Принцип золотого сечения в эпосе «Гэсэр»
Диссертация
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, которые можно условно разделить на несколько групп. Первая группа — это исследования проблемы золотого сечения (JI. М. Баткин, Н. А. Васютинский, Г. Вейль, Ю. Ф. Виппер, Ф. В. Ковалев, В. А. Копцик, П. Кюри, М. А. Марутаев, В. И. Новиков, Д. Петрович, Н. А. Померанцева, А. А… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Аспекты проявления принципа золотого сечения
- 1. Золотое сечение — динамическая симметрия
- 2. Принцип золотого сечения в архитектуре
- 3. Принцип золотого сечения в живописи
- Выводы
- Глава II. Принцип золотого сечения в эпических текстах бурятской Гэсэриады
- 1. Принцип золотого сечения в стихосложении
- 2. Принцип золотого сечения в ритмической организации стиха
- 3. Принцип золотого сечения как способ выделения точек кульминации в эпизодах и картинах эпоса «Гэсэр».'
- 4. Принцип золотого сечения во временной организации улигерного действия
- Выводы
- Глава III. Принцип золотого сечения в эпических напевах бурятской Гэсэриады
- 1. Принцип золотого сечения в музыке
- 2. Принцип золотого сечения в улигерных напевах
- 2. 1. Эхирит-булагатская эпическая традиция
- 2. 2. Унгинская эпическая традиция
- 2. 3. Хоринская эпическая традиция
Список литературы
- Абай Гэсэр — хан. /Эпопея (Эхирит-булагатский вариант). Подг. текста, перев. и прим. М. П. Хомонова — Улан-Удэ, 1961.- ч.1 — 230 с.
- Абай Гэсэр Богдо хаан: Буряадай морин Ульгэр / БНЦ СО РАН -Улан-Удэ, 1995 (на бурятском языке). 517 х.
- Абай Гэсэр. Автор и составитель С. Ш. Чагдуров. Улан-Удэ: Изд-во газеты «Бурятия», 1995.- 205 с.
- Абай Гэсэр. Вступ. стат., подг. текста, перев. и комм, к нему А. И. Уланова Улан-Удэ, 1960. — 314 с.
- Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон.- Бурятский героический эпос. Новосибирск, 1991.-310 с.
- Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций М., 1996. — 480 с.
- Аникин В.П. Теория фольклорной традиции и ее значения для исторического исследования былин. М.: Изд-во МГУ, 1980.
- Асафьев Б.В. О народной музыке. JL- Музыка, 1987, 247 с.
- Аюшина С.А. Об иносказательной природе эпоса «Гэсэр» // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. — с.48−53.
- Бадмацыренова Д.Б. О времени и причинах происхождения героического эпоса // Проблемы бурятской филологии на современном этапе. Мат. регион, науч.-практ. конф-и, поев. 80-летию проф. Ц.Ц. Цыдыпо-ва. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. — с. 175−176.
- Бадмацыренова Д.Б. Принцип золотого сечения в эпосе «Абай Гэсэр» // Вестник Бурятского государственного университета. Серия 6: Филология. Вып.З. Улан-Удэ: Изд-во Бурят.гос.ун-та, 1999.- с.28−32.
- Бадмацыренова Д.Б. Золотое сечение в стихосложении. Мат. регион, науч.-практ. конф-и. «Высшая школа: проблемы преподавания словесности» Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000.
- Балдаев С.П. Некоторые вопросы филологии и этнографии бурятского народа. Дисс. на соиск. уч. ст. канд фил. наук. JL, 1967.
- Балданжапов П.Б. Агын буряадай аман зохеолой дээжэнууд. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.
- Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки. Новосибирск, 1979. — 254 с.
- Бардаханова С.С. «Гэсэр» в эпическом репертуаре современных сказителей. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1995.- С. 115−118.
- Бардаханова С.С. Система жанров бурятского фольклора. Новосибирск, 1992--237 с.
- Бардаханова С.С. Бурятские сказки о животных. Улан-Удэ, 1974. -152 с.
- Бардаханова С.С. О некоторых образах животных в фольклоре бурят // Бурятские фольклор. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР. 1970. — с. 19−34.
- Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. Улан-Удэ, 1991.
- Баткин JI.M. Леонардо да Винчи и особенности ренессанского творческого мышления. М., 1990.
