Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Игра и ее назначение в обучении иностранным языкам детей младшего возраста

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во временном плане ролевая игра представляет собой относительно целый цикл управляемого взаимодействия между учителем и учениками, который состоит из подготовки ролевой игры, проведения и подведения итогов. Исходя из продолжительности подготовительного периода и продолжительности собственно игры, в методике различают «малую и большую» игру. Подготовка и проведение малой игры в младших классах… Читать ещё >

Игра и ее назначение в обучении иностранным языкам детей младшего возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты обучения младших школьников иностранным языкам
  • 1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
  • 1.2 Подходы к обучению иностранному языку детей младшего школьного возраста
  • Глава 2. Особенности практического применения игры в процессе обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста
  • 2.1 Назначение игры в обучении иностранным языкам младших школьников
  • 2.2 Методика применения игровых технологий в процессе обучения иностранным языкам младших школьников
  • Заключение
  • Список литературы

Изучение иностранного языка — это открытие нового языкового мира для ребенка. Эффективность обучения зависит от факторов, в том числе и от остроты восприятия ребенком этого нового мира, его физической и эмоциональной активности и возможности деятельного участия в нем. Обучение иностранному языку должно вносить конкретный вклад в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Это предполагает прежде всего развитие у учащихся творческой самостоятельности, умение трудиться в коллективе, воспитание положительного отношения к деятельности. Достижению основной цели обучения иностранному языку в школе, а именно формированию у детей навыков и умений пользования языком как средством общения, способствует игровая деятельность на уроке.

Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней. Возможность опоры на игровую позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересным и осмысленным даже самые элементарные высказывания. Именно использование игровых приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. Игровой компонент помогает создать доброжелательную атмосферу на уроке, когда ребенок не боится проявить себя в естественной для него деятельности — игре, где учитель партнер и помощник. Это повышает мотивацию, оптимизирует процесс обучения.

Для того, чтобы успешно решать поставленные задачи, учителю прежде всего необходимо знать психологические особенности детей разного школьного возраста. У детей младшего школьного возраста игровой мотив является ступенью к учебной мотивации. Дети больше запоминают информацию, если она представлена в игровой ситуации. И тогда урок становится более интересным и насыщенным. Важно помнить при этом, что игра не только источник детской радости, она является основным способом решения учебных задач. Необходимость широкого использования игровых приемов диктуется и спецификой предмета: в условиях, когда все задачи обучения могут быть решены детьми на родном языке, новая игра является «психологическим оправданием» перехода на иностранный язык. Все это объясняет актуальность выбранной темы.

Цель работы: рассмотреть игру и ее назначение в обучении иностранным языкам детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: использование игры при обучении младших школьников иностранным языкам.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;

проанализировать подходы к обучению иностранному языку детей младшего школьного возраста;

выявить назначение игры в обучении иностранным языкам младших школьников;

разработать методику применения игровых технологий в процессе обучения иностранным языкам младших школьников.

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты обучения младших школьников иностранным языкам

1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст именуют вершиной детства. В нынешней периодизации развития психики человека этот период определяется временными рамками от 6−7 до 9−11 лет.

В период младшего школьного возраста ребенок претерпевает серьезные изменения в его жизни. Ему предъявляют новые особые требования, он играет новую для себя социальную роль, в его нынешней деятельности преобладает совершенно новый вид — учебная деятельность, постепенно отодвигая на второй план игру. Мотивация в учебной деятельности принимает весьма значимое значение. Благодаря ей формируется общее отношение ребенка к осуществляемой деятельности. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

В.С. Мухина отмечает следующее: «В данный период у детей наблюдается активный физический рост. Нервно-психологическое же развитие ребенка переживает менее активное развитие по сравнению с физическими показателями. В результате этого нервная система на некоторый период времени ослабляется. Наблюдаются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях» Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник. — 6-е изд., стереот. — М.: Академия, 2000. — 453 с. .

Кроме того, наблюдаются следующие изменения в жизни детей младшего школьного возраста.

1) Происходит смена референтной группы.

2) Происходит смена распорядка дня.

3) Укрепляется новая внутренняя позиция.

4) Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Рассмотрим более подробно развитие таких психических познавательных процессов, как мышление, речь, восприятие, внимание, память и воображение у младших школьников.

Мышление у детей младшего школьного возраста делается преобладающей функцией. Словесно-логический характер мышления сменяет наглядно-образный, который господствовал в период дошкольного детства.

Г. С. Абрамова утверждает, что «в конце начальной школы у детей начинает явно выражаться склонность к тому или иному виду мышления. У одних складывается теоретическое мышление, другие будут склонны к философии, а третьи проявляют задатки творческого мышления» Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие. — М.: Просвещение, 1998. — 672 с.. В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).

Память формируется в двух направлениях — произвольности и осмысленности. В процессе учебной деятельности у детей возникает необходимость заучивания учебного материала. В результате самопроизвольно начинают развиваться различные виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Основным видом внимания у детей младшего школьного возраста остается непроизвольное внимание, но также дети учатся концентрировать внимание на нужном объекте. Активация внимания возможна при волевых усилиях и высокой мотивации.

Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Восприятие учащихся начальной школы характеризуется слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны, формы цвета, времени.

Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой — воссоздающее (репродуктивное), на второй — продуктивное. В первом классе воображение базируется на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выдвигается слово, дающее простор фантазии.

По мнению Е. Е. Сапоговой, «младший школьный возраст — сенситивный период для постижения норм морали (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению» Сапогова Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студ. выс. учеб. зав. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с. .

Речь ребенка развивается при помощи лингвистических способностей, его способности чувствовать язык. Кроме того, в младшем школьном возрасте дети прислушиваются к звучанию слов. По их звучанию он способны дать слову оценку: можно ли произносить это слово часто, или оно очень плохое, что его даже стыдно произносить вслух.

В.С. Мухина заметила, что третьеклассники активно используют в речи уже 7 — 10 тысяч слов, среди которых существительные, глаголы, местоимения, прилагательные, числительные и соединительные союзы. Кроме того, третьеклассник уже может использовать в речи различные выразительные средства языка и фразеологические обороты, так как в данном возрасте дети приучаются к чтению художественной литературы Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник. — 6-е изд., стереот. — М.: Академия, 2000. — 453 с. .

При правильном объяснении закономерностей языка и речи учащийся начальной школы сможет в рамках игровой деятельности анализировать свою речь и речь окружающих.

Главная функция речи — это общение, передача информации или коммуникация. Речь третьеклассника способна передать описание того, о чем говорится. Ее можно понять без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Младший школьник в состоянии пересказать историю, услышанную из уст своего сверстника или взрослого человека, или составить собственный рассказ о случившемся.

Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание.

Ребенок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью. Освобождаясь от напряжения, связанного с овладением исполнительских действий письма, ребенок начинает осваивать саму письменную речь. Его учат переписывать, а затем и пересказывать тексты Мольба Е. Г. Организация иноязычного образования на младшей ступени обучения в соответствии с ФГОС НОО // Вестник Прикаспия. — 2014. — № 3. — с. 52 — 57. .

Кроме развития когнитивной сферы личности (психических познавательных процессов), в младшем школьном возрасте отмечается развитие психо-эмоциональной сферы личности ребенка.

Взаимоотношения младших школьников со сверстниками также характеризуются некоторыми особенностями. Дело в том, что, общаясь между собой, учащиеся начальной школы обладают сформированными в различной степени волевыми качествами и культурой речевого и эмоционального общения. П. П. Блонский установил: «Это становится результатом выраженного проявления некоторых форм поведения, таких как плаксивость, агрессивные реакции, двигательная расторможенность» Блонский П. П. Психология младшего школьника. — М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 576 с. .

Что касается мотивации общения со сверстниками, многие психологи придерживаются мнения, что мотивы выбора партнера для общения в младшем школьном возрасте остаются теми же что и в дошкольном детстве:

а) Потребность в игровом общении

б) Положительные личностные качества выбираемого

в) Способность к какому-либо конкретному виду деятельности.

Начиная с 9 — 10-летнего возраста у ребенка возникает еще и потребность в одобрении со стороны своих сверстников, что является главным условием для формирования детского коллектива Шилина Е. Н. Формирование поликультурного образования учащихся в процессе иностранному языку. // Вестник Томского государственного университета. — 2004. — № 282. .

Психо-эмоциональное развитие младшего школьника во многом определяется взаимоотношениями со взрослым, а именно учителем. От того, как учитель преподносит материал, разбираемый на уроке, как он выражает свою оценку прочитанного или рассказанного произведения, зависит формирование эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру.

Усиленно формируется самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Значительную роль играет семейное воспитание, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей вырабатывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников регулярные неудачи и низкие отметки понижают уверенность в себе, в своем умственном и физическом потенциале. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области — в занятиях спортом, музыкой.

В младшем школьном возрасте основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность. Она характеризуется наличием результата, произвольностью и обязательностью.

Основы учебной деятельности закладываются как раз в первые годы учебы. Учебная деятельность должна, с одной стороны, организовываться с учетом возрастных возможностей, а с другой — должна обеспечить их нужной для последующего развития совокупностью знаний.

Е.Е. Сапогова выделяет мотивы учения:

1) познавательные (приобретение и усвоение знаний, самостоятельная работа, знания в различных областях деятельности (наука, музыка, культура и т. д.);

2) социальные (ответственность, осознание общественной важности учения, склонность к занятию определенного места в взаимоотношениях с окружающими, добиться их одобрения);

3) узколичные — получить хорошую отметку, заслужить похвалу Сапогова Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студ. выс. учеб. зав. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с.. Обучение в школе характеризуется особой общественной важностью деятельности ребенка, соблюдением правил, общих для всех, постижением научных представлений, а также тем что отношения со взрослыми носят опосредованный характер (при помощи образцов и оценок).

Результатом учебной деятельности в младшем школьном возрасте следует считать возникновение следующих психических новообразований: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать). Учет этих психологических особенностей учащихся младших классов может во многом помочь педагогу в выборе эффективных методов обучения иностранному языку не только на уроках, но и при организации и проведении внеурочной деятельности.

1.2 Подходы к обучению иностранному языку детей младшего школьного возраста

В процессе обучения иностранному языку важно создать такие условия, чтобы материал усваивался школьниками естественно, чтобы дети учились легко, с интересом и желанием, без лишнего напряжения эмоционально-волевых и интеллектуальных сил.

иностранный язык игра обучение На современном этапе развития методики существует много методов преподавания иностранного языка. Но наиболее результативным и действенным методисты признают естественный метод, то есть обучение иностранному языку проходит в тех же условиях, что и усвоение родного языка.

Учитывая психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста, оптимальным способом начального обучения является игровая ситуация. Игра — это основной вид деятельности учащегося начальной школы. Удовлетворяя потребность ребенка играть, перевоплощаться, двигаться, учитель обеспечивает условия для изучения иностранного языка. Такая форма обучения не истощает нервную систему и организм, а реализуется главным образом за счет непроизвольных процессов восприятия и памяти. Игра способствует развитию классифицирующего восприятия, непроизвольного внимания и памяти, а также речи, выработке умения общаться, интеллектуальному развитию. Одновременно игровая деятельность как средство формирования и совершенствования знаний, умений и навыков в процессе обучения иностранному языку должна быть направлена на формирование и совершенствование не только аспектов языка, но и речевых механизмов (говорения, аудирования, чтения и письма) Биболетова М. З. Новые технологии в обучении иностранному языку в начальной школе / М. З. Биболетова, Л. А. Цветкова // Иностранные языки в школе. — 2004. — № 4. — С. 45−49. .

Помощью учителю в обучении иностранному языку младшего школьника станет также раздаточный материал. Он представляет собой, обычно, набор предметных, сюжетных, тематических картинок, рисунков. Мышление у детей конкретное, поэтому важно новый материал иллюстрировать. Иллюстративным материалом и будут рисунки, игрушки, предметы, листовки в этом случае срабатывает метод наглядности.

Обязательным для работы на уроках иностранного языка является использование технических наглядных средств. Звукозапись позволяет детям слышать речь в оригинале. А поскольку у детей младшего возраста хорошо развита способность к имитации, это влияет на их произношение и на умение воспринимать речь на слух. Использование аудиозаписей является целесообразным как на уроках, так и дома. Это создает условия для работы каждого ученика индивидуально. Одному ученику надо прослушать материал и повторить его один раз или два, а другому 5 — 6 раз.

Большую роль в процессе обучения младших школьников иностранному языку играет уровень развития речи на родном языке. На начальном этапе изучения английского языка ребенок воспринимает его через призму родного языка. Недостаточное развитие определенных знаний и умений, касающихся родного языка, существенно снижает успешность усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для овладения иностранным языком на должном уровне.

С другой стороны, недостаточное развитие словарного запаса в родном языке обусловливает меньшие речевые потребности младшего школьника по равнению с детьми более старшего возраста. В отличие от подростка или старшеклассника, младшему школьнику не приходится решать сложных коммуникативных задач. В результате этого при изучении английского языка ребенок младшего школьного возраста не испытывает такого большого разрыва между уровнем сформированных знаний и умений в родном и иностранном языках как ребенок среднего или старшего школьного возраста. Это приводит к тому, что младший школьник ощущает более яркое чувство успеха при каком-либо достижении в изучении иностранного языка, что, в сою очередь, способствует повышению мотивации к изучению данного предмета Никитенко З. Н. Материалы курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»: лекции 5−8. М., 2009. .

При оценивании учащихся младших классов по английскому языку учителю необходимо принимать во внимание еще одну возрастную особенность младших школьников. Ребенок в этом возрасте воспринимает оценку какого-либо выполненного им действия как оценку его личности в целом. Чтобы избежать негативного влияния на развитие самооценки младшего школьника Ш. А. Амонашвили предлагает использовать на уроке систему содержательных оценок. По его мнению, оценка выполнения школьником какого-либо задания должна подчеркивать доброжелательное отношение учителя к личности ребенка. Педагог должен также показать ученику свое положительное отношение к усилиям, затраченным им на выполнение задания. Кроме того, учителю необходимо проанализировать все трудности, которые ученик преодолел и которые не смог преодолеть, в результате чего были допущены те или иные ошибки. Самым главным компонентом такой содержательной оценки является указание учащемуся на способ улучшения достигнутого результата.

Ребенок должен знать, какими критериями руководствуется учитель при выставлении оценок за выполнение того или иного задания на уроке. Благодаря этому младший школьник будет способен к самооценке и самоконтролю, то есть в его сознании будут откладываться определенные ориентиры на то, как нужно выполнить то или иное задание, чтобы получить отличную оценку Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 174 с. .

Большое влияние на усвоение знаний по иностранному языку оказывают индивидуальные особенности детей, которые в младшем школьном возрасте проявляются более остро, чем в дошкольном детстве. Одни дети ведут себя уверенно, другие испытывают некоторую тревогу, третьи не могут усидеть на месте. Все эти проявления детской психики во многом зависят от жизненного опыта, приобретенного тем или другим ребенком в период раннего и дошкольного детства. Исходя из этой возрастной особенности, необходимо найти индивидуальный подход к каждому ученику. Например, импульсивных детей нужно постоянно включать в работу, которая требует усидчивости и большей сосредоточенности внимания Никитенко З. Н. Материалы курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»: лекции 5−8. М., 2009. .

При формировании лексических навыков педагог должен, прежде всего, в начале обучения очень вдумчиво подойти к отбору лексики в процессе общения с детьми: она должна быть конкретной и максимально понятной учащимся. Основная задача здесь — помочь детям осознать, что лексика необходима им для общения. Методика обучения младших школьников лексики неродного языка основывается в основном на предметной или картинной наглядности. Благодаря этому автоматически исчезает потребность в переводе иностранной лексики, ускоряется процесс обучения, ребенок приучается мыслить сразу на иностранном языке. Для успешного усвоения лексического материала необходимо: знакомить детей не с изолированными словами, а с группами слов, связанных семантической или фонетической ассоциацией; интериоризировать лексику через систему игр, а не механическое запоминание слов по списку; включать новые слова в систему отношений, которая сложилась между известным детям словами и их группами; согласовывать ознакомление с лексическим материалом и грамматическими операциями, которые позволяют ввести его в речевую деятельность.

Коммуникативная методика предполагает обучение грамматике на функциональной и интерактивной основе. Это означает, что грамматические явления изучаются не как «формы» и «структуры», а как средства отображения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений. Восприятие и запоминание грамматического материала облегчается для учащихся при использовании стихов и рифмовок. Песни также является неотъемлемой частью в изучении грамматики на начальном этапе.

Грамматика на начальном этапе не объясняется. Грамматические конструкции вводятся в виде языковых примеров. Дети заучивают их, а затем используют в речи по аналогии. Однако, на следующем этапе такие объяснения уже включаются в учебный процесс в игровой форме. Они максимально просты и коротки. При изучении грамматики используется принцип аналогии с родным языком там, где анализируются подобные явления. В тех случаях, когда изучаются явления, не свойственные родному языку, необходимо использовать сказки и истории, элементы наглядности, построенные на том или ином грамматическом явлении Рабищук О. Г. Использование песенного материала на уроках английского языка в начальной школе / О. Г. Рабищук // Вестник ЛНУ им. Т. Шевченко. Сер. Филологическая. — 2012. — № 9 (244). — 169−176. .

На раннем этапе, особенно на первом году изучения иностранного языка, важно учитывать трудности орфографии. В конце полугодия, когда учащиеся уже приобрели определенный запаса знаний, можно провести нетрадиционный урок иностранного языка, например, урок-конкурс с различными загадками, ребусами, соревнованиями с выставлением баллов и призов. Это позволяет привлечь к подготовке урока иностранного языка максимальное количество учащихся, создать положительный фон и стимулировать интерес к иностранному языку, внести дух соревнования в образовательный процесс. Желательно, чтобы участвовали два класса одной параллели, можно пригласить гостей (старшеклассников, родителей и т. д.).

Итак, содержание начального образования открывает широкие возможности для реализации идеи интегративности в аспекте развития индивидуальности младшего школьника при обучении иностранному языку.

Глава 2. Особенности практического применения игры в процессе обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста

2.1 Назначение игры в обучении иностранным языкам младших школьников

Коммуникативная структура урока складывается из совокупности коммуникативных поступков учителя и учеников, является результатом их коммуникативного взаимодействия межличностного общения. Содержание занятия интегрирует в себе не только языковой и речевой материал, но и образцы культуры страны изучаемого языка, песенный и сказочный материал, что программирует множество видов и этапов занятия. Частая смена видов занятий не только методически целесообразна, но и оправдана физиологически, так как дети быстро утомляются от однообразного вида деятельности. Цели и содержание уроков иностранного языка предопределяет регулярное использование парных и групповых форм, а также игровых методов обучения, среди которых наиболее распространенными являются языковые и речевые игры, невербальные игры, развивающие, а также ролевые игры.

Психологическая природа предмета диктует необходимость широкого применения игры: в искусственно создаваемых ситуациях, когда все реальные задачи общения могут быть решены учащимися на родном языке, общение на языке иностранном всегда «как будто», и чем точнее будут соблюдаться законы игры, тем эффективнее будет иноязычное общение Ващук Д. С. Организация внеклассной работы по изучению иностранного языка школьниками в летний каникулярный период // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 9. — с. 195 — 197. .

Требование к игре как особому виду детской деятельности:

наличие воображаемой ситуации, воображаемого плана, в котором будут действовать дети, а также связанных с этим других компонентов: роли, игровых предметов (например, палочка заменяет лошадку, ложку, карандаш). Воображаемые обстоятельства обязательны; обязательное осознание детьми игрового результата (что именно будет достигнуто в результате игры). Интересным результатом может быть создание при помощи слов необычных, комичных или фантастических образов: говорящие звери; лес, в котором всё необычного цвета; нелепые высказывания: У собаки есть горб.

возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры Иванова Я. Ю., Иванов И. А. Активные методы обучения и воспитания, используемые в рамках реализации ФГОС НОО и ООО // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Подред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. — Челябинск: ЧИППКРО, 2014. — 416 с. — с. 171 — 173. .

Как метод обучения, игра должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Необходимо точно знать, какой именно навык тренируется в данной игре, что ребёнок не умел делать до проведенной игры и чему он научился в результате её. Если ребенок в игре повторяет слова и фразы, песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых навыков он не приобретает. Если же в игре ребенок учится изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, самостоятельно строить словосочетания, фразу, необходимую для возникающей в игре задачи общения, тогда ребенок приобретает новые навыки.

2. Игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже небольшого, — так, чтобы в игре с выбором рассказать, какого цвета воздушный шар у волшебника; необходимо сначала задумать, решить, какой цвет больше нравится, и соответственно построить фразу.

3. Формулировка игровой ситуации, правил игры, рассказ детям о том, что получится в результате, — все это происходит на родном языке. В противном случае дети не поймут, что надо делать, а самое главное — на непонятном языке нельзя вызвать у них интерес, стремление скорее включиться в игру.

4. Игра должна проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении.

5. Реквизит — любые предметы, которые включаются в игру и приобретают знаковое, сообщающее значение.

Во временном плане ролевая игра представляет собой относительно целый цикл управляемого взаимодействия между учителем и учениками, который состоит из подготовки ролевой игры, проведения и подведения итогов. Исходя из продолжительности подготовительного периода и продолжительности собственно игры, в методике различают «малую и большую» игру. Подготовка и проведение малой игры в младших классах могут проводиться практически на каждом уроке. Вместе с тем некоторая часть небольших ролевых игр обеспечивает подготовку больших ролевых игр, которые завершают тот или иной блок занятий по теме Зайцева О. В. Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Подред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. — Челябинск: ЧИППКРО, 2014. — 416 с. — с. 154 — 157. .

Эффективность игровых ситуаций на начальном этапе обучения обусловлена рядом факторов: возрастными особенностями учащихся, психологическими особенностями игровой деятельности как важным стимулом общения Common European Framework of Reference: Learning, teaching, assessment. — 2 ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. — 264p. .

Возрастные особенности учащихся требуют особого внимания. Психологами отмечено, что для поведения младших школьников характерны высокая активность, подвижность. Дети с интересом относятся к игровым формам работы, любят исполнять различные роли людей и животных, сказочных персонажей. Эту особенность необходимо учитывать и использовать при обучении устной речи. Игровые ситуации создают условия для естественного общения детей. Поскольку мотив исходит из потребности, а естественной потребности в говорении на английском языке у учащихся пока нет, мы должны обращаться к таким потребностям детей, как потребность в познании, в игре — и на этой основе создавать мотивы говорения на иностранном языке. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что — либо сказать, спросить, доказать, чем — то поделиться с собеседником. Ролевая игра отвечает на вопрос почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания становится содержание беседы. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и преодолевать барьер неуверенности. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учениками. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствует осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма.

В обучении иностранным языкам младших школьников игра может проводиться эпизодически, на том или ином этапе урока или пронизывать весь урок, если учитель привлекает к работе персонажей сказок или персонажей учебника. Необходима индивидуализация персонажей учебника, которая позволяла бы учащимся перевоплощаться в них. Речевое общение даже на начальном этапе может быть более разнообразным, содержательным и эмоциональным, что предполагает наличие нескольких персонажей.

Итак, обучение иностранным языкам младших школьников — это курс на развитие ребенка в процессе обучения языку, активное включение в этот процесс мышления, памяти, воображения, эмоций, использование иноязычной речи для выражения и понимания мысли Соколова М. А. Теоретическая фонетика английского языка. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 288 с. .

Игра является одной из ведущих видов деятельности ребенка. Она выполняет как учебно-развивающие, так и воспитательные функции. Игра способствует развитию речевой инициативы и речемыслительной деятельности. В условиях игры осуществляется в значительной степени непроизвольное внимание. В процессе игры у школьников формируются такие качества, как общительность, инициативность, самостоятельность. Игра положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников.

2.2 Методика применения игровых технологий в процессе обучения иностранным языкам младших школьников

Игры могут быть использованы на различных этапах обучения, всё зависит от целей, которые преследует учитель в процессе обучения. В современной методике преподавания иностранных языков в школе предлагается множество различных игр, которые положительно влияют на процесс обучения.

Игры можно разделить на следующие блоки:

1. Фонетические игры.

2. Игры на развитие памяти и внимания.

3. Игры на развитие мышления.

4. Грамматические игры.

5. Лексические игры.

6. Подвижные игры Кудрявцева О. А. Рекомендации по проведению игр на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс], режим доступа http: //www.twirpx.com/file/1 223 503/ (Дата обращения 7. 12.2015). .

1. Фонетические игры:

Цель — формирование навыков фонетического слуха

Звукоподражательная игра «Звуковая дорожка». Отработка звуков.

Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в необычную страну Magic Land. Там нас ждут всевозможные приключения. В Magic Land живут мои друзья: мышонок Микки и мальчик Том. Но в волшебной стране живет Рендел. Он не любит Микки и Тома и часто мешает им играть. Нам надо быть очень внимательными.

1). Микки сейчас спит: вот он проснулся и потянулся [u]. Помогайте мне и Микки [u]. В его комнате живет волшебное эхо. Оно отвечает ему [gud]. Повторяйте за мной. В это время зазвонил звонок [nin], [nin]. Ответило эхо [nin]. Микки удивился [o], [o] и открыл дверь. На пороге он увидел своего друга a Cat, который сказал ему: Good morning. A Cat каждое утро заходит поздороваться с Микки, а потом идет на работу в зоопарк. Что ему отвечает Микки? Давайте все вместе. Повернитесь друг к другу. Поздоровайтесь вежливо, доброжелательно, улыбайтесь. В парах: Good morning!

Давайте еще раз вспомним, как Микки потянулся на кровати: [u]. Вот зазвонил колокольчик: [nin], [nin], Микки удивился [o]. A Cat поздоровался: Good morning.

2). Потом Микки отправился к Тому в гости. Путь лежит через волшебный лес. Рендел разбросал колючки по лесу. Он не хочет отпускать Микки. Микки наступил на колючку и сказал [ai]. Повторяйте за мной. В ответ услышал [mai]. Вот он увидел вдалеке чей-то силуэт и крикнул [ei]. Ребята, давайте позовем эхо: [ei]. Эхо отвечает: [neim], учащиеся: [neim], эхо: [mai neim]. Откуда ни возьмись, на Микки налетели пчелы [z-z-z]. Микки стал отмахиваться от них [iz], [iz], [iz]. Микки сказал: «My name is Mikky». Ребята, скажите, как вас зовут, и вы поможете выбраться Микки из леса. «What is your name?» Работайте в группах. Это очень важный вопрос. Куда бы вы не приехали, вам всегда задают этот вопрос. — What is your name? — My name is Mary.

2. Игры на развитие памяти и мышления.

Цель: активизация употребления глаголов действия.

Ход игры: ученик показывает перед классом какое-либо движение (имитирует танец, написание буквы, ходьбу и т. д.), ученики должны назвать глагол на английском языке, обозначающий это действие.

Ход игры: дети сидят за партами или стоят. По команде дети выполняют требования учителя. Например: Draw a cat! Write a letter! Jump! Run! Sing a song!

Ход игры: я задумываю какое-либо действие и прошу детей отгадать, что я задумала, задавая мне вопросы: Can you jump? Can you swim? и т. д.

Для контроля и тренировки усвоения алфавита также существуют разнообразные игры. После изучения алфавита или цифр уместно организовать смотр знаний.

" Кто в тереме живёт?" .

Оснащение: два терема, за которыми спрятаны буквы.

Участники вытягивают из окна буквы, называют их. После этого из уже собранных букв участники составляют слова.

" Назови соседей" .

Оснащение: шкатулка с буквами. Доставая из шкатулки буквы, участники называют её соседей. Если задание выполнено правильно, буква остаётся у участника. Побеждает тот, кто наберёт большее количество букв.

" Дырявый мешок" .

Оснащение: ватман, на котором нарисован мешок. В нём алфавит, где отсутствуют несколько букв.

Побеждает тот, кто первым назовёт выпавшие из мешка буквы.

3. Грамматические и лексические игры.

Незаменимым помощником в отработке грамматических форм и структур, лексики служит мяч.

Тема урока: распорядок дня.

Цель: отработка вспомогательных глаголов do/does. Бросить — «I», в ответ — «do». Бросить «he», в ответ «does». Вопросительная форма: бросить «he runs», ответ «Does he run?» «I go to school.» — «Do you go to school?» Краткие ответы: «Do you??? — «Yes, I do.» «No, I don’t.» Таким же образом отрабатывается множественное число имен существительных, личные местоимения, модальный глагол «can». Когда форма отработана, можно играть в игру на выбывание. Дети с удовольствием участвуют в игре и учатся быстро реагировать на поставленные вопросы, к тому же эта игра может служить методом релаксации на уроке.

Игра «Шажки»

Эта игра помогает построить рассказ на любую тему. В нашем случае на тему «Распорядок дня» Ученик делает шаг, сказав предложение правильно. Выигрывает тот, кто сделает большее количество шагов. С помощью этой игры можно отрабатывать также глаголы в 3 лице ед. ч. Игра ведется в паре. Один говорит себе, другой шагает рядом, рассказывая о партнере. Например: «I go to school at 8 o’clock. — He goes to school … «

Игра «Составь предложение из слов»

На доске или на карточках записываются слова в произвольном порядке, дети должны расположить слова в таком порядке, чтобы получилось предложение. Например:

1. usually, get, I, at, up, o’clock,

7. I usually get up at 7 o’clock.

2. I, have, at, breakfast, usually, 8, o’clock. I usually have breakfast at 8 o’clock.

" Словарные квадраты"

Дети должны найти слова, спрятанные в квадрате (nose, ear, eye, face).

n

o

s

e

b

e

u

y

f

a

c

e

i

r

w

k

" Соедини линией английские и соответствующие им русские слова"

Summer год

Winter зима

A year лето

4. Подвижные игры.

Немаловажную роль в процессе обучения играет физическая активность на уроке, которая не только помогает сделать процесс многократного повторения и заучивания учебного материала более увлекательным и разнообразным, но и просто снять напряжение, дать возможность лишний раз вставь из-за парты, что так необходимо маленьким ученикам.

Можно использовать такую игру:

It is sunny. (руками показываем большое солнце)

It is cloudy. («рисуем» руками над головой тучи)

It is windy. (размахиваем руками, изображая ветер)

It is rainy. (резко «стряхиваем» капли дождя с рук)

It is snowy. (Медленно, волнообразно опускаем руки сверху вниз, изображая падающий снег)

It is cold. (обхватываем себя руками, «съежившись» от холода)

It is wet. («шлепаем по лужам)

It is hot. (обмахиваемся при сильной жаре)

" Физкультминутки" .

Stand up! Stand straight! Hands up! Hands down!

Hands to the sides! Hands forward! Hands backward!

Hands on your hips!

Turn to the left! Turn to the right!

Bend left! Bend right!

Bend down, your hands touching your toes.

Hands up! Grow as tall as a tall tree! Nod your head!

Turn your head to the left, to the right!

Stretch yourselves! Move your fingers!

Head, shoulders, knees, and toes,

Knees and toes.

Head, shoulders, knees, and toes,

Knees and toes.

Eyes and ears, and mouth and nose.

Head, shoulders, knees, and toes.

Knees and toes.

Hands on your hips,

Hands on your knees,

Put them behind you

If you please

I put my hands upon my hips,

I turn myself around,

I raise my hands upon my head

And then I touch the ground.

Then I put them in front of me

Arms and legs, feet and hands,

Feet and hands.

Arms and legs, feet and hands,

Feet and hands.

Eyes and ears, and mouth and nose.

Arms and legs, feet and hands.

Feet and hands.

Touch your shoulders,

Touch your nose,.

Touch your ears,

Touch your toes.

My hands upon my head I place,

On my shoulders, on my face.

Then I raise them up on high

And make my fingers quickly fly.

And gently clap: one, two, three.

По мере усвоения рифмовок разумно предлагать детям творческое задание — придумать новые движения для того или иного стихотворения или речевки. Дети с удовольствием участвуют в подобного вида заданиях.

Заключение

Младший школьный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира, в том числе и средствами английского языка. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, реализующаяся в играх, в полной мере отвечающих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

Игра формирует у младших школьников умение общаться (коммуникативные умения), необходимые для человека как члена общества, члена коллектива. Умение общаться предполагает умение слушать собеседника, вступать в разговор, поддерживать его, и т. д.

Игра приносит огромную пользу в изучение английского языка в начальных классах средней школы. Ученик в этом возрасте способен проживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане. Тем самым лучше усваивать лексико-грамматический материал, а правильно спланированная игровая деятельность и реализация игровых приемов на уроке ведет к повышению результатов и интереса к предмету.

Игровая деятельность на уроке иностранного языка в школе является существенной опорой при формировании коммуникативной компетенции у учащихся, что является главной целью обучения иностранному языку в школе. На уроке игры проводятся с разной целью: для систематизации знаний и совершенствования навыков учащихся; как текущий контроль на завершающем этапе при изучении различных тем, когда у учащихся есть необходимый запас слов, когда они получили нужную информацию по теме также возможно проведение игры; как итоговая контрольная работа за четверть.

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие. — М.: Просвещение, 1998. — 672 с.

2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 174 с.

3. Биболетова М. З. Новые технологии в обучении иностранному языку в начальной школе / М. З. Биболетова, Л. А. Цветкова // Иностранные языки в школе. — 2004. — № 4. — С.45−49.

4. Блонский П. П. Психология младшего школьника. — М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 576 с.

5. Ващук Д. С. Организация внеклассной работы по изучению иностранного языка школьниками в летний каникулярный период // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 9. — с. 195 — 197.

6. Зайцева О. В. Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Подред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. — Челябинск: ЧИППКРО, 2014. — 416 с. — с.154 — 157.

7. Иванова Я. Ю., Иванов И. А. Активные методы обучения и воспитания, используемые в рамках реализации ФГОС НОО и ООО // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Подред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. — Челябинск: ЧИППКРО, 2014. — 416 с. — с.171 — 173.

8. Кудрявцева О. А. Рекомендации по проведению игр на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс], режим доступа http://www.twirpx.com/file/1 223 503/ (Дата обращения 7.12.2015).

9. Мольба Е. Г. Организация иноязычного образования на младшей ступени обучения в соответствии с ФГОС НОО // Вестник Прикаспия. — 2014. — № 3. — с.52 — 57.

10. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник. — 6-е изд., стереот. — М.: Академия, 2000. — 453 с.

11. Никитенко З. Н. Материалы курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»: лекции 5−8. М., 2009.

12. Рабищук О. Г. Использование песенного материала на уроках английского языка в начальной школе / О. Г. Рабищук // Вестник ЛНУ им. Т. Шевченко. Сер. Филологическая. — 2012. — № 9 (244). — 169−176.

13. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студ. выс. учеб. зав. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с.

14. Соколова М. А. Теоретическая фонетика английского языка. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 288 с.

15. Шилина Е. Н. Формирование поликультурного образования учащихся в процессе иностранному языку. // Вестник Томского государственного университета. — 2004. — № 282.

16. Common European Framework of Reference: Learning, teaching, assessment. — 2 ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. — 264p.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой