Культура поведения младшего школьника
Воспитанием культуры поведения нужно заниматься только систематически и планомерно, постепенно усложняя правила, которыми должны овладеть дети, — если браться за это от случая к случаю, толку будет мало. Важно показать ребенку, что выполнение норм культурного поведения важно не только на людях, но и наедине с самим собой, когда никто не видит. А этого, к сожалению, не всегда придерживаются… Читать ещё >
Культура поведения младшего школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В первые годы учёбы особенно отчётливо проявляются дефекты дошкольного воспитания: эгоизм, непослушание, неуважительное отношение к старшим, грубость, нечестность, безразличие к коллективу. Для многих детей особенно трудны первые месяцы в школе. Родители должны вовремя прийти на помощь, но не стоит проявлять чрезмерное усердие, потому что в этом возрасте у детей проявляется естественное желание многое делать самостоятельно, без посторонней помощи.
Характерной особенностью психоэмоциональной сферы детей в возрасте 7−10 лет являются любознательность, живой интерес ко всему новому. Они стремятся многому подражать, а иногда что-то копируют без достаточно критического отношения к объекту внимания. Поэтому личный пример родителей, их приёмы нравственного и эстетического воздействия на ребёнка имеют важное воспитывающее значение [17, c. 125−126].
Дети подражают не только хорошему. Они могут следовать и плохому примеру: пытаются курить, обижают слабых, проявляют жестокость к животным.
В воспитании важен сам характер отношений между взрослыми. Детей приучают к вежливости в семье: их учат радушно приветствовать, прощаться, благодарить, уступать место старшим. Но если отец невнимателен к матери, то он дает плохой урок своим детям. В такой семье дети часто вырастают невнимательными, непредупредительными. Нередко родители «срываются» в отношениях между собой. По малейшему поводу они кричат, ссорятся, возбужденно спорят. У них для себя находятся оправдания: устали, нервничают из-за каких-то неприятностей. Или еще проще: характер уж такой вспыльчивый, а переделываться поздно. Такое поведение перенимают дети. Если отец и мать грубы и непочтительны к старшим в семье, то жди такого же отношения к бабушкам и дедушкам от детей.
Дурной пример родителей может быть причиной формирования у ребёнка безразличия к нормам поведения в общественных местах, грубого отношения к лицам старшего возраста, женщинам. Когда в семье царит лицемерие и обман, постоянные ссоры и скандалы, сё это обязательно наложит глубокий отпечаток на неокрепшую психику ребёнка и его дальнейшее поведение.
Большой моральный ущерб наносят своим детям те родители, которые подходят к детям с иной нравственной меркой, чем к себе. Иногда родители сквернословят при детях, пьют, курят, совершают нечестные поступки, но наказывают детей за подобные действия. Требуют от сына или дочери аккуратности и подтянутости, а сами неряшливы и небрежны.
Лицемерное отношение к детям рождает в них чувство обиды и озлобления, способствуют формированию лживости. Дети в этом возрасте болезненно реагируют на ущемление чувства собственного достоинства, мучительно переживают несправедливые наказания.
Педагогический опыт показывает, что дети, которые подвергаются телесным наказаниям, охотно вступают в драку со сверстниками, используют всякую возможность обидеть слабого, проявляя при этом злобность и ожесточённость [15, c. 68].
Ребятам 7−8 лет свойственны непосредственность и доверчивость. Взрослые должны бережно относиться к проявлениям честности, искренности и прямолинейности в рассуждениях и поведении детей.
Воспитанием культуры поведения нужно заниматься только систематически и планомерно, постепенно усложняя правила, которыми должны овладеть дети, — если браться за это от случая к случаю, толку будет мало. Важно показать ребенку, что выполнение норм культурного поведения важно не только на людях, но и наедине с самим собой, когда никто не видит. А этого, к сожалению, не всегда придерживаются в семье. Приходят гости — на стол подаются салфетки, вилки, ножи; но в обычные дни и первое, и второе ребенок ест ложкой. — А где же ему приучиться красиво есть ножом и вилкой? Потом родители удивляются, что ребенок не умеет вести себя в гостях за столом…
Удивляться тут, собственно, нечему. Надо очень тщательно следить за тем, чтобы именно в каждодневной жизни соблюдались правила вежливости, приличия, хорошие манеры.