- Биткеев Н.Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар»: Поэтика и традиция. Автореф. дисс. .д.ф.н. — Улан-Удэ, 1997 — 35 с.
- Биткеев Н.Ц. Поэтическое искусство джангарчи. Элиста, 1982.
- Биткеев Н.Ц. Типические места эпического репертуара исполнителей «школы «джангарчи Ээлян Овла и проблемы эпической традиции // Типологические и художественные особенности Джангара. Элиста, 1978.-с. 25−50.
- Борджанова Т.Г. О поэтике ойратского героического эпоса // Вестник института 14. Джангароведение. Элиста, 1976. — с. 141−163.
- Бороноева Т.А. Образы Гэсэриады в бурятской книжной графике 1960-нач. 90-х гг. //Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — С.120−123.
- Будаев Б.Ж. Акцентуация бурятского языка. Словесное ударение в хоринском диалекте.- М.: Наука, 1981. 111 с.
- Бурчина Д.А. Гэсэриада западных бурят: Указание произведения и их вариантов./ СО АН СССР. БФ БИОН Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1990. -449 с.
- Бурчина Д.А. Женские образы в Гэсэриаде. // Филологический сборник Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. — с.74−82.
- Бурчина Д.А. Своеобразие исполнительского стиля Маншуда Имегенова. // Творчество сказителей: традиция и импровизация Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. — с.53−67.
- Бурчина Д.А. Эпос «Гэсэр» в записи М.Н.Хангалова. (Сравнительный анализ сюжетов) // Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ, БФ СО АН СССР, 1989. — с. 141−169.
- Буяхаева Л.И. Лексико-стилистические особенности языка эхирит-булагатского варианта эпоса «Гэсэр»: Дисс.канд. филол. наук.- Улан-Удэ, 2000.
- Бюраева Э.И. Ритмомелодика простых нераспространенных предложений бурятского языка. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1978. — 128 с.
- Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М.: Молодая гвардия, 1990. -236 с.
- Вайнштейн Э.С. Стержень спирали. М., 1971.
- Вейль Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. — 192 с.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. / Вступительная статья И. К. Горского, сост., комментарии В. В. Мочаловой. М.: Высшая школа, 1989.-406 с.
- Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе. М.: Наука, 1975. — 173 с.
- Вигнер Е. Этюды о симметрии. Пер. с англ. М.: Мир, 1971. — 318 с.
- Виппер Ю.Ф. Золотое деление как основной морфологический закон в природе и искусстве (открытие профессора Цейзинга). М., тип. Т. Рис, 1876.
- Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос. Пб.- М., 1923.
- Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. JL, 1934.
- Владимирцов Б.Я. Филология и история монгольских народов. Памяти акад. Б. Я. Владимирцова. Сб. ст. М., 1958.
- Гаадамба III., Цэрэнсодном Д. Монгол ардын аман зохиолын дээж бичиг. Улаанбаатар, 1978. — 304 х.
- Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики. М.: Наука, 1989. — 256 с.
- Герасимович JI.K. Монгольское стихосложение. Опыт экспериментально-фонетического исследования. JI., 1975.
- Гомбоин Д.Д. Сюжетообразующие мотивы в эхирит-булагатских ули-герах о сватовстве // Эволюция эпических жанров бурятского фольклора Улан-Удэ: БФ СО РАН СССР, 1985. — с. 89−101.
- Гомбоин Д.Д. Характеристика сюжетов эхирит-булагатских улигеров // Типология традиционных жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1989.- с.32−54.
- Гомбоин Д.Д. Эхирит-булагатские улигеры Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1990.-112 с.
- Гунгаров В.Ш. Буряад арадай туухэ домогууд. Улаан-Удэ, 1990.
- Гунгаров В.Ш. Ульгэр туурээлгэ // Творчество сказителей: традиция и импровизация Улан-Удэ, 1998, с. 100−109.
- Гунгаров В.Ш. Современное бытование бурятских легенд и преданий. Автореф. к.ф.н. Улан-Удэ, 1993, — 20 с.
- Дамдинсурэн Ц. Исторические корни Гэсэриады. М., 1957.
- Дампилова JI.C. Гэсэриада в современной поэзии. У/ Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с. 108−109.
- Дианова Т.Б. Поэтика народной лирики: Проблемы стиля // Наука о фольклоре сегодня: Междисциплинарные взаимодействия. М.: Диалог МГУ, 1998, с. 157−159.
