Формирование экологических понятий у школьников на основе метода аналогии
Диссертация
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на идеях устойчивого развития (В.И.Данилов-Данильян, К. Я. Кондратьев, Ф. Майор, Д. Х. Медоуз, H.H. Моисеев, А. Д. Урсул и др.), антропоэкологии (JI.B. Богданова, В. А. Бухвалов, К. Н. Вентцель, JT.B. Максимова, П. Тейяр де Шарден и др.), в том числе космической антропоэкологии (Ф.И. Гиренок, В. П. Казначеев, С. С. Шварц и др.), теории… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования экологических понятий школьников на основе применения метода аналогии
- 1. 1. Формирования экологических понятий как проблема построения экологического образования
- 1. 2. Мировоззренческие основы формирования экологических понятий у школьников
- 1. 3. Метод аналогии как дидактическая основа формирования экологических понятий у школьников
- Резюме
- ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение формирования экологических понятий у школьников на основе изучения экосистемы пилотируемой космической станции
- 2. 1. Использование экосистемы космической станции как обучающего аналога в процессе формирования экологических понятий у школьников
- 2. 2. Методические особенности формирования экологических понятий у школьников на примере изучения экосистемы космической станции
- 2. 3. Построение занятий на основе содержания космоцентрической направленности
- Резюме
Список литературы
- Абдрашитова И.В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 2004. 196 с.
- Агаджанян H.A., Торшин В. И. Экология человека. Избранные лекции. М., 1994.
- Агесс П. Ключи к экологии. Л., 1982.
- Агузарова И.Г. Экологическое воспитание школьников в условиях национальной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Владикавказ, 2004. 22 с.
- Акимова Т. А., Хаскин В. В. Основы экоразвития. М., 1994.
- Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. М., 1998.
- Аксенова П.В. Экологическое воспитание дошкольников в образовательной среде природного заповедника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Воронеж, 2012. 23 с.
- Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск: Наука. Сибирское отд., 1990. 154 с.
- Александрова Р. А., Смолянов А. В. Экология и мораль. М., 1984.
- Алексеев В. П. Очерки экологии человека. М., 1993.
- Алимов A.A. Социальная экология: наука и образование. СПб., 1994.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Андреева Е.К. От экологического воспитания к пониманию ноосферы // Сов. Педагогика. 1988. № 9. С. 23−28.
- Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. Т. 4., 1981.
- Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М. И., Кондратьев К. Я., Котляков В. М., Лосев К. С. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М., 1997.
- Артемов А.К. Приемы организации развивающего обученияматематики // Начальная школа. 1995. № 3.
- Астраханова Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: Дис.. канд. пед. наук. Махачкала, 2004. 222 с.
- Атфилд Р. Этика человеческой ответственности // Глобальные проблемы и общечеловечсекие ценности. М., 1990. С.203−257.
- Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., Политиздат, 1980.
- Ахмадуллин Н.Р. Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания: Дис.. канд. пед. наук. -Казань, 2004. 222 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. 78с.
- Бакланова С.Л. Формирование готовности учащихся старших классов к природоохранной деятельности в экологическом образовании: Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. 160 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
- Баньковская С.П. Инвайронментальная социология. Рига, 1991
- Баранова В. И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. М., 1989. С. 76−80.
- Барсуков В. В природе все спокойно // Техника-молодежи. 1997. № 10.
- Батороев К.Б. Аналогия и модели в познании. Новосибирск, Наука, 1981.319 с.
- Бганба-Церера В. Р. Становление экологической этики: проблемы и161перспективы. М., 1992.
- Безверхий Ю.В. Экофобное сознание: эволюция, сущность и содержание // Социально-гуманитарные знания. 2011, № 4. С. 322−327.
- Белкин A.C. Витагенное образование. Екатеринбург, 1999.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 786с.
- Беневольская H.A. Художественная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников и подростков: Дис.. канд. пед. наук. М., 2010. 261с.
- Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
- Беркут В.П. Феномен экологического сознания. Монография. Балашиха: ВТУ, 2007.
- Берман JI.M. Ознакомление с природой региона как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста (на примере города Сургута): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001. 22с.
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИПОМОР, 1995. 336 с.
- Бибикова Н.Г. Экологическое образование обучающихся как средство формирования гражданственности: Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 215 с.
- Биджиева Р.У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма // Дис.. канд. философ наук. М., 1981.
- Биологический энциклопедический словарь. М., 1986. С.429−430.
- Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Академический проспект, 2007. 335 с.
- Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика, 2006. 269 с.
- Божко Н.В. Воспитание гражданственности подростков в процессе социально ' значимой деятельности общественного экологического объединения: Дис.. канд. пед. наук. Сургут, 2006. 301 с.
- Болтянский В.Г. Аналогия общность аксиоматики // Советская педагогика. № 1. 1975. С. 73−82.
- Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1970. Т. 1.
- Бондарь С.Ф. Дидактические основы применения аналогии на уроке (на материале предметов естественно-математического цикла): Дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1975. 178 с. на укр. яз.
- Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. Киев: КЭКЦ, 1998. 128с.
- Борисевич А.Р. Педагогика и экология. Метод, пособие. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. Минск, 1998. 52 с.
- Борлакова JI.M. Формирование экологической культуры в процессе физического воспитания младшего школьника: Дис.. канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. 191 с.
- Браус Д., Вуд Д. и др. Экологическое образование в школе (главы из книги). Киев, ISAR, Информационное агенство «Эхо Восток 1995.
- Будыко М. И. Глобальная экология. М., 1977.
- Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 1991.
- Бухвалов В. А., Богданова JI. В. Введение в антропоэкологию. М., 1995.
- Вахтеров В.П. Избр. пед. сочинения / Сост. J1.H. Литвин и др. М., 1987.
- Введение в экологию / Под ред. Ю. А. Казанского. М., 1992.
- Вернадский В.И. Биосфера. М.: Наука, 1967.
- Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1977.
- Викторова Л.П. Методологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников :
- Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 2002. 39 с.
- Ворошилова В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой: Автореф. дис.. кан. пед. наук Екатеринбург, 2002. 23 с.
- Вронский В. А. Прикладная экология. Ростов-на-Дону, 1996.
- Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981.
- Гагарин А. В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания. Дис.. д-ра пед. наук. М., 2004. 497 с.
- Газенко О. Г., Пестов И. Д., Макаров В. И. Человечество и космос. М.: Наука, 1987.214 с.
- Гегель Г. Работы разных лет. М.: Мысль. Т. 2. 1971.
- Гилемшин И.М. Этнопедагогические традиции воспитания учащихся: (на материале шк. Респ. Башкортостан): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Уфа, 2004. 26с.
- Гиренок Ф. И. Экология как феномен самосознания цивилизации: Дис.. д-ра филос. наук. М., 1987. 384 с.
- Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987. 143с.
- Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. М., 1998.
- Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. М., 1989.
- Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. М., 1989.
- Гительзон И.И., Ковров Б. Г., Лисовский Г. М., Окладников Ю. Н., Рерберг М. С., Сидько Ф. Я., Терсков И. А. Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1975. Т. 28.312 с.
- Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура. М., 1997.
- Глазачев С.Н. Социально-экологическая функция учителя: развитие экологической воспитанности школьника как составляющей экологической культуры. М.: ТЕКОЦЕНТР, 1990. 41 с.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: Совр. писатель, 1998. 432 с.
- Гончарова Ю.А. Педагогическое проектирование среды экологического образования средствами исследовательской деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Воронеж, 2000. 269с.
- Гончарук С.И. Аналогия как метод научного познания // Основные принципы и методы научного познания. М.: Высшая школа, 1970. С. 352−371.
- Гордиенко А. А. Антропологические и культурологические предпосылки коэволюции человека и природы. Новосибирск, 1998.
