Формирование интереса к математике у младших школьников средствами народной педагогики
Диссертация
Сегодня стала, актуальной идея возрождения России как многонационального государства, её полиэтничной культуры, национальной школы. В современном российском обществе в сфере национальных и межнациональных отношений происходят сложные ю противоречивые процессы, обусловленные, с одной стороны, политическими и социально-экономическими, преобразованиями в России, с другой — ростом национального… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕМАТИКЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- 1. 1. Историко-педагогический аспект проблемы формирования интереса к математике у младших школьников
- 1. 2. Педагогический потенциал дагестанской народной педагогики в формировании интереса к математике у младших школьников
- 1. 3. Значение устного народного творчества в формировании интереса к математике у младших школьников
- 1. 4. Возможности художественно-прикладного искусства в формировании интереса к математике у младших школьников
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕМАТИКЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДАГЕСТАНА
- 2. 1. Программа применения средств дагестанской народной педагогики в формировании интереса к математике у младших школьников в учебном процессе
- 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса к математике у младших школьников средствами дагестанской народной педагогики
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей Текст. / Ф. З. Абакарова. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.
- Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я» Текст. / Р. Г. Абдулатипов. — М.: Мысль, 1991. 169 с.
- Абдулкадыров С.Г. Национальные проблемы школьного образования в Дагестане Текст. / С. Г. Абдулкадыров. Махачкала: Дагучпедгиз, 1995.- 152 с.
- Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана Текст. / М. А. Абдуллаев. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. — 350 с.
- Аварские народные сказки Текст. / Сост. Д. М. Атаев. М., 1985.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении Текст. / под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176с.
- Актуальные проблемы национального и интернационального в духовном мире школьника Текст.: сборник. Баку, 1984. — 224 с.
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество Текст. / Д. Альтхауз, Э.Дум. М.: Просвещение, 1984. — С. 11- 40.
- Аль Фараби. Философские трактаты Текст. / Аль Фараби. -Алмааты: КазГосиздат, 1973. 446с.
- Амонашвили Ш. А. Чтобы жизнь учителя состоялась Текст. / Ш. А. Амонашвили // Педагогика наших детей. Краснодар, 1989. — С. 9−47.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогическая процесса Текст. /Ш.А. Амонашвили. М., 1990. — 560 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология Текст.: учебник / Г. М. Андреева. М.: МГУ, 1988. — 432 с.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор Текст. / В. П. Аникин. М.: Учпедгиз, 1957. — 240 с.
- Аристотель. Сочинения в четырех томах Текст. / Аристотель. М.: Мысль, 1976. — 1 т. — С. 65.
- Атангулов У.Ш. О национальной школе Текст. / У.Ш. Атангулов// Педагогика. 2001. — № 3. — С. 102−105.
- Атутов П.Р., Будаева М. М. Методологические проблемы национально-регионального образования Текст. / П. Р. Атутов, М. М. Будаева // Педагогика. 2001. -№ 2. — С. 26.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 588 с.
- Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы Текст. / Н. В. Бабкина // Психологическое обозрение. 1996. — № 2 (3). — С. 47−52.
- Байрамбеков М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана Текст. / М. М. Байрамбеков. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. — 96 с.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться Текст. / К. В. Бардин. М., 1987.- 112 с.
- Батищев Г. С. Педагогическое экспериментирование Текст. / Г. С. Батищев // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 94−97.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников Текст. / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. М., 1995. — С. 7−8.
- Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь Текст. / М. М. Безруких. М.: Эксмо, 2009. — 464с.
- Белошистая A.B. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема Текст. / A.B. Белошистая // Начальная школа.1.-2003.-С. 44−54.
- Беляев М.Ф. Психология интереса Текст.: автореф. дис. докт. псих, наук / М. Ф. Беляев. Иркутск, 1944. — 23 с.
- Блехер Ф.Н. Счет и число в детском саду Текст.: методическое письмо / Ф. Н. Блехер. М., 1945. — С. 6−8.
- Блехер Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе Текст. / Ф. Н. Блехер. М.: Учпедгиз, 1934. — С. 67.
- Богородицкая В.Н., Перфилова Г. В., Боярчук Ю. В. Школьные реформы и образовательные стандарты Текст. / В. Н. Богородицкая, Г. В. Перфилова, Ю. В. Боярчук. М., 1998. — С. 34.
- Боголюбская М.К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду Текст. / М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. М.: Просвещение, 1970. — 148 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И: Бо-жович: / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1997.-С. 352−420.
- Бордовский Г. А. Принцип регионализации и развитие образования на Северо-западе России Текст. / Г. А. Бордовский // Человек, и образование в современной России.
- Боровиков Л.И. Формирование интереса к музыкальному фольклору у первоклассников Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. И. Боровиков. -М., 1986.-21 с.
- Бромлей Ю.В. Этносоциальные аспекты формирования человека Текст. / Ю. В. Бромлей // Вестник высшей школы. № 1. — 1989. — С. 23−30.
- Будникова B.C. Сказка на занятии математики Текст. / B.C. Будни-кова // Начальная школа. № 10. — 1999. — С. 80−89.
- Бурлина Е.Я. О понятии «музыкальный интерес» Текст. / Е.Я. Бур-лина // Музыка в социалистическом обществе. Л., 1975. — Вып. 2. — С. 6375.
- Валицкая А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие Текст. / А. П. Валицкая // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 3−8.
- Валеев Г. Х. Объект, предмет и тема научного исследования Текст. / Г. Х. Валеев // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 27−32.
- Венгер Л.А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Текст. / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. -М.: Просвещение, 1989.
- Власов В., Макаев В. «Родное слово» и «Детский мир» К.Д.Ушинского как источники и средство эстетического воспитания учащихся Текст. / В. Власов, В. Макаев // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 102−104.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика Текст. / Г. Н. Волков. Чебоксары, 1974.-376 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений Текст. / Г. Н. Волков. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-С. 50.
- Волков Г. Н. Вечность воспитания Текст. / Г. Н. Волков // Народное образование. 1994. — № 4. — С. 63.
- Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика Текст. / Г. Н. Волков. — Чебоксары: Чубашкнигоизд, 1956.-С. 11−12.
- Волковский Д.Л. Руководство к «Детскому миру» в числах Текст. / Д. Л. Волковский.-М., 1916.-С. 7−11, 13,24.
- Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование Текст. // Педагогическая технология. 1993. — №№ 3, 4.-141 с.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды истории поведения Текст. / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. -М., 1993. 223 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский.-М., 1994.-480 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1960. — 307 с.
- Гаджиев А.Х. Проблемы этнической психологии Текст., / А. Х. Гаджиев. Ростов-на-Дону, 1982. — С. 11.
- Гамзатова П.Р. Женские ювелирные украшения Дагестана Текст. / П. Р. Гамзатова. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1986. — 80 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин. -М., 1976.
- Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии Текст. / П. Я. Гальперин. М., 1981.
- Гарунов Э.Г. Педагогические проблемы функционирования школ с полиэтническим составом учащихся Текст. / Э. Г. Гарунов. Махачкала: ДГПУ, 1995.- 176 с.
- Гасанов З.Т. Педагогика' межнационального общения Текст. / З. Т. Гасанов. М., 1999. -390 с.
- Гасанов Р.Х. Дагестанский фольклор детям Текст. / Р. Х. Гасанов. — Махачкала: Юпитер, 1994.
- Гасанова М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки Текст. / М. М. Гасанова. Махачкала: Дагучпедгиз, 1971.
- Глаголева Л.В. Сравнение величин предметов в нулевых- группах школ Текст. / Л. В. Глаголева. Л.-М.: Работник просвещения, 1930. — С. 4−6, 12−13.
- Гилилова Л.Д. Приобщение детей к культуре и искусству народов Дагестана Текст. / Л. Д. Гилилова. Махачкала, 1993.
- Глейзер Г. Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество Текст. / Г. Д. Глейзер // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 11.
- Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема Текст. / Н. Ф. Голованова. СПб., 1997. — С. 6.
- Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа Текст. / Р. Грин, В. Лак-сон. -М.: Просвещение, 1982. -С. 223.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — С. 480.
- Давыдов Ю.С. Образование 2002: взгляд изнутри Текст. / Ю. С. Давыдов // Педагогика. — 2002.-№ 9.-С.11−18.
- Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное Текст. / В. И. Даль. / Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике
- Дошкольник изучает математику. Как и где? Текст. / Сост. и общ. ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. — 128 с.
- Дусавицкий А.К. Формула интереса Текст. / А. К. Дусавицкий. М.: Педагогика. — 176 с.
