Развитие языковой личности и ее коммуникативного сознания: На материале речевого поведения младшего школьника
Диссертация
Однако изучением развития языковой личности школьника традиционно занимаются главным образом психологи и методисты. Так, проблемы речевого развития учащихся рассматривают в своих работах психологи: Л. С. Выготский (1982), Н. И. Жинкин (1958), А. Р. Лурия (1979), С. Л. Рубинштейн (1940), Б. Д. Эльконин (1964), методисты: H.A. Ипполитова (1992, 1998) — Т. А. Ладыженская (1975, 1986) — М. Р. Львов… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Возрастная лингвистика в парадигме современных лингвистических наук
- 1. 1. Возрастная лингвистика и онтолингвистика
- 1. 2. Возрастная лингвистика и психолингвистика
- 1. 3. Возрастная лингвистика и социолингвистика
- 1. 4. Возрастная лингвистика и когнитивная лингвистика
- 1. 5. Возрастная лингвистика и прагмалингвистика
- Выводы
- Глава 2. Теоретические проблемы исследования языковой личности и ее коммуникативного сознания
- 2. 1. Понятие языковой личности и языкового сознания
- 2. 2. Понятие коммуникативной личности и коммуникативного сознания
- 2. 3. Коммуникативное поведение и коммуникативная личность
- 2. 4. Модели описания языковой и коммуникативной личности
- 2. 5. Теоретический аппарат описания коммуникативной личности
- 2. 6. Методы изучения коммуникативной личности
- 2. 7. Психофизиологические особенности младшего школьного возраста.'
- Выводы
- Глава 3. Особенности развития коммуникативной личности младшего школьника. Аспекты говорящего и адресата
- 3. 1. Аспект говорящего
- 3. 1. 1. Общительность
- 3. 1. 2. Невербальные средства общения
- 3. 1. 3. Коммуникативная реакция
- 3. 1. 4. Объем общения
- 3. 2. Аспект адресата
- 3. 2. 1. Количество собеседников
- 3. 2. 2. Тип собеседника
- 3. 2. 3. Общение с незнакомым
- 3. 2. 4. Дефицит общения с определенным типом собеседника
- 3. 2. 5. Расширение круга общения
- 3. 1. Аспект говорящего
- 4. 1. Аспект сообщения
- 4. 1. 1. Пространственная локализация общения
- 4. 1. 2. Тематика общения
- 4. 1. 3. Цели общения
- 4. 1. 4. Речевые жанры
- 4. 1. 5. Дискурс
- 4. 1. 6. Тональность общения
- 4. 1. 7. Коммуникативные стратегии
- 4. 1. 8. Эмоциональность
- 4. 1. 9. Оценочность
- 4. 1. 10. Нормативность
- 5. 1. Метакоммуникативный аспект
- 5. 1. 1. Языковая рефлексия
- 5. 1. 2. Речевая рефлексия
- 5. 1. 3. Лингвокреативность
- 5. 1. 4. Коммуникативная рефлексия
- 5. Л .5. Удовлетворенность процессом и результатом общения
- 5. 2. Коммуникативный идеал
- 5. 3. Коммуникативные ожидания
- 6. 1. Когнитивная структура коммуникативного сознания
- 6. 2. Развитие основных коммуникативных категорий и концептов в сознании детей
- 6. 2. 1. Категория «общение»
- 6. 2. 2. Категория «вежливость»
- 6. 2. 3. Концепт «спор»
- 6. 2. 4. Концепт «ссора»
- 6. 2. 5. Категория «коммуникативный идеал»
- 6. 2. 6. Концепт «диалог»
- 6. 2. 7. Концепт «монолог»
- 6. 2. 8. Концепт «родной язык»
- 6. 2. 9. Концепт «иностранный язык»
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие / Г. С. Абрамова. М.: Академия, 1997. — 704 с.
- Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. М.: Педагогика, 1978. -144 с.
- Ананьев, Б.Г. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению / Б. Г. Ананьев, А. И. Сорокина. М.: Педагогика, 1955.
- Аниськина, Н.В. Языковая личность современного старшеклассника : дис.. канд. филол. наук / Аниськина Н. В. Ярославль, 2001. — 240 с.
- Арутюнова, Н.Д. Истоки, проблемы и категории прагматики / Н. Д. Арутюнова, Е. В. Падучева // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая прагматика. -М.: Прогресс, 1985. Вып. 16. — С. 3−42.
- Арутюнова, Н.Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 136−137.
- Арутюнова, Н.Д. Феномен второй реплики, или О пользе спора / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Вып. 3. Противоречивость и аномальность текста. М., 1990а. С. 175−189.
- Арутюнова, Н.Д. Жанры общения / Н. Д. Арутюнова // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис: сб. науч. тр. М., 1992.-С. 32−40.
- Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
- Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева II Нейропсихология сегодня: сб. науч. тр. М.: Изд-во МГУ, 1995. — С. 160−169.
- Бабаева, Е.В. Лингвокультурологическое описание картины социальных норм / Е. В. Бабаева // Известия Волгоград, пед. ун-та. Сер. Филол. науки.2002.-№ 1.-С. 53−60.
- Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1996. -104 с.
- Байкулова, А.Н. Общее и специфическое в речевом общении разных семей / А. Н. Байкулова // Вопр. стилистики. Саратов, 1999. — Вып. 28. — С. 142.
- Байкулова, А.Н. Культура семейного общения как залог культуры общества в целом / А. Н. Байкулова // Проблемы речевой коммуникации: сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилициной. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.-Вып. 2.-С. 103−106.
- Баранов, А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста / А. Г. Баранов. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1993. — 182 с.
- Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. М.: Худ. лит., 1990. — 543 с.
- Беликов, В.И. Социолингвистика : учеб. для вузов / В. И. Беликов, Л. П. Крысин. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. — 439 с.
- Белл, Р. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / Р. Белл. М.: Междунар. отношения, 1980. — 318 с.
- Белоусов, А.Ф. Русский школьный фольклор / А. Ф. Белоусов // Русский школьный фольклор. М., 1998. — С. 5−14.
- Береснева, Н.И. Ассоциации детей от шести до десяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе) / Н. И. Береснева, Л. А. Дубровская, И. Г. Овчинникова. Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 1995. — 254 с.
- Битенская, Г. В. Этикетность профессиональной речи учителя / Г. В. Битенская // Детская речь и пути ее совершенствования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 28 марта 1998 г. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. С. 32−33.
- Богданов, В.В. Функции вербальных и невербальных компонентов в речевом общении / В. В. Богданов // Языковое общение: Единицы и регулятивы: сб. науч. тр. Калинин, 1987. — С. 36−46.
- Богданов, В.В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты: учеб. пособие / В. В. Богданов. Л.: ЛГУ, 1990. — 88 с.
- Богданова, В.А. Взаимодействие этических и коммуникативных норм / В. А. Богданова, Т. В. Кочеткова // Хорошая речь / под ред. М. А. Кормилициной и О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.-С. 197−211.
- Богин, Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов : дис.. д-ра филол. наук / Г. И. Богин. Л., 1984.-354 с.
- Богуславская, З.М. Мотивы общения со взрослыми у детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская // Развитие общения у дошкольников. М.: Педагогика, 1974. — С. 246−256.
- Бодалев, A.A. Личность и общение: Избранные психологические труды / A.A. Бодалев- АПН СССР. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Бодуэн де Куртенэ, H.A. Избранные труды по общему языкознанию / И. А. Бодуэн де Куртенэ. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — Т. 2. — 391 с.
- Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. Вып. 36. — С. 105−130.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
- Божович, Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. 1997. -№ 1. — С. 33−44.
- Болдырев, H.H. Концептуальные структуры и языковые значения / H.H. Болдырев // Филология и культура: материалы Междунар. науч. конф., Тамбов, 12−14 мая 1999 г. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун—а, 1999. — С. 6269.
- Болдырев, H.H. Когнитивная семантика / H.H. Болдырев. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2000. 123 с.
- Борботько, В.Г. Игровое начало в деятельности языкового сознания / В. Г. Борботько // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. науч. тр. М.: Ин-т яз. РАН, 1996. — С. 40−54.
- Борискина, О.О. Теория языковой категоризации: национальное языковое сознание сквозь призму криптокласса / О. О. Борискина, A.A. Кретов. -Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2003. 211 с.
- Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание // А. Вежбицкая. М.: Русские словари, 1996.-416 с.
- Вежбицка, А. Речевые жанры / А. Вежбицка // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. — С. 99−111.
- Величкова, Л.В. Универсальные и национально специфические признаки детской звучащей речи в русском и испанском языках / Л. В. Величкова,
- О.В. Абакумова // Языковое сознание: содержание и функционирование: XIII Междунар. симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: тез. докл. Москва, 1−3 июня 2000 г. М.: Ин-т яз. РАН, 2000. -С. 4516.
- Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка / Л. А. Венгер // Воспитание детей в игре. М.: А.П.О, 1996. — 56 с.
- Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Рус. яз., 1990.
- Верещагин, Е.М. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция рече-поведенческих тактик / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. -М.: Ин-т рус. яз., 1999. 84 с.
- Виноградов, В.В. О языке художественной прозы / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1980.-360 с.
- Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. М.: Наука, 1993. — 172 с.
- Выготский, Л.С. Избранные психологические труды / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1956. 457 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. Т.2. — С. 5−361.
- Выготский, Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. — М.: Педагогика, 1984. Т. 4. — С. 244−268.
- Высочина, О.В. Возрастные особенности восприятия иноязычных слов носителями русского языка / О. В. Высочина // Культура общения и ее формирование: материалы VI Регион, науч.-метод. конф., Воронеж, 17 апр. 1999 г. Воронеж: Истоки, 1999. — С. 72.
- Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1992. 143 с.
- Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1981. — 140 с.
- Гармаш Н. Г Самоисправления в детской речи / Н. Г. Гармаш // Языковое сознание: содержание и функционирование: XIII Междунар. симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: тез. докл. Москва, 1−3 июня 2000 г. М.: Ин-т яз. РАН, 2000. — С. 57.
- Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования / Б. М. Гаспаров. М.: Новое лит. обозрение, 1996. — 352 с.
- Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — М.: АПН СССР, 1961.-471 с.
- Гершунский, Б.С. Менталитет и образование: учеб. пособие / Б. С. Гершунский. М.: Ин-т практ. психол., 1996. — 144 с.
- Глаголев, Н.В. Коммуникативное воздействие с элементами ложной информации / Н. В. Глаголев // Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы: сб. науч. тр. -М., 1986. С. 19−50.
- Годовикова, Б.Д. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками / Б. Д. Годовикова // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1980.
- Гольдин, В.Е. Этикет и речь / В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978.
- Гольдин, В.Е. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина // Вопросы стилистики.
- Вып. 25: Проблемы культуры речи. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1993.-С. 9−18.
- Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. -М. .-Наука, 1980.- 104 с.
- Горелов, И.Н. Основы психолингвистики. -/ И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. -3 изд., перераб. и доп. -М.: Лабиринт, 2001. 304 с.
- Гордон Д., Лакофф, Дж. Постулаты речевого общения / Д. Гордон, Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. — М., 1985. Вып. 16.
- Горошко, Е.И. «Эмоция-ассоциация» и их связь со спецификой русского языкового сознания / Е. И. Горошко //Язык и образование. Курск, 1999.
- Горошко, Е.И. Языковое сознание: тендерная парадигма / Е. И. Горошко. -М.: ИД ИНЖЭК, 2003. 440 с.
- Граудша, J1.K. Культура русской речи / Л. К. Граудина, E.H. Ширяев. — М.: Наука, 1998.
- Гридина, Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество / Т. А. Гридина. — Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 1996. 214 с.
- Гридина, Т.А. Онтолингвистика / Т. А. Гридина. Екатеринбург, 2003. -138 с.
- Грищук, Е.И. Абстрактная лексика в языковом сознании (экспериментальное исследование языкового сознания старшеклассников) :дис.. канд. филол. наук / Е. И. Грищук. Воронеж, 2002. — 248 с.
- Гумбольдт, В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М.: Радуга, 1984. — С. 37−59.
- Гудков, Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности / Д. Б. Гудков. М., 1999.
- Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. М.: Гнозис, 2003.
- Дементьев, В.В. Жанровая структура фатической коммуникации : дис.. канд. филол. наук / В. В. Дементьев. Саратов, 1995. — 230 с.
- Дементьев, В.В. Фатические речевые жанры / В. В. Дементьев // Вопросы языкознания. 1999. — № 1. — С. 37−55.
- Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. -М.: ВЛАДОС, 2000. 144 с.
- Дубровская, Т.В. Речевые жанры «осуждение» и «обвинение» в русском и английском речевом общении / Т. В. Дубровская. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2003. — 25 с.
- Елистратов, B.C. Словарь московского арго: 1980−1994 гг. / B.C. Елистратов. М.: Русские словари, 1994. — 700 с.
- Елистратов, B.C. Арго и культура / B.C. Елистратов. М.: Изд-во МГУ, 1995.-231 с.
- Ермакова, О.П. Слова, с которыми мы все встречались : толковый словарь русского общего жаргона / О. П. Ермакова, Е. А. Земская, Р. И. Розина. М.: Азбуковник, 1999. — 320 с.
- Желъвис, В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема / В. И. Жельвис. М.: Ладомир, 1997. — 330 с.
- Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370 с.
- Жинкин, НИ. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М.: Политиздат, 1982. — 156 с.
- Жура, В.В. Эмоциональный дейксис в вербальном поведении английской языковой личности : автореф. дис.. канд. филол. наук / В. В. Жура. -Волгоград, 2000. 22 с.
- Заварзина, Л.Э. Русские педагогические портреты : учеб. пособие / Л. Э. Заварзина. Воронеж: Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2002. — 232 с.
- Залевская, A.A. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование / A.A. Залевская. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1990. -207 с.
- Залевская, A.A. Введение в психолингвистику : учеб. пособие / A.A. Залевская. М.: Рос. гос. гум. ун-т, 1999. — 382 с.
- Занадворова, A.B. Функционирование русского языка в малых социальных группах. (Речевое общение в семье): дис.. канд. филол. наук / A.B. Занадворова. М., 2001.
- Захарова, Е.П. Коммуникативные категории и нормы / Е. П. Захарова // Хорошая речь: сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. -С. 163−179.
- Зачесова, И.А. Возрастные особенности детского речевого общения / И. А. Зачесова // Коммуникативные исследования 2003: сб. науч. тр. / науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2003. — С. 103−108.
- Земская, Е.А. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис / Е. А. Земская, М. В. Китайгородская, E.H. Ширяев. М.: Наука, 1981.-276 с.
- Земская, Е.А. Городская устная речь и задачи ее изучения / Е. А. Земская // Разновидности городской устной речи. М.: Наука, 1988. — С. 5−43.
- Земская, Е.А. Русская разговорная речь: итоги и перспективы исследования / Е. А. Земская, E.H. Ширяев // Русистика сегодня: система и ее функционирование. М.: Наука, 1988а. — С. 121−151.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 1999.-384 с.
- Зинченко, В.П. Миры сознания и структуры сознания / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1991. -№ 2. — С. 17−20.
- Зинченко, В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — С. 162−209.
- Зинченко, В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии / В. П. Зинченко. -М.: Новая школа, 1997. -336 с.
- Зубкова, Т.Н. К вопросу о формировании грамматических оппозиций / Т. И. Зубкова // Проблемы детской речи 1999: материалы Всерос. конф., СПб.: Рос. гос. пед. ун-т, 1999. — С. 72−73.
- Ипполитова, H.A. Текст в системе изучения русского языка в школе / H.A. Ипполитова. М.: Московск. обл. гос. пед. ин-т, 1992. — 126 с.
- Ипполитова, H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе : учеб. пособие / H.A. Ипполитова. М.: Наука- Флинта, 1998. — 176 с.
- Исенина, Е.И. Дословесный период развития речи у детей / Е. И. Исенина. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1986. — 164 с.
- Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. — 285 с.
- Казаковская, В.В. Коммуникативные навыки ребенка в диалоге: вопросно-ответные комплексы / В. В. Казаковская // Ребенок как партнер в диалоге: сб. науч. тр. СПб.: СОЮЗ, 2001. — С. 35−58.
- Казаковская, В.В. Модус и авторство в структуре коммуникативной компетенции ребенка: к постановке вопроса / В. В. Казаковская // Коммуникативные исследования 2003: сб. науч. тр. Воронеж: Истоки, 2003.-С. 108−121.
- Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие / О. М. Казарцева. М.: Флинта, 1998. — 496 с.
- Кан-Калж, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Капанадзе, JI.A. Семейный диалог и семейные номинации / JI.A. Капанадзе // Язык и личность. М.: Наука, 1989.
- Карасик, В.И. Анекдот как предмет лингвистического изучения / В. И. Карасик // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. — С. 144−153.
- Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс /
- B.И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
- Карасик, В.И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. М.: Гнозис, 2002а.-330 с.
- Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. -М.: Наука, 1987.-263 с.
- Караулов, Ю. Н Русская языковая личность и задачи ее изучения / Ю. Н. Караулов // Язык и личность: сб. науч. тр. М.: Наука, 1989. — С. 3−8.
- Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации / В. Б. Кашкин. -Воронеж: Изд-во Воронеж, техн. гос. ун-та, 2000. 175 с.
- Кибрик, A.A. Когнитивные исследования по дискурсу / A.A. Кибрик // Вопросы языкознания. 1994. — № 5. — С. 126−140.
- Кипрская, Е.В. Политический дискурс и политическая толерантность / Е. В. Кипрская // Слово и текст: психолингвистический подход: сб. науч. тр. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2003. — С. 69−76.
- Кирилина, A.B. Мужественность и женственность как культурные концепты / A.B. Кирилина // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр. / под ред. И. А. Стернина. — Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2001. С.141−148.
- Клобукова, Л.П. Феномен языковой личности в свете лингводидактики / Л. П. Клобукова // Язык, сознание, коммуникация. М., 1997. — Вып. 1.1. C. 25−31.
- Князьков, A.A. Мимика / A.A. Князьков П Педагогическое речеведение: словарь-справочник. М.: Наука — Флинта, 1998. — С. 113.
- Кобозева, И.М. «Теория речевых актов» как один из вариантов теории речевой деятельности / И. М. Кобозева // Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. — Вып. 17. — С. 7−21.
- Коломенский, Я.Л. Психология личности и взаимоотношений в коллективе / Я. Л. Коломенский. Минск, 1969. — 160 с.
- Корчак, Я. Педагогическое наследие / Я. Корчак. М.: Педагогика, 1991.
- Кочетова, Т.В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры : автореф. дис.. канд. филол. наук / Т. В. Кочетова. Саратов, 1999.
- Кравченко, А.И. Культурология: Учеб. пособ. / А. И. Кравченко. М.: Академический Проект, 2001.
- Красных, В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации / В. В. Красных. М.: Гнозис, 2001. — 270 с.
- Красных, В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В. В. Красных. -М.: Гнозис, 2003.-375 с.
- Крысин, Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка / Л. П. Крысин. М.: Наука, 1989. — 187 с.
- Крысин, Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи / Л. П. Крысин // Русистика. Берлин, 1994. — С. 28−49.
- Кубрякова, Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности / Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1986.
- Кубрякова, Е.С. Языковое сознание и языковая картина мира / Е. С. Кубрякова // Филология и культура: материалы Междунар. науч. конф., Тамбов, 12−14 мая 1999 г. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 1999. — С. 613.
- Кубрякова, Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке / Е. С. Кубрякова. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.
- Кудрявцев, В. Еще раз о природе детской субкультуры / В. Кудрявцев, Т. Алиева // Дошкольное воспитание. 1997. — № 3. — С. 8791.
- Кукушкина, Е.Ю. «Домашний язык» в семье / Е. Ю. Кукушкина // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С. 96−100.
- Кунина, М.Н. Когнитивно-прагматические характеристики террористического дискурса : автореф.. дис. канд. филол. наук / М. Н. Кунина. Краснодар, 2001. — 23 с.
- Куракин, А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы управления / А. Т. Куракин, Л. И. Новикова. М.: Знание, 1982. — № 2. — 96 с.
- Кънева, Н. К Интегральный подход к проблеме коммуникативных неудач: автореф. дис.. канд. филол. наук / Н. К. Кънева Тверь, 1999. — 19 с.
- Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В. А. Лабунская. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 608 с.
- Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. М.: Просвещение, 1975. — 215 с.
- Ладыженская, Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: учеб. пособие спецкурсу / Т. А. Ладыженская. — М.: Просвещение, 1986.-127 с.
- Ларина, ТВ. Категория вежливости в английской и русской коммуникативных культурах / Т. В. Ларина. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2003.- 315 с.
- Лемяскина, H.A. Коммуникативное поведение младшего школьника (психолингвистическое исследование): дис.. канд. филол. наук / H.A. Лемяскина. Воронеж, 1999. — 231 с.
- Лемяскина, H.A. Коммуникативное поведение младшего школьника / H.A. Лемяскина, И. А. Стернин. Воронеж: Воронеж, гос. пед. ун-т, 2000. -195 с.
- Лемяскина, H.A. Развитие языковой личности и коммуникативного сознания младшего школьника / H.A. Лемяскина. — Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2004. 330 с.
- Леонтьев, A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / A.A. Леонтьев. М.: Наука, 1969. — 308 с.
- Леонтьев, A.A. Язык не должен быть «чужим» / A.A. Леонтьев // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. — М.: Наука, 1996.-С. 41−47.
- Леонтьев, A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-365 с.
- Леонтьев, А.Н. Человек и культура / А. Н. Леонтьев. М.: Наука, 1961.
- Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. М., 1971.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — 3 изд. -М&bdquo- 1972.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. -2 изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Леонтьев, А.Н. Психология образа / А. Н. Леонтьев // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. — № 2. — С. 3−13.
- Леонтьев А.Н. Материалы о сознании / А. Н. Леонтьев // Вестник ВГУ. Сер. 14. Психология. 1988. -№ 3. — С. 6−25.
- Лепская, H.H. Детская речь в свете теории коммуникации / Н. И. Лепская. Вопросы языкознания. — 1994. — №. 2. — С. 82−89.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 448 с.
- Лурия, А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1979. -320 с.
- Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия- под ред. Е. Д. Хомской. -Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 416 с.
- Львов, М.Р. Тенденции развития речи учащихся / М. Р. Львов. М.: Изд-во Моск. гос. пед. ин-та, 1978. — Вып. 1. — 97 с.
- Львов, М.Р. Характеристика словаря учащихся / М. Р. Львов // Развитие речи младших школьников. М.: Изд-во Моск. гос. пед. ин-та, 1983. -С. 3−13.
- Львов, М.Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. М.: Академия, 2000. -248с.
- Люблинская, A.A. Очерки психического развития ребенка / A.A. Люблинская. М.: Педагогика, 1959. — 546 с.
- Макаров, МЛ. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. М.: Гнозис, 2003.-280 с.
- Мальцева, О.Н. Описание языковой личности (конструктивный период): автореф.. дис. канд. филол. наук / О. Н. Мальцева. Краснодар, 2000. — 19с.
- Мальцева, Н.Г. Устный дискурс русских и английских детей в возрасте 5−6 лет / Н. Г. Мальцева. Саратов, 2002. — 20 с.
- Маркелов, 77. Мой ласковый и нежный зверь / П. Маркелов // Комсомольская правда. 1998. — 24 апр.
- Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. М.: Наука, 1974.
- Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т. Д. Марцинковская. М., 1994. — 176 с.
- Медведева, A.B. Концепт дом в русской и английской концептосферах / A.B. Медведева // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр. / под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2001. -С. 102−106.
- Менг, К. Проблема анализа диалогического общения 1 К. Менг // Текст как психолингвистическая реальность. М.: Наука, 1982. — С. 14−18.
- Михальская, А.К. Дискурс / А. К. Михальская // Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской, А.К. Михальской- состав. A.A. Князьков. 2 изд., испр. и доп. М.: Наука — Флинта, 1998.-С. 51.
- Морова, О.Л. Средства речевого контакта в различных функциональных стилях (на материале русского и английского языков): автореф. дис.. канд. филол. наук / О. Л. Морова. Саратов, 1997. — 18 с.
- Моррис, Ч. У. Основание теории знаков / Ч. У. Моррис // Семиотика. М. .•Радуга, 1983.-С. 37−89.
- Мудрик, A.B. Общение школьников / A.B. Мудрик. М.: Знание, 1987. -78 с.
- Мудрик, A.B. Общение в процессе воспитания / A.B. Мудрик. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
- Николаева, Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы / Т. М. Николаева // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста. М.: Прогресс, 1978. — Вып. 8. — С. 5−39.
- Николаева, Т.М. Качественные прилагательные и отражение «картины мира» / Т. М. Николаева // Славянское и балканское языкознание. — М.: Наука, 1983.
- Негневицкая, Е.И. Язык и дети / E.H. Негневицкая, A.M. Шахнарович. -М.: Наука, 1981.- 111 с.
- Норман, Б.Ю. Грамматика говорящего / Б. Ю. Норман. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1994. — 228 с.
- Носова, Н.О. Речевой портрет дошкольника: жанровый аспект / Н. О. Носова // Возрастное коммуникативное поведение: сб. науч. тр. -Воронеж: Истоки, 2003. С. 46−54.
- Овчинникова, И.Г. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции) / И. Г. Овчинникова, Н. И. Береснева, Л. А. Дубровская, Е. Б. Пенягина. Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 2000.-312 с.
- Озерова, Е.Г. Сложные слова в детской речи : автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. Г. Озерова. Белгород, 1998. — 26 с.
- Осипов, Б.И. О термине «народно-разговорная речь города» / Б. И. Осипов // Городская разговорная речь и проблемы ее изучения. — Омск: Омск. гос. ун-т, 1997. Вып. 1. — С. 5−11.
- Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. СПб.: Питер, 1999.-288 с.
- Остин, Дж. Слово как действие / Дж. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. — Вып. 17. -С. 22−130.
- Падучева, Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью (референциальные аспекты семантики местоимений) / Е. В. Падучева. М.: Наука, 1985.-271 с.
- Падучева, Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке- Семантика нарратива) / Е. В. Падучева. М.: Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
- Панкратов, И.В. Психотехнология управления людьми / И. В. Панкратов. -М., 2001.-С. 37.
- Петренко, В. Ф. Психосемантика сознания / В. Ф. Петренко. М.: МГУ, 1988.-208 с.
- Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. — М.: Изд-во МГУ, 1997.
- Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе / Е. А. Петрова. М.: Москов. город, пед. общ., 1998. — 224 с.
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. М.: Педагогика-Пресс, 1994.-528 с.
- Писанова, Т.В. Национально-культурные аспекты оценочной семантики: Эстетические и этические оценки / Т. В. Писанова. М.: ИКАР, 1997.
- Поливанов, Е.Д. По поводу «звуковых жестов» японского языка / Е. Д. Поливанов // Статьи по общему языкознанию: избранные работы. -М., 1968.-С. 295−305.
- Полюкова, Т.И. Проблемы формирования культуры речи у детей среднего школьного возраста / Т. И. Полюкова // Культура общения и ее формирование: материалы IV Регион, науч.-метод. конф., Воронеж, апрель 1997 г. Воронеж: ВОИПКРО, 1997. — С. 59.
- Полюкова, Т.И. Коммуникативное поведение младших и старших школьников: проблема сходства / Т. И. Полюкова // Культура общения и ее формирование: материалы V Регион, науч.-метод. конф., Воронеж, 20−21 апреля 1998 г. Воронеж: ВОИРКРО, 1998. — С. 40.
- Попова, В.В. Общение во внеучебной деятельности как средство идейно-нравственного воспитания младших школьников : автореф.. канд. пед. наук / В. В. Попова. М., 1977. — 16 с.
- Попова, З.Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 1999. — 30 с.
- Попова, З.Д. Язык и национальная картина мира / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2002. — 59 с.
- Попова, З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во Истоки, 2002а. — 192 с.
- Попова, З.Д. Речь и имидж / З. Д. Попова // Культура общения и ее формирование: материалы XI регион, науч.-метод. конф., Воронеж, 19−20 апреля 2004 г. Воронеж: Истоки, 2004. — С. 22.
- Портнов, А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии Х1Х-ХХ вв. / А. Н. Портнов. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1994.-370 с.
- Почепцов, Г. Г. Молчание как знак / Г. Г. Почепцов // Анализ знаковых систем: история логики и методологии науки: тез. докл. IX Всесоюзн. совещания. Харьков, октябрь 1986. Киев, 1986.
- Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. М.: Центр, 1998.-352 с.
- Прохоров, Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев / Ю. Е. Прохоров. -М. :ИКАР, 1996.-228 с.
- Прохоров, Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в межкультурной коммуникации / Ю. Е. Прохоров // Функциональные исследования: сб. ст. по лингвистике. М., 1997. — Вып. 4. -С. 5−21.
- Прохоров, Ю.Е. Русское коммуникативное поведение / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. М.: Гос. ин-т рус. яз., 2002. — 277 с.
- Репина, Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников: Задачи и методы исследования / Т. А. Репина // Отношения между сверстниками в группе детского сада. М.: Педагогика, 1978.
- Резниченко, М.А. Трудности взросления младшего школьника / М. А. Резниченко // Начальная школа. 1998. — № 1. — С. 25−30.
- Рождественский, Н.С. К проблеме развития речи / Н. С. Рождественский // Речевое развитие младших школьников. М.: Просвещение, 1970. -С. 4−14.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1940. — 704 с.
- Рузская, А.Г. Особенности общения детей 2−7 лет с посторонними и близкими взрослыми / А. Г. Рузская // Общение и его влияние на развитие психики ребенка. М.: Педагогика, 1974. — С. 41−59.
- Русский школьный фольклор, От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / сост. А. Ф. Белоусов. -М.: Ладомир, ACT-ЛТД, 1998. -744 с.
- Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры / В. З. Санников. -М.: Языки славянской культуры, 2002. 552 с.
- Сахарный, Л.В. Человек и текст: две грамматики / Л. В. Сахарный // Человек текст — культура. — Екатеринбург, 1994. — С. 7−59.
- Седое, К.Ф. Восприятие и понимание устных монологов школьников (психолингвистическое исследование) / К. Ф. Седов, Л. Ю. Кузнецова // Становление детской речи. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1996. — Вып. 3.- С. 9−16.
- Седое, К.Ф. Звуковые жесты в речевой эволюции детей школьного возраста / К. Ф. Седов // В. И. Страхов, К. Ф. Седов. От внимания к учебному процессу. Очерки по лингвистике детской речи. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ун-та, 1997. — С. 60−62.
- Седое, К.Ф. Основы психолингвистики в анекдотах / К. Ф. Седов. М.: Лабиринт. — 1998. — 64 с.
- Седое, К.Ф. Становление структуры устного дискурса как выражение эволюции языковой личности : дис.. д-ра филол. наук / К. Ф. Седов. — Саратов, 1999.-436 с.
- Седое, К.Ф. Жанр и коммуникативная компетенция / К. Ф. Седов // Хорошая речь / под ред. М. А. Кормилициной и О. Б. Сиротининой. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. С. 107−117.
- Седое, К.Ф. Дискурс и личность эволюция коммуникативной компетенции / К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. — 320 с.
- Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи / Э. Сепир. М.: Прогресс, 1993. — 656 с.
- Серебрякова, Р.В. Национальная специфика речевых актов комплимента и похвалы в русской и английской коммуникативных культурах : дис.. канд. филол. наук / Р. В. Серебрякова. 2002. — 202 с.
- Сидоров, Е.В. Личностный аспект речевой коммуникации и текста / Е. В. Сидоров // Личностные аспекты языкового общения. Калинин: Изд-во Калинин, гос. ун-та, 1989. — С. 16−25.
- Симонов, П.В. Метод Станиславского и физиономия эмоций / П. В. Симонов.-М., 1962.
- Сиротинина, О. Б. Современная разговорная речь и ее особенности / О. Б. Сиротинина. М.: Просвещение, 1974. — 144 с.
- Сиротинина, О.Б. Изучение разговорной речи как одна из проблем русской стилистики / О. Б. Сиротинина // Stylistyka. 1997. — № 6. — С. 137— 144.
- Сиротинина О.Б. Социолингвистический фактор в становлении языковой личности / О. Б. Сиротинина // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград- Саратов: Перемена, 1998. — С. 3−9.
- Сиротинина, О.Б. Обыденная риторика: проблемы и способы изучения / О. Б. Сиротинина // Риторика и речевая коммуникация: теория-практика-преподавание. М., 1998а — С. 55−56.
- Слобин, Д.И. Языковое развитие ребенка: пер. с англ. / Д. И. Слобин, Дж. Грин // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. — С. 87−121.
- Смирнова, Н.И. Специфика русского и английского невербального поведения / Н. И. Смирнова // Проблемы психолингвистики. М., 1975. — С. 71−75.
- Смирнова, Е.О. Отношение детей к поощрениям взрослого / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. 1980. — № 5. — С. 26−28.
- Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / Рос. академия наук. Ин-т рус. яз. Ч. 3. — Гл.З. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — С. 385−402.
- Сорокин, Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1979.-328 с.
- Соссюр, Ф. de. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. М., 1977.
- Степанов, Ю.С. В трехмерном пространстве языка: семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства / Ю. С. Степанов. М.: Наука, 1985.-335 с.
- Стеркина, Р.Б. Роль взаимооценок детей дошкольного возраста в регуляции их совместной продуктивной деятельности / Р. Б. Стеркина, О. Г. Лопатина // Общение детей в детском саду и семье. М.: Педагогика, 1990.-С. 75−93.
- Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи / И. А. Стернин. -Воронеж, 1985.-171 с.
- Стернин, И.А. О понятии коммуникативного поведения / И. А. Стернин // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989. — S. 279−282.
- Стернин, И.А. Коммуникативное поведение в структуре обучения студента-иностранца / И. А. Стернин // Проблемы функционирования и преподавания русского языка как иностранного. Воронеж, 1990. — С. 73.
- Стернин, И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры / И. А. Стернин // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. — С. 97−112.
- Стернин, И.А. Модели описания коммуникативного поведения / И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2000. — 27 с.
- Стернин, И.А. Что происходит с русским языком? Очерк изменений в русском языке конца XX века. / И. А. Стернин. Туапсе, 2000а. — 71 с.
- Стернин, И.А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. -Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2001. — 252 с.
- Стернин, И.А. Коммуникативное и когнитивное сознание / И. А. Стернин // С любовью к языку: сб. науч. тр. Москва — Воронеж — Ин-т яз. РАН: Воронеж, гос. ун-т, 2002. — С. 44−51.
- Сусов И.П. Деятельность, сознание, дискурс и языковая система / И. П. Сусов // Языковое общение: процессы и единицы: сб. науч. тр. -Калинин: Изд-во Калинин, гос. ун-та, 1988. С. 7−13.
- Сухих, С. А. Прагматическое моделирование коммуникативного процесса / С. А. Сухих, В. В. Зеленская. Краснодар, 1998. — 160 с.
- Тарасов, Е.Ф. Социолингвистические проблемы теории речевой коммуникации / Е. Ф. Тарасов // Основы теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1974.-С. 25 5−273.
- Тарасов, Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики / Е. Ф. Тарасов. -М.: Наука, 1987.-166 с.
- Тарасов, Е.Ф. К построению теории межкультурного общения / Е. Ф. Тарасов // Языковое сознание: формирование и функционирование: сб. статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 1998. — С. 30−34.
- Тарасов, Е.Ф. Языковое сознание перспективы исследования / Е. Ф. Тарасов // Языковое сознание и образ мира: сб. ст. — М., 2000. -С. 24−32.
- Труфанова, Н.В. Прагматика несобственно-прямой речи / Н. В. Труфанова. М.: Прометей, 2000. — 568 с.
- Третьякова B.C. Речевой конфликт и гармонизация общения : автореф. дис.. д-ра филол. наук / B.C. Третьякова. М., 2003. — 35 с.
- Туторская, С. Выживет тот, кто умеет радоваться / С. Туторская // Российская газета. 1994. — 15 окт.
- Уфимцева, Н.В. Опыт экспериментального исследования процесса формирования значения / Н. В. Уфимцева // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин: Изд-во Калинин, гос. ун-та, 1981.-С. 132−144.
- Уфимцева, Н.В. Человек и его сознание: проблема формирования / Н. В. Уфимцева // Язык и сознание: парадоксальная рациональность: сб. науч. тр.-М., 1993.-С. 59−75.
- Уфимцева, Н.В. Слово и культура / Н. В. Уфимцева //Языковое сознание: содержание и функционирование: материалы XIII Между нар. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Ин-т яз. РАН, 2000. -С. 253−254.
- Уфимцева, Н.В. Глобализация и языковое сознание / Н. В. Уфимцева // Языковое сознание: устоявшееся и спорное: XIV Междунар. симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: тез. докл. Москва, 29—31 мая 2003. М.: Ин-т яз. РАН, 2003. — С. 282−283.
- Ушакова, Т.Н. О механизмах детского словотворчества / Т. Н. Ушакова // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 62−74.
- Ушакова, Т.Н. Речь человека в общении / Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова. М.: Наука, 1989. — 193 с.
- Ушакова, Т.Н. Языковое сознание и принципы его исследования / Т. Н. Ушакова // Языковое сознание и образ мира. М.: Ин-т яз. РАН, 2000. -С. 13−23.
- Федосюк, М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи: «утешение», «убеждение» и «уговоры» / М. Ю. Федосюк // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург: Арго, 1996. — С. 73−93.
- Федосюк, М.Ю. Семантика существительных речевой деятельности и теория жанров речи / М. Ю. Федосюк // Русское слово в языке, тексте и культурной среде. Екатеринбург: Арго, 1997. — С. 60−73.
- Федосюк, М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория речевых жанров / М. Ю. Федосюк // Жанры речи. Саратов, 1997.
- Федосюк, М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров / М. Ю. Федосюк // Вопросы языкознания. 1997а. — № 5. — С. 102−120.
- Федорова, Н.В. Жесты / Н. В. Федорова, JI.E. Тумина // Педагогическое речеведение: словарь-справочник. М.: Наука- Флинта, 1998. — С. 57−58.
- Формановская, НИ. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. М., 1988. — 230 с.
- Формановская, Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения / Н. И. Формановская. М.: ИКАР, 1998.
- Фрумкина, P.M. Психолингвистика : учеб. пособие / P.M. Фрумкина. -М.: Изд-й центр Академия, 2001. 320 с.
- Харченко, В. К Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова / В. К. Харченко // Русский язык в школе. 1976.-№ 3.-С. 66−69.
- Харченко, В.К. Словарь детской речи / В. К. Харченко. Белгород: Белгород, гос. пед. ин-т, 1994.
