Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Принцип золотого сечения в эпосе «Гэсэр»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, которые можно условно разделить на несколько групп. Первая группа — это исследования проблемы золотого сечения (JI. М. Баткин, Н. А. Васютинский, Г. Вейль, Ю. Ф. Виппер, Ф. В. Ковалев, В. А. Копцик, П. Кюри, М. А. Марутаев, В. И. Новиков, Д. Петрович, Н. А. Померанцева, А. А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Аспекты проявления принципа золотого сечения
    • 1. Золотое сечение — динамическая симметрия
    • 2. Принцип золотого сечения в архитектуре
    • 3. Принцип золотого сечения в живописи
  • Выводы
  • Глава II. Принцип золотого сечения в эпических текстах бурятской Гэсэриады
    • 1. Принцип золотого сечения в стихосложении
    • 2. Принцип золотого сечения в ритмической организации стиха
    • 3. Принцип золотого сечения как способ выделения точек кульминации в эпизодах и картинах эпоса «Гэсэр».'
    • 4. Принцип золотого сечения во временной организации улигерного действия
  • Выводы
  • Глава III. Принцип золотого сечения в эпических напевах бурятской Гэсэриады
    • 1. Принцип золотого сечения в музыке
    • 2. Принцип золотого сечения в улигерных напевах
      • 2. 1. Эхирит-булагатская эпическая традиция
      • 2. 2. Унгинская эпическая традиция
      • 2. 3. Хоринская эпическая традиция
  • Выводы

Принцип золотого сечения в эпосе «Гэсэр» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая работа посвящена исследованию проявления фундаментального закона (принципа) золотого сечения в эпосе «Гэсэр» — замечательном памятнике устной поэзии бурят-монголов.

Героический эпос «Гэсэр», являясь своеобразным отражением объективной реальности материального мира, подчиняется важнейшим законам его строения, одним из которых выступает принцип золотого сечения. Во все времена золотое сечение имело для человека большое эстетическое и практическое значение. Благодаря умелому использованию этого принципа были созданы шедевры мировой архитектуры, других видов искусства, устного народного творчества, в том числе и бурятский героический эпос «Гэсэр».

Золотое сечение изучали и античные мыслители, и деятели эпохи Возрождения. Золотое сечение волнует умы и многих современных ученых. Проявление этого принципа в стихосложении так или иначе затронуто в исследованиях ученых Г. В. Церетели, С. М. Эйзенштейна, М. К. Му-гдуевой, а у нас в Бурят-Монголии — С. Ш. Чагдурова. При этом исходной позицией всех названных ученых является понимание ими того, что принцип золотого сечения или канон Алтан хэблиг (по Пеохону Петрову — одному из лучших бурятских рапсодов XX века) начинает действовать только тогда, когда эпические элементы структуры улигеров, скажем, строки-параллелизмы, «хэб» (двустишия, четверостишия и т. п.), улигерные эпизоды, картины, действия находятся в постоянном движении и развитии (в динамике, в росте).

Актуальность исследования определяется настоятельной потребностью анализа эпических текстов и напевов бурят-монгольской Гэсэриады с позиций всестороннего учета и использования улигершинами этого принципа. При выборе данной темы мы руководствовались положением о том, что вплоть до 90-х годов XX столетия никто из гэсэроведов не обращал на принцип золотого сечения особо пристального внимания. Если кто-то и считал, что бурятские улигеры отличаются исключительно симметрично построенным сюжетом, композиционной стройностью стиха, напева, образных единиц, эпизодов, глав (частей) и всего улигера в целом, то эту симметрию никто не связывал со всемирно известным принципом золотого сечения, названного так в свое время знаменитым Леонардо да Винчи. То, что этот принцип по-бурятски называется «Алтан хэблиг» тоже никому не было известно и честь открытия этого факта (наличия бурятского названия) принадлежит С. Ш. Чагдурову, который в своей монографии «Поэтика Гэсэриады» [Иркутск, 1993] всю вторую основную часть книги посвятил подтверждению и раскрытию принципа «Алтан хэблиг».

Актуальность исследования обусловлена также все возрастающим интересом к Гэсэриаде, к ее идейно-художественному содержанию, к стиховой и музыкальной фактуре, к сказительскому мастерству улигершинов.

Целью данного исследования является анализ текстов Гэсэриады на уровне композиции и особенно — анализ эхирит-булагатских, унгинских и хоринских улигерных напевов с позиций принципа золотого сечения.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда конкретных задач:

• дать подробную характеристику принципу золотого сечения — одному из важнейших законов мироздания;

• определить роль принципа золотого сечения в архитектуре, живописи, стихосложении, музыке;

• выяснить роль принципа золотого сечения в ритмической организации стиха, в композиции улигерных эпизодов и картин, а также во временной организации улигерного действия;

• проанализировать роль, структуру и особенности эхирит-булагатских, унгинских и хоринских эпических напевов.

