Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Технологии обучения иностранному языку

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение должно быть дифференцированным, если мы всерьез хотим использовать личностно-ориентированные технологии. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. Таким образом, личностно-ориентированное обучение является обучением дифференцированным. В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней… Читать ещё >

Технологии обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

педагогический обучение дистанционный компьютерный Никогда наш мир не переживал столько изменений как в 21 веке. Происходит перестройка не только самого населения планеты, но и изменения в различных сферах, таких как экономические, социальные, политические, культурные и другие. Кроме того, сегодня, во всех странах мира большое внимание уделяется системе образования. Современная система образования требует постоянного обновления и усовершенствования, в связи с переориентацией образования на государственном уровне, быстрым развитием информационных технологий, новейших технических устройств.

В настоящее время в обществе растет статус иностранного языка как предмета. Это связано с ростом международных связей и процесса демократизации общества. Многие люди понимают, что иностранный язык необходим для формирования навыков общения с носителями языка, межкультурной коммуникации. Основной целью обучения иностранным языкам, как раз, и является формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. Владение иностранным языком, а также навыки пользования компьютера — это, согласно современным представлениям, необходимые каждому человеку функциональные умения.

Поэтому в последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в школе. Это не только технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы может быть аргументирована важностью проблемы и недостаточной информированностью общества о современных технологиях обучения иностранному языку.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение современных технологий обучения иностранному языку.

Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:

· Изучить методическую литературу по теме курсовой работы

· Изучить понятие технологии обучения

· Рассмотреть различные технологии обучения иностранному языку

· Сделать выводы

· Дать заключение курсовой работе

1. Педагогические технологии обучения

Понятие технологии обучения появилось в педагогике в 50-х годах прошлого века. Некоторое время технология обучения понималась как использование техники в обучении, что дало повод говорить о промышленной революции в образовании, о его технизации. Позднее ученые приняли другое направление: не техника и технизация, а технология и технологизация обучения. Основой для технологичного понимания обучения явилась информатика, кибернетика и системный подход. Процесс обучения стал рассматриваться широко, системно: анализ и разработка всех компонентов обучающей системы, от целей до контроля результатов.

Ученые считают, что использование техники носит вспомогательный характер подачи информации. Учительский труд остается ручным, не механизированным, так как учить может только живой человек, а обучение по своей природе не поддается автоматизации. Однако развитие технологии обучения показывает, что возможно создание обучающей системы, технологических пакетов, проектов обучения, которыми может пользоваться преподаватель.

Что такое педагогическая технология? Согласно словарю С. И. Ожегова, технология — это совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Технология (от греч.: techne — искусство, мастерство, умение; logos — слово, учение) — совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. Отсюда педагогическая технология — это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника. [11; 14]

С другой стороны, технология обучения понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками. [12; 181]

1.1 Обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно, его идея относится к 20-м годам ХХ столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970;е годы. Первые описания этого метода появились в это время в разных странах мира. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р. Славин, 1990), университета Миннесота (Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон, 1987) и группой Дж. Аронсона (Калифорния, 1978).

Идея обучения в сотрудничестве гуманна по своей сути и поэтому — педагогична и интересна. Чтобы понять эту идею, необходимо обратиться к понятию слова «ошибка». Согласно словарю Ожегова ошибка — это неправильность в действиях и мыслях. Авторы идеи обучения в сотрудничестве считают, что неправильность исходит из неверного суждения, неверного знания или невнимания, что указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием. [5; 24]

Следовательно, если ученик допускает ошибки в заданиях, он еще не овладел необходимым знанием в достаточной степени и ему нужна практика. Ошибка становится своего рода индикатором того, нуждается ли ученик в помощи, дополнительных заданиях. Учитель не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику. Эту ответственность ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу.

Обучение в сотрудничестве относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные — одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3−4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик разобрались в материале.

Таким образом, коллектив работает по принципу «все обучают каждого и каждый — всех», совместными усилиями ликвидируются пробелы. Только в таких условиях, считает В. К. Дьяченко, возможно истинно нравственное воспитание в духе общечеловеческих гуманных принципов. «Воспитание личности — это не классное руководство и не индивидуальное преподавание, это всеобщее сотрудничество и товарищеская взаимопомощь всех учащихся образовательного коллектива.» [3; 155]

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить эти варианты своим творчеством, при условии соблюдения основных принципов обучения в сотрудничестве:

1) Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, как девочки, так и мальчики. Если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав. И, наоборот, если работа по каким-то причинам не идет, состав группы нужно изменить.

2) Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы.

3) Оценивается работа не одного ученика, а всей группы.

4) Учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это бывает слабый ученик. Если он в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания — не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы. [2]

Рассмотрим варианты технологии обучения в сотрудничестве.

Student Team Learning (STL, обучение в команде). Этот вариант метода обучения в сотрудничестве был разработан в Университете Джона Хопкинса. Он уделяет особое внимание «групповым целям» (team goals) и успеху всей группы (team success), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими учащимися этой же команды. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждый ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

STL сводится к трем основным принципам:

1) «награды» — команда получает одну на всех награду в виде оценки, поощрения, сертификата, похвалы и т. д. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание.

2) индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала.

3) Равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды.

Другой подход в организации обучения в сотрудничестве был разработан профессором Эллиотом Аронсоном в 1978 году и назван Jigsaw (в переводе с английского — ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Например, при работе над темой «Путешествие» можно выделить различные подтемы: путешествие по морю, в самолете, в поезде, пешком, на машине. Можно выделить подтемы по другим признакам, взяв за основу один вид путешествия для всей группы: выбор маршрута, заказ билетов, сбор багажа, заказ гостиницы, пр. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Разумеется, все общение ведется на иностранном языке. Единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом подготовить путешествие — это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях.

Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Дэвид Джонсон, Роджер Джонсон). Класс разбивается на разнородные по уровню обученности группы в 3−4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Например, весь класс (т.е. языковая группа) работает над той же темой «Путешествие». Все вместе вырабатывают маршрут и вид путешествия. Тогда каждой группе дается задание подготовить свою часть: разработать программу пребывания группы туристов или официальной делегации в конечной точке маршрута; заказать билеты для всей группы, гостиницу; подготовить багаж и т. д. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. По ходу работы группы общаются между собой в процессе коллективного обсуждения, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы. Надо иметь в виду, что вся лексика, необходимая по теме, усвоена в ходе предыдущей работы на других уроках. Поэтому на данном уроке идет чисто речевая практика, коммуникативная деятельность.

Исследовательская работа учащихся в группах также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве (Шломо Шаран, Университет Тель-Авива, 1976). В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают в группах. Каждая группа получает задание большой общей темы, которая намечена для изучения всем классом. В малых группах учащиеся делят между собой подзадания. Каждый, таким образом, должен внести свою лепту в общую задачу. На уроках иностранного языка этот метод может использоваться для усвоения материала по страноведению.

Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам — общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

Вывод. Основной целью изучения иностранного языка является, как уже говорилось выше, развитие навыков коммуникативной компетенции. Обучение в сотрудничестве, обучение в процессе общения учащихся друг с другом на иностранном языке помогает в достижении этой цели. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли — лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т. д. В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики для каждого ученика на уроке, дать шанс каждому ученику сформировать в своем сознании систему изучаемого языка. Это неплохой фундамент для профессионального овладения языком.

1.2 Метод проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920;е годы в США. Его называли также методом проблем и основывался на теоретических концепциях гуманистического направления в философии и образования, разработанных американским философом и педагогом Джонон Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, полагаясь на его личные интересы именно в этом знании. Отсюда важно было показать ученикам их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут помочь им в жизни. Здесь учитель должен предложить учащемуся проблему, для решения которой он должен приложить уже имеющиеся и новые знания. В результате ученик работает самостоятельно, а учитель подсказывает источники информации и следит за правильным направлением работы ученика. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большой вклад в развитие этого метода в России внес С. Т. Шацкий. При советской власти эти идеи стали широко внедряться в учебный процесс, но в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не было серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике, в то время как он весьма успешно развивался в других странах мира.

Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов. [5; 66]

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование превращается в процесс создания проекта»; «Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов в журналистике, на телевидении и во всех сферах микрои макросоциума почти устранило техническое звучание этого понятия». [13, 36]

«Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. [14,9]

Метод проектов — это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод — это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. [2]

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами? Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что на уроках иностранного языка школьники учатся иноязычной речевой деятельности. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же — средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы, существенные для предмета нашего обсуждения:

· Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.

· Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей.

· Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, что, разумеется, важно. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, пр., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль.

Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении иностранному языку, причем вовсе необязательно, предваряя работу учащихся в проекте. Такая работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов — суть составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения.

Основные требования к использованию метода проектов:

1) Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах — St. Patrick’s Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи, проблема обустройства дома, проблема отношений между поколениями, проблема организации спортивных мероприятий, много других);

2) Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Отсюда могут быть определены и этапы разработки и проведения проекта:

Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

1) Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.

2) Обсуждение методов проверки из принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждения возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.

3) Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

4) Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

5) Выдвижение новых проблем. [2]

Вывод. Метод проектов как педагогическая технология включает в себя в совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Кроме того этот метод реализует личностно-ориентированный подход в обучении, что крайне важно в наше время. Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

1.3 Разноуровневое обучение

Обучение должно быть дифференцированным, если мы всерьез хотим использовать личностно-ориентированные технологии. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. Таким образом, личностно-ориентированное обучение является обучением дифференцированным. В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциаций. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. Таким образом, при внутренней дифференциации, т. е. на уроке, личностно-ориентированное обучение достигается главным образом за счет педагогических технологий, например обучения в сотрудничестве и метода проектов, за счет разнообразия приемов, которые предусматривают эти технологии. При внешней дифференциации учащиеся по некоторым индивидуальным признакам объединяются в учебные группы, отличные друг от друга.

В дидактике различают дифференциацию по способностям (общим, частным и неспособностям), по проектируемой профессии, по интересам. Дифференциация по общим способностям происходит на основании учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития — памяти, мышления, познавательной деятельности. Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям, к тем или иным предметам: одни учащиеся имеют склонности к гуманитарным предметам, другие — к точным наукам; одни — к историческим, другие — к биологическим и т. д. Что касается дифференциации по неспособностям, то здесь речь, собственно, идет о так называемых классах коррекции. Дифференциация по проектируемой профессии касается учащихся 14−15 лет и старше, уже определивших, хотя бы в общих чертах, свою профессиональную ориентацию. Дифференциация по интересам также касается детей, особенно интересующихся тем или иным предметом. Классы с углубленным изучением различных предметов предназначены для таких детей.

Таким образом, говоря о личностно-ориентированном обучении, нас в первую очередь должны интересовать такие виды дифференциации обучения, как внутренняя и внешняя дифференциации по частным способностям, т. е. по способностям учащихся к отдельным предметам. В первом случае, как уже было сказано, используется совокупность педагогических технологий, а во втором случае речь идет о разноуровневом обучении.

В 7−8-х классах у учащихся начинают проявляться более выраженные способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать эти способности далее. Разноуровневое обучение предлагает на основании предварительного тестирования по отдельным предметам создавать группы разного уровня — «А», «В», «С». В первую очередь это касается предметов, которые имеют в основе содержания образование, формирование тех или иных способов деятельности (математика, иностранный язык, физика, химия, информатика, биология), что требует значительного объема практики. Создавать не классы, а именно группы на потоке. Другими словами, ребята продолжают учиться в своих классах, но на уроки по отдельным предметам идут в свои группы: одни — в группу «С», другие — в группу «В», третьи — в группу «А». Таким образом, ученик, интересующийся математикой и ориентирующийся на технический вуз, может, в соответствии с проявленным уровнем подготовленности, попасть в группу «С» или «В», а по языку, который ему не дается, — в группу «А» (в России принято именно такое обозначение групп дифференциации: «А» — базовый уровень, «В» — несколько продвинутый, «С» — углубленный). На протяжении всего обучения действует система зачетов и тестирования, и в любой момент, если ученик улучшит свои результаты и изъявит желание перейти в другую группу, более высокого уровня, ему будет предоставлена такая возможность.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.

Вывод. В современной системе обучения часто возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе по разным умственным, физическим и психологическим критериям. Решению всех этих задач и проблем может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. Таким образом, обучение по этой технологии рассчитано на каждого конкретного ученика, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении.

2. Информационно-коммуникационные технологии

В последнее время все чаще обсуждается проблема использования современных информационных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе. Возможности применения новых технологий в обучении существенно расширились, компьютеры перестали восприниматься в качестве умной печатной машинки, а Интернет-классы стали активно использоваться не только для преподавания информатики. Согласно новым требованиям ученик должен овладеть навыками использования информационных технологий для расширения языковых и страноведческий знаний. Выполнение этой задачи невозможно без применения компьютера и компьютерных программ как неотъемлемой части современного языкового образования.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Современные информационные и коммуникационные технологии характеризуются рядом специфических свойств, связанных с возможностью обработки информации с целью получения ожидаемого результата. В частности, эти свойства могут быть использованы в образовании с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В первую очередь достижения компьютерных технологий должны быть направлены на решение следующих задач.

· Реализация информационных и информационно — деятельностных моделей в обучении.

· Активизация познавательной деятельности учащихся.

· Реализация современных методов контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Решение указанных задач требует понимания как педагогической составляющей информационных технологий, так и собственно компьютерных технологий, с помощью которых эти задачи могут быть реализованы.

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс предполагает их рассмотрение с двух взаимосвязанных позиций:

· Использование ИКТ как средства реализации дидактических и методических целей при обработке информации.

· Использование возможностей ИКТ для создания новой среды обучения.

В этом случае можно говорить о том, что использование ИКТ в учебном процессе будет эффективным, если реализуются все принципы технологического подхода, ИКТ выступают как целостный комплекс программных продуктов, структура которого определяется дидактическими целями и задачами.

Главной функцией ИКТ в образовании является формирование такой информационной среды, которая поднимает на качественно новый уровень педагогическое взаимодействие преподавателей и учащихся. Внедрение информационных и коммуникационных технологий позволяет решать и ряд прикладных задач по оптимизации учебного процесса, повышению активности учащегося через включение его в различные виды деятельности, развитию его мотивации к образовательной деятельности.

Создаваемые преподавателями информационные ресурсы должны соответствовать педагогической науке и обладать педагогической эффективностью, должны стимулировать и мотивировать учебную деятельность учащихся, быть высокого качества и должным образом документированы.

В настоящее время существуют огромные возможности для создания информационно-образовательных ресурсов, создан портал для хранения и использования уже имеющихся ресурсов, практически все учителя прошли переподготовку по созданию и использованию ИКТ в образовании. Поэтому важным является формирование технологической культуры и грамотности, определение педагогических возможностей новых технологий, определение наилучшего пути достижения образовательных целей, активизация деятельности по созданию электронных образовательных ресурсов и внедрения их в образовательные стандарты.

2.1 Технология использования компьютерных программ

Часто на уроках английского языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроке наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны — «изображения» движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т. д. [8]

При работе с компьютером ученику приходится творчески работать, он делает все с радостью и заинтересованностью. Использование компьютеров на уроках дает радость познания. А это вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи.

Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных уровней знаний.

Многие учебно-методические комплексы дополнены мультимедийными приложениями, которые могут быть использованы как во время урока, так и для самостоятельной работы школьников. Подобные приложения содержат разнообразные интерактивные задания: игры, кроссворды, шарады, песни и считалки, упражнения, направленные на закрепление пройденного материала, тексты для чтения и аудирования и задания к ним, различные тесты. Таким образом, с помощью данных приложений можно решать целый ряд дидактических задач: отрабатывать произношение, формировать и развивать навыки чтения, совершенствовать умения письменной речи, пополнять словарный запас учащихся, отрабатывать грамматические навыки, и самое главное — формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. С помощью мультимедийных приложений достигается индивидуализация обучения, так как каждый ученик может работать в удобном для него темпе, выбирая оптимальную для себя скорость усвоения материала.

Большую помощь в проведении фонетических зарядок оказывают учебная программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента». Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учениками на слух и зрительно. Ученики имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию, при этом в памяти запечатлеваются правильные образцы на имитационной основе.

Тексты для аудирования на страноведческие темы для учеников можно взять из мультимедийного учебника «Английский базовый курс», в котором много текстов на различные темы по истории, культуре и быту Великобритании и США. Тексты весьма интересные и содержательные.

Легко усваивается и прост в применении мультимедийный учебник «English Course». В нем представлен большой выбор диалогов на самые разные темы, такие как: «Еда», «Магазины», «Футбол», «На дискотеке», «Осмотр Кембриджа», «Покупки» и т. д.

Интерес в обучении английскому языку представляет компьютерная программа «Bridge to English» (разработана в Великобритании). Материал этого мультимедийного учебника соответствует программным требованиям, повышает лексический и грамматический уровень знаний учеников, расширяет их кругозор, улучшает умения и навыки по аудированию, чтению, письму и говорению. С помощью аудиотренажера можно постепенно улучшать произношение, так как программа озвучена профессиональными дикторами Би-Би-Си. В мультимедийной программе «Bridge to English» в каждом из уроков имеются тематические диалоги.

В настоящее время учитель может воспользоваться самыми разнообразными интерактивными программами. Например, стимулирующие программы дают учащимся возможность совершать воображаемые путешествия, выбирая при этом варианты маршрута, меню и т. д. Широко используются интерактивные программы, в которых учащиеся выполняют заранее записанные команды компьютера и совершают заданные действия при помощи клавиатуры. Программы, обучающие письму, могут использоваться как на стадии планирования письменной работы, так и при создании и иллюстрировании творческих письменных работ учащихся. Компьютерные игры также могут быть использованы на занятиях иностранного языка. Они дают учащимся возможность в игровой форме овладевать премудростями иностранного языка и стимулируют познавательный интерес.

Вывод. Технология использования компьютерных программ на уроках иностранного языка обеспечивает заинтересованность со стороны учащихся и их вовлечения в образовательный процесс, что гарантирует понимание, усвоение и в дальнейшем применение полученных знаний.

2.2 Интернет технологии

Интернет создает уникальную возможность для изучающих пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т. е. он создает естественную среду.

Существует пять причин для того, чтобы использовать Интернет на уроке и вне его, а именно:

· Обучение иностранному языку немыслимо без использования аутентичных материалов. Интернет предоставляет учителю уникальную возможность недорого этим воспользоваться. Интернет, кроме всего прочего, мотивирует учащихся на изучение иностранного языка, он дает им доступ к огромному количеству информации по любой теме двадцать четыре часа в сутки. Более того, Глобальная Сеть предоставляет им уникальную возможность для общения на иностранном языке.

· Способность читать, писать, общаться, исследовать и публиковать написанное — это формы грамотности, необходимые в наше время. Используя иностранный язык и современные компьютерные технологии на уроке, учитель помогает учащимся совершенствовать знания, умения и навыки, необходимые молодым людям для учебных и профессиональных целей.

· Взаимодействие — необходимая составляющая успешного изучения и совершенствования знаний иностранного языка и приобретения беглости его использования. Интернет предлагает учащимся возможность взаимодействия с носителями языка и с изучающими иностранный язык по всему миру в любое время.

· Интернет помогает вырваться из «болота» рутинных упражнений, мотивируя учащихся использовать иностранный язык для общения, как гибкий, меняющийся механизм для обеспечения реальных потребностей общения.

· Использование сети Интернет для работы на уроке и вне урока расширяет возможности как учителя, так и ученика. Это позволяет им стать независимыми исследователями, умеющими находить нужную информацию в любое время. Кроме того, использование ресурсов Интернет дает неограниченные возможности для сотрудничества и взаимодействия с другими пользователями и, соответственно, для получения новых знаний.

Всемирная паутина обеспечивает преподавателей и учащихся огромным количеством интересных сайтов предлагающих инновационные планы уроков, квесты, грамматические и лексические упражнения и тесты, тексты и задания для чтения и аудирования для изучающих иностранный язык. Поиск в Сети — прекрасная возможность для тренировки навыков чтения аутентичных текстов, а письмо является естественным ответом на прочитанное в Сети. Здесь вы можете найти задания по письму для всех уровней изучения языка: от заполнения простой регистрационной формы или написания поздравительной открытки до больших проектов, где в качестве конечного продукта выступает сайт, созданный самими учащимися. Участие в подобных аутентичных проектах делает значимым такое умение как письмо.