- Житомирский В.Г., Шеврин Л. Н. Математическая азбука Текст. / В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. М.: Дошкольное воспитание, 1984. — С. 200−205.
- Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе Текст. / И. В. Жуковский // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 39.
- Загвязинский В.И. Проектирование региональных образовательных систем Текст. / В. И. Загвязинский // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 36−38.
- Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм Текст. / М. Загрутдинова, Н. Гавриш // Дошкольное воспитание. -1991.-№ 9. С. 16−22.
- Закон РФ «Об образовании». Постановление Верховного Совета РФ от 10.07.92 г., № 3267−1. Текст. М. Д992. — 57 с.
- Закон РД «Об образовании» Текст. Махачкала, 2001.
- Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей Текст. / А. З. Зак. — Ярославль: Академия развития, 1998.
- Захарченко Е.Ю. Становление педагогической культуры молодого учителя Текст. / Е. Ю. Захарченко // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 45−50.
- Занков JI.B. О начальном обучении Текст. / JI.B. Занков. М., 1963.
- Запорожец A.B. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников Текст. / A.B. Запорожец. М.: Политиздат, 1965. — С. 101.
- Звонкин А. Малыш и математика, непохожая на математику Текст. /
- A. Звонкин. — Знание и сила. 1985. — С. 41−44.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся Текст. /
- B.П.Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии Текст. / И. А. Зимняя. М., 1992. — 112 с.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки Текст. / Ю. Г. Илларионова. -М.: Просвещение, 1976. 127 с.
- Ильин И: Духовный смысл сказки: Слово, произнесенное на «Вечере русской сказки» в Берлине 3 мая 1934 года Текст. / И. Ильин // Студенческий меридиан. 1989. — № 2. — С. 30.
- Исаханова С.П. Как помочь детям полюбить математику Текст. /
- C.П.Исаханова // Начальная школа. № 5. — 2002. — С. 73−78.
- История народов Северного Кавказа Текст. М., 1989. — С. 510.
- Казилов Г. Н. Ворсовые ковры Дагестана Текст. / Г. Н. Казилов. -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2002. 204 с.
- Каймаразов Г. Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане Текст. / Г. Ш. Каймаразов. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. — С. 120.
- Калугин В.И. От колыбельных до были // Жили-были. Произведения русского устного народного творчества для детей Текст. / В. И. Калугин. / Сост., предисл. и комм. В. Калугина. М.: Молодая гвардия, 1988. — С. 6.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики Текст. / П. Ф. Каптерев // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 79.
- Киргинцева Е.И. Пути формирования познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности Текст. / Е. И. Киргинцева // Начальная школа. 1992. — № 11/12. — С. 29−31.
- Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школьной группе) Текст. / Г. Клименко // Дошкольное воспитание. 1983. — № 5. — С. 34−35.
- Конвенция о правах ребенка Текст. // Курьер «ЮНЕСКО». 1991. — № 8.
- Концепция непрерывного образования Текст. // Народное образование.- 1989.-№ 10.-С. 18.
- Концепция воспитания учащейся молодежи Текст. // Педагогика. -1989. -№ 3−4.
- Кондратова В.В. Организация воспитательного процесса в детском саду при подготовке шестилетних детей к школе Текст. / В. В. Кондратова. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1987.
- Коменский Я.А. Великая дидактика. Изб. пед. произведения. Т. 1. Текст. / Я. А. Коменский. М., 1982. — С. 656.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) Текст. / Е.Кудрявцева. / Дошкольное воспитание. -1986.-№ 9.-С. 23−26.
- Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, занимательные конкурсы в школе Текст. / Э. Г. Кузнецова. М., 1998. — 128 с.
- Кузнецова JI.B. Гармоничное развитие личности младшего школьника Текст. / Л. В. Кузнецова. М., 1988, — С. 223.
- Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России Текст. / М. Н. Кузьмин // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 3−11.
- Куликов А.Н. Задачи, ребусы, головоломки стран мира Текст. / А. Н. Куликов. -М.: Пилигрим, 1997.
- Куревина O.A., Петерсон Л. Г. Концепция образования: современный взгляд Текст. / O.A. Куревина, Л. Г. Петерсон. М., 1999. — С. 4.
- Лакские народные сказки / Сост. предисловия, коммент. Халилова Х. М. Текст. -Махачкала, 1959. С. 17 (на лак. яз.).