- Доржи Банзаров. Черная вера или шаманство у монголов. Улан-Удэ, 1997. — с.29−56.
- Дугаров Б.С. Эволюция образа Гал Дулма хана (на материале окин-ских легенд о Гэсэре) // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с. 138−140.
- Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). -М.: Наука, 1991.- 300 с.
- Дугаров Д.С. Опыт реконструкции напева эхирит-булагатского варианта эпоса «Гэсэр» // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978.
- Дулам С. Монгол домог зуйн дур. Улаанбаатар, 1989. — 192 с.
- Дулам С. Мифологические мотивы в эпосе «Гэсэр» // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995.-с. 102−105.
- Дылыкова Р.С. Мифическое время в эпосе «Гэсэр».// Вестник Бурятского университета. Серия 6: Филология. Вып.З. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1999. — с. 16−23.
- Дылыкова Р.С. Мифологическая основа эпоса «Гэсэр » // Филологический сборник Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1998.- с. 119−123.
- Дылыкова Р.С. Мифологическая основа эпоса «Гэсэр». Дисс. на соиск. уч. ст. канд фил. наук. Улан-Удэ, 2000.
- Жамцарано Ц.Ж. Пайзы у монголов в настоящее время. СПб., 1914.
- Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М., 1960.
- Жирмунский В.М. Сравнительное изучение героического эпоса народов Средней Азии. М., 1960−1961.
- Казначеев В.П. Феномен человека: Космические и земные истоки. -Новосибирск, 1991. 125 с.
- Казначеев В.П. Живые лучи и живое поле / Чудеса и приключения.1996, № 5-с. 27.
- Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. Киев, 1989.- 142 с.
- Козин С.А. Сокровенное сказание. Т.1 Введение в изучение памятника. Перевод, тексты, глоссарии. М., 1940.
- Козин С.А. Эпос монгольских народов. M.-JL, 1948. — 246 с.
- Кондратьев М.Г. О ритме чувашской народной песни. М., 1990.
- Кондратьев С.А. Музыка монгольского эпоса и песен. М., 1970.247 с.
- Короглы Х.Г. Художественные каноны и видоизменения эпоса // Фольклор. Поэтика историзма. М., 1988 — с. 102−125.
- Кудияров А.В. Художественный стиль калмыцкого эпоса «Джангар» и вопросы его исторической интерпретации: Автореф. дисс. к.ф.н.- М., 1983−24 с.
- Кузьмина Ё. Н. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. Новосибирск, Наука, 1980.- 160 с.
- Кузьмина Е. Н. О древнейших основах женских образов улигеров. -Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1978. 18 с.
- Куницын О.И. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки. Улан- Удэ, 1999.- 134 с.
- Лазарева А.А. Типологические проблемы номинации на материале онимической лексики: Дисс.к. филол. наук. Улан-Удэ, 1999.
- Лосев А.Ф. Мифология // Философская энциклопедия в 5-ти томах, т. З М.: Советская энциклопедия, 1964. — с. 457−466.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972.-271 с.
- Лотман Ю.Н. Структура художественного текста. СПб. 1998.- 704 с.
- Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа.-М.: Наука, 1986.- 320 с.
- Михайлов В.А. Религиозная мифология. Улан-Удэ, 1996.
- Михайлов Г. И. Проблема фольклора монгольских народов. Элиста: 1971,-235 с.
- Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм. История. Структура. Социальные функции.-Новосибирск, 1987.
- Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма с древнейших времен по XVIII в. Новосибирск: Наука, 1980. — 319 с.
- Михайлов Т.М. Шаманизм и эпос // Эпическое творчество народов Сибири. Тезисы докладов научной конференции. Улан-Удэ, 1973. -с. 88−91.
- Найдаков В.Ц., Тулохонов М. И. Бурятский героический эпос «Гэсэр» // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 — с.6−14.
- Настинова Г. М. Эпические напевы «Джангара» //ЖанЪр. Хальмг ба-атрлг эпос. М., 1990. — с. 431−441.
- Неизвестные страницы истории Бурятии. Улан-Удэ, 1992.
- Неклюдов С.Ю. К вопросу об описании «эмоциональной реакции» былинного персонажа.// Сб.ст. по вторичным моделирующим системам Тарту, 1973. — с.5−12.
