Факторы, влияющие на понимание текстов (на материале детской речи)
Диссертация
В первой главе излагаются основные положения проблемы понимания текста, рассматриваются закономерности действия механизмов смысловой переработки текста при восприятии и формирования субъективного образа содержания текста в сознании реципиента, дается критический анализ различных методов экспликации смысловой и содержательной структуры текста, в результате которого обосновывается положение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПОНШАНШ
- I. Психолингвистические механизмы понимания речевых сообщений
- 1. Критерии понимания текста
- 2. Детерминированность понимания текста приобщенностью реципиента к языку и предмету описания
- 3. Взаимоотношение грамматического и семантического анализа при понимании текста
- 4. Понимание слов и предложений в структуре текста
- 5. Механизмы формирования смыслового содержания текста
- 6. Смысловая переработка речевой информации при восприятии
- 2. Смысловая структура текста как определяющий фактор и итог понимания
- 1. Соотношение плана значения и плана смысла теста в деятельности понимания
- 2. Смысловая структура текста и методы ее анализа
- 3. Денотативный анализ текста
- 3. Понимание речевых сообщений как частный случай познавательных процессов
- 4. Анализ результатов исследований понимания речи на онтогенетическом материале
- ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧЕВЫХ СООБЩЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- I. Методика экспериментального исследования
- 1. Наглядная денотатная структура как средство контроля понимания содержания текста
- 2. Методика обработки и анализа экспериментальных данных
- 2. Психолингвистический анализ формирования деятельности смыслового восприятия речевых сообщений у детей
- 1. Возрастные особенности понимания содержания текста
- 2. Роль индивидуальной системы знаний в понимании текста ребенком
- ЗАКЯШЕНИЕ
Список литературы
- Антонов А.В. Наглядность и понимание текстовой информации. В кн.: Текст: восприятие и обработка (Препринт).- М., 1976, с.3−7.
- Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста. Автореферат дис.. канд.филол. наук. — М., 1977 а, — 29 с.
- Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста. Дисс. канд. филол. наук. — М., 1977 б. — 179 л.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 1969. 279 с.
- Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. ГЛ.: Изд-во МГУ, 1980. — 127 с.
- Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М.: Наука, 1976. — 383 с.
- Бернштейн II.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
- Богатырева A.IT. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3−5 лет. Автореферат дисс. канд. психол. наук. — М, 1970, — 21 с.
- Бондарко. А.В. Грамматическое значение и смысл. Л.: Наука, 1978. — 175 с.
- Брудный А, А. К проблеме понимания текста. В кн.: Исследования речемыслительной деятельности. Психология.
- Вып. Ш.- Алма-Ата, 1974, с.80−86.
- Брудный А. А. Понимание как компонент психологии чтения.- В кн.: Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975 а, с.162−172.
- Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема. Вопросы философии, 1975 б, J5 10, с.109−117.
- Брунер Дж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977.-412с.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология.- М.: Изд-во МГУ, 1982. 336 с.
- Выготский Л.С. Проблема сознания. Собр.соч., т. I, М.: Педагогика, 1982, с.156−167.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч., т.2, М.: Педагогика, 1982, с.5−361.
- Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи.-Автореферат дисс. докт.филол.наук.-М., 1977 а,-50 с.
- Горелов И.Н. Авербалъные «следы» в тексте. В кн.:Виды и функции речевой деятельности.-41., 1977 б, с.166−204.
- Горелов И.Н. Опыт психолингвистического подхода к проблеме «лингвистической относительности».-В кн.:Виды и функции речевой деятельности. М., 1977 в, с.220−241.
- Гохлернер М.М. Зависимость смыслового восприятия от синтаксической структуры высказывания. В кн.:Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). -М.: Наука, 1976, с. 87−96.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423.
- Дергачева Л.А., Шахнарович A.M. Слово и образ в речемыс-лительной деятельности (к проблеме взаимосвязи).-В кн.: Виды и функции речевой деятельности.-М., 1977, с.205−219.
- Доблаев 1,11. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. -Автореферат диос. докт. психол. наук. Саратов, 1972. — 41 с.
- Дридзе Т. М, Интерпретационные характеристики и классификация текстов (с учетом специфики интерпретационных сдвигов). В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации).- М.: Наука, 1976, с.34−45,
- Дридзе Т. М, Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980, — 224 с.
- Едина А.Г. К проблеме «опорных едниц» текста. В кн.: Лексикограмматическая сочетаемость в германских языках. Вып.1 — Челябинск, 1976, с.38−43.
- Ермолаев Б.А., Шахнарович A.M. Понимание текстов детьми. В кн.: Материалы у Всесоюзного симпозиума по психо: лингвистике и теории коммуникации. — М, 1975, с. 156 161.
- Жинкин Н. И, Развитие письменной речи учащихся Ш-УП классов. Изв. АПН РСФСР, вып. 78, 1956, с.141−250.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. -М.: АПН РСФСР, 1958.-370с.
- Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи.
- Вопросы языкознания, 1964, JS 6, с.26−38.
- Жинкин Н. И, 0 некоторых вопросах работы мозга человекакак семантического устройства.-В кн.: All СССР. Научныйсовет по комплексной проблеме «Кибернетика».Информационные материалы, № 7, — М., 1968, с.120−134.
- Жинкин Н. И, Семиотические проблемы коммуникации животных и человека, В кн, Теоретические и экспериментальныеисследования в области структурной и прикладной лингвистики. Вып.6 М.: Изд-во МГУ, 1973, с.60−76.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 157 с.
- Завалишина Д.Н., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. О системномстроении когнитивных процессов. В кн.: Психологические проблемы переработки знаковой информации. — М.: Наука, 1977, с.49−57.
- Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком -дошкольником, Дошкольное воспитание, 1948, № 9,с.34−41.
- Зимняя И.А. Психология слушания и говорения. Автореферат дисс. докт. психол. наук. — М., 1973. — 32 с.
- Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения.
- В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М.: Наука, 1976 а, с.5−33.
- Зимняя И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения. В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации).-М.: Наука, 1976 б, с.57−64.
- Зимняя И.А., Малинина Ю. Ф., Толкачева С. Д. К вопросу о психологических механизмах рецептивных видов речевой деятельности. В кн: Иностранные языки в высшей школе. Вып.12. -М., 1977, с.106−115.
- Зинченко В.П. Проблема генезиса восприятия. В кн.: Восприятие и действие. — М.: Просвещение, 1967, с.38−69.
- Зинченко В.П., Зинченко Т. П. Восприятие. В кн.:Общая психология. — М.: Просвещение, 1976, с.249−282.
- Каплан Л, И. Психологический анализ понимания научного текста. Автореферат дисс. канд. пед. наук. — М., 1953. — 12 с.- 167
- Клычникова З.И. Психологические особенности восприятияи понимания письменной речи (психология чтения). Автореферат дисс. докт. психол. наук. ~М., 1975.- 50с.
- Копыленко О.М. Текст как продукт речемыслительной деятельности. В кн.: Исследования речемыслительной деятельности, Психология. Вып. Ш. — Алма-Ата, 1974, с.129--133.
- Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1984. — 832 с.
- Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. -Ярославль, 1979, 80 с.
- Краевская Н. А, Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания. Автореферат дисс. канд. филол. наук. — М., 1981. — 20 с.
- Кудрина Г. Я. Зависимость пересказа текста от условий его восприятия в старшем дошкольном возрасте. Дисс. канд. психол, наук, — М., 1981, — 180 л.
- Лебединский В.В., Шахнарович A.M., Булгакова А. Д. Роль образа в онтогенезе речи, В кн.: Материалы 1У Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуника-. ции. — М., 1972, с. I2I-I25.
- Лейкина Б.М. К проблеме взаимодействия языковых и неязыковых знаний при осмыслении речи. В кн.: Лингвистические проблемы функционального моделирования речевой деятельности. Вып.2 — Л.- Изд-во ЛГУ, 1974, с.97−109.
- Леонтьев А, А. Смысл как психологическое понятие,
- В кн.: Психологические и психолингвитические проблемы ивладения овладения языком. М.: Изд-во МГУ, 1969, с.56−66.- 168
- Леонтьев А.Л. Психофизиологические механизмы речи.
- В кн.: Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. М.: Наука, 1970, с.314−371.
- Леонтьев А.А. Восприятие текста как психологический процесс. В кн.: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия.-Киев: Вища школа, 1979. с.18−29.
- Леонтьев А. Н, Проблема деятельности в психологии.-Вопросы философии, 1972, Je 9. с.95−108.
- Леонтьев А. Н, Гипперейтер Ю. Б. О деятельности зрительной системы человека. В кн.: Психологические исследования. -М'.: Изд-во МГУ, 1968, с.3−23.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики.- М.: Изд-во МГУ, 1975 а. 253 с.
- Лурия А.Р. Речь и мышление. Материал к курсу лекций по общей психологии. Вып. 1У. М.: Изд-во МГУ, 1975 б.- 120 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 320 с.
- Лурия А.Р., Тумасеева Н. В. Нейропсихологический анализ процесса понимания сложного сообщения (текста). В кн.:
- Текст и аспекты его рассмотрения. М., 1977, с.41−43.
- Малахова А.Д. Взаимодействие образных и вербальных компонентов в процессах понимания. Вопросы психологии, 1981, & 5, с.63−73.
- Малинина Ю.Ф. Психологические особенности смысловой организации воспринимаемого на слух вербального материала (в целях его последующего воспроизведения). Авторе-
- Мельников Г. П. О принципиальных возможностях передачи содержания текста при машинном переводе на современных ЭВМ. В кн.: Теория и практика НТЙ. Материалы семинара. М., 1974, с.80−85.
- Методика исследования восприятия информации.- Л.: Наука, 1972." 152 с.
- Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста.- М.: Просвещение, 1981, 119 с.
- Миллер Дж.А. Магическое число семь, плюс или минус два. 0 некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию. В кн: Инженерная психология. — М: Прогресс, 1964, с.192−225.
- Морозова Н.Г. 0 понимании текста. Изв. АПН РСФСР, вып. 7, 1947, с.191−240.
- Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. — 230 с.
- Никифорова О.И. Роль представлений в восприятии слова, фразы и художественного описания. Изв. АПН РСФСР, вып. 7, 1947, с.121−162.
- Новиков А.И. Алгоритмическая модель смыслового преобразования текста. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1972.- 162 л.
- Новиков А.И. О соотношении лингвистической и семантической информации в тексте. В кн.: Семантика языковых единиц и текста. — М., 1979 а, с.92−108.
- Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация.- М.: Наука, 1983. 215 с.
- Новиков А. И, Структура содержания текста и возможности ее формализации. Автореферат дис. докт. филол.наук.- М., 1983 а, 46 с.
- Новиков А.И., Чистякова Г. Д. К вопросу о теме и денотате текста. Изв. АН СССР, сер. лит. и яз., т.40, № 1,1981а, с.48−56.
- Новиков А. И, Чистякова Г. Д. Содержание текста и его основные единицы. В кн.: Фонетика и психология речи. Вып.2 — Иваново, 1981 б, с.51−71.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. (Формирование элементов научного мышления у ребенка).-М:Изд-во МГУ, 1972. 152 с.
- Патрушев В.А. Структурно-семантические различия письменной и устной речи (психолингвистический анализ). Дисс.. канд.филол. наук. — М., 1978. — 190 л.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследования форм репрезентации в обыденном сознании. -ДО.: Изд-во МГУ, 1983. 177 с.
- Пиотровский Р.Г. Текст, машина, человек. -JI.: Наука, 1975. 327 с.
- Плихтова Я, Шипош И., Арохова 0., Халлилова 0., Поташова А. Интерфункциональный подход в исследовании памяти человека, В кн.: Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М.: Наука, 1983, с.32−39.
- Попова Л.В. Психолингвистические характеристики устной речи младших школьников. -Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 129−134.
- Потебня А.А. Об изменении значения и заменах существительного. Из записок по русской грамматике. т. Ш М.: Просвещение, 1968. — 550 с.
- Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественно• го текста детьми дошкольного возраста. -Вопросы психологии, 1959, JSI, с.127−140.
- Репкина Г. В. Исследование оперативной памяти. Автореферат дис. канд. пед. наук, -М, 1967. — 17 с.
- Рубинштейн С, Л, Основы общей психологии. -М: Учпедгиз, 1946, 704 с.
- Руисел И. Зависимость процесса запоминания от возраста и интеллектуальных способностей. В кн.: Психологические исследования познавательных процессов и личности, — М.: Наука, 1983, с, 73−78.
- Сагатовский В.Н. Чувственные основы понятия. Вопросы философии, 1962, J6 I, с. 123−133.
- Сатинова В.Ф. Об оптимальном количестве предъявлений речи на слух, В кн,: Материалы Ш Всесоюзного симпозиума по психолингвистике, — М., 1970, с, 34−35.
- Синица Е.И. Усвоение школьниками новых слов в тексте.-Вопросы психологии, 1955, № 4, с. 56−67.
- Скрозникова А.Б. Ассоциативная реакция как единица порождения сообщения (текста). В кн.: Материалы У Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. -М., 1975, с. 138−139.
- Слобин Д, И, Когнитивные предпосылки развития грамматики. В кн.: Психолингвистика. Сборник статей. -М.: Прогресс, 1984, с.143−207.
- Слюсарева Н.А. Смысл как экстралингвистическое явление. В кн.: Как подготовить интересный урок иностранного языка. -М., 1963, с, 185−199.
- Слюсарева Н.А. Проблемы функционального синтаксиса современного английского языка. М: Наука, I98I.-208c.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти, М.: Просвеще: ние, 1966. — 423 с.
- Соколов А.Н. Психологический анализ понимания иностранного текста. Изв. АПН РСФСР, вып.7, 1947, с.163−190.
- Толкачева С. Д, Влияние структурных особенностей текста на его воспроизведение. В кн.: Материалы У Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. -М., 1975, с.56−59.
- Толкачева С.Д. Реконструкция речевого сообщения в различных условиях его передачи, Дисс. канд. психол. наук. — М., 1977. — 202 л.
- Тункель В.Д. Прием и последующая передача устного сообщения. Вопросы психологии, 1964, В 4, с.106−114.
- Фрумкина P.M. Словарь-минимум и понимание текста.
- В кн.: Русский язык за рубежом. Вып, 2.-М., 1967, с.15−21.
- Циванюк Н. А, Некоторые особенности восприятия сказки детьми 3−4 лет. Дошкольное воспитание. 1974, № 6, с.41−45.
- Чистякова Г. Д. Психологическое исследование содержательной стороны текста в связи с проблемой понимания.- Вопросы психологии, 1974, № 4, с. II5-I27.
- Чистякова Г. Д. Смысловая структура текста как определяющий фактор его понимания. В кн.: Семантика логика и интуиция в мыслительной деятельности человека. -М.: Педагогика, 1979, с.101−126.
- Шахнарович A.M. Роль наглядных представлений в овладении средствами общения. В кн.: Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. — М., 1976, с.82−91.
- Шахнарович A.M. Место семантического компонента в языковой способности, В кн.: Семантика языковых единиц и текста. -М., 1979, с.5−18.
- Шахнарович A.M. Семантический компонент языковой способности. В кн.: Психолингвистические проблемы семантики.- М.: Наука, 1983, с.181−190.
- Шахнарович A.M., Апухтин В. Б. Психолингвистические проблемы предикативности и обучение пониманию текстов. В кн.: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. — Киев: Виша школа, 1979, с.188−195.
- Шахнарович A.M., Лебединский В. В. К проблеме развитияречи в онтогенезе. В кн.: Проблемы психолингвистикиi- М., 1975, сД12−122.
- Шенк Р. Обработка концептуальной информации.-М.:Энергия, 1980. 361 с.
- Шрейдер Ю.А. Логика знаковых систем (Элементы семиотики). М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Щедровицкий Т.П., Якобсон С. Г. Заметки к определению понятий «мышление» и «понимание». В кн.: Мышление и общение. — Алма-Ата, 1973, с.28−32.
- Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. В кн.: История советского языкознания. Хрестоматия. — М.: Высшая школа, 1981, с.39−43.
- Яхно П.С. Слуховая память в механизме понимания текста. Иностранные языки в школе, 1978, JS 6, с, 25−34.
- Applebee A. The childTs concept of story: Ages 2 to 17.-Chicago & London: Univ. Chicago Press, 1978, — 209 P.
- Bowerman M. Discussion summary development of concepts underlying language.- In: Language perspectives -Acquisition, retardation and intervention (Schiefel-tinsch R., Lloyd L. eds.).- Baltimore: Univ. Park Press, 1974, P-191−209.
- Brown D, The comprehension of certain noun-adjuncts and their alternative constructions by young children. Abstracts of the dissertation.- Univ. of California, Los Angeles, 1970.
- Chall J# Readability: an appraisal of research and application.- Ohio State Univ., Columbus, 1958.- 202 p.
- Clark E. On the acquisition of the meaning of TbeforeT and 'after*Journ. Verb. Learn, Verb. Behav., 1971, v.10, 266−275.
- Clark H., Lucy P. Understanding what is meant from what is said.- Journ.Verb.Learn.Verb.Behav., 1975, v.14, 56−72.
- Cognitive development and the acquisition of language.-New York: Academic Press, 1973. -208 p.
- Cromer R. Children are nice to understand: Surfacestructure clues for the recovery of a deep structure.
- British Journ. Psychol., 1970, v.61, 3, p.397−408.
- Danks J., Sorce P. Imagery and deep structure in the prompted recall of passive sentences.- Journ. Verb. Learn. Verb. Behav., 1973, v.12, p.114−117.
- Praser C., Bellugi U, Brown R. Control of grammar in imitation and production.- Journ. Verb. Learn. Verb. Behav., 1963, v.2, p.121−135.
- Glenn 0. The role of episodic structure and of story length in children^ recall of simple stories.-Journ. Verb. Learn. Verb. Behav., 1978, v.17, p.229−247.
- Glucksberg S., Danks J. Experimental psycholinguis-tics.- Hillsdale, 1975. -304 p.
- Huttenlocher J. The origins of language comprehensoin.-In: Theories in cognitive psychology: the Loyola symposium.- Potomac, Maryland, 1974, p.331−368.
- James Sh., Miller J. Children^ awareness of semantic constraints in sentences.- Child Development, 1973″ v.44, 1, p.69−76.
- Kintsch W., Kintsch E. The role of schemata in text comprehension.- International Journal of Psycholin-guistics, 1979, v.2, p.17−29.
- Kruglow L. Qualitative differences in the vocabulary choices of children as revealed in a multiple-choice test.- Journ, Educat. Psychology, 1953, v.44, 4, p.229−243.
- Osgood Ch. Things and words.- In: The Relationship of verbal and nonverbal communication (Key M. ed.).-Mouton Publishers, 1980, p.229−258.
- Paivio A, Imagery and verbal processes.- New York: Holt, Reirihart and Winston. 596 p.135″ Skalicka V. Die Situation und ihre Rolle in der Sprache.-In: Omaqiu lui Alexandru Rosetti la 70 de ani.- Bucures-ti, 1965, s.839−841.
- Slobin D, Grammatical transformations and sentence comprehension in childhood and adulthood.- Journ. Verb.Learn. Verb. Behav., 1966, v.5, p.219−227.
- Trenaman J. Communication and comprehension, — London: Longmans, 1967. 212 p.
- Wright P., Wilcox P. When two: no’s nearly make a yes.-In: Processing of visible language, — Hew York, London: Plenum Press, 1979, p.413−430.