Основными методами исследования послужили: системный метод, позволяющий как можно полнее осветить аспекты проявления принципа золотого сечения, историко-типологический, который дает возможность рассмотреть эволюцию этого принципа, являющейся, в сущности, историей поисков теории гармонической пропорции. Вся античная культура, а также и культура Возрождения вели поиски законов красоты в пропорциях отдельных частей, а также частей и целогосравнительно-типологический, сопоставляющий традиции эпических напевов.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, которые можно условно разделить на несколько групп. Первая группа — это исследования проблемы золотого сечения (JI. М. Баткин, Н. А. Васютинский, Г. Вейль, Ю. Ф. Виппер, Ф. В. Ковалев, В. А. Копцик, П. Кюри, М. А. Марутаев, В. И. Новиков, Д. Петрович, Н. А. Померанцева, А. А. Соколов, А. С. Сонин, Тань Аошуан, С. Ш. Чагдуров, Г. В. Церетели, А. Цейзинг, И. И. Шафра-новский, И. Ш. Шевелев, И. П. Шмелев, С. М. Эйзенштейн). Вторая группа представлена трудами фольклористов (В. П. Аникин, С. С. Бардаханова, Н. Ц. Биткеев, А. Н. Веселовский, Ц. Дамдинсурэн, Ц. Ж. Жамцарано, В. М. Жирмунский, А. Ш. Кичиков, X. Г. Короглы, Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов, В. Я. Пропп, А. П. Скафтымов, М. И. Тулохонов, А. И. Уланов, М. П. Хомонов, Е. О. Хундаева, С. Ш. Чагдуров, Н. О. Шаракшинова, Р. А. Шерхунаев). Следующая группа — это исследования ученых, освещающие проблему историзма эпических произведений (В. М. Гацак, У. Б. Далгат, А. В. Кудияров и др.), раскрывающие локальное бытование эпоса (Д. А. Бурчина, Д. Д. Гомбоин, Д. С. Дугаров, Ц. А. Дугар-Нимаев, М. Н. Намжи-лова). Пятая группа — это труды ученых, посвященные музыке эпоса и песен (П. М. Берлинский, Д. С. Дугаров, М. Г. Кондратьев, С. А. Кондратьев, О. И. Куницын, А. Д. Руднев, Г. Д. Фролова).

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринят комплексный анализ роли золотого сечения в разных видах искусства, а также в улигерном стихе и напеве, что расшифрованы и проанализированы напевы Лхасарана Бальчинова и молодого сказителя Виктора Жалсанова.

Объектом исследования является бурятский героический эпос о Гэ-сэре, предметом исследования — принцип золотого сечения в эпических текстах и напевах Гэсэриады.

Материалом исследования послужили варианты улигеров, записанные от известных бурятских сказителей Маншуда Имегенова, Пеохона Петрова, Папы Тушемилова, Альфора Васильева, Парамона Дмитриевасводный вариант на русском языке, составленный С. Ш. Чагдуровым на основе оригинальных бурятских текстов, записанных от сказителей А. Васильева, П. Тушемилова, А. Тороева фольклористами С. П. Балдаевым и Т. М. Болдоновой в 40-е годы и напевы улигеров Буры Барнакова, Константина Доржеева, Лхасарана Бальчинова и молодого начинающего сказителя Виктора Жалсанова.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях принципа золотого сечения в других жанрах устного народного творчества. Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы при подготовке спецкурсов, лекционных и практических занятий по фольклору. Материалы исследования представляют интерес и для таких областей науки, как религиеведение, этнография, культурология.

Апробация работы. Материалы диссертации, ее основные положения и выводы были представлены в виде докладов на заседании кафедры русского устного народного творчества филологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1998), на заседаниях кафедры английского языка и кафедры начального обучения языкам Бурятского государственного университета (1999,2000), на региональных конференциях «Цыдыповские чтения — 1» (Улан-Удэ, 1999), «Высшая школа: проблемы преподавания словесности» (Улан-Удэ, 2000), а также на научно-практической конференции, посвященной памяти доктора филологических наук, профессора ИГУ Н. О. Шаракшиновой (Иркутск, 2001).

Основные положения по теме диссертации отражены в пяти публикациях.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы.

Научный этап собирания музыкального фольклора бурят начинается с 60-х годов XX века и связан с именем ученого-этнографа и музыковеда Д. С. Дугарова.

Улигерные напевы являются самыми древними и представляют собой напевный речитатив. Характерной чертой бурятских улигеров является их интонационная и метроритмическая сложность. Особенностью эпических сказаний является также и то, что улигеры не имели определенного, закрепленного именно за этими сказаниями, напева. У «Гэсэра» тоже не было своего мотива. Данный факт объясняется тем, что каждый сказитель владел одним или несколькими напевами и пользовался ими при исполнении всех известных ему улигеров.

Характерной особенностью бурятской народной музыки является пентатоника. Напев «Гэсэра» в исполнении Виктора Жалсанова построен на ре-минорной пентатонике. Размер напева пятидольный, с переходом на трехдольный, характеризуется подвижным ритмическим рисунком.

Унгинский напев Константина Доржеева, расшифрованный Б. Цы-рендашиевым, построен на фа-минорной пентатонике и развертывается в пределах септимы. Данный напев имеет двухчастную форму: первая часть звучит в тональности фа-минор, а вторая — в тональности ми-бемоль мажор. В напеве много мелизмов.

Хоринский напев Лхасарана Бальчинова отличается спокойной мелодией речитативного склада, отсутствием орнаментальных украшений. Напев имеет четырехдольный размер и построент на соль-минорной пентатонике.

У рапсодов от структуры стиха зависела основа напева, то есть, стих и напев находились в тесном взаимодействии. В музыкальной фразе напевов точка золотого сечения проходит по ее третьей четверти.

Теоретический анализ проблемы выявил, что исследования поэтических произведений и улигерных текстов с позиции принципа золотого сечения только начинаются. Исследования в этой области, безусловно, позволят получить более полную информацию о роли и об особенностях проявления золотого сечения в стихосложении.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что золотое сечение участвует в композиционной организации улигера и выделяет его кульминационные точки, которые находятся не в центре эпического текста, а помещены в его третьей четверти. Наиболее важная функция золотого сечения в улигерном тексте — смысло-содержательная. А также динамизирующая, структурирующая и эвфоническая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Золотое сечение теснейшим образом связано с симметрией и проявляется в композиции и смысловой организации эпического текста. Оно имеет, по своей сути, динамическую природу. Это — симметрия развития материи, симметрия законов движения и роста в природе.

Пифагор и его последователи предпочитали вместо слова «симметрия» пользоваться для выражения того же значения словом «гармония». Идеи гармонии мира были хорошо осмыслены и воспеты их школой. По мнению пифагорейцев, тайны прекрасного можно понять и описать «числом и мерой». Этим числом и этой мерой явились величины интервалов, получаемых в ходе геометрического деления отрезка единичной длины на две части так, что отношение большей части к меньшей оказывалось равным отношению всего отрезка — к большей части. В дальнейшем это деление, благодаря Леонардо да Винчи, получило имя золотого сечения. Правда, за тысячи лет до греческих философов секреты золотого сечения были в совершенстве изучены жрецами Древнего Египта. Цивилизация Древнего Египта, в свою очередь, унаследовала знания об этом феномене еще из какого-то более древнего источника (согласно взгляду И. П. Шмелева, возможно, легендарной Атлантиды). Сегодня, в эпоху расцвета научно-технической революции, переоткрываются знания фундаментальных законов природы, уходящих своими корнями в глубины веков и тысячелетий. Понятие принципа золотого сечения прочно вошло в нашу жизнь, отражая вид согласованности отдельных частей, которые объединяются в хорошо упорядоченное единое целое.

Строгий, всеобъемлющий принцип золотого сечения (или канон Алтай хэблиг), одинаково действующий и на Земле и в космосе, диктует форму динамической симметрии любым объектам материального мира, и, конечно, в первую очередь, венцу творения природы — человеку, поскольку человеческий организм есть зеркало природы. В конституции человеческого организма, в организации нейрофизиологической структуры его мозга закономерности золотого сечения прослеживаются во всей полноте: строение слуховой улитки, взаиморасположение палочек и колбочек глазного яблока, характер пульсации сердечной мышцы, симметричные биоритмы мозга, пропорции тела и органов человека.

Факт наличия принципа золотого сечения в структуре эпоса «Гэсэр» и эпических напевов не вызывает сомнения. С другой стороны, теория бурятского фольклора сформировалась таким образом, что о золотом сечении в этой отрасли филологической науки ученые знают мало или не знают вовсе. Выявлено, что золотое сечение участвует в композиции и смысловой организации эпического текста.

Так как в основных конструктивных единицах поэтики и композиции эпоса «Гэсэр» действует принцип или канон Алтан хэблиг, то человек не мог это не чувствовать. Сказители Гэсэриады и их слушатели, а также их мозг обязательно настраивался на бета-волну, которая при выполнении творческой работы доминирует и сопровождается антиципацией успеха и чувством радости. Иначе говоря, сказитель, настроив свою аудиторию на эту волну и услаждая их слух исполнением эпоса, способствовал возникновению бета-волны и в мозгу его слушателей. И поэтому кульминационные точки или точки наивысшего напряжения в развитии эпизодов, картин, действий, при нагнетании звуковой динамики, как правило, проходят по третьей четверти основных конструктивных составляющих поэтики Гэсэриады.

Проявление принципа золотого сечения в таких различных видах искусства, как архитектура, живопись, поэзия, музыка, скульптура, а также в математике, где число Ф есть естественная инварианта преобразований.

2 3 п симметрии на прогрессии 1, Ф, Ф", Ф.. ., Фп, в ботанике, используемая для описания расположения чешуи в шишках сосновых (последователь.

112 3 5 ность дробей /ь /2, /з, /5, /8 состоит из чисел Фибоначчи), в биологических молекулах, древнейших моллюсках и водорослях [Сонин А. С., 1987, с. 168], в темперированном звукоряде, компонентах генного аппарата человека и животных, планетарных системах [Шевелев И.Ш. и др., М., 1990, с. 260] и т. д. дает основание предполагать присутствие единых критериев гармонии, общих как для творений природы, так и для творений, созданных человеком. Поскольку есть общие законы природы, то можно говорить и об общих критериях гармонии систем. Обнаруживая общие черты в самых разных объектах и явлениях природы, человек, скорее всего, упорядочивает мир, делая его единым и целым.

Так что принципом Алтан хэблиг пронизан фактически весь текст эпоса о Гэсэре, что безукоризненно характеризует его со стороны структуры выражения — как главное доказательство правоты Владимира Солоухина, утверждающего, между прочим, что «Гэсэр» — это «величайший эпос человечества» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абай Гэсэр — хан. /Эпопея (Эхирит-булагатский вариант). Подг. текста, перев. и прим. М. П. Хомонова — Улан-Удэ, 1961.- ч.1 — 230 с.
  2. Абай Гэсэр Богдо хаан: Буряадай морин Ульгэр / БНЦ СО РАН -Улан-Удэ, 1995 (на бурятском языке). 517 х.
  3. Абай Гэсэр. Автор и составитель С. Ш. Чагдуров. Улан-Удэ: Изд-во газеты «Бурятия», 1995.- 205 с.
  4. Абай Гэсэр. Вступ. стат., подг. текста, перев. и комм, к нему А. И. Уланова Улан-Удэ, 1960. — 314 с.
  5. Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон.- Бурятский героический эпос. Новосибирск, 1991.-310 с.
  6. В.П. Теория фольклора. Курс лекций М., 1996. — 480 с.
  7. В.П. Теория фольклорной традиции и ее значения для исторического исследования былин. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  8. .В. О народной музыке. JL- Музыка, 1987, 247 с.
  9. С.А. Об иносказательной природе эпоса «Гэсэр» // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. — с.48−53.
  10. Д.Б. О времени и причинах происхождения героического эпоса // Проблемы бурятской филологии на современном этапе. Мат. регион, науч.-практ. конф-и, поев. 80-летию проф. Ц.Ц. Цыдыпо-ва. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. — с. 175−176.
  11. Д.Б. Принцип золотого сечения в эпосе «Абай Гэсэр» // Вестник Бурятского государственного университета. Серия 6: Филология. Вып.З. Улан-Удэ: Изд-во Бурят.гос.ун-та, 1999.- с.28−32.
  12. Д.Б. Золотое сечение в стихосложении. Мат. регион, науч.-практ. конф-и. «Высшая школа: проблемы преподавания словесности» Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000.
  13. С.П. Некоторые вопросы филологии и этнографии бурятского народа. Дисс. на соиск. уч. ст. канд фил. наук. JL, 1967.
  14. П.Б. Агын буряадай аман зохеолой дээжэнууд. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.
  15. Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки. Новосибирск, 1979. — 254 с.
  16. С.С. «Гэсэр» в эпическом репертуаре современных сказителей. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1995.- С. 115−118.
  17. С.С. Система жанров бурятского фольклора. Новосибирск, 1992--237 с.
  18. С.С. Бурятские сказки о животных. Улан-Удэ, 1974. -152 с.
  19. С.С. О некоторых образах животных в фольклоре бурят // Бурятские фольклор. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР. 1970. — с. 19−34.
  20. К.Д. Семья и брак у бурят. Улан-Удэ, 1991.
  21. JI.M. Леонардо да Винчи и особенности ренессанского творческого мышления. М., 1990.
  22. Н.Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар»: Поэтика и традиция. Автореф. дисс. .д.ф.н. — Улан-Удэ, 1997 — 35 с.
  23. Н.Ц. Поэтическое искусство джангарчи. Элиста, 1982.
  24. Н.Ц. Типические места эпического репертуара исполнителей «школы «джангарчи Ээлян Овла и проблемы эпической традиции // Типологические и художественные особенности Джангара. Элиста, 1978.-с. 25−50.
  25. Т.Г. О поэтике ойратского героического эпоса // Вестник института 14. Джангароведение. Элиста, 1976. — с. 141−163.
  26. Т.А. Образы Гэсэриады в бурятской книжной графике 1960-нач. 90-х гг. //Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — С.120−123.
  27. .Ж. Акцентуация бурятского языка. Словесное ударение в хоринском диалекте.- М.: Наука, 1981. 111 с.
  28. Д.А. Гэсэриада западных бурят: Указание произведения и их вариантов./ СО АН СССР. БФ БИОН Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1990. -449 с.
  29. Д.А. Женские образы в Гэсэриаде. // Филологический сборник Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. — с.74−82.