Работа с информацией — одна из главных задач обучения иностранным языкам в современной школе. Далеко не все учебники предоставляют достаточное количество таких текстов, которые могли бы заинтересовать учащихся своей актуальностью и предоставить достаточное количество практики. Кроме того, при работе над проектом всегда требуется дополнительная информация. Эту информацию необходимо быстро просмотреть и решить, нужна ли она или нет для решения рассматриваемой в данном проекте проблемы. Это просмотровое или поисковое чтение. Эти виды чтения становятся подчас приоритетными при работе с ресурсами Интернета.

Вывод. Интернет позволяет вдохнуть новую жизнь в традиционный урок иностранного языка и сделать процесс познания более увлекательным и живым. Ученики лучше воспринимают и усваивают новую информацию с помощью наглядных демонстраций, у них появляется интерес к аутентичным материалам, которых много в сети Интернет, так как понимают реальность предложенных им заданий.

2.3 Дистанционные технологии обучения

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале ХХ столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в вуз и т. д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.

Дистанционная технология обучения на современном этапе — это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:

· доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;

· интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;

· предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;

· оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:

· предоставление учебников и другого печатного материала;

· пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

· дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;

· видеопленки;

· трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;

· кабельное телевидение;

· голосовая почта;

· двусторонние видеотелеконференции;

· односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;

· электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.

Необходимая часть системы дистанционного обучения — самообучение. В процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM — учебниками и справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.

Вывод. Дистанционное обучение, онлайн обучение или интернет обучение на основе современных информационных технологий удовлетворяет всем требованиям новых образовательных тенденций постиндустриального общества. Это новое слово в процессе обучения, которому еще предстоит стать более популярным. Дистанционное обучение — это педагогическая технология ХХI века.

Заключение

Итак, в данной курсовой работе мы рассмотрели современные технологии обучения иностранному языку. В предисловии были сформулированы задачи курсовой работы, которые были успешно реализованы в ходе работы.

Важно отметить, что время меняются, происходят изменения во всех сферах общества, в том числе в системе образования. Современный мир требует новый подход к обучению, переход от авторитарных методов к гуманистической педагогике, которая ориентирована на полное развитие личности.

Педагогическая практика нуждается в обновлении для достижения лучших результатов и повышения эффективности. Применение новых методов, технологий обучения иностранным языкам будет способствовать развитию таких качеств личности, которые являются востребованными современным поликультурным и многоязычным обществом. Представленные в данной курсовой работе технологии обучения иностранным языкам помогают формировать коммуникативную компетенцию, способность к межкультурному взаимодействию, способность критического и творческого мышления, а также помогают ученикам учиться добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

1) Бухаркина М. Ю. Технология разноуровнего обучения // Иностранные языки в школе // Научно-методический журнал, № 3, 2003

2) Дистанционное обучение. Учебное пособие/ Под редакцией Е. С. Полат. — Москва, 1998

3) ДьяченкоВ.К. Сотрудничество в обучении, Москва, 1991

4) Нестерова Н. В. Информационные технологии в обучении английскому языку. Иностранные языки в школе // № 8, 2005

5) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е. С. Полат, Москва, 2002

6) Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, Москва, 1992

7) Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении, Москва, 2005

8) Петрова А. П. Использование компьютера на уроках иностранного языка — потребность времени. — Иностранные языки в школе // № 5, 2005

9) Полат Е. С. Новые педагогические технологии на уроках иностранного языка

10) Тоискин В. С., Красильников В. В. Информациооные и коммуникационные технологии в учебном процессе, Ставрооль, 2008

11) Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — Москва, 1998

12) Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под редакцией П. И. Пидкасистого. Москва, 1998

13) Чечель И. Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта. — Москва, 2001

14) Ястребцева В. Н. Методические рекомендации, Москва, 1992

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой