Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Манипулятивное воздействие на социокультурные процессы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показано, что социокультурное проектирование неразрывно связано с оппозицией «мобилизация / манипуляция». Мобилизация предполагает выработку определенного стереотипа поведения, ориентированного на достижение поставленной в рамках господствующей мировоззренческой парадигмы цели, соответствующей шкале ценностей культурно-исторического опыта. Мобилизационный потенциал достигается убеждением… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эволюция манипулятивного воздействия на социокультурные процессы
    • 1. 1. Формирование практики манипуляции
    • 1. 2. Манипуляция как средство тотальной деконструкции
    • 1. 3. Манипуляция как феномен регуляции социокультурных процессов
  • Глава 2. Манипулятивное воздействие на социокультурные процессы в информационном пространстве
    • 2. 1. Манипулятивная специфика информационного пространства
    • 2. 2. Лингвистико-психологические особенности манипулятивного воздействия на социокультурные процессы
    • 2. 3. Манипулятивное воздействие в контексте конфликта интерпретаций социокультурных процессов

Манипулятивное воздействие на социокультурные процессы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процессы деструкции в мировой и отечественной культуре, включая нивелировку традиционных способов организации социума и трансформацию ценностных систем, формируют особые виды активности мышления и деятельности. Важнейшим средством переформатирования материальной и духовной культуры в стратегии глобализации стало манипулятивное воздействие на социокультурные процессы.

Манипуляция особенно актуализируется и активизируется в переходные эпохи и периоды, связанные со сменой мировоззренческих парадигм, когда задаются новые культурные тренды и, соответственно, меняется пара-дигмальный категориальный аппарат. В подобные эпохи «безвременья» и культурного хаоса принятые ранее смыслы и категории вытесняются из текущей актуальности, а манипулятивное воздействие становится доминирующим аспектом в жизни и культуре общества. Манипулятивные символы заполняют образовавшиеся пустоты после вытесненных социокультурных смыслов и создают почву для формирования новых культурных образований, тенденций и стереотипов.

Актуальность исследования состоит в анализе современного виртуального мироустройства, затрагивающего эмоционально-психологические и социокультурные аспекты жизнедеятельности общества, поскольку манипуляция осуществляется именно средствами культуры и, соответственно, воздействует на сферу культуры и общественных отношений. Парадоксально, но общество в определенном смысле нуждается в манипуляции, так как манипулятивное воздействие способно создавать и культивировать в массовом сознании образы и мифы. Иногда они необходимы для поддержания веры в будущее, для подтверждения индивидуальной и социокультурной идентичности, для ощущения своей современности.

Основой манипулятивного воздействия является разработка и эксплуатация символов из арсенала мирового культурного наследия, посредством которых удается успокаивать или накалять все общество, превратившееся в публику, аудиторию. Современные массовые коммуникации в выраженном негативном дискурсе выступают формой повседневной дегенерации духовной жизни большинства, продуцируя (одномерность «индустрии культуры» как массового духовного производства1.

Актуальность темы

обусловлена также тем, что техническое и технологическое развитие материальной культуры многократно усиливает действие манипуляции. Сплошной, зачастую неконтролируемый поток информации, тиражируется различными культурными средствами и обрушивается на общественное сознание заданными формулами-образами, заражая апатией, провоцируя неотрефлексированное подражание, не оставляя времени для анализа из-за своей хаотичности, непрерывности и бесконечности. Подобные тенденции разрушают целостность культуры (этику, стилистику, эстетику, поведенческие стереотипы) и приводят, в частности, к такому социокультурному феномену, как «неотрайбализм» (глобальные племена). Окунаясь в виртуальную реальность, действуя по правилам «игры», в которой часто отсутствуют какие-либо правила (эклектика, «дискурсивные игры»), члены общества утрачивают социокультурные аспекты идентификации и культурной идентичности, превращаясь в своеобразную массу-публику, целевую аудиторию по интересам, готовую к восприятию образов, удовлетворяющих только базовые потребности. При этом манипулятивная образность использует «картинки» из универсальных, классических образцов культуры.

Актуальность научных исследований в области культуры как образного арсенала методов манипулятивного воздействия в последние годы связана с интенсивными процессами глобализации, в которых ключевое место занимают информационные технологии как эффективный инструмент воздействия на общественное сознание и социокультурные процессы. Кроме информационных технологий манипуляция опирается на идеальное — философию постмодернизма, основанного на эклектике во всех сферах культуры и человеческой жизни. Категория истины, ранее включавшая4 в себя' сакральные,.

1 Адорно, Т. Проблемы философии морали / Т. Адорно. — М.: Республика, 2000. С. 197. рациональные, культурно-исторические смыслы, в настоящее время исчерпывается одним смыслом — результатом выгоды. Монументальная культура Модерна с трудом выдерживает натиск псевдокультуры и стихии поп-культуры в условиях нарастающей глобализации.

Актуальность работы выражена в объективно необходимом дальнейшем анализе и исследовании динамики манипулятивного воздействия на социокультурные процессы в целях разработки новых формул и алгоритмов организации общества.

Степень разработанности темы исследования. Социокультурные аспекты манипулятивного воздействия детально исследовались многими отечественными и зарубежными учеными, работы которых можно разделить на несколько направлений. В частности, в изучении роли и анализа социокультурных аспектов формирования практики манипуляции автор опирается на работы В. М. Бехтерева, С. Н. Волкова, Е. Л. Доценко, А. Греймаса, С. Г. Кара-Мурзы, С. Е. Кузиной, Д. В. Ольшанского, Л. А. Тихомирова, О. А. Феофанова, 3. Фрейда, Дж. Дж. Фрэзера, И. Ю. Черепановой, Г. Шиллера.

В выявлении роли мифологического сознания были использованы труды Н. Н. Выжлецовой, А. Г. Дугина, А. И. Зайцева, Т. Карлейля, Г. С. Кнабе, Н. А. Криничной, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, А. Ф. Лосева, А. Е. Наговицына, Э. Б. Тайлора.

