Содержание внеурочной работы старших школьников средствами плавания
Во время плавания многие физиологические процессы в организме человека протекают иначе, чем на суше, из-за того, что его тело попадает в необычные условия. Эти условия определяются тем, что в воде тело человека находится в состоянии полувесомости. Таким образом, при задержке дыхания на полном вдохе тело само легко всплывает на поверхность воды, а на полном выдохе — тонет. В состоянии… Читать ещё >
Содержание внеурочной работы старших школьников средствами плавания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
Кафедра физической культуры СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЛАВАНИЯ Реферативная работа Рязанова Т.В.
Специальность 50 141
«Физическая культура»
группа 28 ф Научный руководитель:
Прусс Б.А.
Екатеринбург
Содержание Введение
1. Анатомо-физиологические особенности развития старших школьников
2. Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников
. Основные положения в содержании внеурочной работы старших школьников
4. Плавание как средство содержания внеучебной работы старшеклассников Заключение Список использованной литературы Введение Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Занятия плаванием содействует всестороннему физическому развитию и закаливанию воспитанников, повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, воспитывает волю, смелость, трудолюбие и дисциплину.
Когда ребенок регулярно занимается плаваньем, то можно говорить о многих положительных воздействиях на его организм. Это касается развития мышц, дыхательной и сердечнососудистой системы, центральной и периферической нервной системы. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, занимающихся плавать. Статистика показывает, что старшеклассников, посвящающих свою внеучебную деятельность плаванию, менее 10%.
Анализ современной научной литературы показывает, что за последние десять лет здоровье детей и подростков нашей страны значительно ухудшилось, отмечается снижение уровня физического развития. В старшем школьном возрасте возрастает количество учащихся с подготовительной группой здоровья. Серьезной причиной нарушения здоровья детей служат все возрастающие учебные нагрузки в образовательных учреждениях.
Теоретической основой моего исследования стали работы авторов, охватывающих в своих статьях актуальность плавания на современном этапе. Тем не менее, мало освещена проблема содержания внеурочной работы старших школьников по средствам плавания.
Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью занятиями плаванием старшеклассников и отсутствием у них желания и возможности на данную деятельность.
Объект исследования — дети старших классов, содержание их внеклассной работы.
Предмет исследования — старшеклассники.
Проблема: «Каким должно быть содержание внеурочной деятельности старших школьников по средствам плавания?»
Цель — выявить особенности содержания внеурочной деятельности старшеклассников.
Задачи:
1) Изучить и проанализировать научно-методическую литературу
2) Рассмотреть анатомические и физиологические особенности данной возрастной категории школьников
3) Проанализировать психолого-педагогическую характеристику старшеклассников
4) Перечислить основные положения в содержании внеурочной работы старших школьников
5) Охарактеризовать плавание как средство содержания внеучебной работы старшеклассников В своей теоретической части реферативной работы я использовала такие методы как: работа с поисковыми системами в сети интернет; сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и фиксация информации; ориентировочное и тщательное чтение отобранной литературы.
1. Анатомо-физиологические особенности развития старших школьников
«О, молодость! Молодость!
Может быть, вся тайна твоей прелести не в возможности все сделать, а в возможности думать, что ты все сделаешь"
И. С. Тургенев Уже в глубокой древности понимали взаимосвязь возраста и физического, умственного развития. Эта истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень развития физического, психологического, социального.
Для правильного управления процессами развития появилась необходимость классифицировать периоды человеческой жизни. Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Для меня наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека старшего школьного возраста.
Старший школьный возраст характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, это период полового созревания. Растет мышечная сила, развивается качество выносливости; развитие двигательной координации, в основном, заканчивается. Формируется осанка. Происходят изменения в сердечнососудистой системе. Сердце увеличивает свой объем на 60−70%. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Завершается развитие ЦНС. В то же время процесс возбуждения в этом возрасте преобладает над силой процесса торможения. Происходят изменения в психической сфере, характерны стремления к неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования.
Физкультурное воспитание детей старшего школьного возраста должно быть направлено на закрепление мотиваций к повседневному и систематическому физическому совершенствованию, на формирование гражданской зрелости по отношению к собственному здоровью и физической подготовленности, освоение навыков здорового образа жизни. Кроме организованных учебных занятий в школе необходимо заниматься самостоятельно 2−3 раза в неделю по 1,5−2 часа.
В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст — юноши 13—16 лет, девушки — 12—15 лет и юношеский возраст — юноши 17—21 год и девушки — 16—20 лет. Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допустимые нагрузки, нормативные требования.
Возраст 15—20 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма.
Формирование скелета заканчивается в основном к 17—18 годам. К этому времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16—18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 15—16 лет особое внимание преподавателя физического воспитания должно быть обращено на формирование правильной осанки и развитие стопы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия для функционирования внутренних органов и организма в целом.
В возрасте 15—20 лет у 13% юношей и девушек отмечается относительное «малое» сердце, что приводит к увеличению периода восстановительных процессов после нагрузки. Для укрепления сердечнососудистой системы большое значение имеет разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и постепенное повышение физических нагрузок, систематичность занятий физическими упражнениями.
Развитие тех или иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрения совершенствования двигательных способностей, но и с точки зрения обеспечения протекания процессов физического развития и повышения функциональных возможностей растущего организма.
Необходимо подчеркнуть, что обучение в старших классах совпадает с периодом полового созревания. В этот период наблюдается повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы. Индивидуальные особенности физического развития учащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологические возможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического воспитания важен индивидуальный подход.
2. Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «возраст» рассматривается как «конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психических и социальных изменений».
Период развития личности старшего школьника (от 15−17 лет), следующий за подростковым, тесно примыкает к предыдущему, что вызывает неоднозначное толкование его смысла у психологов и педагогов.
По мнению Л. С. Выготского, к началу каждого возрастного периода, а юность им обозначалась как «пубертатный период» (14−18 лет с кризисом в 17 лет), складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между ребенком и средой, которое он называл «социальной ситуацией развития в данном возрасте». Данное соотношение определяет новый характер восприятия, как внешней действительности, так и внутренней жизни самого ребенка, что приводит к новой структуре сознания.
Опираясь на идею Л. С. Выготского о сенситивных периодах в развитии личности, психолог Н. С. Лейтес указывает на необходимость достаточно полного выявления и развития именно интересующего возрастного периода. «…при быстром темпе развития очень важно, чтобы возрастные достоинства каждого периода детства проявились достаточно полно и тем самым успели внести свой вклад в становление личности».
В психолого-педагогической литературе имеется описание возрастных периодов, сенситивных для нравственного развития личности. Сенситивный период — это временный диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции или способности.
Отечественными психологами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным было выдвинуто и обосновано положение о решающей роли ведущей деятельности в психическом развитии ребенка. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.
Д.Б.Эльконин определяет ведущей деятельностью старших школьников учебно-профессиональную, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.
Л.С. Выготский отмечает, что в процессе учебно-трудовой деятельности старшего школьника осуществляется его социально-политическое и нравственное становление, что образует специфику «социальной ситуации развития личности». Необходимо отметить и такое свойство активности старшеклассника, как готовность выходить за пределы ситуативной необходимости и способность к самоизменению. Это свойство проявляется не только в интеллектуальной деятельности, но и в любой другой деятельности — в социальной активности, художественном творчестве, способности вырабатывать моральное решение и т. д. В этом возрасте присуще сильное желание самовыражения, стремления выразить свою индивидуальность и утвердить свою самобытность, проявляется потребность в самоуважении.
Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных с взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Оно стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности.
В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.
В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки в ранней юности. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников — она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. В это время преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности, юноши не слишком тревожны.
Таким образом, старшеклассник действительно прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит его. В этот период молодой человек решает, каким он будет в своей взрослой жизни.
3. Основные положения в содержании внеурочной работы старших школьников старшеклассник внеурочный работы плавание Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Она ориентирована на создание условий для неформального общения ребят, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую. Внеурочная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между учащимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Закон Российской Федерации «Об образовании» создал условия для перехода к образованию по выбору, предоставил возможность ученику выбирать вид образовательного учреждения и формы получения образования. Демократические реформы привели к усилению внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях. В результате выпускник школы стал осознавать, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, обладает способностью приспосабливаться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным.
Для решения этой проблемы образовательным учреждениям необходимо создать педагогические условия для профессионального самоопределения школьников, так как именно в школе закладываются основы общего и профессионального развития личности и создаются предпосылки для её успешного профессионального становления. Профессиональное самоопределение играет роль связующего звена между общеобразовательной и профессиональной подготовкой будущего специалиста.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, научно-познавательная, военно-патриотическая, общественнополезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
Во внеурочной деятельности, с точки зрения В. Д. Шадрикова, учащимся предоставляется возможность включаться в определенные общественные отношения и выделять те параметры деятельности, которые имеют для них большой личностный смысл.
Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Проанализировав формы внеурочной деятельности, я пришла к выводу, что она способна удовлетворить основные потребности старших — общение со сверстниками, самоутверждение в референтной группе и так далее.
Для отдыха необходима смена деятельности, круга общения, социальной роли и служебного статуса. В клубе даже «трудный» школьник перестаёт чувствовать себя ущербной или ущемлённой личностью, преодолевает монотонность основной деятельности, развивается более гармонично, успешен в какой-то сфере деятельности.
Анализ современной научной литературы показывает, что за последние десять лет здоровье детей и подростков нашей страны значительно ухудшилось, отмечается снижение уровня физического развития. Основными причинами такого положения являются экономические трудности, снижение внимания к социальным проблемам, санитарной культуре, ослабление государственной политики в области профилактической медицины, свертывание научных исследований по проблемам роста, развития здорового ребенка и управления здоровьем. Серьезной причиной нарушения здоровья детей служат все возрастающие учебные нагрузки в образовательных учреждениях.
Уже с шестилетнего возраста большинство имеют II группу здоровья. С одиннадцатилетнего возраста начинают преобладать дети, имеющие III группу здоровья. В старшем школьном возрасте возрастает количество учащихся с подготовительной группой здоровья. Проблема обострена еще и отсутствием в большинстве школ групп ЛФК. В структуре заболеваемости большую часть составляют болезни органов дыхания (53,2%), болезни нервной системы и органов чувств (12%), инфекционные и паразитарные болезни (9,7%), болезни органов пищеварения (4,5%). Одним из важных компонентов здоровья является психическая составляющая. В монографии «Здоровье детей России» справедливо подчеркивается, что «и в личном, и в общественном плане болезни нервно-психической сферы имеют не меньшую значимость, чем отклонения в физическом развитии».
Общеизвестно отрицательное влияние на детский организм вредных привычек, которые мешают или не дают человеку возможности успешно реализовать себя как личность. Особую группу вредных привычек представляют злоупотребление алкоголем и курение. Обследование, проведенное в 21 городе России, показало, что число 15−17-летних ежедневно курящих мальчиков составляет 27,4%, девочек — 14%.
Немаловажное влияние на формирование отношение школьника к курению, алкоголю оказывает круг интересов и характер установок того нормального коллектива, в котором он проводит свой досуг.
Занятия физкультурой и спортом — необходимое условие, от которого зависит здоровье, работоспособность и хорошее настроение. Большие умственные, нервные нагрузки, не сочетаются с соответствующими физическими упражнениями, крайне неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков. У таких детей развивается нервность или неврастения. Дети, больные неврастенией, повышено раздражительны, быстро утомляются, рассеяны, обидчивы, эмоционально неустойчивы, что часто сопровождается плаксивостью. В школе они вялы и апатичны или, наоборот, сильно возбуждены и беспокойны. Они не могут сосредоточиться и легко отвлекаются на незначительные посторонние раздражители.
4. Плавание как средство содержания внеучебной работы старшеклассников
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие»
Аристотель Плавание — вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь различных дистанций за наименьшее время.
Влияние плавания на организм человека необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает человеку стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех известных человечеству физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде — воде, а движения пловца выполняются в горизонтальном положении. И то и другое, да еще в сочетании с плавательными движениями, оказывает на организм человека прекрасное оздоровительное действие.
Кожа человека при плавании промывается и очищается от пыли и пота, что улучшает кожное дыхание. К тому же волны и течение оказывают своеобразное массирующее действие на тело человека, благодаря которому активизируется кровообращение в сосудах кожи.
Благотворно влияет плавание и на дыхательную систему человека. Чтобы сделать вдох, пловец вынужден преодолеть сопротивление воды, которая давит на грудную клетку. И наоборот, давление воды помогает пловцу сделать полный выдох. Такая своеобразная дыхательная гимнастика развивает дыхательную мускулатуру, вовлекает в работу всю легочную ткань, укрепляет легкие. А в результате повышается устойчивость организма к воздействию болезнетворных микробов и вирусов, которые попадают с воздухом в легкие.
Плавание оказывает и прекрасное закаливающее действие. Вода в бассейне имеет более низкую температуру, чем тело человека, и является Холодовым раздражителем. Если человек осторожно, изо дня в день, будет приучать себя к холоду, то у него улучшится теплорегуляция, повысится устойчивость к холоду, смене температурных условий, благодаря чему снизится восприимчивость к простудным заболеваниям.
Плавание требует больших энергетических затрат. Так, только за двухчасовую тренировку пловец может потерять до 2 кг веса. Часть высвободившейся энергии расходуется на согревание тела пловца, а другая на выполнение плавательных движений. Энергетические затраты возмещаются за счет усиленного питания. Таким образом, плавание активизирует обмен веществ.
Во время плавания многие физиологические процессы в организме человека протекают иначе, чем на суше, из-за того, что его тело попадает в необычные условия. Эти условия определяются тем, что в воде тело человека находится в состоянии полувесомости. Таким образом, при задержке дыхания на полном вдохе тело само легко всплывает на поверхность воды, а на полном выдохе — тонет. В состоянии полувесомости на кору головного мозга со стороны опорно-двигательного аппарата, сердца, легких и других органов действуют раздражители, образовавшиеся в новых условиях. Видоизменяются и ответные реакции головного мозга. В результате увеличивается глубина дыхания, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, активизируется обмен веществ и т. д.
Плавание считается лучшим «лекарством» против бессонницы и других спутников различных нервных заболеваний. Слишком вялых людей плавание взбадривает, а горячих, раздражительных — успокаивает.
Однако ценность плавания заключается не только в укреплении здоровья человека. Вместе с укреплением здоровья повышается и работоспособность людей. Человек, регулярно занимающийся плаванием, меньше болеет, реже бюллетенит или пропускает занятия, делает его труд более продуктивным.
В результате регулярных занятий плаванием человек становится бодрее, энергичнее. Ведь во время плавания в головной мозг поступают раздражения, которые активизируют деятельность всей нервной системы. И если занятие плаванием продолжается недолго (20—30 мин), возбужденные клетки коры головного мозга не успевают утомиться, мозг активизирует свою деятельность и настраивается на повышенный уровень работы.
Ученые доказали, что даже непродолжительное, 5-минутное, плавание в несколько раз повышает восприимчивость органов чувств, в первую очередь таких, как зрение и слух. Резко повышается после плавания и внимание. Вот почему многие великие писатели, ученые любили купаться и плавать, находя в этих занятиях дополнительные источники сил и энергии.
Работоспособность человека в любой отрасли физического или умственного труда в определенной степени зависит от его общей физической выносливости, под которой понимают повышенную способность человека к выполнению продолжительной работы. Плавание — один из наиболее ярко выраженных видов физических упражнений, хорошо развивающий это качество (выносливость).
Выработанные в процессе занятий плаванием качества помогают человеку в его трудовой деятельности. Большая выносливость позволяет спортсменам лучше трудиться, повышать производительность труда.
Таким образом, под влиянием систематических занятий плаванием происходят перестройка и совершенствование всего организма человека: устраняются излишки веса, увеличиваются объем и сила мышц, укрепляются связки, повышается емкость легких, увеличивается работоспособность сердца, а главное, совершенствуется деятельность центральной нервной системы. Все это вместе взятое и укрепляет здоровье, повышает общую работоспособность, позволяет долго и плодотворно трудиться.
Заключение
Старший школьный возраст относят к ранней юности, характеризующейся наступлением физической и психической зрелости. В этот период происходит физиологическое созревание организма, ликвидируется отставание в развитии сердечнососудистой системы, что обеспечивает приток крови ко всем частям организма. Стабилизируется работа эндокринных, нервно-психических, интеллектуальных структур. Упрочивается костная система, возрастает мышечная сила, что повышает физическую работоспособность, координация движений приближается к состоянию взрослого человека.
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, выпускник должен также осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Таким образом, задача современной системы образования — сделать все возможное для достижения обозначенных результатов. Необходимо разрабатывать новые образовательные и воспитательные программы, применять эффективные образовательные технологии и совершенствовать условия, в которых учатся дети.
Под влиянием систематических занятий плаванием происходят перестройка и совершенствование всего организма человека: устраняются излишки веса, увеличиваются объем и сила мышц, укрепляются связки, повышается емкость легких, увеличивается работоспособность сердца, а главное, совершенствуется деятельность центральной нервной системы. Все это вместе взятое и укрепляет здоровье, повышает общую работоспособность, позволяет долго и плодотворно трудиться.
Ученые доказали, что даже непродолжительное, 5-минутное, плавание в несколько раз повышает восприимчивость органов чувств, в первую очередь таких, как зрение и слух. Резко повышается после плавания и внимание. Вот почему многие великие писатели, ученые любили купаться и плавать, находя в этих занятиях дополнительные источники сил и энергии.
Целью моей реферативной работы было выявление особенностей содержания внеурочной деятельности старшеклассников. Работая с научно-методической литературой и с поисковыми системами в сети интернет, я рассмотрела анатомические и физиологические и психолого-педагогические особенности старшеклассников. Воспользовавшись ФГОС, перечислила основные положения в содержании внеурочной работы старших школьников. В заключении своей реферативной работы дала характеристику плаванию как средству содержания внеучебной работы старшеклассников. Так как все выше поставленные задачи были выполнены, я пришла к выводу, что достигла поставленной цели.
Список использованной литературы Бутович Н. А. Тренировка юного пловца. — Г. — 1992
Карпенко Е. Н., Коротнова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание. Игровой метод обучения-М.2004
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет), Учебное пособие, 4-е изд-е, — М.: «УРАО», 1998
Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
Макаренко Л. Т. Плавание — М.2002
Осокина Т. И. Как научить детей плавать — М. 1985
Рождественская Н. А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений — Психология. 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998
Шебек В.Н., Ермак Н. Н. Физическое воспитание старшего школьника. Москва Просвещение — 2000
epigrafy.ru
kalitva.ru
nsportal.ru
psyarticles.ru
ru.wikipedia.org