Теоретические аспекты проблемы замкнутости у дошкольников
В отличие от аутизма, как крайней формы отчуждения, выражающейся в уходе от контактов с окружающей действительностью, замкнутость не является патологическим явлением и может быть скорректирована психологом, а не психиатром. Замкнутость оставляет некоторую возможность «разбиения скорлупы», в которую попал ребенок. Коррекция здесь может быть более длительной, чем при устранении других нарушений… Читать ещё >
Теоретические аспекты проблемы замкнутости у дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Замкнутость как психолого-педагогическая проблема
Детское неблагополучие — негативное психологическое явление, за ним скрывается глубинный конфликт в отношениях со сверстниками, эмоциональные и поведенческие нарушения. Конфликтные отношения способствуют значительным искажениям в поведении ребенка, в его отношениях к сверстникам и себе. Это находит отражение в комплексе защитных (агрессивных и пассивных) форм поведения, свидетельствует о возникновении защитных поведенческих компенсаторных реакций у ребенка в ответ на трудности во взаимоотношениях с детьми и взрослыми.
Сам конфликт ребенка со сверстниками и возникающие вследствие него негативные черты характера длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник внутриличностного конфликта, его первопричина, как правило, упускается родителями и педагогом ДОУ.
Опасность для жизни заключается и в том, что появившиеся у ребенка эмоциональные нарушения, в связи с особой «способностью» дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности ребенка, могут проявиться только в школьном и более взрослом возрасте. Одной из форм таких эмоциональных нарушений является замкнутость ребенка.
На первый взгляд, может показаться, что замкнутый и застенчивый ребёнок — это одно и то же. На самом деле между ними есть важное различие психологических особенностей общения: застенчивый ребёнок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как общаться. В словаре С. И. Ожегова понятие «замкнутый» трактуется как «необщительный, скрытный».
В целом же замкнутость можно охарактеризовать как «нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, затруднении эмоционального контакта с окружающими людьми, сложности установления новых социальных отношений».
Е.М. Кучеренко трактует замкнутость, как «особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми».
«Замкнутость — это та личностная особенность, которая формируется в раннем детстве и которая мешает свободно и уверенно устанавливать контакт с другими людьми».
В.С. Безрукова дает следующее определение данного термина: «Замкнутость — отрицательная нравственная черта личности, выражающаяся как стремление человека избегать общения, уходить от взаимодействия, обособляться. Замкнутые люди, как правило, угрюмые, пессимистичные, они тяжело сходятся с людьми, недоверчивы, очень избирательны в дружбе и товариществе, замыкающиеся на самих себе. Для таких людей нужна очень устойчивая внешняя среда. Им показана индивидуальная форма организации труда, в том числе учебного. Следует различать замкнутость как личностное качество от замкнутости как сознательно выбранного образа жизни. В первом случае замкнутость имеет биологические и педагогические причины (тип нервной системы, заболевание или плохое воспитание), во втором — социально-психологические».
Замкнутый ребенок, т. е. ребенок со сниженной потребностью установления и поддержания контакта, закрыт для других людей, что часто вызывает негативное отношение к нему и родителей, и сверстников. Это еще более усугубляет социальное положение ребенка. Поэтому замкнутый ребенок приспосабливается жить в одиночестве, и это существенно деформирует его личность.
Отличительной особенностью замкнутых, тревожных и неуверенных в себе детей является повышенная эмоциональность. Это диктует необходимость проведения психопрофилактической и психокоррекционной работы, направленной в первую очередь на осознание и отреагирование ими своих проблем и трудностей, понимание своих сильных и слабых сторон, формирование адекватного образа «Я» и обучение эффективным способам поведения и навыкам самопомощи.
В отличие от аутизма, как крайней формы отчуждения, выражающейся в уходе от контактов с окружающей действительностью, замкнутость не является патологическим явлением и может быть скорректирована психологом, а не психиатром. Замкнутость оставляет некоторую возможность «разбиения скорлупы», в которую попал ребенок. Коррекция здесь может быть более длительной, чем при устранении других нарушений.