Обучение иностранных студентов-филологов русским антропонимам: Продвинутый этап
Диссертация
С целью раскрытия этнокультурного потенциала русских антропонимов в иностранной аудитории нами был разработан учебный комментарий к антропонимам. Данный комментарий включает информацию о происхождении имени, о его распространенности в прошлом и в наши дни, о функционировании имени в определенной социальной среде, о известных людях и литературных героях, названных данным именемо функционировании… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ РУССКИМ АНТРОПОНИМАМ
- 1. 1. Общая характеристика антропонимической системы русского языка
- 1. 1. 1. Понятие антропонимической системы
- 1. 1. 2. Особенности семантики антропонимов
- 1. 1. 3. Разряды русских антропонимов
- 1. 2. Функционирование форм русских личных имен в ситуациях общения
- 1. 2. 1. Понятия ситуации общения и социальной роли
- 1. 2. 2. Функционирование в ситуациях общения полных и кратких форм русских личных имен
- 1. 2. 3. Функционирование в ситуациях общения форм личных имен с суффиксами субъективной оценки
- 1. 3. Этнокультурный потенциал русских личных имен
- 1. 3. 1. Лингвострановедческий и лингвокультурологический подходы к анализу русских личных имен
- 1. 3. 2. Этнокультурные особенности русских личных имен
- 1. 3. 3. Виды комментария к антропонимам
- 1. 4. Обучение антропонимам как одна из разновидностей обучения лексике русского языка как иностранного
- 1. 4. 1. Проблема цели обучения лексике в практическом курсе иностранного языка. Понятие антропонимической компетенции
- 1. 4. 2. Содержание обучения иностранных студентов-филологов t русской антропонимической лексике
- 1. 4. 3. Методы и приемы обучения иностранных студентов-филологов русской антропонимической лексике
- 1. 4. 4. Учет родного языка иностранных студентов при обучении русской антропонимической лексике
- 1. 1. Общая характеристика антропонимической системы русского языка
- 2. 1. Основные положения методики обучения иностранных студентовфилологов русским антропонимам на продвинутом этапе
- 2. 1. 1. Цели, задачи и принципы обучения антропонимам
- 2. 1. 2. Способы организации обучения иностранных студентовфилологов русским антропонимам.103 2.1.3. Отбор материала для обучения иностранных студентовфилологов русским антропонимам
- 2. 1. 4. Учебный комментарий к антропонимам
- 2. 2. Методическое описание спецкурса «Русские антропонимы»
- 2. 2. 1. Характеристика первого блока «Имя в ситуации общения»
- 2. 2. 2. Характеристика второго блока «О чем говорят русские имена»
- 2. 2. 3. Характеристика третьего блока «Имя в художественном тексте»
- 2. 3. Экспериментальная проверка предлагаемой методики
- 2. 3. 1. Констатирующий эксперимент
- 2. 3. 2. Обучающий эксперимент
- 2. 3. 3. Контрольный эксперимент
Список литературы
- Аминова Н.Н. Обращения, выраженные формами собственного имени, в аспекте обучения РКИ // Русский язык за рубежом. 1983. № 3. С.76−80.
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Наука, 1974.-367с.
- Аркадьева Т.Г., Нестор И. М. Давайте поговорим (Учебные задания для занятий по русскому языку со студентами-учителями из ВНР на краткосрочных курсах). Л.: ЛГПУ, 1978. 51 с.
- Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Изв. АН, сер ЛиЯ, 1981, № 4, с.58−72.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Яз. рус. культуры, 1999. 895с.
- Арциховский А.В., Борковский В. И. Новгородские грамоты на бересте. М.: Изд-во Академии наук, 1958.- 151 с.
- Ашукин Н.С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М.: Худ. лит. 1988. 528 с.
- Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Русская словесность / Под ред. В. П. Нерознака. М., 1997. С. 227−244.
- Ю.Белых Н. А. Некоторые правоведческие и социологические вопросы антропонимики // Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. М., 1970. С. 83−90.
- Берков В.П. Вопросы двуязычной лексикографии. Л.: ЛГУ, 1973. 191с.