  30. Д.А. Своеобразие исполнительского стиля Маншуда Имегенова. // Творчество сказителей: традиция и импровизация Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. — с.53−67.
  31. Д.А. Эпос «Гэсэр» в записи М.Н.Хангалова. (Сравнительный анализ сюжетов) // Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ, БФ СО АН СССР, 1989. — с. 141−169.
  32. Л.И. Лексико-стилистические особенности языка эхирит-булагатского варианта эпоса «Гэсэр»: Дисс.канд. филол. наук.- Улан-Удэ, 2000.
  33. Э.И. Ритмомелодика простых нераспространенных предложений бурятского языка. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1978. — 128 с.
  34. Н.А. Золотая пропорция. М.: Молодая гвардия, 1990. -236 с.
  35. Э.С. Стержень спирали. М., 1971.
  36. Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. — 192 с.
  37. А.Н. Историческая поэтика. / Вступительная статья И. К. Горского, сост., комментарии В. В. Мочаловой. М.: Высшая школа, 1989.-406 с.
  38. В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе. М.: Наука, 1975. — 173 с.
  39. Е. Этюды о симметрии. Пер. с англ. М.: Мир, 1971. — 318 с.
  40. Ю.Ф. Золотое деление как основной морфологический закон в природе и искусстве (открытие профессора Цейзинга). М., тип. Т. Рис, 1876.
  41. .Я. Монголо-ойратский героический эпос. Пб.- М., 1923.
  42. .Я. Общественный строй монголов. JL, 1934.
  43. .Я. Филология и история монгольских народов. Памяти акад. Б. Я. Владимирцова. Сб. ст. М., 1958.
  44. Гаадамба III., Цэрэнсодном Д. Монгол ардын аман зохиолын дээж бичиг. Улаанбаатар, 1978. — 304 х.
  45. В.М. Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики. М.: Наука, 1989. — 256 с.
  46. JI.K. Монгольское стихосложение. Опыт экспериментально-фонетического исследования. JI., 1975.
  47. Д.Д. Сюжетообразующие мотивы в эхирит-булагатских ули-герах о сватовстве // Эволюция эпических жанров бурятского фольклора Улан-Удэ: БФ СО РАН СССР, 1985. — с. 89−101.
  48. Д.Д. Характеристика сюжетов эхирит-булагатских улигеров // Типология традиционных жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1989.- с.32−54.
  49. Д.Д. Эхирит-булагатские улигеры Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1990.-112 с.
  50. В.Ш. Буряад арадай туухэ домогууд. Улаан-Удэ, 1990.
  51. В.Ш. Ульгэр туурээлгэ // Творчество сказителей: традиция и импровизация Улан-Удэ, 1998, с. 100−109.
  52. В.Ш. Современное бытование бурятских легенд и преданий. Автореф. к.ф.н. Улан-Удэ, 1993, — 20 с.
  53. Ц. Исторические корни Гэсэриады. М., 1957.
  54. JI.C. Гэсэриада в современной поэзии. У/ Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с. 108−109.
  55. Т.Б. Поэтика народной лирики: Проблемы стиля // Наука о фольклоре сегодня: Междисциплинарные взаимодействия. М.: Диалог МГУ, 1998, с. 157−159.
  56. Доржи Банзаров. Черная вера или шаманство у монголов. Улан-Удэ, 1997. — с.29−56.
  57. .С. Эволюция образа Гал Дулма хана (на материале окин-ских легенд о Гэсэре) // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с. 138−140.
  58. Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). -М.: Наука, 1991.- 300 с.
  59. Д.С. Опыт реконструкции напева эхирит-булагатского варианта эпоса «Гэсэр» // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978.
  60. С. Монгол домог зуйн дур. Улаанбаатар, 1989. — 192 с.
  61. С. Мифологические мотивы в эпосе «Гэсэр» // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995.-с. 102−105.
  62. Р.С. Мифическое время в эпосе «Гэсэр».// Вестник Бурятского университета. Серия 6: Филология. Вып.З. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1999. — с. 16−23.
  63. Р.С. Мифологическая основа эпоса «Гэсэр » // Филологический сборник Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1998.- с. 119−123.
  64. Р.С. Мифологическая основа эпоса «Гэсэр». Дисс. на соиск. уч. ст. канд фил. наук. Улан-Удэ, 2000.
  65. Ц.Ж. Пайзы у монголов в настоящее время. СПб., 1914.
  66. В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М., 1960.
  67. В.М. Сравнительное изучение героического эпоса народов Средней Азии. М., 1960−1961.
  68. В.П. Феномен человека: Космические и земные истоки. -Новосибирск, 1991. 125 с.
  69. В.П. Живые лучи и живое поле / Чудеса и приключения.1996, № 5-с. 27.
  70. Ф.В. Золотое сечение в живописи. Киев, 1989.- 142 с.
  71. С.А. Сокровенное сказание. Т.1 Введение в изучение памятника. Перевод, тексты, глоссарии. М., 1940.
  72. С.А. Эпос монгольских народов. M.-JL, 1948. — 246 с.
  73. М.Г. О ритме чувашской народной песни. М., 1990.
  74. С.А. Музыка монгольского эпоса и песен. М., 1970.247 с.
  75. Х.Г. Художественные каноны и видоизменения эпоса // Фольклор. Поэтика историзма. М., 1988 — с. 102−125.
  76. А.В. Художественный стиль калмыцкого эпоса «Джангар» и вопросы его исторической интерпретации: Автореф. дисс. к.ф.н.- М., 1983−24 с.
  77. Ё. Н. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. Новосибирск, Наука, 1980.- 160 с.
  78. Е. Н. О древнейших основах женских образов улигеров. -Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1978. 18 с.
  79. О.И. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки. Улан- Удэ, 1999.- 134 с.
  80. А.А. Типологические проблемы номинации на материале онимической лексики: Дисс.к. филол. наук. Улан-Удэ, 1999.
  81. А.Ф. Мифология // Философская энциклопедия в 5-ти томах, т. З М.: Советская энциклопедия, 1964. — с. 457−466.
  82. Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972.-271 с.
  83. Ю.Н. Структура художественного текста. СПб. 1998.- 704 с.
  84. Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа.-М.: Наука, 1986.- 320 с.
  85. В.А. Религиозная мифология. Улан-Удэ, 1996.
  86. Г. И. Проблема фольклора монгольских народов. Элиста: 1971,-235 с.
  87. Т.М. Бурятский шаманизм. История. Структура. Социальные функции.-Новосибирск, 1987.
  88. Т.М. Из истории бурятского шаманизма с древнейших времен по XVIII в. Новосибирск: Наука, 1980. — 319 с.
  89. Т.М. Шаманизм и эпос // Эпическое творчество народов Сибири. Тезисы докладов научной конференции. Улан-Удэ, 1973. -с. 88−91.
  90. В.Ц., Тулохонов М. И. Бурятский героический эпос «Гэсэр» // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 — с.6−14.
  91. Г. М. Эпические напевы «Джангара» //ЖанЪр. Хальмг ба-атрлг эпос. М., 1990. — с. 431−441.
  92. Неизвестные страницы истории Бурятии. Улан-Удэ, 1992.
  93. С.Ю. К вопросу об описании «эмоциональной реакции» былинного персонажа.// Сб.ст. по вторичным моделирующим системам Тарту, 1973. — с.5−12.
  94. С.Ю. Образ Гэсэра в фольклорно-мифологических традициях Центральной Азии и Южной Сибири // Эпическое творчествонародов Сибири и Дальнего Востока. Материалы Всесоюзной конференции фольклористов Якутск, 1977. — с.40−44.
  95. С. Ю. Тумурцырен Ж. Монгольские сказания о Гэсэре: новые записи. М.: Наука, 1981.
  96. Э.У. Некоторые буддийские мотивы и буддийская лексика в калмыцких сказках о Гэсэре // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с. 135−137.
  97. Осоодор Мэргэн. Улаан-Удэ: БМНИИК, 1956. — 137 с.
  98. С.А. Иносказательная природа бурятского устного народного творчества: Дисс. к. ф. н. Улан-Удэ, 1997.
  99. Д. Теоретики пропорций. М., 1979.
  100. А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
  101. Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. -М., 1985.
  102. Н.А. Халха-монгольский героический эпос. Изд-во АН СССР, 1937.- 125 с.
  103. Г. Н. Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. М., 1950.
  104. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. JI.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1946. — 338 с.
  105. В.Я. Русский героический эпос. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1958.-603 с.
  106. А.С. Об искусстве. В 2-х т. Т. 1./Сост., предисл. и коммент. А. А. Вишневского. М.: Искусство, 1990. — 363 с.
  107. А.С. Стихотворения / Редкол. Ю. Герасимов, Е. Исаев, А. Козловский и др.- Сост. и вступ. Статья Г. Волкова- худож. Г. Клодт, Д. Домогацкий. М.: Худож. лит., 1985. — 430 с.
  108. В.Э. К проблеме эстетики героического эпоса монгольских народов // Вестник института 14. Джангароведение. Элиста, 1976 -с. 117−132.
  109. Д.А. Русские переводы Гэсэриады: Дисс. к. филол. наук. -М., 1999. 150 с.
  110. Ранние формы искусства. Сб. ст. Сост. Неклюдов С. Ю. Отв. ред. Ме-летинский Е.М. М., 1972.
  111. Г. Н. Баргузинские летописи. Вып. 1. Улан-Удэ: Бурят-монгольское кн. изд-во, 1956. — 101 с.
  112. Г. Н. Происхождение хоринских бурят. Улан-Удэ, 1962.
  113. Русский фольклор. Эпические традиции. Материалы и исследования. -СПб, 1995.
  114. .А. Слово о полку Игореве и его современники. М., 1971.
  115. A.M. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука, 1992.
  116. З.Б. Образ Гэсэра в тувинских мифах. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 -с.144−146.
  117. Г. Д. Эпос северных бурят // Аламжи Мерген. Бурятский эпос.-М.: Л., 1936.
  118. Л.Ц. Об исторической взаимосвязи антропонимов, этноми-мов и топонимов в эпосе «Гэсэр» // Вестник Бурятского университета. Сер.6 Филология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999 — с. 23−28.
  119. Л.Ц. Ономастика эпоса «Гэсэр»: Дисс. к. филол.наук. -Улан-Удэ, 2000. 186 с.
  120. А.П. Поэтика и генезис былин.- Москва — Саратов, 1924.
  121. Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан1. Удэ, 1983.
  122. А.А. Тайны золотого сечения // Техника молодежи. — 1978.-№ 5.-с. 40−42.
  123. .Г. Герменевтика метафизики. СПб., 1998.
  124. А.С. Постижение совершенства: Симметрия, асимметрия, дис-симметрия, антисимметрия. М.: Знамя, 1987. — 208 с.
  125. Г. Н. Сатирические элементы в героическом эпосе бурят «Гэсэр» // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 — с.85−88.
  126. Суриков В.И.-М.: Искусство, 1974.
  127. Г. О. Бурятское стихосложение. Ритмическая организация бурятских стихов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1958. — 168 с.
  128. М.И. Бурятский фольклор и современность // Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1983.-с.20−32.
  129. М.И. Бурятский эпос «Гэсэр»// Абай Гэсэр Могучий М., 1995. — с.446−477.
  130. М.И. Героический эпос бурят: Вопросы поэтики и стиля. Дисс. в форме научного доклада. .д ф.н.-Улан-Удэ, 1993.-51 с.
  131. М.И. К характеристике эпического мира улигеров. // Джан-гар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Тезисы докладов и сообщений. Элиста, 1978. — с.78−80.
  132. М.И. Основные итоги изучения улигеров // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 — с.36−44.
  133. П.М. Шаманские материалы (1948). Улан-Удэ, 1995.
  134. А.И. Бурятские улигеры (исполнение, композиция, изображение человека) Улан-Удэ, 1968. — 74 с.
  135. А.И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1963.-220 с.
  136. А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. — 171 с.
  137. А.И. Исторические корни Гэсэриады // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с. 44−45.
  138. А.И. К вопросу о возникновении эпоса «Гэсэр»// Гэсэриада: прошлое и настоящее Улан-Удэ: Бур.отд. ВФК, 1991.-е. 57−64.
  139. А.И. К характеристике героического эпоса бурят. Улан-Удэ, 1957.- 171 с.
  140. А.И. Устное творчество в культуре бурят. // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. — с.4−14.
  141. Э.А. Эпос «Гэсэр» как древнейшая эпическая картина мира // Вестник Бурятского университета. Сер.6: Филология. Вып. З Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. — с. 10−16.
  142. Д.Б. Изучение Гэсэра в России. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с.18−24.
  143. Фольклор: образ и поэтическое слово в контексте. М., 1984.
  144. М.П. Самобытность и народность эпоса «Гэсэр». Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1995. — 104 с.
  145. A.M. Опыт исследования бурят-монгольского стихосложения. Улан-Удэ, 1940.
  146. М.М. Дефиниции «земля» и «время» в эпосе «Гэсэр» и в произведениях бурятских поэтов. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной на. учной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с. 113−115.
  147. М.Н. Собрание сочинений. Т.1 Улан-Удэ, 1958.
  148. М.Н. Собрание сочинений. Т.2 Улан-Удэ, 1959.
  149. М.Н. Собрание сочинений. Т. З Улан-Удэ, 1960. — 421 с.
  150. М.П. Бурятский героический эпос «Гэсэр»: Эхирит-булагатский вариант- Улан-Удэ, 1976.
  151. М.П. Варианты эпоса «Гэсэр» // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. — с.85−97.
  152. М.П. Гэсэриада эпос мирового значения. // Гэсэриада — духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с.14−18.
  153. Е.О. Бурятский эпос о Гэсэре: символы и традиции Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. — 95 с.
  154. Е.О. Монгольские списки Гэсэриады // Средневековая культура Центральной Азии: Письменные источники. Сб. ст. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с.62−76.
  155. Е.О. Монгольское книжное сказание о «Гэсэре». М., 1980.
  156. Е.О. Эпическое сказание восточных народов. // Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с.24−27.
  157. Хундаева-Пинуева Е. О. Монгольский эпос о Гэсэре, его связи и поэтика // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре Улан-Удэ, 1995. — с.73−85.
  158. JI. Буддийские мотивы в тибетском и монгольском версиях эпоса «Гэсэр» // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре -Улан-Удэ, 1995.-с. 113−120.
  159. .Б. «Гэсэр» и «Джангар» как вершины эпического творчества монгольских народов // Немцы и Сибирь: История. Современность. Мат-лы межд.науч.конф-и 18−22 сентября 1999 г. Улан-Удэ, 1999.-с. 31−35.
  160. .Б. Калмыцкий героический эпос «Джангар» // Проблемы бурятской филологии на современном этапе. Мат. регион, науч.-практ. конф-и, поев. 80-летию проф. Ц. Ц. Цыдыпова. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. — с.173−175.