- Горелов A.A. Социальная экология. М., 1998. 262с.
- Горлачев В.П. Формирование экологической культуры личности в образовательном процессе: региональный аспект: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2005. 39 с.
- Гришин A.B. Психологические условия и механизмы формирования нравственно-экологического сознания студентов педагогических специальностей: Дис.. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2011. 209с.
- Грызулина Ю.В. Аналогия как конструктивный прием объяснительного монолога в системе методической подготовки студента-филолога : Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2007.
- Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Гидрометеоиздат, 1990.
- Гусев М.В. От антропоцентризма к биоцентризму // Вестник Московского университета, 1992, № 5. С. 71−77
- Гусев О.В. Формирование эколого-правовой компетенции у студентов педагогического вуза: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 2008. 214с.
- Гусейнов A.A. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. М., 1989. С.5−11.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР. 1996. 544с.
- Далингер В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутри предметных связей / ОмИГЖРО. Омск, 1993. 323 с.
- Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс, 2000. 416 с.
- Девяткин А.А. Психология социальной установки: Экологическая концепция социальной установки. Калининград: КГУ, 1996. 423 с.
- Демин В.Н. Философские принципы русского космизма//Афтореф. дис.. д-ра. филос. наук М. 1996. 34 с.
- Дерябо С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.
- Дерябо С.Д., Левин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. 147с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. 1996. Т.П. № 6. с.4−17.
- Джамбаева Л.Р. Преемственность в экологическом образовании старших школьников и младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Карачаевск, 2005. 197 с.
- Дмитриев М.Т., Захарченко М. П., Степанов Э. В. и др. Гигиеническая оценка влияния фитонцидов на иммунный статус организма // Гигиена и санитария. 1985. № 11. С. 8−10.
- Дорст Ж. До того, как умрет природа. М., 1968.
- Жохов А.Л. Методика систематического применения аналогии при формировании математических понятий и умений решать задачи у учащихся восьмилетней школы: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1978. 243 с.
- Жукова Е.Ю. Формирование гуманного отношения к природе у учащихся 5−8 классов в процессе нравственно-экологического образования:
- Дис.. канд. пед. наук. Коломна, 2011. 228с.
- Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранного образования. М.: Педагогика, 1981.
- Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.
- Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1986. с. 12.
- Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации. Сов. Педагогика, № 9. 1984. С. 16−21.
- Захлебный А.Н. Экологоориентированная деятельность, куда ориентировать? // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы: Научно-методический журнал. 2003. № 3 (16). С.З.
- Зверев И. Д. Учебные исследования по экологии в школе: методы и средства обучения. М., 1993.
- Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание : узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии. Сб. науч. трудов. / Под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. С. 72−84.
- Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Отношение школьников к природе. М.: Педагогика, 1988. С. 128.
- Ш. Зверев И. Д. О приоритетах экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. Сборник научных трудов / Под ред. А. Н. Захлебного и Л.П. Симоновой-Салеевой. М., 1997. С.27−36.
- Зверев И.Д. Формирование ответственного отношения к природе.
- Сов. Педагогика, № 12. 1983. С.26−31.
- З.Зверев И. Д. Экогласность и образование. Сов. Педагогика, № 1. 1991. С. 9−12.
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М.: Знание, 1980. 96 с.
- Иванова Т. В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 83−88.
- Ивин A.A. Строгий мир логики. М.: Педагогика, 1988. 128 с.
- Ивлев Ю.В. Логика. М., 2007.
- Игнатова В. А. Деятельностный подход в экологическом образовании школьников // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы: Научно-методический журнал. 2003. № 3 (16). С.4−9.
- Ильина А. Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис.. канд пед. наук. М., 1998.
- Искандарова М.Р. Правовое регулирование экологического образования в контексте концепции устойчивого развития. Уфа, 2004. 104 с.
- Кавтарадзе Д.К. Природа: от охраны к заботе? // Знание — сила. 1990. № 3.
- Кавтарадзе Д.Н., Брудный A.A. Основы экологического мировоззрения как задача народного образования // Вестник образования, № 7, 1993. С. 2−40.
- Кавтарадзе Д.Н., Овсянникова A.A. Природа и люди России: основания к пониманию проблемы. М., 1999. 65 с.
- Казначеев В.П. Учение Вернадского В.И. о биосфере и ноосфере. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1989. 248 с.
- Казначеев В.П., Яншин А. Л. Преобразование биосферы и проблемы экологии человека // Вестник АН СССР, 1980, № 9, с. 67 71 .
- Калинин В.Б. Формула экологического образования // Экологический вестник, № 5, 2001. С. 2−15
- Каменецкий С.Е. Применение аналогий в курсе средней школы : дис.. канд. пед. наук. М., 1959.127а Камнев А. Н., Конюшев В. В. Экологическое образование через жизненный опыт//Психология сегодня. М., 1996. Вып. 1. Т. 2. С. 107−108.
- Каптерев П.Ф. Избранные пед. произведения. М. 1982. 704с.
- Каропа Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников. М.: ПМО, 1999.
- Керпельман E.JT. Природное наследие региона как средство профессиональной подготовки менеджеров экологического туризма: Дис.. канд. пед. наук. М., 2002. 210 с.
- Киселев Н. Н. Мировоззрение и экология. Киев: Наукова думка, 1990.202 с.
- Киямова А.Г. Формирование экологической культуры учащихся 6−9 классов на основе национально-региональных детерминантов в процессе естественно-научного образования: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 2005. 228 с.
- Ковтун Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города: на материале Республики Саха (Якутия): Дис.. канд. пед. наук. Якутск, 2004. 179 с.
- Кожова О.Н., Павлов Б. К. Экологическое прогнозирование и состояние планктона Байкала // Изменчивость природных явлений во времени. Новосибирск: Наука, 1982. С. 141−152.
- Козина Е.О. Художественная деятельность в экологическом воспитании подростков: метод проектов: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2010. 199с.
- Колобова Б. А. Совершенствование системы дополнительного экологического образования детей в Северном регионе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001. 25 с.
- Колягин Ю. М., Оганесян В. А., Саннинский В. Я., Луканкин Л. Г. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика.
- Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. Пед. Институтов. М.: Просвещение, 1975.
- Коменский Я.А. Великая дидактика / Избр. пед. соч. В 2-х т. М., 1982, Т.1.
- Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках. М., Учпедгиз, 1957.
- Кондратьева Т.Н. Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста: На материале Республики Мордовия: Дис.. канд. пед. наук. М., 2006. 193 с.
- Коптюг В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года. Новосибирск, 1992.
- Космическая медицина и биотехнология / А. М. Генин, Д. М. Тальбот. 1975. 557 с.
- МЗ.Костюченко Р. Ю. Метод аналогии как средство реализации внутрипредметных связей при обучении стереометрии: Учебное пособие / Под ред. В. А. Далингера. Омск: Издательство ОмГПУ, 1999. 78 с.
- Кочергин А. Н., Марков Ю. П., Васильев Н. П. Экологические знания и сознание: Особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987. 218 с.
- Кочергин А.Н. Гуманизм и экология. М.: Метроном, 1994.
- Красилов В. А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М., 1992.
- Кряж И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений // Вопросы психологии. 1998. № 1. С 65−75.
- Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988.
- Кшнясева Л.Л. Развитие личностно значимого отношения к природе детей дошкольного возраста в процессе экологического образования: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 204 с.
- Лапо А. В. Следы былых биосфер. М.: Знание, 1979.176с.
- Лисовский Г. М. Шиленко М.П. Культура хлебных злаков каквозможный компонент автотрофного звена систем жизнеобеспечения // Космич. биология и медицина. 1971. № 1. С. 22−25.
- Лихачев Б. Т.Экология личности // Педагогика, 1981.
- Лихачев Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. 1995. № 1.
- Лихачев Д.С. Экология культуры // Памятники отечества. 1980. № 2, С.3−27
- Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. М., 1998.
- Максвелл Д.К. Избр. соч. Теория электромагнитного поля. М.: Гостехиздат, 1952.
- Максимова Л.В. Опыт выявления каркаса основных понятий общей антропоэкологии // Эволюционная и историческая антропоэкология. М., 1994. С. 77−88.
- Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. М, 1996.
- Мамедов Н. М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1995.
- Мамедов Н.М., Суравегина И. Т., Глазачев С. Н. Основы общей экологии. М.: МДС, 1998.
- Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983.
- Маркович Д. Ж. Социальная экология. М., 1991.
- Моисеев H.H. В.И. Вернадский и современность // Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994. С. 634−646.
- Моисеев H.H. Экология и образование. М.: «ЮНИСАМ», 1996. 192с.
- Моисеев Н. Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. М., 1996. С. 1−12.
- Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 351с.
- Моисеев H.H. Экология в современном мире // Наука и жизнь. 1998.3. С.2−10.
- Моисеев H.H. Экология человечества глазами математика. М., 1988. 254 с.
- Мухамедьярова P.P. Дидактическое обеспечение модели Регионального центра экологической подготовки педагогов общеобразовательной школы. Нижневартовск-Челябинск, 2002. 109 с.
- Мухутдинова Т.З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. Казань, 2005. 43 с.
- Мясников А.П. Медицинское обеспечение легководолазов и аквалангистов. JL: Медицина, 1967. 115 с.
- Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1994.
- Наранова JT.B. Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций: Дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 2004.
- Наумова О.С. Идея воспитания экологической культуры личности школьника как духовно-нравственной проблемы в отечественной педагогике: конец ХХ-начало XXI вв.: Дис.. канд. пед. наук. Чита, 2007. 213с.
- Наше общее будущее. Доклад МКОСР. М., 1989.
- Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир: В 2 т. М., 1993.
- Никишов А. И. и др. Экология : учебник для 5(6). М.: Устойчивый мир, 1999. 272 с.
- Ничипорович А. А. КПД зеленого листа. М.: Знание 1964.
- Ниязова А. А. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 21с.
- Одум Ю. Основы экологии. М., 1975.
- Одум Ю. Экология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ. М., 1986.
- Островская Г. И. Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-образного освоения природы: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. 164 с.
- Панкина М.В. Формирование субъектного восприятия мира природы в школьном курсе «Изобразительное искусство» как компонент экологического образования: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 220 с.
- Петров К. М. Общая экология. М., 1999.
- Петрова Т.И. Педагогические условия реализации регионального компонента содержания экологического образования в начальной школе: Дис.. канд. пед. наук. Стерлитамак, 2000. 230 с.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975. 463 с.
- Полянская Е.И. Педагогические условия развития экологической культуры учащихся краеведческими средствами: Автореф. дис.. кан. пед. наук. Воронеж, 2010. 23 с.
- Пономарева JT. И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. 19с.
- Пономарева О.Н. Методическая система обучения экологии в средней школе: Дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. 270 с.
- Прохоров Б. Б. Экология человека: эволюционный аспект // Эволюционная и историческая антропоэкология. М., 1994. С. 47−65.
- Прохоров Б.Б. Прикладная антропоэкология. М.: МНЭПУ, 1998.
- Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. М., 1994.
- Реймерс Н. Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.
- Розенберг B.JI. Об аналогиях в науке и преподавании // Русская школа. № 4, 1909.
- Розенберг Г. С, Мозговой Д. П., Гелашвили Д. Б. Экология: (элементы173теоретических конструкций современной экологии). Самара, 1999. 396 с.
- Розенберг Г. С. Анализ определений понятия «экология» // Экология. 1999. № 2. С. 89−98.
- Розенберг Г. С., Рянский Ф. Н. Теоретическая и прикладная экология. 2-е изд. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2005. 292 с.
- Розенберг Г. С., Гальперин И. Д. Долг человека: Диалоги об экологии. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988. 98 с.
- Рубинштейн C. JI Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. 720 с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512с.
- Рупасова Г. Б., Петров A.B. Сущностные, нормативные и процессуальные функции моделирования как метод познавательной деятельности в учебном процессе // Наука, культура, образование. Горно-Алтайск: ПАНИ. 2002. № 12.
- Руссо Ж.Ж. Пед. соч.: В 2 т. М., 1981.
- Ряднова С.А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами рекреативно-оздоровительных технологий: Дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2008. 181 с.
- Самарина И. А. Юные туристы экологи. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004.
- Сафаргалина З.Г. Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 2009. 22 с.
- Селевко П.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Сидоренко A.B. Биосфера и рациональное природопользование. В кн.: Город, Природа, Человек. М.: Мысль, 1982.
- Сидоренко A.B. Задачи исследований природных ресурсов Земли космическими методами //Исследования Земли из космоса, 1980, № 1. С. 20−35.
- Сизова М.Н. Преемственность в формировании аналогии при174обучении математике в начальных и 5−6 классах средней школы: автореф. дисс. канд. пед. наук. Саранск, 1999. — 19 с.
- Симонова Л.П. Виды деятельности в экологическом образовании школьников // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы: Научно-методический журнал. 2003. № 3 (16). с.10−18.
- Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 368с.
- Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М, 1997.
- Ситаров В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 280 с.
- Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 480 с.
- Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теории и практики. М.: Педагогика. 1984. 104 с.
- Смирнов Г. С. Экологизация сознания и ее роль в оптимизации взаимодействия общества и природы / В кн.: Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы. Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Н. П. Антонов. Иваново, 1984. С. 31 40
- Соловцова И.А. Аналогия как средство теоретического освоения студентами дисциплин педагогического цикла: Автореф. дис.. канд. пед. наук, Волгоград, 1999. 24с.
- Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 47 549.
- Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
- Сотников A.A. Подготовка будущего учителя к осуществлению нравственного аспекта экологического образования школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1988. 17с.
- Сукачев В.Н. Дискуссия «Основные установки и пути развития советской экологии» // Советская ботаника. 1934. № 3.
- Сукачев В.Н. Некоторые общие теоретические вопросы фитоценологии//Вопросы ботаники. М.- Л., 1954. Т. 1. С. 291−309.
- Сукачев В.Н. Растительные сообщества: Введение в фитосоциологию. 4-е изд. М.- Л.: 1928. 232 с.
- Суравегина И.Т. Система экологического образования в школе: Концепция и модель // Экология, культура, образование. М., 1989. С. 204 210.
- Суравегина И.Т. Почему необходима экологизация общеобразовательной школы // Экологическое образование. 2000. № 1. С. 1326.
- Суравегина И.Т., Мамедов Н. М. Общеобразовательные цели изучения экология контексте концепции устойчивого развития // Вестник экол. образования. Вып 1−2. Обнинск, 1995. 35 с.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе // Сов. педагогика, 1990. № 12. С. 47 51
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Методическое пособие. М.: Новая школа, 1994. 128 с.
- Творческое наследие акад. Сергея Павловича Королева. Избранные труды и документы /. Под общей ред. акад. М. В. Келдыша. М.: Наука, 1980. 591с.
- Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1965.
- Телегина И.С. Психолого-педагогические условия становления экологического мышления у детей в процессе ознакомления с природой: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 23 с.
- Терехова О.П. Проблема экологического обучения и воспитания в истории чувашской школы и педагогики: Дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2007. 196 с.
- Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999. 784с.176
- Тринг М., Лейтуэйт Э. Как изобретать? Пер. с англ. A.C. Доброславского / Под ред. и с предисл. В. В. Патрикеева. М.: Мир, М., 1980. 272 с.
- Уемов А.И. Аналогия и учебный процесс // Логика и проблемы обучения. М.: Педагогика, 1977. С. 11−36.
- Узденова З.К. Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника: Дис.. канд. пед. наук. Карачаевск, 2005. 173с.
- Урсул А. Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. 270 с.
- Урсул А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М.: Луч 1993. 275 с. 284.
- Урсул А.Д. Стратегия устойчивого развития и переход к опережающему образованию // Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт 1997. С. 52−64.
- Утков П.Ю. Педагогические условия регионализации экологического образования младших школьников в образовательных учреждениях Кольского Заполярья: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Мурманск, 2002. 22 с.
- Федоров Г. М. Учебные задачи как средство реализации регионального компонента экологического образования младших школьников: на примере Республики Саха: Дис.. канд. пед. наук. М., 2007. 173с.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983. 160 с.
- Фромм Э. Здоровое общество. М.:ХРАНИТЕЛЬ, 2006 г. 539 с.
- Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1986 г. 238 с.
- Хёсле В. Философия и экология. Пер. с нем. М.: Наука, 1993. 205 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та., М: Изд-во «Барс», 1997. 392 с.
- Циолковский К.Э. Ум и страсти. Калуга: Изд. авт., 1928.
- Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 68−81.
- Чернова Н.М., Былова A.M. Экология. М.: Просвещение, 1988.
- Чернова Н.М., Галушкин В. М., Константинов В. М. Основы экологии. М.: Дрофа, 2004.
- Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.
- Чижевский A.JI. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.
- Шайхутдинов Т.Ф. Эколого-эстетическое воспитание студентов в техническом вузе средствами изобразительного искусства: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 2009. 209 с.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
- Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 344 с.
- Шепелев Е.Я. Биологические системы жизнеобеспечения // Основы космической биологии и медицины. Т. 3. М.: Наука, 1975.
- Шестакова Е.С. Подготовка гидов экологического туризма в системе дополнительного профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. М., 2010. 192с.
- Шилин К. И. Экософии религии и этноса. М., 1997.
- Шульженко А.К. Эколого-эстетическое воспитание как условие гуманизации отношений личности к природе (На материале педагогического анализа современных экологических воззрений в Германии): Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. 197 с.
- Экологические стереотипы: пер с англ. // Белорусский зеленые портал, 18. 02. 2013 http://greenbelarus.info/energetika/energetika-belarusi/ itemlist/date/2013/1/18
- Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева. Т. Н. Суравегиной. М., 1983.
- Эрдниев П.М. Аналогия в математике. М.: Знание, 1971. 86 с.
- Яздовский В. И. Искусственная биосфера. М.: Наука, 1976.
- Якунчев М. А. Теория и практика регионализации экологического образования в средней общеобразовательной школе: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Саранск, 2002. — 41 с.
- Яницкий И.Н. Живая Земля. М.: «АГАР», 1998. 80 с.
- Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: «Смысл», М., 2000. 456 с.
- Ясвин В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1998. 276 с.
- Beck U. Ecological Enlightenment: Essays on the Politics of the Risk Society / Trans. Mark A. Ritter New Jersey: Humanity Press, 1995.
- Environmental education in Canada. An overview for grantmakers. October 2006. Canadian environmental grantmakers' network http://www. walkingthetalk.be.ca /files/EEBrief Eng. pdf
- Jorgensen S.E. Fundamentals of Ecological Modelling. Amsterdam: Elsevier, 1994.271,Orellana I, Fauteux S., Environmental Education: Tracing the High Points of its History http://www.ec.gc.ca/education/default.asp71ang =En&n= 616D4080−1
- Rees W.E. Sustainable Development: Economic Myths and Ecological Reali-ties // Environmental ethics, ed. Louis P. Pajman. Boston-London, Jones and Bartlett Publishers, 1994. P. 437−443.