Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Репрезентация речевых стратегий и тактик в агитационном тексте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отношении текстов политической (в том числе предвыборной) коммуникации для нас актуальны результаты изучения и лингвистического описания моделей речевых стратегий и тактик, а также рассмотрения их когнитивных оснований, изложенные в публикациях и монографии О. С. Иссерс (1997, 1999, 2002). Особое внимание автор уделяет стратегии дискредитации и реализующим её тактикам — оскорблению, издевке… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Предвыборный агитационный текст как коммуника1ивноci илисгический феномен 16 1.1. Детерминирующие характеристики предвыборног о агитационного текста
    • 1. 1. Политический дискурс как форма экзистенции агитационного текста
    • 1. 2. Функциональная специфика агитационного текста
    • 1. 3. Особенноеги структурной организации агитационно! о текста
    • 1. 4. Оценочность как основной атрибутивный признак ai итационного текста
    • 1. 5. Специфика автора и адресата в агитационном тексте
    • 1. 6. Когнитивные предпосылки восприятия агитационного текста
    • 2. Выводы
  • Глава 2. Специфика репрезентации речевых стратегий и тактик в предвыборном агитационном 1ексте
    • 2. 1. К cooi ношению понятий «речевой жанр», «речевой акт», «речевая стратегия», «речевая тактика»
    • 2. 2. Типология речевых стратегий агитационна о текста
    • 2. 3. Речевая тактика. Тактический ход
      • 2. 3. 1. Специфика репрезентации тактик, реализующих стратег ию формирования положительного образа
        • 2. 3. 1. 1. Тактика представления (презентации) кандидата
        • 2. 3. 1. 2. Тактика позиционирования кандидата
        • 2. 3. 1. 3. Тактика расширения положительного образа
        • 2. 3. 1. 4. Тактика компенсации антиобраза («реабилитация»)
      • 2. 3. 2. Специфика такшк, реализующих стратию дискредитации
        • 2. 3. 2. 1. Речевая тактика оскорбления
        • 2. 3. 2. 2. Речевая тактика обвинения
        • 2. 3. 2. 3. Речевая тактика развенчания
    • 2. 4. Рсчиональная специфика коммуникативного планирования предвыборного ai итациомного текста
    • 2. 5. Выводы

Репрезентация речевых стратегий и тактик в агитационном тексте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ишерес к изучению языка в процессе его употребления привел к изменению парадигмы лингвистического знания от структурной к коммуникативно-функциональной. Новые направления современной лингвистикиантропоцентрическое, социолингвистическое, когнитивное, психолингвисгическое, лишвокулыурологическое, — «выделяющиеся в рамках социальной (коммуникативной) парадигмы, наряду с интеграцией со смежными областями знаний, объединяет интерес к языковой личности и социуму, проявляющим себя в речевой деятельности. Ее цель — эффективная коммуникация, осуществляемая на основе порождения текстов и их восприятия» (Н.С. Болотнова, 2003, с. 6). Таким образом, для современной лингвистической парадигмы характерен текстоцентризм, поскольку «изучение речевого поведения языковой личности возможно только на основе текста, так как именно в текстах личность особенно ярко проявляет себя. Текстоведение можно рассматривать как основу речеведения» (Н.С. Болотнова, 2001, с. 7). Всестороннее изучение речи, процессов ее порождения и восприятия в различных ситуациях речевого общения обусловило интенсивное развитие теории речевой коммуникации, «составляемой комплексом речеведческих дисциплин — функциональной стилистикой, риторикой, теорией культуры речи, прагмалингвистикой, психолингвистикой, социолингвистикой, когнитивной лингвистикой, паралингвистикой, лингвистикой текста» (Н.И. Формановская, 1998, с. 12−16). В русле данной теории активно предпринимаются разноаспектные исследования текстов, функционирующих в сфере массовых коммуникаций (в том числе политических), получивших бурное развитие в постсоветскую эпоху.

Демократизация общественной жизни России сделала почти каждого жителя страны участником политических процессов, а политическую коммуникацию — предметом массового интереса" (А.Г1. Чудинов, 2006, с. 6). Это связано прежде всего с возможностью постижения закономерностей «производства и восприятия сообщений, которые справедливо считаются наиболее важными в изучении массовой коммуникации» (Т. ван Дейк, 2000, с. 113), так как регулируют взаимоотношения в социуме.

По мнению А. Н. Баранова, «.интерес к изучению политических текстов можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, внутренними потребностями лингвистической теории, которая в разные периоды истории обращалась к реальным сферам функционирования языковой системы, к речи. Во-вторых, политологическими проблемами изучения политического мышления, его связи с политическим поведениема также необходимостью разрабожи методов анализа политических текстов для мониторинга различных тенденций в сфере общественного сознания» (Баранов, 2003, с. 245).

Политическая коммуникация ориентирована на пропаганду идей, осуществление воздействия, результатом которого может стать принятие адресатом предлагаемой системы оценок и мнений сообразно с замыслом адресанта в целях «выработки общественного согласия» (Чудинов, 2006, с. 7). Иные интенции отличают функциональную разновидность политического текстапредвыборный агитационный текст, представляющий собой средоточие прагматически и манипулятивно ориентированной коммуникации. Агиттекст инициируется с корыстной целью побуждения аудитории к конкретным политическим действиям (или сознательному бездействию) в интересах автора политическою послания посредством прямого манипулятивного воздействия на адресата. Специфика политической предвыборной агитации обусловлена минимальным регламентированным законом сроком для ее осуществления (1,5 месяца), а также преимущественно дистантным характером общения кандидата и избирателей. В этой связи изучение политического предвыборного агитационного текста как формы и инструмента массовых коммуникаций представляется весьма актуальным. В фокусе внимания оказывается вопрос о принципах особой коммуникативной организации агитационного текста, являющей собой совокупность избранных адресантом системно взаимосвязанных единиц коммуникативного планирования — речевых стратегий и тактик, а также способах их речевой репрезентации, избираемых осознанно и целенаправленно.

В настоящее время разностороннее изучение предвыборною агитационного текста только начинается. Немногочисленны исследования, посвященные осмыслению коммуникативно-прагматической специфики агипекста. Общие закономерности его функционирования в политкоммуникации фрагментарно освещаются в ряде специализированных изданий по технологиям избирательных кампаний и политической имиджелогии (Н.Н. Петропавловский, А. П. Ситников, 1995, В. Н. Амелин, Д. А. Левчик, 1995, J1.H. Доброхотов, 1997, А. А. Максимов, 1999, O. I I. Кудинов, 1997, 1999, Ю. М. Ершов, 2000, Ф. Н. Ильясов, 2000, Г. Г. Почепцов, 2001, Г. Г. Полуэктов, 2002). Жанровые разновидности агиттекстов рассмотрены в работах Н. А. Купиной (2000, 2001), JI.B. Ениной (1998, 1999), А. Н. Баранова (1993), Д. Б. Гудкова (1999), Е. И. Шейгал (2000), С. Ф. Лисовского (2000), А. Д. Кривоносова (2002). Изучению композиции предвыборных материалов посвящены публикации Н. Ю. Мамаева (2001, 2002). Вопросы выбора языковых средств и приемов для осуществления направленного воздействия рассматриваются в работах, посвященных исследованию идиостилей авторов предвыборной а1итации (А.Г. Алтунян, 1996, 1999, Т. Н. Дорожкина, 1997, С. Н. Земляной, 1998, Ю. А. Сорокин, 1999, В. Н. Базылев, 1999, Е. А. Киктева, 2000, Т. С. Вершинина, 2002, Б. Я. Шарифуллин, 2002), метафорическому моделированию в агиттексте как особому способу структурирования действительности и выражения оценки (А.Н. Баранов, Ю. Н. Караулов, 1991, 1994, Ю. Б. Феденева, 1997, 1998, 1999, А. Б. Ряпосова, 2001, 2002, И. М. Кобозева, 2001, А. П. Чудинов, 2000, 2001, 2003, 2006). Конфликтная сторона текстов массовой коммуникации изучается многими исследователями (Н.Д. Голев, Б. Я. Шарифуллин, В. И. Жельвис, М. В. Горбаневский, Н. Б. Лебедева, С. В. Сыпченко, Е. И. Галяшина, Г. В. Кусов, О. Н. Матвеева, Т. В. Чернышова, Е. А. Земская, О. П. Ермакова (см. сборники «Юрислишвистика» I-VII, «Цена слова»)).

Речевые стратегии и тактики как основные единицы коммуникативного планирования активно изучаются в работах по теории коммуникации (В.Б. Кашкин, 2000, О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина, 2001, В. Б. Клюев, 2002, О. С. Иссерс, 1997, 2002), политической коммуникативистике (В. Грановский, С. Дацкж, 1998,.

Г. Г. Почепцов, 1999, А. Г. Алтунян, 1999, М. Ю. Кочкин, 1999, А. С. Досымов, М. Ж. Верниязова, 2002, О. А. Паршина, 2003, А. П. Чудинов, 2006), теории аргументации и речевою воздействия (А.К. Авеличев, 1986, И. А. Стернин, 2003, А. К. Михальская, 2002, И. А. Мартьянова, 2002, А. А. Волков, 2005), социолиш вистике (Л.П. Крысин, 1989, 2000, Т. Н. Николаева, 1990, Е. А. Земская, 1994, В. И. Карасик, 1992), прагмалингвис1ике и когнитивной лингвистике (В.З. Демьянков, 1979, 1982, С. А. Сухих, 1986, С. А. Сухих, 1986, М. Э. Койт, Х. Я. Ыйм, 1988, К. Ф. Седов, 1998, Т. ван Дейк, 1983, 1989, Е. М. Верещагин, 1990, В. В. Дементьев, 1997, 1999, Н. Д. Арутюнова, 1998, Е. И. Шейгал, 2000, И. В. Труфанова, 2001, А. В. Николаева, 2003).

В отношении текстов политической (в том числе предвыборной) коммуникации для нас актуальны результаты изучения и лингвистического описания моделей речевых стратегий и тактик, а также рассмотрения их когнитивных оснований, изложенные в публикациях и монографии О. С. Иссерс (1997, 1999, 2002). Особое внимание автор уделяет стратегии дискредитации и реализующим её тактикам — оскорблению, издевке, обвинению, отмечая четыре продуктивных хода, посредством которых достигаются тактические цели: «прямое оскорбление», «косвенное оскорбление», «развенчание притязаний», «навешивание ярлыков». Манипулятивная направленность политической речи отмечается многими другими исследователями (М.Р. Желтухина, Н. А. Купина, А. А. Романов, А. Б. Ряпосова, В. И. Шаховский, Е. И. Шейгал, Н.Б. Руженцева). При этом называются конфронтационные стратегии (дискредитации, манипуляции) и соогветс1вующие тактики речевого поведения — угроза, игнорирование, ложь, устрашение (В.М. Амиров, 2002), демонстрация негативных личных качеств кандидата, предсказание печальных последствий, к которым может привести избрание «неугодного» кандидата-конкурента (А.П. Чудинов, 2006), делештимизация, диффамация как способы искажения информации (А.А. Филинский, 2002).

В диссертации М. П. Чурикова (2005) описывается стратегия ответного реа[ирования в процессе политического интервью, реализуемая в тактиках согласия, несогласия и уклонения, которые политический деятель осознанно выбирает для оказания намеренного, мотивированного воздействия на аудиторию. В работе Н. Б. Руженцевой (2003) рассмотрена стратегия редукционизма.

Среди основных кооперативных стратегий авторы выделяют стратегию создания имиджа (самопрезентации) (Н.А. Купина, 1998, О. С. Иссерс, 2002), самовосхваления/ самовозвеличивания, лести/соответствия адресату (В.М. Лмиров, 2002, В. А. Дуалетова, 2002), солидаризации (А.А. Филинский, 2002), стратегию самозащиты и формирования эмоционального настроя адресат (О.А. Паршина, 2004), реабилитации и расширения положительною образа (Г.Г. 11олуэктов, 2002).

В то же время не все речевые тактики и ходы подробно описаны и исследованы. В ряде случаев отсутствуют данные о факторах, релевантных для выбора тактики и хода. Нет полного типологического описания агитационных текстов с точки зрения коммуникативной структуры, набора средств и приемов репрезентации единиц коммуникативного планирования — речевых стратегий и тактик. Отсутствует развернутое и адекватное определение агиттекста.

Настоящее исследование продиктовано насущной потребностью в комплексном и детальном рассмотрении коммуникативно-прагматических особенностей агиттекста как коммуникативного феномена: иерархии единиц коммуникативною планирования, специфики осознанной организации текстового материала с позиции отраженного адресата, способов и приемов речевого воздействия на сознание электората.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объектом исследования является предвыборный агитационный текс1 как одна из форм политической коммуникации, предмеюм исследования — репрезентация речевых стратеги и тактик в агитационном тексте в коммуникативно-функциональном аспекте.

МАТЕРИАЛОМ ИССЛЕДОВАНИЯ стали листовки и медиатексты, выпущенные и опубликованные в периодической и нерегулярной массовой печати с 1993 по 2006 гг., задействованные на выборах разного уровня в г. Томске и Томской области: в Государственную Думу Российской Федерации, Государа венную Думу Томской области, Думу г. Томска, в избирательных кампаниях по выборам губернатра Томской области и мэра г. Томска. Всего проанализировано около 250 региональных предвыборных агитационных текстов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Целью диссертационного исследования является комплексное изучение предвыборного агитационною текста как формы и инструмента массовых коммуникаций в аспекте коммуникативного планирования.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:

1) определить специфику предвыборною агитационного текста как особого типа текста политических коммуникаций посредством выделения его детерминирующих характеристик (формальных, содержательных, функциональных);

2) описать виды и способы речевого воплощения единиц коммуникативного планирования предвыборного агитационного текста;

3) рассмотреть коммуникативно-прагматические параметры продуцирования предвыборных а1итационных текстов разного типа коммуникативного планирования.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В работе применялся комплексный подход к тексту, предполагающий изучение «как отдельных текстовых элементов с учётом их роли в коммуникации, так и анализ семантики и прагматики целого текста, в котором эти элементы получают свою коммуникативную определённость, информативную значимость и прагматический заряд» (Н.С. Болотнова, 2001, с. 30). Отмеченный подход представлен совокупностью методов. Это лингвостилистический, контекстологический, концептуальный, количественный, сравнительно-сопоаавительный, а также интент-анализ текста.

По мнению Э. С. Азнауровой, «в самых общих чертах всякий стилистический анализ будет анализом контекстуальным, т. е. дистрибутивным, т.к. стилистическое содержание отдельной языковой единицы и целого высказывания проявляется главным образом в их линейном употреблении» (1973, с. 27, цит. но Болотнова, 2003, с. 83). Контекстологический анализ предполагает изучение языковых средств в контексте — минимальном (в рамках словосочетания), развернутом (в рамках предложения), расширенном (в объемах текстовых фрагментов — сверхфразовых единств, абзацев), макроконтексте (в рамках целою текста). Можно говорить о разных видах контекста в зависимости от аспекта его содержательной сущности (А.Б. Есин, например, выделяет культурологический, социальный, исторический, политический (1998, с. 231−241)).

Все виды контекста исключительно важны для осмысления содержания агитационного текста, поскольку вне его невозможно проследить стилистическую роль языковых единиц, изменяющих своё значение, системный статус и пр., а также в полной мере оценить ют прашатический эффект агиггекста, которого хотел добиться автор. Данный метод анализа особенно актуален для предвыборного текста, поскольку запланированные автором-составителем смысловые трансформации языковых единиц проявляются именно в контексте.

Концептуальный анализ — метод исследования, предполагающий «выявление когнитивных концептов как единиц концептуальной картины мира языковой личности автора и адресата» (Болотнова, 2003, с. 111). «Текст, являясь речевым произведением, всегда имеет концепт, т. е. идею, отражающую авторский замысел и формирующую целостность произведения» (Баженова, Котюрова, 2003, с. 530).

По выражению Е. С. Кубряковой, концепт является «единицей памяти ментального лексикона, всей картины мира, отраженной в человеческой психике» (цит. по: Маслова, 2004, с. 33). Он «воплощает всю совокупность знаний, представлений, интуиций субъекта о каком-либо объекте во всем мноюобразии ею внутренних и внешних связей» (Орлова, 2002, с. 11).

Концептуальный анализ предполагает когнитивный подход к языковым явлениям, который, по мнению М. Пименовой, «состоит в постулировании допущения, что языковые средства являются в конечном ито! е отражением когнитивных структур» (цит. по: Орлова, 2002, с. 11).

Концептуальный анализ позволяет реконструировать представления человека о внешнем мире, его симпатии/антипатии, ценностные воззрения, а также судить о политической ситуации, так как модель мира, описываемая в агитционном тексте, является частью объективной политической картины мира. Применительно к агигтексту концептуальный анализ направлен на выявление тех смысловых универсалий, которые изначально закладывались автором-составителем в пространство текста при коммуникативном планировании для последующего восприятия адресатом.

Сравнительно-сопоставительный метод анализа применялся для обнаружения «инвариантного в структуре и семантике разных предвыборных агиттекстов» (Болотнова, 2002, с. 72), установления своеобразия речевой репрезентации агиттекстов одного типа коммуникативного планирования, а также для выявления «коммуникативных универсалий — законов и принципов структурирования текста» (там же).

Метод интент-анализа основан на переводе конкретного речевого материала агитационного текста в формулирование коммуникативных намерений (Петренко 1997; Ушакова 2000). Поскольку коммуникация подчинена интересам осуществляющего ее субъекта, возможно произвести реконструкцию авторской интенции посредством изучения особенностей его речи (то есть выявления принципов отбора и организации определенных языковых и внеязыковых средств, применяемых при коммуникативном планировании). На основе полученных данных осуществляется «обратный ход» к намерению. Возможная субъективность в интерпретации цели минимизируется, поскольку агитационный текст детерминирован стандартным набором интенций.

Достоинством традиционной методики лингвостилистического анализапоуровневого анализа языковых репрезентантов, как отмечает Н. С. Болотнова, «является попытка всестороннего изучения языковых средств» (2002, с. 23). Среди выделяемых лингвистических уровней анализа — фонетического, лексического и 1рамматического — для нашего исследования наиболее актуальны последние два, поскольку коммуникативное планирование в агитационном тексче происходит главным образом при помощи единиц именно этих уровней. Принимая во внимание отмечаемый недостаток поуровневого анализа, заключающийся в том, что он «не всегда венчается синтезом» (Волотнова, 2002, с. 23), заметим, что в задачи нашего исследования входит как раз комплексное изучение средств и приемов речевой репрезентации стратегий и тактик в предвыборном тексте на разных уровнях его организации, что в конечном счете может привести к пониманию принципов отбора и структурирования языковых средств, используемых в процессе коммуникативного планирования агиттекста.

Количественный анализ представляет собой метод количественного подсчсча единиц коммуникативного планирования текста (речевых стратегий и тактик), а также отдельных средств и приемов их репрезентации. Данные о частоте употребления будут свидетельствовать о коммуникативных предпочтениях автора текста для реализации тех или иных интенций. В результате соотнесения количественных данных по всем исследуемым текстам возможно будет установи ib лингвостилистическую специфику агиттекстов разного типа коммуникативного планирования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ: в работе впервые устанавливаются детерминирующие признаки предвыборною агитационного текста, составляющие его уникальность и позволяющие квалифицировать агитационный текст как особую разновидность текста массовой коммуникации;

— предлагается методика комплексного лингвостилистического анализа агитационного текста, позволяющая установить специфику речевого воплощения ею коммуникативного планирования;

— описана «региональная специфика» агиттекстов разного типа коммуникативного планирования.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ состоит в дальнейшей разработке актуальных аспектов теории коммуникации в целом и теории текста массовой коммуникации в частности, а также в определении статуса предвыборного агшационною текста как специфической разновидности текстов политической направленности, обладающих особой коммуникативной организацией.

I ФАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Материал и выводы диссертационного исследования могут способствовать повышению эффективности политической коммуникации, оптимизации процесса публичного диалога между социальными субъектами, прежде всего в региональном политическом дискурсе. В частности, результаты исследования целесообразно использовать в практике работы политтехнологов, занимающихся текстовой деятельностью.

Примененная в диссертации методика анализа агиттекстов, базирующаяся на классификации речевых стратегий и тактик по признакам «замысла» и «воплощения», существенна для разработки методик юрислингвистической экспертизы по вопросу преднамеренности языкового правонарушения.

Результаты работы могут быть положены в основу курсов, но теории и практике речевой коммуникации на факультетах журналистики, психологии, политологии.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Материалы и основные результаты выполненного исследования были апробированы в ходе научных семинаров и конференций (международных, всероссийских, региональных), в том числе: «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, НГУ, 2003), «Молодежь Сибири — науке России» (Красноярск, 2003), «Художественный текст и языковая личность» (ТГПУ, 2003), «Наука и образование» (ТГПУ, 2002, 2003), «Коммуникативные аспекты языка и культуры» (ТПУ, 2003), «Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения и журналистики» (ТГУ, 2000, 2001, 2002, 2004), «Язык и мировая культура: взгляд молодых исследователей» (ТПУ, 2004), «Социальная работа, реклама и связи с общественностью в новом коммуникативном пространстве» (томский филиал МГСУ, 2004) — «Журналистика в поисках модели развития» (ТГУ, 2006) — на теоретических и пракжческих занятиях со студентами МГСУ по курсу «Коммуникативная специфика политического текста» (2004) — со студентами факультета журналистики ТГУ по курсу «Public Relations» (2006) — в процессе работы над главой книги «Политическое шоу» (авт.-сост. Ю. М. Ершов, 2000) — в ходе научной работы по фанту РФФИ № 02−06−80 461 «Речевые стратегии и тактики в политических агитационных материалах (выборы в местные органы власIи)» (2002;2004 гг., в соавторстве с Л. Г1. Гриюрьевым), а также в процессе работы в предвыборных штабах кандидатов в качес1ве копирайтера (2001;2004 гг.).

СТРУКТУРА РАБОТЫ Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, двух приложений (списка литературы, списка источников исследуемого материала).

2.5. Выводы.

Проведенное исследование 250 предвыборных текстов позволило выявить инвариантные единицы коммуникативного планирования агиттекста и особенности их репрезентации. Результаты анализа отражены в таблице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщение результатов исследования речевой специфики предвыборного агитационного текста, функционирующего в сфере массовой политической коммуникации, позволило сделать ряд итоговых выводов.

1. Предвыборный агитационный текст как средство речевой коммуникации претендует на особый коммуникативно-стилистический статус и может быть признан коммуникативным феноменом (в ряду текстов) ввиду имманентных специфических свойств. Это подтверждается на разных уровнях его организации: экстралингвистическом и собственно языковом.

2. Определяющим для предвыборного агитационного текста является процесс коммуникативного планирования для осуществления направленного воздействия в целях побуждения адресата-избирателя к политическим действиям, что предполагает абсолютную предопределенность информативного и прагматического планов текста в рамках избранных стратегий и тактик речевого поведения, являющихся единицами коммуникативного планирования. Выбор типа коммуникативного планирования в тот или иной период избирательной кампании (начальная стадия, развитие действия, кульминация) обусловлен стандартным набором интенций предвыборной агитации (необходимостью презентации кандидата, его позиционирования, нейтрализации предубеждений электората, реакции на действия противника, дискредитации оппонента), а также актуальной социально-политической ситуацией, конкретной ситуацией речевого общения, характером аудитории.

3. Уникальность предвыборного агитационного текста составляют его детерминирующие параметры: политический дискурс (как форма экзистенции агиттекста) — функциональная специфика (осуществление прямого манипулятивного воздействия в интересах автора политического послания) — приоритетное использование графически активных креолизованных текстов в плане структурной организациимифологизация планируемых образов автора и адресатаоткрытая политико-идеологическая оценочностьактуализация когнитивных структур для более эффективного воздействия на аудиторию.

4. Комплексный анализ текстов предвыборной агитации с привлечением значительного эмпирического материала позволил выявить тог желательный «коммуникативный минимум», который обладает искомым воздействующим потенциалом на адресата, активно привлекая языковые ресурсы и когнитивный потенциал языка для решения внелингвистических задач. Обобщением накопленного исследовательского опыта явилось составление типологии речевых стратегий, тактик и ходов предвыборного агитационного текста, существенно дополненной еще не изученными единицами коммуникативного планирования (многие речевые действия в предвыборной коммуникации впервые представлены как тактические ходывыделена тактика позиционирования, наиболее употребительная в агитационных текстах).

5. Репрезентация речевых стратегий и тактик в агитационном тексте определяется его интенциональной спецификой. Установка на модификацию модели мира адресата посредством внедрения в его сознание необходимых адресанту оценок предполагает приоритетное использование в агитационном тексте тех единиц языка, которые характеризуются наибольшим потенциалом воздействия, обладают актуальной или потенциальной оценочностью. Именно усвоение адресатом системы оценок, эксплицированных или имплицированных в тексте автором-составителем, производит необходимый прагматический эффект, выражающийся в побуждении электората к действию (или сознательному бездействию).

В то же время говорить о специфических лингвистических средствах, составляющих своеобразие исключительно агитационного текста, в отличие от других текстов массовой коммуникации, было бы неправомерно. Специфика определяется именно отбором и организацией средств языка, обладающих манипулятивным потенциалом, а также плотностью употребления этих средств в агитационном тексте.

Для осуществления направленного воздействия в целях агитации в предвыборных текстах наиболее часто используются языковые и внеязыковые средства разных уровней:

— на лексическом уровне: экспрессивно-оценочная, стилистически маркированная лексика (в основном из разговорной сферы языка), в том числе лексика, принадлежащая ограниченным сферам употребления (просторечие, жаргонизмы, арготизмы) — изобразительно-выразительные среде 1ва языка (особенно метафоры и эпитеты) — на грамматическом уровне: синтаксические конструкции, характеризующиеся наличием эмоционально-экспрессивных коннотаций: средства разговорного синтаксиса (инверсивный порядок слов, употребление неполных предложений, бессоюзных сложных предложений, вводных слов, вставных и присоединительных конструкций, сегментированных конструкций, побудительных предложений) — риторические средства (риторические вопросы, восклицания, параллелизм синтаксических конструкций, градация, повтор) — морфологические средства: намеренное употребление личного местоимения «ты» вместо «вы», употребление формы единственного числа в значении множественного, употребление местоимений «мы», «наш» в обобщающем значениисловообразовательные средства: употребление стилистических вариантов суффиксов для выражения оценки, создание окказионализмов.

На уровне графики: «закавычивание», шрифтовые и цветовые выделения, подчеркивание.

На когнитивном уровне: актуализация когнитивных категорий «свои» и «чужие», воспроизведение политических и социальных мифов, проведение параллелей с прецедентными текстами, событиями, именами и пр. (аллюзии).

6. Анализ эмпирического материала подтвердил: так называемый «региональный аспект» имеет немаловажное значение как фактор влияния на процесс коммуникативного планирования агитационных текстов. Учет этого фактора (выражающегося главным образом в общих пресуппозиционных знаниях населения каждого региона, его особом «менталитете») автором-составителем может в значительной мере способствовать успешной агитации.

7. Очевидно, что под влиянием социально-политических факторов, определяющих принципы развития государства и функционирования избирательной системы уже сегодня происходят изменения в части выбора (и даже существования) тех или иных единиц коммуникативного планирования агитационного текста. Более всего подвержены модификации тактические ходы. Так, например, можно предположить, что, в связи с нововведением, касающимся принципов избрания региональных парламентов (50% депутатов баллотируются по партийным спискам), возрастет роль совокупного имиджа партии (проецируемого на каждого ее представителя), в связи с чем прогнозируется появление новых речевых ходов.

Однако, по нашему мнению, коренных изменений в коммуникативной структуре агиттекста не произойдет: речевые стратегии и тактики предвыборного текста формируются по общим законам речевой коммуникации, которые могут измениться только с течением длительного времени.

8. Предпринятое исследование представляет собой «срез времени», в котором отражаются и политико-социальная обстановка в стране и регионе, и настроения масс, и «языковой вкус эпохи». Дальнейшее изучение речевых стратегий и тактик представляет, на наш взгляд, весьма перспективное направление как в теоретическом плане (для пополнения научного знания по относительно новой для филологии дисциплине — теории речевой коммуникации), так и в прикладном плане — в вопросе оптимизации текстовой деятельности коммуникантов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Газета «Ва-Банк», сентябрь ноябрь 2001 г. Предвыборные материалы Ч. Акатаева (15 статей). Выборы в областную Думу.
  2. В. Аркашева «Ответственность и порядок». Выборы в гордуму Томска, 2001 г.
  3. В. Аркашева «Если у вас погас свет». Выборы в гордуму Томска, 2001 г.
  4. В. Аркашева «Контроль и порядок». Выборы в гордуму Томска, 2001 г.
  5. М. Астрова. Выборы в гордуму Томска, 2001 г.
  6. И. Ахмедова. Довыборы в гордуму Томска, 2006 г.
  7. В. Байкова. Выборы в гордуму Томска, 2001 г.
  8. А. Балановского «Отстоим право на здоровье!». Выборы в гордуму Томска, 2001 г.
  9. А. Балановского (биография). Выборы в гордуму Томска, 2001 г.
  10. Газета «Барабан» для молодежи. Выборы мэра Томска, 2000 г.
  11. Л. Бардиной. Выборы в гордуму Томска, 2001 г.
  12. Е. Бобко. Довыборы в гордуму Томска, 2006 г.
  13. А. Бобнихова Выборы в гордуму Томска, 2001 г.
  14. П. Брекотнина. Выборы в областную Думу, 2001 г.
  15. А. Бреусова. Выборы в гордуму Томска, 2005 г.
  16. В. Брюханцева. Выборы в гордуму Томска, 2001 г.
  17. Р. Валитова. Выборы в гордуму Томска, 2001 г.
  18. Газета «Красное знамя», 28.03.2001 г. Материал Р. Валитова «В Думе должны быть профессионалы-коммунальщики». Выборы в гордуму Томска.
  19. В. Варенцова. Выборы в гордуму Томска, 2001 г.
  20. В. Варенцова «Это тебе пригодится». Выборы в гордуму Томска, 2001 г. 21.
Заполнить форму текущей работой