  161. .Б. Образ Гэсэра в бурятском героическом эпосе // Вестник БГУ, Сер. 6. Филология. Вып. 3. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. с. 32−37.
  162. .Б. Общности и различия бурятского эпоса «Гэсэр» и калмыцкого эпоса «Джангар». Дисс. на соиск. уч. ст. канд фил. наук.-Улан-Удэ, 2000.
  163. С.Ш. Горная Бурятия прародина всех монголов // Филологический сборник — Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1998. — с. 190−193.
  164. С.Ш. Гэсэриаде 1000 лет. // Гэсэриада: прошлое и настоящее- Улан-Удэ: бур.отд.ВФК, 1991. с.73−89.
  165. С.Ш. Древнейшие истоки Гэсэриады.//Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. — с.25−45.
  166. С.Ш. Исторические основы цротивопоставления Неба-Отца и Матери-Земли в эпосе «Гэсэр» // Вестник Бурятского университета. Сер.6 Филология. Вып.З. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. — с.3−10.
  167. С.Ш. Канон золотого сечения в эпосе «Гэсэр» // Язык художественных произведений писателей Сибири. Сб. ст. Улан-Удэ, 1993. — с.71−83.
  168. С.Ш. Культ слова в эпосе монгольских народов. // Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. М.: Наука. 1980.-с. 302−308.
  169. С.Ш. Поэтика Гэсэриады, Иркутск, 1993. 367 с.
  170. С.Ш. Прародина монголов Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. -138с.
  171. С.Ш. Происхождение Гэсэриады: Опыт сравнительно-исторического исследования древнего словарного фонда / СО АН СССР БФ БИОН Новосибирск: Наука, 1980. — 272 с.
  172. С.Ш. Стихосложение Гэсэриады. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984.-128 с.
  173. Ш. Б. Гэсэриада общемонгольский эпос // Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с.45−47.
  174. Чойролжав. Новая теория об историческом происхождении «Гэсэра» // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995.-с.45−47.
  175. Л.Д. О языке эпоса «Гэсэр» // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с.33−36.
  176. Д.Л. Религиозная лексика «Гэсэра» в переводе В. Солоухина-// Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. — с.161−163.
  177. Н.О. Бурятский фольклор. Иркутск, 1959. — 227 с.
  178. Н.О. Г.Н. Потанин и его роль в собирании и публикации эпоса о Гэсэре // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре -Улан-Удэ, 1995.-с.66−73.
  179. Н.О. Героико-эпическая поэзия бурят Иркутск: Изд-во ИГУ, 1987.-304 с.
  180. Н.О. Героический эпос бурят. Иркутск: Вост.-сиб. кн. изд-во, 1968. — 160 с.
  181. Н.О. Героический эпос бурят-монголов Усть-Ордынского национального округа. Дисс. на соиск. уч. ст. канд фил. наук.-Л., 1949.
  182. Н.О. Героический эпос о Гэсэре. Уч. пособие для студентов фил. фак.-та. -Иркутск, 1969. -348 с.
  183. Н.О. Из истории записи, публикации и изучения монгольских версий «Джангара» // Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста, 1982. — с. 25−42.
  184. Н.О. О героико-эпическом сказании бурят // Гэсэриада: прошлое и настоящее Улан-Удэ: Бур.отд.ВФК, 1991. — с.64−73.
  185. И.И. Симметрия в природе Л.: Недра, 1968.-184 с.
  186. И.Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. — 343 с.
  187. Р.А. Бурятские народные сказители, ч.1. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986.- 208 с.
  188. Р.А. Изображение охоты в героическом эпосе бурят // Поэтика жанров бурятского фольклора Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1982.-с. 82−100.
  189. Р.А. Маншут Имегеев певец «Гэсэра». Очерк жизни и деятельности. Иркутск, 1993. — 47 с.
  190. Р.А. Певцов благородное племя. Иркутск, 1978.
  191. Р.А. Эстетические воззрения бурят в улигерах. // Эстетические особенности фольклора Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1969. -с.113−125.
  192. А.В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1972.
  193. Шулунова J1.B. Бурятская ономастика: Дисс. доктора филол. наук -Улан-Удэ, 1995.
  194. С.М. Избранные произведения. В 6-ти т. Глав. ред. С. И. Юткевич. -Т. 3 М., «Искусство», 1964.
  195. С.М. Избранные произведения. В 6-ти т. Глав. ред. С. И. Юткевич. -Т. 4 М., «Искусство», 1966. 790 с. лI
  196. Применение золотого сечения в построении картины И. Е. Репина¦
  197. А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года»
  198. Ф.В., Киев, 1989, с.а+о =Ф1. Ъомшсе ешш^
  199. Пропорции золотого деления в линейном построении картины- Н. Н. Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском»
  200. Ф.В., Киев, 1989, с. 12.1. Ъомшь iou&triQV ашм-ие.
Заполнить форму текущей работой