Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Факторы, влияющие на понимание текстов (на материале детской речи)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе излагаются основные положения проблемы понимания текста, рассматриваются закономерности действия механизмов смысловой переработки текста при восприятии и формирования субъективного образа содержания текста в сознании реципиента, дается критический анализ различных методов экспликации смысловой и содержательной структуры текста, в результате которого обосновывается положение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕКСТ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПОНШАНШ
    • I. Психолингвистические механизмы понимания речевых сообщений
    • 1. Критерии понимания текста
    • 2. Детерминированность понимания текста приобщенностью реципиента к языку и предмету описания
    • 3. Взаимоотношение грамматического и семантического анализа при понимании текста
    • 4. Понимание слов и предложений в структуре текста
    • 5. Механизмы формирования смыслового содержания текста
    • 6. Смысловая переработка речевой информации при восприятии
    • 2. Смысловая структура текста как определяющий фактор и итог понимания
    • 1. Соотношение плана значения и плана смысла теста в деятельности понимания
    • 2. Смысловая структура текста и методы ее анализа
    • 3. Денотативный анализ текста
    • 3. Понимание речевых сообщений как частный случай познавательных процессов
    • 4. Анализ результатов исследований понимания речи на онтогенетическом материале
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧЕВЫХ СООБЩЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • I. Методика экспериментального исследования
    • 1. Наглядная денотатная структура как средство контроля понимания содержания текста
    • 2. Методика обработки и анализа экспериментальных данных
    • 2. Психолингвистический анализ формирования деятельности смыслового восприятия речевых сообщений у детей
    • 1. Возрастные особенности понимания содержания текста
    • 2. Роль индивидуальной системы знаний в понимании текста ребенком
  • ЗАКЯШЕНИЕ

Факторы, влияющие на понимание текстов (на материале детской речи) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психолингвистические проблемы онтогенеза речи вызывают в последние десятилетия большой интерес исследователей. В отечественном и зарубежном языкознании выделилось отдельное направление, в центре внимания которого находятся проблемы формирования языковой способности — психолингвистика развития. Изучение онтогенеза речевой деятельности человека необходимо для решения целого ряда теоретических и прикладных проблем лингвистики, психолингвистики и психологии, именно поэтому данное направление является одним из самых актуальных в психолингвистике.

Решение ряда проблем языкового развития связано с исследованием фундаментальных закономерностей формирования личности, с познанием природы и основных законов человеческого мышления. Необходимость комплексного исследования процесса овладения языком продиктована внутренними потребностями развития лингвистической науки, поскольку анализ ранних форм языковой активности может дать ключ к решению многих вопросов, остающихся открытыми при изучении явлений сложившегося языка.

Знание психолингвистических закономерностей овладения родным языком во многом необходимо и для разработки путей оптимизации процесса обучения второму языку, а также для поиска обоснованных научных методов оценки уровня владения родным и иностранным языком и клиники различных форм речевой патологии.

Речевое развитие индивида определяется двумя моментами — комплексом «активных» речевых умений, обеспечивающих порождение речи, в единстве с пассивными речевыми умениями, под которыми подразумевается способность к восприятию, осмыслению и пониманию речи. Процессы говорения и понимания составляют речевую деятельность, причем Л. В. Щерба подчеркивал, что «процессы понимания, интерпретации знаков языка являются не менее активными и не менее важными в совокупности того явления, которое мы называем «языком» /Щерба 1981, 39/.

Однако следует констатировать, что, хотя в настоящее время продуктивная сторона речевой деятельности детей может считаться относительно хорошо изученной, проблема понимания речи в онтогенезе остается во многом неразработанной. Наиболее интересные данные такого рода могут быть получены при исследовании понимания сложных речевых образований — текстов, так как именно текст является реальной единицей речевой коммуникации.

Актуальность экспериментальной работы по данной проблематике определяется тем, что в подавляющем большинстве работ по детской речи, затрагивающих проблему понимания, с позиций психолингвистики рассматриваются только вопросы декодирования отдельных лексико-грамматических конструкций. Эти данные представляются недостаточными для каких-либо общих заключений о становлении и развитии понимания целостных речевых сообщений. В свою очередь те работы, в которых рассматривается процесс понимания детьми сказок, рассказов и т. п., проводятся в рамках психолого-педагогических исследований, не затрагивая основные психолингвистические механизмы, лежащие в основе деятельности смыслового восприятия текста.

Таким образом, мы впервые предприняли попытку подойти к решению проблемы понимания текста как смыслового целого с позиций психолингвистики, выбрав для этого в качестве предмета исследования изучение деятельности понимания содержания текста детьми 3−7 лет в общем контексте языкового и когнитивного развития.

При разработке проблемы смыслового восприятия текста мы опираемся на достижения советской психологической и психолингвистической школы /Л.С.Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Н. И. Жинкин, А.А.Леонтьев/ и, в частности, на положение о том, что предметно-практическая деятельность ребенка является базой формирования у него всех высших психических функций, включая развитие способности понимания речи.

В качестве теоретической и экспериментальной базы данной работы используются основные положения теории текста Н. И. Жинкина, согласно которой содержание текста представляет собой структуру денотатов, репрезентирующую «модель отрезка действительности, о которой говорилось» в тексте /Жинкин 1983, 80/. С этих позиций в работе изучаются начальные стадии формирования и функционирования психолингвистических механизмов смысловой переработки речевого сообщения.

Цель работы заключается в том, чтобы, используя объективную методику исследования, выявить основные характерные особенности понимания содержания текста на различных этапах онтогенетического развития и проанализировать динамику действия объективных и субъективных факторов, оказывающих решающее влияние на смысловое восприятие текста детьми исследуемых возрастных групп.

Анализ теоретического и экспериментального материала, касающийся современного состояния проблемы понимания речевого сообщения, позволил сформулировать гипотезу исследования, которая заключается в том, что переход от внешней языковой формы текста к динамической модели ситуации, отраженной в его содержании, т. е. собственно понимание, возможен при овладении обработкой речевой информации по принципу денотадии. Средством осуществления такого перехода при восприятии текста является набор образов-эталонов, составляющих семантический компонент языковой способности, формирующийся в ходе предметно-познавательной и коммуникативно-речевой деятельности ребенка. Степень полноты и уровень обобщения образов-эталонов ребенка, являющиеся общей характеристикой его языковых и предметных знаний, определяют результат понимания текстасубъективный образ его содержания.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены конкретные задачи:

— Разработать теоретически обоснованную объективную методику проверки понимания содержания речевого сообщения детьми дошкольного возраста без привлечения для анализа прог дуктов воспроизведения воспринятого материала в речевой форме.

— Выявить характерные особенности понимания содержания текста на различных этапах онтогенетического развития.

— Проанализировать влияние на результат понимания текста детьми исследуемых возрастных групп содержательной структуры воспринимаемых текстов.

— Проанализировать влияние на результат понимания текста уровня языкового и когнитивного развития ребенка, общим показателем которого является особенности развития индивидуальной системы языковых и предметных знаний.

— Проследить за тем, как усложняется характер субъективного образа содержания воспринятого текста на различных этапах развития ребенка в рамках его общего психического развития.

Полученные при решении этих задач экспериментальные данные позволили выявить общее направление развития в онтогенезе способности понимания содержания речевого сообщения.

Проведенный в работе анализ теоретических положений проблемы понимания текста и экспериментальных результатов, полученных на исследованном материале, дал возможность сделать следующие основные выводы относительно некоторых психо-, лингвистических механизмов, лежащих в основе понимания текста, и факторов, влияющих на результат понимания содержания текста детьми дошкольного возраста.

1. Деятельность понимания при смысловом восприятии текста может быть представлена как переход от внешнего языкового уровня текста на содержательно-предметный уровень. Процесс понимания текста имеет результатом формирование у реципиента целостного образа смыслового содержания текста, в структуре которого могут быть выделены дискретные элементы — денотаты и отношения между ними.

2. Факторы, определяющим образом влияющие на процесс и результат понимания текста, могут быть объединены в две группы: а) объективные факторы, присущие самому воспринимаемому вербальному материалу, под которыми понимается сложность содержательной структуры и специфика семантической организации текста, и б) субъективные факторы, к которым относится уровень языкового и когнитивного развития воспринимающего текст индивида.

3. Предметно-практическая деятельность является основой формирования в онтогенезе деятельности понимания содержания текста. Процесс понимания речевого сообщения на различных ступенях развития ребенка определяется особенностями познания предметной и языковой действительности и их соотнесением в ходе коммуникативно-познавательной деятельности, благодаря чему происходит овладение обработкой речевой информации по принципу денотации, что позволяет при восприятии текста осуществлять переход от его языковой формы к модели предметной действительности, отраженной в содержании текста.

Анализ начальных этапов понимания содержания сюжетных текстов подтверждает тезис А. В. Запорожца об общности психологической природы деятельности восприятия текста ребенком и игровой деятельности.

4. В результате понимания текста у ребенка складывается субъективный образ его содержания, характер которого отражает ведущую стратегию смыслового восприятия текста, характерную для данной возрастной группы и зависящую от уровня языкового и познавательного развития ребенка.

В зависимости от основных особенностей субъективного образа содержания текста в процессе онтогенетического развития деятельности понимания текста могут быть выделены несколько этапов.

На первом этапе содержание текста предстает в сознании ребенка как бесструктурное синкретическое образование, неот-граниченное от остального чувственного опыта.

На втором этапе образ содержания текста формируется как набор денотатов, соответствующих отдельным предметам описания, но не объединяемых какими-либо содержательными отношениями.

Третий этап характеризуется тем, что субъективный образ содержания текста приобретает характер структуры за счет установления между идентифицированными денотатами содержательных отношений. Однако для этого этапа характерно наряду с адекватными единицами содержания включение в содержательную структуру текста денотатов и предметных отношений, ассоциативно связанных с воспринимаемым материалом в сознании ребенка, что приводит к расширению и искажению реального образа содержания текста.

Для четвертого этапа характерно четкое отграничение образа содержания текста и сближение субъективной содержательной структуры с объективной за счет полного и точного отражения элементов содержания — денотатов и межденотатных отношений.

