Методика разработки учебников и учебных пособий по психологии
Вероятно, этих целей, как конструктивных, так и деструктивных, значительно больше. Кроме того, в чистом виде они, как правило, не проявляются в рамках одной дискуссии, спора, а могут реализоваться в самых разный сочетаниях. В. диалектические беседы — искусство вести беседы, целью которых является не словесная борьба, чтобы победить в споре, не стремление просто поупражнять свои умственные… Читать ещё >
Методика разработки учебников и учебных пособий по психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Структура раб. Учебника:
I. Модуль: а) оглавление; б) введение; в) программа курса (тематика, перечень рефератов, вопросы на зачеты); г) основной текст (понятия, хар-ка, выводы, главы, разделы, параграфы); д) практикум — освоение материала (упраж., тесты, …); е) глассарий — словарь старинных слов; ж) список литературы — осн. (базавые) + дополн. Литер.
II. Уровни текста: 1) базовый — научно-теоретич. Обзор (теоретич-ая и практич-ая); 2) надстроечный — объяснение, доп. знания для усвоения (расчеты, исслед.), ссылки, учеб. Задания, упраж., иллюстрации, справочный материал, глассарий, выписки из док-тов, публикации, контроль и список литер-ры. 3) аппарат о риентировки: — оглавление; - выдел. Разным шрифтом; - знаки указывающие на вид проф. Д-ти.
Методика организации и проведения учебной дискуссии
преподавание психология учебный.
Дискуссия (лат. рассмотрение, исследование) — корректное по форме, публичное обсуждение какого-либо спорного, обычно научного вопроса; для нее характерны четкость формулировки темы; стремление прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, что позволяет отнести дискуссию к высшему разряду полемического диалога.
Условия реального диалога-дискуссии:
- 1. налич. желания и готовн. у оппонентов выразить свою позицию по отн. к пробл.
- 2. готовность воспринимать и оценивать позицию партнера.
- 3. готовность к активному наступательному взаимодействию.
- 4. наличие общей основы и опр. различий в решении обсуждаемой проблемы.
Виды спора:
а. софистические споры — характризуются стремлением добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов — софизмов, замаскированных формальной правильностью.
б. эристика— искусство любой ценой победить противника в споре.
в. диалектические беседы — искусство вести беседы, целью которых является не словесная борьба, чтобы победить в споре, не стремление просто поупражнять свои умственные способности, а неуклонное стремление к истине.
Цели дискуссии и спора — в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и дестжэ.жэ.руктивные.
Конструктивные цели
- — обсудить все возможные варианты решения проблемы;
- — выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу;
- — привлечь внимание к проблеме как можно больше заинтересованных и компетентных лиц;
- — опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи;
- — привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству;
- — оценить возможных единомышленников и противников.
Деструктивные цели — которые могут быть целями отдельных групп и участников дискуссии:
- — расколоть участников дискуссии, спора на две непримиримые группы;
- — завести решение проблемы в тупик;
- — опорочить идею и ее авторов;
- — превратить дискуссию в схоластический спор;
- — используя заведомо ложную информацию, повести дискуссию по ложному пути;
- — разгромить инакомыслящих, дискредитировать оппозицию.
Вероятно, этих целей, как конструктивных, так и деструктивных, значительно больше. Кроме того, в чистом виде они, как правило, не проявляются в рамках одной дискуссии, спора, а могут реализоваться в самых разный сочетаниях.
Доводы в дискуссии
- 1. Статистические данные (однако цифрами нельзя злоупотреблять)
- 2. Примеры из жизни.
- 3. Мнения и суждения авторитетных лиц. В спореразграничивать мнение и факт.
Мнение — суждение выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо.
4. Факт — это действительное, невымышленное явление, событие, то что.
произошло на самом деле. Факты существую сами по себе, независимо от того,.
как мы их оцениваем и спользуем в своих цлях. (Интерпретация факта).
5. Законы природы, общества, аксиоматические положения науки, теоретические обобщения, выводы, закономерности и т. д.
Сильные доводы — те, с которыми соглашаются сразу;
Слабые доводы, те, против которых можно найти возражение или опровергнуть.
Общие правила ведения дискуссии
- 1. Определенность предмета спора (и желательно его не терять).
- 2. Определенность позиций, взглядов уч-ков спора (опасайся человека о двух языках).
- 3. Правильность оперирования понятиямии терминами. Необх. уметь выбрать опорные понятия, связанные с предметом спора, тщательно подбирать термины…
- 4. Соблюдение культуры поведения в споре и манера дискутировать.
- 5. Не оспаривай глупца.
Глупец с ученым в спор вступает
И даже побеждает иногда.
Бесценную жемчужину, бывает,
Булыжник разбивает без труда. (Саади)
- 6. Уважение и соблюдение национальных и культурных традиций.(Сакура и дуб. Овчинников В. В. японцы — осторожность ведения дискуссии, пошаговое решение …)
- 7. Уважительное отношение к оппоненту.
- 8. Выдержка и самообладание в споре (не горячись!)