Системное моделирование институционального дискурса: на материале устных дидактических текстов
Диссертация
Для обоснования модели коммуникативного процесса в рамках дидактического взаимодействия коммуникантов в образовательной среде урока следует учитывать ряд существенных признаков, таких, как «инвариантные» (коммуниканты, «предмет речи», «канал» общения, сфера коммуникации, место коммуникативного взаимодействия, хронотоп и др.) и «переменные» (комплексная дидактическая цель, интенция, форма… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА
- 1. Л. Прагматика и функциональный подход в исследовании коммуникативных процессов
- 1. 2. Коммуникация
- 1. 3. Моделирование как метод исследования коммуникации
- 1. 4. Модели коммуникации
- 1. 4. 1. Моделирование в коммуникативной лингвистике и современные модели коммуникации
- 1. 4. 2. Процессуальная модель как основа изучения вербальной коммуникации
- 1. Л. Прагматика и функциональный подход в исследовании коммуникативных процессов
- 2. 1. Текст как лингвистическая единица и объект исследования
- 2. 2. Дискурс как междициплинарный феномен
- 2. 3. Основные категории текста/дискурса
- 2. 4. Структура дискурса
- 2. 5. Институциональный дискурс в современном социуме
- 2. 6. Дидактический дискурс
- 2. 7. Интенциональность и конвенциональность дидактического дискурса
- 2. 8. Коммуникативная стратегия как категория дискурса
- 2. 8. 1. Понятие коммуникативной стратегии
- 2. 8. 2. Проблема классификации коммуникативных стратегий
- 2. 9. Дидактическая коммуникативная ситуация
- 2. 10. Основы моделирования дидактического дискурса
- 3. 1. Коммуникативные стратегии и тактики как основа модели дидактической коммуникации
- 3. 2. Информационно-аргументирующая стратегия
- 3. 2. 1. Информирующий дискурс в дидактической коммуникации
- 3. 2. 2. Аргументирующий дискурс
- 3. 3. Манипулятивно-консолидирующая стратегия
- 3. 3. 1. Типы дискурсивных практик в дидактическом менеджменте (проблема адресата)
- 3. 3. 2. Манипулирующий дискурс
- 3. 3. 3. Волюнтативный дискурс
- 3. 3. 4. Консолидирующий дискурс
- 3. 3. 5. Инструктирующий дискурс
- 3. 4. Контрольно-оценочная стратегия
- 3. 4. 1. Аксиологический компонент дидактического дискурса
- 3. 4. 2. Вопросительные конструкции в дидактическом диалоге
- 3. 5. Экспрессивно-апеллятивная стратегия
- 3. 5. 1. Эмотивность как психолингвистическая категория
- 3. 5. 2. Эмотивные коммуникативные акты в дидактическом дискурсе
- 4. 1. Коммуникативная специфика дидактического дискурса
- 4. 2. Анализ устных дидактических текстов
- 4. 3. Верификация модели дидактической коммуникации
Список литературы
- Агошкова Е. Б. Эволюция понятия системы / Е. Б. Агошкова, Б. В. Ахлибининский // Вопросы философии. 1998. — С. 170−178.
- Аксенова И. Н. Дейктические характеристики текста спортивного репортажа / И. Н. Аксенова // Языковое общение и его единицы. Калинин: Калининск. гос. ун-т, 1986. С. 77−81.
- Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение / А. П. Алексеев -М.: Изд-во МГУ, 1991. 150 с.
- Алещанова И. В. Цитация в газетном тексте (на материале современной английской и российской прессы): автореф. дис.. канд. филол. наук. -Волгоград, 2000. 18 с.
- Алимурадов О. А. Значение, смысл, концепт и интенциональность: система корреляций: автореф. дис.. докт. филол. наук. Р/на Дону, 2005.-47 с.
- Ангелова Т. Речевой акт в педагогической коммуникации (на материале болгарского языка) / Т. Ангелова Электронный ресурс. 2003. -Режим доступа: http://www.dialog-21.ru/ Archive/2003/Angelova.htm
- Андерсон Дж. Когнитивная психология / Дж. Андерсон 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.-496 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. для высш. шк. / Г. М. Андреева. М.: Аспект-пресс, 1997. — 373 с.
- Анопина О. Б. Концептуальная структура англоязычных рекламных текстов : автореф. дис. канд. филол. наук. Киев, 1997. 27 с.
- П.Апресян В. Ю. Метафора в семантическом представлении эмоций /
- B.Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1993. — № 3.1. C. 27−35.
- Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1995. — № 1. -С. 37−67.
- Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам / В. А. Артемов. -М.: Высшая школа, 1969. 224 с.
- Арутюнова Н. Д. Об объекте общей оценки / Н. Д. Арутюнова // Вопросы языкознания. 1985. — №. 3. — С. 13−24.
- Арутюнова Н. Д. Пропозиция / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1990а. — С. 401.
- Арутюнова Н. Д. Референция / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1990b. — С. 411−412.
- Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1988. — 338 с.
- Арутюнова Н. Д. Фактор адресата / Н. Д. Арутюнова // Известия АН СССР. СЛЯ. Т. 40. — 1981, № 4. — С. 356−364.
- Астафурова Т. Н. Когнитивно-коммуникативный аспект стратегии / Т. Н. Астафурова // Лингвистические явления в системе языка и в тексте: Сб. науч. тр. — Волгогорад: Изд-во Волгоград, гос. унта, 1997. -Вып. 1.-С. 12−18.
- Афанасьев В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев -М.: Политиздат, 1980. 368 с.
- Баженова Е. А. Дискурсивно-стилистический анализ научного текста / Е. А. Баженова // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. научн. трудов. Вып. 9 / Отв. ред. М. П. Котюрова- Перм. ун-т. -Пермь, 2005. С. 18−24.
- Баженова И. С. Обозначение эмоций в художественном тексте (прагматический аспект): автореф. дис. докт. фил. наук. М., 2004. -48 с.
- Базылев В. Н. К изучению политического дискурса в России и российского политического дискурса / В. Н. Базылев // Политический дискурс в России 2: Материалы раб. совещ. — М.: Диалог-МГУ, 1998а. С. 6−8.
- Базылев В. Н. Синергетика языка: овнешнение в гадательных практиках / В. Н. Базылев. М.: Изд-во АО «Диалог-МГУ», 1998b. -180 с.
- Баксанский О. Е. Нейролингвистическое программирование как практическая область когнитивных наук / О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер // Вопросы философии. 2005. — № 1. — С. 84−85.
- Балли Ш. Французская стилистика / Ш. Балли. М., 1961. — 394 с.
- Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста / А. Г. Баранов. Ростов н/Д., 1993.- 182 с.
- Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие / А. Н. Баранов. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 360 с.
- Баранов А. Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход): автореф. дис. д-рафилол. наук. -М., 1990.-48 с.
- Баранов А. Н. Политический дискурс: прощание с ритуалом / А. Н. Баранов // Человек. 1997. — № 6. — С. 108−118.
- Баранов А. Н. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога / А. Н. Баранов, Г. Е. Крейдлин // Вопросы языкознания. 1992. — № 2. -С. 84−99.
- Баранов А. Н., К построению словаря терминов когнитивной науки / А. Н. Баранов, П. Б. Паршин // Когнитивные исследования за рубежом: Методы искусственного интеллекта. М., 1990. — С. 139−149.
- Баранов А. Н. Когнитивные механизмы онтологизации знания в зеркале языка (к лингвистическому изучению аргументации) / А. Н. Баранов,
- В. М. Сергеев // Уч. зап. Тартуск. гос. ун-та. Труды по искусственному интеллекту. Вып. 793: Психологические проблемы познания действительности. — Тарту, 1988. — С. 21−41.
- Барт Р. Избранные работы / Р. Барт. М.: Прогресс, 1994. — 615 с.
- Бахтин М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Собр. соч. -М.: Русские словари, 1996. Т.5: Работы 1940−1960 гг. — С. 159−206.
- БахтинМ. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — С. 281−307.
- Бейлинсон JI.C. Характеристики медико-педагогического дискурса (на материале логопедических рекомендаций): автореф. дис. канд. филол. наук. Волгоград, 2001. 20 с.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. М.: Прогресс, 1974. -447 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. / Э. Берн. М.: Прогресс, 1988. -399 с.
- Библер В. С. Сознание и мышление / В. С. Библер. М.: Рус. феноменол. о-во, 1998. — 68 с.
- Богданов В. В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты / В. В. Богданов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. — 88 с.
- Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды / А. А. Бодалев. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 320 с.
- Бойкова Н. Г. Устная речь / Н. Г. Бойкова, В. И. Коньков, Т. Н. Попова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 87 с.
- Болдырев Н. Н. Концепт и значение слова / Н. Н. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001. — С. 25−35.
- Борисова И. Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге / И. Н. Борисова // Русская разговорная речь как явление городской культуры / Под ред. Т. В. Матвеевой. Екатеринбург: АРГО, 1996. — С. 21−48.
- Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика / И. Н. Борисова М.: КомКнига, 2005. — 320 с.
- Брокмейер И., Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы / И. Брокмейер, Р. Харре // Вопросы философии. 2000. -№ 3. — С. 29−43.
- Брунер Дж. Культура образования / Дж. Брунер. М.: Просвещение, 2006.-213 с.
- Брутян Г. А. Философская природа теории аргументации и природа философской аргументации / Г. А. Брутян // Философские науки. -1978.-№ 1−2.- С. 35−44.
- Брушлинский А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики / А. В. Брушлинский // Психологический журнал, 2000. Т. 21, № 6.-С. 59−118.
- Будаев Э.В. Метафора в политическом интердискурсе / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. Екатеринбург: УрГПУ, 2006. — 208 с.
- Булыгина Т. В. Языковая концептуализация мира: (На материале русской грамматики) / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев. М.: Языки русской культуры. — 1997. — 574 с.
- Бутусова А. С. Прагматический потенциал эллиптических предложений (на материале немецкого бытового диалога): автореф.. дис. канд. фил. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 16 с.
- Бэндлер Р. Структура магии / Р. Бэндлер, Дж. Гриндер. СПб.: Институт Личности, 1993. т. 1. — 202 с.
- Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вартофский. М.: Прогресс, 1988. — 507 с.
- Васильев И. А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности / И. А. Васильев // Психологический журнал. 1998. — № 4. — с. 49−50.
- Васильев JI. Г. Понимание гуманитарного научного текста: основы аргументативного подхода / JI. Г. Васильев // Семантика слова и текста: психолингвистические исследования. Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 1998. -С. 146−149.
- Васильев JI. М. Категория оценки / JI. М. Васильев // Теоретические проблемы общей лингвистики: Сборник избранных статей. Уфа: РИО БашГУ, 2006. — С. 247−251.
- Васильев JI. М. Фундаментальные понятия языкознания: язык, речь, текст, дискурс / JI. М. Васильев // Теоретические проблемы общей лингвистики: Сборник избранных статей. Уфа: РИО БашГУ, 2006. -С. 79−82.
- Васильева И. В. О значении идей М. М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения / И. В. Васильева // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. -С. 82−94.
- Вепрева И. Т. Разговорная норма: в поисках новых критериев / И. Т. Вепрева // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург: АРГО, 1996. — С. 136−153.
- Виноград Т. К процессуальному пониманию семантики / Т. Виноград // Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики / Сборник статей. -М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 42−89.
- Вольф Е.М. Метафора и оценка / Е. М. Вольф // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. — С. 52−65.
- Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. -М.: УРСС, 2002. 280 с.
- Ворожбитова А. А. Лингвориторическая парадигма: теоретические прикладные аспекты / А. А. Ворожбитова. Сочи: СГУТиКД, 2000. -319с.
- Ворожбитова А. А. Теория текста: Антропоцентрическое направление / А. А. Ворожбитова. М.: Высшая школа, 2005. — 367 с.
- Всеволодова М. В. К вопросу о методологиях и методиках лингвистического анализа (на примере пространственных, временных и причинных отношений) / М. В. Всеволодова // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2005. — № 1. — С. 22−49.
- Гайда Ст. Проблемы жанра // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая организация / Ст. Гайда. Пермь, 1986. -С. 22−28.
- Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1981. — 139 с.
- Галяшина Е. И. Основы судебного речеведения / Е. И. Галяшина. -М.: СТЭНСИ, 2003. 236 с.
- Ганиева И. Ф. Синтаксическое описание устного спонтанного текста -возможности, анализ, результаты : автореф. дис. канд. фил. наук. -Уфа, 1998.-19 с.
- Герасимова И. А. Аргументация как методология убеждения / И. А. Герасимова, М. М. Новоселов // Вопросы философии. 2003. — № 10.-С. 72−84.
- Герман И. А. Лингвосинергетика / И. А. Герман. Барнаул: Изд-во Алтай, акад. экономики и права, 2000. — 168 с.
- Гиг Дж. ван. Прикладная общая теория систем: В 2 кн. / Пер. с англ. под ред. Б. Г. Сушкова, В. С. Тюхтина. М.: Мир, 1981. Кн. 1. 1981. -336 с., Кн. 2. 1981.-731 с.
- Гил Д. Знание грамматики, знание языка / Д. Гил // Вопросы языкознания. 1996. -№ 2. — С. 118−140.
- Гладьо С. В. Эмотивность художественного текста: семантико-когнитивный аспект: автореф. дис. канд. филол. наук. Киев, 2000. -20 с.
- Грайс Г. П. Логика и речевое общение / Г. П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. -М.: Прогресс, 1985. — С. 217−237.
- Грейсмас А. Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка / А. Ж. Грейсмас, Ж. Курте // Семиотика. М.: Радуга, 1983. -С. 483−550.
- Гридин В. Н. К проблеме роли мотивации в порождении речевого высказывания / В. Н. Гридин // Проблемы психолингвистики. -М., 1975.-С. 56−63.
- Гудков Д. Б. Настенные надписи в политическом дискурсе / Д. Б. Гудков // Политический дискурс в России 3: Материалы раб. совещ. -М.: Диалог-МГУ, 1999. С. 58−63.
- Гурочкина А. Г. Когнитивный и прагмасемантический аспекты функционирования языковых единиц в дискурсе / А. Г. Гурочкина. -СПб.: Изд-во РГПУ, 2005. 102 с.
- Гусева О. Б. Лингвопрагматический анализ дискурсивно-идиоматических параметров открытого письма в современном английском языке : автореф. дис.. канд. филол. наук. Иркутск, 2000. — 17 с.
- Данилевская Н. В. Роль оценки в механизме развертывания научного текста / Н. В. Данилевская. Пермь: Изд-во Перм. ун-та 2005. — 360 с.
- Данилов-Данильян В. И. Моделирование: системно-методологический аспект / В. И. Данил ов-Данильян, А. А. Рыбкин // Системные исследования. -М.: АНХ СССР, 1982. С. 182−209.
- Дацюк С. Коммуникативные стратегии Электронный ресурс. Режим доступа: http://korolewstvo.narod.ru/psychostatycomstr.htm.
- Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк. -М.: Прогресс, 1989. 310 с.
- Дейк Т. ван. Макростратегии / Дейк Т. А. ван, В. Кинч // Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ./ Сост. В. В. Петрова- Под ред. В. И. Герасимова- Вступ. ст. Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова. -М.: Прогресс, 1989. С. 41−67.
- Дейк Т. А. ван. Стратегии понимания связного текста / Дейк Т. А. ван, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. -М.: Прогресс, 1988 — С. 153−211.
- Дементьев В. В. Непрямая коммуникация / В. В. Дементьев. -М.: Гнозис, 2006. 376 с.
- Денисова О. К. Реклама как одно из средств межкультурной коммуникации / О. К. Денисова // Номинация. Предикация.
- Коммуникация: Сб. ст. к юбилею проф. JI. М. Ковалевой. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. — С.218−226.
- Доценко Е. Л. Манипуляция: психологическое определение понятия / Е. Л. Доценко // Психологический журнал, 1993. Т. 14. № 4. — С. 132 138.
- Доценко Е. Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 342 с.
- Дридзе Т. М. Основы социокультурного проектирования / Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова. — М.: Наука, 1995. 152 с.
- Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX—XX вв.) / М. Я. Дымарский. -СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. 284 с.
- Дымарский М. Я. Текст дискурс — художественный текст / М. Я. Дымарский // Текст как объект многоаспектного исследования: Науч.-методол. семинар «TEXTUS»: Сб. ст. — СПб — Ставрополь, 1998. -Вып. 3, ч. 1.-С. 18−26.
- Еемерен Ф. X. Речевые акты в аргументативных дискуссиях / Пер. с англ. / Ф. X. Еемерен, Р. Гроотендорст. СПб.: Васильевский остров, 1994.-238 с.
- Елфимова Н. В. Функции эмоций в создании мотивационного компонента деятельности / Н. В. Елфимова // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. Сб. материалов всесоюз. конф. 1986, Москва, Одесса. — М.: Б. и., 1987. — С. 24−31.
- Ерофеева Т. И. Опыт исследования речи горожан: Территориальный, социальный и психологический аспекты / Т. И. Ерофеева- Изд-во Урал, ун-та. Свердловск: УрГУ, 1991. — 136 с.
- Жельвис В. И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия / В. И. Жельвис. Ярославль: Яросл. гос. пед. ин-т. — 1990. — 81 с.
- Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи / Н. И. Жинкин // Язык. Речь. Творчество. Избр. труды. М.: Лабиринт, 1998.-С. 320−340.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. / Н. И. Жинкин. -Ин-т языкознания АН СССР. М.: Наука, 1982. — 157 с.
- Залевская А. А. Психолингвистический подход к анализу языковых явлений / А. А. Залевская // Вопросы языкознания. 1999. — № 6. -С. 31−43.
- Залевская А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта / А. А. Залевская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001. — С. 36−46.
- Зарецкая Е. Н Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 2-е изд. / Е. Н. Зарецкая. М.: Дело, 1999. — 480 с.
- Зарубина Н. Д. К вопросу о лингвистических единицах текста / Н. Д. Зарубина // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. — С. 103−112.
- Захарова Е. П. Коммуникативные категории и нормы / Е. П. Захарова // Хорошая речь: Сборник научных статей. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. — С. 163−179.
- Захарова Е. П. Коммуникативные нормы речи / Е. П. Захарова // Вопросы стилистики. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. — С. 34−42.
- Звегинцев В. А. Предложение и его отношение к языку и речи В. А. Звегинцев. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 308 с.
- Зеленщиков А. В. Пропозиция и модальность / А. В. Зеленщиков. -СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. 244 с.
- Зернецкий П. В. Лингвистические аспекты теории речевой деятельности / П. В. Зернецкий // Языковое общение: процессыи единицы. Калинин. КГУ, 1988. — С. 36−41.
- Зильберт А. Б. Спортивный дискурс: точки пересечения с другими дискурсами (проблемы интертекстуальности) / А. Б. Зильберт // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Игл of. -М.: МАКС Пресс, 2001.-Вып. 19.-С. 103−113.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология : Учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001. — 384 с.
- Иванов Л. Ю. Текст научной дискуссии: дейксис и оценка / Л. Ю. Иванов. М.: НИП «2Р», 2003. — 208 с.
- Иванова Т. Н. Фактор когнитивного диссонанса и. конфликтное речевое общение / Т. Н. Иванова // Речевое общение и аргументация. Вып. 2. СПб, 1996. — С. 35−41.
- Ивин А. А. Основания логики оценок / А. А. Ивин. М.: Наука, 1970.-231 с.
- Ивин А. А. Теория аргументации : Учебное пособие / А. А. Ивин. -М.: Гардарики, 2000. 414 с.
- Ионова С. В. Эмотивный фон и эмотивная тональность как элементы содержания текста / С. В. Ионова // Языковая личность: вербальное поведение: Сб. науч. тр. / Под ред. Красавского Н. А. Волгоград: Изд-во «РИС», 1998. — С. 57−62.
- Иссерс О. С. «Паша-"Мерседес», или речевая стратегия дискредитации / О. С. Иссерс // Вестник Омск, ун-та. 1997. № 2. -С. 51−54.
- Иссерс О. С. Речевое воздействие в аспекте когнитивных категорий / О. С. Иссерс // Вестник Омского университета, 1999, Вып. 1. С. 74−79.
- Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 285 с.
- Йокояма О. Б. Когнитивная модель дискурса и русский порядок слов / О. Б. Йокояма. М.: Языки славянской культуры, 2005. — 424 с.
- Каган М. С. Мир общения : Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
- Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997.-204 с.
- Калимуллина JL А. Семантическое поле эмотивности в русском языке: диахронический аспект (с привлечением славянских языков): Монография / JI. А. Калимуллина. Уфа: РИО БашГУ, 2006. — 344 с.
- Каменская О. JL Текст и коммуникация / О. Л. Каменская. -М.: Высш. школа, 1990. 151 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Капанадзе Л. А. Текст и его реализация / Л. А. Капанадзе, Е. Н. Ширяев // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. -2001.-№ 1.-С. 101−110.
- Карасик В. И. Характеристики педагогического дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. С. 3−18.
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
- Карасик В. И. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001 — С. 75−79.
- Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса: Пер. с фр. и порт. / Общ. ред. и вступ. ст. П. Серио. М.: Прогресс, 2002. — 416 с.
- Кибрик А. А. Когнитивные исследования по дискурсу / А. А. Кибрик // Вопросы языкознания, № 5, 1994. С. 126−139.
- Киклевич А. К., Потехина Е. А. О суггестивной функции текста / А. К. Киклевич, Е. А. Потехина // Магическое поле языка: Памяти проф. Л. Н. Мурзина. Пермь: ПТУ, 1998. — С. 114−127.
- Клир Дж. Наука о системах: новое измерение науки / Дж. Клир // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. -1983.-М.: Наука, 1983.-С. 61−85.
- Клюканов И. Э. Единицы речевой деятельности и единицы языкового общения / И. Э. Клюканов // Языковое общение: Процессы и единицы. Калинин: Изд-во Калинин, ун-та, 1988. — С. 41−47.
- Кобелева М. А. Категория интеррогативности в научном тексте / М. А. Кобелева // Проблемы функционирования языка в разных сферах речевой коммуникации / Отв. ред. М. П. Котюрова. Пермь: ПТУ, 2005.-С. 70−76.
- Ковалев Г. А. О системе психологического воздействия / Г. А. Ковалев // Психология воздействия (проблемы теории и практики). М.: МГУ, 1989. — С. 26−38.
- Кожина М. Н. Целый текст как объект стилистики текста / М. Н. Кожина. Stylistica V. Opole, 1996. — С. 33−51.
- Колегаева И. Текст как единица научной и художественной коммуникации / И. Колегаева. Одесса: Ред. отдел обл. упр. по печати, 1991.-121 с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1984. — 174 с.
- Константинова А. Ю. К вопросу о выделении и интерпретации предложения и высказывания в устной научной речи / А. Ю. Константинова // Лингвостилистические особенности научного текста. -М.: Наука, 1981. С. 36−40.
- Кормилицына М. А. О структуре разговорного текста / М. А. Кормилицына, О. Б. Сиротинина// Вопросы стилистики. Вып. 28: Антропоцентрические исследования. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1999.-С. 92−103.
- Коротаева Е. В. Особенности речевого взаимодействия учителя и учащихся / Е. В. Коротаева // Русский язык в школе. 2001. — № 3. — С. 3−7.
- Коротеева О. В, Дефиниция в педагогическом дискурсе : автореф. дис. .канд. филол. наук. Волгоград, 1999. — 24 с.
- Красавский Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: Монография / Н. А. Красавский. Волгоград: Перемена, 2001. — 495 с.
- Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). Монография / В. В. Красных. -М.: Диалог МГУ, 1998. 352 с.
- Краткая русская грамматика / Белоусов В. Н., Ковтунова И. И., Кручинина И. Н. и др. — Под ред. Шведовой Н. Ю. и Лопатина В. В. -М.: Рус. яз., 1989.-639 с.
- Кронгауз М. А. Семантика : Учебник для вузов / М. А. Кронгауз. -М. :РГТУ, 2001.-299 с.
- Крылова О. А. Сложное предложение в языке и речи / О. А. Крылова // Сложное предложение. Традиционные вопросы теории и описания и новые аспекты его изучения. Вып. 1. М.: Рус. учеб. центр, 2000. -С. 62−68.
- Кубрякова Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике (обзор) / Е. С. Кубрякова // Дискурс, речь, речевая деятельность. М.: ИНИОН РАН, 2000. — С. 7−25.
- Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. -М.: Флинта: Наука, 2003. 840 с.
- Купина Н. А. Лингвоидеологические аспекты разговорного текста / Н. А. Купина // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург: Арго, 1996. — С. 49−64.
- Купина Н. А. Текстовая фоновая информация и ее компоненты / Н. А. Купина // Вопросы стилистики. Вып. 25. Текст и его компоненты. — Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1992. — С. 17−26.
- Купина Н. А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции / Н. А. Купина. Екатеринбург-Пермь: ЗУУНЦ, 1995. — 143 с.
- Курбатов В. И. Социально-политическая аргументация (Логико-методологический анализ) / В. И. Курбатов — отв. ред.
- B. П. Кохановский. — Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1991. 142 с.
- Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге /
- C. Ю. Курганов. М.: Просвещение, 1989. — 126 с.
- Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения / Т. А. Ладыженская. М.: Просвещение, 1986. — 124 с.
- Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. М.: УРСС, 2004. — 254 с.
- Лаптева О. А. Русский разговорный синтаксис / О. А. Лаптева. — М. :УРСС, 2003.-396 с.
- Лемяскина Н. А. Коммуникативное поведение младшего школьника (психолингвистическое исследование): автореф. дис.. канд. филол. наук. Воронеж, 1999. — 22 с.
- Леонтьев А. А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации / А. А. Леонтьев // Синтаксис текста: Сб. статей / АН СССР, Ин-т русского языка. -М., 1979а. С. 18−36.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. -М.: Знание, 1979b.-47 с.
- Леонтьев А. А. Универсально-сопоставительная лингвистика / А. А. Леонтьев // Язык: теория, история, типология / Под ред. Н. С. Бабенко М.: Эдиториал УРСС. — 2000. — С. 210−213.
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций / А. Н. Леонтьев. М., 1971. — 39 с.
- Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М.: Academia, 1997.-С. 280−287.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов — отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1984.-444 с.
- Лосев А. Ф. Введение в общую теорию языковых моделей / А. Ф. Лосев. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 296 с.
- Лотман Ю. М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) / Ю. М. Лотман // Семиосфера. С.-Петербург: Искусство-СПБ, 2000. — С.159−165.
- Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст -семиосфера — история / Ю. М. Лотман. — М.: Языки русской культуры, 1993.-464 с.
- Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума / Ю. М. Лотман // АН СССР. Научный совет по комплексной программе «Кибернетика». Предварительная публикация. -М., 1977.
- Лузина Л. Г. Виды информации в дискурсе / Л. Г. Лузина // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты. -Сб. обзоров М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 137−151.
- Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1979.-319 с.
- Лурия А. Р. Травматическая афазия / А. Р. Лурия. М, 1947. — 124 с.
- Лухьенбрурс Д. Дискурсивный анализ и схематическая структура / Д. Лухьенбрурс // Вопросы языкознания. 1996. -№ 2. — С. 141−155.
- Львов М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. М.: Academia, 2000. — 248 с.
- Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ) / М. Р. Львов. М.: Академия, 2004. — 271 с.
- Майданова Л. М. Газетно-публицистистический стиль: метаморфозы коммуникации / Л. М. Майданова // Культурно-речевая ситуацияв современной России. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. -С. 80−97.
- Майнцер К. Сложность и самоорганизация / К. Мейнцер // Вопросы философии. 1997. -№ 3. — С. 48 — 61.
- Макаров М. JI. Основы теории дискурса / М. JI. Макаров -М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 280 с.
- Макаров М. JI. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе / М. JI. Макаров. Тверь: Изд-во Тверск. ун-та, 1998. — 200 с.
- Максимова Н. В. «Чужая речь» как коммуникативная стратегия: Монография / Н. В. Максимова. М.: Изд. центр РГГУ, 2005. — 315 с.
- Максимова Н. В. О коммуникативных стратегиях в учебном диалоге / Н. В. Максимова //Русская словесность. 2006. — № 1. — С. 74−77.
- Маркелова Т. Е. Оценочно-предметные высказывания: функционально-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты / Т. Е. Маркелова // Педагогическая наука и образование. -2004.-№ 4.-С. 21−26.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения : Книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. -191 с.
- Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. М.: ACT, 2003. -331 с.
- Марченко О. И. Риторика как норма гуманитарной культуры. Учебное пособие для высших учебных заведений / О. И. Марченко. -М, 1994.- 189 с.
- Маслова В. А. Некоторые онтологические аспекты эмотивности текста / В. А. Маслова П Язык и эмоции: Сб. науч. тр. / Редкол.: Шаховской В. И. (отв. ред.) и др. Волгоград: Перемена, 1995. -С. 184−191.
- Матвеева Т. В. Непринужденный диалог как текст / Т. В. Матвеева // Человек — текст — культура / Отв. ред. Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. Екатеринбург: ИРРО, 1994. С. 125−140.
- Матвеева Т. В. Тематическое развертывание разговорного текста / Т. В. Матвеева // Языковой облик уральского города. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. — С. 46−53.
- Меликян В. Ю. Словарь: Эмоционально-экспрессивные обороты живой речи / В. Ю. Меликян. М.: Флинта, 2001. — 240 с.
- Мельчук И.А. Русский язык в модели «Смысл Текст» / И. А. Мельчук. — М.-Вена: Шк. «Языки рус. культуры», 1995. — 682 с.
- Мид Д. Аз и Я / Д. Мид // Американская социологическая мысль. -М. :МГУ, 1994.-556 с.
- Миллер Дж. А. Образы и модели, уподобления и метафоры / Дж Миллер // Теория метафоры. Сборник. / Пер. под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. -С. 236−283.
- Минский М. Структура для представления знаний / М. Минский // Психология машинного зрения. -М., 1978. 249−338.
- Минский М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. -М.: Энергия, 1979.- 151 с.
- Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория / А. К. Михальская. М.: Академия, 1998. — 432 с.
- Москальская О. И. Грамматика текста / О. И. Москальская. М.: Высшая школа, 1981. — 183 с.
- Москальчук Г. Г. Структура текста как синергетический процесс / Г. Г. Москальчук. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 296 с.
- Мурашов А. А. Педагогическая риторика / А. А. Мурашов. -М.: Пед. о-во России, 2001. 479 с.
- Мурзин JI. Н. Логическая и психологическая трактовка синтаксических процессов / Л. Н. Мурзин. Пермь: ПГУ, 1980. — 150 с.
- Мурзин Jl. Н. О суггестивно-магической функции языка / Л. Н. Мурзин // Фатическое поле языка: Памяти проф. Л. Н. Мурзина: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Перм. гос. ун-т, 1998. С. 108−114.
- Мурзин Л. Н. Текст и его восприятие / Л. Н. Мурзин, А. С. Штерн. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.-171 с.
- Мурясов Р. 3. Опыт анализа оценочного высказывания / Р. 3. Мурясов, А. С. Самигуллина, А. Л. Федорова // Вопросы языкознания. 2004. — № 5. — С. 67−78.
- Наумова Ю. А. Развитие эмоциональной сферы личности в процессе общения : автореф. дисс.. канд. псих. наук. Новосибирск, 1999. -21 с.
- Немов Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. М.: Владос, 1999.-686 с.
- Нестерова Н. М. Текст и перевод в зеркале современных философских парадигм / Н. М. Нестерова — М-во образования и науки РФ, Перм. гос. техн. ун-т. Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2005. — 202 с.
- Никифоров С. В. Проблема интерпретации письменного текста : Дис.. д-ра филол. наук. М., 1993. — 425 с.
- Николаева Т. М. Текст / Т. М. Николаева // Русский язык: Энциклопедия. М.: БРЭ- Дрофа, 1997. — С. 555−557.
- Ножин Е. А. Мастерство устного выступления / Е. А. Ножин. -3-е изд., перераб. М.: Политиздат, 1989. — 254 с.
- Норман Д. Семантические сети / Д. Норман // Психология памяти. М. :ЧеРо, 1998.-С. 350−370.
- Нугаев Р. М. Смена базисных парадигм: концепция коммуникативной рациональности / Р. М. Нугаев // Вопросы философии.- 2001. -№ 1.-С. 114−122.
- Олешков М. Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения / М. Ю. Олешков // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005а. — № 2. — С. 43−50.
- Олешков М. Ю. Вопрос в дидактическом диалоге / М. Ю. Олешков // Русская словесность, 2005g. № 8. — С. 60−68.
- Олешков М. Ю. Дидактический аспект коммуникативного взаимодействия / М. Ю. Олешков // Ученые записки НТГПИ. Вып. 3. Педагогика и психология. Нижний Тагил, 2001. — С. 25−31.
- Олешков М. Ю. Дискурсивные категории в коммуникативном процессе (опыт лингвопрагматического анализа) / М. Ю. Олешков // Филологические науки. 2006а. — № 4. — С. 105−114.
- Олешков М. Ю. Интенциональность как психолингвистическая основа моделирования процесса дидактической коммуникации / М. Ю. Олешков // Альма-матер. Вестник высшей школы. 2005b. -№ 3. — С. 56−57.
- Олешков М. Ю. «Информирующий» дискурс в процессе дидактического взаимодействия / М. Ю. Олешков // Проблемы лингвистического и речевого образования в школе и в вузе: Сборник научных трудов / Урал. Гос. Пед. ун-т. Екатеринбург, 2005с. -С. 64−82.
- Олешков М. Ю. Коммуникативно-речевые стратегии в институциональном дискурсе / М. Ю. Олешков // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2006b. -№ 3.- С. 16−29.
- Олешков М. Ю. Моделирование коммуникативного процесса: монография / М. Ю. Олешков- Нижнетагильская гос. соц.-пед. академия и др. Нижний Тагил, 2006е. — 336 с.
- Олешков М. Ю. Пропозициональная синхронизация в дидактическом дискурсе / М. Ю. Олешков // Известия УрГПУ. Лингвистика. Выпуск 15. Екатеринбург. — 2005d. — С. 201−208.
- Олешков М. Ю. Системное обоснование дискурсивной модели: лингвопрагматический подход / М. Ю. Олешков П Вопросы филологии. 2006с. — № 1 (22). — С. 39−43.
- Олешков М. Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования / М. Ю. Олешков Н Педагогика. 2004. — № 6. -С. 31−38.
- Олешков М. Ю. Трансляция нового знания в учебном тексте (опыт дискурсивного анализа) / М. Ю. Олешков // Философия образования. -2005е. № 3 (14). — С. 253−257.
- Олешков М. Ю. Энтропия текста: опыт дискурсивного анализа / М. Ю. Олешков // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2005f, № 3−4. С. 73−80.
- Олзоева Я. В. О системности предложений с семантикой оценки действия / Я. В. Олзоева // Русский язык в школе. 2005. — № 3. -С. 87−91.
- Основы теории коммуникации / Под ред. М. А. Васи лика. -М.: Гардарики, 2003. 615 с.
- Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект: учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и лит. / авт.-сост. М. Ю. Олешков: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. Нижний Тагил, 2006. — 146 с.
- Остин Дж. JI. Слово как действие / Дж. JI. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. -М.: Прогресс, 1986. — С. 22−130.
- Панкратова О. А. Спортивный дискурс как предмет лингвистического исследования / О. А. Панкратова // Языковая личность: проблемы когниции и коммуникации: Сб. науч. тр. Волгоград: Колледж, 2001. С. 214−218.
- Педагогическое речеведение: Словарь-справочник /Сост.
- A. А. Князьков — под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. -2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта- Наука, 1998. — 312 с.
- Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности /
- B. А. Петровский. Ростов-на-Дону, 1996. — 512 с.
- Пименова М. В. Концепты внутреннего мира: дисс.. д-ра. филол. наук. Санкт-Петербург, 2001. — 498 с.
- Пирогова Ю. К. Речевое воздействие в рекламе / Ю. К. Пирогова. -М.: Изд-во Моск. гос. лингв, ун-та, 1996. 114 с.
- Питина С. А. Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира /
- C. А. Питина. Челябинск: ЧелГУ, 2002. — 191 с.
- Потапова Р. К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика / Р. К. Потапова. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 568 с.
- Почепцов, Г. Г. Коммуникативные аспекты семантики / Г. Г. Почепцов. Киев: Вища школа, 1987. — 132 с.
- Почепцов, О. Г. Основы прагматического описания предложения / О. Г. Почепцов. Киев: Изд-во Киевского гос. ун-та, 1986. — 116 с.
- Проскуряков М. Р. Концептуальная структура текста: Лексико-фразеологическая и композиционно-стилистическая экспликация: Дис.. д-ра филол. наук. СПб., 2000. — 330 с.
- Пушкин А. А. Способ организации дискурса и типология языковых личностей / А. А. Пушкин // Язык, дискурс и личность. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1990. — С. 50−60.
- Реферовская Е. А. Коммуникативная структура текста в лексико-грамматическом аспекте / Е. А. Реферовская — АН СССР, Ин-т языкознания, Ленингр. отделение. Л.: Наука, 1989. — 167 с.
- Романов А. А. Системный анализ регулятивных средств диалогического общения / А. А. Романов. М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1988.- 182 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб: ПИТЕР, 1998. 705 с.
- Рубинштейн С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь / С. Л. Рубинштейн // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. — С. 127−132.
- Руженцева Н. Б. Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе: Монография / Н. Б. Руженцева. — Екатеринбург: УрГПУ, 2004. 294 с.
- Русская грамматика. Т. 2. М.: Наука, 1982. — 710 с.
- Рюмшина Л. И. Изучение индивидуально-личностных характеристик учителей с манипулятивной направленностьюв общении / JI. И. Рюмшина, Е. JT. Марголина // Психол. вестн. РГУ. Вып. 3. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1998. — С. 199−207.
- Рябикина 3. И. Личность и ее самоактуализация в общении с Другим / 3. И. Рябикина, Е. Г. Сомова // Мир психологии. 2001. — № 3. -С. 83−88.
- Рябцева Н. К. Коммуникативный модус и метаречь / Н. К. Рябцева // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М.: Наука, 1994. -С. 82−92.
- Савельева Е. П. Номинации речевых интенций в русском языке и их семантико-прагматическое истолкование: дисс. канд. филол. наук. -М., 1991.-21 с.
- Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. — 320 с.
- Седов К. Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности : Психо- и социолингвистический аспекты / К. Ф. Седов. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 180 с.
- Селиванова Е. А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации / Е. А. Селиванова. К.: ЦУЛ, «Фитосоциоцентр», 2002.-336 с.
- Сергеева Л. А. Проблемы оценочной семантики: Монография / Л. А. Сергеева. М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 140 с.
- Серио П. Русский язык и советский политический дискурс: анализ номинаций / П. Серио // Квадратура смысла. М.: Прогресс, 1999. -С. 337−383.
- Серль Дж. Р. Косвенные речевые акты / Дж. Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов. -М.: Прогресс, 1986b. С. 195−222.
- Сидоров Е. В. Проблемы речевой системности Е. В. Сидоров — Отв. ред. В. Н. Ярцева. М.: Наука, 1987. — 138 с.
- Силантьев И. В. Текст в системе дискурсивных взаимодействий / И. В. Силантьев — отв. ред.: Егоров Б. Ф. — РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т филологии. Новосибирск, 2004. — 187 с.
- Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1. Методологические вопросы / под ред. И. Н. Трофимовой, В. Г. Буданова. М.: Янус-К, 1997.-120 с.
- Славгородская JI. В. О функции адресата в научной прозе / П. В. Славгородская // Лингвостилистические особенности научного текста / АН СССР, каф. иностр. языков. М.: Наука, 1981. -С. 93−103.
- Слыппсин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. -М.: Academia, 2000. 128 с.
- Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Культурология» / А. В. Соколов. СПб., 1996. — 319 с.
- Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. СПб.: Питер, 2002. -592 с.
- Сопер Поль Л. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать/ П. Л. Сопер. Ростов н/Д, 1999. — 448 с.
- Старостин Б. А. К определению понятия науки / Б. А. Старостин // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1997. -С. 3−21.
- Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования / Ю. С. Степанов. М.: Языки русской культуры, 1997. -824 с.
- Столнейкер Р. С. Прагматика / Р. С. Столнейкер // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 16. Лингвистическая прагматика. -М.: Прогресс, 1985. С. 419−438.
- Стоуне Э. Психопедагогика / Э. Стоуне. Психологическая теория и практика обучения — Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. — М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
- Стросон П. Ф. Намерение и конвенция в речевых актах / П. Ф. Стросон // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. — С. 30−150.
- Сулимов В. А. Моделирование когнитивных трансформаций / В. А. Сулимов // Семиозис и культура: сборник научных статей (Выпуск 2) / Под общ. ред. И. Е. Фадеевой. Сыктывкар: изд-во Коми пед. ин-та, 2006. — С. 253−260.
- Сумарокова Л. Н. О взаимодействии логического и речевого аспектов аргументации / Л. Н. Сумарокова // Философские проблемы аргументации. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1986. — С. 324−338.
- Сусов И. П. Языковое общение и лингвистика / И. П. Сусов // Прагматические и семантические аспекты синтаксиса. Калинин: Калининск. гос. ун-т, 1985. — С. 3−12.
- Сухих С. А. Прагмалингвистическое моделирование коммуникативного процесса / С. А. Сухих, В. В. Зеленская. -Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 1998. 160 с.
- Тарасов Е. Ф. Межкультурное общение новая онтология анализа языкового сознания / Е. Ф. Тарасов // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Ин-т языкознания РАН, 1996. — С. 7−22.
- Тарасов Е. Ф. Социальный символизм в речевом поведении / Е. Ф. Тарасов // Общая и прикладная психолингвистика. М.: Наука, 1973.-С. 36−53.
- Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. Изд. 2-ое, переработ, и дополнен. — М.: Просвещение, 1970.- 606 с.
- Титоне Р. Некоторые эпистемологические проблемы психолингвистики / Р. Титоне // Психолингвистика. М.: Наука, 1984. -С. 336−352.
- Федорова Л. Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения / Л. Л. Федорова // Вопросы языкознания. 1991. -№ 6. — С.46−50.
- Филиппов М. Н. Невербальная коммуникация в конфликтных личностных взаимоотношениях / М. Н. Филиппов // Мир образования -образование в мире. 2004. — № 1. — С. 12−17.
- Фливбьерг Б. Хабермас и Фуко: мыслители для гражданского общества / Б. Фливбьерг // Вопросы философии. 2002. — № 2. -С. 137−157.
- Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход / Н. И. Формановская. М.: Русский язык, 2002.-216 с.
- Фуко М. Слова и вещи : Археология гуманитарных наук / М. Фуко. -Пер. с фр. / Вступ. ст. Н. С. Автономовой. СПб.: Талисман, 1994. -405 с.
- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Моск. лекции и интервью / Ю. Хабермас. Рос. АН. Ин-т философии. — М.: Изд. центр «Academia», 1995. — 244 с.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас- под ред. Д. В. Скляднева. Изд. 2-е, стер. — СПб.: Наука, 2006. — 377 с.
- Харитонова И. В. Теоретические основы системного исследования языка / И. В. Харитонова. Моск. гос. пед. ун-т. — М.: Прометей, 2003. — 106 с.
- Чернявская В. Е. Интертекстуальное взаимодействие как основа научной коммуникации / В. Е. Чернявская. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1999. — 209 с.
- Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991−2000): Монография / А. П. Чудинов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. — 238 с.
- Чудинов Ю. В. Риторика диалога : учеб. пособие для начальной и средней школы. Ч. 3 / Ю. В. Чудинов, А. Р. Чудинова. Пермь: Зап.-Урал. учеб.-науч. центр, 2001. — 234 с.
- Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В. И. Шаховский. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. — 192 с.
- Шаховской В. И. О лингвистике эмоций / В. И. Шаховский // Язык и эмоции: Сб. науч. тр. / Редкол.: Шаховской В. И. (отв. ред.) и др. -Волгоград: Перемена, 1995. С. 3−15.
- Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса / Е. И. Шейгал. -М.- Волгоград: Перемена, 2000. 368 с.
- Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю. А. Шерковин. М.: Прогресс, 1973.
- Ширяев Е. Н. Типы норм и вопрос о культурно-речевых оценках / Е. Н. Ширяев // Речевая ситуация в современной России. -Екатеринбург, 2000. С. 13−21.
- Шмелева Т. В. Модель речевого жанра / Т. В. Шмелева // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. — С. 88−98.
- Штелинг Д. А. Грамматическая семантика английского языка. Фактор человека в языке / Д. А. Штелинг. М.: МГИМО, ЧеРо, — 1996. — 253 с.
- Шубина Н. JI. Об адаптивных процессах в спонтанной речи / Н. JI. Шубина // Аспекты речевой конфликтологии. Сб. ст. под ред. С. Г. Ильенко. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1996. -С. 13−24.
- Шулъскис С. А. Сохраняется ли сложное предложение при устной форме его порождения? / С. А. Шульскис // Филологические науки, 2005, № 4.-С. 50−59.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. -СПб.: Symposium, 2004. 538 с.
- Эрвин-Трипп С. М. Язык. Тема. Слушатель. Анализ взаимодействия / С. М. Эрвин-Трипп // Новое в лингвистике. Вып. VII. Социолингвистика. М.: Прогресс, 1975. — С. 336−362.
- Ягубова М. А. Оценка в разговорной речи мужчин и женщин / М. А. Ягубова // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград- Саратов, 1998. — С. 43−54.
- Ягубова М. А. Речь в средствах массовой информации / М. А. Ягубова // Хорошая речь. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 2001. -С. 84−103.
- Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 688 с.
- Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская — Отв. ред. к.п.н. М. А. Ушакова. -М.: Сентябрь, 2000. 175 с.
- Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика / Р. О. Якобсон // Структурализм: «за» и «против». -М.: МГУ, 1975. С. 193−230.
- Якобсон Р. О. Избранные работы: Пер. с англ., нем., фр. яз. / предисл. В. В. Иванова. Сост. и общ. ред. В. А. Звегинцева. -М.: Прогресс, 1985.-455 с.
- Янко Т. Е. Коммуникативные стратегии русской речи / Т. Е. Янко. -М.: Языки славянской культуры, 2001. 384 с.
- Яцко В. А. Рассуждение как тип научной речи / В. А. Яцко. Абакан: Изд-во Хакас, гос. ун-та, 1998. — 182 с.
- Bach К. Linguistic Communication and Speech Acts / К. Bach, M. R. Harnish. Cambridge, MA, 1979. — 327 p.
- Baron R. Social Psychology / R. Baron, D. Byrne. Boston, 1981. -138 p.
- Barth E.M. and Krabbe E.C.W. From Axiom to Dialogue. Berlin, 1982.- 102 p.
- Bertalanffy L. von. Perspectives on General Systems Theory / L. von Bertalanffy. Scientific-Philosophical Studies. E. Taschdjian (eds.). — New York, 1975. — 202 p.
- Bourdieu P. Language and Symbolic Power / P. Bourdieu. Cambridge, 1991.-98 p.
- Brown G. Discourse Analysis / G. Brown, G. Yule. Cambridge, 1983. -288 p.
- Chafe W. L. Prosodic and functional units of language / W. L. Chafe // Talking Data: Transcription and Coding in Discourse Research. Hillsdale- London, 1993.-P. 33−44.
- Checland P. B. Soft sistems methodology: an overview. J. of Appied System Analyzis / P. Checland. 1988. V: 15. — P. 27−36.
- Chomsky N. Reflections on Language / N. Chomsky. New York, 1975. -138 p.
- Cicourel A. Cognitive Sociology / A. Cicourel. Harmondsworth: Penguin Books, 1973. — 85 p.
- Cicourel A. Three Models of Discourse Analysis / A. Cicourel // Discourse Processes. Vol. 3. — 1980. — P. 36−48.
- Coulmas F. Introduction: Conversational routine / F. Coulmas // Conversational Routine. The Hague, 1981. — P. 1−17.
- Coulthard M. An Introduction to Discourse Analysis / M. Coulthard. -London, 1977.-195 p.
- Craig R. T. (2001) Minding My Metamodel, Mending Myers // http://spot.colorado.edu/~craigr/mindingmymetamodel.htm
- Craig R. T. Conversational Coherence: Form, Structure, and Strategy / R. T. Craig, K. Tracy (eds.). — Beverly Hills, 1983.
- Critical discourse analysis: Theory and interdisciplinarity / Ed. by Weiss
- G., Wodak R. Palgrave: Macmillan, 2003.
- Dijk T. A. van. On macrostructures, mental models, and other inventions: A brief personal history of the Kintsch-van Dijk theory / T. A. van Dijk // Discourse Comprehension: Essays in Honor of Walter Kintsch. Hillsdale, 1995.-P. 383−410.
- Dijk T. A. van. Studies in the Pragmatics of Discourse / T. A. van Dijk. -The Hague, 1981.-331 p.
- Dreyfus, H. L. What computers can’t do: a critique of artificial reason /
- H. L. Dreyfus. New York: Harper and Row, 1972.
- Edmondson W. Spoken Discourse: A Model for Analysis / W. Edmondson. London, 1981. — 318 p.
- Festinger L. A. Theory of Cognitive Dissonance / L. Festinger. -Stanford, 1967.
- Flanders N. Analyzing Teacher Behaviour / N. Flanders. Amsterdam, 1970.
- Fritz G. Koharenz: Grundlagen der linguistischen Kommunikationsanalyse / G. Fritz. Tiibingen, 1982.
- Gumperz J. J. Discourse Strategies / J. J. Gumperz. Cambridge, MA, 1982.-225 p.
- Habermas J. Toward a Critique of the Theory of Meaning / J. Habermas // Postmetaphysical Thinking: Philosophical Essays. Polity Press, 1995. -P. 68−70.
- Henne H. Einfilhrung in die Gesprachsanalyse. 2., verb. u. erw. Aufl / H. Henne, H. Rehbock. — Berlin- New York, 1982. -274 S.
- Holland D. and Quinn N. Cultural Models in Language and Thought. -London. New York et al.: Cambridge University Press, 1987. 414 p.
- Hrebicec L. Text levels: Language constructs, constituents a. the Menzerath-Altmann law /L. Hrebicec. Trier: WVT Wss. Vert., 1995.
- Hymes D. Toward ethnogfraphy of communicative events / D. Hymes // Language and Social Context. Ed. by P. P. Giglioli. Harmondsworth, 1972. -P. 35−71.
- Katz, J. J., Fodor, J. A. The Structure of a semantic theory / J. J. Katz, J. A. Fodor // The Structure of Language. Prentice Hall, 1964: 170−210.
- Keirsey D. Porfcralts of temperament / D. Keirsey. Second edition. Del Mar, CA: Prometheus Nemesis Book Co. 1989.
- Kintsch W. The representation of meaning of memory / W. Kintsch. -Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1974. 279 p.
- Lakoff R. T. Persuasive discourse and ordinary conversation, with examples of advertising / R. T. Lakoff // In Tannen D. (Ed.) Analizing discourse: text and talk. Georgetown, 1982. — P. 35−46.
- Lakoff R. T. Stylistic Strategies within a Grammar of Style. Language, sex and gender / R. T. Lakoff // Annals of the New York Academy of Science, 1979. V. 27. — P. 53−78.
- Leech C. N. Principles of Pragmatics / C. N. Leech. London, 1983. -250 p.
- Levy D. M. Communicative goals and strategies: Between discourse and syntax / D. M. Levy // Syntax and Scrnai tics. Vol. 12: Discourse and Syntax. — New York, 1979. — P. 183−210.
- Longacre R. Why We Need a Vertical Revolution in Linguistics / R. Longacre // The Fifth Lacus Forum Columbia, 1978. P. 247−270.
- Lyons J. Semantics / J. Lyons. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1981. In 2 vol.-897 p.
- MacKay D. Formal analysis of communication processes / D. MacKay // Nonverbal Communication. Cambridge, 1972. — P. 3−26.
- Mackenzie J. D. The Dialectics of Logic / J. D. Mackenzie // Logique et analyse. 1981.-№ 94.
- Mead G. H. Mind, Self and Society / G. H. Mead. Chicago, 1934.
- Morgan J. (eds.) Syntax and Semantics 9: Pragmatics. New York: Academic Press, 1978. — Pp. 261−281.
- Ostman J. Discourse analysis / J. Ostman, T. Virtanen // Handbook of Pragmatics: Manual. — Amsterdam, Philadephia, 1995. P. 239−253.
- Owen M. Apologies and Remedial Interchanges: A Study of Language Use in Social Interaction / M. Owen. New York- Amsterdam, 1983. — 192 P
- Parisi D. A goal analysis of some pragmatic aspects of language / D. Parisi, Ch. Castelfranchi // Possibilities and Limitations of Pragmatics. — Amsterdam, 1981. P. 551−567.
- Perelman Ch. and Olbrechts L. Tyteca The New Rhetoric. A Treatise on Argumentation, -2nd ed. Notre Dame, etc. -Г ed. 1969. (Translated by J. Wilkinson and P. Weaver. Originally Published as: La Nouvelle Rhetorique: Traite de Г Argumentation, 1958).
- Recanati Fr. Domains of discourse / Fr. Recanati // Linguistics and philosophy. Dordrecht- Boston, 1996. — Vol. 19. — № 5. — P. 445−475.
- Sacks H. A Simplest Systematics for the Organization of Turn-Taking for Conversation / H. Sacks, E. Schegloff, G. Jefferson // Language 50, 1974: 696−735.
- Schank R. C. Dynamic Memory: A Theory of Reminding and Learning in Computers and People / R. C. Schank. Cambridge, New York, 1982. — 240 P
- Schank R. C. Scripts, Plans, Goals and Understanding: An Inquiry into Human Knowledge Structures / R. C. Schank, R. P. Abelson. Hillsdale, 1977.-268 p.
- Schiffrin D. Approaches to Discourse / D. Schiffrin. Oxford- Cambridge, MA, 1994.
- Searl J. R. Mind. Language and society / J. R. Searl. Masterminds, basic books. 1998. Ch.4.
- Searle J. R. Conversation // J. R. Searle et al. (On) Searle on Conversation. Amsterdam, 1992. P. 7−29.
- Shannon C. The Mathematical Theory of Communication / C. Shannon, W. Weaver. Urbana, 1949.
- Simon A. Mirrors for Behaviour: An Anthology of Classroom Observation Instruments. Research for Better Schools / A. Simon, E. Boyer. -L, 1967, 6 vols.
- Sinclair J. Mch. The English Used by Teachers and Pupils / J. Mch. Sinclair, I. J. Forsyth, R. M. Coulthard, M. C. Ashby. Birmingham, 1972.
- Sopher H. The archetypal patterns of discourse / H. Sopher // Semiotica. -Berlin, 1996. Vol. 109, N ½. — P. 1−27.
- Stones E. Teaching Practice: Problems and Perspectives / E. Stones, S. Morris.-L., 1972.-186 p.
- Sperber D. Relevance: Communication and Cognition / D. Sperber, D. Wilson. 2nd ed. — Oxford- Cambridge, MA, 1995. — 326 p.
- Stenstrom A.-B. An Introduction to Spoken Interaction / A.-B. Stenstrom. -London, 1994.-232p.
- Stubbs M. Discourse Analysis: The Sociolinguistic Analysis of Natural Language / M. Stubbs. Oxford, 1983. — 272 p.
- Stubbs M. Educational Linguistics / M. Stubbs. Oxford, 1988. — 244 p.
- Tannen D. Conversational Style / D. Tannen. New Jersey, 1988.
- Tannen D. Talking Voices: Repetition, Dialogue, and Imagery in Conversational Discourse / D. Tannen. Cambridge- New York, 1989. -250 p.
- Toulmin St. The Uses of Argument / St. Toulmin. Cambridge, 1958. -264 p.
- Travers R. M. W. Second Handbook of Research on Teaching / R. M. W. Travers. Chicago, 1973.
- Weizenbaum J. Computer Power and Human Reason / J. Weizenbaum. -San Francisco: Freeman, 1976.
- Whorf B. L. Language, thought and reality / B. L. Whorf. N.Y., 1956. -258 p.
- Wilson D. Presuppositions and Non-Truth-Conditional Semantics / D. Wilson. Academic, 1975. — 161 p.
- Wodak R. Disorders of discourse / R. Wodak. L.- N.Y.: Longman, 1996.-216 p.
- Wunderlich D. Zur Konventionalitat von Sprechhandlungen / D. Wunderlich // Linguistische Pragmatik. Frankfurt, 1975. — S. 11−58.