- Неклюдов С.Ю. Образ Гэсэра в фольклорно-мифологических традициях Центральной Азии и Южной Сибири // Эпическое творчествонародов Сибири и Дальнего Востока. Материалы Всесоюзной конференции фольклористов Якутск, 1977. — с.40−44.
- Неклюдов С. Ю. Тумурцырен Ж. Монгольские сказания о Гэсэре: новые записи. М.: Наука, 1981.
- Омакаева Э.У. Некоторые буддийские мотивы и буддийская лексика в калмыцких сказках о Гэсэре // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с. 135−137.
- Осоодор Мэргэн. Улаан-Удэ: БМНИИК, 1956. — 137 с.
- Ошорова С.А. Иносказательная природа бурятского устного народного творчества: Дисс. к. ф. н. Улан-Удэ, 1997.
- Петрович Д. Теоретики пропорций. М., 1979.
- Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
- Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. -М., 1985.
- Поппе Н.А. Халха-монгольский героический эпос. Изд-во АН СССР, 1937.- 125 с.
- Потанин Г. Н. Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. М., 1950.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. JI.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1946. — 338 с.
- Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1958.-603 с.
- Пушкин А.С. Об искусстве. В 2-х т. Т. 1./Сост., предисл. и коммент. А. А. Вишневского. М.: Искусство, 1990. — 363 с.
- Пушкин А.С. Стихотворения / Редкол. Ю. Герасимов, Е. Исаев, А. Козловский и др.- Сост. и вступ. Статья Г. Волкова- худож. Г. Клодт, Д. Домогацкий. М.: Худож. лит., 1985. — 430 с.
- Раднаев В.Э. К проблеме эстетики героического эпоса монгольских народов // Вестник института 14. Джангароведение. Элиста, 1976 -с. 117−132.
- Райцанова Д.А. Русские переводы Гэсэриады: Дисс. к. филол. наук. -М., 1999. 150 с.
- Ранние формы искусства. Сб. ст. Сост. Неклюдов С. Ю. Отв. ред. Ме-летинский Е.М. М., 1972.
- Румянцев Г. Н. Баргузинские летописи. Вып. 1. Улан-Удэ: Бурят-монгольское кн. изд-во, 1956. — 101 с.
- Румянцев Г. Н. Происхождение хоринских бурят. Улан-Удэ, 1962.
- Русский фольклор. Эпические традиции. Материалы и исследования. -СПб, 1995.
- Рыбаков Б.А. Слово о полку Игореве и его современники. М., 1971.
- Сагалаев A.M. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука, 1992.
- Самдан З.Б. Образ Гэсэра в тувинских мифах. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 -с.144−146.
- Санжеев Г. Д. Эпос северных бурят // Аламжи Мерген. Бурятский эпос.-М.: Л., 1936.
- Санжеева Л.Ц. Об исторической взаимосвязи антропонимов, этноми-мов и топонимов в эпосе «Гэсэр» // Вестник Бурятского университета. Сер.6 Филология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999 — с. 23−28.
- Санжеева Л.Ц. Ономастика эпоса «Гэсэр»: Дисс. к. филол.наук. -Улан-Удэ, 2000. 186 с.
- Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин.- Москва — Саратов, 1924.
- Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан1. Удэ, 1983.
- Соколов А.А. Тайны золотого сечения // Техника молодежи. — 1978.-№ 5.-с. 40−42.
- Соколов Б.Г. Герменевтика метафизики. СПб., 1998.
- Сонин А.С. Постижение совершенства: Симметрия, асимметрия, дис-симметрия, антисимметрия. М.: Знамя, 1987. — 208 с.
- Старикова Г. Н. Сатирические элементы в героическом эпосе бурят «Гэсэр» // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 — с.85−88.
- Суриков В.И.-М.: Искусство, 1974.
- Туденов Г. О. Бурятское стихосложение. Ритмическая организация бурятских стихов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1958. — 168 с.
- Тулохонов М.И. Бурятский фольклор и современность // Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1983.-с.20−32.
- Тулохонов М.И. Бурятский эпос «Гэсэр»// Абай Гэсэр Могучий М., 1995. — с.446−477.
- Тулохонов М.И. Героический эпос бурят: Вопросы поэтики и стиля. Дисс. в форме научного доклада. .д ф.н.-Улан-Удэ, 1993.-51 с.
