Повышение эффективности обучения средствами интерактивных информационных технологий: На примере изучения курса «Педагогика»
Диссертация
Компьютерное обучение может использоваться на всех этапах процесса обучения. Однако наиболее эффективным является его использование на этапе формирования умений и навыков. Высокая роль на данном этапе отводится самостоятельной работе учащихся. При этом обучаемость мы рассматриваем как возможную восприимчивость учащегося к получению помощи. Повышение эффективности обучения возможно за счет… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование компьютеризации в сфере образования как педагогическая проблема
- 1. 1. Теоретические и методологические аспекты компьютеризации в сфере образования
- 1. 2. Педагогические подходы к внедрению информационных технологий в сфере образования
- 1. 3. Педагогическое обоснование построения обучающих систем на основе использования персональных компьютеров
- 1. 4. Управление учебной деятельностью посредством компьютеризированного обучения в аспекте педагогического взаимодействия «педагог — учащийся»
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Методическое обеспечение интерактивной деятельности студентов посредством компьютерных информационных технологий (на материале стимулирования дозированной помощи учащимся)
- 2. 1. Особенности построения модели интерактивной деятельности студентов в условиях педагогического взаимодействия и при использовании ПК
- 2. 2. Проблема построения интерфейса в системе человек-компьютер с высокой степенью интерактивности
- 2. 3. Методика дозированной помощи в стимулировании учебно-познавательной деятельности средствами интерактивных информационных технологий
- 2. 4. Экспериментальное оценивание эффективности ОКП в условиях интерактивной деятельности субъектов педагогического взаимодействия
- 2. 5. Методический аспект оценивания значимости ИКТ и вопросы внедрения интерактивных методов обучения в образовательную среду вуза
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. — М.: Мысль, 1991.
- Ананьев Б. Г Вопросы психологии обучения и воспитания в трудах Я. А. Коменского. — Советская педагогика. — 1971. — № 2. — С. 48—54.
- Афонина Г. М., Тищенко Е. Г. Методические рекомендации для преподавателей и студентов к проведению семинарских занятий по курсу «Педа-гогические теории, системы, технологии». — Таганрог, 1999. — 40 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. — М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Берг А. И. Программированное обучение. — Москва, 1966. — № 6.
- Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем (проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — 304 с.
- Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактические основы).—М., 1970.
- Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная иличная ценность. — Педагогика. — 1999. — № 3. — С. 37—43.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов — СПб.: «Питер», 2000. — 304 с.
- Венда В. Ф., Ломов Б. Ф. Взаимодействие человека с ЭВМ и проблемы познавательного процесса //Философские вопросы технического знания /Под ред. Н. Т. Абрамовой. — М., 1984. — С. 186—211.
- Венда В. Ф. Инженерная психология. — М.: Наука, 1982.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. — М.: Высш. шк., 1991. — 207с.
- Воеводин А. А. Педагогические подходы к построению базы знаний для автоматизированных обучающих систем с элементами искусственного интеллекта: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 1998. — 21 с.
- Волкова В. В. Дизайн рекламы. — М.: Университет, 1999.
- Выготский JI. С. Педагогическая психология. — М., 1991. — С. 391—410.
- Выготский JI. С. Развитие высших психических функций. — М., I960. —370 с.
- Гальперин П. Я. Формирование умственных действий //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М., 1981. —С. 78—86.
- Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
- Гейн А. Г. Основы информатики и вычислительной техники. — М. Просвещение, 1991.
- Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 2-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2000. — 88 с.
- Горшкова В. В. Педагогика диалога //Комсомольск-на-Амуре, 1997.
- Гуттарц Р. Д., Чебышева Б. П. Компьютерная технология обучения.
- Информатика и образование. — 2000. — № 5. — С. 44—45.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. — М., 1986.
- Деркач А. А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. — М.: Педагогика, 1991. — 224 с.
- Джидарьян И. А. Психология общения и развития личности// Психология формирования и развития личности. — М., 1981. — С. 127—159.
- Диксон Д. Человек и машины: эволюция взаимоотношений //Импакт. — 1985. — № 2. — С. 14—24.
- Донской М. Интернет и пользовательский интерфейс //Мир Internet.1999. —№ 9.
- Зазыкин В. Г. Применение принципа инвариантности к анализу и проектированию систем «человек-машина» //Психологические проблемы деятельности в особых условиях /Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забородин. — М., 1985. —С. 17—38.