- Богданова Е.З. Экспрессивная деривация русских личных имен в художественном тексте. // РКИ: Теория, исследования, практика. СПб.: Сударыня, 1999. Выпуск II. С.47−53.
- Боженкова Р.К. Понимание текста как лингвокультурологическая категория. Курск: Кур. гос. техн. ун-т. 2000. 58с. ф 14. Болотов В. И. К вопросу о значении имен собственных // Восточнославянская ономастика. М.: Наука, 1972. С. 333−346.
- Бондалетов В.Д. Динамика личных имен в XX веке // Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. М.: Наука. 1970. С. 91−105. ^ 16. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1983. 224с.
- Бондалетов В.Д., Данилина Е. Ф. Средства выражения эмоционально-экспрессивных оттенков в русских личных именах // Антропонимика. М.: Наука. 1970. С. 64−79.
- Брагина А.А. Лексика языка и культура страны: изучение лексики в лингвострановедческом аспекте. М.: Рус. яз. 1986. —151с.
- Булгаков С.Н. Философия имени. СПб.: Наука, 1998. 448с.
- Булыгина Т. А. О границах и содержании прагматики // Изв. АН СССР, сер ЛиЯ, 1981, № 4. С.74−92.
- Булыгина Т. В. Крылов С. А. Сигнификат // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 444.
- Валеева Р.А. Вариативность и интерпретирующая функция языка // Теория ¦ поля в современном языкознании- Материалы научно-теоретическогосеминара. Уфа, 1997. С.105−108.
- Васильев Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания, 1971, № 5. С. 32−43.
- Васильева Г. М. Национально-культурная специфика семантических неологизмов: лингвокультурологические основы описания. СПб, 2000 230с.
- Введенская Л.А., Колесников Н. Л. От имени собственного к имени нарицательному. Ростов н/Д: Феникс, 1981. 471с.
- Вежбицкая А. Личные имена и экспрессивное словообразование // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. 375 с.
- Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: МУДН, 1969. 160с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедение и текст: Сб.ст. М.: #• Рус.яз., 1987.- 178с.
- Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. -М.: Русский язык, 1980. -320 с. щ ЗО. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Рус.яз., 1979. -237с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Рус.яз., 1990. -246с.
- Вещикова И.А. Особенности подачи русской антропонимической системы в инокультурной аудитории // Русский язык как иностранный. Теория. Исследования. Практика. Вып.4., СПб., 2000. С. 233−240.
- Вендина Т.И. Русская картина мира сквозь призму словообразования. М.: Библ-ка инст-та славяновед-я. 1998. 205 с.
- Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.: Высшая школа, 1972. — 614с.
- Виссон Л. Чужие и близкие в русско-американских браках. М.: Валент, 1999.-206с.
- Воробьев В.В. Лингвокультурология. Теория и методы. М., 1997. 331 с.
- Воробьев В.В.О статусе лингвокультурологии // Материалы IX Конгресса• МАПРЯЛ. М., 1999. С. 96 -117.
- Воскресенская Л. Б. Лингвострановедческий паспорт слова // Русский язык за рубежом, 1981, № 2. С. 72−76.
- Восточно-Славянская ономастика. Сб. статей. М.: Наука, 1972. 365 с.
- Гак В. Г. Лексическое значение слова // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 261−263.
- Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сб. статей по языкознанию М.: МГУ. 1958. С. 103 -124.
- Глухов Б.А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Рус.яз., 1993. 370с.
- Горбаневский М.В. Иван да Марья. М.: Рус.яз., 1987. -253с.
- Филологические этюды. М.: УДН, 1988. 87с.
- Граудина JI.K. Вопросы нормализации русского языка. М.: Наука, 1980−288с.
- Гридин В.Н. Семантика эмоционально-экспрессивных средств языка // Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1978. С. 113−119. 47. Гудков Д. Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. М.: МГУ, 1999.- 243с.
- Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. Владимир: Владимир, пед. ин-т, 1980. 104с.
- Гурвич П. Б., Кудряшов Ю. А. Грамматические умения, обуславливающие говорение на иностранном языке // Вопросы методики преподавания иностранных языков. Тула, 1967. С.22−45.
- Джарылгасинова Р. Ш., Крюков М. В., Никонов В. А., Решетов А. М. (ред.) Системы личных имен у народов мира. М.: Наука, 1989. — 382с.
- Джахаргири Азар X.А. Особенности русских личных имен с национально-культурным компонентом // Русский язык за рубежом, 2003, № 1. С. 96−99.• 52. Денисов П. Н. Очерки по русской лексикологии и учебной лексикографии.- М.: МГУ, 1974.-255с.
- Долгих Н. Г. Теория семантического поля на современном этапе развития семасиологии // Филологические науки, 1973, № 1. С. 50−54.
- Елизарова Г. В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению. Автореф. дисс., СПб., 2001.
- Ендольцев Ю.А. Вопросы теории и практики в преподавании лингвострановедения. JL: ЛГУ, 1988. 63 с.
- Ермолович Д.И. Имена собственные на стыке языков и культур. М.: Валент. 2001.- 198 с.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Наука, 1991. 205с.
- Зайцева К.Б. Английская стилистическая ономастика. Одесса, 1973. 56 с. 59. Зайцева К. Б. Англичане // Системы личных имен у народов мира. — М.: + Наука, 1989. С. 52−58.
- Залевская А.А. Межкультурный аспект проблемы ассоциаций // Словарь ассоциативных норм русского языка. -М., 1977. С.5−13
- Згонников П. Имя знак судьбы? // Хигир Г. Ю. Как назвать ребенка. М., 1996. С.4−11.
- Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Рус. яз., 1987. 237с.
- Земская Е.А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука, 1981. 275с.
- Зима Н. Тайна имени. М.: ГИПОЛ КЛАССИК, 2000. 61с.
- Зиновьева Е. И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного. СПб.: СпбГУ, 2003. — 64с.
- Калакуцкая Л.П. Фамилии, имена, отчества. Написание и склонение. М.: Толк, 1994.-95с.
- Капитонова Т.И., Щукин А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. М.: Рус.яз., 1978. — 230с.• 68. Карасик В. И. Язык социального статуса. М.: Ин.-т яз-знания, 1992. 329с.
- Караулов Ю.Н.(ред.) Национальная специфика языка и ее отражение в нормативном словаре. М.: Наука, 1988.- 171с.
- Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976. — 355с.
- Карпенко Ю.А. (ред.) Русская антропонимия. Одесса, ОГУ, 1970. 186с.
- Кацнельсон С. Д. Содержание слова, значение и обозначение. М.-Л.: Наука, 1965.- 110с.
- Кодухов В.И. Некоторые проблемы учебной текстологии (комментирование художественного текста) // Русский язык для студентов-иностранцев. Сб. методических статей. № 25. М., 1988. С.71−77.
- КоккотаВ.А. Лингводидактическое тестирование. М.: Высш.шк.1989.-123с.
- Колесникова А. Ф. Лексика в обучении русскому языку // Методика / Подред. А. А. Леонтьева и Т. А. Королевой. М., 1982. С. 51 — 72
- Колесникова А. Ф. Проблемы обучения русской лексике. М., 1977. — 92с.
- Комова Т.А., Гарагуля С. И. Имя личное в истории и культуре Великобритании и США. Белгород: Белг. ТАСМ, 1998. 72с.
- Кон И. С. Люди и роли // Новый мир. 1970. № 2. С.53−68.
- Кондратьева Т.А. Собственные имена в пословицах и загадках русского народа // Вопросы грамматики и лексикологии русского языка. Казань, 1966. С.45−53.
- Копыленко М.М. Сочетаемость лексем в русском языке. М., 1973. — 119с.
- Коршунова Я.Б. Обучение лексике (Пособие по методике преподавания русского языка как иностранного для студентов-нефилологов).М., 1984.-149 с.
- Костомаров В.Г., Бурвикова Н. Д. Понятие логоэпистем // Россия и запад. Диалог культур. М., 1995. С. 25 34.
- Костомаров В. Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М.: Рус. яз., 1984. — 158 с.
- Котелова Н. 3. Значение слова и его сочетаемость (к формализации в языкознании). Л.: Наука, 1975.- 164с.
- Крыжановская С.Г. Баба Яга или Фантомас // Этническая ономастика. М., 1984. С. 82−91.
- Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М.: Наука. 1989. 188 с.
- Крюков М.В., Решетов A.M. Китайцы // Системы личных имен у народов мира. М.: Наука. 1989. С. 164−170.
- Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. / Отв. Ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1986. 156с.
- Кулибина Н.В. Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом. М.: Рус. яз., 1987. 142 с.
- Куникеева А.А. Лингвометодическая модель работы с современным русским газетным текстом (в аспекте преподавания русского языка как иностранного). СПб, 2002. — 112 с.
- Куникеева А.А. Проблемы обучения иностранных учащихся пониманию лексической экспрессии в современных газетных текстах. Дисс. канд. пед. Наук. СПб, 1996.
- Курилович Е. Очерки по лингвистике. Сб. ст. М.: Иностр. лит., 1962.- 456с.
- Леонович О.А. Очерки английской ономастики: пособие для преподавателей. М., 1994. 240 с.
- Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. М., 1970. — 88 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л., 1967.
- Леонтьев А. А. Психологические основы обучения русскому языку как иностранному // Методика / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. А. Королевой. -М., 1982. С. 4−11.
- Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. — 365с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. 96 с.
- Лихачев Д. С. Раздумья о России (Сб.). СПб.: Логос, 1999. 666с.
- Логинова И.М. Функционирование обращений в русской звучащей речи. / Русский язык за рубежом. 2000, № 3. С. 37−41.
- Лосев А.Ф. Логос Имя — Космос. М.: Мысль, 1997. — 790с.
- Лосев А.Ф. Философия имени. М.: МГУ, 1990. 270с.
- Лукьянова Н.А. О семантике и типах экспрессивных лексических единиц // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Новосибирск.: Наука. 1979. Вып. 7. С. 234−239.
- Лукьянова Н.А. О соотношении понятий экспрессивность, оценочность, эмоциональность // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Новосибирск.: Наука, 1975. Вып. 5. С. 181−188.
- Лукьянова Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления: Проблемы семантики. Новосибирск.: Наука. 1986. 227 с.
- Лыков А.Г., Чабанец Т. А. Русские личные имена собственные // Филологические науки, 1999, № 1, с. 13−21.
- Лысакова И. П. (ред.) Практическая стилистика русского языка для студентов-иностранцев. Спби: РГПУ им. Герцена, 1993. — 85с.
- Лю Хун. Формирование лингвострановедческой компетенции китайских студентов-филологов на начальном этапе обучения. Авт. дисс., СПб., 2001.
- Люй Цуйюань. Речевая практика китайских студентов на основе комментария к антропонимам //Русский язык за рубежом. 2001.№ 1. С. 70−75.
- Маковский М.М. Системность и асистемность в языке: Опыт исследования антиномий в лексике и семантике. М.: Наука, 1980 — 210с.
- Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1975. 328 с.
- Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Наследие, 2001 .-207с.
- Матвеева Т. Н., Хамшовски С. А. Лексика // Методика обучения русскому языку как иностранному / Под ред. И. П. Лысаковой. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. 2000. С. 134−155.
- Медникова Э. М. Значение слова и методы его описания. М.: Выс. шк., 1974.-202с.
- Методика обучения русскому языку как иностранному. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 219 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов / Под ред. А. Н. Щукина. М.: Рус. язык, 1990. 231с.
- Морковкин В. В. К вопросу об адекватной семантизации слова // Памяти академика В. В. Виноградова / Под ред. В. Г. Костомарова. М.: МГУ, 1971.
- Морковкин В. В. Семантика и сочетаемость слова // Сочетаемость слов и вопросы обучения русскому языку иностранцев / Под ред. В. В. Морковкина. -М.: Рус. язык, 1984.
- Морковкин В. В., Кочнева Е. М. Лексика в обучении русскому языку // Методика. М.: Русский язык, 1988. — С. 84−102.
- Московии В.А. Машинное конструирование личных имен //Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. М.: Наука. 1970. С.106−113.
- Московкин Л.В. Методологические аспекты лингводидактики и методики обучения языку. СПб.: Корифей. 2002. 48 с.
- Московкин Л. В. Основные понятия методики обучения РКИ // Методика обучения русскому языку как иностранному / Под ред. И. П. Лысаковой. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 10−20.
- Национально-культурный компонент в тексте и языке. Тез. докл. международной науч. конф. В 2 ч. Минск, 1994. 4.1 — 233с., Ч. Н — 159с.
- Непокупный А.П. Теория и методика ономастических исследований. М.: Наука, 1986.-385с.
- Никонов В.А. Задачи и методы антропонимики // Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. М.: Наука, 1970. С. 5−11.
- Новиков Л. А. Лексикология // Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. М.: Азбуковник. 1997. С. 190−285.
- Новиков Л. А. Сема // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 261−263.
- Новикова Т. Формирование основ культурной компетенции у иностранцев, изучающих русский язык // Русский язык за рубежом. 2000, № 3. С. 62−71.
- Ономастика Сб. статей под. ред. В. А. Никонова, А. В. Суперанской., М.: Наука, 1969.-261с.
- Ономастика и норма (ред. Л.П. Калакуцкая). М.: Наука, 1976 255с.
- Ономастический кружок в школе (Методические рекомендации для учитей-словесников). Житомир: Б.и., 1986. -44с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. — 222с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.- М.: Рус. язык, 1989. 276с.
- Пассов Е.И. Ситуация, тема, социальный контакт // Иностранные языки в школе. 1975. № 1. С. 53−58.
- Перкас С.В. О некоторых проблемах, связанных с именамисобственными (на материале английского языка) // Иностранные языки в школе. 1994. № 6. С. 52−57.
- Пименова Г. А. Лексический материал в лингвострановедческом спецкурсе (к методике отбора и толкования лексики) // Вопросы методики преподавания русского языка иностранцам. Вып.З. Л., 1983. С.52−60.
- Половникова В. И. Лексический аспект в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1988. — 160 с.
- Потапова М.М. Ролевая игра как прием активизации обучения русскому языку как иностранному студентов гуманитарных факультетов. Дисс. канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. 2001. 230с.
- Привалова М. И. Функции личных имен и фамилий в произведениях Салтыкова-Щедрина. Уч. зап. ЛГУ, № 161. 1952. С. 35−56.
- Прохоров Ю.Е. Национально социокультурные стереотипы речевогообщения и их роль в обучении русскому языку. М.: ИКАР, 1996. 228с.
- Пузырев А.В. Собственные имена в поэтической речи. М., 1981. -287с.
- Рассудова О.П. Некоторые вопросы лексической системы русского языка и методика работы над лексикой // Методика преподавания русского языка иностранцам / Под ред. С. Г. Бархударова. М.: МГУ, 1967. С. 165−193.
- Реформатский А.А. Перевод или транскрипция // Восточно-славянская ономастика. М.: Наука, 1972. С. 311−333.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: Рус. яз. 1974.-374с.
- Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Межвузовский сборник. Выпуски 1- 6. СПб.: Сударыня, 1998−2003.
- Русский язык как иностранный в лингвострановедческом и• лингвокультурологическом аспектах: Научно-методические материалы / Под ред. Е. Е. Юркова. СПб.: СПбГУ, 2003. 183 с.
- Рязанова Л.И. Совершенствование лексических речевых навыков эмоционального оценивания у англоязычных студентов продвинутого этапа обучения. Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1991.
- Сафарян Р.Д. Речевые характеристики художественных произведений и система работы над текстом // Русский язык за рубежом. 2000. № 3. С. 83−87.
- Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М.: Просвещение, 1974. 144с.
- Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М., 1981.-237с.
- Скалкин В.Л., Рубинштейн Г. А. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи // Иностранные языки в школе. 1975. № 1. С. 2−9.
- Скрозникова В. А. Американцы // Системы личных имен у народов мира. М: Наука, 1989. С. 47−52.
- Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. -М.: Русский язык, 1990. 174с.
- Современный русский язык. Словообразование. М.: Просвещение, 1973. -303 с.
- Сорокин Ю.М., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Ин-т яз.-я, 1979. 215с.
- Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. М.: Просвещ., 1975 271с.
- Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1984 171с.
- Стернин И.А. О трех видах экспрессивного слова.// Структура лингвостилистики и ее основные категории. Пермь: Изд-во пермского Гос. Ун-та, 1983. С. 123−127.
- Стернин И. А. Проблемы анализа структуры значения слова. Воронеж: ВИПКРО, 1979.-205с.
- Суперанская А.В. Общая теория имени собственного М., 1973. 366с.
- Суперанская А.В., Суслова А. В. О русских именах. Л., 1978. 204с.
- Суперанская А.В., Суслова А. В. Структура имени собственного. М.: Наука, 1969.-207с.
- Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал. Волгоград: Перемена, 2000. 171с.
- Супрун В.И. Проблемы изучения русских имен собственных иностранными учащимися // 4-й междунар. симпозиум «Изучение русского языка в сопоставлении с родным». Тез. докл.- В. Тырново. 1984. С. 156−159.
- Супрун В.И. Страноведение и лингвострановедение в подготовке учителя-русиста зарубежной школы. Волгоград: Перемена, 1985. 49 с.
- Текст в обучении русскому языку как иностранному // Под ред. И. П. Лысаковой. СПб.: Образование, 1994. — 175с.
- Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. -М.: Наука, 1986.- 141с.
- Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996. 284с.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.-261с.
- Толстой Н.И., Толстая С. М. Имя в контексте народной культуры // Проблемы славянского языкознания. М.: ИНИОН, 1998.-253с.
- Томахин Г. Д. От страноведения к фоновым знаниям носителей языка и национально-культурной семантике языковых единиц в их языковом сознании // Русский язык за рубежом. 1995. № 1. С.54−65.
- Томашевский Б.В. Русская передача французских имен // Восточнославянская ономастика. М.: Наука. 1972. С. 251−311.
- Туркас Мильян Х. А. Использование русской ономастики в учебно-воспитательном процессе с кубинскими учащимися / Авт. канд. дисс., М., 1989.
- Успенский Л.В. Ты и твое имя. Волгоград, 1994. 284с.
- Уфимцева А. А. Лексическое значение. Семиологический анализ. М., Наука, 1986.-240 с.
- Уфимцева А. А. Опыт изучения лексики как системы. М., 1962. 287с.
- Уфимцева А.А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988 212с.
- Уфимцева А. А. Слова в лексико-семантической системе языка. М.: Наука, 1968.-272с.
- Флоренский П.А. Имена: Сочинения. М.: Эксмо-Пресс, 1988. 911с.
- Фролкина А. В. Работа над лексикой // Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения. М.: Русский язык, 1983. С. 59−75.
- Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. Л., 1990.-103с.
- Формановская Н.И. Лингвострановедческий аспект собственного имени в функции обращения // Русский язык для студентов-иностранцев. Сборник методических статей. М.: Наука, 1983. С.42−50.
- Формановская Н. И, Акишина А. А. Русский речевой этикет в лингвострановедческом аспекте // Словари и лингвострановедение / под ред. Е. М. Верещагина. М.: Рус яз., 1982. С.83−98.
- Харченкова Л.И. Диалог культур в обучении русскому языку как иностранному. СПб.: Сударыня, 1994. 142с.
- Хигир Б.Ю. Интимный портрет имени. М.: Гранд, 1996. 366с.
- Цао Вэй. Методические проблемы составления лингвистического комментария к русскому художественному тексту. Дисс. канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. 1995.
- Чао Шуаньсинь. Трудности восприятия текстов В. Шукшина китайскими учащимися // Русский язык за рубежом, 2000, № 3. С. 88−90.
- Чернобров А.А. Лингвострановедческий анализ английских личных имен. Дисс. канд. пед. наук. М., 1995.
- Шаклеин В.М. Лингвокультурологическая теория в преподавании русского языка как иностранного // Рус. язык за рубежом. № 3, 1998. С 24−32.
- Шатилов С.Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся. Л.: ЛГУ, 1985 56с.
- Шахматова М.А., Сим Ен Бо. Типология лингвострановедческих комментариев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. Вып.1, 1996. С. 48−54.
- Шейгал Е.И. Функции антропонимов в политическом дискурсе // Ономастика Поволжья. Волгоград, 1998, с. 101−104.
- Шмелев Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка. М., 1964−244с.
- Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1973.-280с.
- Щетинин JI.H. Русские имена. Ростов-н/Д, 1978.-253с.
- Щетинин JI.M. Субъективный фактор в образовании антропонимических текстов. Известия АН СССР, ОЛЯ, 1986, № 2, Т.45, 159−165.
- Щур Г. С. Теории поля в лингвистике. М.: Наука, 1974−255с.
- Allen V. F. Techniques in Teaching Vocabulary. New York: Oxford University Press, 1983. — 327 c.
- Carter R. Vocabulary: Applied Linguistics Perspectives. London: Routledge, 1998.- 182 c.
- Chomsky N. Syntactic structures. The Hague: Mouton, 1957. — 116 c.
- DeCarrico J. S. Vocabulary Learning and Teaching // Teaching English as a Second or Foreign Language. Ed. by M. Celce-Murcia. Boston, MA: Heinle & Heinle, 2001. — C. 285−300.
- Gairns R., Redman S. Working with Words: A Guide to Teaching and Learning Vocabulary. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. — 354 c.
- Flexner S.B. Listening to America. New York: Simon and Schuster, 1982. -591 c.
- Hymes D. On communicative competence // Sociolinguistics. Ed. by J. P. Pride and J. Holmes. Harmondsworth, UK, Penguin, 1972. — 370c.
- Nation I. S. P. Teaching and Learning Vocabulary. Boston, MA: Heinle & Heinle, 1990.-246 c.
- Англо-русский словарь (под ред. Аракина В. Д., Выгодской З. С., Ильиной Н.Н.). М.: Рус. яз., 1991. С. 603−606.
- Агеенко Ф.Л. Собственные имена в русском языке: словарь ударений. М.: Знак, 2001.-373с.
- Ведина Т.Ф. Словарь фамилий. М.: ACT, 1999. -539с.
- Даль В.И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа. Сб. в 2 т. СПб: Литера, 1997.-Т. 1 413с., Т. 2−413с.
- Казаков В. Именослов. Словарь славянских имен и прозвищ. Калуга: Рус. Правда, 1997.-349с.
- Квита Г., Миронов В. Словарь имен. М.: Кучково поле, 1998. -347с.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энц.-я, 1990.-685с.
- Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М.: Школа-пресс, 1993.-222с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1978−847с.
- Решетников Н.И. (ред.) Русские имена в исторических лицах, церковных и народных праздниках, пословицах и приметах. М.: Б.и., 2002.-463с.
- Русская ономастика и ономастика России. Словарь под ред. О. Н. Трубачева. М.: Школа-пресс, 1994. 287с.
- Рыбакин А.И. Словарь английских личных имен. М.: Советская энциклопедия, 1973.- 408 с.
- Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М.: Русские словари, 1995.-477с.
- Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1978.-198с.
- Справочник личных имен народов РСФСР. М.: Рус. яз., 1989. 654с.
- Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М.: ACT, 1988.-521с.
- Тихонов А.Н., Бояринова Л. З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. М.: Школа-пресс, 1995. -733с.
- Тороп Ф. Популярная энциклопедия русских имен. М., 1999. 297с.
- Федорова М.В. Русские имена в XX веке. Кр. словарь. Белгород, 1995.-128с.
- Фелицина В.П., Прохоров Ю. Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвострановедческий словарь.М.: Рус. яз., 1979.-240с.
- Фелицина В.П., Мокиенко В. М., Русские фразеологизмы. Лингвострановедческий словарь. М.: Эксмо-пресс, 1990.-397с.
- Хигир Б.Ю. Как назвать ребенка. М.: Вече, 1996. 372с.
- Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен и отчеств. М.: Вече, 2000. 574с.