- Тулохонов М.И. К характеристике эпического мира улигеров. // Джан-гар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Тезисы докладов и сообщений. Элиста, 1978. — с.78−80.
- Тулохонов М.И. Основные итоги изучения улигеров // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 — с.36−44.
- Тушемилов П.М. Шаманские материалы (1948). Улан-Удэ, 1995.
- Уланов А.И. Бурятские улигеры (исполнение, композиция, изображение человека) Улан-Удэ, 1968. — 74 с.
- Уланов А.И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1963.-220 с.
- Уланов А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. — 171 с.
- Уланов А.И. Исторические корни Гэсэриады // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с. 44−45.
- Уланов А.И. К вопросу о возникновении эпоса «Гэсэр»// Гэсэриада: прошлое и настоящее Улан-Удэ: Бур.отд. ВФК, 1991.-е. 57−64.
- Уланов А.И. К характеристике героического эпоса бурят. Улан-Удэ, 1957.- 171 с.
- Уланов А.И. Устное творчество в культуре бурят. // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. — с.4−14.
- Уланов Э.А. Эпос «Гэсэр» как древнейшая эпическая картина мира // Вестник Бурятского университета. Сер.6: Филология. Вып. З Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. — с. 10−16.
- Улымжиев Д.Б. Изучение Гэсэра в России. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с.18−24.
- Фольклор: образ и поэтическое слово в контексте. М., 1984.
- Хамаганов М.П. Самобытность и народность эпоса «Гэсэр». Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1995. — 104 с.
- Хамгашалов A.M. Опыт исследования бурят-монгольского стихосложения. Улан-Удэ, 1940.
- Хамгушкеева М.М. Дефиниции «земля» и «время» в эпосе «Гэсэр» и в произведениях бурятских поэтов. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной на. учной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с. 113−115.
- Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т.1 Улан-Удэ, 1958.
- Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т.2 Улан-Удэ, 1959.
- Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т. З Улан-Удэ, 1960. — 421 с.
- Хомонов М.П. Бурятский героический эпос «Гэсэр»: Эхирит-булагатский вариант- Улан-Удэ, 1976.
- Хомонов М.П. Варианты эпоса «Гэсэр» // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. — с.85−97.
- Хомонов М.П. Гэсэриада эпос мирового значения. // Гэсэриада — духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с.14−18.
- Хундаева Е.О. Бурятский эпос о Гэсэре: символы и традиции Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. — 95 с.
- Хундаева Е.О. Монгольские списки Гэсэриады // Средневековая культура Центральной Азии: Письменные источники. Сб. ст. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с.62−76.
- Хундаева Е.О. Монгольское книжное сказание о «Гэсэре». М., 1980.
- Хундаева Е.О. Эпическое сказание восточных народов. // Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с.24−27.
- Хундаева-Пинуева Е. О. Монгольский эпос о Гэсэре, его связи и поэтика // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре Улан-Удэ, 1995. — с.73−85.
- Хурэлбаатар JI. Буддийские мотивы в тибетском и монгольском версиях эпоса «Гэсэр» // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре -Улан-Удэ, 1995.-с. 113−120.
- Цыбенова Б.Б. «Гэсэр» и «Джангар» как вершины эпического творчества монгольских народов // Немцы и Сибирь: История. Современность. Мат-лы межд.науч.конф-и 18−22 сентября 1999 г. Улан-Удэ, 1999.-с. 31−35.
- Цыбенова Б.Б. Калмыцкий героический эпос «Джангар» // Проблемы бурятской филологии на современном этапе. Мат. регион, науч.-практ. конф-и, поев. 80-летию проф. Ц. Ц. Цыдыпова. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. — с.173−175.
- Цыбенова Б.Б. Образ Гэсэра в бурятском героическом эпосе // Вестник БГУ, Сер. 6. Филология. Вып. 3. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. с. 32−37.
- Цыбенова Б.Б. Общности и различия бурятского эпоса «Гэсэр» и калмыцкого эпоса «Джангар». Дисс. на соиск. уч. ст. канд фил. наук.-Улан-Удэ, 2000.
- Чагдуров С.Ш. Горная Бурятия прародина всех монголов // Филологический сборник — Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1998. — с. 190−193.
- Чагдуров С.Ш. Гэсэриаде 1000 лет. // Гэсэриада: прошлое и настоящее- Улан-Удэ: бур.отд.ВФК, 1991. с.73−89.
- Чагдуров С.Ш. Древнейшие истоки Гэсэриады.//Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. — с.25−45.
- Чагдуров С.Ш. Исторические основы цротивопоставления Неба-Отца и Матери-Земли в эпосе «Гэсэр» // Вестник Бурятского университета. Сер.6 Филология. Вып.З. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. — с.3−10.
- Чагдуров С.Ш. Канон золотого сечения в эпосе «Гэсэр» // Язык художественных произведений писателей Сибири. Сб. ст. Улан-Удэ, 1993. — с.71−83.
- Чагдуров С.Ш. Культ слова в эпосе монгольских народов. // Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. М.: Наука. 1980.-с. 302−308.
- Чагдуров С.Ш. Поэтика Гэсэриады, Иркутск, 1993. 367 с.
- Чагдуров С.Ш. Прародина монголов Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. -138с.
- Чагдуров С.Ш. Происхождение Гэсэриады: Опыт сравнительно-исторического исследования древнего словарного фонда / СО АН СССР БФ БИОН Новосибирск: Наука, 1980. — 272 с.
- Чагдуров С.Ш. Стихосложение Гэсэриады. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984.-128 с.
- Чимитдоржиев Ш. Б. Гэсэриада общемонгольский эпос // Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с.45−47.
- Чойролжав. Новая теория об историческом происхождении «Гэсэра» // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995.-с.45−47.
- Шагдаров Л.Д. О языке эпоса «Гэсэр» // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с.33−36.
- Шагдарова Д.Л. Религиозная лексика «Гэсэра» в переводе В. Солоухина-// Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с.161−163.
- Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. Иркутск, 1959. — 227 с.
- Шаракшинова Н.О. Г.Н. Потанин и его роль в собирании и публикации эпоса о Гэсэре // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре -Улан-Удэ, 1995.-с.66−73.
- Шаракшинова Н.О. Героико-эпическая поэзия бурят Иркутск: Изд-во ИГУ, 1987.-304 с.
- Шаракшинова Н.О. Героический эпос бурят. Иркутск: Вост.-сиб. кн. изд-во, 1968. — 160 с.
- Шаракшинова Н.О. Героический эпос бурят-монголов Усть-Ордынского национального округа. Дисс. на соиск. уч. ст. канд фил. наук.-Л., 1949.
- Шаракшинова Н.О. Героический эпос о Гэсэре. Уч. пособие для студентов фил. фак.-та. -Иркутск, 1969. -348 с.
- Шаракшинова Н.О. Из истории записи, публикации и изучения монгольских версий «Джангара» // Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста, 1982. — с. 25−42.
- Шаракшинова Н.О. О героико-эпическом сказании бурят // Гэсэриада: прошлое и настоящее Улан-Удэ: Бур.отд.ВФК, 1991. — с.64−73.
- Шафрановский И.И. Симметрия в природе Л.: Недра, 1968.-184 с.
- Шевелев И.Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. — 343 с.
- Шерхунаев Р.А. Бурятские народные сказители, ч.1. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986.- 208 с.
- Шерхунаев Р.А. Изображение охоты в героическом эпосе бурят // Поэтика жанров бурятского фольклора Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1982.-с. 82−100.
- Шерхунаев Р.А. Маншут Имегеев певец «Гэсэра». Очерк жизни и деятельности. Иркутск, 1993. — 47 с.
- Шерхунаев Р.А. Певцов благородное племя. Иркутск, 1978.
- Шерхунаев Р.А. Эстетические воззрения бурят в улигерах. // Эстетические особенности фольклора Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1969. -с.113−125.
- Шубников А.В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1972.
- Шулунова J1.B. Бурятская ономастика: Дисс. доктора филол. наук -Улан-Удэ, 1995.
- Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6-ти т. Глав. ред. С. И. Юткевич. -Т. 3 М., «Искусство», 1964.
- Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6-ти т. Глав. ред. С. И. Юткевич. -Т. 4 М., «Искусство», 1966. 790 с. лI
- Применение золотого сечения в построении картины И. Е. Репина¦
- А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года»
- Ковалев Ф.В., Киев, 1989, с.а+о =Ф1. Ъомшсе ешш^
- Пропорции золотого деления в линейном построении картины- Н. Н. Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском»
- Ковалев Ф.В., Киев, 1989, с. 12.1. Ъомшь iou&triQV ашм-ие.