Здоровьесберегающие технологии и современная система образования
Важный принцип здоровьесбережения состоит в умении учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья каждого ученика. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении должно… Читать ещё >
Здоровьесберегающие технологии и современная система образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий В числе главных недостатков современной системы образования в России — её авторитарность. Сковывается инициатива, снижается самооценка, формируется состояние хронического стресса. Это ведёт к агрессивности. Чем больше на уроках проявлений авторитаризма, тем в меньшей степени технология может быть названа здоровьесберегающей.
Творческий характер — крайне необходимое условие здоровьесбережения.
Ученик, для которого школа — тяжелое испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья.
Важный принцип здоровьесбережения состоит в умении учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья каждого ученика. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки.
При выполнении упражнений с пользой необходимо учитывать определённые условия:
Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, каково состояние учащихся, в какой вид деятельности учащиеся были включены до этого и т. д.).
Эмоциональная составляющая физкультминутки — от выраженной экспрессии до спокойной релаксации Принципы здоровьесберегающей педагогики:
- 1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей
- 2. Принцип триединого представления о здоровье. Единство здоровья физического, психического, духовно-нравственного
- 3. Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить эту работу каждый день и на каждом уроке.
- 4. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
- 5. Комплексный междисциплинарный подход — основа эффективной работы по охране здоровья человека. Только тесное взаимодействие педагогов, психологов и врачей является условием достижения намеченных результатов здоровьесберегающих программ.
- 6. Принцип медика — психологической компетентности учителя. Эффективно работающий педагог — всегда и хороший психолог.
- 7. Принцип гармоничного сочетания обучающих здоровьесберегающих технологий путём разведения понятий
- 8. Обучение здоровью
- 9. Воспитание культуры здоровья
- 10. Формирование здоровья
- 11. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Привычка учителя (родителей) фиксировать внимание ребёнка на недостатках, формирует психологически ущербную личность, с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить настоящие цели и добиваться их достижения. А это признак психологического нездоровья.
- 12. Приоритет активных методов обучения. Эффект достигается за счёт снижения риска появления у школьника переутомления, в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим стрессом.
- 13. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Тренирующая стратегия построена на стремлении повысить адаптационные возможности. Формирование в организме иммунитета к инфекциям путём прививок, закаливания. Только соблюдение правильного соотношения между оберегающими и тренирующими воздействиями даст положительный результат.
- 14. Стратегии и оценка эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий в работе школы.
Приоритет: признание школой задачи заботы о здоровье учащихся и педагогов.
Ответственность: каждый, связанный со школой человек, должен нести ответственность за решение вопросов здоровьесбережения.
Гигиена: соблюдение СанПиНов.
Профилактика: школьная программа здоровья и реализация на практике мероприятий по профилактике основных «школьных» заболеваний.
Урок: Здоровьесберегающие требования к уроку.
Обучение: обеспечения необходимого уровня грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья.
Валеология: создания условий, позволяющих укреплять и восстанавливать здоровье учащихся и педагогов (фитобар, тренажёрный зал, кабинет физиотерапии, психологической разгрузки и т. п.).
Комплексность:
- · Традиционная — приоритет отдаётся медика — гигиеническим технологиям, при которых основные задачи решают врачи, а педагоги выполняют их рекомендации;
- · Точечная — отдельные действия, мероприятия, таковыми могут быть — оформление стендов, проведение дней здоровья, праздников здоровья и т. п.
Стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы:
- · Создание рабочей группы (учителя, родители, специалисты школы)
- · Разработка предварительного проекта (постановка целей, задач, оценка имеющихся ресурсов: материально-финансовых, кадровых)
- · Ресурсы, необходимые для реализации проекта: обучение педагогов, активизация родительского комитета, сотрудничество со специалистами (медработники)
- · Распределение сфер ответственности, обязанностей и задач каждого участника проекта.
- · Разработка программы диагностики состояния здоровья, мониторинг, анализ полученных результатов.