Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогические условия развития профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования на различных его этапах докладывались и обсуждались на заседании кафедр теории и методики, технологии и профессионального образования Марийского государственного университетана научно-практических конференциях разных уровней: научно-практической конференции с международным участием «Компетентности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ 1, УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 1. 1. Профессиональный интерес как педагогическая проблема
    • 1. 2. Сущность и содержание профессионального интереса учителя технологии и предпринимательства
    • 1. 3. Основные критерии и показатели оценки уровня развития профессионального интереса
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВУЗЕ
    • 2. 1. Создание педагогических условий, обеспечивающих развитие профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства
    • 2. 2. Структурно-функциональная модель развития профессионального интереса у студентов технологии и предпринимательства
    • 2. 3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Педагогические условия развития профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Система образования России в XXI веке претерпевает содержательную и структурную реорганизацию, требующую интенсивной модернизации имеющегося потенциала, разработки и внедрения новых проектов, обновления содержания образования, комплекса методов и средств обучения.

Смена производственных технологий, сокращение срока актуальности знания стали столь интенсивными, что в течение активной профессиональной жизни одного поколения несколько раз меняются виды и способы деятельностей, как и способы их организации. Если учесть в этом же ряду переход к экономике знаний, начатый ведущими промышленными странами мира, то становится понятным, какие радикальные изменения требовались в отечественном образовании, так как этот государственный институт призван корректировать способы деятельности действующих поколений и готовить к эффективной деятельности будущие поколения. Поэтому работники образования осознают необходимость формирования новых качеств личности, адаптирующейся в развивающемся социуме любого уровня. Это желание предполагает наличие профессионально-педагогического интереса к профессии.

Интерес — это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на опознавание целей деятельности, тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Развитие интереса не ведет к его угасанию, а порождает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.

В соответствии с Законом «Об образовании» Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают вариативность содержания г авмвиик" дд^д ДУШНУ" Р** * *ШШ. г АМ я шаШИЯИ К.^ЖШДИЩ | ЦЩЩ ЩЦЖЖИ Ш^ЖЖШ Ш&ШЖ % Ш, ШтШ ШШ1ШШШ&Ш.ШШ&ШШ.11 ШМШ Й образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся организовать развитие профессионального интереса в вузе.

Анализ литературы по теме исследования показал, что до настоящего времени не в полной мере изучены вопросы развития профессионального интереса будущих учителей технологии и предпринимательства. В частности, остается неясным, на основе каких ценностей формируется профессиональный интерес студентов этой специальностикакие качества личности связаны с высоким уровнем профессионального интереса студентов различных курсов, очного и заочного обучениякакие качества личности необходимы специалисту для успешного профессионального самоопределения в обществекак представлено содержание профессиональной направленностикаково влияние различных учебных дисциплин на развитие профессионального интереса.

Педагогическую подготовку учителя в высшей школе, по сравнению с подготовкой специалистов по другим профессиям, отличает ряд особенностей. Студент педагогического вуза имеет, одиннадцатилетний личный опыт знакомства с деятельностью школы с позиций ученика. Изменение этих представлений о школе и учителе и приобретение новой «ролевой установки», взгляда на себя и школу «от учительского стола» требует специального внимания. Само по себе изучение педагогики, психологии, методики преподавания предмета за короткое время не может сформировать у студента профессиональное сознание. Вчерашнему школьнику необходимо время, чтобы проанализировать свой ученический опыт, осмыслить деятельность учителей, привыкнуть к мысли о возвращении в школу в новой роли.

Проблема развития профессионального интереса будущего учителя в процессе подготовки в вузе имеет важное социальное, экономическое и психологическое значение. В условиях жесткой конкуренции выпускники вузов должны быть подготовлены к профессиональной деятельности на основе фундаментальных знаний, обладать умениями и навыками деятельности профессионала определенного профиля, владеть информационно-коммуникационными технологиями, использовать опыт творческой и исследовательской деятельности в решении новых проблем.

Степень разработанности проблемы. Рассмотрению интереса в теории развития личности посвящены работы В. Г. Ананьева, М. Ф. Беляева, JI.A. Гордона, В. Г. Иванова, Н. Г. Морозовой,.

B.И. Мясищева, И. М. Цветкова и др. [7, 24, 51, 70, 118, 121, 179]. Развитие профессионально-педагогического интереса у будущего учителя раскрывается в работах М. С. Гафитулина, В. Г. Максимова, В. Г. Шалимова и др. [28, 108, 185].

Анализ теории и практики обучения в высшей школе, трудов.

C.И. Архангельского, К. Ш. Ахиярова, B.C. Безруковой, В. П. Беспалько, В. Ф. Бессараба, В. Б. Бондаревского, H.H. Булынского, A.A. Вербицкого, В. М. Вергасова, С. А. Габрусевич, М. Е. Дуранова, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, А. Т. Маленко, А. Я. Наина, А. Т. Ростунова, Г. Н. Серикова, Н. Ф. Талызиной, В. В. Ушакова и др. показывает, что задачи формирования современного специалиста постоянно обновляются и требуют углубленного изучения процесса профессиональной подготовки студентов [13, 15, 22, 25, 26, 30, 34, 37, 39, 44, 57, 68, 77, 109, 122, 154, 163, 171, 26].

Понятие профессиональной подготовки в общетеоретическом плане и обоснование педагогической направленности в обучении студентов рассматривается в трудах O.A. Абдулиной, С. И. Архангельского, A.A. Вербицкого, В. И. Жернова, K.M. Дурай-Новаковой, И. М. Дуранова, М. С. Кобзева, В. П. Ковалева, В. А. Комелиной, В. Г. Максимова,.

В.Г. Рындак, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. В исследованиях предлагаются модели современного учителя, включающие свойства и характеристики, определяющие направленность личностиобъем и состав специальной подготовкисодержание методической подготовки по специальности [1, 13, 36, 62, 56, 57, 79, 81, 84, 108, 157, 165, 189].

Профессиональное мастерство учителя является непременным условием достижения изменений в воспитании и обучении школьников, чем и объясняется постоянное внимание ученых к проблемам подготовки учительских кадров. Появление новых технологий в общественном производстве, включение в образовательные программы дисциплин, связанных с экономикой и предпринимательством, наполняет содержание деятельности современного учителя технологии и предпринимательства более глубокими экономическими и техническими знаниями и практическими умениями. Это обусловливают необходимость реализации задач по формированию адаптивной личности учителя, решения главной задачи — развития профессионального интереса для становления учителя технологии и предпринимательства. Она зависит не только от наличия глубоких специальных и профессиональных знаний, умений и навыков, но и от креативных способностей, потребностей, мотивов и интересов.

Под развитием профессионального интереса нами понимается поэтапная реализация в вузе комплекса педагогических условий, способствующих формированию, оценке и коррекции личности, необходимых для успешного становления учителя технологии и предпринимательства и последующей творческой самореализации в профессии.

Процесс развития профессионального интереса студентов к педагогической деятельности требует активного участия студентов в формировании определенных компетенций, что возможно, когда студент проявляет интерес к выбранной профессии.

Анализ научной литературы, диссертационных исследований Т. М. Калининой, В. А. Комелиной, В. К. Кузьмина, О. В. Черниковой и др. [75, 84, 95, 180], практического опыта педагогической деятельности позволил выделить противоречия между:

— необходимостью организационно-педагогического обеспечения (содержание, технологии, ресурсы) развития профессионального интереса у будущих учителей и недостаточной разработанностью комплекса педагогических условий, способствующих успешному развитию профессионального интереса у будущих учителей;

— потребностями образовательной практики в развитии профессионально-педагогического интереса у будущего учителя и существующими традиционными подходами в подготовке будущего специалиста в условиях высшей школы.

С учетом названных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы структурно-функциональная модель и педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства?

Актуальность рассматриваемой проблемы, а также ее недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность определили тему исследования: «Педагогические условия развития профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства».

Цель исследования — разработать структурно-функциональную модель, выявить и обосновать педагогические условия развития профессионального интереса у будущего учителя технологии и предпринимательства.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях высшей школы.

Предмет исследования — педагогические условия развития профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе.

Гипотеза исследования. Развитие профессионального интереса У будущих учителей технологии и предпринимательства будет эффективным, если:

— разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс вуза структурно-функциональная модель развития профессионального интереса будущего учителя технологии и предпринимательства, включающая целевой, содержательно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты;

— выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию профессионального интереса будущих учителей технологии и предпринимательства: отбор и структурирование содержания учебного материала в соответствии с ФГОС ВПО и квалификационными требованиями, демонстрация практической значимости знаний, обеспечение профориентационной направленности учебной деятельности студентов, формирование потребности овладения знаниями, развитие познавательных и профессиональных интересовреализация в обучении межпредметных связей на основе интеграции предметного и социального содержания профессиональной деятельностивыбор методов форм и средств обучения в соответствии с потребностями студентов;

— определены критерии и показатели уровня сформированности профессионального интереса будущего учителя технологии и предпринимательства.

В исследовании решались следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание профессионального интереса будущих учителей технологии и предпринимательства.

2. Определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, при которых обеспечивается эффективное развитие профессионального интереса у будущего учителя технологии и предпринимательства.

3. Разработать и апробировать структурно-функциональную модель развития профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства.

Методологической основой исследования является личностно-ориентированный подход как способ изучения и организации процесса подготовки специалистаинформационный подход как современная парадигма анализа происходящих социальных процессовсистемный подход как общеметодологический принцип анализа социальных систем, связей между системой и внешней средой, компонентами самой системыпсихологическая теория личности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) [43, 101, 155]- теория формирования научных понятий и обобщенных умений (Л.И. Божович, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина и др.) [28, 96, 110, 171]- теория обучения в высшей школе (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, Н. Ф. Талызина и др.) [13, 17, 25, 63, 65, 96, 102, 140, 171]- методология и теория педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Краевский и др.) [17,25, 90];

Теоретическую основу исследования составили социально-психологические и психолого-педагогические исследования образовательных систем (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодал ев, В. П. Зинченко, А. Г. Ковалев, В. А. Комелина, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов,.

A.B. Петровский, И. Д. Чечель, и др.) [7, 27, 69, 81, 84, 96, 104, 139, 182]- исследования в области теории профессиональных интересов (К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой,.

Л.И. Божович, А. З. Здравомыслова, А. Г. Ковалёва, В. Н. Мясищева, З. А. Решетовой, C.JI. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Г. И. Щукиной, А. Ф. Эсаулова, H.D. Carter, E.K. Strong, L.E. Tyler и др.) [3, 7, 28, 67, 81, 121, 151, 155, 175, 190, 193, 196, 201, 205].

Методы исследования. В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались теоретические методы (анализ, систематизация, классификация, моделирование, обобщение и сравнение) — частные эмпирические методы (анкетирование, тестирование, анализ педагогической литературы, наблюдение, метод экспертных оценок) и общие эмпирические методы (изучение и обобщение инновационного педагогического и управленческого опыта, мониторинг, педагогический эксперимент).

Экспериментальной базой исследования явился ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» (факультет «Технологии и профессионального образования»). В экспериментальной работе приняли участие 128 студентов и 12 преподавателей факультета.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап — подготовительный (2008 — 2009 гг.) — включал анализ теоретической базы исследования, поиск и обоснование методологических основ, выбор методов исследования, разработку исследовательской программы и инструментария, отбор содержания учебного материала и формы проведения занятий, разработку курса «Учись учиться».

II этап — постановочный (2009 — 2010 гг.) — заключался в разработке и апробации модели, выявлении основных условий, способствующих развитию профессионального интереса студентов к будущей профессии и реализация курса «Учись учиться». Проводилась оценка уровней сформированности профессионального интереса с использованием анкет, тестов, проводился анализ факторов, способствующих развитию профессионального интереса.

III этап — аналитический (2010 — 2011 гг.) — состоял из анализа и обобщения результатовформулирования выводоввнесения коррективов в программу курса «Учись учиться" — определения перспективных направлений исследования проблемы.

В ходе исследования результаты работы докладывались на совещаниях, семинарах, педагогических чтениях Марийского государственного университета и публиковались в печати.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие «профессиональный интерес будущих учителей технологии и предпринимательства» как динамичный комплекс психических свойств и состояний личности, связанный с мотивацией, формированием группового ценностного отношения к педагогической деятельности, установки личности на процесс обучения, формирование посредством междисциплинарной интеграции психолого-педагогической, методической и предметной подготовки, необходимых личностных и профессиональных компетенций.

2. Разработана и внедрена структурно-функциональная модель развития профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства, включающая целевой, содержательно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.

3. Выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства: отбор и структурирование содержания учебного материала в соответствии с ФГОС ВПО и квалификационными требованиями, предусматривающими мотивированное изучение теоретического материала, демонстрацию a i 11? и i i it 1 111 111 j i ii it i i ш in in ti i i i i i 11,11 ?I inn i i ii iinmtu ni tu i i i i in практической значимости знаний, включение элементов занимательностиобеспечение профориентационной направленности учебной деятельности студентов путем организации аналога профессиональной деятельности и создания профессиональных ситуаций обучения, способствующих осознанию перспективы будущей профессиональной деятельности, формированию потребности овладения знаниями, а также учебных познавательных и профессиональных интересовреализация в обучении межпредметных связей на основе интеграции предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельностивыбор методов, форм и средств обучения, способствующих развитию профессионального интереса у будущих учителей, с учетом вариативности и гибкости их применения, особенностей взаимодействия преподавателя и студента.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику профессионального образования. В работе раскрыты сущность и содержание профессионального интереса учителя технологии и предпринимательстваразработана структурно-функциональная модель его развитиявыявлены и научно обоснованы педагогические условия, способствующие этому процессуопределены критерии и показатели уровней развития профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства. Результаты исследования могут служить теоретической основой для дальнейшей разработки, данной проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный курс «Учись учиться», а также содержащиеся в диссертации положения и выводы создают предпосылки для научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса вуза, направленного на развитие профессионального интереса будущих учителей. Материалы исследования могут быть использованы в образовательно-воспитательном процессе вуза, в системе повышения квалификации и переподготовки преподавателей высшей школы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается оптимальным выбором методологических оснований, опирающихся на достижения философских, социологических и психолого-педагогических наукприменением комплекса методов, адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследованиясопоставлением результатов теоретического и экспериментального исследования с данными других педагогических исследованийподтверждением на практике полученных выводов и результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональный интерес будущих учителей технологии и предпринимательства — это динамичный комплекс психических свойств и состояний личности, связанный с мотивацией, формированием группового ценностного отношения к педагогической деятельности, установки личности на процесс обучения, формированием посредством междисциплинарной интеграции психолого-педагогической, методической и предметной подготовки, необходимых личностных и профессиональных компетенций.

2. Развитие профессионального интереса будущих учителей технологии и предпринимательства будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

— отборе и структурировании содержания учебного материала в соответствии с ФГОС ВПО и квалификационными требованиями, предусматривающими мотивированное изучение теоретического материала, демонстрацию практической значимости знаний, включение элементов занимательности;

— обеспечении профориентационной направленности учебной деятельности студентов путем организации аналога профессиональной.

1И ¦8—111.1 II ЦЦ 1.1 I. 1.1. 1. 1.1. ?1111 I деятельности и создания профессиональных ситуаций обучения, способствующих осознанию перспективы будущей профессиональной деятельности, формированию потребности овладения знаниями, а также учебных познавательных и профессиональных интересов;

— реализации в обучении межпредметных связей на основе интеграции предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности;

— выборе методов, форм и средств обучения, способствующих развитию профессионального интереса у будущих учителей, с учетом вариативности и гибкости их применения, особенностей взаимодействия преподавателя и студента.

3. Структурно-функциональная модель развития профессионального интереса будущих учителей технологии и предпринимательства, включающая целевой, содержательно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты, обеспечивает развитие профессионального интереса будущих учителей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования на различных его этапах докладывались и обсуждались на заседании кафедр теории и методики, технологии и профессионального образования Марийского государственного университетана научно-практических конференциях разных уровней: научно-практической конференции с международным участием «Компетентности специалиста: традиции и новации» (Йошкар-Ола, 2009) — республиканской научно-практической конференции работников системы образования Республики Марий Эл «Системные изменения регионального образования в условиях принятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Йошкар-Ола, 2011) — республиканской межведомственной конференции «Региональная модель профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства» (Йошкар-Ола, 2011) — республиканских семинарах руководителей учреждений образования, на заседаниях республиканских методических секций.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (206 источников) и 3 приложений. Объем основного текста 185 страниц, общее число иллюстраций 19 (15 таблиц, 4 рисунка).

Выводы по второй главе.

Сущность педагогического эксперимента заключалась в оценке педагогических условий влияющих на развитие профессионального интереса будущих учителей технологии и предпринимательства.

В результате экспериментального исследования решены следующие задачи: исходя из общих закономерностей и специфических особенностей педагогической деятельности разработана и реализована структурно-функциональная модель развития профессионального интереса, апробирована программа спецкурса «Учись учиться" — экспериментально проверены педагогические условия, при которых обеспечивается эффективное развитие профессионального интереса у будущего учителя технологии и предпринимательства. В работе выявлена мотивация формирования профессионального интереса студентов специальности «Технология и предпринимательство»: саморазвитие (рост профессионального мастерства, общекультурное развитие) — самореализация (работа, позволяющая проявлять свои возможности, возможность реализовать свои идеи, лидерство, возможность вести за собой других) — самооценка (ощущение успеха, достижения, признание, одобрение, возможность действовать самостоятельно, доверие, наличие перспективматериальное благополучие (стипендия, возможность улучшения (сохранения) социально-бытовых условий, возможность для отдыха и поддержания здоровья).

В период эксперимента (2008;2011 годы) организовано поэтапное развитие профессионального интереса включающее реализацию педагогических условий и курса «Учись учиться», отбор и структурирование содержания учебного материала и демонстрацию практической значимости знаний, профориентационную направленность учебной деятельности студентов, создание потребности овладения знаниями, предусматривающей развитие профессиональных интересов, реализацию междисциплинарных связей, интеграцию предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

При реализации содержательно-деятельностного компонента модели реализованы два механизма. Первый заключается в том, что специально организованные условия и мероприятия, а также используемые средства, способствуют актуализации профессионально значимых мотивов, формированию положительного отношения к профессии, росту интеллектуальной и волевой активности личности. Студент, находясь в определенных условиях, самостоятельно принимает решения, например, более качественно овладеть профессией. Такой механизм в психологии принято называть «снизу вверх». В данном случае усиливаются те структурные компоненты интереса и их составляющие, которые служат исходным пунктом для формирования интереса. К ним можно состояние удовлетворенности выбранной профессией и осознание способностейу специалистов — убежденность в правильном выборе профессии. Механизм «снизу вверх» стимулируется в основном изменением внешних условий. Вовлечение студентов в практическую деятельность по профилю выбранной профессии заставляет их взглянуть на себя с точки зрения профессионала и по-новому относиться к профессии провести переоценку профессионального мотивационного комплекса. Второй механизм заключается в усвоении субъектом предъявляемых ему в «готовом виде» целей, задач, идеалов, ценностей, отношений, мотивов, необходимых волевых усилий, которые должны быть сформированы, превратившись из внешне понимаемыхво внутренне принятые и реально функционирующие. Объяснение субъекту смысла предъявляемых побуждений в его профессиональной деятельности облегчает и ускоряет принятие их за собственные. Этот механизм называется «сверху вниз». Проявление его особенно четко наблюдается при использовании приема «прогнозирования профессиональной перспективы». Данный механизм опирается на искусственную перестройку действующего у субъекта профессионального интереса, если его структура не соответствует заданным параметрам.

Оценка сформированности профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства в исследовании включала: оценку общей структуры профессиональных интересов в группе студентов высокой удовлетворенностью профессией, ориентацию студентов на различные педагогические условиямониторинг качественных показателей учебной деятельности, оценку активности студентов, их профессиональный рост после окончания вуза.

Критериями сформированности профессионального интереса являлись: умения конкретизировать генетически исходную, всеобщую связь изучаемого объекта в системе частных знаний о нём, сформированость готовности к самостоятельным действиям, к самообразованию, овладение человеком совокупностью операций, приводящих к успешному выполнению той или иной деятельности, знание этических и правовых норм, понимание прикладного значения каждой дисциплины для профессии, формирование мысленной модели объекта и обоснованию выбора расчетной схемы, способность включаться в разнообразную деятельность и др., качество знаний по предметам профессиональной подготовки.

Реализация разработанной модели в учебном процессе факультета технологии и предпринимательства Марийского государственного университета показала, что ее внедрение не потребовало радикальных изменений сложившейся практики обучения в вузе, а дополнило ее, гармонично войдя в раздел «Курсы по выбору» учебного плана спецкурса будущего учителя" курса «Учись учиться». Реализация модели предусматривает междисциплинарную интеграцию психолого-педагогической, методической и предметной подготовки будущих специалистов. Это позволяет формировать не только интегративный характер знаний, но и профессионально-ориентированные интегративные умения и навыки, что является фундаментом, на котором строится работа по развитию профессионального интереса у будущих учителей.

Этому способствовали корректировка учебного плана и программ в соответствии с профессионально направленным обучением, предъявление специально отобранного учебного материала, формирование практических навыков и умений профессиональной деятельности, воспитание положительной мотивации к профессиональному труду, реализация новых форм внеклассной работы (организация технического творчества в летних загородных оздоровительных лагерях, учреждениях дополнительного и общего образования, организация профориентационной работы в школе, стимулирование участия олимпиадах, конкурсах, соревнованиях КВН.

Работа по реализации модели позволила отойти от известного варианта подготовки учителя по «частям» и сформировать определенный фонд теоретических, экспериментальных и технологических подходов, который позволяет осуществить успешное решение проблемы развития профессионального интереса учителя технологии и предпринимательства. Эффективность такой подготовки обеспечивается комплексным подходомнепрерывностью и систематичностью в управлении профессиональной подготовкой студентов преподавателями кафедры, осуществляющих работу с ними с 1-го по 5-ый курсы.

Согласно выделенным уровням развития профессионального интереса (табл. 13) 57% студентов, обучающихся в условиях экспериментальной подготовки, имели высокий уровень профессионального интереса и 34,6% - средний. Низкий уровень его развития был зафиксирован в обеих группах: 8,4% - средний по экспериментальным группам (ЭГ) и 14,8% в контрольной (КГ).

Заключение

.

Повышение социального и культурного статуса педагогической деятельности становится одной из главных задач российской системы образования. Модернизация образования, ее объективное влияние на развитие общества, обусловили поиск новых подходов к построению системы профессионального педагогического образования. Эти усилия не могут дать желаемых результатов при сохранении прежнего содержания образования, традиционных способов организации образовательного процесса традиционных целей, на которые ориентируется сложившаяся педагогическая система. Важнейшей характеристикой личности будущего учителя, его качественным изменением в характере труда, наполнением труда интеллектуальными компонентами и социальной направленностью является профессионально-педагогический интерес.

Появление новых технологий в общественном производстве, включение в образовательные программы дисциплин, связанных с экономикой и предпринимательством, наполняет содержание деятельности современного учителя технологии и предпринимательства более глубокими экономическими и техническими знаниями и практическими умениями. Это обусловливают необходимость реализации задач по формированию адаптивной личности учителя, решения главной задачи — развития профессионального интереса для становления учителя технологии и предпринимательства. Она зависит не только от наличия глубоких специальных и профессиональных знаний, умений и навыков, но и от креативных способностей, потребностей, мотивов и интересов. Такая ситуация в педагогической науке с полным основанием подтверждает актуальность темы диссертационного исследования.

1. Изменение подходов к трудовому, начальному профессиональному обучению и профориентационной работе, появление и ill I I I 1 H It I [ II Ii I 1 ill 1 * i II Uli I III I III I I 11 I I I I I I I Iii I II I I III II 111 новой образовательной области «Технология», включение в образовательные программы дисциплин, связанных с экономикой и предпринимательством, ставят задачу подготовки специалистов, соответствующих возросшим требованиям образовательной системы и способных эффективно работать в современных, быстро меняющихся социально-экономических условиях. Поэтому педагогическая проблема изучалась с позиций философии, психологии, социологии, истории образования, технологии, структуры, содержания, системы, в результате чего была подтверждена выдвинутая гипотеза, решены поставленные задачи.

2. Разработанная нами, научно обоснованная и апробированная структурно-функциональная модель развития профессионального интереса будущих учителей технологии и предпринимательства, включающая целевой, содержательно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты, обеспечивает развитие профессионального интереса будущих учителей.

3. В ходе исследования выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию профессионального интереса будущих учителей технологии и предпринимательства:

— отбор и структурирование содержания учебного материала в соответствии с ФГОС ВПО и квалификационными требованиями, предусматривающими мотивированное изучение теоретического материала, демонстрацию практической значимости знаний, включение элементов занимательности;

— обеспечение профориентационной направленности учебной деятельности студентов путем организации аналога профессиональной деятельности и создания профессиональных ситуаций обучения, способствующих осознанию перспективы будущей профессиональной деятельности, формированию потребности овладения знаниями, а также учебных и познавательных и профессиональных интересов;

— реализация в обучении межпредметных связей на основе интеграции предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности;

— выбор методов, форм и средств обучения, способствующих развитию профессионального интереса у будущих учителей, с учетом вариативности и гибкости их применения, особенностей взаимодействия преподавателяи студента.

4. Установлено, что реализация педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства, способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Доказательством этому является положительная динамика отличных и хороших оценок по результатам итогового междисциплинарного экзамена (2010 г. — 29, 2011 г. — 30) и отрицательная динамика неудовлетворительных оценок (2008 г. — 17, 2009 г. — 5, в последующие периоды отрицательных оценок не было).

5. С учетом методологических и теоретических оснований исследования в качестве основных критериев профессионального интереса определены такие, которые отражают: 1) структурно-содержательную сторону профессионального интереса (познавательную активность, практико-ориентированные знания, характер педагогических ценностей, профессионально значимые качества личности, уровень развития профессиональных самооценок) — 2) потребностно-мотивационную сторону сознания (познавательные и личностные потребности, профессиональная мотивация, педагогические способности, профессиональные притязания);

3) функционально-поведенческую сторону профессионального интереса (самоуправление поведением, профессиональная активность).

6.

Введение

спецкурса «Учись учиться» позволило сократить период адаптации студентов нового набора, в короткие сроки обеспечить формирование общеучебных умений и развитие у абитуриентов и студентов всех компонентов, составляющих структуру профессионального самоопределения и профессиональной направленности (потребности, интересы, профессиональные ценности, мотивы, цели).

7. Анализ информационного обеспечения процесса развития профессионального интереса студентов специальности «Технология и предпринимательство» и возможностей использования новых информационных технологий в учебном процессе позволяют сделать вывод, что в развитии профессионального интереса и становлении учителя недостаточно используется потенциал информационных технологий. В связи с этим в качестве средства повышения эффективности процесса обучения и процесса развития профессионального интереса нами найдена такая форма, как «Интернет-клуб», создание которого предусматривается на базе лаборатории компьютерных технологий. Подготовленный таким образом учитель сможет организовать предпрофильную и профильную подготовку «Индустриально-технологического» (по разным направлениям), «Агротехнологического», а также «Информационно-технологического профиля».

8. Результаты и выводы исследования, полученные на базе факультета технологии и производственного обучения педагогического института, могут быть использованы в подготовке будущих учителей других специальностей к профессионально-педагогической деятельности.

1 II II | I 11 ми II | | | ¦ ¦ | .111 I I 111 111 |. I 1111 I II III 1111 II 4 1 I I II I II I II I I II 1″ К 1ИИИ1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдулина. — М.: Просвещение, 1990.- 141 с.
  2. , Л. О. О восприятии и понимании ребенка. Практикум по психологии / Л. О. Аболин. Казань: КГУ, 1996. — 86 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Представления личности об отношении к ней значимых других / К. А. Абульханова-Славская, Е. В. Гордиенко // Психологический журнал. М., 2001, том 22, № 5. — С. 38−47.
  4. , Б. И. Воспитание у молодых рабочих интереса к профессии / Б. И. Адаскин. М., 1977.
  5. , А. С. Важная социологическая проблема // Вопросы философии / А. С. Айзинкович. М., 1965, № 11. — С. 3.
  6. , В. Е. Формирование профессиональных интересов учащихся / В. Е. Алексеев, А. П. Худайберганов // Советская педагогика. -1987,№ 9.-С. 64−67.
  7. , Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: ИНН, Воронеж: «Модэк», 1996.-384 с.
  8. , В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учеб. Пособие / В. И. Андреев. Казань, 2005. — 500 с.
  9. , Г. М. К проблематике психологии социального познания / Г. М. Андреева // Социальная психология. 2003.
  10. , Л. О. Модернизация системы профессионального образования // Модернизация системы преобразования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы 3-й науч.-практ. конференции: В 6 ч / Л. О. Андреева. Челябинск, 2004. — Ч. 5. — С. 6−9.
  11. , Л. Г. Дорогой наш человек / Л. Г. Антипова // Среднее профессиональное образование. — 2005. № 4. — С. 5−6.
  12. , Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анциферова // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001 г.
  13. , С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский // Учеб.-метод, пособие. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  14. , П. Р. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников / П. Р. Атутов, В. А. Поляков. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  15. , К. Ш. Народные традиции в трудовой подготовке молодежи / К. Ш. Ахияров. Нижнекамск, 2001 г.
  16. , К. Ш. Формирование познавательной активности студентов в обучении / К. Ш. Ахияров, Ю. П. Правдин // Учебное пособие. -Уфа: Башкирский пед. ин-т, 1988. 80 с.
  17. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — С. 20.
  18. , Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Г. Д. Бабушкин. Омск, 1998. — 186 с.
  19. , Т. Л. Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. психол. наук. Ярославль: ЯрГУ, 1988, 24 с.
  20. , Р. Т. Ваш беспокойный подросток / Р. Т. Байард. М.: Школа — пресс, 1995. — 168 с.
  21. , Л. А. Введение в педагогическую деятельность / Проект курса Р1 ПИ им. Герцена сетевой материал. Режим доступа: http://akmeo.rus.net/page 5гс. рЬр?1а=427. — 2001−2004.
  22. , В. С. Образовательные технологии: ориентиры для выбора / В. С. Безрукова // Директор школы. М., 1999. — № 8. — С. 25−30.
  23. , Г. В. Профессиональная компетентность: аспекты формирования / Г. В. Безюлева, Н. В. Иванова, М. В. Никитин, Г. М. Шеламова // Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования. М., 2005. — 82 с.
  24. , М. Ф. Основные положения психологии интереса / М. Ф. Беляев // Учен. зап. Иркутского ГПИ. Иркутск, 1940. — Вып. V.
  25. , В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989. — 443 с.
  26. , В. Ф. Методика профессионального обучения / В. Ф. Бессараб, В. В. Ушакова. Челябинск: ЧГАУ, 2004 г.
  27. , А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев // Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  28. , Л. И. Проблемы формирования личности /Л. И. Божович. М.: ИПП, Воронеж: «Модэк», 1997. — 362 с.
  29. Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий», 2000: Мультимедиа-эн-циклопедия. М., 2000. на 4 СО. (2004).
  30. , В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. М.: Просвещение, 1985 г.
  31. , Н. М. В пространстве воспитательной деятельности / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2001 г.
  32. , Т. Г. Из опыта развития общей культуры учителя / Т. Г. Браже // Педагогика. М., 2001. — № 2. — С. 24 — 28.
  33. , А. Н. Профессиональная ориентация школьников на педагогическую профессию: Учеб. пособие к спецкурсу / А. Н. Бритвихин. -М., 1985.-Вып. V.
  34. , Н. Н. Внутриучилищное управление качеством профессионального образования: теория и практика / Н. Н. Булынский. — Челябинск: ЧГАУ, 1996 г.
  35. , П. Искусство менеджмента / Пер. с англ. Козыревой И. Б. М.: Изд-во Новости, 1993 г.
  36. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М., 1991 г.
  37. , А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А. А. Вербицкий. М.: ИЦ ПКПС, 1999 г.
  38. , А. А. Развитие мотивации в контекстном обучении / А. А. Вербицкий, Н. А. Башкаева. Альма матер, 1998 г.
  39. , В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / В. М. Вергасов. — Киев: Высшая школа, 1988 г.
  40. , С. Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя Текст. / С. Г. Вершловский. М.: Сентябрь, 2002. — 160 с.
  41. , С. В. Экологическое воспитание студентов как нравственный аспект в педагогической теории / С. В. Владимирова, Н. М. Владимиров // Основные аспекты гуманизации образования: Сб. науч. трудов. Шадринск: ШГПИ, 2002. — С. 81 — 88. с.
  42. , В. Свою деятельность анализирует учитель: Самоанализ / В. Ворошилов // Директор школы. 2004. — № 7. — С.31−33.
  43. , Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  44. , С. А. От деловой игры к профессиональному творчеству: учеб.-метод. пособие / С. А. Габрусевич. — Минск: Университетское, 1989 г.
  45. , В. Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии / В. Е. Гаврилов. 1987. № 1. — С. 111−117.
  46. Гак, Г. М. Общественные и личные интересы и их сочетание при социализме / Г. М. Гак // Вопросы философии. 1955, — № 4. — 19 с.
  47. , M. Г. Обсуждаются вопросы управления познавательной деятельностью / М. Г. Гарунов, В. Я. Мангазеев // Вестник высшей школы. 1984. — № 7. — С. 20−22.
  48. , М. С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста на основе АТРИЗ: Автореф. дис.канд. пед. наук, Челябинск, 1996. -22с.
  49. , Г. Е. Общественно-экономические формации: Проблемы теории / Г. Е. Глезерман. М., 1978. — 280 с.
  50. , JI. А. Потери и обретения в России девяностых. / JI. А. Гордон. -M., 2001.-Т. 1, Т. 2.-512 с.
  51. Гордон, JL А. Потребность и интересы / JI. А. Гордон // Сов. педагогика. 1937. — № 8−9. — С. 129.
  52. , JI. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования / JI. К. Гребенкина. Рязань, 2000. — С. 108−109.
  53. , Н. И. Классный руководитель. Основные направления деятельности / И. Д. Демокова. М.: Педагогика, 2001. — 89 с.
  54. , В. И. Преемственность школы и педвуза в подготовке будущего учителя / В. И. Дмитриев. Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 1991. — С. 12 — 14.
  55. , Б. И. Задача формирования нового человека и некоторые вопросы психологии личности / Б. И. Додонов //Вопросы психологии. 1981, № 5. — С. 22−33.
  56. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1993.-60 с.
  57. , И. М. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / И. М. Дуранов. Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 158 с.
  58. , М. Е. Профессионально-педагогическая компетентность учителя и проблемы воспитания и развития личности учащегося / М. Е. Дуранов. Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 129 с.
  59. , Т. Г. Психологическая классификация ошибок чтения / Т. Г. Егоров. -М., 1997 г.
  60. , С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  61. , С. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя / С. Емельянова // Директор школы. 2004. — № 4. — С. 23−24.
  62. , В. И. Педагогика формирования профессиональной направленности личности студента / В. И. Жернов. Магнитогорск: МаГУ, 2004.- 157 с.
  63. , В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики / В. И. Журавлёв. М.: Педагогика, 1984 г.
  64. , Д. Н. Динамика ценностно-смыслового отношения субъекта к профессиональной деятельности / Д. Н. Завалишина // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. М., 2001.-С. 193−203.
  65. , В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1982 г.
  66. , О. В. На досуге / О. В. Зайцева, Е. В. Карпова. — Ярославль, 1998. 212 с.
  67. , А. Г. Общая социология / А. Г. Здравосмыслов. -М., 2006 г.
  68. , В. П. Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Т. Мещерякова. М.: Знание, 1998. — 385 с.
  69. , В. Г. Развитие и воспитание интереса учащихся старших классов средней школы / В. Г. Иванов. JL: Изд-во ЛГУ, 1959. — 82 с.
  70. В. П. Мотивация и мотивы / В. П. Ильин. СПб, 2000. — 347 с.
  71. , Е. В. Формирование профессионального интереса юношей кадетского корпуса: Автореф. дис. канд. пед. Наук: 13.00.01: Кемеров. гос. ун-т Кемерово, 2003. 18 с.
  72. , М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. -СПб., 1997 г.
  73. , Т. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки / Т. Казарицкая // Директор школы. 2004. — № 6. — С. 16−24.
  74. , Т. М. Развитие профессионально-педагогического интереса будущего учителя Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. -Челябинск: [Б. и.], 1998. с. 21−22.
  75. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1997 г.
  76. , Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1994. — С. 124 — 134.
  77. , Б. С. Обучение студентов диагностике воспитательной работы / Б. С. Кобзарь // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 16.
  78. , М. С. Пути совершенствования профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в педвузе: Тез. докл. науч.-практ. конф. / М. С. Кобзев. Саратов: Изд-во СГУ, 1992. -С. 19−20.
  79. , А. Г. Личность и пути её формирования / А. Г. Ковалев. -М.: Знание, 1971.-31 с.
  80. , А. Г. Руководителю о работнике Текст.: практ. аспект изучения личности / А. Г. Ковалев. М.: Экономика, 1988. — 94 с.
  81. И IIИ 11 II I ! | КИЛ I I I I |Н (1111 I I I •< | | ¦ II | II | цщ | I I I I я II111 | <1 Е I I II I I ! I I II III I ¦ I I к I 11 1 1 I ШИК
  82. , В. И. К проблеме мотивов / В. И. Ковалев. // Психологический журнал. 1981. — № 1. — С. 29−43.
  83. , В. П. Основы управления педагогическими системами / В. П. Ковалев. Чебоксары: ЧГПУ, 2000. — 175 с.
  84. , В. А. Теория воспитания в профессиональном образовании. Пособие для преподавателей / В. А. Комелина, Н. М. Швецов, Г. А. Швецова. Йошкар-Ола: МОСУ, 2001. — 217 с.
  85. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. 2002. — № 6. — С. 42.
  86. , Н. В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н. В. Корепанова // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 66−71.
  87. , П. П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду / П. П. Костенков, В. А. Крутецкий. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976 г.
  88. , И. Б. Педагог: профессия и личность / И. Б. Котова, Е. Н. Шинное. Ростов-на-Дону, 2000 г.
  89. , В. Ф. От компьютерной грамотности к информационной культуре / В. Ф. Кочуров, О. И. Кочурова // Новые знания. 1997. № 1.
  90. , В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. 1994. — № 6.
  91. , С. Э. Социальная философия / С. Э. Крапивенский. Волгоград: Комитет по печати, 1995. — С. 257−264.
  92. , С. П. Управление формированием профессиональных интересов / С. П. Крягжде // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 23−30.
  93. , С.П. Развитие нравственности / С. П. Крягжде //Вопросы психологии. 2005. — № 3. — С. 37−39.
  94. , Т. В. Психологические основы профессионально -технического обучения / Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухариковой. М.: Высшая школа, 1988.-220 с.
  95. , В. К. Формирование профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / В. К. Кузьмин. Йошкар-Ола, 2003. — 152 с.
  96. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 119 с.
  97. , В. С. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. С. Кукушин. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. — с. 27−48.
  98. , Ю. А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилище и вузах / Ю. А. Кустов. Саратов: СГУ, 1990. -160 с.
  99. , М. М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  100. , И. Д. Идеал учителя как научное понятие / И. Д. Лельчицкий // Педагогика. 2005. — № 1, март. — С.79−85.
  101. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1997. — 187 с.
  102. И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981 г.
  103. , Л. Н. Образование в структуре человеческой деятельности Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / Л. Н. Лесохина. М.: НИИ, 1991.-56 с.
  104. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 445 с.
  105. , М. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе работы / М. Лукьянова // Педагогика. 2005. — № 10. — С. 56−61.
  106. , В. Г. Системно-ролевая теория формирования личности педагога / В. Г. Максимов и др.- под ред. В. Г. Максимова. М.: Academia, 2007 г.
  107. , Е. А. Профессиональное творчество и профессиональный смысл жизни учителя (опыт экспериментального исследования) / Е. А. Максимова // Мир психологии. 2001. — № 2. — С. 149 153.
  108. , Т. В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности / Т. В. Максимова // Мир психологии. — 2001. -№ 2.-С. 114−117.
  109. , А. Т. Интеллигентность специалиста // Собеседник / А. Т. Маленко. 1990. — № 7. — С. 14.
  110. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М, 1996.-308 с.
  111. , Е. В. Роль смысложизненных ориентации в системе профессиональной подготовки студентов педвузов / Е. В. Мартынова // Мир психологии. 2001. — № 2. — С. 109−113.
  112. , Л. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты / Л. Матвеева, И. Выбойщик, Д. Мкушин. -Челябинск, 1996. 342 с.
  113. , Н. И. Мотивация профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы: Монография // Н. И. Мешков, С. В. Бажанова. Саранск: Изд-во МГУ, 2006 г.
  114. , В. А. Введение в педагогическую деятельность / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. М., 2002. — 268 с.
  115. , В. Э. Мотивация творчества и роста / В. Э. Мильман. -М.: ООО «Мирея и К «, 2005. 165 с.
  116. , И. Е. Выбор профессии и профессиональный отбор: Методики и тесты // И. Е. Мокин, И. Шувалов. Самара: Издательский Дом «Бахрах-м», 2003 г.
  117. , В. Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / Автореф. к. пс. н. М., 2009 г.
  118. , Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. М.: Знание, 1979. — 49 с.
  119. , Н. Б. Риск личностно-профессиональных деформаций учителя: Исследование / Н. Б. Москвина // Педагогика. 2005. — № 8, нояб. -С. 61−69.
  120. , В. И. Личность и отношения человека / В. И. Мясищев // Проблемы личности. Материалы симпозиума. М., — 1968. — Т. 1.
  121. , А. Я. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа: учебное пособие / А. Я. Найн, А. А. Найн. Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 151 с.
  122. , Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы / Я. М. Нейматов. Мн.: Алгоритм, 2002. — С.116 -144.
  123. , Н. И. Психодиагностика личности: теория и практика / Н. И. Непомнящая. М.: Высшая школа, 2001. — 324 с.
  124. , В. Г. Этика жизни: трудиться по способностям / В. Г. Нестеров. М., 1984. — 64с.
  125. , Н. Д. Идеология и идеологическое воспитание: есть ли они, нужны ли они сегодня? / Н. Д. Никандров // Родная Ладога. 2010. — № 3. -с. 59−68.
  126. , В. М. Психология и педагогика / В. М. Николаенко. М.: Высшая школа, 1999. — 342 с.
  127. , А. М. Методология образования. Издание второе / А. М. Новиков. М.: «Эгвес», 2006. — С. 299−320.
  128. , Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. Курск, 1996. — 214 с.
  129. , С. И. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 3-е изд. М.: РАН, 1996.-907 с.
  130. , О. П. Оптимизационные методы диагностики // Педагогика / О. П. Околелов. 2002. — № 3. — С. 12−16.
  131. , А. А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум / А. А. Орлов, A.C. Агафонова. М.: Академия, 2004. — 256 с.
  132. , А. Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А. Б. Орлов. М.: Высшая школа, 1998. — С. 265 269.
  133. , Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. Беседы психолога со старшеклассниками / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1997. — 168 с.
  134. , А. Потребность в знаниях: стимулирование интереса / А. Осин II Учитель. 2003 — № 4. — С. 2.
  135. , М. Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И. А. Сасова. М.: Вентана-Граф, 2000 г.
  136. , В. П. Управление качеством в муниципальной системе образования: Эксперимент, учеб. авторская программа / В. П. Панасюк, М. Н. Арцев. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, — 2003.-37 с.
  137. , Г. П. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие / Г. Н. Пашкевич, М. Е. Сысоева. М.: Сигналь, 1999 г.
  138. , А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  139. , П. И. Педагогика: Учебное пособие 5 изд. и допол / П. И. Пидкасистый. — М.: Педагогическое общество России, 2003 г. — 640 с.
  140. , К. К. Цели и задачи профориентационной работы / К. К. Платонов. М.: Педагогика, 1976. — 156 с.
  141. , И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов / И. П. Подласый. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 г.
  142. , Н. Ю. Социологическое исследование информационных запросов потенциальных потребителей профессионального образования Текст. / Н. Ю. Посталюк // Специалист. 2007 г.
  143. , П. Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ / П. Г. Постников // Педагогика. 2004. -№ 5. — С. 61−66.
  144. , А. Д. Профессиональный интерес как педагогическая проблема / А. Д. Потемкин // ВЕСТНИК ОГУ. № 1. — 2001, — 14 с.
  145. , Ю. П. Формирование познавательной активности студентов в обучении: Учебное пособие / Ю. П. Правдин. — Уфа: Башкирский пед. ин-т, 1988.-80 с.
  146. , Н. Б. Формирование интереса будущих учителей к научно-педагогическим знаниям: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 16 с.
  147. , Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич. Мн.: «Современное слово». — 2005. — С. 421−422.
  148. , А. А.Социальная педагогическая психология /А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Петрополис, 2000. — С. 234−239.11И1—МИИ11М ¦ р !¦ ¦ 1» 1ЧИИИ1 «I rrmi И Ч ИТОГУ III I Ml 1411 ИНИН И НИ III lilili ¦¦ Il
  149. , П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера / П. Е. Решетников. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
  150. Решетова, 3. А. Психологические основы профессионального обучения / 3. А. Решетова. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
  151. , А. С. Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. М.: Издательский центр Академия, 2000. — 208 с.
  152. , Е. И. Учитель как объект психологического исследования / Е. И. Рогов. М.: Педагогика, 1999. — С.34−56.
  153. , А. Т. Формирование профессиональной пригодности / А. Т. Ростунов. Минск, 1994 г.
  154. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000 г.
  155. , С. П. На пути к творчеству / С. П. Руссков. Чебоксары: ЧПГУ, 1997.- 112 с.
  156. , В. Г. Методологические основы образования / В. Г. Рындак. Оренбург: Изд. Центр ОГАУ, 2000. — 192с.
  157. , А. Д Профориентация учащихся / А. Д. Сазонов. М.: Просвещение, 1995. — 214 с.
  158. , А. Д. Профессиональная ориентация молодежи / А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. М.: Высшая школа, 2003 г.
  159. , Л. Психологические упражнения, игры, психологические тесты / Л. Сголдеренко. Ростов на — Дону: Феникс, 1997. -214 с.
  160. , H. Е. Оцени себя сам // Школьный психолог / H. Е. Северин. 1999. — № 38. — С. 23−24.
  161. , И. С. Основы педагогической деятельности / И. С. Сергеев. Санкт Петербург: Питер, 2004. — 316 с.
  162. , Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности / Г. Н. Сериков. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985 г.
  163. , В. Д. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2006. — 368 с.
  164. , В. А. Психология и педагогика: Учебное пособие для пед. вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. Издание 4. — М. Просвещение, 2005 г.
  165. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995 г.
  166. , С. А. Педагогика: Педагогические теории, система, технологии / С. А. Смирнов. М.: «Академия», 2000. — 512 с.
  167. , В. П. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации Смешанный комплект.: методика / И. Л. Соломина, В. П. Соломин. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2001 г.
  168. , М. И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения / М. И. Станкин. М.: Академия, 1998. -368 с.
  169. , Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов: учебник / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 510 с.
  170. , Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 1998 г.
  171. , А. С. Естественнонаучные основы технологического образования школьников / А. С. Тихонов, В. Д. Симоненко. Брянск: БГПУ, 2000.-216 с.
  172. , Е. Н. Теория и практика технологической подготовки студентов в специальности «Технология и производство» в педагогическом вузе: Автореф. докт. пед. наук. М.: 2000. — 33 с.
  173. Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. — М., 1966, — 158 с.
  174. , К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / Собрание сочинений, М.: 1974 г.
  175. В. Воля к смыслу / В. Франкл. М.: 2000 г.
  176. , И. Ф. Педагогика: Учебное пособие Издание 4 / И. Ф. Харламов. — М.: Просвещение, 2006 г.
  177. , И. М. Интерес и динамика его развития у учащегося / И. М. Цветков // Ученые записки Ярославского педагогического института. — 1954.-Вып. 1.-С. 188−212.
  178. , О. В. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности студента вуза: дис. канд. пед. наук. — Великий Новгород, 2007. 254 с.
  179. , Д. И. Мировоззрение Герцена / Д. И. Чесноков. М.: 1948.-368 с.
  180. , И. Д. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы / И. Д. Чечель. М.: 2004 г.
  181. , В. Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентации учителя / В. Э. Чудновский // Современные проблемы смысла жизни и акме. М.- Самара, 2002. — С. 177−185.
  182. , В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. М.: Аспект Пресс, 2007. — 284с.
  183. , В. Г. Профессиональный интерес: как его понимать / В. Г. Шалимов. 1997. — № 3. — С. 23−25.
  184. I I III I I Hilt ¦ III IIIE1 I И III 1 I II | till I III I! I I I 1 I III III I. I II 1 illli Ill I I I IE II II I I Hill I ?1 II iilKlii
  185. , P. M. Самоактуализация учителей и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой / Р. М. Шамионов / Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 144−147.
  186. , Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. -М.: Педагогика, 1982. 209 с.
  187. , Н. И. Социальная психология в образовании: учебное пособие. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии Текст. / Н. И. Шевандрин. М.: 1995 г.
  188. , А. И. Практикум по общей психологии. / А. И. Щербакова, 2-е изд., перераб. и доп. М.: 1990. -288 с.
  189. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  190. , Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1996. — 240 с.
  191. Энциклопедия профессионального образования. М.: РАО, Ассоц. «Профессиональное образование», 1999. — 78 с.
  192. , А. Ф. Генезис творчества и закономерности его развития / А. Ф. Эсаулов. М.: 1983. — 90 с.
  193. , Н. М. Теория и практика подготовки будущих учителей к творческому решению воспитательных задач Текст.: дис. .д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. — 403 с.
  194. , С. А. Педагогические условия развития профессионального интереса у студентов вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин. Автореф. диссер. на соиск. степени канд. пед. Наук. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002 г.
  195. Carter, Н. D. Retest Consistency of Vocational interest Patterns of High-School: Journal of Consulting Psychology 1942, 6, 95−101.
  196. Lytton, N. Creativity and education. London, Rotledge, Kegan, 1971. щ 253. Messick S., Jackson P. N. Creativity and Learning, Boston, 1967.
  197. Muller, R. Yumanism and Educatijn. NY, 1974. illш
  198. Olach, A. Creativity and personality variables! Studies in creativity BR., 1987, p. 87−108.
  199. Strong, E. K. Vocational interests 18 years after college / Minneapolis: University of Minnesota Press, 1955.
  200. Super, D. E. Transition: From vocational guidance to counseling psychology. Journal of Counseling Psychology, (1955), 2, 3−9.
  201. Swanson, J. L. Stability and change in vocational interests. In M. L. Savickas & A. R. Spokane (Eds.), Vocational interests: Meaning, measurement and counseling use (pp. 135−158). Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1999.
  202. Torrance, Т. H. Education and creative potential. Minneapolis, 1963.
  203. Tyler, L. E. Individual Differences: Abilities and Motivational Directions, Individual Differences (Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall), 1974.
  204. Сетевой материал. Режим доступа: http://lib.sportedu.ru.
  205. Ш1ИИЧЧМ1 ииич 1» !¦¦¦¦ 1чмчм"111и гипии—м ннн^^ннинанишн!
Заполнить форму текущей работой