Введение.
Использование игры на уроках математики
Вопрос о влиянии игры на развитие младших школьников волновал и до сих пор продолжает волновать многих исследователей, таких как: Гальперин П. Я., В. Л. Данилова, Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди множества подходов можно выделить основные: Выявив проблему и актуальность данной темы, мы можем чётко определить цель нашего исследования… Читать ещё >
Введение. Использование игры на уроках математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Игра — это одна из древнейших сфер человеческой деятельности. Она является богатой почвой для общения и деятельности детей, формирования умений и развития творческих способностей. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей младшего школьного возраста игра является ведущим видом деятельности, который формирует знания, умения и навыки.
Младший школьный возраст — наиболее ответственный этап школьного детства. Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется обучением, суть которого состоит в том, что данный вид деятельности в отличие от игры, доставляющей просто удовольствие, имеет определенную цель — приобретение определённых навыков и умений. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, размышлять, применять на практике ранее полученные знания и навыки. Участие в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, упорство, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх, развивается и совершенствуется мышление, ребёнок получает возможность планировать, прогнозировать, взвешивать свои шансы на успех, имеет возможность выбирать альтернативу.
Вопрос о влиянии игры на развитие младших школьников волновал и до сих пор продолжает волновать многих исследователей, таких как: Гальперин П. Я., В. Л. Данилова, Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди множества подходов можно выделить основные:
- 1. Объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.)
- 2. Игра как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.)
- 3. Игра как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).
Каждый из этих подходов, раскрывая и показывая нам определённую сторону игры, в целом оказывается недостаточным для объяснения специфики детской игры в целом.
У детей основным видом деятельности является игровая, но значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л. С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников [10]. Выготский Л. С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [10].
Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические и умственные процессы протекают наиболее активно. Острота данной проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствовании методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Выявив проблему и актуальность данной темы, мы можем чётко определить цель нашего исследования: разработать и доказать эффективность игровых средств для развития личности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования — процесс развития личности средствами игровой деятельности.
Предмет исследования — игровые средства развития личности младших школьников.
Исходя, из этого развитие личности младших школьников средствами игры будет эффективно при условии:
- — систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
- — учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
— создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
- 1) изучение специальной литературы по данной проблеме;
- 2) характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;
- 3) разработка комплекса обучающих игровых методик для учащихся начальных классов;
- 4) проведение педагогического эксперимента по данному исследованию;
- 5) обобщение результатов исследования.
В исследовании использовались следующие методы:
- — теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
- — наблюдение, беседа, анкетирование;
- — анализ данных педагогического исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изучено значение игры как средства развития личности ребенка младшего школьного возраста, разработаны варианты использования игр на уроках в начальной школе, которые апробированы и подтверждены результатами экспериментальной работы.