Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование интереса к математике у младших школьников средствами народной педагогики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня стала, актуальной идея возрождения России как многонационального государства, её полиэтничной культуры, национальной школы. В современном российском обществе в сфере национальных и межнациональных отношений происходят сложные ю противоречивые процессы, обусловленные, с одной стороны, политическими и социально-экономическими, преобразованиями в России, с другой — ростом национального… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕМАТИКЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    • 1. 1. Историко-педагогический аспект проблемы формирования интереса к математике у младших школьников
    • 1. 2. Педагогический потенциал дагестанской народной педагогики в формировании интереса к математике у младших школьников
    • 1. 3. Значение устного народного творчества в формировании интереса к математике у младших школьников
    • 1. 4. Возможности художественно-прикладного искусства в формировании интереса к математике у младших школьников
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕМАТИКЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДАГЕСТАНА
    • 2. 1. Программа применения средств дагестанской народной педагогики в формировании интереса к математике у младших школьников в учебном процессе
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса к математике у младших школьников средствами дагестанской народной педагогики
  • Выводы по второй главе

Формирование интереса к математике у младших школьников средствами народной педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном российском обществе происходят глубокие и сложные социально-политические, экономические и культурно-исторические преобразования, связанные с переходом к рыночной экономике, открытому демократическому обществу, и вхождением в мировое сообщество.

В таких условиях модернизация образования является важной государственной задачей, ибо цели обновления содержания образования, степень его влияния на всех участников образовательного процесса определяют настоящее и будущее общества. Решение этой важной задачи требует осуществления целого ряда последовательнь1х шагов: перехода от традиционных предметов к новым, выбора развивающего содержания и методов обучения, разработки на базе Федеральной — региональных программ развития образования, региональных и вариативных образовательных стандартов.

Закон РФ «Об образовании» определил вектор обновления национальной школы на принципах гуманизма, демократизма, светского характера образования, сохранения единства федерального, культурного и образовательного пространства, а также актуализировал решение таких проблем, как язык обучения, развитие двуязычия и определения содержания образования с учетом культурного своеобразия проживающих в регионах этносов.

Сегодня стала, актуальной идея возрождения России как многонационального государства, её полиэтничной культуры, национальной школы. В современном российском обществе в сфере национальных и межнациональных отношений происходят сложные ю противоречивые процессы, обусловленные, с одной стороны, политическими и социально-экономическими, преобразованиями в России, с другой — ростом национального самосознания, возрождения национальных культур и народного образования. Поэтому в последние годы возрос интерес к этнокультуре и народной педагогике с её традициями и обычаями, к историческому наследию наших предков. К тому следует учесть, что ЮНЕСКО 2010 год объявило Годом содействия сохранению языков малых народов мира.

В связи с этим важной задачей становится использование культурно-исторического наследия древности и этнопедагогического потенциала народов на уроках не только гуманитарного, но и естественнонаучного и математического циклов, а также во внеурочной и внешкольной деятельности. В истории отечественной (русской) школы имеется много ярких примеров (Л.Магницкий, Л. Толстой и др.), когда составители учебников по математике включали в их содержание фольклорный материал.

Проблема формирования системы национально-регионального образования в республике является одной из важных и актуальных. Это объясняется тем, что в последние десятилетия в школах Республики Дагестан усилилась этнокультурная направленность социально-педагогического заказа содержанию образования. Глубокое и разностороннее социально-педагогическое ис.

I 1 • следование данной проблематики в отношении’начальной школы представлено в монографии «Национальная школа Дагестана: проблемы, опыт и перспективы развития» (2001г.) С. Т. Тучалаева, который подчеркивает, что «надо сохранить нашу национальную российскую систему образования, усовершенствовать ее и приблизить к национальным корням». Анализ практики внедрения национально-регионального компонента в учебную и внеурочную деятельность показал, что перед учителями родного языка и литературы, исI тории, природоведения и даже математики в республике очень остро стоял вопрос о трудности поиска и использования соответствующего материала.

Однако многие из этих вопросов, как нам видится, могут быть решены, если 1 обратиться к богатейшей дагестанской этнокультуре и народной педагогике с её познавательными ресурсами. Это достижения исторического наследия родного края, устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, былины, загадки и т. п.) и декоративно-прикладного искусства наших предков.

Важно обратить внимание на1 тот факт, что в последние годы учителя и родители все чаще и откровеннее говорят о трудностях обучения в начальной школе. Цифры официальной статистики показывают: в начальной школе почти 40% детей имеют непреходящие трудности обучения, которые еще более усиливаются в национальной школе (М.М. Безруких). Как показали наши наблюдения, на занятиях по математике у младших школьников недостаточно используются элементы истории этой науки и ее отражение в народном творчестве. Но для преподавателя каждой дисциплины, в том числе и-математики, знание и применение научно-исторического метода играет существенную роль. Однако изучение практики преподавания математики в школе показывает, что на уроках историко-математические сведения используются крайне редко и малоэффективно.

Между тем использование историко-научного материала на занятиях по всем предметам способствует повышению их эффективности: усилению внимания, росту интереса, глубине понимания (А.Б. Курбанова, Н.В. Русико-ва, И. О. Саидова, А. Ш. Шахаев и др.): Без использования исторического материала гораздо труднее подвести школьников к пониманию некоторых общих идей и современной математики. Историко-математические сведения, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, хорошо запоминаются, следовательно, с помощью истории развития математики и формирования её основных идей и методов, лучше происходит понимание взаимосвязи научного познания и практической деятельности человека.

Нами проводился анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных изучаемой проблеме, анализ диссертационных исследований, монографий, публикаций по теме исследования. Значительный вклад в решение проблем национального образования в последние десятилетия внесли: M.B. Артюхова, У. Ш. Атангулов, А. П. Беликова, Г. А. Бордовский, Г. Н. Волков, З. Т. Гасанов, М. Н. Кузьмин, Г. П. Малахов, Н. Д. Петровичев, P.M. Сабаткоев, Х. Х. Сукунов, М. Г. Тайчинов, С. Т. Тучалаев и др.

Существуют источники по общим вопросам этнопедагогики (Г.Н. Волков), по этнопедагогике татарского, башкирского, дагестанского, якутского, чувашского, казахского, таджикского, адыгейского и других народов (З.Г. Нигматов, Р. Ш. Маликов, Ш. А. Мирзоев, Я. И. Ханбиков, В. И. Баймурзина, Р. К. Габитова, Т. М. Алсатов, Н. Ш. Блягоз, С. А. Галин, М. Э. Джантотаева, К. Б. Кадыров и др.), в которых рассматриваются аспекты гуманизации образования, использование этнопедагогических элементов в дошкольном образовании, политическое, нравственно-эстетическое и морально-этическое воспитание и другие вопросы.

В Северокавказском регионе исследованием данных проблем занимаются педагоги JLJL Супрунова, И. А. Арабов, В. В. Макаев, В. В. Бут, Ж.Д. Ба-шиева, A.A. Греков, Ю. С. Давыдов, Г. Ф. Карпова, В. К. Кочисов, Г. И (. Магомедов, Х. Т. Тхагапсоев, Р: М. Чумичева, В. К. Шаповалов, К. И. Бузаров, И. А. Шоров, в нашей республике — М. И. Шурпаева, Э. Г. Гарунов, М.Т. ЮнусоваМ.Х. Хайбуллаев, С. Т. Тучалаев, Г. Г. Буржунов, Ф. Р. Асадуллаева, С.Г. Аб-дулкадыров, O.K. Мусаев, Д. Г. Чупалова и др.

Сегодня в нашей республике усилиям" целого ряда ученых (А.К. Алиев, М. А. Асельдеров, А. Р. Бамматова, A.M. Магомедов, З. М. Магомедова, P.M. Магомедов, Ш. А. Мирзоев, Т. Г. Саидов, С. М. Омаров и др.) успешно исследован, систематизирован и внедрен в учебно-воспитательный процесс богатый потенциал этнопедагогической культуры и традиций народов многонационального Дагестана. Благодаря этим исследователям этнопедагогическая культура народов Дагестана поднялась на качественно новую ступень развития, теоретического обобщения и практического применения.

Также мы рассмотрели множество источников по вопросам истории педагогики (А.Н. Джуринский, А. И. Пискунов, H.A. Константинов, Г. Б. Корнетов и др.), истории математики и методики ее преподавания (Г.И. Глейзер, П. У. Байрамукова, Д. Я. Стройк, А. П. Юшкевич, А. Б. Юшкевич, Б. А. Рыбаков, К. А. Рыбников, C.B. Белобородова, H.A. Бурова и др.).

Сравнительно-сопоставительный анализ теоретических источников и научно-методической литературы позволил определить состояние изученности проблемы формирования математических знаний на основе дагестанской народной педагогики в настоящее время, уровень ее актуальности и разработанности. В процессе работы над выбранной темой анализировались литературные источники, освещающие важнейшие проблемы математического образования, прикладных математических знаний дагестанского народа. Подчеркнем, что математика, являясь «языком природы», является и служанкой всех наук и практик, абстрагируясь от качества, в ней анализируются лишь количественные отношения между объектами и вырабатывается объективное знание о мире, именно этом она универсальна. Но математика как естественнонаучная дисциплина, наряду со всеми науками, имеет свою историю становления, долгий путь ошибок и заблуждений, гипотез и доказательств, открытий и приложений. Поэтому в ряд принципов ее преподавания входят: историчность и народность, универсальность и патриотизм, нравственность и эстетичность. К тому же, надо отметить, что обращение в начале XXI в. к использованию этнопедагогики и истории в обучении математике выглядит консервативно, когда повсюду широко осваиваются детьми самых малых возрастов компьютеры, Интернет, мобильные телефоны, смартфоны и айфоны. Названные новейшие артефакты, действительно, свёртывая и сокращая громоздкие компоненты мышления, превращают их в интуитивно понятный объект общения. Но отдаленные, вероятно, негативные последствия данных облегчений пока еще не исследованы психологами, тем более что такой путь противоречит принципу развития иобучения на высоком уровне трудности.

Таким образом, обнаружились противоречия между:

— сложным абстрактным содержанием математического знания и трудностью его усвоения младшими школьниками без использования доступного и образного народного языка в национальной школе;

— необходимостью осознанного изучения основ математики как фундамента общелогического мышления и слабого использования для этих целей занимательной истории развития данной науки;

— потребностью в приобщении младших школьников к национальной культуре и недостаточным уровнем теоретико-педагогическогообоснования, а также опытно-экспериментальной проверки использования дагестанской народной педагогики на уроках математики;

— потребностью учителей в использовании знаний по данной проблеме формирования специфического интереса и отсутствием соответствующей научно-методической литературы. ,.

Указанные противоречияпомогли/обозначить' проблему, исследования: как повысить эффективность процесса формирования! интереса: младших школьников к математике средствами дагестанской народной педагогикиотвечающими потребностям обучениям национальной школе.

Следовательно, разработка педагогических условий использования народной педагогики как средства формирования интереса у младших школьников к математике является актуальной и значимой в современном, обществе как для педагогической, наукитак и для государства в целом. Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертационной работы: «Формирование интереса к математике у младших школьников средствами народной педагогики (на примере Республики Дагестан) «.

Цель исследования — выявление и обоснование педагогических условий формирования интереса младших школьников к математике средствами дагестанской народной педагогики.

Объект исследования — процесс естественно-математического образования учащихся в начальной национальной школе.

Предмет исследования — использование средств дагестанской народной педагогики в формировании интереса младших школьников к математике.

На начальном этапе исследования нами была выработана следующая гипотеза: использование этнокультурного потенциала дагестанской народной педагогики будет способствовать формированию интереса младших школьников к математическому образованию (позитивно повлияет на качество обучения, мотивацию, воспитание национального самосознания), если:

— выявлены связи формирования интереса с педагогическим потенциалом народной педагогики в математическом образовании в национальной начальной школе;

— раскрыто математическое содержание дагестанской народной педагогики как средства формирования интереса младших школьников к изучению математики;

— системно используется материал истории становления и развития науки в преподавании предмета «Математика» в начальной национальной школеразработано научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса начальной школы по формированию интереса к математике у младших школьников с использованием элементов дагестанской народной педагогики.

В соответствии с целью, задачами, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить влияние формирования интереса к учебно-воспитательному потенциалу средств народной педагогики на математическое образование в национальной школе.

2. Раскрыть математическое содержание дагестанской народной педагогики как средства формирования интереса младших школьников к предмету.

3. Определить педагогические условия по формированию интереса младших школьников к математике.

4. Разработать и экспериментально проверить научно-методическое обеспечение (цикл занятий) по системному использованию средств дагестанской народной педагогики в, математическом образовании младших школьников.

Методологическую основу исследования, составляет аксиологический подход, который рассматривает этнокультурные ценности как специфические социальные явления, определенные проявления общественных отношений и нормативно-оценочной стороны общественного сознания, заложенные в ис-торико-педагогическом опыте. Конкретную методологию исследования составляют:

— системный подход, ориентированный на выделение системообразующих связей, на изучение и формирование в системе устойчивых или переменных, а также основных и второстепенных отношений (Л.С. Выготский, Е. В. Бондаревская, Н. Д. Никандров и др.);

— полисубъектный (диалогический) подход, основанный на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования, который в единстве с личностным и деятельностным подходом составляют сущность методологии гуманистической педагогики (A.A. Леонтьев, A.C. Макаренко, C.JI. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский и др.);

— культурологический подход, который задает социально-гуманистическую программу деятельности (Ш.А. Амонашвили, Д.М. Малла-ев, К. Д. Ушинский, И. С. Кон и др.);

— этнопедагогический подход, предполагающий единство интернационального, национального и индивидуального (Г.Н. Волков, Ю. В. Бромлей, Я. А. Коменский и др.);

— философско-математический, связывающий развитие абстрактного мышления ребенка с этнокультурой, производственной практикой народа, также личным жизненным опытом школьника (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, JIM. Фридман, Д. Б. Эльконин и др.).

Исходными теоретическими положениями исследования явились идеи этнологов, педагогов, психологов, лингвистов и математиков: о возрастных психологических новообразованиях познавательной сферы* ребенка (Г.М. Андреева, Л. И. Божович, А. Х. Раджиев, Э. Г. Гарунов, B.C. Мухина, И. С. Якиманская и др.) — по проблемам формирования интереса в обучении (A.C. Роботова, И. Г. Шапошникова, Г. И. Щукина и др.) — по теории и методике организации математического образования (М.М. Безруких, Т. Г. Везиров, С. Н. Лысенкова, З. А. Магомеддибирова, А. Н. Нюдюрмагомедов и др.) — о ведущей роли русского и родного языков обучении в национальной школе (С.Т. Тучалаев, М. И. Шурпаева, Л. В. Щерба, М. Т. Юнусова и др.) — этнокультурные и поликультурные теории воспитания и обучения (Б.Ш. Алиева, Р. Г. Абдулатипов, З. Т. Гасанов, М. Н. Кузьмин, A.M. Магомедов, Ш. А. Мирзоев, Л. Л. Супрунова, В. К. Шаповалов и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретический — изучение первоисточников, сравнительно-сопоставительный анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы;

— эмпирический — анкетирование, тестирование, интервью, опрос, педагогическое наблюдение, обобщение опыта педагогов-новаторов, сбор информации, беседы с учителями, учащимися и их родителями, работниками органов образования;

— социально-педагогический — анализ программ, учебников, изучение документации;

— опытно-экспериментальный — эксперименты (поисковый, констатирующий, формирующий).

Источниковую базу исследования составили документы и материалы Министерства образования РД, РУО и ГУО г. Махачкалы, учебные планы, программы и< учебники начальных классов, труды отечественных историков и педагогов, дагестанский фольклор, периодическая печать, материалы государственных архивов, диссертационного зала Российской государственной библиотеки, республиканских и городских библиотек, педагогический процесс в городских и сельских общеобразовательных учреждениях РД.

Экспериментальная база исследования. Опытноэкспериментальная работа проводилась на базе ДОУ № 72, прогимназий №№ 42, 68, начальных классов МОУ СОШ № 42 и НОШ № 54 г. Махачкалы, а также начальных классов СОШ № 2 сел. Кули РД.

В процессе решения задач исследования и проверки достоверности выдвинутой гипотезы была использована комплексная методика.

На первому проблемно-поисковом (2004;2005 гг.) этапе она включала анализ и обобщение информации по проблеме исследования, уровень ее разработанности в педагогической теории и практике. Это позволило определить степень разработанности проблемы, обозначить тему исследования, выявить его объект, предмет, сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования, определить основные направления работы.

На втором, теоретико-аналитическом (2005;2006 гг.) этапе проводилось теоретическое обоснование структуры и программы исследования, осуществлялся отбор, анализ и систематизация источников, формирование первичных эмпирических моделей.

На третьем, формирующем этапе (2006;2008 гг.) обобщались, систематизировались и оформлялись основные результаты исследования, имела место их апробация в ДОУ № 72, прогимназиях №№ 42, 68 г. Махачкалы и СШ №№ 54, 42 г. Махачкалы, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования. В работе дано системное и аналитическое представление об использовании народной педагогики как средства формирования интереса к математике у младших школьников:

— выявлены и обоснованы возможности использования народной дагестанской педагогики в формировании интереса к математике у младших школьников;

— разработана концептуальная модель новой структуры содержания «Математики» для начальной школы;

— впервые была составлена методика формирования интереса к математике у младших школьников посредством дагестанской народной педагогики;

— указаны педагогические условия по формированию интереса к математике у младших школьников на основе дагестанской народной педагогики.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— на основе обширного материала доказана необходимость формирования интереса к математике у младших школьников средствами народной педагогики и усиления межпредметных связей;

— рассмотрены различные аспекты, особенности организации и проведения занятий по формированию элементарных математических представлений в дошкольных образовательных учреждениях и на уроках математики в начальной школе;

— показано, что использование этнокультурного потенциала дагестанской народной педагогики способствует формированию интереса младших школьников к математическому образованиют.к. оно позитивно влияет на преодоление трудностей и повышение качества обучения, мотивации и на воспитание национального самосознания детей:

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов^ выводов шпрактических. рекомендаций в практике воспитания и образования младших школьников в процессе формирования интереса к математике посредством народной педагогики. ,.

Материалы исследования могут представлять интерес для работников органов-, управления-образованиемдиректоров" школ, учителей-, методистовзанимающихсяобновлением дошкольного и начального образования, а также могут найти применение в разработке спецкурсов по истории-математики дошкольного и начального образования в средних и высших учреждениях педагогического профиля:

На защиту выносятся следующие положения:

1. Совокупность психолого-педагогических принципов, методовформ, критериев и уровней диагностики и формирования интереса младших школьников к математике.

2. Потенциал дагестанской народной педагогики, позволяющий использовать возможности устного народного творчества и художественноприкладного искусства в формировании интереса к математике у младших школьников.

3. Педагогический потенциал народной педагогики как средства формирования интереса к математике у младших школьников, сконцентрированный в словесных средствах народной педагогики (сказки, афоризмы, национальные игры, скороговорки, считалки).

4. Концептуальная модель и педагогические условия обновление содержания национально-регионального компонента образования (программа по «Математике» для начальной школы), включающие систему творческих заданий, развивающих упражнений с использованием средств народной педагогикиусиление развивающего эффекта обучения математике посредством формирования интереса.

5. Методические рекомендации по формированию интереса к математике у младших школьников на основе дагестанской народной педагогики, позволяющие более эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в начальных классах.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы докладывались на республиканских и всероссийских научно-практических конференциях, публиковались в форме статей и тезисов, обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики ГОУ ВПО «ДГПУ». По теме диссертационного исследования сделано 7 публикаций. Опубликованные материалы использовались учителями начальных классов МОУ СОШ № 42, НОШ № 54, воспитателями и методистами ДОУ № 72, прогимназий №№ 42, 68 г. Махачкалы, начальных классов СОШ № 2 сел. Кули Кулинского района Республики Дагестан.

Достоверность и обоснованность теоретических выводов и практических результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных идей, применением комплекса взаимодополняющих педагогических, психологических, социологических методов исследования, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, оптимальной количественной базой эксперимента.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (238 источников) и приложений. Общий объем диссертации составляет 170 страниц.

Выводы по второй главе:

1. Для повышения интереса к математике у младших школьников целесообразно в обычный курс по «Математике» для начальной школы добавить 4 блок, включающий систему творческих заданий, упражнений, внеклассных мероприятий с использованием средств народной педагогики.

2. Использовать этот блок можно не только на занятиях по математике, но и на других учебных уроках и внеклассных мероприятиях.

3. Средства этнопедагогики имеют большие возможности в воспитании и обучении детей. Для использования этих возможностей должны быть применены научно-обоснованные формы и эффективные методы воспитания и обучения. В нашей исследовательской работе разработан вариант такого методического обеспечения.

4. При использовании средств народной педагогики выяснилась эффективность опоры на игровую деятельность ребенка и широкого применения игровых методов. Указаны пути дополнения материалов народной педагогики играми.

5. Сформированный в дошкольном возрасте интерес к математике служит успешной основой для дальнейшего обучения математике в начальных классах.

6. Различные скороговорки, загадки, считалки и другие произведения устной литературы позитивно влияют на развитие всех психических функций ребенка: активизируют память, мышление, развивают воображение, речь, воспитывают нравственность.

7. Знание народного творчества на занятиях по декоративно-прикладному искусству способствует развитию у детей математических представлений.

8. Подтвердилась необходимость создания учебно-методических пособий по использованию средств народной педагогики на уроках математики в начальной школе.

9. Народная педагогика играет огромную роль в процессе гуманизации и демократизации образования.

10. Исследование показало, что разработанная нами система развивающих заданий и упражнений по привитию интереса к математике у младших школьников .с использованием средств народной педагогики способствовала повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу.

11. Средства народной педагогики дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике и способствуют формированию национальных и патриотических чувств и сознания.

12. Обновление и качественное улучшение системы математического образования младших школьников стимулирует педагогов на поиски новых, наиболее интересных и активных методов и форм обучения, что может быть предметом дальнейшего исследования ученых-педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современном российском обществе в сфере национальных и межнациональных отношений происходят сложные и противоречивые процессы, обусловленные, с одной стороны, политическими и социально-экономическими преобразованиями в России, с другой, ростом национального самосознания, национальных культур и образования. В связи с этим в последние годы возрос интерес к народной педагогике с её традициями и обычаями к историческому наследию наших предков.

Особый интерес в современных условиях демократизации и гуманизации российского многонационального общества вызывают культурно-исторические ценности, веками выработанные трудовыми усилиями интеллектуальными способностями человека и как гордость наших отечественных этносов, народов и наций, вошедших в сокровищницу мировой и общечеловеческой культуры.

Проведенное исследование позволяет нам утверждать, что формирование интереса младших школьников к математике посредством народной педагогики Дагестана имело свою историю становления и развития под воздействием экономических, социально-политических, психолого-педагогических и культурно-исторических факторов.

Как показали наши наблюдения, на занятиях по математике для младших школьников недостаточно используются элементы истории предмета и устное народное творчество. Для преподавателя математики знание истории науки играет существенную роль, однако практика преподавания показывает, что на уроках математики в школе историко-математические сведения используются крайне редко.

Подтвердился тезис о том, что использование историко-математического материала на занятиях по математике способствует повышению их эффективности. Без использования исторического материала гораздо труднее подвести школьников к пониманию некоторых общих идей современной математики. Историко-математические сведения хорошо запоминаются, запоминается, следовательно, и история развития’математики,.формирование её основных идей и методов, лучше происходит понимание взаимосвязи научного познания и практической деятельности человека.

Детский фольклор каждого народа представляет собой самобытный неповторимый педагогический материал, используемый взрослыми при воспитании детей и подростков. При современном росте национального самосознания народов мира детский фольклор приобретает особое значение. Он воспитывает детей в духе народных обычаев, привязывает к родине, земле. В этом и заключается необходимость серьезного и глубокого исследования потенциальных педагогических возможностей детского фольклора дагестанских народов при формировании интереса к математике у младших школьников.

Как показывает практика, в результате недостатка учебного времени и желания учителя уделить больше внимания-закреплению учебного* материала, историко-математическиехведения<�почти не излагаются на уроках. Педагогическое значениеистории науки недооцениваетсяучителями математики, многие из них не понимают, что привлечение к преподаванию знаний, которые дает история науки, отнюдь не ограничивается включением в учебный процесс отдельных сведений из истории математики. Поэтому еще в педагогическом вузе будущему учителю важно1 получить как можно более полное представление о том, как знание истории математики может помочь в деле ее преподавания в школе.

Нами выявлено, что для того, чтобы воспитывать учащихся в убеждении важности математики и ее методов для жизни современного общества преподаватель должен уметь показать не только внутреннюю логическую стройность и завершенность математики, но и ее связь с другими науками, широту ее применений и богатство истории.

Анализируя познавательные математические действия у младших школьников, их возрастные особенности и основываясь на растущем желании заниматься математикой, интерес к математике можно развивать следующими методическими приемами:

• специальным путем привлечения внимания к математике;

• путем эмоциональной реакции ребенка на математические игры, красоты и поэзии математики;

• совместным анализом особенностей математики, ее точности и строгости;

• путем счета, ориентира в пространстве;

• раскрытием возможности углубления ценностно-познавательного значения.

Изучение опыта начального образования в дагестанских городах и селах показало, что так же, как и у всех народов, у дагестанской народной педагогики есть характерные особенности, признаки, они отображены в содержаниях и. видах народного педагогического наследия.

Целенаправленный анализ исследований, посвященных изучению вопросов народной педагогики, показывает наличие у каждого народа огромного образовательного потенциала, выраженного в многочисленных средствах, формах, методах и приемах обучения человека различным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для эффективной организации жизни и деятельности человека в конкретно взятом регионе страны и мира.

Однако, при всей освещенности некоторого опыта народного образования в трудах по народной педагогике, трудно найти не только систематическое, но даже беглое освещение исторически апробированных, веками приспособленных к жизни и деятельности народов математических традиций.

Как показывает анализ, математические традиции народа являются важнейшим фактором активизации познавательной деятельности учащихся и формирования интереса к предмету математика. Под математическими традициями народа в данном случае мы подразумеваем присущие народной мудрости формы и методы подсчета, определения меры, веса, объема, длины, ширины, высоты, толщины, силы и подвижности, выявление по известным признакам (количеству колец, зубов, толщины кожи и шкуры и т. д.) возраста долголетия различных растений и людей. Сюда же мы склонны отнести распространенные у различных народов знаки, звуки, символы, деревянные и сумчатые мерила, емкости, позволяющие до минимальной точности подвести арифметические, астрономические, психологические расчеты и многое другое.

Нами доказано, что при использовании средств народной педагогики на уроках математики учитываются несколько ее возможностей:

• устное народное творчество и прикладное искусство обучают детей считать, соблюдать порядок чисел;

• способствует развитию художественно-эстетического вкуса;

• помогает развить речь, обогатить словарный запас, совершенствовать умение разговариватьпроизведения народного творчества приводят к развитию системного мышления ребенка;

• изучение разных произведенийрождает интерес к народным" бытовым традициям и чувство любви и гордости за свою нацию.

Для формирования математических представлений у младших школьников можно использовать и знания по художественно-прикладному искусству народов Дагестана. Исследование показало, что любой вид народного художественно-прикладного искусства широко использует народные математические способы в обучении подрастающего поколения.

Например, в ковроткачестве в зависимости от объема ковра приходится считать нитки, группировать их по цвету, количеству, при выведении орнамента приходится считать количество ниток, чтобы не сбиться с рисунка. Все это требует счета. Таким образом, у детей начинает формироваться интерес к счету. И эти бесконечные считывания множества ниток особенно влияют на развитие мышления.

В обучении математике младших школьников, учитывая их возрастные и психологические особенности более целесообразно, доступно применять сведения этнического характера другого рода, а именно, поговорок, загадок, считалок, и особенно сказок, затрагивающих, в известной мере, многовековую мудрость, опыт жизни народов, их быт, обычаи.

Как свидетельствуют наши исследования, одним из таких приемов, используемых еще до нашей эры, являются софизмы. Разбор софизмов, прежде всего, развивает логическое мышление, прививает навыки правильного построения умозаключений и выводов.

В ходе использования средств народной педагогики для обучения математическим понятиям можно демонстрировать методы движения. При использовании подвижных народных игр учитель показывает особенности игр посредством движения или показывает порядок выполнения упражнений, движений под музыку, рисования, изготовления орнаментов, сборки конструкции и т. д. В воспитании младших школьников большую роль играют единство слов и наглядности.

Нами замечено, что у младших школьников математические понятия формируются в процессе деятельности и с участием всех анализаторов, поэтому при использовании средств народной педагогики необходимы различные наглядные дидактические средства. В формировании интереса к математике мы использовали в качестве дидактического материала художественно-прикладные предметы и другие раздаточные материалы.

Учеными давно доказано, что умения и навыки успешнее формируются во время практических занятий, поэтому для эффективности формирования математических представлений у младших школьников средствами народной педагогики педагогический процесс надо организовать так, чтобы практические действия занимали больше места, чем объяснение и демонстрация.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ № 72, прогимназий №№ 42, 68 г. Махачкалы и СШ №№ 54, 42 г. МахачкалыКулин-ской СШ.

По предварительно подготовленным анкетам выяснили понятие о целях и задачах воспитания на основе народной педагогики, степени освоения национального воспитания, уровень знаний по математике учителей начальных классов. В результате на вопрос: «Какие методы вы применяете для формирования интереса к математике у детей 6−7 летнего возраста?» мы получили следующие ответы:

25% учителей ответили, что пользуются играми;

26% - наглядными пособиями, дидактическими играми;

24% - устной народной поэзией (стихи, загадки, сказки, скороговорки и т. д.);

10% - ювелирными изделиями и орнаментами;

15% учителей не могли дать конкретного ответа.

Анализируя результаты этих исследований, можно сделать вывод, что-учителя и тем, более родители^ незнают и не понимают безграничные^ возможности использования-народной педагогики-в развитии-речи детей и их воспитании и нуждаются в определенной методике.

В третьей этапе экспериментаосуществлялся контроль уровня интереса к математике и знаний о простых математических понятиях, мышления, кругозора. Эту работу мы проводили посредством выполнения детьми различных заданий, упражнений, получения ответов, организации различных игр, определения активности детей, сообразительности, организации конкурса между классами.

В ходе опытно-экспериментальной работы 97 детей быстро поняли математические понятия, показали гибкость в выполнении различных работ- 71 ребенок быстро поняли математическое значение устного народного фольклора, 77 детей показали знания в декоративно-прикладном искусстве относительно математики. Таким образом, 245 детей из 250, участвовавших в эксперименте, проявили интерес к математике.

Анализируя и сравнивая результаты закрепляющих и контрольных мероприятий, можно отметить повышение интереса к математике через дагестанскую народную педагогику и повышение уровня качества знаний простых математических понятий.

Таким образом, анализируя и сравнивая результаты закрепляющих и контрольных мероприятий, можно отметить повышение интереса к математике через дагестанскую народную педагогику и повышение уровня качества знаний простых математических понятий.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование доказало правильность прогноза выводов исследования, эффективность предложенных методов. Таким образом, на основе достигнутых результатов и разработанных теоретических принципов в ходе экспериментальных опытов можно сделать следующие выводы:

1. Из анализа философской, психологической и педагогической литературы выбраны различные педагогические условия и методы формирования и развития интереса младших школьников, выяснились рамки применения их в процессе воспитания.

2. Систематизация мнений видных деятелей различных народов разных времен, изучение трудов учень1х, исследовавших наследие дагестанского устного творчества, анализ примеров фольклора (сказок, скороговорок, пословиц и поговорок, загадок, национальных игр, считалок) показали большие дидактические возможности этой области дагестанской национальной педагогики в формировании интереса к математике у младших школьников.

3. В ходе теоретического и экспериментального исследования была создана методика формирования интереса к математике через дагестанскую народную педагогику, ее традиции. Требования и принципы, которых придерживались авторы этой работы, повысили качество знаний по математике у младших школьниковдоказали возможность формирования личности, впитавшей национальный дух, национальную культуру и национальное самосознание с раннего детства.

4. При использовании средств народной педагогики выяснилась эффективность опоры на игровую деятельность ребенка и широкого применения игровых методов. Указаны пути дополнения материалов народной педагогики с играми.

5. Раскрыты новые грани народной педагогики в результате постоянного применения средств народной педагогики в формировании интереса к математике у младших школьников.

6. Различные скороговорки, загадки, считалки и другие произведения устной литературы затрагивают все психические функции ребенка: активизируют память, мышление, развивают воображение, речь, воспитывают нравственность, способствуют формированию национальных и патриотических чувств и сознания.

7. На основе анализа значения музыкального и художественно-прикладного искусства в формировании интереса младших школьников к математике, их образцов и элементов (орнаменты и узоры, художественно-прикладные изделия, музыка, песни, ремесла и т. д.) разработаны поурочные планы, осуществлялось их использование в учебном процессе.

8. Отобранные нами народные игры, упражнения, произведения художественно-прикладного искусства, афоризмы были систематизированы, и разработана методика их пользования в учебном процессе.

9. Разработана система развивающих заданий и упражнений под названием «Учимся считать», «Математика для детей», «Математический праздник», «Математический КВН», «Праздник первого десятка» и т. д.

10. Необходимо создать учебно-методические пособия по использованию средств народной педагогики на уроках математики в начальной школе.

11. Средства народной педагогики дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Сформированный в младшем школьном возрасте интерес к математике у детей служит основой прочного освоения предмета в старшей школе.

12. Обновление и качественное улучшение системы математического развития младших школьников позволяет педагогам искать новые, наиболее интересные формы работы, что может стать предметом дальнейшего исследования.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое опытно-экспериментальное подтверждение. Но полученные результаты не претендуют на исчерпывающую полноту исследования и решения проблемы. Нам представляется, что в процессе дальнейших исследований можно более четко разработать комплексную методику формирования интереса к математике через народную педагогику в начальной школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей Текст. / Ф. З. Абакарова. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.
  2. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я» Текст. / Р. Г. Абдулатипов. — М.: Мысль, 1991. 169 с.
  3. С.Г. Национальные проблемы школьного образования в Дагестане Текст. / С. Г. Абдулкадыров. Махачкала: Дагучпедгиз, 1995.- 152 с.
  4. М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана Текст. / М. А. Абдуллаев. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. — 350 с.
  5. Аварские народные сказки Текст. / Сост. Д. М. Атаев. М., 1985.
  6. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении Текст. / под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176с.
  7. Актуальные проблемы национального и интернационального в духовном мире школьника Текст.: сборник. Баку, 1984. — 224 с.
  8. Д., Дум Э. Цвет, форма, количество Текст. / Д. Альтхауз, Э.Дум. М.: Просвещение, 1984. — С. 11- 40.
  9. Аль Фараби. Философские трактаты Текст. / Аль Фараби. -Алмааты: КазГосиздат, 1973. 446с.
  10. Ш. А. Чтобы жизнь учителя состоялась Текст. / Ш. А. Амонашвили // Педагогика наших детей. Краснодар, 1989. — С. 9−47.
  11. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогическая процесса Текст. /Ш.А. Амонашвили. М., 1990. — 560 с.
  12. Г. М. Социальная психология Текст.: учебник / Г. М. Андреева. М.: МГУ, 1988. — 432 с.
  13. В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор Текст. / В. П. Аникин. М.: Учпедгиз, 1957. — 240 с.
  14. Аристотель. Сочинения в четырех томах Текст. / Аристотель. М.: Мысль, 1976. — 1 т. — С. 65.
  15. У.Ш. О национальной школе Текст. / У.Ш. Атангулов// Педагогика. 2001. — № 3. — С. 102−105.
  16. П.Р., Будаева М. М. Методологические проблемы национально-регионального образования Текст. / П. Р. Атутов, М. М. Будаева // Педагогика. 2001. -№ 2. — С. 26.
  17. Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 588 с.
  18. Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы Текст. / Н. В. Бабкина // Психологическое обозрение. 1996. — № 2 (3). — С. 47−52.
  19. М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана Текст. / М. М. Байрамбеков. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. — 96 с.
  20. К.В. Как научить детей учиться Текст. / К. В. Бардин. М., 1987.- 112 с.
  21. Г. С. Педагогическое экспериментирование Текст. / Г. С. Батищев // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 94−97.
  22. Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников Текст. / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. М., 1995. — С. 7−8.
  23. М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь Текст. / М. М. Безруких. М.: Эксмо, 2009. — 464с.
  24. A.B. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема Текст. / A.B. Белошистая // Начальная школа.1.-2003.-С. 44−54.
  25. М.Ф. Психология интереса Текст.: автореф. дис. докт. псих, наук / М. Ф. Беляев. Иркутск, 1944. — 23 с.
  26. Ф.Н. Счет и число в детском саду Текст.: методическое письмо / Ф. Н. Блехер. М., 1945. — С. 6−8.
  27. Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе Текст. / Ф. Н. Блехер. М.: Учпедгиз, 1934. — С. 67.
  28. В.Н., Перфилова Г. В., Боярчук Ю. В. Школьные реформы и образовательные стандарты Текст. / В. Н. Богородицкая, Г. В. Перфилова, Ю. В. Боярчук. М., 1998. — С. 34.
  29. М.К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду Текст. / М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. М.: Просвещение, 1970. — 148 с.
  30. Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И: Бо-жович: / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1997.-С. 352−420.
  31. Г. А. Принцип регионализации и развитие образования на Северо-западе России Текст. / Г. А. Бордовский // Человек, и образование в современной России.
  32. Л.И. Формирование интереса к музыкальному фольклору у первоклассников Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. И. Боровиков. -М., 1986.-21 с.
  33. Ю.В. Этносоциальные аспекты формирования человека Текст. / Ю. В. Бромлей // Вестник высшей школы. № 1. — 1989. — С. 23−30.
  34. B.C. Сказка на занятии математики Текст. / B.C. Будни-кова // Начальная школа. № 10. — 1999. — С. 80−89.
  35. Е.Я. О понятии «музыкальный интерес» Текст. / Е.Я. Бур-лина // Музыка в социалистическом обществе. Л., 1975. — Вып. 2. — С. 6375.
  36. А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие Текст. / А. П. Валицкая // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 3−8.
  37. Г. Х. Объект, предмет и тема научного исследования Текст. / Г. Х. Валеев // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 27−32.
  38. Л.А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Текст. / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. -М.: Просвещение, 1989.
  39. В., Макаев В. «Родное слово» и «Детский мир» К.Д.Ушинского как источники и средство эстетического воспитания учащихся Текст. / В. Власов, В. Макаев // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 102−104.
  40. Г. Н. Этнопедагогика Текст. / Г. Н. Волков. Чебоксары, 1974.-376 с.
  41. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений Текст. / Г. Н. Волков. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-С. 50.
  42. Г. Н. Вечность воспитания Текст. / Г. Н. Волков // Народное образование. 1994. — № 4. — С. 63.
  43. Г. Н. Чувашская народная педагогика Текст. / Г. Н. Волков. — Чебоксары: Чубашкнигоизд, 1956.-С. 11−12.
  44. Д.Л. Руководство к «Детскому миру» в числах Текст. / Д. Л. Волковский.-М., 1916.-С. 7−11, 13,24.
  45. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование Текст. // Педагогическая технология. 1993. — №№ 3, 4.-141 с.
  46. Л.С., Лурия А. Р. Этюды истории поведения Текст. / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. -М., 1993. 223 с.
  47. Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский.-М., 1994.-480 с.
  48. Л.С. Развитие высших психических функций Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1960. — 307 с.
  49. А.Х. Проблемы этнической психологии Текст., / А. Х. Гаджиев. Ростов-на-Дону, 1982. — С. 11.
  50. П.Р. Женские ювелирные украшения Дагестана Текст. / П. Р. Гамзатова. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1986. — 80 с.
  51. П.Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин. -М., 1976.
  52. П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии Текст. / П. Я. Гальперин. М., 1981.
  53. Э.Г. Педагогические проблемы функционирования школ с полиэтническим составом учащихся Текст. / Э. Г. Гарунов. Махачкала: ДГПУ, 1995.- 176 с.
  54. З.Т. Педагогика' межнационального общения Текст. / З. Т. Гасанов. М., 1999. -390 с.
  55. Р.Х. Дагестанский фольклор детям Текст. / Р. Х. Гасанов. — Махачкала: Юпитер, 1994.
  56. М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки Текст. / М. М. Гасанова. Махачкала: Дагучпедгиз, 1971.
  57. Л.В. Сравнение величин предметов в нулевых- группах школ Текст. / Л. В. Глаголева. Л.-М.: Работник просвещения, 1930. — С. 4−6, 12−13.
  58. Л.Д. Приобщение детей к культуре и искусству народов Дагестана Текст. / Л. Д. Гилилова. Махачкала, 1993.
  59. Г. Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество Текст. / Г. Д. Глейзер // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 11.
  60. Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема Текст. / Н. Ф. Голованова. СПб., 1997. — С. 6.
  61. Р., Лаксон В. Введение в мир числа Текст. / Р. Грин, В. Лак-сон. -М.: Просвещение, 1982. -С. 223.
  62. В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — С. 480.
  63. Ю.С. Образование 2002: взгляд изнутри Текст. / Ю. С. Давыдов // Педагогика. — 2002.-№ 9.-С.11−18.
  64. В.И. Пословицы и поговорки. Напутное Текст. / В. И. Даль. / Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике
  65. Дошкольник изучает математику. Как и где? Текст. / Сост. и общ. ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. — 128 с.
  66. А.К. Формула интереса Текст. / А. К. Дусавицкий. М.: Педагогика. — 176 с.
  67. В.Г., Шеврин Л. Н. Математическая азбука Текст. / В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. М.: Дошкольное воспитание, 1984. — С. 200−205.
  68. И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе Текст. / И. В. Жуковский // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 39.
  69. В.И. Проектирование региональных образовательных систем Текст. / В. И. Загвязинский // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 36−38.
  70. М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм Текст. / М. Загрутдинова, Н. Гавриш // Дошкольное воспитание. -1991.-№ 9. С. 16−22.
  71. Закон РФ «Об образовании». Постановление Верховного Совета РФ от 10.07.92 г., № 3267−1. Текст. М. Д992. — 57 с.
  72. Закон РД «Об образовании» Текст. Махачкала, 2001.
  73. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей Текст. / А. З. Зак. — Ярославль: Академия развития, 1998.
  74. Е.Ю. Становление педагогической культуры молодого учителя Текст. / Е. Ю. Захарченко // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 45−50.
  75. JI.B. О начальном обучении Текст. / JI.B. Занков. М., 1963.
  76. A.B. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников Текст. / A.B. Запорожец. М.: Политиздат, 1965. — С. 101.
  77. А. Малыш и математика, непохожая на математику Текст. /
  78. A. Звонкин. — Знание и сила. 1985. — С. 41−44.
  79. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся Текст. /
  80. B.П.Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  81. И.А. Элементарный курс педагогической психологии Текст. / И. А. Зимняя. М., 1992. — 112 с.
  82. Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки Текст. / Ю. Г. Илларионова. -М.: Просвещение, 1976. 127 с.
  83. Ильин И: Духовный смысл сказки: Слово, произнесенное на «Вечере русской сказки» в Берлине 3 мая 1934 года Текст. / И. Ильин // Студенческий меридиан. 1989. — № 2. — С. 30.
  84. С.П. Как помочь детям полюбить математику Текст. /
  85. C.П.Исаханова // Начальная школа. № 5. — 2002. — С. 73−78.
  86. История народов Северного Кавказа Текст. М., 1989. — С. 510.
  87. Г. Н. Ворсовые ковры Дагестана Текст. / Г. Н. Казилов. -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2002. 204 с.
  88. Г. Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане Текст. / Г. Ш. Каймаразов. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. — С. 120.
  89. В.И. От колыбельных до были // Жили-были. Произведения русского устного народного творчества для детей Текст. / В. И. Калугин. / Сост., предисл. и комм. В. Калугина. М.: Молодая гвардия, 1988. — С. 6.
  90. П.Ф. История русской педагогики Текст. / П. Ф. Каптерев // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 79.
  91. Е.И. Пути формирования познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности Текст. / Е. И. Киргинцева // Начальная школа. 1992. — № 11/12. — С. 29−31.
  92. Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школьной группе) Текст. / Г. Клименко // Дошкольное воспитание. 1983. — № 5. — С. 34−35.
  93. Конвенция о правах ребенка Текст. // Курьер «ЮНЕСКО». 1991. — № 8.
  94. Концепция непрерывного образования Текст. // Народное образование.- 1989.-№ 10.-С. 18.
  95. Концепция воспитания учащейся молодежи Текст. // Педагогика. -1989. -№ 3−4.
  96. В.В. Организация воспитательного процесса в детском саду при подготовке шестилетних детей к школе Текст. / В. В. Кондратова. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1987.
  97. Я.А. Великая дидактика. Изб. пед. произведения. Т. 1. Текст. / Я. А. Коменский. М., 1982. — С. 656.
  98. Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) Текст. / Е.Кудрявцева. / Дошкольное воспитание. -1986.-№ 9.-С. 23−26.
  99. Э.Г. Игры, викторины, занимательные конкурсы в школе Текст. / Э. Г. Кузнецова. М., 1998. — 128 с.
  100. JI.B. Гармоничное развитие личности младшего школьника Текст. / Л. В. Кузнецова. М., 1988, — С. 223.
  101. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России Текст. / М. Н. Кузьмин // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 3−11.
  102. А.Н. Задачи, ребусы, головоломки стран мира Текст. / А. Н. Куликов. -М.: Пилигрим, 1997.
  103. O.A., Петерсон Л. Г. Концепция образования: современный взгляд Текст. / O.A. Куревина, Л. Г. Петерсон. М., 1999. — С. 4.
  104. Лакские народные сказки / Сост. предисловия, коммент. Халилова Х. М. Текст. -Махачкала, 1959. С. 17 (на лак. яз.).
  105. Дж. Педагогические сочинения Текст. / Дж. Локк. М., 1939. -107 с.
  106. В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3−6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах Текст. / В. И. Логинова.-Л., 1964.
  107. В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования1 элементарных математических представлений в детском саду Текст. / В. И. Логинова.-Л., 1990.-С. 24−37.
  108. A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Текст. / A.M. Леушина. М.: Наука- 1974.-С. 236.
  109. A.M. Преемственность в работе школы и детского сада по арифметике Текст. / A.M. Леушина. М.: Дошкольное воспитание, 1967. -№ 5.
  110. И.Я. Базовое содержание общего образования Текст. / И. Я. Лернер // Советская педагогика. 1991. -№ 1. — С. 15−21.
  111. И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании Текст. / И. Д. Лушников // Педагогика. № 10. — 2000. — С. 24.
  112. A.B. О воспитании и образовании Текст. / А. В. Луначарский. -М., 1971.-Т. 4. С. 418.
  113. A.A. Учителю о психологии младшего школьника Текст. / A.A. Люблинская. М., 1977. — С. 224.
  114. К.И. Активизация познавательных интересов учащихся на математических традициях народной педагогики Текст. / К.И. Мазаева// Вестник ДГИНХ: Сборник научных трудов. Вып. XIII. Махачкала: ДГИНХ, 2008.-С. 375−379.
  115. К.И. Народная педагогика Дагестана как средство обучения младших школьников счету Текст. / К. И. Мазаева // Вестник Ставропольского государственного университета. Выпуск 52. — 2007. — С. 35−41.
  116. P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана Текст. / Р. М. Магомедов. Махачкала: Дагучпедгиз. — 1992. — 144 с.
  117. А.Г., Мадера Д. А. Математические софизмы. Правдоподобные рассуждения, приводящие к ошибочным утверждениям. Книга для* учащихся 7−11 классов Текст. / А. Г. Мадера, Д. А. Мадера. М.: Просвещение, 2003.
  118. A.C. Сочинение. Т. 4 Текст. / А. С. Макаренко. М., 1987.-С.20.
  119. Д.М. Этнические нормы — нравственная основа формирования личности Текст. / Д. М. Маллаев // Современная наука: проблемы и перспективы. Вып.2.: Сб. статей. Махачкала: ДГПУ, 2002. -111 с.
  120. С.М. Становление и развитие светского образования в дореволюционном Дагестане Текст.: автореф. дис. канд. пед. н./ С. М. Мамедов. Махачкала, 1998. — 22 с.
  121. О.В. Очерки кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техник производства Текст. / О. В. Маргграф. М., 1882.
  122. А .Я. Малые формы фольклора дошкольникам Текст. /
  123. A.Я. Мацкевич // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В. А. Богуславская,
  124. B.Д. Разова. -М.: Просвещение, 1967. С. 46−60.
  125. A.A. Язык и национальный характер. Взаимосвязь языка и ментальности Текст. / A.A. Мельникова. СПб.: Речь, 2003. — 320с.
  126. H.A., Кузина Е. Е., Найденова В. А. Уроки творчества. Из опыта работы по интегрированному обучению ИЗО, музыке, ручному труду Текст. / H.A. Меновщикова, Е. Е. Кузина, В. А. Найденова // Начальная школа. 1994. -№ 12. — С. 49−52.
  127. Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики Текст. / Н. В. Метельский. Минск: Вышейшая школа, 1997. — С. 256.
  128. Методологические основы разработки регионального компонента государственных образовательных стандартов Текст. Пермь, 1996. — 170 с.
  129. Методы педагогических исследований Текст. / Под ред. Пискунова А. И., Воробьева T.B. М.: Педагогика, 1979.
  130. JI.C. Занятия по математике в детском саду Текст. / JT.C. Метлина. М.: Дошкольное воспитание, 1985.-С. 164.
  131. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру Текст. Пятигорск, 1998. — С. 194.
  132. Ш. А. Народная педагогика Дагестана Текст. / Ш. А. Мир-зоев. Махачкала: ДГПУ, 1992. — С. 123.
  133. Ш. А. Народная педагогика Дагестана Текст. / Ш. А. Мирзоев. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.- 186 с.
  134. Ш. А. Народная педагогика: словесные средства воспитания Текст. / Ш. А. Мирзоев. Махачкала: Дагучпедгиз, 1984, — 128 с.
  135. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений
  136. Текст. / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 288 с.
  137. З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников Текст. / З. А. Михайлова. М.: Дошкольное воспитание, 1985. — С. 198.
  138. Г. И. Нестандартные формы работы с книгой Текст. / Г. И. Модылевская // Начальная школа. 1995. — № 3. — С. 33.
  139. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей Текст. / Н. Г. Морозова. М.: Просвещение, 1969. — С. 280.
  140. М.И., Вапняр Н. Ф., Степанова C.B. Математика в картинках Текст. / М. И. Моро, Н. Ф. Вапняр, C.B. Степанова. М.: Учпедгиз, 1985. — С. 56−59.
  141. A.B. Социализация и «смутное время» Текст. / A.B. Муд-рик.-М., 1991.-С. 20.
  142. A.B. Учитель, мастерство и вдохновение Текст. / A.B. Мудрик.-М., 1986.
  143. O.K. Вопросы развития и совершенствования сети сельских школ ДАССР Текст. / O.K. Мусаев. Махачкала: Дагучпедгиз, 1979. — С. 9.
  144. B.C. Возрастная психология Текст. / B.C. Мухина- М.: Академия. 1999. — 456 с.
  145. Народное образование в Дагестане Текст.: сборник данных. — Махачкала, 1991.-306 с.
  146. Народная педагогика и воспитание Текст. / Авт.-сост.: Широкова Е. Ф., Филиппова Ж. Т., Лейко М. М., Шувалова М. Н., — М., 1996. 49 с.
  147. Народное искусство в воспитании детей Текст. / Под ред. Комаровой Т. С. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 258 с.
  148. Мб.Назаревич А. Ф. Сказочные самоцветы Дагестана Текст. / А.Ф. Наза-ревич. Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1975. — 208 с.
  149. P.C. Психология. T. 1 Текст. / P.C. Немов. M., 1995. — 300 с.
  150. H.H. Психологический анализ обучения детей 3−7 лет Текст. / Н. И. Непомнящая. М.: Дошкольное воспитание, 1983. — С. 77−79.
  151. Новые типы школ: организация и управление Текст. М., 1993. — С.25.
  152. Н.Д. Круглый стол. Реформирование образования в России Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 25.
  153. .П. Развивающие игры Текст. / Б. П. Никитин М.: Наука, 1985.-С. 201.
  154. Н.В. Геометрия для дошкольников Текст. / Н.В. Нур-кенкова // Дошкольная педагогика. № 2. — 2008. — С. 66.
  155. Образование в Российской Федерации Текст. М.: Госкомстат, 1995.
  156. Обучение и развитие Текст. / Под ред. JI.B. Занкова. М., 1975. -440 с.
  157. Общая психология Текст. / Под ред. Богословского В. В. и др. М., 1981.-200 с.
  158. Общее среднее образование Республики Дагестан Текст.: сборник нормативных документов. Махачкала, 1995. — 367 с.
  159. Образовательные стандарты и' контроль качества образования Текст. Вологда, 1996. — 100 с.
  160. М.А. Дагестан Текст. / М. А. Османов. М.: Мысль, 1986. -С. 45.
  161. О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации Текст. // Вестник образования. 1997. — № 5. — С. 9−12:
  162. О разработке региональных компонентов государственного образовательного стандарта Текст. // Дидакт. 1996. — № 4. — С. 7−11.
  163. Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ Текст. // Вестник образования. 1998. — № 4. — С. 54.
  164. Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего образования Текст. // Вестник образования. 1998. — № 9. — С. 3−8.
  165. О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» Текст. М., 1995. — 64 с.
  166. А.Б. Общеобразовательная культура Текст. / А. Б. Орлов. -М.: Мысль, 1986.-141 с.
  167. A.B. Вопросы истории начального образования в России Текст. / A.B.Ососков. М., 1974. — 170 с.
  168. С.Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. Н. Старинные занимательные задачи Текст. / С. Н. Олехник, Ю. В. Нестеренко, М. Н. Потапов. -М.: Наука, 1988.
  169. М.П., Турченко В. Н., Копытов А. Д. Стратегия развития образовательного пространства региона Текст. / М. П. Пальянов, В. Н. Турченко, А. Д. Копытов // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 17−23.
  170. E.H. Радость познания Текст. / Е. Н. Потапова. М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
  171. Петровичев В. М: Региональное образование: организация, управление развитием Текст. / В. М. Петровичев. Тула: Приокское кн. изд-во, 1994. -288 с.
  172. Педагогика. Текст.: учебное пособие для студентов педвузов и пед-колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.-436 с.
  173. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии Текст. / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1999. — 512 с.
  174. Педагогика Текст.: уч. пос. / Под ред. Бабанского Ю. К. — М.: Просвещение, 1988. 479 с.
  175. Педагогический поиск Текст. — М.: Педагогика, 1990. 560 с.
  176. И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Т. 2. Текст. / И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1963. — С. 243.
  177. И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Текст. / И. Г. Песталоцци. / Под ред. В. Н. Столетова. М.: Педагогика, 1981. -С. 334.
  178. Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы Текст.: материалы Международной народно-практической конференции 30−31 мая 2000 г.— Махачкала-Пятигорск, 2000. — С. 22.
  179. В.И. Объекты стандартизации в педагогике и народном образовании Текст. / В. И. Полонский // Пропп В .Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976. — С. 247.
  180. E.H. Радость познания Текст. / E.H. Потапова. — М.: Просвещение, 1987. 96 с.
  181. Путешествие по стране загадок Текст. / Сост. Шайдулова Н. В., — М., 2000.-67 с.
  182. А.Н. Направленность личности Текст. / А. Н. Раевский / Под ред. Г. Костюка. Киев, 1968. — С. 493−516.
  183. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования Текст. // Вестник образования. 1992. — № 10. — С. 13.
  184. Реформирование образования в России Текст. // Педагогика. 1987. -№ 5.-С. 24−27.
  185. Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста Текст. / Т. Д. Рихтерман. М.: Дошкольное воспитание детей, 1982.-С. 145.
  186. О.В. В уме считайте, не по пальцам Текст. / О. В. Родина // Начальная школа. № 9. — 2001. — С. 112.
  187. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т.1.- 485 е., Т.2 — 322 с.
  188. С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — С. 85.
  189. В.H. Математические олимпиады младших школьников Текст. / В. Н. Русанов. М., 1990.
  190. РусиковаН.В. Развивающая функция межпредметных связей математики и музыки в начальном образовании Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. В. Русикова. Махачкала: ДГПУ, 2003. -21с.
  191. Сборник сведений о кавказских горцах Текст. Выпуск III. Тифлис, 1870. — С. 3.
  192. H.H. Методика внеклассного чтения Текст. / H.H. Светловская. М., 1991. — С. 207.
  193. Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен Текст. / Ю. В. Сенько. / Педагогика. 2002. — № 1. — С. 11−17.
  194. Сказки народов Дагестана: в 2 т. Т.2 / Сост. К. Мазаев, С. Касумов. -Махачкала: Даг. Кн. Изд-во, 1997. 528с.
  195. Сказки народов Дагестана Текст. / Сост. Халилов Х. М., Османов М.-З.О.-Махачкала, 1989.
  196. Современный фольклор народов Дагестана Текст.: сборник статей. Халилов Х. М. Махачкала, 1983.
  197. А.И. Дидактические игры в детском саду Текст. / А. И. Сорокина. М.: Дошкольное воспитание, 1982. — С. 70−95.
  198. Справочник инновационных учебных заведений Республики Дагестан (по состоянию на 01.05.2001) Текст. Махачкала, 2001. — 22 с.
  199. Справка о ходе реализации федеральной программы развития образования в России Текст. // Вестник образования. 1996. — № 4. — С. 3.
  200. В.В. Региональный компонент государственных образовательных стандартов: от идеи к реализации Текст. /В.В. Судаков // Метод, основы разработки регионального компонента гос. образ, стандартов. -Пермь, 1996.-С. 147−155.
  201. В.А. О воспитании Текст. / В. А. Сухомлинский. -М.: Политиздат, 1985. 270 с.
  202. В.А. Как воспитать настоящего человека Текст. / В. А. Сухомлинский.-М., 1975.-С. 110.
  203. JI.JI. Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе Текст. / JI.JI. Супрунова // Педагогика.-2001,-№ 5.-С. 32.
  204. Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников Текст. / Т. В. Тарунтаева. -М.: Учпедгиз, 1980. С. 79.
  205. Е.И. Счет в жизни маленьких детей Текст. / Е. И. Тихеева. -М.: Жизнь ребенка, 1920. С. 4−5.
  206. Е.И. Современный детский сад Текст. / Е. И. Тихеева. Пг., 1920.-95 с.
  207. Е.В. Реформа образования в Российской Федерации Текст. / Е. В. Ткаченко // Реформирование образования в России. Некоторые итоги, проблемы, задачи (по материалам выступления министра образования РФ).-М., 1995.-С. 10.
  208. Традиционный фольклор народов Дагестана Текст. / под ред. Г. Г. Гамзатова, У. Б. Далгата. М.: Наука, 1991. — 496с.
  209. П.И. Практика управления современной школой Текст. / П. И. Третьяков. -М., 1995. 196 с.
  210. JI.H. О народном образовании Текст. / Л. Н. Толстой // Отечественные записки. 1874. — № 9. — С. 121−130.
  211. Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы Текст. / Л. Н. Толстой // Отечественные записки. -1874. № 10. С. 61.
  212. С.Т. Национальная школа Дагестана: проблемы, опыт и перспективы развития Текст.: Монография / С. Т. Тучалаев. Ростов-на-Дону, 2001.-214 с.
  213. В.Н. Методологические основы российской стратегии развития образования Текст. / В. Н. Турченко // Педагогика. 2002. — № 10.-С. 97−100.
  214. Е.И. Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду Текст. / Е. И. Удальцова. Минск, 1979. — С. 63.
  215. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения (пер. с нем.) Текст. / Унт Инге. М., 1990. — С. 11.
  216. П.К. Предположение об устройстве горских школ. Абхазский язык, Этнография Кавказа Текст. / П. К. Услар. Тифлис, 1887. — С. 31.
  217. К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. Текст. / К. Д. Ушинский. -М.-Л., 1948.-С. 165.
  218. К.Д. Родное слово. Избр. пед. произведения. Т. 2. Текст. / К. Д. Ушинский. М., 1957. — С. 557.
  219. К.Д. О народности в общественном воспитании Текст. / К. Д. Ушинский. / Избранные педагогические произведения. — М., 1968. — С. 272.
  220. К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1964 г. — С. 482.
  221. Е.В. Первый десяток Текст. / Е. В. Фардутдинова // Начальная школа. № 5. — 2002. — С. 79−82.
  222. Физиология развития ребенка Текст. / Под ред. В. Н. Козлова, Д. А. Фабвера. М.: Педагогика, 1983. — 297 с.
  223. Ю.В. Социализация этноса Текст. / Ю. В. Филиппов. -Н.Новгород, 1997.-С. 19.
  224. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя Текст. / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М., 1991. — С. 288.
  225. И.Ф. Педагогика Текст. / И. Ф. Харламов. — М.: Гардари-ки, 2000.-519 с.
  226. Н.Д. Работа по формированию разносторонних интересов старших школьников Текст.: дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1965. — С. 208.
  227. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс Текст. / О. Г. Хомеррики, М. М. Поташник, A.B. Лоренсов. М., 1994. — С. 6.
  228. В.Д. Старинные задачи по элементарной математике Текст. / В. Д. Чистяков. —Минск, 1978.
  229. В.Д. Деятельность и способности Текст. / В.Д. Шадри-ков. М.: Логос, 1994. — 320 с.
  230. А.Ш. Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (на материале Республики Дагестан) Текст.: Ав-тореф дис. канд. пед. наук / А. Ш. Шахаев. Махачкала: ДГУ, 2002. — 23с.
  231. К.А. Философия и воспитание Текст. / К. А. Шварцман. — М., 1989.-С. 208.
  232. А.Н. Современное и несовременное в педагогике Текст. / А. Н. Шимина // Педагогика. 2002. — № 7. — С. 26−31.
  233. Школьное образование в Дагестане Текст. Махачкала: Дагучпед-гиз, 1968.-268 с.
  234. Е.И. О математике малышам Текст. / Е. И. Щербакова. — Киев, 1984.-С. 80.
  235. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Г. И. Щукина. М., 1979. — С. 208.
  236. Д.Б. Психологические условия развивающего обучения Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1970.
  237. Д.Б. Психология младшего школьника Текст. / Д. Б. Эльконин. -М., 1974.
  238. Этническая психология Текст. -М., 1984.
  239. М.Т. Психологические особенности шестилетних детей и дидактические требования к их обучению в подготовительном классе дагестанской национальной школы Текст. / М. Т. Юнусова. Махачкала: Дагуч-педгиз, 1985.-С. 34.
  240. A.A. Конспект музыкально-математического досуга в старшей группе «Весенняя ярмарка» Текст. / A.A. Юрова // Дошкольная педагогика. № 2. — 2008. — С. 16.
Заполнить форму текущей работой