Для рассмотрения значения религиозного и духовно-нравственного фактора в развитии манипулятивного воздействия автор использовал труды Е. Г. Балагушкина, М. Вебера, С. А. Ветрова, О. В. Зенченко, К. Маркса, С. Московичи, Ф. Ницше, С. А. Токарева, Дж. Дж. Фрэзера.

Психологический аспект" манипуляции рассматривается на основании работ Л. П. Гримака, Д. В. Ольшанского, Д. Н. Узнадзе, 3. Фрейда, К. Хорни, Г. Г. Шпета, К. Г. Юнга.

Анализируя аспект манипуляции как средства тотальной деконструкции, диссертант использовал труды Ж. Бодрийяра, А. А. Горелова, Д. К. Гэл-брейта, Ж. Делеза, Ж. Дерриды, Е. Э. Дробышевой, Д: В*. Иванова-, Й. Кунде,.

В. А. Кутырева, Ж.-Ф. Лиотара, А. Моля, А. И: Неклессы, X. Ортеги-и-Гассета, А. Л. Панищева, М. В. Тендряковой, Э. Фромма, М. Фуко, Ф. Фу-куямы, И. Хейзинги.

Роль манипуляции как феномена социокультурной регуляции в диссертации проанализирована на основе работ О. Т. Богомолова, К. Н. Брутенца,.

A. Грамши, Л. Б. Зубановой, С. А. Королёва, Г. А. Осипова, А. В. Юревича.

Для исследования манипулятивной специфики информационного пространства использовались работы Р. Абдеева, И. М. Дзялошинского,.

B. В. Жилкина, Т. В. Закупень, Д. В. Иванова, А. И. Каптерева, С. С. Кладько, А. И. Кутырева, Г. Лассуэлла, А. И. Палия, В. Д. Попова, Г. Г. Почепцова, Е. П. Прохорова, И. А. Семенова, А. К. Уледова, К. Хаусхофера.

Для раскрытия особенностей лингвистико-психологической природы манипуляции диссертант опирается на работы Р. Блакара, П. С. Гуревича,.

C. Г. Кара-Мурзы, Г. Лассуэлла, Г. Лебона, М. Маклюэна, В. Райха.

Конфликт интерпретаций социокультурных процессов находит свое отражение в трудах Р. Барта, В. А. Бачинина, Р. Блакара, А. А. Воронина, П. С. Гуревича, В. А. Есакова, А. Н. Ильина, С. Г. Кара-Мурзы, Н. Б. Кирилловой, А. Макинтайра, М. И. Найдорфа, К. Нордстрема, С. Г. Пилецкого, Н. Н. Плужниковой, Й. Риддерстрале, П. Рикёра, К. А. Свасьян, Н. Л. Соколовой, Т. Н. Суминовой, Л. А. Тихомирова, Э. Тоффлера, Э. Фромма, С. Хантингтона, А. Ю. Шеманова.

На основе обзора научной литературы по проблемам манипулятивного воздействия на социокультурные процессы можно сделать вывод о том, что эта тема исследуется и затрагивается специалистами различных научных дисциплин и рассматривается с различных сторон. Но консерватизм культуры, включая ее религиозно-этическую составляющую, и беспрецедентная динамичность методов манипуляции оставляют тему манипулятивного воздействия на социокультурные процессы открытой для обобщающих культурологических исследований, так как культурология выступает сегодня среди гуманитарных наук как интегральная научная дисциплина.

Проблема исследования — взаимосвязь между социокультурными процессами и методами манипулятивного воздействия на культуру и общество.

Объект исследования — социокультурные процессы, определяющие развитие общества.

Предмет исследования — методы манипулятивного воздействия на социокультурные процессы.

Цель исследования — культурологический анализ манипулятивного воздействия на социокультурные процессы в рамках информационного пространства. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:

1) проанализировать формирование практики манипуляции;

2) исследовать манипуляцию как средство тотальной деконструкции;

3) исследовать манипуляцию как феномен регуляции социокультурных процессов;

4) рассмотреть манипулятивную специфику информационного пространства;

5) проанализировать лингвистико-психологические особенности манипулятивного воздействия на социокультурные процессы;

6) исследовать манипулятивное воздействие в контексте конфликта интерпретаций социокультурных процессов.

Методологической основой исследования являются объективная диалектика, ее принципы и система категорий, позволяющие раскрывать предмет познания в непрерывном развитии. При подготовке диссертации использованы общенаучные методы исследования: анализа и синтезасистемный, деятельностный, логический, структурно-функциональный подходы. Важное место в исследовании занимает аксиологический подход.

Научная новизна диссертационного исследования й его результаты состоят в следующем:

1. Показано, что социокультурное проектирование неразрывно связано с оппозицией «мобилизация / манипуляция». Мобилизация предполагает выработку определенного стереотипа поведения, ориентированного на достижение поставленной в рамках господствующей мировоззренческой парадигмы цели, соответствующей шкале ценностей культурно-исторического опыта. Мобилизационный потенциал достигается убеждением и культивированием веры в социально-историческую продуктивность универсальных принципов превалирующей доктрины. Манипуляция, напротив, предполагает внушение как воздействие, воспринимаемое без критики, посредством производства специфической информации, ее передачи и распространения. Манипуляция и мобилизация предстают как различные способы организации общества для достижения качественно различных целей.

2. Раскрыта специфика манипуляции в условиях культурно-исторических этапов общественного развития, заключающаяся в сохранении констант манипулятивного воздействия на социокультурные процессы. Иными словами, эволюция методов манипулятивного воздействия в процессе социокультурных трансформаций сохраняет свое значение в модернизированном виде в последующие периоды.

3. Проанализирован процесс социокультурных трансформаций, вызванный интерпретацией социально значимых и культурологически устойчивых смыслов посредством манипулятивного воздействия на общественное массовое сознание.

4. Выявлено, что манипуляция актуализируется в период, предшествующий смене социокультурных матриц, в частности, когда постулаты господствующей мировоззренческой социокультурной парадигмы утрачивают мобилизационный потенциал и требуют новых интерпретаций.

5. Показано, что наиболее полная реализация манипулятивного воздействия происходит в процессе конфликта интерпретаций социально значимых и традиционных культурных символов, заполняющих информационное пространство, посредством чего достигается социокультурная трансформация.

Положения, выносимые на защиту.

1. Социокультурное проектирование неразрывно связано с оппозицией «мобилизация / манипуляция». Мобилизация достигается убеждением и культивированием всеобщей веры в истинность универсальных принципов превалирующей доктрины. Манипуляция, напротив, предполагает внушение как воздействие, воспринимаемое без критики. Манипулятивное воздействие на социокультурные процессы существует с момента образования общества как инструмент удержания и отправления властных отношений. На разных этапах общественного развития манипуляция применялась для выстраивания и регулирования социокультурного пространства.

2. Критика предыдущих идеологических систем и осуществляемые глобализационные процессы привели, в свою очередь, к доминированию информационного типа социокультурного проектирования, заключающегося в подчинении реального социокультурного пространства виртуальному миру образов. В данном контексте значимой является разница между современной индивидуальной верой в успех и всеобщей верой в истинность универсальных аксиологических постулатов, присущей предыдущим этапам развития человечества. Если прежние образы и символы были наполнены универсальным содержанием, то при современной картине мира тиражируемые образы представляют собой эклектичные образования, которые определяются выгодой и успехом, что превращает манипуляцию в фактор тотальной деконструкции, децентрации, бессубъектности.

3. Манипулятивное воздействие подменяет этические смыслы «ядра культуры», включающего в себя мировоззренческие установки с ценностными ориентирами, тем самым порождая новую коллективную волю, однородность которой способствует перемене существующего порядка.

4. Все подходы в изучении информационного пространства выделяют коммуникацию в качестве основного момента социокультурного развития. Манипулятивный аспект информационного пространства выражен ситуативной интерпретацией образов виртуального (идеального) мира. Таким образом, информационное пространство начинает подменять социокультурное пространство.

5. Действуя в рамках информационного пространства, методы манипу-лятивного воздействия способны трансформировать элементы сознания, порождая ту интерпретацию образов виртуального пространства, которая укладывается в рамки доминирующих представлений.

6. Манипулятивное воздействие на социокультурные процессы приводит к негативным последствиям при социокультурном проектировании. Это вызвано тем, что при современной картине мира столкновение информационных социокультурных пространств приводит к конфликту интерпретаций символов, обусловливающих их дальнейшую трансформацию. В частности, размываются традиционные социокультурные ориентиры, являющиеся ядром любой национальной культуры. Возникает необходимость создания механизмов социального самосознания, способных выступать барьерами для негативных социокультурных явлений.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в диссертации результаты могут быть применены для дальнейших теоретических исследований социокультурных аспектов мани-пулятивного воздействия в рамках информационного пространства. Материалы исследования могут быть использованы в специальных курсах по философским, историческим и культурологическим дисциплинам.

Апробация работы. Содержание и основные результаты исследования были изложены диссертантом в выступлениях на международных и всероссийских научных конференциях: Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием «Анализ гуманитарных проблем современного российского общества» (Омск, 2007) — IV Международной научно-практической конференции «Наука и культура России» (Самара, 2007) — Международной Интернет-конференции «Социально-экономические коммуникации в современном российском обществе» (Омск, 2009) — III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Со* циокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития» (Белгород, 2011).

Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на семинаре аспирантов кафедры «Связи с общественностью» ОмГУПСа (Омск, 2010).

Объем диссертации и ее структура. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка из 202 наименований. Общий объем работы — 131 страница.

Выводы:

1. Социокультурное проектирование неразрывно связано с оппозицией «мобилизация / манипуляция». Мобилизация достигается убеждением и культивированием всеобщей веры в истинность универсальных принципов превалирующей доктрины. Манипуляция, напротив, предполагает внушение как воздействие, воспринимаемое без критики. Манипулятивное воздействие на социокультурные процессы существует с момента образования общества как инструмент удержания и отправления властных отношений. На разных этапах общественного развития манипуляция применялась для выстраивания и регулирования социокультурного пространства.

2. Критика предыдущих идеологических систем и осуществляемые глобализационные процессы привели, в свою очередь, к доминированию информационного типа социокультурного проектирования, заключающегося в подчинении реального социокультурного пространства виртуальному миру образов. В данном контексте значимой является разница между современной индивидуальной верой в успех и всеобщей верой в истинность универсальных аксиологических постулатов, присущей предыдущим этапам развития человечества. Если прежние образы и символы были наполнены универсальным содержанием, то при современной картине мира тиражируемые образы представляют собой эклектичные образования, которые определяются выгодой и успехом, что превращает манипуляцию в фактор тотальной деконструкции, децентрации, бессубъектности.

3. Манипулятивное воздействие подменяет этические смыслы «ядра культуры», включающего в себя мировоззренческие установки с ценностными ориентирами, тем самым порождая новую коллективную волю, однородность которой способствует перемене существующего порядка.

4. Все подходы в изучении информационного пространства выделяют коммуникацию в качестве основного момента социокультурного развития. Манипулятивный аспект информационного пространства выражен ситуативной интерпретацией образов виртуального (идеального) мира, включаемых в контексты, определяющие и трансформирующие реальность. Так как информационное пространство неразрывно связано с социокультурным пространством, то все компоненты социокультурного пространства (религиозно-нравственный, политико-правовой, экономико-институциональный, эстети-ко-традиционный и научный) могут подвергаться манипулятивному воздействию, а, следовательно, и трансформироваться.

5. Действуя в рамках информационного пространства, методы манипу-лятивного воздействия способны трансформировать элементы сознания, порождая ту интерпретацию образов виртуального пространства, которая укладывается в рамки доминирующих представлений.

6. Манипулятивное воздействие на социокультурные процессы приводит к негативным последствиям при социокультурном проектировании. Это вызвано тем, что при современной картине мира столкновение информационных социокультурных пространств приводит к конфликту интерпретаций символов, обусловливающих их дальнейшую трансформацию. В частности, размываются традиционные социокультурные ориентиры, являющиеся ядром любой национальной культуры. Необходимо вырабатывать механизмы социального самосознания, способных выступать барьерами для негативных социокультурных явлений путём корректировки инновационных импульсов для достижения благоприятного эффекта.

Заключение

.

Проведённые исследования манипулятивного воздействия на социокультурные процессы не носят завершённый характер и могут быть расширены и дополнены. В нашей работе мы отдали приоритет анализу манипуляции, подчёркивая актуальность и значимость социокультурного фактора, исследуя действие методов манипулятивного воздействия в рамках социокультурного пространства. Также, в исследовании были проанализированы варианты взаимодействия социокультурных аспектов информационного пространства в рамках современного глобального сообщества (парадигма диалога культур).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI в Текст. / Р. Ф. Абдеев. М.: ВЛАДОС, 1994. — 335 с.
  2. Августин Блаженный, Аврелий (354−430). О бессмертии души Текст. / Блаженный Августин. М.: ACT, 2004. — 511 с.
  3. Августин Блаженный. О граде Божием Текст. / Августин Блаженный // Творения: в 4 т. СПб.: Алетейя, Киев: Уцимм-пресс, 1998. Т. 3 (Кн. 1−13).-600 с.
  4. Августин Блаженный. О граде Божием Текст. / Августин Блаженный // Творения: в 4 т. СПб.: Алетейя, Киев: Уцимм-пресс, 1998. Т. 4 (Кн. 14−22). — 592 с.
  5. , Т. Проблемы философии морали Текст. / Теодор Адорно. — М.: Республика, 2000. 238 с.
  6. Ансельм Кентерберийский. Сочинения Текст. / Ансельм Кентербе-рийский. М.: Канон, 1995. — 400 с.
  7. , Р. Этапы развития социологической мысли Текст. / Р. Арон. — М.: Прогресс. Универс, 1993. 607 с.
  8. , Е.Г. Морфология мистики. Статья вторая Текст. / Е. Г. Балагушкин // Философия и культура. 2010. — № 1 (25). С. 61 — 66.
  9. , А. №тократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма Текст. / А. Бард, Я. Зондерквист. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. — 256 с.
  10. , Р. Мифологии Текст. / Ролан Барт. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2004.- 320 с.
  11. , Р. Сад, Фурье, Лойола Текст. / Ролан Барт. М.: Праксис, 2007.-256 с.
  12. , Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры Текст. / Ролан Барт. — М.: Издательство им. Сабашниковых, 2004. — 512 с.13: Бачинин, В. А. Детство и детское ТВ в социальном контексте Текст. / В. А. Бачинин // Социс. 2009. — №.10. С. 119 — 125.
  13. , В.М. Внушение и толпа Текст. / В.М. Бехтерев-// Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы.- М.: Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 399 416.
  14. , В.М. Гипноз Текст. / В. М. Бехтерев. Д.: Сталкер, 2000.- 348 с.
  15. , В.М. Объективная психология Текст. / В. М. Бехтерев. -М.: Наука, 1991.-476 с.
  16. , О.Т. Экономика и общественная среда Текст. / О. Т. Богомолов // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. -М.: Изд-во ИЭ РАН, 2008. С. 8 -26.
  17. , Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального Текст. / Ж. Бодрийяр. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. — 96 с.
  18. , Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры Текст. / Ж. Бодрийяр. — М.: Республика: Культурная революция, 2006. 268 с.
  19. Бодуэн де Куртенэ^ И. А. Значение языка как предмета изучения Текст. / Бодуэн де Куртенэ И. А. // Избранные труды по общему языкознанию [в 2 т.]. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. Т. 2. С. 129- 139.
  20. Брутенц, К. Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия Текст.- / К. Н. Брутенц // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2008. С. 395 — 405.
  21. , П.Дж., Смерть Запада Текст. / П.Дж. Бьюкенен. — М.:
  22. ООО «Издательство ACT», 2004. 444 с.
  23. , Г. Н. Печать пятой республики (1958−1968 гг.) Текст. / Г. Н. Вачнадзе. М.: Издательство Московского университета, 1969. — 168 с.
  24. , М. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) Текст. / Макс Вебер // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 78 -308.
  25. , М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира Текст. / Макс Вебер // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 7 — 42.
  26. , М. Хозяйственная этика мировых религий Текст. / Макс Вебер // Избранное. Образ общества. — М.: Юрист, 1994. С. 43 — 77.
  27. , В.И. Биосфера и ноосфера Текст. / В. И. Вернадский. -М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с.
  28. , С.А. Жажда идеологии: Монография Текст. / С. А. Ветров. Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2002. 207 с.
  29. , С.Н. Тотемизм как форма эзотерических верований и способ существования Текст. / С. Н. Волков, С. Е. Кузина // Социс. — 2009. № 9. С. 103 — 106.
  30. , A.A. К вопросу о механизмах социального самосознания Текст. / A.A. Воронин // Философия и культура. 2010. — № 1 (25). С. 52 -60.
  31. , H.H. По ту сторону границы: «чужие» в культуре Текст. / H.H. Выжлецова // Вопросы культурологии. 2010. — № 2. С. 88 -92.
  32. , Э. Устроение общества Текст. / Э. Гидденс. М.: Академический Проект, 2005. — 528 с.
  33. , А. Структурная семантика Текст. / А. Греймас. — М.: АкадемическийЛроект, 2004-— 368 с. — - - - - .
  34. , Л.П. Культура психотерапевтическое прикрытие человека Текст. / Л. П. Гримак // Мир психологии. — 2000. — № 3 (23). С. 59−73.
  35. , A.A. Глобальный кризис и развитие духовности Текст. / A.A. Горелов // Философия и культура. 2010. — № 1 (25). С. 27 — 36.
  36. , А. Тюремные тетради. В 3 ч. Ч. 2 Текст. / А. Грамши. -М.: Политиздат, 1991. 560 с.
  37. , П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание Текст. / П. С. Гуревич. М., «Наука», 1980. — 420 с.
  38. , П.С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация Текст. / П. С. Гуревич. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. — 120 с.
  39. , П.С. Социальная мифология Текст. / П. С. Гуревич. М.: Мысль, 1983.-175 с.
  40. , Дж. Новое индустриальное общество. Избранное Текст. / Дж.К. Гэлбрейт. М.: Эксмо, 2008. — 1200 с.
  41. , А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования Текст. / А. Дворкин. Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2008. — 813 с.
  42. , Р. Рассуждения о методе с приложениями Текст. / Р. Декарт. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. — 658 с.
  43. , Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения Текст. / Жиль Делез, Феликс Гваттари. — Екатеринбург: У-Факотория, 2008. 672 с.
  44. , Ж. Ницше Текст. / Жиль Делез. СПб.: Axioma, 2001.- 182с.
  45. , Ж. Что такое философия? Текст. / Жиль Делез, Феликс Гваттари. М.: Ин-т эксперим. социологии- СПб.: Алетейя, 1998. — 286 с.
  46. , Ж. Эмпиризм и субъективизм: опыт о человеческой природе по Юму- Критическая философия Канта: учение о способностях- Бергсонизм- Спиноза Текст. /Жиль Делез. М.: ПЕР СЭ, 2001.-478 с.
  47. , Ж. Кино Текст. / Ж. Делез. М.: «Ад Маргинем», 2004.622 с.
  48. , Ж. Переговоры (1972−1990) Текст. / Ж. Делёз. СПб.: «Наука», 2004. — 234 с.
  49. , Ж. Голос и феномен Текст. / Ж. Деррида. СПб.: «Але-тейя», 1999.-208 с.
  50. Доценко, E. JL Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита Текст. / E.JI. Доценко. М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997. — 344 с.
  51. , Е.Э. Аксиологический анализ феномена массовой культуры Текст. / Е. Э. Дробышева // Вопросы культурологии. 2010. — № 2. С. 93 — 98.
  52. , А.Г. Логос и мифос. Социология глубин Текст. / А.Г. Ду-гин. М.: Академический Проект, 2010. — 364 с.
  53. , В.А. Культурное управление в сфере социального контроля Текст. / В. А. Есаков // Вопросы культурологии. 2010. — № 2. С. 65−73.
  54. , В.В. К вопросу понимания сущности термина «информационное пространство» электронный ресурс. / В. В. Жилкин. Точка доступа: http://rosanaliz.ru/Post.aspx?Post=107
  55. , А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв.. до н. э. Текст. / А. И. Зайцев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 208 с.
  56. , А.И. Миф: религия и поэтический вымысел Текст. / А. И. Зайцев // Жизнь мифа в античности: Материалы научной конференции «Вип-перовские чтения 1985». — М.: Советский художник, 1988. С. 78 — 86.
  57. , Т.В. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств-участников СНГ Текст. / Т. В. Закупень. М.: Молодая гвардия, 1998. — 237 с.
  58. , О.В. Фигура-символ в истории культуры Текст. / О. В. Зенченко // Вопросы культурологии. 2010. — № 3. С. 28 — 33.
  59. , Л.Б. Действительность в суждениях медийных лидеров мнений Текст. / Л. Б. Зубанова // Социс. 2009. — № 10. С. 109 — 119.
  60. , Д.В. Виртуализация общества Текст. / Д. В. Иванов. -СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. 96 с.
  61. , Д. Общество как виртуальная реальность Текст. / Д. Иванов // Информационное общество: Сб. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. С. 355−427.
  62. , А.Н. Функциональность и дисфункциональность массовой культуры Текст. / А. Н. Ильин // Вопросы культурологии. 2010. — № 2. С. 99- 102.
  63. , А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен Текст. / А. И. Каптерев. М.: Профиздат, 2002. — 224 с.
  64. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием Текст. / С.Г. Кара-Мурза. -М.: Эксмо, 2008. 864 с.
  65. , Т. Герои, культ героев и героическое в истории Текст. / Т. Карлейль // Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы. М.: Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 469 — 776.
  66. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Текст. / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  67. К.Г. Юнг о современных мифах: Сб. трудов. Текст. М.: Практика, 1994.-252 с.
  68. , Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну Текст. / Н. Б. Кириллова. М.: Академический Проект, 2005. — 448 с.
  69. , Н.Б. Медиасреда российской модернизации Текст. / Н. Б. Кириллова. М.: Академический Проект, 2005. — 400 с.
  70. , С.С. К концепции культуры как системы интеракции нормативно-ценностных пространств Текст. / С. С. Кладько // Мир психологии. 2000. — № 3(23). С. 49 — 59.
  71. , С.С. Ядро и периферия в социокультурном пространстве, взаимодействие суперсистем Текст. / G.C. Кладько // Мир Психологии. -1999. -№ 4(20). С. 130- 138.
  72. , Г. С. Древний Рим история и повседневность Текст. / Г. С. Кнабе. — М.: Искусство, 1986. — 206 с.
  73. , Г. С. Римский миф и римская история Текст. / Г. С. Кнабе // Жизнь мифа в античности: Материалы научной конференции «Випперовские чтения 1985». — М.: Советский художник, 1988. С. 61 — 77.
  74. , С.А. От «Апостола» до «Архипелага»: социокультурные трансформации в России Текст. / С. А. Королев // Философия и культура. — 2010.-№ 1 (25). С. 37−51.
  75. , H.A. Русская мифология: мир образов фольклора Текст. / H.A. Криничная. М.: Академический Проект, 2004. — 1008 с.
  76. , И. Корпоративная религия. Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой Текст. / Йеспер Кунде. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002. 272 с.
  77. , М.Д. Сумма трансценденталий. Часть 1. Онтология разума: Монография Текст. / М. Д. Купарашвили. — Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. 398 с.
  78. , М.Д. Сумма трансценденталий. Часть 2. Гносеология разума: Монография Текст. / М. Д. Купарашвили. — Омск: Омск. гос. ун-т, 2003.-320 с.
  79. , В.А. Реконструкция человека Текст. / В. А. Кутырев // Философия и культура. 2010. — № 1 (25). С. 19 — 26.
  80. , Ж. Образования бессознательного (Семинары: Книга V (1957/1958)) Текст. / Ж. Лакан. М.: ИТДГК «Гнозис», Издательство «Логос», 2002. — 608 с.
  81. , Ж. Этика психоанализа (Семинары: Книга VII (1959−60)) Текст. / Ж. Лакан. — М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос», 2006.-416 с.
  82. , Г. Язык власти электронный ресурс. / Г. Лассуэлл // Новости гуманитарных технологий. Интеллектуальный бизнес в России и за рубежом. Экспертно-аналитический Портал. — 20.12.2006. Точка доступа: http://gtmarket.ru/personnels/garold-lassuell
  83. , Г. Психология народов и масс Текст. / Г. Лебон // Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы. — М.: Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 9 316.
  84. Леви-Брюль, Л. Первобытный менталитет Текст. / Люсьен Леви-Брюль. СПб.: «Европейский Дом», 2002. — 400 с.
  85. Леви-Строс, К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль Текст. / К. Леви-Строс. М.: Академический Проект, 2008. — 520 с.
  86. , А.Ф. Вещь и имя Текст.7 Лосев А. Ф. // Вещь и имя. Самое само. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. С. 25 — 187.
  87. , А.Ф. Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа» Текст. / Алексей Федорович Лосев. М.: Мысль, 2001. — 559 с.
  88. , А.Ф. Знак. Символ. Миф Текст. / Алексей Федорович Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 480 с.
  89. , А.Ф. Самое само Текст. / Лосев А. Ф. // Вещь и имя. Самое само. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. С. 188 — 426.
  90. , Д. Опыт о человеческом разумении Текст. / Джон Локк // Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1985. Т. 1. — 622 с.. .
  91. , Н. Государь Текст. / Макиавелли Н. // Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. СПб.: Азбука, 2002. С. 29 — 152.
  92. , А. После добродетели Текст. / А. Макинтайр. — М.: Академический Проект, 2000. 384 с.
  93. , М. Галактика Гутенберга Текст. / Маршалл Маклюэн. -М.: Академический Проект, 2005. 496 с.
  94. , К. Идеология и утопия Текст. / Карл Манхейм // Диагноз нашего времени. -М.: Юрист, 1994. С. 7 276.
  95. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия Текст. / М. Мерло-Понти. СПб.: «Ювента», «Наука», 1999. — 606 с.
  96. , А. Социодинамика культуры Текст. / А. Моль. М.: Прогресс, 1973.-408 с.
  97. , С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс Текст. / С. Московичи. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998.-480 с.
  98. , С. Машина, творящая богов Текст. / С. Московичи. — М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. 560 с.
  99. , А.Е. Древние цивилизации: общая теория мифа Текст. / А. Е. Наговицын. М.: Академический Проект, 2005. — 656 с.
  100. , А.Е. Магия хеттов Текст. / А. Е. Наговицын. М.: Академический Проект, 2004. — 464 с.
  101. , М.И. «Современность» и массовая цивилизация Текст. / М. И. Найдорф // Вопросы культурологии. 2010. — № 2. С. 4 — 10.
  102. , Д. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла Текст. / Джон Нейсбит при участии Наны Нейсбит и Дугласа Филипса. М.: ACT: Транзиткнига, 2005. — 381 с.
  103. , А.И. История и ментальность (III-II тысячелетие до н.э. — III тысячелетие н.э.) Текст. / А. И. Неклесса // Мир психологии. — 2000. — № 4(24). С 174−190.
  104. , Б. Война с терроризмом: Как демократии могут нанести поражение сети международного терроризма Текст. / Беньямин Нетаньяху. М.: Альпина Паблишер, 2002. — 207 с.
  105. , Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей Текст. / Фридрих Ницше. М.: Культурная революция, 2005. — 880 с.
  106. , Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения Текст. / Фридрих Ницше. М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс- Харьков: Изд-во «Фолио», 1998.- 1056 с.
  107. , Ф. Человеческое, слишком человеческое: Книга для свободных умов Текст. / Фридрих Ницше. М.: Академический Проект, 2007. -328 с.
  108. , К.А. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта Текст. / Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 280 с.
  109. , Д.В. Психология масс Текст. / Д. В. Ольшанский. — СПб: Питер, 2001.-368 с.
  110. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс Текст. / X. Ортега-и-Гассет // Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы. М.: Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 417 — 468.
  111. , Г. А. Оценка нравственной составляющей социально-экономических отношений Текст. / Г. А. Осипов // Социс. 2009. — № 5. С. 121 — 126.
  112. , А.И. Геополитическая доктрина России. План-проспект электронный ресурс. / А. И. Палий, В. Л. Петров // Евразийский вестник. № 10. Точка доступа: http://www.rusidea.ru/?part=69&id=480
  113. , А.Л. Концепция массовой развлекательной культуры как средства растления нации Текст. / А. Л. Панищев // Вопросы культурологии. -2010.-№ 3. С. 67−72.
  114. , В. Компендиум по общей социологии Текст.) / В. Парето. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 511 с. v 125
  115. , С.Г. Немилосердное слово павшей, падшей мифологеме Текст. / С. Г. Пилецкий // Вопросы культурологии. 2010. — № 3. С. 61 — 66.
  116. , H.H. Эзотерическое знание в. культуре постмодерна Текст. / H.H. Плужникова // Вопросы культурологии. 2010. — № 2. С. 16−19.
  117. , В.Д. Информациология и информационная политика Текст. / В. Д. Попов. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 120 с.
  118. , Г. Г. Информационно-политические технологии Текст. / Г. Г. Почепцов. М., Центр, 2003. — 384 с.
  119. , Е.П. Журналистика и демократия Текст. / Е. П. Прохоров. М.: Аспект Пресс, 2004. — 350 с.
  120. , В. Психология масс и фашизм Текст. / В. Райх. — СПб.: Университетская книга, 1997. 380 с.
  121. , Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: В трёх книгах Текст. / Бертран Рассел. — М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004. -1008 с.
  122. , Й. Караоке-капитализм: Менеджмент для человечества Текст. / Ионас Риддерстрале, Кьелл Нордстрем. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. 336 с.
  123. , П. Конфликт интерпретаций Текст. / П. Рикёр. М.: Академический Проект, 2008. — 695 с.
  124. , К.А. Проблема символа в современной философии (Критика и анализ) Текст. / К. А. Свасьян. М.: Академический Проект, 2010. — 224 с.
  125. , H.JI. От «наивного» искусства к фан-арту Текст. / Н. Л. Соколова // Вопросы культурологии. 2010. — № 3. С. 114−118.
  126. , П.А. Социология революции Текст. / П. А. Сорокин. -М.: Территория будущего РОССПЭН, 2005. — 702 с.
  127. , П.А. Человек. Цивилизация. Общество Текст. / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  128. , Т.Н. Информационные ресурсы художественной куль5 туры (артосферы) Текст. / Т. Н. Суминова. М.: Академический Проект, 2006. 480 с.
  129. , Т.Н. Ноосфера: поиски гармонии Текст. / Т. Н. Суминова. М.: Академический Проект, 2005. — 448 с.
  130. , Д.А. Синкретические религии и секты Текст. / Д.А. Та-евский. -М.: INTRADA, 2001.- 160 с.
  131. , Г. Мнение и толпа Текст. / Г. Тард // Психология толп. М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998. С. 257−408.
  132. Э.Б. Первобытная культура Текст. / Э. Б. Тайлор. — М.: Политиздат, 1989. 573 с.
  133. , М.В. Игра и расширение смыслового пространства (взаимопереходы игры и реальности) Текст. / М. В. Тендрякова // Мир психологии. 2000. — № з (23). С. 113 — 121.
  134. , Л.А. Религиозно-философские основы истории Текст. / Л. А. Тихомиров. М.: «Москва», 2000. — 592 с.
  135. , С.А. Ранние формы религии Текст. / С. А. Токарев. М.: Политиздат, 1990. — 622 с.
  136. , Э. Третья волна Текст. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 781 с.
  137. , Э. Шок будущего Текст. / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2003.-557 с. s
  138. , Д.Н. Теория установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 448с.
  139. , А.К. Структура общественного сознания: Теоретико-социологическое исследование Текст. / А. К. Уледов. — М.: Мысль, 1968. -324 с.
  140. Федеральный закон № 24 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» электронный ресурс. Принят Государственной Думой 25.01.95. Точка доступа: http://uln.gks.ru/statrep/DocLib/
  141. , И. Гитлер: Биография: в 3 т. Т. 2. Текст. / И. Фест. Пермь: Культурный центр «Алетейа», 1993. — 480 с.
  142. , O.A. Реклама: новые технологии в России Текст. / Олег Феофанов. СПб: Питер, 2000. — 377 с.
  143. Фома Аквинский. Сумма теологии Текст. / Фома Аквинский // Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1, ч. 2. — М., 1969. С. 831 839.
  144. , Ф. Масонство Текст. / Франсиско Франко. — М.: «Слава!» ООО «Форт-Профи», 2008. 304 с.
  145. , Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии Текст. / Дж.Дж. Фрэзер. М.: ООО «Фирма „Издательство ACT“», 1998. -784 с.
  146. Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии Текст. / Фрейд 3. // Психология масс и анализ человеческого «Я». — СПб.: «Азбука-классика», 2008. С. 109−191.
  147. Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» Текст. / 3. Фрейд. — СПб.: «Азбука-классика», 2008. 192 с.
  148. Фрейд, 3. Тотем и табу Текст. / 3. Фрейд. — Спб.: «Азбука-классика», 2008. 256 с.
  149. Фрейд, 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия Текст. / 3. Фрейд. СПб.: «Азбука-классика», 2009. — 192 с.
  150. , Э. Анатомия человеческой деструктивности Текст. / Э. Фромм. М.: ACT — ЛТД, 1998. — 627 с.
  151. , Э. Бегство от свободы Текст. / Фромм Э. // Бегство от свободы. Человек для себя. М.: ACT, 2004. С. 9 — 302.
  152. , М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974—1975 учебном году Текст. / М. Фуко. СПб.: Наука, 2005. -432 с.
  153. , М. Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975—1976 учебном году Текст. / М. Фуко. СПб.: Наука, 2005.-312 с.
  154. , М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук Текст. / М. Фуко. СПб.: A-cad, 1994. — 405 с.
  155. , Ф. Конец истории и последний человек Текст. / Фрэнсис Фукуяма. М.: ACT: Ермак, 2005. — 588 с.
  156. Хаббард, Л.Рон. Дианетика. Современная наука душевного здоровья: Учебник по Дианетике Текст. / Л.Рон. Хаббард. М.: Воскресенье, Нью Эра Пабликейшнс Груп (совместное издание), 1993. — 576 с.
  157. , С. Кто мы?: вызовы американской национальной идентичности Текст. / Самюэль Хантингтон. — М.: ACT, 2008. 635 с.
  158. , С. Столкновение цивилизаций Текст. / С. Хантингтон. М.: ACT, 2003. — 603с.
  159. , К. О геополитике. Работы разных лет Текст. / К. Ха-усхофер. М.: Мысль, 2001. — 426 с.
  160. Хейзинга, И. Homo Ludens Текст. / И. Хейзинга. М.: Прогресс -Традиция, 1997.-416 с.
  161. , К. Невротическая личность нашего времени Текст. / Ка-рен Хорни. М.: Академический Проект, 2009. — 208 с.
  162. , К. Самоанализ Текст.' / Карен Хорни. М.: Академический Проект, 2007. — 208 с.
  163. , И.Ю. Заговор народа. Как создать сильный политический текст Текст. / И. Ю. Черепанова. -М.: «КСП+», 2002. 464 с.
  164. , А.Н. Связи с общественностью: теория и практика Текст. / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. М.: Дело, 2004. — 496 с.
  165. , Г. Манипуляторы сознанием Текст. / Герберт Шиллер. -М.: Мысль, 1980.-326 с.
  166. , А.Ю. Самоидентификация человека и культура. Монография Текст. / А. Ю. Шеманов. М.: Академический Проект, 2007. — 479 с.
  167. , Г. Г. Введение в этническую психологию Текст. / Г. Г. Шпет. М.: «Правда», 1989. — 604 с.
  168. , М.И. Культура и образование Текст. / М.И. Штерен-берг // Вопросы культурологии. 2010. — № 3. С. 40 — 47.
  169. , Ю. Люди и руины. Критика фашизма: взгляд справа Текст. / Юлиус Эвола. М.: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 445 с.
  170. , М. Аспекты мифа Текст. / Мирча Элиаде. М.: Академический Проект, 2010.-251 с.
  171. , М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий Текст. / Мирча Элиаде. М.: Академический Проект, 2009. — 622 с.
  172. , М. История веры и религиозных идей: От Гаутамы Будды до триумфа. христианства Текст. / Мирча Элиаде. -М.: Академический Проект, 2009. 672 с.
  173. , М. История веры и религиозных идей: От Магомета до Реформации Текст. / Мирча Элиаде. — М.: Академический Проект, 2008. — 463 с.
  174. , Д. Кто правит миром? Или, вся правда о Бильдербергском клубе Текст. / Д. Эстулин. Минск: «Поппури», 2008. — 288 с.
  175. Юм, Д.' Исследование о человеческом познании Текст. / Давид Юм. М.: Канон +, 2009. — 525 с.
  176. Юнг, К. Г. Архетипы коллективного бессознательного Текст. / Юнг К. Г. // Структура психики и архетипы. — М.: Академический Проект, 2007. С. 217−241.
  177. Юнг, К. Г. Психология нацизма Текст. / К. Г. Юнг // К. Г. Юнг о современных мифах: Сб. трудов. -М., Практика, 1994. С. 213 251.
  178. Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное Текст. / К. Г. Юнг. М.: Академический Проект, 2007. — 188 с.
  179. Юнг, К. Г. Структура психики и архетипы Текст. / К. Г. Юнг. М.: Академический Проект, 2007. — 303 с.
  180. , А.В. Нравственное состояние современного российского общества Текст. / А. В. Юревич // Социс. 2009. — № 10. С. 70 — 79.
  181. , К. Истоки истории и её цель Текст. / Карл Ясперс // Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 28 — 286.
  182. , К. Смысл и назначение истории Текст. / Карл Ясперс. — М.: Политиздат, 1991.-528 с.
  183. Blakar, R.M. Language as a means of social power Text. / Rommetveit R., Blakar R. M. // Studies of Language, thought and verbal communication. — L.: Academic Press, 1979. P. 109 146.
  184. Fromm, E. The Revolution of Hope: Toward a Humanized Technology Text. / E. Fromm. N.Y.: Harper & Row, 1978. — 430 p.
  185. Haratonic, P.L. Foreward Text. / P.L. Haratonic, T.P. Moran. San-Francisco: Chronical Books, 1979. — 157 p.
  186. Huges, J. Freedom to think Text. / J. Huges // Archiv fur Rechts und Socialphilosophie. Vol. 18. — Nr 3. — Wiesbaden, 1968. P. 280 — 298.
  187. Larrain, J. The concept of ideology Text. / J. Larrian. L.: Academic Press, 1979.-269 p.
  188. Lasswell, H. The structure and function of communication in society Text. / H. Lasswell // Mass communications. Liverpool: Urbana, 1960. P 35 -51.
  189. Lasswell, H. Psychopatology and Politics Text. / H. Lasswell. Chicago: University of Chicago Press, 1960. — 279 p.
  190. Lasswell, Harold D. World Politics and Personal Insecurity Text. / Harold D. Lasswell. -N.Y.: McGraw-Hill, 1935. 230 p.
  191. McLuhan, M. The medium is the message Text. / M. McLuhan. -N.Y.: Harper & Row, 1967. 420 p.
  192. Robert T. Holt. Strategic Psychological Operations and American Foreign Policy Text. / Robert T. Holt, Robert W. de Velde. Chicago: University of Chicago Press, 1960. — 241 p.
  193. Siepmann, C. The Nature of Propaganda Text. / C. Siepmann. — N.Y.: McGraw-Hill, 1969. 368 p.
  194. Thomson, O. Mass persuasion in history: An historical analysis of the development of propaganda techniques Text. / O. Thomson. Edinburgh: A K Press, 1977.-359 p.
Заполнить форму текущей работой