- Харченко, В.К. Парадоксы детской речи: Опыт словаря / В. К. Харченко. Белгород: Белгород, гос. пед. ин-т, 1995. 152 с.
- Харченко, В.К. Словарь современного детского языка: В 2 т. /
- B.К. Харченко // Белгород: Изд-во Белгород, ун-та, 2002.
- Харченко, Е.В. Модели речевого поведения в профессиональном общении / Е. В. Харченко. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. ун-та, 2003. -336 с.
- Химик, В.В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен / В. В. Химик. СПб.: Фил. ф-т СПбГУ, 2000. — 272 с.
- Хорошуноеа, И.В. Концепт польза в современном русском языке / И. В. Хорошунова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр. / под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2001.1. C.129−132.
- Цейтлин, С.Н. Окказиональные морфологические формы в детской речи / С. Н. Цейтлин. Л.: ЛГПИ, 1988. — 192 с.
- Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. М.: ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
- Цейтлин, С.Н. Некоторые особенности диалога «взрослый-ребенок»: функции реплик-повторов / С. Н. Цейтлин // Ребенок как партнер в диалоге: сб. науч. тр. СПб.: СОЮЗ, 2001. — С. 9−24.
- Чеботарёва, И.М. Олицетворение в детской речи : автореф. дис.. канд. филол. наук / Чеботарева И. М. Белгород, 1996. — 16 с.
- Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи: сб. науч. тр. -М., 1991.-240 с.
- Чернышова, Е.Б. Коммуникативное поведение дошкольника: дис.. канд. филол. наук / Е. Б. Чернышова. Воронеж, 2001. — 242 с.
- Чернышова, Е.Б. Категория «контактность» в коммуникативном сознании дошкольника / Е. Б. Чернышова // Культура общения и ее формирование: материалы XI Регион, науч.-метод. конф., Воронеж, 19−20 апр. 2004 г. Воронеж: Истоки, 2004. — С. 53−57.
- Чинова, JI.H. Просьба о прощении и принесение извинения / Л. Н. Чинова // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1999. — С. 278−281.
- Чудинов, Ю. В. Риторика и самоуправление / Ю. В. Чудинов. Пермь, 1998.- 144 с.
- Чуковский, К.И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. — М., 1994. 365 с.
- Чурилов, И.И. Мировосприятие ребенка: Личностное развитие от 7 до 18 лет / И. И. Чурилов. Пермь: ГКОН-ЗУУНЦ, 1997. — 28 с.
- Шаманова, М.В. Общительный человек- какой? / М. В. Шаманова // Культура общения и ее формирование: материалы Регион, науч.-метод. конф., Воронеж, 19−20 апреля 2004 г. Воронеж: Истоки, 2004. — С. 85−89.
- Шахнарович, A.M. К проблеме исследования формирования и развития понятий / A.M. Шахнарович // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. М., 1971.-С. 150−156.
- Шахнарович, A.M. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза) / A.M. Шахнарович, Н. М. Юрьева. -М.: Наука, 1990.- 168 с.
- Шахнарович, A.M. Обучение второму языку / A.M. Шахнарович // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. -М., 1996.-С. 97−104.
- Шахнарович, A.M. Детская речь в зеркале психолингвистики /
- A.M. Шахнарович. М.: Ин-т яз. РАН, 1999. — 165 с.
- Шаховский, В.И. Эмотивность как компонент межкультурной коммуникации / В. И. Шаховский. 1994. — С. 55−56.
- Шварцкопф, Б.С. Оценки говорящими фактов речи (лингвистический аспект): автореф. .дис. канд. филол. наук/Б.С. Шварцкопф. -М., 1971.10 с.
- Швачкин, Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника / Н. Х. Швачкин // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.- Л.: АПН РСФСР, 1948.-С. 92−101.
- Швейцер, А.Д. Введение в социолингвистику / А. Д. Швейцер, Л. Б. Никольский. М.: Выс. шк., 1978. — 216 с.
- Швец, В.М. Метаязыковая деятельность ребенка в раннем возрасте /
- B.М. Швец // Онтолингвистика: современное состояние и перспективы развития: материалы Всерос. конф. молод, уч., Санкт-Петербург, 15−17 мая 2000. — СПб.: Изд-во Рос. Гос. пед. ун-та, 2000. С. 100−103.
- Шилихина, K.M. Вежливость и коммуникация / K.M. Шилихина // Язык и национальное сознание: сб. науч. тр. Воронеж: Истоки, 2004. — Вып. 5.1. C. 129−136.
- Шмелева, Т.В. Модель речевого жанра / Т. В. Шмелева // Жанры речи. -Саратов: Колледж, 1997. С. 88−98.
- Шмелев, А.Д. Рассказывание анекдота как жанр современной русской речи: проблемы вариативности / А. Д. Шмелев, Е. Я. Шмелева // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1999. — Вып. 2. — С. 133−146.
- Щербинина, Ю.В. Проблемы речевой агрессии в общении школьников / Ю. В. Щербинина // Возрастное коммуникативное поведение: сб. науч. тр. -Воронеж: Изд-во Истоки, 2003. С. 71−86.
- Шурина, Ю.В. Шутка как речевой жанр : автореф. дис.. канд. филол. наук / Ю. В. Щурина. Новгород, 1997. — 24 с.
- Элъконин, Д.Б. Развитие речи / Д. Б. Эльконин // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. — М.: Просвещение, 1964.-С. 115−182.
- Элъконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996.
- Юганов, И. Словарь русского сленга (сленговые слова и выражения 60−90 годов) / И. Юганов, Ф. Юганова. М.: Метатекст, 1997. — 304 с.
- Юрьева, Н.М. Экспериментальное исследование диалогического взаимодействия детей-сверстников в совместной деятельности / Н. М. Юрьева // Ребенок как партнер в диалоге: сб. науч. тр. СПб.: СОЮЗ, 2001. -С. 121−154.
- Юрьева, Н.М. «Фактор ребенка» в концепции A.M. Шахнаровича и структура диалогов интерактивного типа в речи детей / Н. М. Юрьева // Проблемы психолингвистики: Теория и эксперимент: сб. науч. тр. М.: Ин-т яз. РАН, 2001а. — С. 339−351.
- Юрьева, Н.М. Семантическая структура производного слова в онтогенезе речи / М. Юрьева // Методология современной психолингвистики: сб. ст. М.- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. — С. 185−203.
- Язык — культура этнос / Арутюнов С. А., Багдасаров А. Р., Белоусов В. Н. и др. — М.: Наука, 1984. — 233 с.
- Язык и личность. — М.: Наука, 1989. 216 с.
- Язык и национальное сознание: сб. науч. тр. / под ред. И. А. Стернина. — Воронеж, 2002, 2003, 2004.
- Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии / ред. И. А. Стернин. Воронеж, 2002.
- Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. — М.: ИНИОН, 1984.-223 с.
- Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. — Волгоград — Саратов: Перемена, 1998. 234 с.
- Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. -Волгоград: Перемена, 1999. 196 с.
- Языковое сознание-, формирование и функционирование: сб. статей / отв. ред. Н.В. Уфимцева- Ин-т яз. РАН. М., 1998. — 256 с.
- Языковое сознание и образ мира: сб. статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. -М., 2000.
- Языковое сознание: устоявшееся и спорное: XIV Международ, симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: тез. докл. / ред. Е. Ф. Тарасов. М., 2003. — 328 с.
- Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты: сб. статей / отв. ред. Н.В. Уфимцева- Ин-т яз. РАН. 2004.
- Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания школьников / С. Г. Якобсон, Н. А. Морева // Вопросы психологии. 1985. -№ 5.
- Яковенко, Н.Э. Когнитивно-прагматический подход к пониманию текста (когниотип внешности): автореф. дис.. канд. филол. наук / Н. Э. Яковенко. -Краснодар, 1998.-18 с.
- Яковлева, Г. Г. Речеорганизующая функция директивных реплик в диалоге (на материале французского и русского языков): автореф. дис.. канд. филол. наук / Г. Г. Яковлева. Тверь, 1994. — 20 с.
- Якубинский, Л.П. Избранное. Язык и его функционирование / Л. П. Якубинский. М.: Наука, 1986.
- Benveniste, Е. Problemes de linguistique generale. P.: Gallimard, 1974. -Vol. 1−2.
- Bernstein, В. Social Class, Language and Socialization // Language and Social Context: Selected Readings. Harmondsworth: Penguin, 1979. — P. 157−178.
- Bruner, J.S. The Ontogenesis of Speech Acts // Journal of Child Language. -1975.-2.-P. 1−19.
- Brown, Penelope and Stephen D. Levinson. Politeness: Some universals in language usage. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.
- Chomsky, N. Aspektsm of the theory of Syntax. Cambridge: M.I.T. Press, 1965.-251 p.
- Chomsky, N. Reflections on language. -N.Y.: Panteon. 1975.
- Clark, H., Clark E. How young children use their utterances // Clark H., Clark E. Psychology and Language. An Introduction to Psycholinguistics. -N. Y., 1977. -P. 312−320.
- Clark, H.H., Carlson T.B. Hearers and speech acts // Language. Baltimore, 1982. -Vol. 58.-N2.-P. 1−37.
- Ervin-Tripp, S. Children’s sociolinguistic competence and dialect diversity // Ervin-Tripp S. Language acquisition and communicative choice. Stanford, 1973.
- Ervin-Tripp, S. Sociolinguistic // Advances in the sociology of language. -The Hague: Mouton, 1976. Vol. 1. — P. 15−91.
- Edmondson, W. J. On saying you’re sorry // Coulmas, Florian (ed.). Conversational routine: Explorations in Standardized Communication Situations and Prepatterned Speech. The Hague Paris New York: Mouton Publishers, 1981. P. 273−288.
- Fillmore Ch. A grammarian looks to sociolinguistics // Monograph series on languages and lin guistics. Wash., 1973. — 125 p.
- Flick U. Social representations // Rethinking Psychology. — London, 1995.-P. 70−96.
- Gumperz J. J. Language in Sosial Groups. Stanford: Stan. Univ. Press, 1971.-350 p.
- Gumperz J. J. Communicative Competence // Sociolinguistics. -N.Y., 1997.
- Hartmann P. Texte als linguistisches Objekt II Beitrage zur Textlinguistik. -Munchen, 1971. S. 9−29.
- Harre R. Discursive psychology II Rethinking Psychology. London, 1995.-P. 143−159.
- Hymes D. On Communicative Competence II Sociolinguistics. England, 1972.
- Hymes D. Foundations in Sociolinguistics. An Ethnographie Approach. — London: Tavistok, 1977. 248 p.
- Janney, R., H. Arndt. Intracultural tact versus intercultural tact // Richard, J. Watts et al. (eds). Politeness in Language. 1992. — P. 21−42.
- Labov, W. Sociolinguistic Patterns. Philadelphia: Univ. Of Pennsylvania Press, 1972.-344 p.
- Leopold, W. Speech development ofa bilingual child: a linguist’s record. -Vol. 1−4, 1939−1949.
- Leech, Geoffrey N. Principles of pragmatics. London and New York: Longman, 1983.357. iSearle, J.R. Speech acts: An essay in philosophy of lang. L.: Cambridge Univ. Press, 1969. — 203 p.
- Slobin, D.I. Abstracts of Soviet studies of child language // The genesis of language. Ed. Smish and Miller, Cambridge, 1966.
- Slobin, D.I. Cognitive Prerequisites for the Development of Grammar // Studies of Child Language Development. New York, 1973. P. 175−208.
- Slobin, D.I. The Crosslinguistic Study of Language Acquisition. Vols 1 and 2. — Hillsdale. Nj, 1985.
- Stem, C. und Stern W. Die Kindersprache. Leipzig, Barth, 1907.
- Vine, I. Judgement of Directions of Gaze: an Interpretation of Discrepant Results // Brit. Jorn, of Soc. Clin. Psych. 1971. Vol. 10. — P. 330.
- Werzbicka, A. English Speech Act Verbs: A Semantic Dictionary. Sydney: Academic Press, 1987. — 367 p.1. Словари
- Лингвистический энциклопедический словарь / глав. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Совет, энцикл., 1990.
- КСКТ Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац и др. — М.: МГУ, 1996. — 245 с.
- СРЯ Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М., 1972.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- Российская АН- Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1994.-928 с.
- Психология: Словарь / под общей ред. А. П. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990.-494 с.
- ССРЯ — Словарь синонимов русского языка / под. ред. А. П. Евгеньевой. -М., 2001.
- MAC — Словарь русского языка: в 4 т. — 2-е изд. / под ред. А. П. Евгеньевой. АН СССР- Ин-трус. яз.-М.: Рус. яз., 1981−1984.
- СЭС — Советский энциклопедический словарь / A.M. Прохоров, М. С. Гиляров, A.A. Гусев и др. М.: Совет, энцикл., 1980. — 1600 с.
- БТСРЯ — Большой толковый словарь русского языка. — СПб., 1998.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Полит, лит., 1987. -588 с.
- Философская энциклопедия. — М., 1970.
- Русский язык конца XX столетия (1985−1995). М.: Языки славян, культ., 1996.