Античные мифологические оперный сюжеты в контексте культуры первой половины XX в. — семантический анализ
Диссертация
Связь оперы с мифом оказалась необычайно тесной с самого начала существования этого жанра. Миф стал источником творческого вдохновения для многих композиторов — от Монтеверди до Стравинского. В то же время, в первой половине XX века трактовка мифологических сюжетов в опере имеет принципиальные отличия от их интерпретации в предшествующее время. Во многом она была предопределена самим культурным… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Миф и музыка — к постановке проблемы
- Миф и культура первой половины XX века
- Тема «миф и музыка» в научной литературе
- Семантика мифологических сюжетов в опере — проблемы анализа
- Глава 2. Семантика мифологических сюжетов
- Миф в истории оперы
- Формы сюжетных трансформаций мифа в опере
- Функции мифологического сюжета в произведении
- Анализы опер (семантика и функции сюжета в опере)
- 1. «Царь Эдип» И. Стравинского
- 2. «Антигона» А. Онеггера и К. Орфа
- 3. «Электра» Р. Штрауса
- 4. МиниоперыД.Мийо
- 5. «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса
Список литературы
- Аверинцев С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. -М., Наука, 1972, с.90−102.
- Адаменко В. Новый мифологизм в русском искусстве начала века: Хлебников и Стравинский // Поэтический мир Велимира Хлебникова: Межвузовский сборник научных трудов. Астрахань, 1992, с.119−127.
- Азарова В. Античная тема в творчестве И.Стравинского. — Л., ЛОЛГК, 1988, 24 с.
- Акопян JI. Анализ глубиной структуры музыкального текста. М., Практика, 1995, 256 с.
- Акопян JI. Музыка и мифотворчество в XX веке // Советская музыка. — 1989, № 10, с.78−82.
- Алкон Е. Музыкальное мышление Востока и Запада континуальное и дискретное: Исследование. — Владивосток, Изд-во ДВГУ, 1999,125 с.
- Алфеевская Г. «Персефона» как образец неоклассического творчества Стравинского // Проблемы музыкальной науки: Вып. 3. — М., Советский композитор, 1975, с.280−302.
- Антонян Ю. Миф и вечность. М., ЛОГОС, 2001, с. 463.
- Апинян Т. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб., Изд-во СПб Университета, 2003, 399 с.
- Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. М., Наука, 1997, 256 с.
- Аракелова А. Творческие принципы И.Стравинского в свете неомифологизма культуры XX века: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 2002, 24 с.
- Асафьев Б. А.Казелла // Б.Асафьев. О музыке XX века. Л., Музыка, 1982, с.141−142.
- Асафьев Б. Книга о Стравинском. — Л., Музыка, 1977, 280 с.
- Асафьев Б. Кшенек и Берг как оперные композиторы // Б.Асафьев. Об опере: Избранные статьи. — Ленинград, «Музыка, 1985, с.267−272.
- Асафьев Б. О музыке XX века. Л., Музыка, 1982,200 с.
- Асафьев Б. Симфонические этюды. Л., Музыка, 1970, 264 с.
- Барсова И. Легенда о художнике: Т. Манн и Г. Малер // Музыка. Культура. Человек: Вып.1. Свердловск, Изд-во Уральского университета, 1988, с. 128−148.
- Барсова И. Мифологическая семантика вертикального пространства в оркестре Рихарда Вагнера // Проблемы музыкального романтизма: Сборник научных трудов. Л., 1987, с.59−75.
- Барт Р. Из книги «Мифологии» // Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М., Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994, с.46−130.
- Боткин Л. Зарождение новоевропейского понимания культуры в жанре реннесансной пасторали // Проблемы итальянской истории: 1982. М., Наука, 1983, с.226−255.
- Баткин Л. Смех Панурга и философия культуры // Вопросы философии. 1967, № 12, с.114−123.
- Беседы с Альфредом Шнитке / Составитель, автор вступительной статьи А. В. Ивашкин. М., РИК «Культура», 1994, 304 с.
- Богоявленский С. Итальянская музыка первой половины XX века: Очерки. Л., 1986, 144 с.
- Братья Гримм: Сказки. — Минск, Госиздат БССР, 1957, 718 с.
- Буало Н. Поэтическое искусство. М., Гос.издат.худлит., 1957, 232 с.
- Валъкова В. Музыкальный тематизм и мифологическое мышление // Музыка и миф / Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных: Вып. 118.-М., 1992, с.40−61.
- Валыпер В. О безобразном (отталкивающем) в музыке и об отталкивающей музыке // Русская музыкальная газета. 1914, № 36−37, стлб.706−712, № 38−39, стлб.722−728, № 40−41, стлб.737−736.
- Варунц В. Альфредо Казелла // Музыкальная жизнь. 1980, № 3, с.15−16.
- Веселовский А. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Историческая поэтика. М., 1989, с.300−306.
- ЪЪ.Габай Ю. Романтический миф о художнике и проблемы психологии романтизма // Проблемы музыкального романтизма: Сборник научных трудов. Л., 1987, с.5−30.
- Гаспаров Б. Некоторые дескриптивные проблемы музыкальной семантики // Ученые записки Тартуского государственного университета: 411. Труды по знаковым системам: 8.-Тарту: 1977, с.120−137.
- Гервер Л. К проблеме «миф и музыка» // Музыка и миф / Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных: Вып. 118. -М., 1992, с.4−21.
- Гервер Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). — М., 2001, 248 с.
- Глазунов А., Соловьев Н., Сафонов В., Саккети Л., Лядов А., Соколов Н., Габель С., Штейнберг М. О «вреде» музыки // Музыка. 1913, № 118, с. 140−143.
- Гликман И. Мейерхольд и музыкальный театр. JL, 1989, 351 с.
- Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций: 1905−1917. JL, 1975, 367 с.
- Голосовкер Я, Логика мифа М., Наука, 1987, 218 с.
- Горная И. Пассионные жанры в венском классицизме // Эволюционные процессы музыкального мышления: Сборник научных трудов. Л., 1986, с.55−68.
- Гофмансталь Г. Заветы античности // Гуго фон Гофмансталь. Избранное: Драмы. Роза. Стихотворения. М., Искусство, 1995, с.694−698.
- Григорьева Г. К вопросу о неомифологизме в современной музыке (на примере творчества О. Мессиана) // Музыка. Культура. Человек: Сборник статей: Вып.2. Свердловск, 1991, с. 132−143.
- Дариус Мийо. Моя счастливая жизнь / Перевод с французского, комментарии, вступительная статья и приложения Л.Кокоревой. — М., Композитор, 1998, 398 с. 51 .Денисов А. К проблеме семиотики музыки // Музыкальная Академия. 2000, № 1, с.211−217.
- Денисов А. Музыкальный язык: структура и функции. — СПб., Наука, 2003, 207 с.
- Друскин М. Игорь Стравинский. JL, Советский композитор, 1982, 208 с.
- Друскин М. О западноевропейской музыке XX века. М., Советский композитор, 1973, 272 с.
- Дюменшъ Р. Современные французские композиторы группы «Шести». — JL, 1964, 132 с.
- Егорова Б. Из истории французской лирической оперы // Проблемы музыки XX века. -Горький, 1977, с.211−249.
- Егорова Б. Миф об Эдипе в театре Ж.Кокто и И. Стравинского // Музыка и миф / Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных: Вып. 118. М., 1992, с.99−126.
- Егорова Б. О некоторых тенденциях в тематике французской оперы XX века: 10−20-е годы // Музыка и современность: Вып. 10. М., 1976, с. 113−150.
- Едошина И. Художественное сознание модернизма: Истоки и мифологемы. — Кострома, КГУ, 2002,250 с.
- Игорь Стравинский. Диалоги. -J1., Музыка, 1971, с. 414.
- Изворска-Елизарьева М. Миф. Музыка. Моцарт. «Волшебная флейта»: космогоническая мифологема: Автореф. дис. канд. философских наук. — Минск, 1998, 37 с.
- Изворска-Елизарьева М. Миф. Музыка. Моцарт. «Волшебная флейта»: космогоническая мифологема. Минск, 1999.
- Из сборника «Чистый лист»: Отзыв Жана Кокто о шести молодых композиторах (1919) // Жан Кокто. Петух и Арлекин. М., 2000, с.36−37.
- Иллюстрированная история религий: Том первый. М., 1992,411 с.
- Ильина Т. Интертекстуальные парадигмы ранней итальянской оперы // Музыкальное содержание: Наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3−5 декабря 2002 года. — Астрахань, 2002, с. 87−94.
- Ильина Т. Орфическая тема в ранней опере: Автореф. дис. канд. искусствоведения. -Новосибирск, 2002, 20 с.
- Интервью с Д. Мийо // Советская музыка. — 1966, № 12, с.133−134.
- Иоффе И. Мистерия и опера: Немецкое искусство XVI—XVIII вв. JL, 1937.
- Каган М. Музыка в мире искусств. СПб.: «Ut», 1996,232 с.
- Калошина Г. Особенности симфонизации монументального вокального сочинения в творчестве А.Онеггера 1920-х годов: на примере оперы-оратории «Антигона» // Из истории зарубежной музыки: Вып. 3. М., 1979, с. 156−180.
- Каратыгин В. Рихард Штраус и его «Электра» // Каратыгин В. Избранные статьи. М,-Л., 1965, с.70−79.
- Карлова О. Miphos sapiens миф разумный. — М., Академия поэзии, 2001, 205 с.
- Кириллина Л. Onepa-buffa и XX век // Музыкальная академия. 1995, № 3, с. 179−188.
- Кириллина Л. Орфизм и опера // Музыкальная Академия. — 1992, № 4, с.83−94.
- Кириллина Л. От «Алкесты» к «Альцесте»: Античный миф в культуре нового времени // Музыка и миф / Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных: Вып. 118. М., 1992, с.75−98.
- Кириллина Л. Пасынок истории // Музыкальная Академия. — 2000, № 3, с.57−73.
- Кириллина Л. Русалки и призраки в музыкальном театре XIX века // Музыкальная академия. 1995, № 1, с.60−71.81 .Клюев А. С. Музыка и жизнь: О месте музыкального искусства в развивающемся мире. -СПб.: «Ut», 1997.
- Книга Еноха: Апокрифы. СПб., Азбука, 2003, 336 с.
- Кокорева Л. Дариус Мийо: Жизнь и творчество. М., Советский композитор, 1985, 336 с.
- Кокорева Л. Черты оперного творчества Дариуса Мийо // Советская музыка. 1972, № 7, с.137−144.
- Коломийцев В. Саломея // Коломийцев В. Статьи и письма. — Л., 1971, с. 154−156.
- Кон Ю. О стилевой двойственности балета И. Стравинского «Агон» // Кон Ю. Избранные статьи о музыкальном языке. СПб., Композитор, 1994, с.131−150.
- Корнилова Е. Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма. М., ИМЛИ РАН, 2001, 447 с.
- Краузе Э. Рихард Штраус: Образ и творчество. М., Гос. Муз. Издат., 1961, 612 с.
- Леви-Стросс К Мифологики: Сырое и приготовленное. М., СПб., Университетская книга, 1999,406 с.
- Леви-Стросс К Структурная антропология. М., 1994.
- Леонтьева О. Карл Орф. М., Музыка, 1984, 334 с.
- Лобанова М. Воплощение мифа в «Кольце Нибелунга» Вагнера // Проблемы музыкальной науки: Сборник статей: Вып.7. -М., Советский композитор, 1989, с.266−289.
- Лосев А. Диалектика мифа // А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. — М., Правда, 1990, с. 195−390.
- Лосев А. Музыка как предмет логики // А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. М., Правда, 1990, с. 393−646.
- Лотман Ю. О мифологическом коде сюжетных текстов // Ю. М. Лотман. Семиосфера. -СПб., 2001, с.670−673.
- Луцкер П. Сусидко И. Итальянская опера XVIII века. М., 1998, 438 с.
- Марек О. Фаустианская идея и ее воплощение в западноевропейской музыке XIX-начале XX веков: на примере Сцен из «Фауста» Гете Шумана и Восьмой симфонии Малера Музыка и миф / Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных: Вып. 118. М., 1992, с.138−162.
- Материалы и документы по истории музыки. Т.2: XVIII век. М., Музгиз, 1934, 602 с.
- Махлина С. Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник в двух книгах. -2-е изд., расш. И испр. СПб., Композитор-Спб, 2003, Книга 1, 264 с.
- Махлина С. Язык искусства в контексте культуры. — СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 1995, 217 с.
- Мелетинский Е. Мифологические теории XX в. на Западе // Вопросы философии. -М., Изд-во «Правда», 1971, № 7, с.163−171.
- Миловидова Н. Оперное творчество Э.Кшенека 20-х годов: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1996, 19 с.
- Миловидова Н. Оперы Кшенека 20-х годов: Вариации на тему свободы // Музыкальная академия. 1996, № 3, с.268−277.
- Миловидова Н. Эрнст Кшенек «наигрывает»: к столетию со дня рождения композитора // Музыкальная жизнь. — 2000, № 9, с.37−39.
- Миф и идеал в современном мире: Сборник статей. — Хабаровск, 2001.
- Миф и культура: человек не-человек: тезисы конференции. — М., ИСБ, 1994, 84 с.
- Мифология и повседневность: Вып.2: Материалы научной конференции. — СПб., 1999, 573 с.
- Миф. Пастораль. Утопия. М., М ГОПУ, 1998, 137 с.
- Михайлов А. Первый роман Дидро // Дени Дидро. Нескромные сокровища. М., Наука, 1992, с.5−33.
- Михайлов А. Проблема характера в искусстве: живопись, скульптура, музыка // Современное западное искусство: XX век: Проблемы комплексного изучения. — М., 1988, с.209−278.
- Музыка и миф / Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных: Вып. 118. М., 1992, 164 с.
- Музыка. Культура. Человек. Свердловск, Изд-во Уральского университета, 1988, 206 с.
- Музыка. Миф. Бытие: Сборник статей. М., МГК, 1995, 149 с.
- Музыка. Язык. Традиция: Сборник научных трудов. Л., ЛГИТМИК, 1990, 191 с.
- Мурашова Е. Сказки и мифы, которые сочиняют наши дети. Их язык, пространство и герои // Мифология и повседневность: Вып.2: Материалы научной конференции. -СПб., 1999, с.518−530.
- Надь Г. Греческая мифология и поэтика. — М., Прогресс-Традиция: Традиция, 2002, 430 с.
- Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. М., Владос, 2003,248 с.
- Народный театр / Сост. А. Ф. Некрылова, Н. И. Савушкина. М., Советская Россия, 1991.
- Нилова Т. Типология сценических ситуаций в русской классической опере: Методика морфологического анализа: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1993, 24 с.
- Новая французская музыка: «Шесть»: Сборник статей Игоря Глебова, С. Гинзбурга и Дариуса Мийо. Ленинград, Academia, 1926, 56 с.
- Новичкова Т. Эпос и миф. СПб., Наука, 2001, 246 с.
- Онеггер А. Я композитор // А.Онеггер. О музыкальном искусстве. — Л., Музыка, 1985, с.69−150.
- Орджоникидзе Г. От «Ариадны» до «Каприччио»: оперное творчество Рихарда Штрауса // Музыкальный современник: Сборник статей: Вып.2. М., Советский композитор, 1977, с.244−287.
- Ортега-и-Гассет X. Введение к Веласкесу // Х. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., Искусство, 1991, с.492−514.
- Оскар Уайльд. Избранные произведения: в двух томах: том первый. М., 1993, 557 с.
- Папасюк В. Аделина Патти как миф // Музыкальная академия. 1995, № 1, с.73−77.
- Пантиелев Г. Проблемы современной оперной драматургии в творчестве композиторов ФРГ: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1990, 24 с.
- Петр В. Первое представление «Электры» Рихарда Штрауса: Письмо из Дрездена // Русская музыкальная газета. 1909, № 4, стлб.122−125.
- Попкова Л. Трактовка античного мифа в оперном творчестве Р.Штрауса: Автореф. дис. канд. искусствоведения. JL, 1991, 20 с.
- Порфирьева А. Вагнеровский миф и германский эпос (К вопросу о средневековых источниках «Кольца Нибелунгов») // Музыкальная культура Средневековья: Теория. Практика. Традиция. JL, 1988, с.149−167.
- Порфирьева А. Драматургия Вячеслава Иванова (Русская символистская трагедия и мифологический театр Вагнера) // Проблемы музыкального романтизма: Сборник научных трудов. Д., 1987, с.31−59.
- Порфирьева А. Мифология историзма // Музыкальная академия. 1993, № 2, с.108−110.
- Порфирьева А. «Неоклассицизм» Стравинского // Эволюционные процессы музыкального мышления: Сборник научных трудов. JL, 1986, с.101−118.
- Порфирьева А. «Парсифаль» и его средневековые корни // Традиция в истории музыкальной культуры: Античность. Средневековье. Новое время: Сборник научных трудов.-Л., 1989, с.108−128.
- Потебня А. Теоретическая поэтика. М., Высшая школа, 1990, 342 с.
- Пропп В.Я. Морфология <�волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. -М., Лабиринт, 1998, 512 с.
- Пропп В. Структурное и историческое изучение волшебной сказки // Семиотика / сост., вступит, статья и общая ред. Ю. С. Степанова. М., Радуга, 1983, с. 566−584.
- Пропп В. Эдип в свете фольклора // Ученые записки ЛГУ, № 72, серия филологических наук: Вып. 9. — JL, Изд-во Ленинградского государственного ордена Ленина университета, 1944, с.138−175.
- Раку М. Миф о Чайковском и власть // Музыкальная Академия. 2001, № 1, с.76−80.
- Раку М. Миф о Чайковском и власть // Музыкальная Академия. 2001, № 2, с. 126 138.
- Раппопорт JI. Артур Онеггер. — Л., Музыка, 1967, 304 с.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. — М., Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2002, 622 с.
- Рихард Штраус и Ромен Роллан: Переписка. Выдержки из дневника М., Музгиз, 1960,216 с.
- Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: Выпуск первый: История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти. Истоки современного музыкального театра. — М., Музыка, 1986,311 с.
- Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М., Аграф, 2003, с.242−247.
- Р.Вагнер: Моя жизнь. Мемуары: Т.1П. Изд-во «Грядущий день», 1912, 301 с.
- Саминский JI. «Электра» Рихарда Штрауса на сцене Мариинского театра: Письмо из Петербурга//Музыка. 1913, № 119, с.157−162.
- Симонова Э. Итальянское барочное либретто XVII—XVIII вв.ека: От ранней dramma per musica к метастазиевской драме // Музыкальное искусство барокко. М., 2003, с.113−130.
- Синдаловский Н. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. СПб., Норинт, 2001,222 с.
- Соллертинский И. Кавалер роз // И.Соллертинский. Критические статьи. Л., Государственное музыкальное издательство, 1962, с.61−65.
- Софронова JI. Миф в культуре: человек — не-человек // Миф и культура: человек -не-человек: тезисы конференции. — М., 1994.
- Средневековые латинские новеллы ХШ в.— Л., Наука, 1980, 384 с.
- Стеблин-Каменский М. Миф. — Л., 1976, 104 с.
- Сторожко М. «Harmonia universalis». Музыкальный миф XVII столетия и рождение новой концепции художественного творчества // Музыка и миф / Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных: Вып. 118. М., 1992, с.62−74.
- Стрекаловская X. Судьба романтического мифа: Вагнер и Шенберг // Мифология и повседневность: Вып.2: Материалы научной конференции. — СПб., 1999, с.473−484.
- Тараканов М. Сюжетные лейтмотивы в оперном жанре: Попытка классификации. — М., ГИТИС, 2002, 54 с.
- Топорков А. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. М., Индрик, 1997, 455 с.
- Фнленко Г. Мийо // Музыка XX века: Очерки. В двух частях, ч.2, кн.4. М., Музыка, 1984, с.276−288.
- Фшенко Г. Французская музыка первой половины XX века: Очерки. Л., 1983, 231 с.
- Фомин В. О явном и тайном в духовном наследии: Вместо предисловия // Музыка. Миф. Бытие: Сборник статей. -М., 1995, с.3−6.
- Фрейденберг О. Методология одного мотива // Ученые зап. Тартуского гос. Ун-та- вып. 746: Труды по знакрвым системам. 20: Актуальные проблемы семиотики культуры.-Тарту, 1987, с.120−130.
- Фрейденберг О. О происхождении пародии // Ученые записки Тартусского университета: Вып. 308: Труды по знаковым системам: Вып. 6. Тарту, 1973, с.490−497.
- Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997, 448 с.
- Фрэзер Дж. Золотая ветвь. -М, Ермак, 2003, 781 с.
- Черкашина М. Размышления о феномене оперы // Музыкальная академия. 1995, № 1, с.53−60.
- Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Мифопоэтиче-ский символизм начала века. Косимческая символика. — СПб., Акад. Проект, 2003, 813 с.
- Хренов Н. Зрелища в эпоху восстания масс. М., Наука, 2006, 646 с.
- Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996,448 с.
- Цифры и факты // Советская музыка. 1990, № 11, с. 114.
- Шахназарова Н. 30-е годы: Мифология? Утопия? Магия страха? // Музыкальная академия. 2000, № 1, с.72−84.
- Шпиницкая Ю. Эрик Бергман: «реактуализация» мифа? // Северное сияние = Aurora Borealis: Альманах молодых ученых. Вып. 3 / Отв. Ред и сост. Л. А. Купец. — Петрозаводск, 2001, с.54−63.
- Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2000, 222 с.
- Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сборник статей. М., Прогресс, 1975, с. 193−230.
- Ярустовский Б. Игорь Стравинский. Л., Музыка, 1982, 264 с.
- AbellA. Talks with Great Composers. New-York, Philos. Libr., 1955, 167 p.
- Algarotti F. The Fundamental Principles of the art-form // The Faber Book of Opera / Ed. By T.Sutcliffe. London, 2000, p. l 12−118.
- Antike Mythen im Musiktheater des 20 Jahrhunderts: gesammelte Vortrage des Salzburger Symposions 1989. Salzburg, 1990, 481 s.
- Area P. Per le panatenee la tragedia di Strauss // Musica e dossier. 1988, Anno III, № 24, p.20.
- Bauer M. Darius Milhaud // The musical Quarterly. 1942, № 2.
- Berger A. Current Chronicle // The Musical Quarterly. 1955, october, vol. XLI, № 4, p.517−520.
- Bernheimer M. Current Chronicle // The Musical Quarterly. 1962, vol. XLVIII, № 4, october, p.523−525.
- Bertram J. Mythos, Symbol, Idee in Richard Wagners Musikdramen. Hamburg, 1957.
- Bidney D. Myth, Symbolism and Truth // Myth: A symposium / ed. by Th.Sebeok. — Bloomington, 1974.
- Blumauer M. Kreneks «Orpheus und Eurydike» im Grazer Opernhaus // Osterreichishe
- Musikzeitschrift mit Schallplattenbeilage Phono. 1973, 28 Jahrg, Heft 12, s.603−604.
- Boll A. Darius Milhaud, musicien de theatre // Le Courrier Musical De France, 3 trimestre. -1975, p.95.
- Britten B. 'Oedipus Rex' and 'Lady Macbeth' // Tempo, № 120, March. 1977, p. 10−13.
- Brochneier J. Einleitung // Music und Mythos. Neue Aspeckte der musikalischen Asthetik / Herausgegeben von Hans Werner Henze. — Franfurt am Main, 1999, s.7−16.
- Brochneier J. Ordnung und Imagination Formen und Funktionen des mythishen Denkens in der Kunst Music und Mythos. Neue Aspeckte der musikalischen Asthetik / Herausgegeben von Hans Werner Henze. Franfurt am Main, 1999, s. 178−234.
- Cardus N. Strauss the tragic-comedian // N.Cardus. Ten Composers. London, 1945, p.79−98.
- Casella A. Uber Neuklassische Musik // Melos. Zeitschrift fur Musik. 1929, December, 8 Jahr., Heft 12, p.533−537.
- Coeuroy A. 'Oedipus' and other Music heard in Paris // Modern music. 1927, v.5, № 4, p.39−42.
- Collaer P. La Musique Moderne: 1905−1955. Paris, MCMLY, 306 p.
- Collaer P. L’Orestie de Milhaud // La Revue Musicale. 1928, № 3, 9 annee, p.272−274.
- Cohen P. Theories of Myth // Man. 1969, 4:3.
- Cumbow R. The Ring is a Fraud: Self, Totem, and myth in der Ring des Nibelungen // Opera Quarterly. 1983,1, p.107−125.
- Dallapiccola L. Der Geist der Italienischen Musik // Osterreichische Musikzeitschrift. — 1974, 29 Jahrgang, Heft 1, s.3−5.
- Dahlhaus C. Igor Strawinskijs epishes Theatre // Beitraege zur Musikwissenschaft. -1981, Hf.3, s.163−186.
- Dauglas W. The Meanings of «Myth» in Modern Criticism // Modern Philology. 195 253, vol.50, p.232−242.
- Donington R. The Rise of Opera. London & Boston, Faber a. Faber, 1981, 399 p.
- Donington R. Wagner’s «Ring» and it’s Symbol: The Music and the Myth. London, 1969.
- Edler A. Studien zur Auffassung antiker Musikmythen im 19 Jahrhundert. Kassel, 1970, 388 p.
- Gatti G. Malipiero // Zeitschrift fur Musik fur Musik fimfter Jahr. Berlin, 1925, Dezember, Heft 2, s.43−53.
- Gatti G. Some Italian Composers of To-day: VI Alfredo Casella // The Musical Times. — 1921, July, Vol.62, p.468−472.
- Hatten R. Myth in Music: Deep Structure or Surface Evocation // Semiotica, 30, 3−4. -1980.
- Hausswald G. Antiker Mythos bei Richard Strauss // Musica. 1958, Heft 6., s.323−326
- Helm E. Carl Orff// The Musical Quarterly. 1955, July, vol. XLI, № 3, p.285−304.
- Honolka K. Szenisch interessante «Daphne» // Musica. 1964, № 2, s.72−73.
- Hotzl E. Richard Strauss Hugo von Hoffmannsthal: Die Elektra — ein Psychogramm der Atriden-Trilogie Antike Mythen im Musiktheater des 20 Jahrhunderts: gesammelte Vortrage des Salzburger Symposions 1989. — Salzburg, 1990, s. 123−134.
- Kalisch A. Impressions of Strauss’s «Elektra» // Zeitschrift der Internationalen Musikgesellschaft: E.Y. 1908−1909, Zehter Jahrgang, p.198−202.
- Karlinsky S. Igor Stravinsky and Russian Preliterate Theatre // Confronting Stravinsky. Man, Musician and Modernist. London, 1976, p.3−15.
- Knessl L. Ernst Kreneks «Orpheus und Eurydike» in Wien // Osterreichishe Musikzeitschrifit mit Schallplattenbeilage Phono. 1968, 23 Jahrg, 5, s.282−283.
- Knock H. Orpheus und Eurydike: der Antike Sagenstoff in den Opern von Darius Milhaud und Ernst Krenek. Regensburg: G. Bosse, 1977, 268 s.
- Kuehn G. Kokoschka/Kreneks «Orpheus und Eurydike» // Musica. 1974, Januar-Februar, № 1, s.27−28.
- Lee M. Death and Transformation // Opera News. vol. 34, № 22, p.24−25.
- Liess A. Carl Orff und das Musikalische Theatre // Musica. 1965, Juli-August, Heft 4, s. 192−194.
- Martinet A. Elements de linguistique generate. Paris, Libr. A. Colin, 1961, 224 p.
- Melitz L. L1 Antigone d’Arthur Honegger // La Revue Musicale. 1927, 8 annee, № 11, p.242−248.
- Mellers W. Stravinsky’s Oedipus as 20-th Century Hero // Stravinsky: A New Appraisal of his Work. New-York, 1963, p.34−45.
- Middleton R. After Wagner: The Place of Myth in Twentieth-Century Music // The Music Review. 1973, ¾.
- Musik und Mythos. Neue Aspeckte der musikalischen Asthetik / Herausgegeben von Hans Werner Henze. Franfurt am Main, 1999, 350 s.
- Myth and Cosmos. Univercity of Texas Press, 1967.
- Myth: A Symposium / Ed. By Thomas A. Sebeok. Bloomington- London, 1968, 180 p.
- Myth in Literature. Columbus, 1985.
- Mythology and Culture. Bangalore, 1993.
- Petit R. Les Eumenides de Darius Milhaud au Concert de la Chorale Caecilia D’Anvers // La Revue Musicale. 1928, № 9, 9 annee, p.291−293.
- Piovesan A, Estetica di Malipiero // La Rassegna Musicale. 1940, № 1−5, p. 109−114.
- Prunieres H. Antigone, tragedie musicale d’Arthur Honegger et Jean Cocteau, au Theatre de la Monnaie a Bruxelles // La Revue musicale. 1928, 9 annee, № 4, p.59−61.
- Prunieres H. Elektra, de Richard Strauss, a l’Opera // La Revue Musicale. 1932, 13 annee, № 124, p.212−214.
- Prunieres H. G. Francesco Malipiero // La Revue Musicale. 1927, 8 annee, № 3, p.5−25.
- Redlich H. Milhauds «Minuten-Opern» in Wiesbaden I I Anbruch. 1928, 10 Jrg, Hf 5, s.174−175.
- Reger E. «Antigone» von Arthur Honegger: Zur essener premiere // Musikblatter Anbruch. 10 Jahr., Heft 2, s.62−64.
- Rochberg G. Current Chronicle // The Musical Quarterly. N.Y., 1961, Vol. XLVII, № 1, p.97−105.
- Rousseau J. This is what Opera is in my Book // The Faber Book of Opera / Ed. By T.Sutcliffe. — London, 2000, p.140−144.
- Rooney Th. Benjamin Britten’s War Requiem: Parody and Transmutation of Myth. -Boston Univercity, 1997.
- Schneider J. Ernst Krenek // La Revue Musicale. 1930, 11 anee, № 107, p. 127−134.
- Schnitzler G. Text Vertonung — Visualisierung: Die Fassungen der Ariadne auf Naxos von Hoffmannsthal und Strauss // Antike Mythen im Musiktheater des 20 Jahrhunderts: gesammelte Vortrage des Salzburger Symposions 1989. — Salzburg, 1990, s.159−178.
- Sessions R. On Oedipus Rex // Modern Music. 1928, v.5, № 3, p.9−15.
- Sigmon C. Strauss’s Ariadna // The Musical America. 1962, November, p.14−15.
- Stravinsky. A Critical Survey by Eric Walter White. London, J. Lehmann, 1947, 192 p.
- Strenski I. Four Theories of myth in XX-century history. Univercity of Iowa Press, 1987.
- Stuckenschmidt II Zu Malipieros Biihnenwerken // Melos: Zeitschrift fur Musik. 1934, 13 Jahr., Februar, Heft 2, s.47−51.
- Tarasti E. Myth and Music: A Semiotic Approach to the Aesthetics of Myth in Music, Especially that of Wagner, Sibelius and Stravinsky. Helsinki, 1978, 364 p.
- Tessier A. Les Choephores et Agamemnon, par Darius Milhaud // La Revue Musicale. -1927, № 7, 8 annee, p. 184−185.
- The Pro/Am Book of Music and Mythology / Compiled, edited and with commentaries by Thomas P. Lewis. N.-Y., 1992, Vol.1.
- Jean-Aubry G. A Great Artist: G. Francesco Malipiero // The Musical Times. 1919, January, vol.60, p.13−15.
- Joachim H. Current Chronicle // The Musical Quarterly. 1956, January, Vol. XLII, № 1, p.92−98.
- VIad R. Stravinsky His life and work. London, Oxford Univercity Press, 1978, 288 p.
- VladR. Stravinsky. London, Oxford Univercity Press, 1985, 288 p.342 / /С/ «N
- Winterhager W. Zur Funktion des MythcJs in der Agyptisphen Helena // Antike Mythen im Musiktheater des 20 Jahrhunderts: gesammelte Vortrage des Salzburger Symposions 1989. Salzburg, 1990, s. 179−194.
- White E. Stravinsky. The Composer and his Works. Berkeley- Los Angeles, Univercity of California Press, 1979, 656 p.
- Zillig W. Variationen tiber neue Musik. Munchen, List Verlag Munehen, 1954, 168 s.