- Занков JI. В. Развитие школьников в процессе обучения. — М., 1967.
- Звегинцев В. А. Проблема отношений человека и машины в компьютерной революции //Вопросы философии. — 1986. — № 3. — С.44—52.
- Зинченко В. П. Принципы педагогической психологии. — Педагогика. — 2001. —№ 6.
- Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. — Киев: Выща шк., 1998. — 292 с.
- Изюмова С. А. Индивидуальная память и процесс обучения //Труды СГУ. Серия «Психология и социология образования». — 1997. — Вып. 4.
- Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Калмыкова 3. И. Психологические принципы развивающего обучения.—М., 1979.
- Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2.
- Кинелев В. Дистанционное образование — образование XXI в. — «ВВШ» — 1999. — № 5. С.4—8.
- Кинелев В. Т. Информационные технологии в образовании. — Информатика и образование. — 2000. — № 5. — С. 5—7.
- Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. — Казань, 1982. — 224 с.
- Кичатинов Л. П. Формирование мотивов учебной деятельности школьников. — Иркутск, ИГПИ, 1989.
- Константиновский М. А. Программированное обучение с разных сторон. — М., 1974.
- Концевой М. П. «Парадоксы» дидактической наглядности //Education+. Человек. Культура. Общество. Internet: http://www. bib-lio.narod.ru/gyrnal/ statyi/paradoks-metod-nag.htm.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе: Пер. с нем. /Под ред. А. Коссаковски и др. — М., 1981. — 224 с.
- Костюк Г. С. Психология. — Киев, 1968.
- Коутс Р., Влейминк И. Интерфейс «Человек-компьютер». Пер. с англ. Г. Н. Коноплева, П. П. Сухарева, И. А. Щукиной /Под. ред. В. Ф. Шань-гина. — М.: Мир, 1990. — 501 с.
- Кречетников К. Г. Особенности проектирования интерфейса средств обучения. — Информатика и образование. — 2002. — № 4. — С. 65—74.
- Кручинин В. В. Разработка компьютерных учебных программ. — Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1998. — 211 с.
- Ксенофонтова А. Н. Совершенствование речевой деятельности учителя и учащихся в учебном процессе: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. — Л., 1983.
- Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. — М., 1970.
- Куценко С. М. Моделирующие компьютерные программы в процессе лабораторно-практических занятий студентов вузов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Казань, 1999. —20 с.
- Модернизация общего образования: управление современной школой /Под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпициной. — СПб., 2002.
- Левина О. Г. Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление //Педагогический вестник. 1998. —№ 2. Internet: http://www.yspu. yar.ru/vestnik/ novostiiproblemy/ 6l/index.html.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1979.
- Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения //Избр. психол. произв. — Т. 1. — М., 1983. — С. 348—380.
- Либин-Левав В., Августевич С. Организация дистанционного обучения по курсам Открытого Университета Израил. — «ВВШ» — 1999. — № 5. —С.15—17.
- Военно-инженерная психология /Под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Воениздат, 1970.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. — 444 с.
- Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии //Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.
- Лось М. В. Школьный учебник и новые информационные технологии обучения (на примере учебников математики): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Владикавказ, 1999. — 19 с.
- Маркова А. К. Мотивация учебной деятельности. — Вопросы психологии. — 1978. — № 3.
- Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года //Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М., 1956. — С. 517—642.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. — 196 с.
- Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М., 1984.
- Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука — реформе школы). — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Мельников А. В., Цытович П. Л. Принципы построения обучающих систем и их классификация //http://cdo.susu.ac.ru/journal/numero 4/pedag /tsit3. html.
- Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения //Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966.
- Монахов В. М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся. — Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С.14—22.
- Нейлор К. Как построить свою экспертную систему: Пер. с англ. — М.: Энергоатомиздат, 1991. — 286 с.
- Околелов О. П. Процесс обучения в системе дистанционного образования. — Дистанционное образование. — 2000. — № 3. — С. 37—43.
- Околелов О. П. Системный подход к построению электронного курса для дистанционного обучения. — Педагогика. — 1999. — № 6. — С.50— 56.
- Остин Д. Р., Латеродт С. А. ЭВМ в школе. — Перспективы. — 1983.4. —С. 26—39.
- Плеухова JI. Ф., Ситников Ю. К. Познавательная деятельность студентов в условиях компьютерного обучения. — Педагогика. — 1999. — № 7.1. С.34—38.
- Полат Е. С., Петров А. Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? — Педагогика. — 1999. — № 7. — С. 29—34.