- Локк Дж. Педагогические сочинения Текст. / Дж. Локк. М., 1939. -107 с.
- Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3−6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах Текст. / В. И. Логинова.-Л., 1964.
- Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования1 элементарных математических представлений в детском саду Текст. / В. И. Логинова.-Л., 1990.-С. 24−37.
- Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Текст. / A.M. Леушина. М.: Наука- 1974.-С. 236.
- Леушина A.M. Преемственность в работе школы и детского сада по арифметике Текст. / A.M. Леушина. М.: Дошкольное воспитание, 1967. -№ 5.
- Лернер И.Я. Базовое содержание общего образования Текст. / И. Я. Лернер // Советская педагогика. 1991. -№ 1. — С. 15−21.
- Лушников И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании Текст. / И. Д. Лушников // Педагогика. № 10. — 2000. — С. 24.
- Луначарский A.B. О воспитании и образовании Текст. / А. В. Луначарский. -М., 1971.-Т. 4. С. 418.
- Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника Текст. / A.A. Люблинская. М., 1977. — С. 224.
- Мазаева К.И. Активизация познавательных интересов учащихся на математических традициях народной педагогики Текст. / К.И. Мазаева// Вестник ДГИНХ: Сборник научных трудов. Вып. XIII. Махачкала: ДГИНХ, 2008.-С. 375−379.
- Мазаева К.И. Народная педагогика Дагестана как средство обучения младших школьников счету Текст. / К. И. Мазаева // Вестник Ставропольского государственного университета. Выпуск 52. — 2007. — С. 35−41.
- Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана Текст. / Р. М. Магомедов. Махачкала: Дагучпедгиз. — 1992. — 144 с.
- Мадера А.Г., Мадера Д. А. Математические софизмы. Правдоподобные рассуждения, приводящие к ошибочным утверждениям. Книга для* учащихся 7−11 классов Текст. / А. Г. Мадера, Д. А. Мадера. М.: Просвещение, 2003.
- Макаренко A.C. Сочинение. Т. 4 Текст. / А. С. Макаренко. М., 1987.-С.20.
- Маллаев Д.М. Этнические нормы — нравственная основа формирования личности Текст. / Д. М. Маллаев // Современная наука: проблемы и перспективы. Вып.2.: Сб. статей. Махачкала: ДГПУ, 2002. -111 с.
- Мамедов С.М. Становление и развитие светского образования в дореволюционном Дагестане Текст.: автореф. дис. канд. пед. н./ С. М. Мамедов. Махачкала, 1998. — 22 с.
- Маргграф О.В. Очерки кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техник производства Текст. / О. В. Маргграф. М., 1882.
- Мацкевич А .Я. Малые формы фольклора дошкольникам Текст. /
- A.Я. Мацкевич // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В. А. Богуславская,
- B.Д. Разова. -М.: Просвещение, 1967. С. 46−60.
- Мельникова A.A. Язык и национальный характер. Взаимосвязь языка и ментальности Текст. / A.A. Мельникова. СПб.: Речь, 2003. — 320с.
- Меновщикова H.A., Кузина Е. Е., Найденова В. А. Уроки творчества. Из опыта работы по интегрированному обучению ИЗО, музыке, ручному труду Текст. / H.A. Меновщикова, Е. Е. Кузина, В. А. Найденова // Начальная школа. 1994. -№ 12. — С. 49−52.
- Метельский Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики Текст. / Н. В. Метельский. Минск: Вышейшая школа, 1997. — С. 256.
- Методологические основы разработки регионального компонента государственных образовательных стандартов Текст. Пермь, 1996. — 170 с.
- Методы педагогических исследований Текст. / Под ред. Пискунова А. И., Воробьева T.B. М.: Педагогика, 1979.
- Метлина JI.C. Занятия по математике в детском саду Текст. / JT.C. Метлина. М.: Дошкольное воспитание, 1985.-С. 164.
- Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру Текст. Пятигорск, 1998. — С. 194.
- Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана Текст. / Ш. А. Мир-зоев. Махачкала: ДГПУ, 1992. — С. 123.
- Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана Текст. / Ш. А. Мирзоев. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.- 186 с.
- Мирзоев Ш. А. Народная педагогика: словесные средства воспитания Текст. / Ш. А. Мирзоев. Махачкала: Дагучпедгиз, 1984, — 128 с.
- Мижериков В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений
- Текст. / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 288 с.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников Текст. / З. А. Михайлова. М.: Дошкольное воспитание, 1985. — С. 198.
- Модылевская Г. И. Нестандартные формы работы с книгой Текст. / Г. И. Модылевская // Начальная школа. 1995. — № 3. — С. 33.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей Текст. / Н. Г. Морозова. М.: Просвещение, 1969. — С. 280.
- Моро М.И., Вапняр Н. Ф., Степанова C.B. Математика в картинках Текст. / М. И. Моро, Н. Ф. Вапняр, C.B. Степанова. М.: Учпедгиз, 1985. — С. 56−59.
- Мудрик A.B. Социализация и «смутное время» Текст. / A.B. Муд-рик.-М., 1991.-С. 20.
- Мудрик A.B. Учитель, мастерство и вдохновение Текст. / A.B. Мудрик.-М., 1986.
- Мусаев O.K. Вопросы развития и совершенствования сети сельских школ ДАССР Текст. / O.K. Мусаев. Махачкала: Дагучпедгиз, 1979. — С. 9.
- Мухина B.C. Возрастная психология Текст. / B.C. Мухина- М.: Академия. 1999. — 456 с.
- Народное образование в Дагестане Текст.: сборник данных. — Махачкала, 1991.-306 с.
- Народная педагогика и воспитание Текст. / Авт.-сост.: Широкова Е. Ф., Филиппова Ж. Т., Лейко М. М., Шувалова М. Н., — М., 1996. 49 с.
- Народное искусство в воспитании детей Текст. / Под ред. Комаровой Т. С. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 258 с.
- Мб.Назаревич А. Ф. Сказочные самоцветы Дагестана Текст. / А.Ф. Наза-ревич. Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1975. — 208 с.
- Немов P.C. Психология. T. 1 Текст. / P.C. Немов. M., 1995. — 300 с.
- Непомнящая H.H. Психологический анализ обучения детей 3−7 лет Текст. / Н. И. Непомнящая. М.: Дошкольное воспитание, 1983. — С. 77−79.
- Новые типы школ: организация и управление Текст. М., 1993. — С.25.
- Никандров Н.Д. Круглый стол. Реформирование образования в России Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 25.
- Никитин Б.П. Развивающие игры Текст. / Б. П. Никитин М.: Наука, 1985.-С. 201.
- Нуркенкова Н.В. Геометрия для дошкольников Текст. / Н.В. Нур-кенкова // Дошкольная педагогика. № 2. — 2008. — С. 66.
- Образование в Российской Федерации Текст. М.: Госкомстат, 1995.
- Обучение и развитие Текст. / Под ред. JI.B. Занкова. М., 1975. -440 с.
- Общая психология Текст. / Под ред. Богословского В. В. и др. М., 1981.-200 с.
- Общее среднее образование Республики Дагестан Текст.: сборник нормативных документов. Махачкала, 1995. — 367 с.
- Образовательные стандарты и' контроль качества образования Текст. Вологда, 1996. — 100 с.
- Османов М.А. Дагестан Текст. / М. А. Османов. М.: Мысль, 1986. -С. 45.
- О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации Текст. // Вестник образования. 1997. — № 5. — С. 9−12:
- О разработке региональных компонентов государственного образовательного стандарта Текст. // Дидакт. 1996. — № 4. — С. 7−11.
- Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ Текст. // Вестник образования. 1998. — № 4. — С. 54.
- Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего образования Текст. // Вестник образования. 1998. — № 9. — С. 3−8.
- О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» Текст. М., 1995. — 64 с.
- Орлов А.Б. Общеобразовательная культура Текст. / А. Б. Орлов. -М.: Мысль, 1986.-141 с.
- Ососков A.B. Вопросы истории начального образования в России Текст. / A.B.Ососков. М., 1974. — 170 с.
- Олехник С.Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. Н. Старинные занимательные задачи Текст. / С. Н. Олехник, Ю. В. Нестеренко, М. Н. Потапов. -М.: Наука, 1988.
- Пальянов М.П., Турченко В. Н., Копытов А. Д. Стратегия развития образовательного пространства региона Текст. / М. П. Пальянов, В. Н. Турченко, А. Д. Копытов // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 17−23.
- Потапова E.H. Радость познания Текст. / Е. Н. Потапова. М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
- Петровичев В. М: Региональное образование: организация, управление развитием Текст. / В. М. Петровичев. Тула: Приокское кн. изд-во, 1994. -288 с.
- Педагогика. Текст.: учебное пособие для студентов педвузов и пед-колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.-436 с.
- Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии Текст. / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1999. — 512 с.
- Педагогика Текст.: уч. пос. / Под ред. Бабанского Ю. К. — М.: Просвещение, 1988. 479 с.
- Педагогический поиск Текст. — М.: Педагогика, 1990. 560 с.
- Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Т. 2. Текст. / И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1963. — С. 243.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Текст. / И. Г. Песталоцци. / Под ред. В. Н. Столетова. М.: Педагогика, 1981. -С. 334.
- Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы Текст.: материалы Международной народно-практической конференции 30−31 мая 2000 г.— Махачкала-Пятигорск, 2000. — С. 22.
- Полонский В.И. Объекты стандартизации в педагогике и народном образовании Текст. / В. И. Полонский // Пропп В .Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976. — С. 247.
- Потапова E.H. Радость познания Текст. / E.H. Потапова. — М.: Просвещение, 1987. 96 с.
- Путешествие по стране загадок Текст. / Сост. Шайдулова Н. В., — М., 2000.-67 с.
- Раевский А.Н. Направленность личности Текст. / А. Н. Раевский / Под ред. Г. Костюка. Киев, 1968. — С. 493−516.
- Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования Текст. // Вестник образования. 1992. — № 10. — С. 13.
- Реформирование образования в России Текст. // Педагогика. 1987. -№ 5.-С. 24−27.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста Текст. / Т. Д. Рихтерман. М.: Дошкольное воспитание детей, 1982.-С. 145.
- Родина О.В. В уме считайте, не по пальцам Текст. / О. В. Родина // Начальная школа. № 9. — 2001. — С. 112.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т.1.- 485 е., Т.2 — 322 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — С. 85.
- Русанов В.H. Математические олимпиады младших школьников Текст. / В. Н. Русанов. М., 1990.
- РусиковаН.В. Развивающая функция межпредметных связей математики и музыки в начальном образовании Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. В. Русикова. Махачкала: ДГПУ, 2003. -21с.
- Сборник сведений о кавказских горцах Текст. Выпуск III. Тифлис, 1870. — С. 3.
- Светловская H.H. Методика внеклассного чтения Текст. / H.H. Светловская. М., 1991. — С. 207.
- Сенько Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен Текст. / Ю. В. Сенько. / Педагогика. 2002. — № 1. — С. 11−17.
- Сказки народов Дагестана: в 2 т. Т.2 / Сост. К. Мазаев, С. Касумов. -Махачкала: Даг. Кн. Изд-во, 1997. 528с.
- Сказки народов Дагестана Текст. / Сост. Халилов Х. М., Османов М.-З.О.-Махачкала, 1989.
- Современный фольклор народов Дагестана Текст.: сборник статей. Халилов Х. М. Махачкала, 1983.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду Текст. / А. И. Сорокина. М.: Дошкольное воспитание, 1982. — С. 70−95.
- Справочник инновационных учебных заведений Республики Дагестан (по состоянию на 01.05.2001) Текст. Махачкала, 2001. — 22 с.
- Справка о ходе реализации федеральной программы развития образования в России Текст. // Вестник образования. 1996. — № 4. — С. 3.
- Судаков В.В. Региональный компонент государственных образовательных стандартов: от идеи к реализации Текст. /В.В. Судаков // Метод, основы разработки регионального компонента гос. образ, стандартов. -Пермь, 1996.-С. 147−155.
- Сухомлинский В.А. О воспитании Текст. / В. А. Сухомлинский. -М.: Политиздат, 1985. 270 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека Текст. / В. А. Сухомлинский.-М., 1975.-С. 110.
- Супрунова JI.JI. Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе Текст. / JI.JI. Супрунова // Педагогика.-2001,-№ 5.-С. 32.
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников Текст. / Т. В. Тарунтаева. -М.: Учпедгиз, 1980. С. 79.
- Тихеева Е.И. Счет в жизни маленьких детей Текст. / Е. И. Тихеева. -М.: Жизнь ребенка, 1920. С. 4−5.
- Тихеева Е.И. Современный детский сад Текст. / Е. И. Тихеева. Пг., 1920.-95 с.
- Ткаченко Е.В. Реформа образования в Российской Федерации Текст. / Е. В. Ткаченко // Реформирование образования в России. Некоторые итоги, проблемы, задачи (по материалам выступления министра образования РФ).-М., 1995.-С. 10.
- Традиционный фольклор народов Дагестана Текст. / под ред. Г. Г. Гамзатова, У. Б. Далгата. М.: Наука, 1991. — 496с.
- Третьяков П.И. Практика управления современной школой Текст. / П. И. Третьяков. -М., 1995. 196 с.
- Толстой JI.H. О народном образовании Текст. / Л. Н. Толстой // Отечественные записки. 1874. — № 9. — С. 121−130.
- Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы Текст. / Л. Н. Толстой // Отечественные записки. -1874. № 10. С. 61.
- Тучалаев С.Т. Национальная школа Дагестана: проблемы, опыт и перспективы развития Текст.: Монография / С. Т. Тучалаев. Ростов-на-Дону, 2001.-214 с.
- Турченко В.Н. Методологические основы российской стратегии развития образования Текст. / В. Н. Турченко // Педагогика. 2002. — № 10.-С. 97−100.
- Удальцова Е.И. Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду Текст. / Е. И. Удальцова. Минск, 1979. — С. 63.
- Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения (пер. с нем.) Текст. / Унт Инге. М., 1990. — С. 11.
- Услар П.К. Предположение об устройстве горских школ. Абхазский язык, Этнография Кавказа Текст. / П. К. Услар. Тифлис, 1887. — С. 31.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. Текст. / К. Д. Ушинский. -М.-Л., 1948.-С. 165.
- Ушинский К.Д. Родное слово. Избр. пед. произведения. Т. 2. Текст. / К. Д. Ушинский. М., 1957. — С. 557.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании Текст. / К. Д. Ушинский. / Избранные педагогические произведения. — М., 1968. — С. 272.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1964 г. — С. 482.
- Фардутдинова Е.В. Первый десяток Текст. / Е. В. Фардутдинова // Начальная школа. № 5. — 2002. — С. 79−82.
- Физиология развития ребенка Текст. / Под ред. В. Н. Козлова, Д. А. Фабвера. М.: Педагогика, 1983. — 297 с.
- Филиппов Ю.В. Социализация этноса Текст. / Ю. В. Филиппов. -Н.Новгород, 1997.-С. 19.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя Текст. / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М., 1991. — С. 288.
- Харламов И.Ф. Педагогика Текст. / И. Ф. Харламов. — М.: Гардари-ки, 2000.-519 с.
- Хмель Н.Д. Работа по формированию разносторонних интересов старших школьников Текст.: дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1965. — С. 208.
- Хомеррики О.Г., Поташник М. М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс Текст. / О. Г. Хомеррики, М. М. Поташник, A.B. Лоренсов. М., 1994. — С. 6.
- Чистяков В.Д. Старинные задачи по элементарной математике Текст. / В. Д. Чистяков. —Минск, 1978.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности Текст. / В.Д. Шадри-ков. М.: Логос, 1994. — 320 с.
- Шахаев А.Ш. Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (на материале Республики Дагестан) Текст.: Ав-тореф дис. канд. пед. наук / А. Ш. Шахаев. Махачкала: ДГУ, 2002. — 23с.
- Шварцман К.А. Философия и воспитание Текст. / К. А. Шварцман. — М., 1989.-С. 208.
- Шимина А.Н. Современное и несовременное в педагогике Текст. / А. Н. Шимина // Педагогика. 2002. — № 7. — С. 26−31.
- Школьное образование в Дагестане Текст. Махачкала: Дагучпед-гиз, 1968.-268 с.
- Щербакова Е.И. О математике малышам Текст. / Е. И. Щербакова. — Киев, 1984.-С. 80.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Г. И. Щукина. М., 1979. — С. 208.
- Эльконин Д.Б. Психологические условия развивающего обучения Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1970.
- Эльконин Д.Б. Психология младшего школьника Текст. / Д. Б. Эльконин. -М., 1974.
- Этническая психология Текст. -М., 1984.
- Юнусова М.Т. Психологические особенности шестилетних детей и дидактические требования к их обучению в подготовительном классе дагестанской национальной школы Текст. / М. Т. Юнусова. Махачкала: Дагуч-педгиз, 1985.-С. 34.
- Юрова A.A. Конспект музыкально-математического досуга в старшей группе «Весенняя ярмарка» Текст. / A.A. Юрова // Дошкольная педагогика. № 2. — 2008. — С. 16.