  336. Хабаевы «Арт» (джигитовка). СПб., 1997. // d. Р. / Пб-9
  337. Хаперские (ручной эквилибр). М., 2006. // d. Р. / ж-70
  338. Хетиевы (джигитовка), б/г. // v. Р. / ж-73
  339. В., Спира Н. «Меч самурая» (Иллюзия). СПб., 2005. // d. Р. / Пб-53
  340. Д. «Эхо Азии» (конно-акробатический аттракцион), 1978. //v. Р. / к-1
  341. Ходжаевы (джигитовка), 1961. // d. Р. / Раз-4
  342. Черниевские (акробаты с подкидными досками). 24 фестиваль циркового искусства в Монте-Карло, 2000. // v. 3. / ф-2
  343. Д. «Шаман» (жонглирование). фестиваль «Цирк завтрашнего дня», 2006. // v. 3. / ф-32
  344. Шаниковы «Сон в летнюю ночь» (джигитовка), 2004. // v. Р. / к-44
  345. Н. (жонглирование), 1966. // d. Р. / Раз-5
  346. Г. (джигитовка). М., 2004. // v. Р. / ж-43
  347. Г. «Пять континентов» (аттракцион с дрессированными животными). — СПб., 2005.//d. Р. /Пб-53
  348. Якубовы (акробаты на мачтах). СПб., 2006. // d 8 / Пб-57
  349. М. (эквилибр в кольце), б/г. // v. Р. / ж-15
  350. Якубовы (дрессура обезьян). — фестиваль циркового искусства. Будапешт, 2002. // v. 3./ф-4
  351. Языджян (джигитовка). СПб., 1998. // d. Р. / Пб-14
Заполнить форму текущей работой