5. Главная причина непонимания текста ребенком на ранних этапах онтогенеза заключается не в незнании им составляющих текст слов и грамматических конструкций, а в отсутствии в его деятельности восприятия, процессов «влияния и слияния смыслов» /Л.С.Выготский/, приводящих к интеграции целостного образа смыслового содержания текста. Способность к восприятию текста как содержательной структуры формируется в онтогенезе, в первую очередь, благодаря расширению предметного опыта ребенка, поскольку смысловые связи в содержании текста являются отражением существующих объективно связей и отношений реальной действительности.

6. Способность к связанному изложению (пересказу) воспринятого текста формируется в онтогенезе параллельно развитию понимания сообщения. Только усвоение ребенком в результате понимания денотатной структуры новой речевой информации позволяет породить содержательно адекватный текст.

Однако уровень понимания текста на всем протяжении онтогенетического развития остается выше, чем уровень порождения вторичного текста в пересказе.

Указанные положения выносятся на защиту.

Цель и задачи исследования

определили композицию работы. -Она состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

В первой главе излагаются основные положения проблемы понимания текста, рассматриваются закономерности действия механизмов смысловой переработки текста при восприятии и формирования субъективного образа содержания текста в сознании реципиента, дается критический анализ различных методов экспликации смысловой и содержательной структуры текста, в результате которого обосновывается положение о структуре денотатов, как наиболее адекватном способе представления смыслового содержания текста. Предпринимается попытка рассмотреть процесс понимания речевого сообщения с позиций общей когнитивной теории. Здесь же обсуждаются результаты исследований понимания речи на онтогенетическом материале, анализ которых позволяет сформулировать конкретную проблему исследования.

Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию онтогенеза деятельности восприятия речевого сообщения. В этой части работы содержится описание методики эксперимента, обоснование ее валидности и адекватности конкретным задачам исследования. Основная часть главы посвящена анализу возрастных особенностей понимания содержания текста детьми и факторов их обусловливающих.

— 12.

Результаты работы имеют практическое значение и могут быть использованы при разработке программ преподавания родного языка в детских дошкольных учреждениях, при создании комплексных методик когнитивного и речевого развития ребенка, при выборе методов исправления нарушений речевого развития.

Особое значение проблема изучения понимания текстов детьми приобретает в настоящее время в связи с переходом советской школы на новую программу обучения с 6 лет, что предусмотрено Проектом ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Б связи с этим результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке путей оптимизации учебной деятельности детей 6 лет, а также при составлении и выборе для них учебных текстов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе были рассмотрены наряду с теоретическими моделями понимания речевого сообщения и психологическими механизмами, лежащими в основе этой деятельности, вопросы овладения смысловым восприятием текста в онтогенезе.

Исходя их темы и предмета исследования, мы решали следующие основные задачи.

1, Показать, что по мере языкового и когнитивного развития ребенка в" деятельности понимания содержания текста происходят качественные изменения: при обработке речевой информации ведущим становится принцип денотации, меняются стратегии понимания и его результат — субъективный образ содержания текста,.

2. Выявить субъективные и объективные факторы, определяющим образом влияющие на деятельность понимания текста ребенком, и проанализировать особенности их влияния в различные периоды дошкольного детства.

При решении этих задач мы опирались на один из основных методов исследования мыслительной и речевой деятельности детей — экспериментально-генетический /Ж.Пиаже, Л. С. Выготский, Н. Х. Швачкш, П.Я.Гальперин/, основной чертой которого является моделирование в экспериментальных условиях процессов возникновения и стадий развития исследуемых явлений с целью раскрытия их сущности. Применение данного метода дает возможность изучить процесс овладения деятельностью понимания текста и выявить его важные особенности на различных этапах онтогенетического развития.

Условия достижения конечных целей и решения промежуточных задач исследования мы видели в том, чтобы (I) проанализировать основные положения теории текста и его восприятия с позиций коммуникативно-познавательной деятельности- (2) показать необходимость развития понимания текста в онтогенезе в связи с усложнением предметно-практической и коммуникативно-познавательной деятельности- (3) вскрыть конкретные механизмы формирования содержательной структуры текста в результате понимания в зависимости от уровня развития семантического компонента языковой способности ребенка.

Рассмотренный материал позволяет сделать вывод о том, что в деятельности понимания текста на базе сформированных в интеллекте человека языковых и предметных знаний совершается преобразование словесной формы текста в предметную структуру.

— динамическую модель содержания текста. Мы показали, что денотативный подход к анализу текста дает возможность наиболее адекватно представить содержательную структуру текста и оценить уровень понимания текста с точки зрения соответствия исходному содержанию.

Анализ понимания речевого сообщения в рамках общей теории познания показывает, что наряду с особенностями внешней формы текста и его содержательной структуры, результат понимания в значительной степени зависит от субъективных факторов.

— уровня языкового и когнитивного развития воспринимающего текст индивида.

Рассмотрев результаты, полученные при изучении отдельных сторон смысловой переработки вербального материала детьми младшего возраста, мы показали, что для получения объективной картины развития понимания текста в онтогенезе, необходимо осуществлять контроль понимания не на речевом уровне, а на уровне предметных действий.

В исследовании разрабатывается методика проверки понимания содержательной стороны текста ребенком, при которой содержание воспринятого текста восстанавливается в виде наглядной денотатной структуры. Результат понимания текста анализируется при этом на содержательном уровне, за единицу анализа принимается денотат и предметная связь между денотатами.

Экспериментальный материал показывает, что деятельность смыслового восприятия текста в онтогенезе имеет следующие особенности.

1. Деятельность понимания содержания текста ребенком определяется особенностями его предметно-познавательной деятельности, По мере овладения ребенком языком и предметным миром она претерпевает качественные изменения, результатом которых является изменение характера субъективного образа содержания текста, формирующегося в результате понимания.

2. На ранних ступенях развития ребенка, когда его предметный и речевой опыт весьма ограничен, в основе понимания текста лежат механизмы декодирования значения отдельных лек-сико-грамматических конструкций. В результате этого текст не воспринимается как смысловое и содержательное единство, а образ его содержания распадается на отдельные несвязанные денотаты. Причина непонимания текста ребенком младшего возраста заключается не в непонимании им значений отдельных слов или грамматических форм, а в несформированности механизмов преобразования внешней формы текста в содержательную структуру. У ребенка такого возраста отсутствуют процессы «влияния и слияния смыслов» /Л.С.Выготский/, приводящие к созданию итогового смысла — концепта текста. И понимание носит фрагментарный характер.

3. Наиболее правильно и легко ребенок дошкольного возраста понимает содержание тех фрагментов текста, которые включают описание предметных ситуаций, знакомых ребенку данного возраста по его практической и игровой деятельности. В этих случаях модель ситуации, как часть индивидуальной системы знаний, полностью совпадает с содержательной структурой текстового фрагмента, обеспечивая адекватность понимания.

4. В тех случаях, когда существует значительное несоответствие между содержанием текста и соответствующим ему участком индивидуальной системы знаний, для деятельности понимания текста детьми 4−6 лет характерна перестройка содержания текста, приводящая к его искажению и неадекватному пониманию. Причиной этого является то, что ребенок еще полностью не владеет мыслительными операциями комбинирования и интегрирования элементов содержания, имеющегося в опыте.

5. Ошибки в понимании текста ребенком касаются в целом всех компонентов его содержательной структуры. Однако наибольшие субъективные трудности у испытуемых всех исследуемых возрастных групп вызывает правильное отождествление межденотатных отношений при относительно лучшем установлении самих денотатов.

6. Онтогенетически первым типом межденотатных. отношений, правильно устанавливаемых ребенком при понимании текста, являются отношения временной последовательности. Следствием этого является то, что тексты повествовательного типа, в содержательную структуру которых включена последовательность действий, легче понимаются ребенком, чем тексты описательного типа.

7. Наряду с типом межденотатных отношений, преобладающих в структуре содержания, значительное влияние на результат понимания текста оказывает также содержательная насыщенность текста. Как показывают результаты исследования, упрощение содержательной структуры текста за счет уменьшения числа составляющих ее денотатов и предметных отношений приводит к некоторому улучшению понимания.

Данные эксперимента свидетельствуют о том, что в ходе восприятия текста испытуемые 3−4 лет могут правильно идентифицировать не более 3−4-х денотатов и 1−2 предметных связей, что приблизительно соответствует содержательной структуре высказывания. Для испытуемых 4−5 лет максимальное количество правильно найденных при понимании текста денотатов возрастает до 6−8, а количество межденотатных связей — до 4, что свидетельствует о том, что именно в этом возрасте текст начинает восприниматься как смысловое единство.

8. Параллельный контроль понимания текста с помощью пересказа и методом восстановления содержательной структуры текста с помощью наглядных средств, показывает, что пересказ не отражает достигнутого уровня понимания текста. Результат развертывания во внешней речи образа содержания текста детерминирован не только достигнутым уровнем пониманием, но и уровнем активных речевых умений ребенка.

Онтогенетическая перспектива овладения пониманием содержания текста характеризуется включением в этот процесс когнитивного и языкового опыта ребенка, который обеспечивает возможность при воспринятии текста опираться на систему языковых и предметных знаний, соотносимую по своему составу и внутренним отношениям с языковой формой и содержательной структурой текста.

Проведенный в работе экспериментальный и теоретический анализ деятельности понимания текста в онтогенезе и факторов, влияющих на результат этой деятельности, позволяет сделать следующие основные выводы.

1. Понимание текста складывается в онтогенезе как особый вид речемыслительной деятельности, управлявши особым механизмами, в основе которых лежит обработка речевой информации по принципу денотации и процессы «влияния и слияния смыслов», что позволяет осуществлять переход от языковой формы текста к динамической модели его содержания, отражающей фрагмент предметной действительности.

2. В основе овладения пониманием текста в онтогенезе лежит развитие предметно-практической и коммуникативно-речевой деятельности ребенка, позволяющее находить соответствия между явлениями предметного мира и языковой действительностью.

3. Условием адекватного понимания содержания текста является сформированноеть индивидуальной системы языковых и предметных знаний, единицы которой по уровню развития (по степени полноты и уровню обобщения) могут выполнить функцию средств преобразования языковой формы текста в модель предметной ситуации, составляющей его содержание.

