Исследование отношения детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики
Вопрос № 1: «Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка» 71% опрошенных учителей считает «самое главное», 29% — «не самое главное». (рисунок 6). Таблица 9 Результаты анкетирования в первую неделю обучения в 3 классе (в начале экспериментальной работы). Таблица 10 Уровни сформированности познавательной активности учащихся (в процентах). Каждому ученику был выдан бланк анкеты в виде… Читать ещё >
Исследование отношения детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из методов психолого-педагогического исследования было анкетирование учителей и учащихся с целью выявления их отношения к играм на уроках математики. В результате в ГУ «Набережная средняя школа» было проведено анкетирование учителей и учащихся. В анкетировании приняло участие 7 учителей. В процессе опроса были выявлены следующие данные:
Вопрос № 1: «Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка» 71% опрошенных учителей считает «самое главное», 29% - «не самое главное». (рисунок 6).
главное. | не самое главное. | второстепенное. | никакого места не занимает. | не задумывался над этим. | не знаю. | ||||||
71%. | 29%. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; |
Рисунок 6 Место игры в развитии личности ребёнка Вопрос № 2: «Вы в своей педагогической практике много времени отводите дидактической игре в учебном процессе?» 71% учителей ответило «очень много», а 29% - не очень много, но достаточно.
много. | не очень много. | только на уроках математики. | сегодня это никому не нужно. | не задумывался над этим. | не знаю. | ||||||
71%. | 29%. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; |
По мнению основной массы опрошенных учителей (5 чел. — 71%), главной трудностью в проведении дидактической игры является отсутствие в школе необходимых условий. И лишь 29% учителей не имеют трудностей в проведении дидактических игр. По этому вопросу можно составить следующую таблицу.
Отсутствие в школе необходимых условий. | Равнодушие детей. | Не задумывались над этим. | Не знаю. | Нет. | |||||
57%. | ; | ; | 14%. | ; | ; | 29%. |
Вывод: учителя положительно относятся к дидактической игре и активно используют её в своей педагогической деятельности, несмотря на объективные трудности в проведении, и не считают игру пустой тратой времени.
В ГУ «Набережная средняя школа» также были проанкетированы учащиеся начальных классов. В опросе приняло участие 26 учеников из четырёх классов по произвольному выбору. В таблице указаны те ответы, которые выбрали ученики.
Таблица 7 Отношение к играм на уроках.
Вопрос. | Варианты ответов. | |||
Какие уроки ты больше всего любишь? | Люблю все уроки. | С использованием схем, таблиц, картин. | С использование различных игр | Главное, чтобы на уроке было интересно. |
Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке: | Работы с учебником. | Таблиц, схем, картин. | Различных игр | Самостоятельных работ. |
Как часто на уроках в вашем классе бывают игры. | Очень часто. | Часто. | Не очень часто. | |
Как ты относишься к игре на уроках? | Очень хочу участвовать. | |||
Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? | Очень большая. | Большая. | Не очень большая. | Небольшая. |
На первой неделе обучения с классом была проведена анкета на тему «Как вы относитесь к учебе по разным предметам» (анкета взята из книги «Управление образовательными системами»).
Каждому ученику был выдан бланк анкеты в виде небольшой таблицы. (Таблица № 8).
Таблица 8 Твоё отношение к учёбе.
№. | Отношение. | Предметы. |
Математика. | Русский язык. | |
1. | На уроке иногда бывает интересно. | |
2. | Учу, потому что надо учиться. | |
3. | Получаю удовольствие, работая на уроке, всегда интересно, узнаю много нового. | |
4. | С нетерпением жду урока и стремлюсь узнать больше, чем требует учитель. |
В таблице внесены три основных предмета для того, чтобы проследить, как изменились результаты после проведения дидактических игр только по математике.
Ребятам нужно было поставить знак «+» по каждому предмету в той строчке, которая лучше характеризует его отношение к предмету. Номера вариантов ответов соответствуют 4 уровням познавательной деятельности.
- 1. проявляет ситуативный интерес;
- 2. учит по необходимости;
- 3. интересуется предметом;
- 4. проявляет повышенную познавательную активность.
Результаты анкетирования были занесены в сводную ведомость и обработаны. Итоги занесены в таблицу, высчитан процент от общего количества учеников (количество учеников в классе — 8).
Таблица 9 Результаты анкетирования в первую неделю обучения в 3 классе (в начале экспериментальной работы).
Ф.И. ученика. | математика. | русский язык. | |||||||||
Аскарова Адель. | |||||||||||
Астафьева Ольга. | |||||||||||
Балгабаева Айжан. | |||||||||||
Жузбеков Ильдар | |||||||||||
Кламм Алина. | |||||||||||
Нуржанов Нуржан. | |||||||||||
Парижжанова Айдана. | |||||||||||
Погорелов Данил. |
Таблица 10 Уровни сформированности познавательной активности учащихся (в процентах).
№. | Уровень. | Предметы. | ||
Математика. | Русский язык. | Чтение. | ||
1. | Проявляет ситуативный интерес. | 0 учеников. | 0 учеников. | 0 учеников. |
2. | Учит по необходимости. |
|
|
|
3. | Интересуется предметом. |
|
| 2 ученика. 25%. |
4. | Проявляет повышенную познавательную активность. |
|
|
|
Рисунок 7 Математика в процентном соотношении На первом этапе такую оценку нельзя назвать ещё объективной. Анализ уровня сформированности познавательной активности подтвердил актуальность проблемы и необходимость подбора дидактических игр с целью развития творческих способностей учащихся на уроках математики. Из всего этого можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 50% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют. Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.