- Пойа Д. Как решать задачу? — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1961. — 207 с.
- Радионова Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. Психология и творчество. — Л., 1989.
- Ричмонд У. К. Учителя и машины: (Введение в теорию и практику программированного обучения). — М., 1968.
- Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. — М.: Школа -пресс, 1994.
- Розенберг Н. М. Проблемы измерений в дидактике. — Киев, 1979.175 с.
- Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования. — Советская педагогика. — 1989. — № 3.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973. — 424 с.
- Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). — М.: Педагогический вестник, 1997.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сериков В. В. Личностный подход в образовании: Концепции и технологии: Монография. — Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
- Скибицкий Э. Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения. — Дистанционное образование. — 2000. — № 1. — С. 21— 25.
- Скиннер Б. Наука об учении и искусство обучения //Программированное обучение за рубежом. — М., 1968.
- Смирнов И. Н. Социально-философские проблемы информатики. — Вопросы философии. — 1986. — № 10. — С. 49—60.
- Смолян Г. Д., Шошников К. Б. Феномен персональной ЭВМ: Фило-софско-методологический аспект. — Вопросы философии. — 1984. — № 11. — С. 69—78.
- Талызина Н. Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс — научную основу. — Советская педагогика. — 1985. — № 12. — С. 34—38.
- Талызина Н. Ф. Методика составления обучающих программ. — М., 1980. —47 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 1975. —343 с.
- Тихомиров О. К. Психологическая структура диалога «человек-ЭВМ». — Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1984. — № 2. — С. 17—24.
- Человек и компьютер /Под общ. ред. О. К. Тихомирова. — М., 1972.
- Тыщенко О. Б. Диалоговое взаимодействие в системе «человек -компьютер». — Компьютерная хроника. — 1999. — № 9.
- Харламов И. Ф. Педагогика: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Ушверсггэцкае, 1998. — 560 с.
- Шадриков В. Д. «Философия образования и образовательные политики». — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов издательская фирма «Логос», 1993. — 181 с.
- Шевченко Е. В. Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся на учебных занятиях с использованием вычислительной техники: Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук. — Москва, 1998, — 23 с.
- Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. — М.: Академия, 1999.
- Шоломий К. М. Рациональная последовательность тренировочных задач при компьютерном обучении. — Педагогика. — 1999. — № 8.
- Щенников С. Опыт ЛИНК по развитию открытого дистанционного образования в регионах России. — «ВВШ» — 1999. — № 5. — С. 9—15.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978. — 304 с.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974.
- Якиманская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. — Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 11—17.
- Якиманская И. С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы. — Директор школы. — 1995. — № 3.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — Библиотека журнала «Директор школы». — Вып. 2. — М., 1996. —96 с.
- Bardwell R. Feedback: How does it function? //Journal of Experimental Education. — 1981. — V. 50.
- Bryant D. J., Tversky B. Mental representations of perspective and spatial relations from diagrams and models //Journal of Experimental Psychology:1.arning, Memory, and Cognition. Washington. DC: АРА. — 1999. — Vol. 25. — № 1.
- Chapanis A., The relevance of laboratory studies to practical situation //Ergonomics. — 1967. — V. 10. —№ 5.
- Cohen V. B. A reexamination of feedback in computer-based instruction: Implications for instructional design //Educational Technology. — 1985. — № 1.
- Cohen V. B. Interactive features in the design of videodisc materials //Educational Technology. — 1984. — № 1.
- Elliott C., Brzezinski J. Autonomous agents as synthetic characters //Al Mag. 1998.— Vol. 19. —№ 2.
- Gaynor P. Effect of feedback on retention of computer-based mathematical material //Journal of Computer-Based Instruction. — 1981. — V. 8.
- Kulhavy R. W. Feedback in written instruction //Review of educational research. — 1977. — V. 47.
- Saint-Dizier P. On the polymorphic behavior of word-senses /Informatica. — 1998. — Vol. 22. — № 4.
- Sawyer T. Human factors considerations in computer-assisted instruction //Journal of Computer-Based Instruction. — 1985. — № 1.
- Stolurow L. M. Model the master teacher or master the teaching model //J. D. Krumboltz (ed.). Learning and Educational Process. — Chicago, 1965.
- Verneil De M., Bergs Z. L. Going online: Guidelines for faculty in higher education //International Journal of Educational Telecommunications. — 2000. —Vol. 6. —№ 3.133