Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Основные понятия социально-педагогического подхода

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому, чтобы разные специалисты смогли понимать друг друга, следует определиться в социально-педагогических понятиях и терминах. Начнем с основного и попытаемся ответить на следующие вопросы: «Что такое социальная педагогика?», «Что такое социально-педагогический компонент деятельности?», «Что такое социально-педагогическая деятельность?», «В чем существенные различия между социологическими… Читать ещё >

Основные понятия социально-педагогического подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотрение понятийно-категориального аппарата осуществимо посредством содержательного наполнения категорий и основных понятий. В этих целях проведем весьма условную классификацию этих категорий исходя из различных аспектов социально-педагогического подхода. В качестве первого аспекта назовем социумный характер социально-педагогического подхода. Указанный атрибут наиболее полно представляет социально-педагогические категории, которые в достаточной мере раскрыты в социальной педагогике в виде социализации, взаимодействия личности и социума, потенциала социума, социального опыта, социального воспитания, социального обучения, социального развития, социальной активности, социальной деятельности. Социально-педагогический подход, как и любой другой, безусловно, реализуется в деятельности, поэтому с этой точки зрения его можно рассматривать как составляющую деятельностного подхода. Деятельность воспитателя, организующего занятия воспитанника, представляется как социальная деятельность, поэтому его «вклад» в воспитание личности можно одновременно оценивать как «вклад» индивида на метаиндивидном уровне, уровне персонализации (педагогический, психологический подходы), но можно рассматривать и на уровне социума, который представлен: во-первых, индивидуальным «вкладом» личности педагога в воспитанника, во-вторых, «вкладом» социальной (совместной) деятельности в личность, вовлеченную в эту деятельность; в-третьих, «вкладом» в личность, внесенным социальным институтом, который представляет сам воспитатель как представитель института воспитателей; в-четвертых, «вкладом», внесенным в личность социальными (межличностными) отношениями, организованными воспитателем с другими представителями социума (социальнопедагогический подход).

Поэтому, чтобы разные специалисты смогли понимать друг друга, следует определиться в социально-педагогических понятиях и терминах. Начнем с основного и попытаемся ответить на следующие вопросы: «Что такое социальная педагогика?», «Что такое социально-педагогический компонент деятельности?», «Что такое социально-педагогическая деятельность?», «В чем существенные различия между социологическими, социальными и социально-педагогическими понятиями, терминами?» .

Ответ на первый вопрос

Социальная педагогика — это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности формирования, развития педагогического процесса (обучения, воспитания и развития) в разрешении проблем социализации человека в различных условиях социума.

Социальная педагогика — это пограничная область знаний между педагогикой и социологией. Она возникла в результате интеграции педагогической науки и социологической теории о социализации и социуме. В результате поиска путей реализации педагогического процесса с помощью социума появилась эта паука, распространяющая педагогический компонент на социум, концентрирующая внимание на использовании потенциала социума для решения педагогических задач, для решения задач обучения и воспитания в интересах социализации личности.

Некоторые ученые заявляют, что социальная педагогика — это теория и практика. Здесь надо определиться: есть теория и есть практика. В реальной жизни вначале возникает практика, а затем теория — описание этой практики с точки зрения ее закономерностей протекания. Но затем эта теория становится наукой и опорой для практики. Именно такой опорой для социально-педагогической деятельности является социальная педагогика как наука, как часть педагогической науки. Это очевидно.

Тем не менее имеются другие точки зрения. Например, по мнению И. А. Липского, социальная педагогика представляется как наука и специфическая практика преобразования социальной действительности. Л. Е. Никитина в своем докторском диссертационном исследовании на тему: «Развитие социальной педагогики в России» (2001) социальную педагогику определяет как «…часть педагогической науки и частичный теоретический фундамент базовых направлений социальной работы, настолько сформированных, что можно говорить о новом разделе социальной педагогики и социальной работы — педагогики социальной работы». В целом этот автор определяет социальную педагогику как науку и область практической деятельности.

Поэтому важным представляется второй момент истины — выявление сути социально-педагогического компонента.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой