Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Исследование воспитания у младших школьников гуманных чувств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Балла — ребенок… Читать ещё >

Исследование воспитания у младших школьников гуманных чувств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение сформированности гуманных чувств у младших школьников

В проведении исследования нами были использованы две методики. Приведем их описания.

I. Методика «Закончи историю».

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.

Инструкция. Детям рассказываются истории, которые они должны закончить.

Примеры ситуаций История 1. Дети играли на площадке, а Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил… Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов.

  • 0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.
  • 1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
  • 2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
  • 3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

II. Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Инструкция. Необходимо разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Ребенок должен при раскладывании картинок объяснять, куда собирается положить каждую из них и почему именно туда.

Исследование проводится индивидуально. При проведении данного исследования, необходимо фиксировать эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Обработка результатов.

  • 0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
  • 1 балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
  • 2 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
  • 3 балла — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.

Нами была проведена диагностика нравственной сферы у 15 школьников младшего возраста г. Тамбова. Результаты диагностики представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1 Оценка осознания детьми гуманных норм.

№ п/п.

Называет нравственную норму.

Оценка поведения детей.

Мотивировка оценки.

Количество баллов.

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

Из таблицы мы видим, что почти половина испытуемых (53%) показала высокое осознание гуманных норм, большая часть испытуемых (33%) показала среднее осознание гуманных норм и лишь маленький процент испытуемых (7%) показали низкий и очень низкий уровень осознания гуманных норм. Таким образом, мы можем сказать, что в проверенной нами группе у детей хороший уровень осознания гуманных норм.

Таблица 2 Оценка эмоционального отношения к гуманным нормам чувств у младших школьников.

№ п/п.

Раскладывание картинок.

Обоснование своих действий.

Эмоциональные реакции.

Количество баллов.

+/;

+/;

+/;

;

;

;

+/;

;

;

;

;

;

Из таблицы видно, что большинство протестированных детей (47%) имеют высокое эмоциональное отношение к гуманным нормам, средняя часть детей (33%) имеют среднее эмоциональное отношение к гуманным нормам. Низкое эмоциональное отношение к гуманным нормам показало всего лишь 13% детей и очень низкое — 7% испытуемых детей.

Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей хорошие показатели эмоционального отношения к гуманным нормам. Проводя наблюдения за общением дошкольников в учебной и свободной деятельности, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по гуманному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой