Типология упражнений, направленных на индивидуализацию и разноуровневую организацию учебного процесса на уроке иностранного языка в основной школе
На основе вышесказанного мы приходим к выводу, что существует широкий спектр упражнений, основой которых является индивидуализация как элемент разноуровневого обучения английскому языку. Выбор того или иного упражнения зависит от цели применения этого упражнения, так как у каждого учащегося свои мотивы и интересы, которые он преследует в процессе изучения английского языка. Также важно отметить… Читать ещё >
Типология упражнений, направленных на индивидуализацию и разноуровневую организацию учебного процесса на уроке иностранного языка в основной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Любая учебная деятельность немыслима без упражнений. Осуществление индивидуализации как элемента разноуровневого подхода при обучении английскому языку требует вовлечение каждого ученика в учебный процесс без ущемления интересов и достоинства каждого из них. Использование различных индивидуализированных технологий и форм работы в англоязычном образовании предполагает разработку соответствующих упражнений. В данном параграфе мы рассмотрим типы упражнений, которые основаны на индивидуализированном обучении английскому языку.
Выбор упражнений зависит в первую очередь от цели обучения и должен основываться на принципах индивидуализации, для того чтобы у учащегося было осознание, что он является субъектом урока, что его интересы и мотивы были учтены при реализации англоязычного образования. Мы рассмотрим соотношение принципов индивидуализированного обучения и типов упражнений.(См. Таблицу 5).
Таблица 6 Соответствие выбора упражнений принципам индивидуализации.
Принцип индивидуализации. | Тип упражнений. | |
Постепенность обучения. | Адаптивные Частичная адаптация уже предоставленных учебником заданий к уровню подготовленности ученика. | |
Ориентированность на индивидуальный уровень полученных знаний. | Корректирующие Коррекция и устранение недостатков в усвоении материала у учащегося. | |
Актуализация ранее полученных знаний. | Совершенствующие Совершенствование уже полученных знаний. | |
Оценка индивидуальных достижений. | Оценивающие Контроль степени усвояемости изученного материала. | |
Опираясь на вышеизложенное, мы приходим к выводу, что данная типология упражнений соответствует принципам индивидуализации. Это означает, что использование такого рода упражнений способствует реализации индивидуализации обучения.
Адаптивные упражнения — данный тип упражнений направлен на реализацию индивидуализации как элемента разноуровневого обучения в классе. Подготовленный материал адаптируется под уровень учащихся так, что каждый из них работает в своем темпе и в соответствии со своим уровнем знаний.
Такой тип упражнений подразделяется на два подвида:
a) упражнения вспомогательного характера, цель которых — помощь более слабым ученикам достигнуть необходимого уровня знаний по теме, в которой у них есть пробелы в знаниях. А сильным учащимся — обеспечение обучения на оптимальном уровне сложности.
b) речевые и условно-речевые упражнения, целью которых является формирование иноязычной речевой компетенции с учетом особенностей личности учащегося, его интересов, предыдущего социального и жизненного опыта.
Применяя данный вид упражнений, мы позволяем учащемуся раскрыть свой потенциал вне зависимости от его уровня знаний. Тем самым, мы повышаем мотивацию к изучению английского языка.
Корректирующие упражнения — это такой тип упражнений, которые направлены на ликвидацию имеющихся пробелов в знаниях по иностранному языку и дополнительное развитие определенных аспектов личности.
Виды корректирующих упражнений:
a) нейтральные, без учёта уровня подготовки учащегося;
b) направленные на расширение объема памяти;
c) направленные на развитие способности прогнозирования высказываемой мысли на иностранном языке;
d) развивающие иноязычные коммуникативные способности;
e) расширяющие объем внимания;
Корректирующие упражнения позволяют учащимся восполнять пробелы в знаниях английского языка и переходить из категории «слабые» учащиеся, в категорию «сильные».
Совершенствующи е упражнения предполагают своего рода оттачивание изученного материала, расширение кругозора учащихся в данной теме. Упражнения данного типа выполняются всеми учениками, но вначале они подходят более подготовленным учащимся, а затем ученикам со средней и слабой подготовкой.
Виды совершенствующих упражнений:
a) совершенствующие индивидуальный стиль учебной деятельности и иноязычную речевую компетенцию;
b) совершенствующие речевые умения учеников;
c) комплексные совершенствующие упражнения;
Учащиеся с достаточно высоким уровнем владения английским языком также могут потерять интерес к изучению языка, если продолжительное время будут находиться в состоянии стагнации. Именно по этой причине мы применяем совершенствующие упражнения. Учащимся со средней и слабой подготовкой такие упражнения позволяют совершенствовать свои навыки владения английским языком на достигнутом уровне.
Оценивающие упражнения могут быть предложены на разных этапах обучения:
a) текущий контроль — данный вид оценивающих упражнений позволяет своевременно выявлять пробелы в полученных знаниях;
b) промежуточный контроль — контроль, проводимый по завершению изучения определенной темы;
c) итоговый контроль — данные упражнения нацелены на контроль полученных знаний по завершении курса.
Данный вид упражнений позволяет проанализировать достижения в изучении английского языка в первую очередь учащимся, а затем и учителю.
На основе вышесказанного мы приходим к выводу, что существует широкий спектр упражнений, основой которых является индивидуализация как элемент разноуровневого обучения английскому языку. Выбор того или иного упражнения зависит от цели применения этого упражнения, так как у каждого учащегося свои мотивы и интересы, которые он преследует в процессе изучения английского языка. Также важно отметить, что скорость усвоения учебного материала у каждого учащегося индивидуальна. Все приведенные ранее факторы немаловажно учитывать при построении урока, чтобы достичь высокого уровня развития вторичной языковой личности.
Мотивация — один из важнейших факторов, влияющих на успешное обучение иностранному языку. К сожалению, данный фактор имеет свойство уменьшаться у некоторых учащихся в процессе иноязычного образовательного процесса. Индивидуализация обучения предоставляет возможность повысить мотивацию, так как учащийся должен иметь личностный смысл обучения и представлять себе, для чего он учится.
Помимо мотивации, индивидуализация обучения, как элемент разноуровневого образовательного процесса оказывает неоспоримое воздействие на развитие вторичной языковой личности. Успешное развитие этой личности — это цель всего иноязычного образования.
Индивидуализация как элемент разноуровневого обучения интерпретируется во многих методиках, а также используется, как самостоятельная методика обучения. При этом, даже как самостоятельная методика, «индивидуализация» — это понятие относительное, а не абсолютное. Ввиду ограниченности выделенного на урок времени, у учителя нет возможности проводить индивидуальное занятие с каждым учащимся, поэтому класс условно делится на группы, соответствующие определённому уровню подготовленности учащихся.
После проведенного анализа литературы мы приходим к выводу, что для успешной реализации индивидуализации как элемента разноуровневого иноязычного образования, необходимо рационально комбинировать различные формы работы на уроке, чтобы создать основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком.
Помимо комбинирования форм работы, учитель сталкивается с необходимостью выбора соответствующей технологии, которую он будет применять на уроке, а также с необходимостью подбора упражнений. Нацеленных на гармоничное развитие вторичной языковой личности.
Применение вышеперечисленных технологий, форм и упражненийэто и есть одно из условий построения продуктивного урока иностранного языка в основной школе, основанного на принципах индивидуализации и разноуровневого обучения.