Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Рациональное познание. 
Психология и педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тем не менее мышление философа часто оказывается продуктивным. Почему так бывает? Прежде всего потому, что мыслитель опирается на многовековую мудрость людей, на огромное знание. В сфере мышления совершается духовный процесс: ум лихорадочно актуализирует знание, которое находится в нем как в резерве. Он ищет в сокровищнице памяти. Это — своеобразное блуждание духа, когда рождаются некие… Читать ещё >

Рациональное познание. Психология и педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • что такое теоретическое и эмпирическое знание;
  • • что такое культура мышления;

уметь

• анализировать средства рационального сознания;

владеть

• навыками различения целевых, смысловых и операциональных установок.

Мышление как психологический феномен

Человек обладает способностью удваивать реальность. Он сидит в аудитории и мечтает искупаться в озере. Никакого озера вокруг него нет. Его окружает совсем иная обстановка. Прекрасный водоем возникает в воображении. Что же такое мышление, на которое способен человек, обладающий сознанием? Мышление — это внутреннее активное стремление человека овладеть своими собственными представлениями (например, образ озера в мечтах), понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями. Мышление обладает разными ресурсами. Оно может быть отвлеченным, безупречно логичным. Однако в развертывании ума участвуют и эмоции. Во время спора вы не только выдвигаете рассудочные доводы, но нередко подключаете и ваши чувства.

Вот почему можно ввести еще одно понятие — «сфера мышления». Это образное выражение, означающее совокупность всех возможностей мышления, которыми располагает человек, группа людей, народ. Рассуждающий человек опирается прежде всего на знание. Представьте ситуацию: вы вступили в дискуссию, не имея ровно никаких сведений о предмете спора. Допустим, заговорили о нильских крокодилах. Вы припоминаете нечто определенное, какую-то картинку. По для эффективного участия в дискуссии этого явно недостаточно. Живыми вы не видели этих животных и сами за ними не наблюдали.

Тем не менее мышление философа часто оказывается продуктивным. Почему так бывает? Прежде всего потому, что мыслитель опирается на многовековую мудрость людей, на огромное знание. В сфере мышления совершается духовный процесс: ум лихорадочно актуализирует знание, которое находится в нем как в резерве. Он ищет в сокровищнице памяти. Это — своеобразное блуждание духа, когда рождаются некие представления, которые сменяются другими. Мыслящий человек пытается как-то сгруппировать возникшие в его сознании ассоциации, закрепить предполагаемую, угаданную или обнаруженную связь между ними.

Постоянная перегруппировка всех возможных содержаний сознания дает разные результаты. Какие-то мыслительные связи возникают, а какие-то, напротив, разрушаются. Например, в голове человека рождается представление, что на нильском крокодиле можно заплыть далеко-далеко, если удачно оседлать его. Однако данная связь представлений распадается, как только индивид начинает понимать, что у него возникла неправомерная ассоциация с дельфином. Человек соображает, что крокодил — не дельфин, на нем далеко не уплывешь: проглотит недолго думая.

Средства рационального сознания

Уточнение некоего содержания сознания, когда оно принимает все более определенную форму, называется мыслью. Да, человек убежден, что крокодил — не лучшее средство продвижения по Нилу, хотя к этой мысли пришел не сразу. Были кое-какие ложные ассоциации, но все-таки он понял, что немного погорячился, а вот сейчас утвердился в собственном мнении. Что же теперь? А теперь надо продвигаться к следующей мысли.

Мышление — это процесс. Рождаясь в голове, мысль немедленно обретает словесное выражение. «Ничего не откладывай на завтра…» «Учение — свет!» «Дорогу осилит идущий» .

Значит, мышление — это немая внутренняя речь, язык же есть озвученное мышление. Однако когда человек мыслит, то, что и как он думает в данный момент, зависит от его настроения. Например, компания отправилась на дискотеку, всем было весело. Но вот к группе присоединился некий человек и сразу вознамерился затеять дискуссию. «Ребята, — сказал он, — что вы думаете о звездных наших братьях?» Очевидно, для такого разговора — не время и не место.

Но разве нам не знакомо иное состояние? Например, заговорили о первой любви. Вы ощутили в себе неожиданное вдохновение. Казалось, за спиной выросли крылья. Обычно вы с трудом подбираете слова, фразы перемежаются невольными паузами. Но в этот раз скованность исчезла. Мысль вдруг оформилась в простые и ясные предложения. Кстати, другие неожиданно смолкли, подавленные вашей эрудицией и убежденностью. Вообще-то, во всем этом оказалась виноватой одна девушка, которая как раз в момент спора заглянула в аудиторию. Итак, мы видим, что процесс мышления использует разные средства: действия, образы, логику.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой