Задачи как средство формирования умений критически мыслить у студентов математических специальностей педвузов
Диссертация
Многие исследователи вполне обоснованно полагают, что цели, содержание и технологии в существующей образовательной практике не соответствуют современным требованиям и не могут обеспечить своевременную и адекватную подготовку человека к стремительно приближающимся прогрессивным изменениям. Интеллектуальное развитие человека определяется в наше время не столько объемом сведений, удерживаемых… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические основы формирования умений критически мыслить у студентов педвузов
- 1. Проблема формирования критического мышления в учебно-методической и научной литературе
- I. I N |] I
- 2. Исследование состояния сформированности умений критически мыслить у студентов педагогических вузов
- 3. Модель формирования умений критически мыслить у студентов математических специальностей педагогических вузов в процессе. обучения математике
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. Методические аспекты формирования умений критически мыслить у студентов математических специальностей педагогических вузов
- 1. Методика формирования умений критически мыслить будущих учителей в процессе решения математических задач
- 2. Особенности планирования учебного процесса, обеспечивающего формирование умений критически мыслить у студентов математических специальностей педвузов
- 3. Эксперимент
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская, Т. А. Деятельность и развитие /Т.А. Абульханова-Славская. — М.: Просвещение, 1980. — 210 с.
- Агапов, И.Г. Учимся продуктивно мыслить /И.Г. Агапов// Библиотечка журнала «Вестник образования». 2001. -№ 2. — 50 с.
- Агафонова, И. Н. Учимся думать. Сборник занимательных логических задач, текстов и упражнений: учебное пособие / И. Н. Агафонова. -СПб, 1996.-96 с.
- Адамар, Н.С. Элементарная геометрия / Н. С. Адамар. М.: Просвещение, 1957. — Ч. 1
- Азиев, А. И. Индивидуальные задания для устранения ошибок / А. И. Азиев // Математика в школе. 1993. — № 5. — С. 9−10.
- Александров, А.Д. Основания геометрии: учебное пособие для вузов /А.Д. Александров. М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. — 288 с.
- Амонашвили, Ш. А., Обучение. Оценка. Отметка /Ш.А. Амонашвили. — М.: Знание, 1980.-96 с.
- Антонова, Г. П., Антонова, И.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников / Г. П. Антонова, И.П. Антонова// Вопросы психологии. -№ 4. 1991. — С.42−50.
- Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т.2. О софических опровержениях / Аристотель. М.: Мысль, 1978. — С. 533−593.
- Ю.Артемов, А. К. Об эвристических приемах при обучении геометрии / А. К. Артемов // Математика в школе.- 1973.- № 6. С. 25−29.
- П.Асанов, Р. А. Работа над ошибками при обучении математике / Р. А. Асанов // Из опыта преподавания математики в школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — С. 70−77.
- Атанасян, Л.С., Базылев, В.Т. Геометрия /Л.С. Атанасян, В. Т. Базылев. -М.: Просвещение, 1986 4.1.- 351 с.
- Н.Атанасян, JI.C., Базылев, В. Т. Геометрия / Л. С. Атанасян, В. Т. Базылев.- М.: Просвещение, 1987 4.2.
- Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985.-208 с.
- Базылев, В.Т. Геометрия. Учеб. пособие для студентов 1 курса физ.-мат. фак.-ов пед. ин.-тов / В. Т. Базылев. -М.: Просвещение, 1974.- 351 с.
- Базылев, В.Т., Дуничев, К.И., Иваницкая, В. П. Геометрия / В. Т. Базылев, К. И. Дуничев, В. П. Иваницкая. М.: Просвещение, 1974,-4.1.
- Базылев, В.Т., Дуничев, К.И., Иваницкая, В. П. Геометрия / В. Т. Базылев, К. И. Дуничев, В. П. Иваницкая. М.: Просвещение, 1975.-4.2.
- Байрамов, A.C. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста. Автореф. дисс.. доктора психол. наук /A.C. Байрамов. Баку, 1968. — 15 с.
- Березанская, Н.Б. Роль внушаемости критичности в процессе целеобразования /Н.Б. Березанская // Психологические механизмы целеобразования: М., 1977. — С. 123−144.
- Березин, В. Н. Сборник задач для факультативных и внеклассных занятий по математике: книга для учителя / В. Н. Березин. М.: Просвещение, 1985. — 185 с.
- Берлов, С.Л., Иванов, C.B., Кохась, К. П. Петербургские математические олимпиады- / С. Л. Берлов, C.B. Иванов, К. П. Кохась. — СПб.: Издательство «Лань», 2005.- 608 с.
- Бизенков, Г. И. О формировании и развитии критичности и самокритичности у учащихся старших классов средней школы. Автореф. дисс.. канд. пед. наук/Г.И. Бизенков. -М., 1953. 16 с.
- Болодурин, B.C. Пособие по элементарной геометрии /B.C. Болодурин.- Оренбург: ОГПИ, 1991. 197 с.
- Болтянский, В.Г. Лекции и задачи по элементарной математике /В.Г. Болтянский. М.: Наука, 1974. — 576 с.
- Брадис, В. М. Ошибки в математических рассуждениях /В.М. Брадис, В. Л. Минковский, А. К. Харчева.- М.: Просвещение, 1967. 191с.
- Браурс, Дж. А., Вуд, Д. Инвайронментальное образование в школах / Дж. А. Браурс, Д. Вуд. Пер. с англ. КААЕЕ, 1994.
- Буловацкий, М. П. Разнообразить виды задач / М. П. Буловацкий // Математика в школе.-1998.-№ 5. С. 23−25.
- Бурмистрова, Е.Г. О понятии «критическое мышление» / Е. Г. Бурмистрова // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Пенза: ПГПУ, 2005. — С. 185 — 186.
- Бурмистрова, Е.Г. Дискуссия как средство развития критического мышления на семинарских занятиях в вузе / Е. Г. Бурмистрова // Известия ПГПУ: Научные и учебно-методические вопросы. Сектор молодых ученых.-Пенза: ПГПУ, 2006. 2(4). -С.135−137.
- Бурмистрова, Е.Г. Потенциал урока математики в развитии критического мышления учащихся / Е. Г. Бурмистрова // Современный урок математики: Теория и практика: Материалы Всерос. науч. — практ. конф., Н. Новгород: НГПУ, 2005. — С.153−155.
- Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления / Р. Бустром- М.: Изд-во «ИОО», 2000.- 273 с.
- Ваховский, Е.Б., Рыбкин, A.A. Задачи по элементарной математике повышенной трудности /Е.Б. Ваховский, A.A. Рыбкин. — М.: Наука, 1971.-360 с.
- Векслер, С.И. Развитие критичности мышления. Автореф.. дисс. канд. пед. наук /С.И. Векслер. Киев, 1974. — 23 с.
- Векслер, С.И. Обнаружение и опровержение ошибок как средство развития критичности мышления / С. И. Векслер // Актуальныепсихолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. — М., 1970.-С. 18−26.
- Венецкий, И. Г. Кильдешев, Н. С. Основы математической статистики. — М.: Госстатиздат, 1983. — 308 с.
- Гарднер, М. Математические головоломки, и развлечения /М. Гарднер- пер. с англ.- М.: Наука, 1971. 320 с.
- Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность
- Э.А. Голубева. Дубна: «Феникс +», 2005. — 512 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М., Гос. комитет по высшему образованию, 2005.
- Грабарь, М. И., Краснянская, К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1997,-136 с.
- Громова, О. Критическое мышления: как это по-русски? /О.Громова // Первое сентября. 16 сентября. — 2001. — С. З
- Гусев, А. А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике /A.A. Гусев // Математика в школе. 1990. — № 4. — С. 19−21.
- Гусев, В.А. Практикум по элементарной математике (геометрия) /В.А. Гусев, В. Н. Литвиненко, А. Г. Мордкович. — М.: Просвещение, 1992.-352 с.
- Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования /В.В. Давыдов // Вопросы психологии. 1991. -№ 6. — С. 13−27.
- Далингер, В. А. Обучение учащихся доказательству теорем: учебное пособие / В. А. Далингер. Омск: ОГПИ-НГПИ, 1990. -127 с.
- Данко, П. Е., Попов А. Г., Кожевникова Т. Я. Высшая математика в упражнениях и задачах: уч. пособие для вузов в двух частях. 42. /П.Е. Данко, А. Г. Попов, Т. Я. Кожевникова. М.: Высш. шк., 1986. -415 с.
- Декарт, Р. Избранные произведения / Р. Декарт. М.: Госполитиздат, 1950.-712 с.
- Демидович, Б. П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу / Б. П. Демидович. М.: Наука, 1966. — 544 с.
- Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование /Г.Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999.-208 с.
- Дорофеев, Г. В. и др. Дифференциация в обучении математике /Г.В. Дорофеев // Математика в школе.-1990.-№ 4. С. 15−21.
- Дорофеев, С.Н. Основы подготовки будущих учителей математики к творческой деятельности: Монография /С.Н. Дорофеев. — Пенза: Информационно-издательский центр Пенз.гос.ун-та, 2002. — 218 с.
- Древнегреческая философия: от Платона до Аристотеля: соч.- пер. с древнегреч.- сост., вступ. ст. и коммент. В. Шкоды. /В. Шкода. М.: ACT, Харьков: 1999.- 829 с.
- Егорченко, И.В. Занимательные задачи реального содержания в обучении математике: Учеб. пособие / И. В. Егорченко. Саранск, 2004. — 136 с.
- Журавлева, Е.Г. Решение математических задач как условие развития критического мышления у будущих учителей / Е. Г. Журавлева // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования. Приложение. 2007. 5(9). С. 110−115.
- Загашев, И.О. Как решить любую проблему / И. О. Загашев. — СПб.: Изд-во «Праймеврознак», 2001. 153 с.
- Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология развития / И. О. Загашев, С.И. Заир-Бек. СПб: Издательство «Альянс „Дельта“, 2003.-284 с.
- Иванова, Т. А. Гуманитаризация общего математического образования: Монография /Т.А. Иванова. Нижний Новгород: НГПУ, 1988. — 206 с.
- Ильясов, И.И. Система эвристических приемов решения задач /И.И. Ильясов. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1992. — 140 с.
- Каплунович, И .Я. Пять подструктур математического мышления: как их выявить и использовать в преподавании /И.Я. Каплунович // Математика в школе. 1998. — № 5. — С.45.
- Керимов, О.Ф. Особенности критичности мышления студентов при индивидуальном и групповом решении задач. Автореф. дис.. канд. пс. Наук /О.Ф. Керимов. Баку, 1982. — с.22.
- Клустер, Д. Что такое критическое мышление? /Д.Клустер// Русский язык. -2002. № 29.
- Кожуховская, И.И. Виды нарушения критичности у психически больных. Автореф. дисс.. канд. пс. наук /И.И. Кожуховская. М.: Изд. МГУ, 1973.-21 с.
- Колягин, Ю. М. Задачи в обучении математике. Ч. I. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся / Ю. М. Колягин. — М.: Просвещение, 1977. 110 с.
- Колягин, Ю. М. Задачи в обучении математике. Ч. II. Обучение математике через задачи и обучение решению задач /Ю.М. Колягин. — М.: Просвещение, 1977. 144 с.
- Коржуев, A.B., Попков, В.А., Рязанова, ЕЛ. Как формировать критическое мышление? /A.B. Коржуев, В. А. Попков, ЕЛ. Рязанова // Высш. обр. в России. 2001. — № 5. — С.55−58.
- Король, С.А. К классификации особенностей критичности мышления /С.А. Король// Вопросы психологии. 1981. — № 4. — С. 108−112.
- Костин, В.И. Основания геометрии / В. И. Костин. М.-Л., „Учпедгиз“, 1946.
- Кравцев, C.B. и др. Методы решения задач по алгебре: от простых до самых сложных / C.B. Кравцев и др. М.: Издательство: „Экзамен“, 2003.-544 с.
- Кузина, Н.Г. Формирование информационной культуры в процессе обучения элементарной математике студентов физико-математических специальностей педвузов. Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Кузина. Саранск, 2006. — 19 с.
- Кулюткин, Ю. М. Эвристические методы в структуре решений / Ю. М. Кулюткин.- М.: Педагогика, 1970.- 232с.: ил.
- Кулюткин, Ю.Н. От идеи к решению /Ю.Н. Кулюткин// Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. — С.40−54.
- Кулюткин, Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Ю. Н. Кулюткин. М., 1979. — С.22−28.
- Купиллари, А. Трудности доказательств. Как преодолеть страх перед математикой / А. Купиллари.- М.: Техносфера, 2002. 304 с.
- Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Е. И. Лященко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко и др- Под ред. Е. И. Лященко. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
- Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Ледниев. М: Высш. шк., 1991. — 223 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Липкина, А.И., Рыбак, Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности /А.И. Липкина, Л. А. Рыбак. М.: Просвещение, 1968. -140 с.
- Литвинова, И.С. Деятельность учителя гуманитарных дисциплин по развитию критического мышления старшеклассников /И.С. Литвинова// Дисс.. к.п.н. Тула, 2005. — 146 с.
- Локк, Д. Избранные философские произведения: в 2 т., т. 1. /Д.Локк — М.: Соцэкгиз, 1960. 734 с.
- Лунгу, К.Н., Письменный, Д.Т., Федин, С.Н., Шевченко, Ю. А. Сборник задач по высшей математике. 1 курс. 3-е изд., испр. и доп. / К. Н. Лунгу, Д. Т. Письменный, С. Н. Федин, Ю. А. Шевченко. — М.: Айрис-пресс, 2004.- 576 е.: ил.
- Ляпин, С.Е. и др. Сборник задач по элементарной алгебре. /С.Е. Ляпин// Учебное пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. изд. 2-е перераб, доп. М.: Просвещение, 1973.
- Мальц, Л.А. Формирование критичности мышления младших школьников в обучении. Автореф. дисс. канд. пс. наук /Л.А. Мальц. — К., 2002.-22 с.
- Материалы Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / М.: Госполитиздат, 1955. — 23 с.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Махмутов, М.И. Принцип проблемности в обучении /М.И. Махмутов //Вопросы психологи. 1984. — № 5.
- Миганова, Е.Ю. Методика конструирования систем учебных математических задач. (На примере курса геометрии педуза): Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов / Е. Ю. Миганова. — Арзамас: АГПИ, 2001.-96 с.
- Минкина, Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования (На материале обществоведческого курса). Автореф. дисс.. кан. пед. наук / Ф. Ф. Минкина. Казань, 2000. — 22 с.
- Минковский, В. Л. Опровержение ложных доказательств как средство для развития математического мышления учащихся /В.Л. Минковский// Дисс.. канд. пед. наук. М., 1947.- 200 с.
- Молостов, В.А. Принципы вузовской дидактики / В. А. Молостов. — Киев, Вища школа, 1982.
- Мороченкова, Л.А. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза /Л.А. Мороченкова// Дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 2004.- 181 с.
- Мостовой, А.И. Наконечный, М.И. Решение геометрических задач различными способам /А.И. Мостовой, М. И. Наконечный //Математика в школе. 1976. — № 5.
- Мухина, Е.А. Развитие критического мышления учащихся. Автореф. дисс.. кан. пед. наук / Е. А. Мухина. Сочи, 2002. — 21 с.
- Нешков, К.И., Семушкин, Л.Д. Функции задач в обучении /К.И. Нешков, Л. Д. Семушкин // Математика в школе. 1971. — № 3. — С.4−7.
- Никитин, Н. EL Сборник логических упражнений / Н. Н. Никитин.-Тамбов, 1959. 65 с.
- Основы критического мышления: Междисциплинарная программа / Сост. Дж. Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл, Скотт Уолтер. — Спб.: Изд-во ИОО, 1997. 57 с.
- Пейсахов, Н. М. и др. Педагогика высшей школы / Н. М. Пейсахов. — Казань, 1985.- 119 с. 115.-Петровский, A.B. Личность. Деятельность. Коллектив /A.B. Петровский. — М.: Просвещение, 1982. — 213 с.
- Петровский, A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности /A.B. Петровский // Вопросы психологии. 1987.- № 1. -С.15−27.
- Платон. Сбор. соч. Т.1. / Платон.- М.: Мысль, 1990.
- Погорелов, А. В. Геометрия: учеб. для 7−9 кл. общеобразоват. учреждений / A.B. Погорелов. — М.: Просвещение, 2001. 224 с.
- Погорелов, A.B. Геометрия: Учебник для 7−11 кл. ср.шк. /A.B. Погорелов.-М., 1991.- 384 с.
- Пойа, Д1 Как решать задачу? /Д.Пойа. М.: Учпедгиз, 1959. — 208 с.
- Пойа, Д. Математическое открытие: Решение задач: Основные понятия, изучение и преподавание / Д. Пойа. Под. ред. И. М. Яглома. — М.: Наука, 1970.-452 с.
- Полный сборник решений задач для поступающих в вузы. Группа повышенной сложности / Под ред. М. И. Сканави. — М.: ООО „Издательство „Мир и Образование“: Мн.: „Харвест“, 2005. 624 с.
- Попков, В. А. Критический стиль мышления в профессиональном становлении преподавателя высшей школы /В.А. Попков// Дисс.. д-ра. пед. наук. М., 2002.- 319 с.
- Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер // Вопросы философии. 1992. — № 8−10.
- Пузанова, Ю.В. Формирование представлений о границах применимости физических законов и теорий как средство развитиякритичности учащихся. Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Ю.В. Пузанова. СПб., 2001. — 22 с.
- Родионов, М.А. Мотивация учения математике и пути ее формирования. Монография / М. А. Родионов. Саранск: изд-во МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2001. —252 с.
- Родионов, М.А., Садовников, Н.В. Взаимосвязь теоретических и практических аспектов использования задач в обучении математике: Пособие для учителей математики и студентов педагогических вузов / М. А. Родионов, Н. В. Садовников. Пенза, 1997. — 86 с.
- Рубинштейн, C.JI. О мышлении и путях его исследования /С.Л. Рубинштейн. -М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах /С.Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989.
- Рузавин, Г. И. Логика и аргументация / Г. И. Рузавин. М.: ЮНИТИ, 1997.
- Саранцев, Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе: книга для учителя / Г. И. Саранцев.- М.: Просвещение, 2000.-173 с.
- Саранцев, Г. И. Общая методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов / Г. И. Саранцев. Саранск: Тип. „Краен. Окт.“, 1999. — 208 с.
- Саранцев, Г. И. Сборник упражнений по методике преподавания математики в средней школе / Г. И. Саранцев. М., 1983.- 80 с.
- Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике / Г. И. Саранцев. — 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2005.-255 с.: ил.
- Саранцев, Г. И. Методология методики обучения математике /Г.И. Саранцев. Саранск: „Красный Октябрь“. — 2001. — 135 с.
- Саранцев, Г. И. Красота в математике, математика в красоте / Г. И. Саранцев// Педагогика. — 2004. — № 3. — С. 24−31.
- Саранцев, Г. И. Составление геометрических задач на заданных чертежах/Г.И. Саранцев// Математика вшколе. 1993. — № 6. — С.14−16.
- Саранцев, Г. И. О методике обучения школьников поиску решения математических задач /Г.И. Саранцев// Преподавание алгебры и геометрии в школе: Пособие для учителей /Сост. O.A. Бокавнев. М.: Просвещение, 1982.-С. 123−131.
- Студенецкая, В.Н., Гребнева, З.С. Решение задач и выполнение заданий по математике с комментариями и ответами для подготовки к единому государственному экзамену /В.Н. Студенецкая, З. С. Гребнева. — Волгоград: Учитель, 2007. 227 с.
- Тарасенкова, Н. А. Найти ошибку /H.A. Тарасенкова // Математика в школе.- 1997.-№ 2.-С. 19−23.
- Теплов, Б.М. Психология, /Б.М. Теплов. -М.: Учпедгиз, 1954. 256 с.145: Тихомирова, O.K. Психология мышления / O.K. Тихомирова. М.:
- Изд-во Московского ун-та, 1984*. 272 с.
- Тягло, A.B. Критическое мышление на основе элементарной логики: учебное пособие / A.B. Тягло. — Харьков: Харьковский воен. ун-т, 2001. -210 с.
- Ульянова, И.В. Задачи в обучении математике. История, теория, методика: учеб. пособие / И. В. Ульянова. — Саранск, 2006. — 65 с.
- Фетюхин, М.И., Фетюхин Ю. М. Психолого-педагогические основы учебной лекции: Учебно-методическое пособие / М. И. Фетюхин, Ю. М. Фетюхин, — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1997.- 14 с.
- Философия. Учебник для высших учебных заведений /Отв. редактор В. П. Кохановский. Ростов — на Дону, „Феникс“, 1995. -235 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — Политиздат. 1980. — 445 с.
- Фридман, JI. М. Логико-психологический анализ школьных задач /Л.М. Фридман. М., 1977. — 208 с.
- Фридман, Л. М. Методика обучения решению математических задач / Л. М. Фридман // Математика в школе. 1994. — № 6. — С.4−7.
- Фридман, Л.М. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся /Л.М. Фридман, E.H. Турецкий. -М.: Просвещение, 1989.- 175 с.
- Халперн, Д. Психология критического мышления /Д. Халперн. — СПб.: Издательство „Питер“, 2000. 512 с.
- Хитрина, Н. А. О применении контрпримеров / H.A. Хитрина // Математика в школе.- 1974.-№ 6. -С. 8−14.
- Ходос, Е.А., Бутенко, A.B. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие / Е. А. Ходос, A.B.Бутенко. — Красноярск, 2002. 190 с.
- Цукерман, Г. А. Истина рождается в споре /Г.А. Цукерман // Начальная школа. 1987. — № 5. — С. 13−17.
- Шамис, В.А. Развитие критического мышления младших школьников: (на материале сравнения традиционной и развивающей технологий обучения). Автореф. дисс.. кан. пс. наук / В. А. Шамис. — Казань, 2005.-22 с.
- Шарыгин, И.Ф. Математика. Для поступающих в вузы: Учеб. пособие / И. Ф. Шарыгин.- М.: Дрофа, 1997. 416 е.: ил.
- Шестакова, JI. Г. Формирование критичности мышления в процессе обучения математике / Л. Г. Шестакова //Актуальные проблемы обучения математике: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Т.2.-Орел, ОГУ, 2002. С. 240−244.
- Шорохова, Е.В. Проблема „Я“ и самосознание. В кн.: Проблемы самосознания /Е.В. Шорохова. М., 1966. — 67 с.
- Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн. для учителя. 2-е изд. / М. Ю. Шуба. — М.: Просвещение, 1995. — 222 е.: ил.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988.- 186 с.
- Энциклопедический словарь. -М.: Сов. Энциклопедия, 1988. — 866 с.
- Эрдниев, П.М., Преподавание математики в школе. (Из опыта обучения укрупненных упражнений) /П.М. Эрдниев. — М.: Просвещение, 1978.- 304 с.
- Ярский, А. С. Что делать с ошибками? / А. С. Ярский // Математика в школе.- 1998.-№ 2.-С. 8−14.
- Brookfield, S.D. Developing critical thinking / S.D. Brookfield.- Jossey-Bass Pub. 1987.
- Brown, S., Walter, M. Problem posing: Reflections and applications / S. Brown, M.Walter. Hillsdale, NG: Lawrence Erlbaum Associates, 1993. -278 p.
- Ennis, R.H. A taxonomy for critical thinking dispositions and abilities / R.H. Ennis// Teaching thinking skills: Theory and practice / Ed. By J. Baron, R. Sternberg. N.Y., 1987.-243 p.
- Freire, P. The Pedagogy of the Oppressed / P. Freire. N. Y: Sea bury, 1970.
- Lipmain, M. Philosophy Goes to School. / M. Lipmain. Philadelphia: temple University Press, 1988.
- Moor, Ch. Answer the question / Ch.Moor. Cambridge, s. a., 1996. — 137 p.1. Анкета № 1
- Любите ли Вы наблюдать за другими? а) нетб) дав) иногдаг) свой вариант ответа
- Если Вы не согласны с собеседником, то Выа) настойчиво доказываете свою точку зренияб) высказываете мнение, не навязывая его собеседникув) не показываете свое несогласиег) свой вариант ответа
- Если задача трудная, Вы не можете ее решить, то Вы а) начинаете решениеб) оказываетесь от решенияв) списываете у соседаг) свой вариант ответа
- Как Вы считаете, должен ли человек критично относится к себе и другим?
- Какой предмет дает возможность анализировать, сравнивать, обобщать?
- Задаете ли Вы вопросы, когда не понимаете объяснение преподавателя, лектора?
- При не правильном решении математической задачи, умеете ли Вы находить причины своих ошибок?
- Приведите несколько примеров задач, которые на Ваш взгляд способствовали бы формированию критического мышления?
- Всегда ли Ваши суждения независимы? От чего это зависит?
- Ответы студентов и учащихся давались в письменной форме. Обработав и проанализировав полученные данные, мы выбрали наиболее интересные на наш взгляд ответы.
- На первый вопрос Анкеты № 2 учащиеся и студенты дали почти однозначный ответ. К критике и самокритике учащиеся старших классов и будущие учителя математики относятся спокойно и видят в этом для себя положительные моменты.
- На второй вопрос: „Какой предмет дает возможность анализировать, обобщать, сравнивать?“ давались следующие ответы: геометрия, логика, теория и методика обучения математики.
- На третий вопрос: „Задаете ли вопросы, когда не понимаете объяснение преподавателя, лектора?“, также как и при ответе на первый вопрос ответ учащиеся и студенты дали почти однозначный ответ — нет.
- При ответе на четвертый вопрос: „При неправильном решении математической задачи, умеете ли Вы находить причины своих ошибок?“ ответы были следующими:1. Стараюсь“.1. В зависимости от задачи».1. Не всегда, но стараюсь".1. Никогда этого не делал".
- На пятый вопрос: «Приведите несколько примеров задач, которые на Ваш взгляд способствовали бы формированию критического мышления?», были приведены следующие задачи:
- Дополните задачу условиями, необходимыми для получения известного следствия: «Дан треугольник ABC. При каком условии медиана ВМ будет равна половине стороны АС?».
- Докажите, что средняя линия трапеции параллельна ее основаниям".
- Докажите, что медианы треугольника, пересекаясь, делятся в отношении 2:1″.
- При ответе на шестой вопрос: «Всегда ли Ваши суждения независимы? От чего это зависит?» были предложены следующие варианты ответов:
- Нет не всегда, так как я прислушиваюсь к мнению людей, у которых, на мой взгляд опыта больше, чем у меня".
- Зависит от того, смогут ли мне доказать, что я не прав".
- Зависит от того, какими знаниями я обладаю в данной области".
- Точка зрения зависит от внешних условий".