Профессиональная подготовка студентов туристского вуза к организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде
Статус культурологии в туристике определяется двояко. Во-первых, как специфический культурологический метод и уровень обобщения в рамках любых наук туристского профиля. Во-вторых, как самостоятельная область социального и гуманитарного научного познания, исследовательский предмет самостоятелен. Рассматривая место культурологического метода в туристских науках, можно констатировать, что хотя… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА К ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
- 1. 1. Анализ теоретических положений профессиональной 18 подготовки студентов туристского вуза к менеджменту в области культурно-массовых мероприятий
- 1. 2. Туристская анимация, event- и арт-менеджмент в 33 процессе профессиональной подготовки студентов к организации культурно-массовых мероприятий
- 1. 3. Особенности профессиональной подготовки студентов в 41 области культурно-массовых мероприятий
- 1. 4. Этнокультурная компетентность как сущностная 59 характеристика профессиональной подготовленности студентов туристского вуза к организации культурно-массовых мероприятий
- Выводы по главе
- ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА К ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
- 2. 1. Культурологический подход к организации культурно- 81 массовых мероприятий в поликультурной среде в туристском
- 2. 2. Содержание и методы обучения студентов туристских 105 вузов организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде
- 2. 3. Качественная и количественная оценка результатов 119 опытно-экспериментальной работы
- Выводы по главе
Профессиональная подготовка студентов туристского вуза к организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современный этап развития цивилизации характеризуется, с одной стороны, тенденцией унификации и глобализации,, с другой — сохранением и развитием этнокультурного своеобразия. На развитие туристской индустрии это обстоятельство влияет самым непосредственным образом, поскольку туристы различных стран и культур, оказываясь во время тура в инокультурной среде другого этноса на культурно-массовых мероприятиях, формируют сложную поликультурную композицию и испытывают социально-психологический дискомфорт. Это снижает качество восприятия культурно-массовых мероприятий и, следовательно, ощущения (субъективную составляющую) качества тура.
Опыт и исследования ученых Российской международной академии туризма показывают, что наиболее успешной стратегией аккультурации туристов является интеграция, позволяющая сохранить собственную культурную идентичность наряду с овладением культурой других этносов. Этим обстоятельством обусловливается необходимость подготовки высококультурных и образованных менеджеров сферы туризма к организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде, знающих и уважающих не только свою этнокультуру, но и культуру других этнических групп, способных учитывать национальные и интернациональные особенности больших этнически смешанных групп туристов.
Актуальность нашего исследования определяется тем, что перед педагогической теорией и практикой стоит проблема формирования личности менеджера туристской сферы, способного организовывать массовые культурно-зрелищные мероприятия в условиях неоднородной этнической среды, что требует от него наличия высокого уровня этнокультурной компетентности.
УУ.
В связи с этим нами было выявлено объективно существующее противоречие между, с одной стороны, ростом востребованности туристским бизнесом культурно-массовых мероприятий и соответствующих специалистов, способных работать в поликультурной среде, а с другой — недостаточной представленностью в теории и методике профессионального туристского образования содержания образования и методов обучения, способствующих развитию у будущих менеджеров туристского бизнеса знаний и навыков в области организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью обеспечения быстро развивающейся туристской отрасли профессионально подготовленными кадрами, владеющими современными методами организации культурно-массовых мероприятий и обладающими высоким уровнем этнокультурной компетентности.
Проблема исследования определяется необходимостью разработки теории и методики формирования знаний, умений и навыков, личностных профессионально значимых качеств, необходимых высокопрофессиональному специалисту туристской сферы для организации современных культурно-массовых мероприятий, и состоит в следующем: какова модель профессиональной подготовки студентов туристского вуза к организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде?
Сложившаяся система профессионального туристского образования недостаточно точно определяет теорию и методику организации культурно-массовых мероприятий в сфере туристской деятельности в поликультурной среде.
Определяющими факторами развития профессионального образования в части организации культурно-массовых мероприятий являются: предоставление качественных образовательных услуг, удовлетворение социально-экономических потребностей личности, получение конкурентоспособной профессии в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям. Сложившаяся система подготовки специалистов в области туристского бизнеса не соответствует количественным и качественным потребностям туристской отрасли, она не в состоянии методически обеспечить качественную подготовку менеджеров к организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде, требующую от специализирующихся в этой области высокой коммуникабельности, гибкости, творчества, новаторства и, самое важное, практического знания реального рынка культурно-массовых мероприятий и умений безошибочно ориентироваться в динамичной туристской среде в условиях поликультурности.
Один из важных аспектов профессионального образованияметодология формирования его содержания (С. А. Батышев, В. А. Квартальнов, И. В. Зорин, B.C. Леднев, А. М. Новиков, М. В. Рыжаков и др.). В своих работах авторы показали, что государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, минимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Образовательные стандарты профессионального образования разработаны и утверждены. Однако инструментарий для достижения требований федерального и регионального стандартов и оценки эффективности его применения в завершенном виде не разработан.
Сегодня в сфере туризма меняется рынок труда, переходя от состояния, при котором требовалось большое количество рабочей силы практически по любым специальностям, к состоянию, при котором должное место займут такие характеристики работника, как квалификация, широкий профиль, адаптируемость к изменению производственно-технических условий и содержания труда (В.И.Жолдак, А. И. Сеселкин, др.), следовательно, проблема повышения качества обучения приобретает первостепенное значение. Качество образования определяется (Б.Блум, Д. Блок, Дж. Брунер, В. А. Кальней, С. Е. Шишов и др.) совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержанием образования, формами и методами обучения, состоянием материально-технической базы, кадровым составом и т. п., которые обеспечивают развитие профессиональных компетенций обучающихся. Однако качество профессионального туристского образования в сфере организации культурно-массовых мероприятий в условиях поликультурной среды не исследовалось.
Анимационная деятельность в туризме, высококачественные анимационные программы являются многофункциональным проектом «для передачи» социальной, культурной информации, способствуют сохранению культурных ценностей. Ряд исследований посвящен изучению проблем профессиональной подготовки специалистов туристской анимации. В частности, сформулированы теоретические основы анимационной деятельности в туризме, уточнены основные понятия и терминология практики анимационной деятельности в туризме (JI.B. Курило), рассмотрены педагогические условия подготовки студентов к анимационной деятельности, этическое развитие специалистов туристской анимации (Ю.С.Гениуш, Ф. Н. Лавров, Е.М. Приезжева), методические основы подготовки организаторов туристской анимации (И.И. Булыгина), анимационная подготовка студентов туристского вуза как педагогическая система по формированию профессиональных знаний, умений и отношений к развитию профессиональных качеств, отвечающих требованиям профессиональной деятельности специалистов туристской анимации (Т.И.Гальперина), культурно-исторический потенциал региона в профессиональной подготовке специалистов туристской анимации (А.В.Дегтяренко). Однако организация анимационных мероприятий в условиях поликультурной среды не изучалась.
Все это явилось основанием для проведения настоящих исследований в области теории и методики профессионального образования, представленных в материалах диссертации.
Цель исследования — разработать модель профессиональной подготовки студентов туристского вуза к организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде.
Объект исследования — профессиональная подготовка студентов туристского вуза.
Предмет исследования — формы и методы подготовки студентов к организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде.
Гипотеза исследования — профессиональная подготовка студентов туристского вуза к организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде будет осуществляться эффективно, если: на основе изучения состояния профессиональной подготовки специалистов, работающих в области культурно-массовых мероприятий, и анализа научно-педагогической литературы будут определены требования в области профессиональных знаний и умений к специалистам, работающим в условиях поликультурной средыосновные направления развития обучения в области культурно-массовых мероприятий будут обеспечиваться на основе выявления составляющих профессиональной компетенции, таких как исследовательская, прогностическая, проективная, ориентационно-коммуникационная, информационно-перцептивнаямодель профессиональной подготовки студентов туристского вуза основам организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде обеспечит реализацию совокупности взаимосвязанных, инвариантных компонентов: цельсодержание в виде инвариантной, вариативной и дополнительной информациипедагогический процесс, включающий аналитический, прогностический, проектный и технологический этапыпедагогические условия и организационные формы, оптимизирующие образовательный процесспри этом реализация модели будет обеспечена обязательным, вариативным и индивидуальным компонентамибудут определены педагогические условия повышения эффективности изучения основ организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде в процессе профессиональной подготовки менеджеров туризма на основе широкого использования активных форм и методов обучения, возможности реализации выбора и усиления ответственности студента за процесс своего профессионально-личностного развитияконцепция практического обучения основам организации культурно-массовых мероприятий будет основываться на перенесении практических занятий в условия реальной поликультурной среды и совокупности материальных, финансовых, трудовых, информационных и прочих потоков, посредством которых осуществляется взаимодействие между объектами и субъектами сферы туризма.
Задачи исследования:
1. Выявить требования современного туристского рынка к профессиональной подготовке специалистов в сфере организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде.
2. Определить содержание профессиональной компетенции специалиста организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде в процессе профессиональной подготовки менеджеров туризма.
3. Разработать модель профессиональной подготовки студентов туристского вуза к организации культурно-массовых мероприятий и педагогические условия, позволяющие повысить эффективность привития обучающимся профессиональных навыков и формирования профессиональной культуры, необходимой для работы в поликультурной среде.
4. Разработать концепцию практического обучения студентов туристского вуза организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде в рамках реально действующей организации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили: общие вопросы философии и методологии профессионального образования (И.Ансофф, О. В. Долженко, И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, А. А. Корольков, JI.H. Лесохина, М. К. Мамардашвили, А. М. Никитин, A.M. Новиков, В. Г. Онушкин, В. А. Садовничий, С. Г. Шаповаленко, В.А. Ядов) — положения о диалектике культурного и образовательного пространств (М.М. Бахтин, Н. А. Бердяев, J1. C Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. С. Лихачев,.
A.Ф. Лосев, К. В. Нечаев (митрополит Питирим), A.M. Новиков, В. А. Сластенин, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, Э. Г. Юдин и др.). аксиологический подход (В. П. Борисенков, В. Г. Воронцова, И. В. Зорин, М. С. Каган, К. В. Романов, Ю. В. Яковец, Ф. Янсен) — системный и системно-деятельностный подходы (Р.Ф. Абдеев,.
B.Р.Акофф, Н. Н. Моисеев, В. А. Сластенин, Э. Г. Юдин, П. И. Третьяков, Т.И.Шамова) — интегративный подход (П.К. Анохин, И. С. Ладенко, Б. М. Кедров, Л. М. Перминова, А. Ф. Эсаулов, Ф. Энгельс, Б.Г.Юдин) — синергетический подход (И. Пригожин, И. Стэнгерс, Е. Н. Князева,.
C.П.Курдюмов, С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов, Г. Хакен) — логико-дидактический подход (Б.П.Бархаев, Д. И. Дубровский,.
П.В.Копнин, Л.М.Перминова) — работы по социологии (В. Боссель, Н. Луман, А. Жвитиашвили, А. Мартинелли, Е. Э. Смирнова, Ж. Тощенко, В.А. Ядов) — труды по психологии (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. Б. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. К. Маркова, А. А. Смирнов, М.Г. Ярошевский).
Теоретическую основу исследования составили педагогические труды Б. Блума, Д. Блока, Дж. Брунера, И. И. Булыгиной, Ю. С. Гениуш, А. В. Дегтяренко, В. И. Жолдака, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Е. М. Приезжевой, П. Ф. Каптерева, А. И. Сеселкина, В. А. Кальней, Л. В. Курило, Ф. Н. Лаврова, С. Е. Шишоваисследования в области управления (А.И. Берг, В. Г. Воронцова, В. Ю. Кричевский, Т. И. Шамова, П. И. Третьяков и ДР-).
В ходе исследований применялись как теоретические, так и эмпирические методы: теоретический анализ, системный анализ, наблюдение, обобщение данных анализамоделирование (имитационное моделирование педагогических объектов) — обобщение педагогического опыта, психодиагностика, тестирование, педагогический эксперимент, методы комплексного исследования, методы математической статистики, анализ документациианализ творческих работ студентов, синтезсравнительный анализ.
Этапы исследования. Исследования проводились с 2003 по 2007 год.
Первый этап с 2003 по 2005 год включал в себя анализ научно-методической литературы, была сформулирована проблема исследований и произведена первая опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, проводились серии локальных поисковых экспериментов, в процессе которых выяснялось состояние профессиональной подготовки в области организации профессиональной подготовки студентов туристского вуза к организации культурно-массовых мероприятий.
Второй этап с 2005 по 2006 год. На этом этапе разработаны методики практического обучения студентов туристского вуза организации культурно-массовых мероприятий в условиях реального туристского рынка, проведена их экспериментальная апробация в условиях поликультурной среды.
Третий этап с 2006 по 2007 год. Произведена разработка структуры процесса формирования личностных профессионально значимых качеств в рамках профессиональной подготовки студентов туристского вуза к организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде, проведены опытно-экспериментальные работы по их внедрению, подведены итоги эксперимента и определена его эффективность.
Экспериментальная база исследований — Российская международная академия туризма, Уральский институт туризма — филиал РМАТ. Всего в эксперименте в течение 4 лет приняло участие более одной тысячи человек. За это время сплошным исследованием в рамках педагогического эксперимента охвачено 183 студента и 6 преподавателей.
Научная новизна исследования:
1. Определены требования в области профессиональных знаний и умений к специалистам, работающим в сфере туристских культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде, основным среди которых является то, что специалист должен обладать навыками общих основ профессиональной культуры, включающими способность работать в поликультурной среде, сформированными на основе следующих методов: компаративный, эволюционный, структурный, диалектический, системный, семиотический, герменевтический и тендерный. При этом основными направлениями развития обучения в области культурно-массовых мероприятий являются: приобщение к культурным ценностям, ориентация личности студента на способы духовно-чувственного освоения мира, развитие эмоционально-эстетического восприятия и расширение культурного кругозора, накопление эстетических впечатлений и умений самостоятельно ориентироваться в мире искусства, устойчивая потребность в творческой реализации.
2. Выявлены составляющие профессиональной компетенции: исследовательская — способность и готовность обобщать, переосмысливать, корректировать свой опыт на основе анализаумение экспериментировать, диагностировать, творчески использовать положительные результаты продуктивной работы коллег в своей профессиональной деятельностинавык работать с научно-методической и психологической литературой, постоянное стремление к самосовершенствованиюпрогностическая — способность и готовность прогнозировать развитие поведения мультикультурных групп туристов на культурно-массовых мероприятияхтрудностей в установлении взаимоотношений с членами группыумения прогнозировать ход и развитие своей профессиональной деятельности, ожидаемые результаты, развитие системы взаимоотношенийпроективная — способность и готовность учитывать потребности и интересы коллег и участников профессиональной деятельности, возможности материальной базы, свой опыт и личностно-деловые качествапереводить цели и содержание профессиональной деятельности в конкретные прагматические задачипланировать систему совместных творческих делотбирать содержание, выбирать формы, методы и средства профессиональной деятельности в их оптимальном сочетаниипланировать способы создания личностно-развивающей средыориентационно-коммуникационная — способность и готовность формировать ценностные установкипрививать устойчивый интерес к познавательной деятельности, профессиональной деятельности, к творчествуустанавливать личностно-значимые отношения с каждым отдельным туристом и с поликультурной группой в целомсоздавать атмосферу коллективных эмоциональных переживанийобеспечивать атмосферу благополучия в поликультурной группеуправлять инициативой в общенииустанавливать доверительные отношения с той или иной поликультурной группой и отдельными туристами, обеспечивать взаимопонимание различных индивидуумов в группе между собойинформационно-перцептивная — способность и готовность работать с источниками, умения дидактически преобразовывать информациюумения и навыки, связанные с потребностью специалиста в постоянном расширении профессионально-информационного пространстваумение понимать других людей (людей с ограниченными физическими возможностями, детей, их родителей и др.), их личностные особенности и ценностные ориентации.
3. Разработана модель профессиональной подготовки студентов туристского вуза основам организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде, включающая совокупность взаимосвязанных, инвариантных компонентов, таких как: цель, содержание в виде инвариантной, вариативной и дополнительной информациипедагогический процесс, включающий аналитический, прогностический, проектный и технологический этапыпедагогические условия, включающие педагогические средства и педагога, способного направлять подготовку будущего менеджера культурно-массовых мероприятий в поликультурной средеорганизационные формы, включающие тренинги, организационно-деятельностные игры, коллективные творческие дела, проектные группы.
4. Предложены компоненты реализации модели: обязательный компонент, обеспечивающий готовность студентов к управленческой деятельности в сфере туризма через изучение инвариантной части дисциплин (общекультурные, формирующие элементы общей и профессиональной культуры, культура туризма, информационные технологии в туристской деятельности, основы экономики и предпринимательствапроизводство и окружающая среда) — вариативный компонент, представленный факультативными курсами и курсами по выбору (этническая идентичность человека, межэтнические взаимодействия, экономика в шоу-индустрии, народные ремесла и промыслыделовой этикет, авторское право, организация event-мероприятий, организация концертной деятельности, дистрибуция и т. д.) — индивидуальными и групповыми формамииндивидуальный компонент, представленный индивидуальными практиками менеджмента в шоу-бизнесе для углубленной подготовки к управленческой деятельности в сфере туризма при организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде (отдельные представители студентов, пожелавшие пройти практику в шоу-бизнесе).
5. Выявлены, в процессе профессиональной подготовки менеджеров туризма, педагогические условия повышения эффективности изучения основ организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде: целостность процесса обучения и развития личностных качеств будущего менеджерасам студент должен выступать субъектом своего развитиявозможность реализации выбораразвитие образовательных программ в соответствии с требованиями сферы туризмаличностно-эмоциональная притягательность содержания и мотивация студента на успех.
6. Разработана концепция практического обучения студентов туристского вуза организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде в рамках реально действующей организации. Суть концепции заключается в перенесении практических занятий в условия реальной поликультурной среды, совокупности материальных, финансовых, трудовых, информационных и прочих потоков, посредством которых осуществляется взаимодействие между объектами и субъектами сферы туризма.
Теоретическое значение работы состоит в определении сущностных признаков профессиональной подготовки студентов туристского вуза к организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде как инновации в профессиональном туристском образованиив выявлении закономерных связей, составляющих сущность инновационного механизма профессиональной подготовки студентов туристского вуза к организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной средев разработке педагогических аспектов организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде, включающих систему принципов, нормирующих образовательный процесс, построение профессиональных образовательных программ и образовательные технологии.
Практическая значимость исследования заключается в: разработке практико-ориентированной концепции профессиональной подготовки студентов туристского вуза к организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде;
— разработке научно-методических материалов и статей, которые целесообразно использовать в различных формах учебной работы в системе профессионального туристского образования;
— разработке и апробации учебной программы профессиональной подготовки студентов туристского вуза к организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование навыков общих основ профессиональной культуры, включающих способность работать в поликультурной среде, можно осуществить на основе таких методов, как компаративный, эволюционный, структурный, диалектический, системный, семиотический, герменевтический и тендерный по следующим основным направлениям развития обучения: приобщение к культурным ценностям, ориентация личности студента на способы духовно-чувственного освоения мира, развитие эмоционально-эстетического восприятия и расширение культурного кругозора, накопление эстетических впечатлений и умений самостоятельно ориентироваться в мире искусства, устойчивая потребность в творческой реализации.
2. Составляющие профессиональной компетенции менеджеров по организации культурно-массовых мероприятий, способных эффективно работать в поликультурной среде, включают: способность и готовность обобщать, переосмысливать, корректировать свой опыт на основе анализа (исследовательская) — способность и готовность прогнозировать развитие поведения мультикультурных групп туристов на культурно-массовых мероприятиях (прогностическая) — способность и готовность учитывать потребности и интересы коллег и участников профессиональной деятельности, возможности материальной базы, свой опыт и личностно-деловые качества (проективная) — способность и готовность формировать ценностные установки (ориентационно-коммуникационная) — способность и готовность работать с источниками, умения дидактически преобразовывать информацию (информационно-перцептивная).
3. Модель профессиональной подготовки студентов туристского вуза основам организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде представляет собой: цельсодержание в виде инвариантной, вариативной и дополнительной информациипедагогический процесс, включающий аналитический, прогностический, проектный и технологический этапыпедагогические условияорганизационные формы как совокупность взаимосвязанных, инвариантных компонентов.
4. Эффективную реализацию модели обеспечивают следующие педагогические условия: целостность процесса обучения и развития личностных качеств будущего менеджерасам студент должен выступать субъектом своего развитиявозможность реализации выбораразвитие образовательных программ в соответствии с требованиями сферы туризмаличностно-эмоциональная притягательность содержания и мотивация студента на успех.
Надежность и достоверность материалов диссертационной работы, полученных результатов, выводов и рекомендаций основывается на использовании в диссертации признанных положений отечественной и зарубежной науки, апробированных методов и средств исследования, статистических материалов, результатов измерений и расчетов, разработок признанных научных школ. Кроме того, достоверность результатов исследования обеспечивается: обоснованностью исходных методологических положенийприменением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам исследованиядлительным характером и возможностью неоднократного повторения опытно-экспериментальной работырепрезентативностью объёма выбороксопоставления данных, полученных в ходе экспериментальной работы с массовым педагогическим опытом.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Промежуточные результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях методических советов в Уральском институте туризма — филиале Российской международной академии туризма, г. Екатеринбург, 2005;2007 годы, на региональной научно-практической конференции вузов уральского региона (2006 г.), на научно-практической конференции «Индустрия туризма на Урале: проблемы и перспективы развития», Екатеринбург, 2006 г., на научно-практической конференции «Государственное регулирование современной туристской индустрии», Екатеринбург, 2007 г., на кафедре педагогики и психологии Российской международной академии туризма, 2005;2007 гг. Автор, являясь в настоящее время менеджером по организации культурно-массовых мероприятий в Государственном Кремлевском Дворце, непосредственно занимается проблемой модернизации системы профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов по организации культурно-массовых мероприятий, разработал и внедрил концепцию модернизации образовательного процесса, содержания образования и управления в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов по организации культурно-массовых мероприятийзанимается организацией международных и всероссийских форумов, посвященных вопросам последипломного и высшего профессионального туристского образования, и принимает в них участие.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Выводы по главе 2.
1. Объектом культурологического изучения в туристской сфере, (т.е. исследуемой сферой жизни, наблюдаемой объективно) являются, по существу, любые виды и формы человеческой жизнедеятельности в туристской сфере, а предметом научного анализа (т.е. непосредственно изучаемым аспектом или свойством, выявляемым и выделяемым в объекте среди иных его аспектов и свойств) становятся, прежде всего, ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие всякую социальную практику в туристской сфере и в особенности взаимодействие и взаимопонимание между людьми.
2. Статус культурологии в туристике определяется двояко. Во-первых, как специфический культурологический метод и уровень обобщения в рамках любых наук туристского профиля. Во-вторых, как самостоятельная область социального и гуманитарного научного познания, исследовательский предмет самостоятелен. Рассматривая место культурологического метода в туристских науках, можно констатировать, что хотя группа туристских наук включает значительное число более или менее автономных дисциплин и субдисциплин, абсолютное большинство их решает научные задачи одного и того же уровня: выявление и описание фактов, их атрибуцию и классификацию, наконец, выстраивание их в хронологической причинно-следственной последовательности. Напротив, философия рассматривает проблематику на совершенно ином уровне: смысл и суть исторического процесса, его направленность, базовые закономерности и движущие силы истории и т. п. Между этими двумя уровнями обобщения — эмпирическим описанием и философской онтологизацией — выделяется зона «теорий среднего уровня», анализирующих устойчиво повторяющиеся и, как правило, упорядоченные последовательности явлений разного типа, взаимосвязи явлений, имеющие системный характер (но более сложный, чем непосредственно причинноследственный), и т. п. Это и есть культурологический подход в исследованиях и обобщениях, относящийся к зоне «теорий среднего уровня», занимающих промежуток между непосредственной эмпирикой и метафизикой истории.
3. В любой области гуманитарного туристского знания может иметь место культурологический подход к определенным социально-нормативным функциям изучаемой сферы туристской деятельности, к процессам формирования «профессиональной туристской культуры» и специфической символики «языка форм» этого вида деятельности, выраженный в таких направлениях исследований, как «культурология экономики туризма», «культурология спортивного туризма», «культурология экскурсоведения», «культурология международного туристского права» и т. п.
4. Язык является, конечно, основой формирования человеческих групп, будучи средством выражения мыслей и чувств, средством коммуникации. На земном шаре зарегистрировано около 100 официальных языков и по меньшей мере 3000 самостоятельных диалектов. Лишь немногие страны однородны в лингвистическом отношении. В международном бизнесе требуется дальнейшая концентрация использования языка. Английский язык является доминирующимкак подсчитано, по меньшей мере 2/3 деловой переписки в мире осуществляется на этом языке. Однако во многих странах есть стремление пользоваться только своим языком.
5. Принято выделять вербальный и невербальный языки. К первому относят некоторую систему графических знаков, организованную соответственно в речь или письмо. Не только латиноамериканские варианты испанского отличаются от принятого в Испании, но также отличаются языки США, Канады, Австралии от языка Соединенного Королевства. Игнорирование этого факта может привести в лучшем случае к непониманию. Анализ невербальных способов общения (языка) более подробно представлен в Методических рекомендациях по невербальному общению в поликультурной среде (приложение к диссертации).
6. Нами разработана программа «Менеджмент культурно-массовых мероприятий в турбизнесе». Цель данной программы — подготовка профессиональных кадров для дальнейшей работы менеджеров сферы туризма с такими областями бизнеса, как звукозаписывающая индустрия, event-менеджмент, клубный промоушн, организация спец — мероприятий и шоу программ, телеи радио — продакшн, фестивальный менеджмент, концертно-гастрольная деятельность, продюсирование и СМИ. Программа включает следующие тематические блоки: работа в команде, организация и менеджмент, маркетинг, управление персоналом, психология управления, экономика в шоу-индустрии, авторское право, организация event-мероприятий, организация концертной деятельности, дистрибуция.
7. Модель профессиональной подготовки студентов туристского вуза к организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде разработана нами на основе совокупности взаимосвязанных, инвариантных компонентов: целисодержания в виде основной, косвенной и результирующей информациипедагогического процесса, включающего исследование, проектирование и менеджмент с соответствующими аналитическим, прогностическим, проектным, технологическим этапами, обеспечивающими удовлетворение потребности личности туристапедагогических условий, включающих педагогические средства и педагога, способного управлять подготовкой будущего менеджера культурно-массовых мероприятий в поликультурной средеорганизационных форм, включающих тренинги, организационно-деятельностные игры, коллективные творческие дела, проектные группы.
8. Реализация модели осуществляется в трех формах организации образовательного процесса:
— обязательный компонент, обеспечивающий готовность студентов к управленческой деятельности в сфере туризма через изучение инвариантной части дисциплин (общекультурные, формирующие элементы общей и профессиональной культуры, культура туризма, информационные технологии в туристской деятельности, основы экономики и предпринимательствапроизводство и окружающая среда) — вариативный компонент, представленный факультативными курсами и курсами по выбору (этническая идентичность человека, межэтнические взаимодействия, экономика в шоу-индустрии, народные ремесла и промыслыделовой этикет, авторское право, организация event-мероприятий, организация концертной деятельности, дистрибуция и т. д.) — индивидуальными и групповыми формами;
— индивидуальный компонент, представленный индивидуальными практиками менеджмента в шоу-бизнесе для углубленной подготовки к управленческой деятельности в сфере туризма при организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде (отдельные представители студентов, пожелавшие пройти практику в шоу-бизнесе).
9. В качестве педагогических оснований построения образовательного процесса мы обосновывали принцип, обобщенно интегрирующий все компоненты процесса обучения (цели и ценности, содержание, формы, методы, закономерности и условия, результат). Опираясь на совокупность социокультурных ориентиров и исходя из социально-гуманитарной посылки о том, что высшей ценностью культуры и социума является человек, мы определили в качестве ведущего, основополагающего принципа образовательного процесса принцип ценностно-гуманитарной направленности обучения.
10. Реализация данного принципа осуществляется через: использование всех информационных каналов получения профессиональных знаний, в том числе и значительный удельный вес самостоятельной работы с первоисточниками (педагогическими, психологическими, философскими, мемуарами известных шоу-продюсеров и др.) — систематический контроль в виде коллоквиумов и оргдеятельностных игриспользование рефлексивно-диалогических технологий обучения (деловых игр, круглых столов, проектирования) — проведение стажировки, позволяющей студенту совершенствоваться в индивидуальном стиле своей профессиональной деятельности.
11. Ценностно-гуманитарная направленность образовательного процесса реализуется во всей её социокультурной полноте: в единстве ценностного, онтологического и деятельностного аспектов человеческой деятельности, социопрактического и индивидуально-психологического. Во всех формах и видах учебной деятельности студенты имеют возможность широкого и гибкого выбора. Именно в этих условиях есть возможность обеспечения индивидуального выбора, следовательно, вариативности, поскольку каждый сам выбирает пути адаптации условиям обучения. Таким образом, индивидуализация, вариативность и адаптация также могут характеризовать развивающее обучение студентов в нашей модели.
12. Стажировка студентов рассматривается нами как этап профессионального становления, который интегрирует в себе все уровни применения профессионально значимых и необходимых знаний, умений и навыков, реализуемых в структуре ценностных ориентаций личности, и необходимым образом выстраивает их как творческую деятельность. Это позволяет использовать всю систему изученных технологий менеджмента, охватывающих: информационно-сообщающие, проблемные и игровые, дает возможность реализовать технологию самопознания как непрерывную рефлексивную деятельность, включающую следующие дидактические установки культурно-массового содержания: 1) от внешнего мира к внутреннему миру человека, к самопознанию- 2) общение как возможность познания и самопознания- 3) рефлексия профессиональной деятельности- 4) самодиагностика с помощью самотестирования и самокоррекции. Мы принимаем эту технологию как апробированную в системе вузовского обучения.
13. Педагогика как учебный предмет является в нашем цикле системообразующим курсом (профессионально и личностно) и как гуманитарная наука, и как гуманитарный учебный предмет педагогика не исключает разнообразия научных, учебных и практических интерпретаций. Поэтому изучение педагогики опирается на широкий дидактический выбор и диалог, проектирование (конструирование дидактических проектов как способ решения студентами профессиональных проблем). Применение гуманитарных сценариев и проектов позволяет нам от технократичного смысла понятия «технология» перейти к социокультурному, антропологическому.
14.В рамках исследования мы пришли к пониманию того, что в подготовке специалистов по организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение — чрезвычайно подвижный диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В настоящем заключении можно констатировать следующее.
1. Подготовка профессиональных кадров в области организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде существенно отстает от потребности туристской отрасли, особенно в плане формирования практических навыков, умений и личностных профессионально значимых качеств. Применяемые в учебных заведениях модели и методики не удовлетворяют запросам современного рынка.
2. В целях повышения эффективности профессиональной подготовки туристских кадров, работающих в сфере организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде, в учебном процессе целесообразно использование таких методов обучения, как упражнения, практический метод, методы программированного обучения, ситуационный метод в сочетании с беседами и дискуссиями, решение производственных ситуационных задач, имитация деятельности на тренажере, деловые игры и их элементы и др.
3. Разработанная структура процесса формирования знаний, умений и навыков и личностных профессионально значимых качеств в рамках изучения основ организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде в Российской международной академии туризма апробирована на практике. Она позволяет эффективно и комплексно формировать необходимые профессиональные качества менеджеров туристского профиля для работы в поликультурной среде.
4. Разработанные методики практического изучения организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде в условиях современного туристского рынка с использованием активных методов обучения в системе профессиональной подготовки специалистов на базе реально действующей организации позволяют существенно повысить эффективность подготовки туристских кадров в области организации культурно-массовых мероприятий.
5. Проведенная в процессе апробации модели профессиональной подготовки студентов основам организации культурно-массовых мероприятий серия экспериментов, в которой использовались предлагаемые нами методические разработки проведения теоретических и практических занятий, подтвердила правильность выдвинутой гипотезы исследований.
6. Разработана концепция практического обучения организации культурно-массовых мероприятий в реальных рыночных условиях на базе действующей организации. Суть концепции заключается в перенесении практических занятий в условия реальной поликультурной среды, совокупности материальных, финансовых, трудовых, информационных и прочих потоков, посредством которых осуществляется взаимодействие между объектами и субъектами сферы туризма.
7. Повышение эффективности изучения основ организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде в процессе профессиональной подготовки менеджеров туризма обеспечивает следующий ряд педагогических условий: целостность процесса обучения и развития личностных качеств будущего менеджерасам студент должен выступать субъектом своего развитиявозможность реализации выбораразвитие образовательных программ в соответствии с требованиями сферы туризмаличностно-эмоциональная притягательность содержания и мотивация студента на успех.
8. Методические разработки, представленные в настоящей работе, могут быть использованы в других учебных заведениях для обучения организации массовых культурно-зрелищных мероприятий в условиях поликультурной среды.
Вместе с тем, пути дальнейшего совершенствования предлагаемых методик и повышения эффективности профессиональной подготовки туристских кадров в области организации культурно-массовых мероприятий в поликультурной среде, вероятнее всего, следует искать в углублении исследований психологических аспектов формирования необходимых знаний, умений, навыков и личностных профессионально значимых качеств и именно на этой основе совершенствовать методологию учебного процесса.