Актуальность темы
исследования.
Современный мир характеризуется динамичными процессами во всех сферах жизнедеятельности человека и общества: в экономике, политике, науке, искусстве. Динамизм, изменчивость, новация становятся главными атрибутами современной социокультурной действительности. Современность с ее характерными тенденциями к глобализации, научно-технологическому прогрессу, интенсивным межкультурным контактам меняет акценты в привычном видении мира. Глобализация не стягивает мир к единому центру, а как бы растворяет все центры, они поглощаются единым процессом глобализации, мир децентрируется. Но существует и противоположная тенденция к дифференциации и поиску идентичности. Это затрагивает и человека, который находится в постоянном поиске и смене идентичностей, в результате чего все более утрачивает свою внутреннюю целостность, а его сознание фрагментируется. Человеку становится все труднее глубоко и целостно охватывать те или иные явления, он как бы скользит по поверхности реальности, не погружаясь в сущность действительности. Наиболее ярко это проявляется в творчестве, в искусстве.
Сегодня, как и много веков назад, человек воссоздает вокруг себя привычное окружение, защищающее его от зыбкости мира. К числу вещей, выполняющих эту функцию, можно отнести ткань как покров, защиту, оболочку, внешнюю по отношению к телу человека. Человек постоянно облачен в ткани одежд: он просыпается и засыпает, работает и отдыхает, живет и умирает, сопровождаемый тканью, она как вторая кожа всегда рядом, она постоянно включена в его жизнедеятельность. Ткань-одежда создает тепло, уют, настроение, она может открыть или закрыть дверь в различные общественные места (так называемый «dress-code»), она рассказывает нам о своем хозяине, его культурной, социальной, национальной и религиозной принадлежности, о его привычках и предпочтениях, о темпераменте и увлечениях и о многом другом. Всем известно древнее изречение, что «по одежке встречают», которое подтверждает значимость этого культурного явления. В условиях наблюдающегося в ряде регионов возрождения традиционной культуры коренных этносов, архаических пластов сознания традиционное искусство художественной обработки ткани приобретает новое значение.
Это обусловливает актуальность исследования культуры художественной обработки ткани, ее особенностей и специфики в современном мире, а также ее сопоставление с традицией.
Изучение истории и развития отечественной культуры художественной обработки ткани (ткачество, вышивка, набойка, роспись ткани (батик), лоскутное шитье, кружево и т. д.) дает возможность для прояснения ее связи с мировоззренческими основами духовной культуры, что делает обработку ткани важным духовно-материальным атрибутом культуры, хранителем культурно-художественной памяти нации.
Данный вид культурной деятельности человека отражает в себе изменения, происходящие в культуре. Культура обработки ткани позволяет исследователям выявить трансформации, происходящие в мире, а также установить некоторые инвариантные компоненты, которые лежат в основе создания представлений об устойчивости, упорядоченности и определенности.
Изменяющаяся действительность отражается в современных технологиях обработки ткани. Промышленное производство ткани, использование новейших научных разработок приводят к появлению новых форм, функций, видов ткани и методов ее художественной обработки. Неизменным элементом в культуре художественной обработки ткани является ее украшение, декорирование. Все это особым образом проявлено в традиционной культуре и остается актуальным в современной культуре, одной из основных характеристик которой выступает визуальность.
Актуальность исследования обусловлена значимостью культуры художественной обработки ткани в установлении преемственности традиционной и современной культуры, в поиске форм, выступающих связующим звеном традиции и современности.
Степень разработанности проблемы.
Культура художественной обработки ткани в целостном виде еще не становилась предметом внимания культурологов. Общетеоретической же базой анализа культуры художественной обработки ткани стала деятельностная концепция культуры, развиваемая в работах Маркаряна Э. С., Давидовича В. Е., Драча Г. В., Жданова Ю. А., а также идеи Хабермаса Ю., Мак-Люэна М., Моля А. относительно социодинамики культуры и ее коммуникативной функции.
Проблему традиции и традиционной культуры, ее соотношение с массовой, популярной, народной, фольклорной культурой исследовали Вебер М., Шилз Э., Д. Белл, Ж. Фураст, А. Турен, Дж.К. Гэлбрейт, Э. Тоффлер, Г. Кан, К. Э. Боулдинг, С. Эйзенштадт и другие. К носителям традиционной культуры относились, как правило, докапиталистические общества, а сама традиция трактовалась как некая застывшая форма. Тогда, когда противопоставление традиции и модернизации исчерпало свои эвристические возможности, анализ адаптивных возможностей традиции сделался более тонким. Исследователи обосновывали идею о том, что переход общества с индустриальной на постиндустриальную стадию развития ведет к усреднению культуры. Вследствие этого ценности, бывшие когда-то лишь достоянием элиты, становятся доступными массам, а сама массовая культура существенно изменяется, приобретая черты, которые когда-то были присущи народной и высокой культуре.
Различными аспектами культурной традиции занималась С. В. Лурье. Она исследовала теоретические аспекты данного феномена, подкрепляя их богатым эмпирическим (этнографическим) материалом. В рамках этнографии традиционную культуру также исследовали JT. Пай, J1. Деспрэ, JI. и С. Рудольфы, Я. В. Чеснов и др., с точки зрения социологического подхода проблемами традиции занимался П. Штомпка.
Изучение традиции стоит в центре такого религиозно-философского учения как традиционализм. В XIX веке оно было связано с консервативным римско-католическим богословием. В то время к нему примыкали Ж. де Местр, JT. Бональд, Ф. де Оливе, Ф. де Шатобриан. В XX веке традиционализм был возрожден на новых, отчасти гностических основаниях, Р. Геноном, Ф. Шуоном, Ю. Эволой, М. Элиаде. Основная идея данного учения заключается в радикальной критике «современного мира» — мира после Реформации, а также в ориентации на традицию, главным образом на религиозную Священную Традицию.
Ч. Мукержди и М. Шадсон в работе «Новый взгляд на поп-культуру» исследовали популярную культуру, которая понимается как «народная» культура. При этом авторы утверждают невозможность установления жесткой демаркационной линии между высокой и популярной культурой.
Возникновение отечественной традиционалистики официально связывается с выходом в свет в 1981 году статьи Э. С. Маркаряна в журнале «Советская этнография», где обосновывались основные положения сущности и механизмов функционирования традиции. В отечественной традиционалистике сложилась определенная точка зрения на проблему развития традиции, которую высказывали Маркарян Э. С., Арутюнов С. А., Чистов К. В., Соколов Э. В., Абрамян Э. Г., Власова В. Б. и др. Традиции в их понимании — это феномен принципиально динамичный и саморазвивающийся. Иную точку зрения высказывали представители западной традиционалистики Э. Шилз и Ш. Айзенштадт, для которых развитие традиции обусловлено внешними факторами социальной жизни.
Специфика современной культуры осмысливается в классических работах X. Ортега-и-Гассета, О. Шпенглера, Г. Лебона, Г. Тарда, Э. Панофского, Т. Адорно, Э Фромма и др.
В конце 80-х — начале 90-х гг. XX века проблема современной массовой культуры, а также многие из проблем, связанных с ней опосредованно, привлекли внимание постмодернистов, в том числе Ф. Джеймисона, Р. Барта, Ж. Батая, М. Бланшо, М. Фуко, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ю. Кристевой, Ж. Бодрийяра, С. Жижека, Ж. Деррида, У. Эко, Ж.-Ф. Лиотара и других, которые были обеспокоены экспансией визуальных форм и жанров, вытесняющих «книжную» культуру, возникновением реальной возможности формирования «управляемой массы» посредством коммуникативных технологий, создающих собственную реальность.
Влияние средств массовой информации на формирование современной массовой культуры и ее роли в формировании экранного мышления проанализированы в работах отечественных авторов В. Г. Афанасьева, Г. Н. Вачназзе, А. В. Гофмана, Н. Маньковской, Е. Н. Шапинской и многих других.
Неоценимый вклад в развитие методологии исследования современной культуры в ее коммуникативном аспекте внесли М. М. Бахтин, М. Бубер, П. Бурдье, Ю. М. Лотман, У. Тодоров, Й. Хейзинга и др.
Культура обработки ткани — тема многогранная, поэтому ее различными аспектами занимаются этнологи, искусствоведы, археологи, историки, а также художники-практики декоративно-прикладного искусства.
Изучение русского народного прядения, ткачества и шитья одежды активно велось отечественными учеными с XIX — начала XX века. Генезис и развитие отечественной культуры художественной обработки ткани исследовали в своих трудах Д. К. Зеленин, Б. А. Куфтин, А. А. Ходосов, А. К. Байбурин, Н. Г. Владимирская и др. Осмыслением славянской духовной культуры, а также реконструкцией народного творчества посвятили свои работы И. В. Костоловский, Н. И. Толстой, Т. М Разина, A.JI. Топорков.
Изучением древнего плетения и ткачества на примере археологического текстиля активно стали заниматься в России с конца XIX века. Результатами исследований древнего текстиля стала разработка метода классического структурного анализа текстиля в археологии и этнографии (В.Г. Шапошников), разработка и применение экспериментального и трасолого-технологического исследования археологического текстиля (А. Нахлик, JI.B. Ефимова, О.И. Давидан). Исследованиями текстильной керамики занимались по трем основным направлениям: идеографическому (находки и публикации текстильной керамики) — культурно-интерпретационному (выяснение ареалов распространения, хронологии, проблема генезиса и т. п.) — реконстуктивно-технологическому (происхождение текстильной орнаментации, экспериментальные исследования и т. п.). Первое направление представлено именами П. А. Дмитриева, Б. Э. Петри, В. А. Городцова, О.А. Кривцовой-Граковой, Г. В. Григорьева и др.- второе направление — Б. С. Жукова, П. Н. Третьякова, М. Е. Фосса и др.- третье направление — МК. Воеводского, П. М. Кожина (происхождение текстильного орнамента), Н. К. Арзютова, И. Г. Глушкова (экспериментальные исследования, реконструирующие способы появления типов отпечатков на керамике).
Особое внимание проблемам искусства узорного прядения и ткачества уделяли Н. И Лебедева, Н. П. Гринкова, Е. Ф. Фурсова, А.Н.
Курилович, B.C. Молчанов, В. И. Смирнов, Е. В. Арсеньева. В результате этнографических исследований были выявлены особенности восточнославянского прядения и ткачества, их роль в народной материальной и художественной культуре восточных славян. Историю и развитие искусства гобеленоплетения в мировой и отечественной художественной культуре исследуют С. М Мурызина, Н. Бирюкова, Т. Т. Коршунова.
В середине XX века изучением общих вопросов теории и истории отечественной текстильной промышленной культуры занимаются Ф. Рогинская и А. А Фёдоров-Давыдов. В отечественном искусствознании 6080-х годов XX века подробно освещаются теоретические вопросы художественного оформления текстильных изделий (В. Н. Козлов, В. Я. Береснева, Н. В Романова, С. А. Малахова, Т. А. Журавлева), особенностей композиции в декоративно-прикладном искусстве (В.М. Шугаева, JI.M. Буткевич), специфики орнаментации ткани (И.Я. Богуславская, Г. С. Маслова, JI.B. Фокина и др.).
В особый ряд можно выделить монографию Н. Н. Соболева «Очерки по истории украшения тканей», которая содержит в себе богатейший фактический материал по истории тканей.
История видов, форм и методов обработки ткани (от древней набойки и вышивки до промышленной лазерной печати) освещены в исследованиях Г. С. Масловой И.А. Алпатовой, М. Н. Никитина, Л. Я. Якуниной, И. М. Ясинской, СМ. Темериной, Н. Титовой, И. Работнова, Б. Державина и С. Пестеля.
Важнейшим элементом в культуре художественной обработки ткани выступает ее украшение — орнамент. Культурное наследие орнамента огромно и разнообразно, однако роль и генезис, а также динамика развития данного феномена в современной культуре является изученным не в полной мере. Традиционно орнамент рассматривается чаще всего как определенный исторический этап развития собственно изобразительного искусства.
В XVIII — первой половине XIX века начинает изучаться художественный язык орнамента (Лебрен ILL, Лепотр Ж., Оппенор Ж.-М., Ватто А., Буше Ф., Дюсерсо Ж. А., Мейссонье Жюст-Орель Кове и др), теоретически осмысляется эстетическая природа его образности (И. Гете, И. Кант), роль данного вида искусства как важнейшего средства воспитания массового «вкуса», как основного стилеобразующего фактора (Ж. Верен, Жан Делажу), делаются попытки обобщения взглядов на принципы стилизации (Жан Пиллеман, Ш. Персье, П. Фонтен).
Во второй половине XIX — начале XX века был собран широчайший исторический материал по орнаменталистике разных стран и народов, на основе чего предпринимались попытки теоретического осмысления его видовой специфики (Н.Ф. Лоренц, Овен-Джонс, Расине, Де-Калон, Перро и Шинье, А Лоое, П.А. Флоренский). Интерес к национальным и этническим культурам, к проблемам их самоидентификации в XX веке отразился на характере исследований орнамента, которое рассматривалось как важный духовно-материальный знак, выражение основ национальной культуры (Г.С. Маслова, Ф. Х, Валеев, В. А. Городовцева, З. Р. Татарян, В.Л.Бенин).
Осмыслением теоретических проблем орнаментики занимались Г. Вельфлин., А. Ригль, К. Гартман, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, а также О. Шпенглер, который рассматривал орнамент как выражение «духа времени». Г. Земпер, Ван де Вельд, Л. Салливен рассматривали орнамент как «символическую структуру», У. Моррис увязал проблемы орнамента с социальными проблемами. Структуры и смыслы орнаментального образа описывали в своих работах Ю. Я. Герчук, Э. В. Кильчевская.
Семантическим анализом орнаментальных комплексов и установлением связи архаических пластов орнамента с космологическими и мифологическими представлениями занимались В. Н. Чернецов, С. В. Иванов и др.
Истории искусства орнамента посвящены работы Тэна И., Т. М. Соколовой, В. В. Стасова, JI.M. Буткевич и др. Существенную роль в определении особенностей орнаментального искусства сыграла работа М. Кагана «О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории», где орнамент определен как несамостоятельный вид искусства, как одно из выразительных средств декоративно-прикладного искусства и зодчества. Роль орнамента, его способность обновления искусства осмыслялась М Врубелем, В. Кандинским.
Теоретические основы орнаменталистики ткани исследовались в работах В. Я. Бересневой и Н. В. Романовой. Исследование архаических пластов орнаментального искусства и их сохранение в народном декоративно-прикладном творчестве, в частности, в тканевых изделиях интересовали А. О. Амброз, И. Я. Богуславскую, В. П. Даркевич, Н. А. Гангур, JI.A. Зарубина и др.
Вопрос об особенностях анализа влияния феномена визуального на мировосприятие современного человека начинает активно разрабатываться во второй половине XX века и активно продолжается разрабатываться на современном этапе развития науки. Исследования по проблеме визуалистики выполнены в большинстве своем в философско-культурологическом ключе.
Проблематика визуализации современной культуры широко рассмотрена в работах П. Вирильо, А. Гениса, Г. Маркузе, М. Мак-Люэна. Рассматривая визуальный аспект социокультурной эволюции человечества, эти исследователи обращали внимание на доминирование визуального (образного) восприятия над вербальным. Специфику визуального восприятия исследовали Р. Арнхейм, Т. Дж. Митчелл и X. Арендт (исследования окуляцентризма в западной философской традиции), В. Беньямин, Ю. М. Лотман (на примере воздействия кинематографа на зрителя), А. Боленков (в ключе развития медиа-арта). Ж. Лакан. А. Ю. Дроздов, Н. Соколов проводили социально-психологический анализ воздействия визуальных средств массовой коммуникации. На специфику философского осмысления визуальной культуры делает акцент в своих работах В. Розин. И. А. Полуэхтова и А. Р. Усманова особое внимание уделяют исследованиям влияний визуальной культуры на формирование личности, а также анализируют визуальность с позиции тендерных исследований. Е. В. Ищенко анализирует визуальность современной массовой культуры с точки зрения представленности ее в форме экрана.
Таким образом, существует большое число исследований, посвященных традиционной и современной культуре, с одной стороны, и истории обработки ткани, с другой. Однако сопряжение этих двух пластов исследования (с целью определения значения динамики культуры художественной обработки ткани для современной, культуры) до сих пор не производилось.
Объект и предмет исследования.
Объектом диссертационного исследования является взаимодействие традиционной и современной культуры.
Предметом диссертационного исследования выступает динамика культуры художественной обработки ткани.
Цель и задачи исследования
.
Основная цель диссертационной работы состоит в выявлении роли культуры художественной обработки ткани во взаимосвязи традиционной и современной культуры.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
1. эксплицировать понятие «культура художественной обработки ткани»;
2. выявить формы существования традиционной культуры в рамках современной культуры;
3. проследить историю развития культуры художественной обработки ткани в России и на этой основе представить традиционные способы обработки ткани как культурные формы;
4. определить визуальность как основополагающую характеристику современной культуры;
5. продемонстрировать связь традиционной и современной культуры через искусство орнамента;
6. показать трансформации в современной культуре обработки ткани.
Методологические и теоретические основы исследования.
Данное диссертационное исследование опирается на деятельностный подход, определяющий культуру как специфически человеческий способ деятельности, как универсальный способ общественной жизни. Теоретические основания работы также исходят из представлений о культуре как единстве традиции и новации, о важной и существенной роли преемственности в культуре. Исследование носит междисциплинарный характер, поскольку включает в себя не только философское и культурологическое знание, но и данные искусствоведения, этнографии, археологии, истории.
Методология исследования базируется на общефилософских и культурологических принципах объективности и историзма, также применяются деятельностный, дескриптивный и репрезентативный подходы к исследованию генезиса и развития форм, видов и методов культуры художественной обработки ткани.
При характеристике традиционной и современной культуры используется метод сравнения. Материал диссертации изложен в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному. Работа построена на применении таких общелогических методологических приемов как анализ и синтез, индукция и дедукция.
Научная новизна диссертационного исследования определяется концептуальной неразработанностью понимания культуры художественной обработки ткани как способа связи традиционной и современной культур. Научная новизна диссертации выражена следующими положениями:
1. определено понятие культуры художественной обработки ткани;
2. выявлены формы существования традиционной культуры в рамках современной культуры;
3. традиционные способы обработки ткани (ткачество, вышивка, кружевоплетение) представлены как культурные формы;
4. визуальность определена как основополагающая характеристика современной культуры;
5. связь традиционной и современной культуры художественной обработки ткани раскрыта через орнаментальное искусство;
6. показаны современные трансформации в культуре обработки ткани.
Основные тезисы, выносимые на защиту:
1. Культура художественной обработки ткани представляет собой особый вид деятельности человека, направленной на создание изделия из ткани, удовлетворяющего не только одну из первичных биологических потребностей человека (защиты и увеличения витальных ресурсов), но и потребность в эстетическом наслаждении. Культура художественной обработки ткани способствует установлению диалога человека и природы, потому что через ткань происходит соединение природного и духовного начала. Это специфический материально-духовный вид деятельности, соединяющий материальное производство ткани и духовно-эстетическое, творческое осмысление действительности.
Художественная обработка ткани понимается как творческая деятельность по законам красоты, направленная на изготовление изделий из ткани, служащих для оформления быта и интерьера (одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, вышивка, батик, кружево и т. д.) с использованием ручного и промышленного производства, а также современных компьютерных технологий.
2. Понятие «традиционная культура» содержательно связано, но не совпадает с понятием «культура традиционного общества». В противном случае пришлось бы рассматривать традиционную культуру как давно прошедший и превзойденный этап, на смену которому пришла культура индустриального общества и приходит культура постиндустриального общества. Такая схема продемонстрировала свою непродуктивность в той же степени, как непродуктивно жесткое противопоставление традиции и модернизации и концепция модернизации в целом. Традиционная культураэто способ жизни, ориентированный на традицию. Традиционная культура вписана и востребована в современной культуре в ряде случаев и существует в ней в нескольких формах: как апробированные способы и образцы практической и духовной деятельности, истоки которых коренятся в культуре данного народакак гарантия стабильности и устойчивости, а также социальной близости различных сообществкак внерациональный способ трансляции социального опытакак эталон связи человека и природыкак способ символизации стереотипных представлений.
3. История обработки ткани демонстрирует многообразие видов, техник, способов этой деятельности. Культурные формы традиционной обработки ткани (ткачество, вышивка, кружевоплетение) понимаются как совокупность наблюдаемых признаков, черт, способов, технологий традиционной обработки ткани, направленных не только на достижение конкретного утилитарного результата, но и на символизацию идентичности своих потребителей. Культурные формы традиционной обработки ткани проходят определенные стадии в своем развитии: генезис, интеграцию в социальную практику, функционирование в культуре в различных проявлениях (реальное, ценностное, символическое функционирование и пр.). В современных технологиях обработки ткани создаются возможности" для преломления культурных форм традиционной обработки ткани. Современная культура обработки ткани сохраняет основные формы и виды обработки ткани (преемственность), но изменяет способ производства (промышленный) и расширяет функциональный диапазон применения ткани.
4. Культура XX — XXI веков характеризуется преобладанием нового типа визуальности — плоскостного, который проявлен в экранном (плоскостном) восприятии. Современные средства массовой коммуникации генерируют экранный тип восприятия. Подача образов плоскостного характера вырабатывает восприятие всего мира в плоскостной форме, что вытесняет способность целостно мыслить и сопереживать.
5. Важнейшим визуальным способом символизации традиционной культуры является орнамент. Выразительными средствами орнамента как специфичного визуального вида изобразительного искусства являются плоскостность изображения, симметрия линий, цвет и ритм. Орнамент создает возможность для смыкания элементов традиционной и современной культуры, в качестве которых выступают декоративность, визуальность, плоскостность.
6. Современная культура обработки ткани включает в себя непосредственную связь с достижениями науки и применение высоких технологий в производстве ткани. Современная ткань чутко реагирует на взаимодействие с телом человека и окружающей средой, способна менять свои свойства (оздоровление и омолаживание организма человека, релаксация, очищение, отдых, спорт и т. п.), в зависимости от возможностей заданной программы обеспечивая комфорт и в то же время пассивность человека. Ткань обладает такими характеристиками, что в процессе ее восприятия задействуются все органы чувств, вся палитра человеческой чувствительности. Революционные трансформации в современной обработке ткани сочетаются с интересом к традиционным натуральным тканям изо льна, хлопка, шерсти и шелка. Традиционная работа с тканью воплощается в современные объединения любителей лоскутного шитья («Квилт-клубы»), вязанья, вышивки и проч. Традиционные виды обработки ткани (вышивка, набойка, роспись) создают чувство гармонии человека с окружающей средой.
Научно-практическая значимость исследования.
Результаты диссертационного исследования могут быть применены при чтении основных курсов лекций гуманитарного цикла: культурологии, эстетики, истории искусств, а также при подготовке специальных курсов, посвященных проблемам современной культуры, массовой культуры, специфике декоративно-прикладного искусства и т. д.
Материалы диссертации диссертационной работы могут быть использованы в практической деятельности художников, дизайнеров, модельеров, работающих непосредственно с текстилем и орнаментом.
Апробация работы.
Основные положения, идеи и результаты диссертационного исследования докладывались на следующих конференциях: региональная научная конференция «Философские проблемы глобализации: общество, культура, право» (Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», апрель 2007 г.) — международный конгресс студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива 2007» (Нальчик КБГУ, апрель 2007 г.).
Различные аспекты диссертационного исследования использовались на занятиях по орнаментации и художественной обработке ткани для студентов специальностей «декоративно-прикладное искусство» и «художественное проектирование костюма» в Институте архитектуры и искусств Южного Федерального университета.
Основные теоретические положения и выводы диссертации нашли отражение в восьми публикациях автора общим объемом 2,25 п.л.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социологии архитектуры и искусства Института архитектуры и искусств Южного Федерального университета.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, приложения, списка использованной литературы и источников, включающего 163 наименование. Общий объем диссертационного исследования составляет 138 страницы.
Заключение
.
Данная диссертация представляет собой попытку проанализировать феномен обработки ткани с точки зрения культуры и истории, выделив проблему визуальности орнамента в социокультурном контексте. В ходе диссертационного исследования обосновывается тезис о признании визуальности доминантой современной культуры, на основе которой осуществляется связь традиции и современности на примере культуры художественной обработки ткани.
Задачи, поставленные в диссертационном исследовании, были решены следующим образом. Во-первых, при рассмотрении специфики традиционной культуры были выявлены сущностные аспекты данного типа культуры в результате сравнения с особенностями современной культуры. Традиционная культура не является характеристикой только лишь традиционного общества, а продолжает существовать в современной культуре в общественном сознании, приспосабливаясь к условиям современного социокультурного бытая и транслируясь с помощью средств массовой коммуникации.
Во-вторых, современный этап развития социокультурного бытия характеризуется расширением информационного пространства. Многие исследователи указывают, что культура все больше визуализируется при участии средств массовой информации, кино, телевидения, Интернета и других технологий. СМИ используют наиболее влиятельное средство воздействия, а именно визуальность образа. Все это оказывает большое влияние на человека, человек все больше зависит от визуальных образов, навязанных его сознанию.
В-третьих, орнамент, являясь традиционной художественной формой, имеет визуальный и плоскостной характер. Традиционный орнамент, помимо внешнего визуального оформления, имеет глубокое смысловое содержание. Орнаментальная декоративность и визуальность становятся сегодня основными характеристиками и при этом вымывают смысловую нагруженность орнаментальных мотивов традиционной культуры (гармония, устойчивость, упорядоченность).
В-четвертых, история развития отечественной культуры художественной обработки ткани подтвердило вывод о сворачивании народных промыслов художественной обработки ткани по мере развития машинного производства, упростившего технологию ремесленного производства, но нуждающегося в «подпитывании» своих изделий традиционными мотивами, темами, композициями и т. д.