4. Факторы, имеющие определяющее влияние на результат понимания текста в онтогенезе, могут быть объединены в две группы:

I) Объективные факторы, присущие воспринимаемому вербальному материалу. К ним относятся: сложность содержательной структуры текстатип текста в зависимости от типа преобладающих в его содержательной структуре предметных отношенийуровень обобщения, на котором в тексте отражена дейс твит ельно с т ь.

2) Субъективные факторы, характеризующие уровень языкового и когнитивного развития ребенка, показателем которого является индивидуальная система знаний.

5. В ходе онтогенетического развития деятельности понимания текста можно выделить 4 этапа в зависимости от стратегии понимания и особенностей результата понимания.

На первом этапе понимание текста не является самостоятельным видом речемыслительной деятельностисодержание текста для ребенка остается неограниченным от остального чувственного опыта.

На втором этапе текст при восприятии распадается на ряд составляющих его слов и предложенийсодержание текста формируется как набор денотатовпонимание носит фрагментарный характер.

На третьем этапе текст начинает восприниматься как смысловое и содержательное единство, содержание текста приобретает характер структуры.

На четвертом этапе понимание текста по своему результату становится более адекватным за счет полного и точного отражения в субъективной содержательной структуре предметной ситуации, описанной в тексте.

6. При понимании текста детьми дошкольного возраста наибольшие субъективные трудности вызывает адекватная идентификация содержательных отношений между предметами описания.

7. Данные, полученные на онтогенетическом материале, подтверждают положение о том, что механизмы понимания текста как смыслового единства формируются и функционируют относительно независимо от механизмов понимания: языковых элементов более низких уровней.

8. Пересказ текста ребенком исследуемого возраста не отражает достигнутого им уровня понимания.

Результаты проведенного анализа позволяют наметить пути дальнейшего исследования затронутых в работе проблем. Направления этих исследований связаны как с теоретическими обобщениями, так и с прикладными задачами.

Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об особой значимости исследования онтогенеза речи и, в частности, процесса овладения пониманием текста ребенком для общих проблем языкознания, психолингвистики, детской психологии и теории познания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Наглядность и понимание текстовой информации. В кн.: Текст: восприятие и обработка (Препринт).- М., 1976, с.3−7.
  2. В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста. Автореферат дис.. канд.филол. наук. — М., 1977 а, — 29 с.
  3. В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста. Дисс. канд. филол. наук. — М., 1977 б. — 179 л.
  4. В.А. Психология обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 1969. 279 с.
  5. Е.Ю. Психология субъективной семантики. ГЛ.: Изд-во МГУ, 1980. — 127 с.
  6. Н.Д. Предложение и его смысл. М.: Наука, 1976. — 383 с.
  7. II.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  8. A.IT. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3−5 лет. Автореферат дисс. канд. психол. наук. — М, 1970, — 21 с.
  9. . А.В. Грамматическое значение и смысл. Л.: Наука, 1978. — 175 с.
  10. Брудный А, А. К проблеме понимания текста. В кн.: Исследования речемыслительной деятельности. Психология.
  11. Вып. Ш.- Алма-Ата, 1974, с.80−86.
  12. А. А. Понимание как компонент психологии чтения.- В кн.: Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975 а, с.162−172.
  13. А.А. Понимание как философско-психологическая проблема. Вопросы философии, 1975 б, J5 10, с.109−117.
  14. Дж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977.-412с.
  15. .М. Современная когнитивная психология.- М.: Изд-во МГУ, 1982. 336 с.
  16. Л.С. Проблема сознания. Собр.соч., т. I, М.: Педагогика, 1982, с.156−167.
  17. Л.С. Мышление и речь. Собр. соч., т.2, М.: Педагогика, 1982, с.5−361.
  18. И.Н. Проблема функционального базиса речи.-Автореферат дисс. докт.филол.наук.-М., 1977 а,-50 с.
  19. И.Н. Авербалъные «следы» в тексте. В кн.:Виды и функции речевой деятельности.-41., 1977 б, с.166−204.
  20. И.Н. Опыт психолингвистического подхода к проблеме «лингвистической относительности».-В кн.:Виды и функции речевой деятельности. М., 1977 в, с.220−241.
  21. М.М. Зависимость смыслового восприятия от синтаксической структуры высказывания. В кн.:Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). -М.: Наука, 1976, с. 87−96.
  22. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423.
  23. Л.А., Шахнарович A.M. Слово и образ в речемыс-лительной деятельности (к проблеме взаимосвязи).-В кн.: Виды и функции речевой деятельности.-М., 1977, с.205−219.
  24. Доблаев 1,11. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. -Автореферат диос. докт. психол. наук. Саратов, 1972. — 41 с.
  25. Дридзе Т. М, Интерпретационные характеристики и классификация текстов (с учетом специфики интерпретационных сдвигов). В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации).- М.: Наука, 1976, с.34−45,
  26. Дридзе Т. М, Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980, — 224 с.
  27. А.Г. К проблеме «опорных едниц» текста. В кн.: Лексикограмматическая сочетаемость в германских языках. Вып.1 — Челябинск, 1976, с.38−43.
  28. .А., Шахнарович A.M. Понимание текстов детьми. В кн.: Материалы у Всесоюзного симпозиума по психо: лингвистике и теории коммуникации. — М, 1975, с. 156 161.
  29. Жинкин Н. И, Развитие письменной речи учащихся Ш-УП классов. Изв. АПН РСФСР, вып. 78, 1956, с.141−250.
  30. Н.И. Механизмы речи. -М.: АПН РСФСР, 1958.-370с.
  31. Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи.
  32. Вопросы языкознания, 1964, JS 6, с.26−38.
  33. Жинкин Н. И, 0 некоторых вопросах работы мозга человекакак семантического устройства.-В кн.: All СССР. Научныйсовет по комплексной проблеме «Кибернетика».Информационные материалы, № 7, — М., 1968, с.120−134.
  34. Жинкин Н. И, Семиотические проблемы коммуникации животных и человека, В кн, Теоретические и экспериментальныеисследования в области структурной и прикладной лингвистики. Вып.6 М.: Изд-во МГУ, 1973, с.60−76.
  35. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 157 с.
  36. Д.Н., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. О системномстроении когнитивных процессов. В кн.: Психологические проблемы переработки знаковой информации. — М.: Наука, 1977, с.49−57.
  37. А.В. Психология восприятия сказки ребенком -дошкольником, Дошкольное воспитание, 1948, № 9,с.34−41.
  38. И.А. Психология слушания и говорения. Автореферат дисс. докт. психол. наук. — М., 1973. — 32 с.
  39. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения.
  40. В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М.: Наука, 1976 а, с.5−33.
  41. И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения. В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации).-М.: Наука, 1976 б, с.57−64.
  42. И.А., Малинина Ю. Ф., Толкачева С. Д. К вопросу о психологических механизмах рецептивных видов речевой деятельности. В кн: Иностранные языки в высшей школе. Вып.12. -М., 1977, с.106−115.
  43. В.П. Проблема генезиса восприятия. В кн.: Восприятие и действие. — М.: Просвещение, 1967, с.38−69.
  44. В.П., Зинченко Т. П. Восприятие. В кн.:Общая психология. — М.: Просвещение, 1976, с.249−282.
  45. Каплан Л, И. Психологический анализ понимания научного текста. Автореферат дисс. канд. пед. наук. — М., 1953. — 12 с.- 167
  46. З.И. Психологические особенности восприятияи понимания письменной речи (психология чтения). Автореферат дисс. докт. психол. наук. ~М., 1975.- 50с.
  47. О.М. Текст как продукт речемыслительной деятельности. В кн.: Исследования речемыслительной деятельности, Психология. Вып. Ш. — Алма-Ата, 1974, с.129--133.
  48. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1984. — 832 с.
  49. Ю.К. Психологические проблемы понимания. -Ярославль, 1979, 80 с.
  50. Краевская Н. А, Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания. Автореферат дисс. канд. филол. наук. — М., 1981. — 20 с.
  51. Г. Я. Зависимость пересказа текста от условий его восприятия в старшем дошкольном возрасте. Дисс. канд. психол, наук, — М., 1981, — 180 л.
  52. В.В., Шахнарович A.M., Булгакова А. Д. Роль образа в онтогенезе речи, В кн.: Материалы 1У Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуника-. ции. — М., 1972, с. I2I-I25.
  53. .М. К проблеме взаимодействия языковых и неязыковых знаний при осмыслении речи. В кн.: Лингвистические проблемы функционального моделирования речевой деятельности. Вып.2 — Л.- Изд-во ЛГУ, 1974, с.97−109.
  54. Леонтьев А, А. Смысл как психологическое понятие,
  55. В кн.: Психологические и психолингвитические проблемы ивладения овладения языком. М.: Изд-во МГУ, 1969, с.56−66.- 168
  56. А.Л. Психофизиологические механизмы речи.
  57. В кн.: Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. М.: Наука, 1970, с.314−371.
  58. А.А. Восприятие текста как психологический процесс. В кн.: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия.-Киев: Вища школа, 1979. с.18−29.
  59. Леонтьев А. Н, Проблема деятельности в психологии.-Вопросы философии, 1972, Je 9. с.95−108.
  60. Леонтьев А. Н, Гипперейтер Ю. Б. О деятельности зрительной системы человека. В кн.: Психологические исследования. -М'.: Изд-во МГУ, 1968, с.3−23.
  61. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики.- М.: Изд-во МГУ, 1975 а. 253 с.
  62. А.Р. Речь и мышление. Материал к курсу лекций по общей психологии. Вып. 1У. М.: Изд-во МГУ, 1975 б.- 120 с.
  63. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 320 с.
  64. А.Р., Тумасеева Н. В. Нейропсихологический анализ процесса понимания сложного сообщения (текста). В кн.:
  65. Текст и аспекты его рассмотрения. М., 1977, с.41−43.
  66. А.Д. Взаимодействие образных и вербальных компонентов в процессах понимания. Вопросы психологии, 1981, & 5, с.63−73.
  67. Ю.Ф. Психологические особенности смысловой организации воспринимаемого на слух вербального материала (в целях его последующего воспроизведения). Авторе-
  68. Г. П. О принципиальных возможностях передачи содержания текста при машинном переводе на современных ЭВМ. В кн.: Теория и практика НТЙ. Материалы семинара. М., 1974, с.80−85.
  69. Методика исследования восприятия информации.- Л.: Наука, 1972." 152 с.
  70. Я.А. Оптимизация сложности учебного текста.- М.: Просвещение, 1981, 119 с.
  71. Дж.А. Магическое число семь, плюс или минус два. 0 некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию. В кн: Инженерная психология. — М: Прогресс, 1964, с.192−225.
  72. Н.Г. 0 понимании текста. Изв. АПН РСФСР, вып. 7, 1947, с.191−240.
  73. У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. — 230 с.
  74. О.И. Роль представлений в восприятии слова, фразы и художественного описания. Изв. АПН РСФСР, вып. 7, 1947, с.121−162.
  75. А.И. Алгоритмическая модель смыслового преобразования текста. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1972.- 162 л.
  76. А.И. О соотношении лингвистической и семантической информации в тексте. В кн.: Семантика языковых единиц и текста. — М., 1979 а, с.92−108.
  77. А.И. Семантика текста и ее формализация.- М.: Наука, 1983. 215 с.
  78. Новиков А. И, Структура содержания текста и возможности ее формализации. Автореферат дис. докт. филол.наук.- М., 1983 а, 46 с.
  79. А.И., Чистякова Г. Д. К вопросу о теме и денотате текста. Изв. АН СССР, сер. лит. и яз., т.40, № 1,1981а, с.48−56.
  80. Новиков А. И, Чистякова Г. Д. Содержание текста и его основные единицы. В кн.: Фонетика и психология речи. Вып.2 — Иваново, 1981 б, с.51−71.
  81. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. (Формирование элементов научного мышления у ребенка).-М:Изд-во МГУ, 1972. 152 с.
  82. В.А. Структурно-семантические различия письменной и устной речи (психолингвистический анализ). Дисс.. канд.филол. наук. — М., 1978. — 190 л.
  83. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследования форм репрезентации в обыденном сознании. -ДО.: Изд-во МГУ, 1983. 177 с.
  84. Р.Г. Текст, машина, человек. -JI.: Наука, 1975. 327 с.
  85. Плихтова Я, Шипош И., Арохова 0., Халлилова 0., Поташова А. Интерфункциональный подход в исследовании памяти человека, В кн.: Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М.: Наука, 1983, с.32−39.
  86. Л.В. Психолингвистические характеристики устной речи младших школьников. -Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 129−134.
  87. А.А. Об изменении значения и заменах существительного. Из записок по русской грамматике. т. Ш М.: Просвещение, 1968. — 550 с.
  88. Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественно• го текста детьми дошкольного возраста. -Вопросы психологии, 1959, JSI, с.127−140.
  89. Г. В. Исследование оперативной памяти. Автореферат дис. канд. пед. наук, -М, 1967. — 17 с.
  90. Рубинштейн С, Л, Основы общей психологии. -М: Учпедгиз, 1946, 704 с.
  91. И. Зависимость процесса запоминания от возраста и интеллектуальных способностей. В кн.: Психологические исследования познавательных процессов и личности, — М.: Наука, 1983, с, 73−78.
  92. В.Н. Чувственные основы понятия. Вопросы философии, 1962, J6 I, с. 123−133.
  93. В.Ф. Об оптимальном количестве предъявлений речи на слух, В кн,: Материалы Ш Всесоюзного симпозиума по психолингвистике, — М., 1970, с, 34−35.
  94. Е.И. Усвоение школьниками новых слов в тексте.-Вопросы психологии, 1955, № 4, с. 56−67.
  95. А.Б. Ассоциативная реакция как единица порождения сообщения (текста). В кн.: Материалы У Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. -М., 1975, с. 138−139.
  96. Слобин Д, И, Когнитивные предпосылки развития грамматики. В кн.: Психолингвистика. Сборник статей. -М.: Прогресс, 1984, с.143−207.
  97. Н.А. Смысл как экстралингвистическое явление. В кн.: Как подготовить интересный урок иностранного языка. -М., 1963, с, 185−199.
  98. Н.А. Проблемы функционального синтаксиса современного английского языка. М: Наука, I98I.-208c.
  99. А.А. Проблемы психологии памяти, М.: Просвеще: ние, 1966. — 423 с.
  100. А.Н. Психологический анализ понимания иностранного текста. Изв. АПН РСФСР, вып.7, 1947, с.163−190.
  101. Толкачева С. Д, Влияние структурных особенностей текста на его воспроизведение. В кн.: Материалы У Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. -М., 1975, с.56−59.
  102. С.Д. Реконструкция речевого сообщения в различных условиях его передачи, Дисс. канд. психол. наук. — М., 1977. — 202 л.
  103. В.Д. Прием и последующая передача устного сообщения. Вопросы психологии, 1964, В 4, с.106−114.
  104. P.M. Словарь-минимум и понимание текста.
  105. В кн.: Русский язык за рубежом. Вып, 2.-М., 1967, с.15−21.
  106. Циванюк Н. А, Некоторые особенности восприятия сказки детьми 3−4 лет. Дошкольное воспитание. 1974, № 6, с.41−45.
  107. Г. Д. Психологическое исследование содержательной стороны текста в связи с проблемой понимания.- Вопросы психологии, 1974, № 4, с. II5-I27.
  108. Г. Д. Смысловая структура текста как определяющий фактор его понимания. В кн.: Семантика логика и интуиция в мыслительной деятельности человека. -М.: Педагогика, 1979, с.101−126.
  109. A.M. Роль наглядных представлений в овладении средствами общения. В кн.: Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. — М., 1976, с.82−91.
  110. A.M. Место семантического компонента в языковой способности, В кн.: Семантика языковых единиц и текста. -М., 1979, с.5−18.
  111. A.M. Семантический компонент языковой способности. В кн.: Психолингвистические проблемы семантики.- М.: Наука, 1983, с.181−190.
  112. A.M., Апухтин В. Б. Психолингвистические проблемы предикативности и обучение пониманию текстов. В кн.: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. — Киев: Виша школа, 1979, с.188−195.
  113. A.M., Лебединский В. В. К проблеме развитияречи в онтогенезе. В кн.: Проблемы психолингвистикиi- М., 1975, сД12−122.
  114. Р. Обработка концептуальной информации.-М.:Энергия, 1980. 361 с.
  115. Ю.А. Логика знаковых систем (Элементы семиотики). М.: Знание, 1974. — 64 с.
  116. Т.П., Якобсон С. Г. Заметки к определению понятий «мышление» и «понимание». В кн.: Мышление и общение. — Алма-Ата, 1973, с.28−32.
  117. Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. В кн.: История советского языкознания. Хрестоматия. — М.: Высшая школа, 1981, с.39−43.
  118. П.С. Слуховая память в механизме понимания текста. Иностранные языки в школе, 1978, JS 6, с, 25−34.
  119. Applebee A. The childTs concept of story: Ages 2 to 17.-Chicago & London: Univ. Chicago Press, 1978, — 209 P.
  120. Bowerman M. Discussion summary development of concepts underlying language.- In: Language perspectives -Acquisition, retardation and intervention (Schiefel-tinsch R., Lloyd L. eds.).- Baltimore: Univ. Park Press, 1974, P-191−209.
  121. Brown D, The comprehension of certain noun-adjuncts and their alternative constructions by young children. Abstracts of the dissertation.- Univ. of California, Los Angeles, 1970.
  122. Chall J# Readability: an appraisal of research and application.- Ohio State Univ., Columbus, 1958.- 202 p.
  123. Clark E. On the acquisition of the meaning of TbeforeT and 'after*Journ. Verb. Learn, Verb. Behav., 1971, v.10, 266−275.
  124. Clark H., Lucy P. Understanding what is meant from what is said.- Journ.Verb.Learn.Verb.Behav., 1975, v.14, 56−72.
  125. Cognitive development and the acquisition of language.-New York: Academic Press, 1973. -208 p.
  126. Cromer R. Children are nice to understand: Surfacestructure clues for the recovery of a deep structure.
  127. British Journ. Psychol., 1970, v.61, 3, p.397−408.
  128. Danks J., Sorce P. Imagery and deep structure in the prompted recall of passive sentences.- Journ. Verb. Learn. Verb. Behav., 1973, v.12, p.114−117.
  129. Praser C., Bellugi U, Brown R. Control of grammar in imitation and production.- Journ. Verb. Learn. Verb. Behav., 1963, v.2, p.121−135.
  130. Glenn 0. The role of episodic structure and of story length in children^ recall of simple stories.-Journ. Verb. Learn. Verb. Behav., 1978, v.17, p.229−247.
  131. Glucksberg S., Danks J. Experimental psycholinguis-tics.- Hillsdale, 1975. -304 p.
  132. Huttenlocher J. The origins of language comprehensoin.-In: Theories in cognitive psychology: the Loyola symposium.- Potomac, Maryland, 1974, p.331−368.
  133. James Sh., Miller J. Children^ awareness of semantic constraints in sentences.- Child Development, 1973″ v.44, 1, p.69−76.
  134. Kintsch W., Kintsch E. The role of schemata in text comprehension.- International Journal of Psycholin-guistics, 1979, v.2, p.17−29.
  135. Kruglow L. Qualitative differences in the vocabulary choices of children as revealed in a multiple-choice test.- Journ, Educat. Psychology, 1953, v.44, 4, p.229−243.
  136. Osgood Ch. Things and words.- In: The Relationship of verbal and nonverbal communication (Key M. ed.).-Mouton Publishers, 1980, p.229−258.
  137. Paivio A, Imagery and verbal processes.- New York: Holt, Reirihart and Winston. 596 p.135″ Skalicka V. Die Situation und ihre Rolle in der Sprache.-In: Omaqiu lui Alexandru Rosetti la 70 de ani.- Bucures-ti, 1965, s.839−841.
  138. Slobin D, Grammatical transformations and sentence comprehension in childhood and adulthood.- Journ. Verb.Learn. Verb. Behav., 1966, v.5, p.219−227.
  139. Trenaman J. Communication and comprehension, — London: Longmans, 1967. 212 p.
  140. Wright P., Wilcox P. When two: no’s nearly make a yes.-In: Processing of visible language, — Hew York, London: Plenum Press, 1979, p.413−430.
Заполнить форму текущей работой